УДК 338.242.4.025.88
© Е.В. Орловская, 2011
СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Рассмотрены современные проблемы приватизации промышленных предприятий. Проанализированы итоги приватизации. Особое внимание уделено характеристике нового этапа приватизации промышленных предприятий.
Ключевые слова: приватизация, условия, темпы, промышленность, экономика.
В 2007—2010 гг. общее количество федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с участием государства сократилось примерно на 40 % (см. рис. 1). Такой тренд характерен преимущественно для федерального уровня. На региональном и местном уровнях изменение числа унитарных предприятий было разнонаправленным. Даже формальное сокращение числа госпредприятий на федеральном уровне во многом связано с формированием «интегрированных структур» и государственных корпораций.
Источник: по материалам Минэкономразвития РФ.
Темпы приватизации после 2005 г. пошли на спад, что наглядно продемонстрировали итоги 2006—2008 гг. (см. рис. 2). Возобновление позитивной динамики началось лишь в 2010 г., о чем свидетельствуют не только количественные показатели по объектам, но и бюджетные доходы.
По данным Минэкономразвития РФ, сумма средств от продажи приватизируемого федерального имущества в 2010 г. составила 22,67 млрд руб., что многократно превысило поступления в федеральный бюджет от приватизации государственной собственности в 2008 г. (7,19 млрд руб.) и 2009 г. (1,93 млрд руб.), обеспечив перевыполнение планового задания, чего не наблюдалось несколько лет подряд.
Источник: по материалам Минэкономразвития РФ.
С другой стороны, по сравнению с 1990-ми годами возросло влияние государства. В 2000—2003 гг. его усилия преимущественно
7000 6000 бООО-К 4000-1 3000-/ 2000-/ 1000-Г 0
ш
т
шл
2007 2008 2009 2010
□ АО с долей государства более 50% ОАО с долей государства от 25 до 50%
■ АО с долей государства более 25% йФГУП
Рис. 1 Общее количество федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с участием РФ, 2007—2010 гг.
1800
1600
1400
1200'
1000
800
600
400
200
0
2005 2006
□запланировано
2007
2008
2009
2010
I приватизировано
Рис. 3 Динамика процесса приватизации федерального имущества в 2002— 2010 гг.
были направлены на оптимизацию прямого участия в экономике, сохранившегося после реализации программ чековой (1992—1994 гг.) и денежной (1995 — 1999 гг.) приватизации.
Последующие пять лет (2004—2008 гг.) характеризовались увеличением масштабов такого присутствия вследствие активизации деятельности компаний с долей государства в капитале, вставших на путь расширения масштабов и диверсификации своего бизнеса, участвуя в слияниях и поглощениях [1].
По данным Отчета об исполнении федерального бюджета на 1 января 2011 г. (www.roskazna.ru), совокупный объем доходов федерального бюджета от приватизации и продажи имущества (включая земельные участки) составил 18,68 млрд руб.
В 2006—2007 гг. вновь активизировалась политика по укрупнению разрозненных активов, остававшихся в собственности государства, в интегрированные структуры. Новым аспектом имущественной политики государства стало создание государственных корпораций, в числе которых появились охватывающие целые отрасли (авиационная и атомная промышленность, судостроение), включая выпуск гражданской продукции.
Расширение участия государства в экономике нашло отражение и в программных документах. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (принята в 2008 г.) отмечается органичность государственного сектора для российской экономики и признается роль государственного предпринимательства.
Однако в части управления государственной собственностью (отдельными категориями объектов) этот документ содержит в основном те же подходы, что и предыдущие правительственные программы 2000-х годов.
Важным отличием можно считать обязательное соответствие состава государственного имущества не только полномочиям и функциям государства, но и структурным изменениям в тех или иных секторах экономики.
Кризис 2008—2009 гг. в России формально не привел к прямому масштабному росту государственного сектора, поскольку приоритеты государства в антикризисной политике были ориентированы на минимизацию прямого расширения его участия в капитале проблемных частных компаний и банков. Больше того, официальные данные Росстата (не учитывающие пирамидальные владения в смешанном секторе) свидетельствуют о продолжающемся и в 2008—2010 гг. уменьшении доли госсектора в экономике. Тем не менее, большинство экспертных оценок свидетельствует о росте
прямого участия государства в экономике России вследствие как действий компаний смешанного сектора на рынке корпоративного контроля, так и проведения антикризисных мер государства. В частно -сти, усилилось косвенное влияние контролируемых им банков и структур, выступивших в качестве агентов государства при реализации антикризисных мероприятий.
По оценкам ЕБРР, к 2009 г. доля госсектора российской экономики в ВВП возросла с 30 до 35 %. Эти данные весьма показательны с точки зрения динамики, однако применительно к масштабам госсектора представляются заниженными. По имеющейся оценке («Тройка Диалог», 2008), федеральные и региональные власти в конце 2007 г. контролировали примерно 40 % рыночной капитализации российского фондового рынка но сравнению с 24 % в 2004 г. К началу 2008 г. «глубина концентрации собственности» в руках государства в рамках базы «Экспсрт-400» составила примерно 40—45 %, а в 2009 г. этот показатель различными экспертами оценивался в пределах 50 %.
Поворот к активной «структурной» приватизационной политике произошел в конце 2009 г., когда российская экономика начала выходить из острой фазы кризиса. В 2006—2008 гг. «типовыми» задачами приватизации были следующие: формирование доходов федерального бюджета, приватизация имущества, не задействованного в реализации государственных функций, акционирование унитарных предприятий. В сентябре—октябре 2009 г. в официальных выступлениях высших представителей Правительства РФ впервые было отмечено проведение «структурной» приватизации, направленной на снижение масштабов прямого участия государства в российской экономике, на развитие конкуренции в отраслях, на привлечение инвестиций в долгосрочное развитие компаний, повышение эффективности крупных компаний с государственным участием.
Началом нового этапа приватизации можно признать утверждение Правительством РФ (30 ноября 2009 г.) очередного Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2010 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2011—2012 годы.
Отличительные особенности этого плана: определение в качестве приоритетной задачи привлечение внебюджетных инвести-
ций в развитие приватизируемых промышленных компаний; существенное расширение перечня секторов (отраслей), в рамках которых планируется приватизация; ориентация на приватизацию ряда крупнейших (бюджетообразующих) компаний.
В целом можно выделить две группы современных условий приватизации промышленных предприятий.
Первая группа включает факторы, носящие фундаментальный характер и непосредственно не связанные с недавним экономическим кризисом:
• многогранность и противоречивость функций государства (как законодателя, регулятора и прямого участника крупных компаний);
• слабое развитие условий для справедливой конкуренции и повышения инвестиционной активности частного бизнеса в секторах с высоким прямым участием государства;
• активность крупных компаний с государственным участием по приобретению активов, в том числе расширению непрофильных активов;
• объективные ограничения в повышении качества корпоративного управления в компаниях госсектора;
• множественность субъектов госсектора, недостаточные возможности государства по эффективному управлению и контролю над их деятельностью.
Однако радикальное изменение государственной приватизационной политики с 2010 г., акценты на ее структурной составляющей и разгосударствлении крупнейших компаний, отдельных секторов, по нашему мнению, в большей степени были обусловлены осознанием проблем, получивших особую значимость в связи с недавним кризисом (вторая группа предпосылок):
• расширение участия (влияния) государства в экономике в кризисный период и чрезмерный уровень его прямого участия;
• риск посткризисного усиления участия государства в экономике вследствие неопределенности дальнейшей судьбы пакетов акций компаний, переданных в залог при предоставлении государственной антикризисной поддержки, при возможном неисполнении этими компаниями своих обязательств по возврату кредитов, риск усиления модели государственного капитализма;
• невысокая конкурентоспособность ряда крупных компаний госсектора, необходимость их реструктуризации и технологической модернизации;
• потребность в привлечении значительных внебюджетных инвестиций, в том числе в развитие важнейших инфраструктурных секторов;
• усилившиеся сомнения в перспективах быстрого посткризисного роста российской экономики, расширение бюджетных расходов социальной направленности, как следствие — необходимость ужесточить бюджетные ограничения (поиск дополнительных бюджетных доходов).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О первых этапах приватизации в России см., в частности: Радыгин А. Д. Реформа собственности в России: на пути из прошлого в будущее. М.: Республика, 1994; Радыгин А. Д., Энтов Р. М. Институциональные проблемы развития корпоративного сектора: собственность, контроль, рынок ценных бумаг. М.: ИЭПП, 1999; RadyginA. Privatization, Ownership Redistribution, and Formation of the Institutional Basis for Economic Reforms // The Economics of Russian Transition / Y. Gaidar (ed.); foreword by S. Fischer. Cambridge, MA: MIT Press, 2003. Ch. 14. P. 395—459.
УДК 338.242.4.025.88 © Е.В. Орловская, 2011
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПРИВАТИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Рассмотрены современные условия приватизации промышленных предприятий. Проанализированы правовые основы приватизации. Особое внимание уделено приватизационной политике государства.
Ключевые слова: приватизация, право, основы, промышленность, экономика.
В пользу структурной направленности приватизационной политики свидетельствуют не только официальные декларации, но и практические действия государства последних двух лет по изменению регулирования приватизации, радикальному сокра-