Научная статья на тему 'Совершенствование правовых основ приватизации промышленных предприятий'

Совершенствование правовых основ приватизации промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВАТИЗАЦИЯ / ПРАВО / ОСНОВЫ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИКА / PRIVATIZATION / LAW / FOUNDATIONS / INDUSTRY / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орловская Елена Владимировна

Рассмотрены современные условия приватизации промышленных предприятий. Проанализированы правовые основы приватизации. Особое внимание уделено приватизационной политике государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE LEGAL FRAMEWORK FOR PRIVATIZATION OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

This article reviews current conditions for the privatization of industrial enterprises. It analyzes the legal framework of privatization. Particular attention is paid to the privatization policy of the state.

Текст научной работы на тему «Совершенствование правовых основ приватизации промышленных предприятий»

• потребность в привлечении значительных внебюджетных инвестиций, в том числе в развитие важнейших инфраструктурных секторов;

• усилившиеся сомнения в перспективах быстрого посткризисного роста российской экономики, расширение бюджетных расходов социальной направленности, как следствие — необходимость ужесточить бюджетные ограничения (поиск дополнительных бюджетных доходов).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О первых этапах приватизации в России см., в частности: Радыгин А. Д. Реформа собственности в России: на пути из прошлого в будущее. М.: Республика, 1994; Радыгин А. Д., Энтов Р. М. Институциональные проблемы развития корпоративного сектора: собственность, контроль, рынок ценных бумаг. М.: ИЭПП, 1999; RadyginA. Privatization, Ownership Redistribution, and Formation of the Institutional Basis for Economic Reforms // The Economics of Russian Transition / Y. Gaidar (ed.); foreword by S. Fischer. Cambridge, MA: MIT Press, 2003. Ch. 14. P. 395—459.

УДК 338.242.4.025.88 © Е.В. Орловская, 2011

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПРИВАТИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рассмотрены современные условия приватизации промышленных предприятий. Проанализированы правовые основы приватизации. Особое внимание уделено приватизационной политике государства.

Ключевые слова: приватизация, право, основы, промышленность, экономика.

В пользу структурной направленности приватизационной политики свидетельствуют не только официальные декларации, но и практические действия государства последних двух лет по изменению регулирования приватизации, радикальному сокра-

щению перечня стратегических предприятий и обществ, планированию приватизации крупнейших компаний госсектора, совершенствованию корпоративного управления в компаниях с государственным участием.

Во-первых, целый ряд существенных изменений и дополнений был внесен в законодательство о приватизации [1]:

• переход на среднесрочное планирование приватизации федерального имущества, определение возможностей утверждения Правительством РФ прогнозного плана (программы) приватизации на срок от 1 до 3 лет (ранее устанавливалось ежегодное формирование прогнозного плана) и дополнений приватизационных планов новыми субъектами;

• предоставление Правительству РФ права принимать решения о приватизации государственного имущества вне рамок «стандартных» процедур, установленных законодательством о приватизации, в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики;

• определение возможности передачи Правительством РФ функций продавца приватизируемого федерального имущества юридическим лицам;

• отмена института нормативной цены подлежащего приватизации имущества, определяемой в соответствии с установленным Правительством РФ порядком минимальной цены, по которой возможно отчуждение этого имущества;

• упрощение условий приватизации некрупных объектов федерального имущества, расширение доступа потенциальных покупателей к участию в приватизации (определение возможности продажи государственного имущества в электронной форме; совершенствование ее процедуры посредством публичного предложения — «голландский аукцион»; уменьшение размера требуемого задатка для участия в аукционе или конкурсе);

• повышение требований к обеспечению прозрачности процедур приватизации.

Во-вторых, в контексте расширения базы для приватизации следует упомянуть кардинальное сокращение перечня стратегических предприятий и акционерных обществ: число действующих организаций за 2010 г. сократилось более чем вдвое, примерно до 200 [2].

Рассматривая совокупность исключенных из перечня организаций в отраслевом разрезе, можно отметить, что существенная их часть (порядка четверти) так или иначе связана с транспортом и соответствующей инфраструктурой.

В-третьих, были разработаны планы приватизации на 2011— 2015 гг.: пакетов акций 10 крупнейших российских компаний и банков, занимающих лидирующее положение в отраслях экономики (Роснефть, РусГидро, Федеральная сетевая компания ЕЭС, Совкомфлот, Сбербанк России, Банк ВТБ, Объединенная зерновая компания, Росагролизинг, РЖД, Россельхозбанк) [3].

Приватизацию акций указанных компаний планируется осуществлять на основании отдельных решений Президента РФ и Правительства РФ, то есть по «индивидуальным» схемам. Было определено, что уменьшение государственного участия будет осуществляться посредством не только продажи части принадлежащих государству акций, но и проведения дополнительной эмиссии для привлечения инвестиций в интересах компаний.

В-четвертых, важно отметить активизацию процессов подготовки и проведения приватизации широкого круга менее крупных компаний и предприятий госсектора (наряду с разработкой планов и подготовкой к продаже пакетов акций крупнейших государственных компаний и банков).

Так, кардинально был расширен Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2010 г.: в него были включены порядка 500 организаций, в том числе свыше 200 ФГУП. При этом следует особо отметить дополнение перечня рядом весьма крупных АО в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры (морские и речные пароходства, порты, аэропорты).

Необходимо отметить, что и в 2011 г. сохраняется довольно высокая динамика действий в сфере государственной приватизационной политики. Можно отметить как новые политические декларации (об ускорении приватизационного процесса), так и прикладные новации в сфере электронных торгов, разработки стратегий ФГУП, вывода высших государственных чиновников из состава советов директоров, законодательного расширения возможных форм трансформации унитарных предприятий.

Таким образом, формирование и реализация современной приватизационной политики в 2009—2010 гг., безусловно, были

среди приоритетов государства. Однако, несмотря на положительные наработки, процесс этот весьма непростой и сопряжен с постоянным маневрированием и временными компромиссами. По нашему мнению, для формирования и реализации государственной приватизационной политики характерна особая роль политических решений, той или иной системы «презумпций» в отношении действий в данной сфере.

Это является следствием объективно ограниченных возможностей оценки социально-экономических эффектов, существенной разнородности государственного сектора и специфики различных государственных активов. Но политические решения, естественно, не могут определить все необходимые действия государства. Поэтому возрастает роль различных групп интересов (влияния) с позитивной повесткой в определении конкретных мер по реализации политических решений, соперничество же этих групп определяет некоторое изменение приватизационной политики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 31 мая 2010 г. Х° 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества».

2. Указ Президента РФ от 4 августа 2004 г. № 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ». Заметим, что в соответствии с действующим законодательством о приватизации включение стратегических предприятий и акций стратегических акционерных обществ в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества возможно лишь при их исключении из перечня стратегических предприятий и акционерных обществ.

3. См. прежде всего Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011 2013 гг., а также опубликованную Минэкономразвития России информацию о планируемых продажах акций крупных компаний, занимающих лидирующее положение в отраслях российской экономики, в 2011 2015 гг. (www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ investmentpolicy/doc20101123_08). В июле 2011 г. этот перечень был расширен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.