Современные тенденции в формировании выставочных экспозиций Current trends in the formation of exhibitions
Ротань Марья Витальевна,
Государственный университет по землеустройству, кафедра архитектуры, магистр
Rotan Marya Vitalyevna,
State University of land management, in the Department of architecture , мaster
Аннотация: Постановка задачи. Определить тенденции в организации выставочных экспозиций на современном этапе развития пространств музеев, культурно-досуговых и научно-исследовательских центров.
Анализ пространственного-предметной организации выставочной экспозиции позволяет выявить общие направления и признаки формирования элементов выставки, отражающие потребности общества в потреблении такого «продукта», как визуальная информация.
Определены характерные черты современных экспозиций, организованных за последние 15 лет. Современная практика формирования выставочных экспозиций позволяет выделить ряд компонентов, составляющих единую систему выставки с уникальным концептуально-художественным замыслом.
Значимость полученных результатов для архитектурного проектирования пространств состоит в определении характерных черт и современных направлений при формировании выставочных экспозиций.
Summary: Problem statement. Identify trends in the organization of exhibitions at the present stage of development of Museum spaces, cultural and leisure and research centers.
The analysis of the spatial and subject organization of the exhibition allows to reveal the General directions and signs of the formation of the exhibition elements, reflecting the needs of society in the consumption of such «product» as visual information.
The characteristic features of modern expositions organized over the past 15 years are determined. The modern practice of the formation of exhibitions allows us to identify a number of components that make up a single system of exhibitions with a unique conceptual and artistic design.
The significance of the results for the architectural design of spaces is to determine the characteristics and modern trends in the formation of exhibitions.
Ключевые слова: экспозиция, выставочное пространство, выставка, музей, выставочный сценарий, оформление экспозиции.
Key words: exposition, exhibition space, exhibition, Museum, exhibition scenario, exhibition design.
В течение последних десяти лет искусство выставочной экспозиции проявило себя как самостоятельный аспект архитектурного проектирования. Данный процесс обусловлен изменением потребностей общества в потреблении визуальной информации.
Создание выставочной экспозиции - это комплексное формирование «концептуально» обусловленной среды, создающей образ пространственно-предметных связей согласно сценарию выставки. Элементы и приемы формирования выставочных экспозиций постоянно меняются, потому что необходимо ориентироваться на преобладающий на современном этапе тип восприятия, понимания и прочтения информации.
Повсеместная доступность информации любого вида характерна для данного периода времени, а возрастающий темп её потребления обуславливает особенности формирования визуально-вербального ряда. Стремительность и развитие современных проектных технологий являются причиной изменения принципов построения выставочных экспозиций. Формирование экспозиции, отражающей «выставочный сценарий» подразумевает театрализацию пространства и сюжетное действие [1].
Происходит постепенное усиление художественной выразительности пространства экспозиции в процессе отказа от классических канонов формирования выставок. В целом это приводит к повышению информативности и динамике восприятия. Стилистика и пространственные приемы организации выставочной экспозиции эволюционируют, отвечая требованиям времени. Формообразование и предметное наполнение ориентируются на основные тенденции и критерии потребностей общества в способности восприятия возрастающего информационного потока [2].
Археологическая экспозиция центра Palaon
Современный стремительный ритм жизни и огромный поток информации нейтрализовали спокойную созерцательность стандартного зального пространства.
Сегодня потребность общества состоит в том, чтобы не просто вдумчиво изучать объект во всём многообразии его проявлений. В век информационного бума сознание индивида реагирует на моментальное восприятие образа. Вместе с этим есть необходимость
в разнообразии пространственных сценариев, расширении информации об объекте, максимальной информативности, яркости и запоминаемости экспозиции в целом.
Общая тенденция при формировании современных выставочных экспозиций - это гибкость использования внутреннего пространства, где определяющим является образ всей выставки. Он, в свою очередь влияет на построение выставочного сценария, следствием чего является пространственно-функциональное зонирование и светоцветовое решение.
При этом планировка чаще всего предоставляет посетителю выбор между последовательным знакомством со всей экспозицией и осмотром отдельных разделов.
Ярким примером подобного подхода является Исследовательский и посетительский центр Paläon, построенный в 2013 году в Германии в Шёнингене.
Проектированием интерьеров и дизайном экспозиции занимались Holzer Kobler Architekturen [3, 4]. Сценарий пространства Paläon представляет собой интерактивный путь от знакомства с жизнью древнего человека до участия в работе ученых.
Пространственным ядром является зал, площадью 600 м2, высотой в три этажа (рис. 1).
Рнс. 1. Исследовательский н посетительский центр Paläon, 2013. Holzer
Kobler Architekturen
Ядром экспозиции стали выставленные в отдельном зале семь «Шёнингенских копий» наряду 30-метровой картиной с фантазиями на тему мира Гейдельбергского человека.
Поскольку данная экспозиция позиционирует себя как археологическая выставка, то уместным продолжения являются кости древних животных и изображения флоры и фауны эпохи между двумя ледниковыми периодами, к которой принадлежат находки.
При этом пространство отражает все современные тенденции в потребностях потребления информации, - оно интерактивно, многофункционально, лаконично.
Кроме этого сценарий развития экспозиции дает возможность самостоятельного поиска маршрута. С каждой точки пространства открываются многовариантные ракурсы, обогащающее информационное поле (рис. 2).
Рис. 2. Пространство выставки. Исследовательский и посетительский центр Paläon, 2013. Holzer Kobler Architekturen
Надо отметить, что образ выставки лаконичен по цветовосприятию и является удачным «фоновым» решением для многообразия представленных экспонатов.
Пространство хорошо запоминается, создавая в памяти посетителя полноценную картину на тему «Информация-пространство-смысл». Современные тенденции по формированию «выставочного сценария» на уровне визуально-вербального восприятия тактично опираются на использование, как современных технологий, так и явных простых сюжетных образов.
Ломаные линии пространства, многоплановость видовых траекторий, геометрия элементов создают современную и наполненную среду, способствующую формированию запоминающегося образа всей экспозиции.
Таким образом, пространственная динамика является отличительной чертой современных выставочных экспозиций. Она выражена не только в использовании широкой палитры технических средств, но и в многообразии авторских образов на тему экспозиции.
Яркость пластического выражения пространства экспозиции определена «выставочным сценарием» и формирует практически театральное действо. Построение всей экспозиции выставки от функционального зонирования до цвета поверхности организует информационную среду, максимально комфортную для визуального потребления.
Современный этап развития выставочной сферы характеризуется ростом количества разнообразных тематических экспозиций, а также активно идущим процессом реконструкции существующих выставок и музеев. Значительным отличием данного процесса от стандартной музейной реэкспозиции является необходимость полного переосмысления роли информации и ее восприятия в культурном контексте каждого города.
Сегодня каждый выставочный фонд ищет адекватные формы интерпретации и представления своих собраний для публики, а также новых методов взаимодействия с аудиторией [10].
Формирование выставки не сводится лишь к модернизации существующей экспозиции за счет привлечения дизайнеров и использования современных технических средств. Ее пространственная организация включает совершенствование всей системы визуально-вербальных коммуникаций для создания адекватного информационного образа, соответствующего потребностям и запросам индивида.
Следовательно, основная тенденция в формировании выставочных экспозиций - это организация такой информационно-экспозиционной среды, цель которой - восприятие экспозиции более индивидуальной и адресной каждому посетителю, интегрировать культурно-научный потенциал выставки с потребностями современного общества.
Список использованной литературы
1. Джордж Эдриан. Справочник куратора. М. : Ад Маргинем Пресс, 2017. 352 с.
2. Литвинов В. В. Практика современной экспозиции. М. : Плакат, 2016. 192 с.
3. Alexander Walter. PALÄON Research and Experience Center Schöningen Spears Opens to the Public // is the premier online publication for competition and event listings in the architecture and design industries «Bustler». URL: http://bustler.net/news/2945/pal-196- on-research-and-experience-center-sch-246-ningen-spears-opens-to-the-public (дата обращения: 04.05.2019).
4. Исследовательский и посетительский центр Paläon // Он-лайн интернет журнал «ARCHI.RU» URL: https://archi.ru/projects/world/8383/issledovatelskii-i-posetitelskiicentr-pal228-on (дата обращения: 04.05.2019).
5. Isabelle Lomholt. Level Green - Exhibition // online architecture resource «e-architect», 2016. URL: https://www.e-architect.co.uk/exhibitions/level-green-exhibition (дата обращения: 04.05.2019).
6. Уилкинсон Филипп. Архитектура. 50 идей, о которых нужно знать. М. : Фантом Пресс, 2017. 208 с.
7. Платонова Т. Л. Чудеса архитектуры. М. : Эксмо, 2014. 208 с.
8. Иванов А. В. Выставка в красном - цифровые технологии DRUPA-2014 // Университетская книга. 2014. № 7. С. 11-13 .
9. Официальный сайт музея Newseum: information about the Newseum. URL: http://www.newseum.org/exhibits/ (дата обращения: 04.05.2019).
10. Добробабенко Е. В., Добробабенко Н. С. Выставка «под ключ». Готовые маркетинговые решения. СПб. : Питер, 2017. 208 с.
References
1. George Adrian. Curator's Handbook. M. : Ad Marginem Press, 2017. 352 p.
2. Litvinov V. V. Practice of modern exposition. M. : Poster, 2016. 192 p.
3. Alexander Walter. PALÀON Research and Experience Center Schoningen Spears open to the Public // is the premier online publication for competition and event lists in the architecture and design industries «Bustler». URL: http://bustler.net/news/2945/pal-196 — on-research-and-experience-center-sch-246-ningen-spears-opens-to-the-public (accessed: 04.05.2009).
4. Palaon research and visitor centre // Online journal «ARCHI.RU» URL: https://archi.ru/projects/world/8383/issledovatelskii-i-posetitelskiicentr-pal228-on (date of application: 04.05.2009).
5. Isabelle Lomholt. Level Green - Exhibition // online architecture resource «e-architect», 2016. URL: https://www.e-architect.co.uk/exhibitions/level-green-exhibition (date accessed: 04.05.2019).
6. Wilkinson, Philip. Architecture. 50 ideas to be aware of. M : The Phantom The Press, 2017. 208 p.
7. Platonova T. L. Wonders of architecture. M. : Eksmo, 2014. 208 p.
8. Ivanov AV Exhibition in red - digital technology DRUPA-2014 // University book. 2014. No. 7.P .11-13.
9. Official site of Newseum Museum: information about the Newseum. URL: http://www.newseum.org/exhibits/ (accessed: 04.05.2019).
10. Dobrobabina, E. V., Dobrobabina N. S. the Exhibition «turnkey». Ready-made marketing solutions. SPb. : Peter, 2017. 208 p.