Научная статья на тему 'Современные условия приватизации промышленных предприятии'

Современные условия приватизации промышленных предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВАТИЗАЦИЯ / УСЛОВИЯ / ТЕМПЫ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИКА / PRIVATIZATION / CONDITIONS / RATES / INDUSTRY / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орловская Елена Владимировна

Рассмотрены современные проблемы приватизации промышленных предприятий. Проанализированы итоги приватизации. Особое внимание уделено характеристике нового этапа приватизации промышленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT CONDITIONS FOR PRIVATIZATION OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

The article deals with contemporary issues of privatization of industrial enterprises. It analyzed the results of privatization. Particular attention is paid to the characterization of a new stage of privatization of industrial enterprises.

Текст научной работы на тему «Современные условия приватизации промышленных предприятии»

УДК 338.242.4.025.88

© Е.В. Орловская, 2011

СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рассмотрены современные проблемы приватизации промышленных предприятий. Проанализированы итоги приватизации. Особое внимание уделено характеристике нового этапа приватизации промышленных предприятий.

Ключевые слова: приватизация, условия, темпы, промышленность, экономика.

В 2007—2010 гг. общее количество федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с участием государства сократилось примерно на 40 % (см. рис. 1). Такой тренд характерен преимущественно для федерального уровня. На региональном и местном уровнях изменение числа унитарных предприятий было разнонаправленным. Даже формальное сокращение числа госпредприятий на федеральном уровне во многом связано с формированием «интегрированных структур» и государственных корпораций.

Источник: по материалам Минэкономразвития РФ.

Темпы приватизации после 2005 г. пошли на спад, что наглядно продемонстрировали итоги 2006—2008 гг. (см. рис. 2). Возобновление позитивной динамики началось лишь в 2010 г., о чем свидетельствуют не только количественные показатели по объектам, но и бюджетные доходы.

По данным Минэкономразвития РФ, сумма средств от продажи приватизируемого федерального имущества в 2010 г. составила 22,67 млрд руб., что многократно превысило поступления в федеральный бюджет от приватизации государственной собственности в 2008 г. (7,19 млрд руб.) и 2009 г. (1,93 млрд руб.), обеспечив перевыполнение планового задания, чего не наблюдалось несколько лет подряд.

Источник: по материалам Минэкономразвития РФ.

С другой стороны, по сравнению с 1990-ми годами возросло влияние государства. В 2000—2003 гг. его усилия преимущественно

7000 6000 бООО-К 4000-1 3000-/ 2000-/ 1000-Г 0

ш

т

шл

2007 2008 2009 2010

□ АО с долей государства более 50% ОАО с долей государства от 25 до 50%

■ АО с долей государства более 25% йФГУП

Рис. 1 Общее количество федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с участием РФ, 2007—2010 гг.

1800

1600

1400

1200'

1000

800

600

400

200

0

2005 2006

□запланировано

2007

2008

2009

2010

I приватизировано

Рис. 3 Динамика процесса приватизации федерального имущества в 2002— 2010 гг.

были направлены на оптимизацию прямого участия в экономике, сохранившегося после реализации программ чековой (1992—1994 гг.) и денежной (1995 — 1999 гг.) приватизации.

Последующие пять лет (2004—2008 гг.) характеризовались увеличением масштабов такого присутствия вследствие активизации деятельности компаний с долей государства в капитале, вставших на путь расширения масштабов и диверсификации своего бизнеса, участвуя в слияниях и поглощениях [1].

По данным Отчета об исполнении федерального бюджета на 1 января 2011 г. (www.roskazna.ru), совокупный объем доходов федерального бюджета от приватизации и продажи имущества (включая земельные участки) составил 18,68 млрд руб.

В 2006—2007 гг. вновь активизировалась политика по укрупнению разрозненных активов, остававшихся в собственности государства, в интегрированные структуры. Новым аспектом имущественной политики государства стало создание государственных корпораций, в числе которых появились охватывающие целые отрасли (авиационная и атомная промышленность, судостроение), включая выпуск гражданской продукции.

Расширение участия государства в экономике нашло отражение и в программных документах. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (принята в 2008 г.) отмечается органичность государственного сектора для российской экономики и признается роль государственного предпринимательства.

Однако в части управления государственной собственностью (отдельными категориями объектов) этот документ содержит в основном те же подходы, что и предыдущие правительственные программы 2000-х годов.

Важным отличием можно считать обязательное соответствие состава государственного имущества не только полномочиям и функциям государства, но и структурным изменениям в тех или иных секторах экономики.

Кризис 2008—2009 гг. в России формально не привел к прямому масштабному росту государственного сектора, поскольку приоритеты государства в антикризисной политике были ориентированы на минимизацию прямого расширения его участия в капитале проблемных частных компаний и банков. Больше того, официальные данные Росстата (не учитывающие пирамидальные владения в смешанном секторе) свидетельствуют о продолжающемся и в 2008—2010 гг. уменьшении доли госсектора в экономике. Тем не менее, большинство экспертных оценок свидетельствует о росте

прямого участия государства в экономике России вследствие как действий компаний смешанного сектора на рынке корпоративного контроля, так и проведения антикризисных мер государства. В частно -сти, усилилось косвенное влияние контролируемых им банков и структур, выступивших в качестве агентов государства при реализации антикризисных мероприятий.

По оценкам ЕБРР, к 2009 г. доля госсектора российской экономики в ВВП возросла с 30 до 35 %. Эти данные весьма показательны с точки зрения динамики, однако применительно к масштабам госсектора представляются заниженными. По имеющейся оценке («Тройка Диалог», 2008), федеральные и региональные власти в конце 2007 г. контролировали примерно 40 % рыночной капитализации российского фондового рынка но сравнению с 24 % в 2004 г. К началу 2008 г. «глубина концентрации собственности» в руках государства в рамках базы «Экспсрт-400» составила примерно 40—45 %, а в 2009 г. этот показатель различными экспертами оценивался в пределах 50 %.

Поворот к активной «структурной» приватизационной политике произошел в конце 2009 г., когда российская экономика начала выходить из острой фазы кризиса. В 2006—2008 гг. «типовыми» задачами приватизации были следующие: формирование доходов федерального бюджета, приватизация имущества, не задействованного в реализации государственных функций, акционирование унитарных предприятий. В сентябре—октябре 2009 г. в официальных выступлениях высших представителей Правительства РФ впервые было отмечено проведение «структурной» приватизации, направленной на снижение масштабов прямого участия государства в российской экономике, на развитие конкуренции в отраслях, на привлечение инвестиций в долгосрочное развитие компаний, повышение эффективности крупных компаний с государственным участием.

Началом нового этапа приватизации можно признать утверждение Правительством РФ (30 ноября 2009 г.) очередного Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2010 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2011—2012 годы.

Отличительные особенности этого плана: определение в качестве приоритетной задачи привлечение внебюджетных инвести-

ций в развитие приватизируемых промышленных компаний; существенное расширение перечня секторов (отраслей), в рамках которых планируется приватизация; ориентация на приватизацию ряда крупнейших (бюджетообразующих) компаний.

В целом можно выделить две группы современных условий приватизации промышленных предприятий.

Первая группа включает факторы, носящие фундаментальный характер и непосредственно не связанные с недавним экономическим кризисом:

• многогранность и противоречивость функций государства (как законодателя, регулятора и прямого участника крупных компаний);

• слабое развитие условий для справедливой конкуренции и повышения инвестиционной активности частного бизнеса в секторах с высоким прямым участием государства;

• активность крупных компаний с государственным участием по приобретению активов, в том числе расширению непрофильных активов;

• объективные ограничения в повышении качества корпоративного управления в компаниях госсектора;

• множественность субъектов госсектора, недостаточные возможности государства по эффективному управлению и контролю над их деятельностью.

Однако радикальное изменение государственной приватизационной политики с 2010 г., акценты на ее структурной составляющей и разгосударствлении крупнейших компаний, отдельных секторов, по нашему мнению, в большей степени были обусловлены осознанием проблем, получивших особую значимость в связи с недавним кризисом (вторая группа предпосылок):

• расширение участия (влияния) государства в экономике в кризисный период и чрезмерный уровень его прямого участия;

• риск посткризисного усиления участия государства в экономике вследствие неопределенности дальнейшей судьбы пакетов акций компаний, переданных в залог при предоставлении государственной антикризисной поддержки, при возможном неисполнении этими компаниями своих обязательств по возврату кредитов, риск усиления модели государственного капитализма;

• невысокая конкурентоспособность ряда крупных компаний госсектора, необходимость их реструктуризации и технологической модернизации;

• потребность в привлечении значительных внебюджетных инвестиций, в том числе в развитие важнейших инфраструктурных секторов;

• усилившиеся сомнения в перспективах быстрого посткризисного роста российской экономики, расширение бюджетных расходов социальной направленности, как следствие — необходимость ужесточить бюджетные ограничения (поиск дополнительных бюджетных доходов).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О первых этапах приватизации в России см., в частности: Радыгин А. Д. Реформа собственности в России: на пути из прошлого в будущее. М.: Республика, 1994; Радыгин А. Д., Энтов Р. М. Институциональные проблемы развития корпоративного сектора: собственность, контроль, рынок ценных бумаг. М.: ИЭПП, 1999; RadyginA. Privatization, Ownership Redistribution, and Formation of the Institutional Basis for Economic Reforms // The Economics of Russian Transition / Y. Gaidar (ed.); foreword by S. Fischer. Cambridge, MA: MIT Press, 2003. Ch. 14. P. 395—459.

УДК 338.242.4.025.88 © Е.В. Орловская, 2011

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПРИВАТИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рассмотрены современные условия приватизации промышленных предприятий. Проанализированы правовые основы приватизации. Особое внимание уделено приватизационной политике государства.

Ключевые слова: приватизация, право, основы, промышленность, экономика.

В пользу структурной направленности приватизационной политики свидетельствуют не только официальные декларации, но и практические действия государства последних двух лет по изменению регулирования приватизации, радикальному сокра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.