Научная статья на тему 'Всемирная универсальная выставка 1873 года в Австрии. Развитие и эксплуатация поствыставочного пространства всемирных выставок XIX века'

Всемирная универсальная выставка 1873 года в Австрии. Развитие и эксплуатация поствыставочного пространства всемирных выставок XIX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2093
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВСТРИЯ / ВСЕМИРНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА / ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПАВИЛЬОН / ПОСТВЫСТАВОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭКСПОЗИЦИЯ / AUSTRIA / THE WORLD EXHIBITION / LANDSCAPE GARDENING / PUBLIC SPACE / SHOWROOM / EXPOSITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Макотина С. А.

Статья посвящена Всемирной выставке 1873 г. в Австрии. Описана территория проведения выставки в парке Пратер города Вены. Представлена судьба выставочного павильона, своеобразие его формы, особенности строительства и экспонаты выставки. Рассмотрено дальнейшее развитие и эксплуатация поствыставочного пространства Всемирной выставки 1873 г. как общественного ландшафтно-рекреационного центра Вены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Макотина С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VIENNA WORLD EXHIBITION (AUSTRIA, 1873). DEVELOPMENT AND EXPLOITATION OF THE 19TH CENTURY INTERNATIONAL EXHIBITIONS SHOWROOMS

The article focuses on the World exhibition in Austria (1873). The author describes the territory of the exhibition in the Prater Park, Vienna. Moreover the author presents the showroom further destiny, the variety of its forms, construction peculiarities and the exhibits; examines development and exploitation of the showrooms of the World exhibition of 1873 as a public and landscape centre of Vienna.

Текст научной работы на тему «Всемирная универсальная выставка 1873 года в Австрии. Развитие и эксплуатация поствыставочного пространства всемирных выставок XIX века»

УДК 061.48 (93) ВСЕМИРНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА 1873 ГОДА В АВСТРИИ.

РАЗВИТИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОСТВЫСТАВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА

ВСЕМИРНЫХ ВЫСТАВОК XIX ВЕКА С.А. Макотина

Статья посвящена Всемирной выставке 1873 г. в Австрии. Описана территория проведения выставки в парке Пратер города Вены. Представлена судьба выставочного павильона, своеобразие его формы, особенности строительства и экспонаты выставки. Рассмотрено дальнейшее развитие и эксплуатация поствыставочного пространства Всемирной выставки 1873 г. как общественного ландшафтно-рекреационного центра Вены.

Ключевые слова: Австрия, Всемирная универсальная выставка; ландшафтный дизайн; общественное пространство; павильон; поствыставочное пространство; экспозиция.

THE VIENNA WORLD EXHIBITION (AUSTRIA, 1873). DEVELOPMENT AND EXPLOITATION OF THE 19TH CENTURY INTERNATIONAL EXHIBITIONS

SHOWROOMS

S.A. Makotina

The article focuses on the World exhibition in Austria (1873). The author describes the territory of the exhibition in the Prater Park, Vienna. Moreover the author presents the showroom further destiny, the variety of its forms, construction peculiarities and the exhibits; examines development and exploitation of the showrooms of the World exhibition of 1873 as a public and landscape centre of Vienna.

Key words: Austria, the World exhibition, landscape gardening, public space, showroom, exposition.

Всемирные универсальные выставки XIX века планировались как грандиозные мероприятия и важнейшие события мирового значения. Для подбора строительных площадей, проектирования выставочных зданий и сооружений, утверждения планов экспозиции приглашались авторитетные государственные деятели, грамотные инженеры, талантливые архитекторы. Изучая историю всемирных выставочных форумов, работая над анализом территории, особенностями застройки, развития и эксплуатации выставочных и по-ствыставочных пространств, становится очевидным, что желания и мысли организаторов и строителей были обращены далеко в будущее. Современные требования дизайна, направленные на комплексное формирование гармоничной окружающей среды для человека, зарождались в идеях и проектах Всемирных выставок XIX века. В этом можно убедиться на примерах выставок: Лондонская экспозиция 1851 г. [1], 1862 г. [2], Нью-Йоркская 1853 г. [3], Венская 1873 г. и др. В свою очередь дальнейшее целенаправленное развитие поствыставочных территорий, наполнение их культурными, образовательными и

спортивными объектами, сохранение больших рекреационных пространств и обширных зелёных зон в центральных исторических частях мегаполисов, говорит о гуманнонравственном и экологическом подходе к устойчивому развитию городов, ставших местом проведения Всемирных выставок. На протяжении многих десятилетий в таких городах как Лондон, Париж, Нью-Йорк и т. д., мы наблюдаем позитивные процессы эволюции поствыставочных территорий. Столица Австрии, г. Вена, как место проведения Всемирной универсальной выставки 1873 г., не стала исключением. История всех всемирных выставок [5] отмечает, что впервые в XIX веке подобное мероприятие решено было провести за пределами Англии и Франции - в столице Австро-Венгрии, г. Вене.

Правящая монархия Австро-Венгрии считала, что такая выставка придаст новый импульс модернизации страны и предоставит возможность восстановления политической уверенности после поражений в войнах с Пруссией и Италией. Организаторами Венской выставки выступили крупные банкиры и главы индустриальных компаний, в том числе Ротшильды и Круппы (рис. 10). Экспозиционная программа 1871 г. гласила: «Под высокой эгидой их Королевского Высочества и его апостольского величества, международная выставка состоится в Вене в 1873 г. с целью представления и стимулирования дальнейшего прогресса в современной культуре и демонстрации общего спектра экономики» [4]. Экспозиция привлекла в Вену предпринимателей со всего мира, стали активно развиваться учреждения общественного питания и гостиничный бизнес. Однако блестящие коммерческие достижения, бурный рост промышленности Австрии омрачались негативными событиями в экономике, крахом фондового рынка и эпидемией холеры. Тем не менее, романтическая Вена готовилась к международному форуму и ждала праздника.

Рис. 1. Карта района Леопольдштадт, 1830 г. Австрийский архитектор Граф Леопольд Карл Васкес (1796-1861). Источник: http://de.wikipedia.org/wiki/Leopoldstadt

Территориальная предыстория Венской универсальной выставки складывалась особым образом и была связана с любимым местом отдыха жителей Вены - парком Пратер. Дивный природный парк, названный «РгаШт» (в переводе с латинского «луг»), расположился недалеко от исторического центра Вены, заняв южные области района Лео-польдштадт (рис. 1). «Светские развлечения, шумные народные гулянья в Пратере обязательно упоминаются в посвящённых Вене сочинениях первой половины XIX века» [7]. В 1873 г. Пратер стал местом проведения Всемирной выставки. Зелёная зона длиной пять километров живописно протянулась между Дунаем и Дунайским каналом. Изначально, согласно летописям XП-XV веков, здесь располагались охотничьи угодья австрийских императоров [14]. В 1766 г. кайзер Йозеф II открыл это место для широкой публики как

общественную зону отдыха. Выполняя пожелания их Королевского Высочества, в 1869 г., власти официально объявили парк «Пратер» местом проведения будущей Всемирной выставки. Однако нашлись критики, указывающие на то, что расстояние от центра города до парка слишком велико и неудобно добираться, что данные территории по берегам реки Дунай опасны с точки зрения затопления площадей. Несмотря на эти оговорки, реновация окрестностей и самого парка Пратер была не только утверждена правительством и выставочным комитетом, но и стала основным толчком в деле обновления всего города Вены и подготовки её к предстоящей выставке. По плану реконструкции и в результате проведённых инженерно-гидрологических работ на водных объектах города Вены появились новые русла реки Дунай, что, наконец-то, исключило вековой риск затопления города и парка Пратер. Меры по осуществлению контроля над уровнем воды в реке Дунай демонстрировались в экспозиционном пространстве Всемирной выставки, как самое важное гидрологическое достижение страны. Результаты проведённых мероприятий по регулированию вод Дуная позволили построить железнодорожную станцию в северной части парка «Пратер» и проложить рельсовые пути вдоль Портовой набережной к каждому экспозиционному зданию ещё на этапе строительства выставочных объектов [9]. Кроме этого меры по понижению уровня грунтовых вод позволили улучшить качество питьевой воды, которую подают в город [7]. Развитию общественной зоны сопутствовали изменения внешнего облика городского архитектурного окружения парка. Можно сказать, что вся грандиозная «Строительная площадка» по переустройству Вены в целом и района Лео-польдштадта в частности стала одним из самых важных экспонатов Всемирной выставки 1873 г. (рис. 2, 4). Район Леопольдштадт начали реорганизовывать в 1871 г. под руководством архитектора Лотар Абеля (Lothar Abel). В рамках подготовки к выставке отремонтировали местечко Вурстелпратер (Wurstelprater) в западной части парка Пратер. Чуть позже его переименовали в «Волкспратер» (Volksprater - народный парк), здесь стала быстро развиваться индустрия аттракционов, увеселительных заведений, общественного питания.

Рис. 2. Цветом выделена «зелёная зона» парка Пратер.

Источник: http://architekturinwien.blogspot.ru/2010_03_01_archive.html

Архитектор Лотар Абель выпрямлял и расширял дороги в районе, запретил пускать в парк бездомных и ввёл в округе регулярное строительство жилых домов в соответствии с генеральным планом [4]. Однако его противники критиковали реконструкцию, и особенно были недоволны проектом Всемирной выставки. По их мнению, данное краткосрочное мероприятие шло на пользу исключительно избранному классу и, следовательно, приводило к социальному неравенству. Тем не менее, несмотря на все неурядицы, летом 1873 г. парк был расчищен, отремонтирован и подготовлен для проведения международного форума.

Основной осью парковой и выставочной зоны стал Главный проспект (Hauptalee), протяжённостью около четырёх с половиной километров. Он начинался у кольцевой дороги Пратерштерн (Praterstern) и заканчивался беседкой-рестораном «Летний домик» (Lusthaus). Прямая, как стрела, дорога в Пратер, названная позже проспектом, возникла ещё в 1538 г. в результате вырубки лесов в низменной части района Леопольдштадт. Необходимость сближения деревенских пригородов с центром Вены, расширение границ города явилось причиной масштабного изменения в местности Пратер. План данного ландшафтно-рекреационного пространства формировался с XVI века, однако, свой современный традиционный облик парк начал приобретать во второй половине XVIII столетия [7]. Проспект Хаупталее имел дорогу для гужевого транспорта и пешеходные дорожки. В целях безопасности движения несколько рядов высоких каштановых деревьев отделяли проезжую часть от пешеходной зоны (рис. 3). В разные стороны от Главного проспекта разбегались прогулочные дорожки по всему парку.

Границы участка, отведённого под строительство выставочного комплекса, определялись особенностями ландшафта, водными ресурсами, озеленением территории и существующими функциональными зонами парка. Не остались без внимания видовые точки выставочного комплекса, прекрасно вписавшегося в окружающую природную среду. С юго-запада территория выставки шла вдоль Главного проспекта, с северо-востока выходила к дамбе реки Дунай, с севера граница участка пролегала вдоль улицы Выставок (Ausstellungsstrabe), с юго-востока огибалась искусственным озером Хаустадельвассер (Heustadelwasser), а с северо-запада упиралась в кольцевую дорогу Пратерштерн и Северный вокзал (Wien Nord), соседствуя с городком аттракционов (рис. 4). При организации выставки одно из важных мест заняли градостроительные вопросы. Вместе с тем формирование выставочного ансамбля стало выражением основной идеи организаторов и авторов проекта, звучащей как девиз: «Фестиваль мира, объединяющий все народы» , речь на открытии выставки произнес мэр города Вены Фелдер [4]. Однако оригинальный вариант создания «международного городка» в виде многочисленных национальных павильонов был отклонён генеральным директором экспозиции бароном Вильгельмом фон Шварц-Сенборном (Wilhelm von Schwarz-Senborn). Выставочный комитет остановился на объёмно-пространственной композиции Дворца с доминантой в виде центрального выставочного зала.

Имея очень сложную структуру, Дворец индустрии представлял собой единое сооружение с множеством экспозиционных залов. В связи с большим количеством экспонентов и нехваткой мест вокруг комплекса стали строить дополнительные павильоны [5]. Согласно схеме монтажного плана от 1873 г., вся выставочная территория делилась с запада на восток на четыре крупные функциональные зоны: входная парковая зона с центральной аллеей Кайзер для прогулок; зона промышленного дворца и павильонов искусства; зона сельскохозяйственной выставки; зона машиностроения, торговли и демонстрации жилого домостроения. Ближе к кольцевой дороге размещалась развлекательная зона с аттракционами. От Северного вокзала к Дунаю шла Выставочная улица. Вдоль основных магистралей выставки посетителям предлагался самый широкий выбор увеселительных и культурных заведений, таких как международные экзотические рестораны, кафе, читальные залы и роскошные императорские павильоны.

Третья зона выставочного комплекса демонстрировала сельскохозяйственную продукцию и узкоспециализированные экспозиции. Помимо прочих, в ней размещались: Восточный и Западный сельскохозяйственный павильон, Германский павильон индустрии и образования, экспозиции Норвегии и Швеции. За ними на северо-восток следовала зона машиностроения, граничащая с железнодорожной станцией и Дунаем. Кроме павильона машиностроения она включала в себя выставку жилья промышленных рабочих и Всемирный торговый павильон (рис. 4, 5).

Рис. 3. Главный проспект Пратер, Salomon Kleiner (1700-1761). Hauptallee

Рис. 4. Монтажный План Венской выставки 1873 г. (Montage Plan Weltausstellung 1873 г.): I - входная парковая зона с центральной аллеей Кайзер для прогулок;

II - зона промышленного дворца и павильонов искусства; III - зона сельскохозяйственной выставки; IV - зона машиностроения, торговли и демонстрации жилого домостроения; 1 - Дворец Индустрии, «Ротонда»; 2 - городок аттракционов; 3 - улица выставок; 4 - главный проспект; 5 - озеро Хауста-дельвассер; 6 - берег реки Дунай, железнодорожная станция; 7 - кольцевая дорога, Северный вокзал.

Источник: http://sv.wikipedia.Org/wiki/Fil:Montage_Plan_Weltausstellung_1873.jpg

Входы в экспозиционные залы находились с разных сторон комплекса. Парадные ворота обильно украшались пышным орнаментальным декором в стиле эклектики (рис. 5). По проекту предусматривались металлические ограждения всего выставочного ансамбля. От железнодорожной станции пути вели в торговый павильон и залы машиностроения. Дополнительные проходы размещались в торцах машинного зала и Дворца Индустрии. С Главного проспекта посетители шли вдоль аллеи Кайзер через центральные ворота к павильону «Ротонда». Входные группы Дворца представляли собой сложные порталы в стиле необарокко со скульптурными группами на фронтонах. Наибольшее впечатление производил вид центрального портала. Имея колоссальные размеры и монументальный характер, он напоминал римскую триумфальную арку.

Организаторы форума уделяли большое внимание комфорту передвижения многочисленных посетителей. Архитектурно-планировочная среда комплекса должна была стать своеобразным коммуникативным пространством, местом встреч, общения и культурного развития людей, местом международного праздника (рис. 5, 6).

Рис. 5. Парадный вход на территорию выставки 1873 г., Пратер.

Источник: http://de.wikipedia.org/wiki/Weltausstellung_1873

Всемирная выставка начала свою работу первого мая 1873 г. Мероприятия в честь Венского форума и первоначальный интерес со стороны гостей не смогли надолго скрыть экономические проблемы страны. Всего через девять дней после открытия выставки грянул крах фондового рынка. В июне произошла вторая катастрофа: постояльцы отеля «Дунай» заболели холерой. Несмотря на принятые меры, эпидемия быстро распространялась, что также не добавляло энтузиазма желающим посетить выставку. Только когда опасность болезни миновала, приток посетителей со всей Европы вновь нормализовался [8]. В экспозиции Венской выставки приняли участие тридцать пять государств. Цель организаторов - создать на австрийской земле полное представление о современной культуре, это наглядно демонстрировалось в архитектурной идее выставочного ансамбля, представленной главным архитектором Карлом фон Хазенауером (Karl von Hasenauer). Огромное здание с церемониальным залом в центре, машинный зал, два зала сельского хозяйства и галерея искусств «Art Hall», павильон садоводства и еще около 190 павильонов, стали символом многонационального выставочного движения. Этнической достопримечательностью Венской выставки стала японская деревня с типично восточной сельской местностью, включающей холмы, озера, мостики, водопады и святыни. Кроме этого, была возведена мусульманская мечеть и копии древнеегипетского мавзолея Бени-Хасана. Напротив павильона искусств (Kunsthalle) в одном из самых живописных мест парка внимание посетителей привлекал турецкий экспонат - беседка с фонтаном султана Ахмета II. Территория выставочного ансамбля составила 233 гектара (575 акров), что равнялось примерно одной третьей части всего парка Пратер. Выставочные сооружения занимали общую площадь порядка 187 460 кв. метров [15].

Основной выставочный комплекс имел габаритные размеры: 910 метров длиной, 206 метров шириной. Являясь прообразом архитектурных композиций эпохи классицизма, центральный Дворец с величественным порталом был окружен садом с фонтанами и павильонами меньшего размера. Самая высокая точка строений (85,3 метра) приходилась на купол ротонды, венчающей Дворец Индустрии, делая его доминантой во всей экспозиции. В обе стороны от центрального зала расходились крылья шестнадцати боковых поперечных галерей с сеткой разделения - 50 метров. Основная продольная галерея создавала впечатление эффектной сквозной перспективы и непрерывного движения по «бесконечной улице» [10].

Ряд последовательно примыкающих друг к другу выставочных помещений, расположенных на одной оси, напоминал анфиладу комнат. Поперечные галереи имели огромные размеры: каждая 145 метров длиной, 15 метров шириной, 25 метров высотой. Между галереями располагались дворы 35 метров шириной, 75 метров длиной, сочетающие в себе как открытые, так и закрытые экспозиционные залы.

Рис. 6. Функциональный план выставочного комплекса с управляемыми зонами: 1 - машинный зал; 2 - павильон «Ротонда»; 3 - Кайзер павильон (Kaiser Pavilion); 4 - павильоны искусств (сохранились до настоящего времени); 5 - аграрные павильоны; 6 - немецкий павильон индустрии; 7 - аллея Кайзер; 8 - главный проспект Хаупталлее; 9 - главный вход на выставку; 10 - жд станция;

11 - фонтан султана Ахмета II; 12 - русский жилой дом.

Источник: http://www.albertmilde.com/deu/wien1873.html

Обширное пространство, занимаемое Дворцом, сравнивали по форме и размерам с футбольным полем, рассечённым системой секторов и напоминающим в плане «рыбий скелет». Поэтажный план основывался на проекте архитекторов Эдуарда ван дер Нулла (Eduard van der Null) и Августа фон Сикарда (August Sicard von Sicardsburg). Оригинальность и целесообразность объекта заключались в прозрачности и способности удовлетворять экспозиционными помещениями каждую отдельно взятую страну. Идея проекта давала возможность создания дополнительного пространства выставки между боковыми галереями под накрытыми кровлей дворами. За счёт этого размер выставочных площадей в экспозиции центрального дворца достигал 70 000 квадратных метров (рис. 6). Доминанта выставочного комплекса, так называемая «Ротонда», являлась концепцией инженера Скотта Рассела (John Scott Russel). Грандиозное строение представляло собой цилиндрическое основание, вписанное в квадрат, примыкающих выставочных галерей, с усечённым конусообразным перекрытием, высотой 45 метров. Несмотря на конструктивные замечания, Карл фон Хазенауер (Karl von Hasenauer) - главный архитектор выставочных объектов, одобрил проект и поручил реализацию застройки архитектору Фридриху Шмидту, а также сотрудникам металлургической компании. Материалом для строительства павильона послужили кирпич, стекло и металл. По прогнозам специалистов, монтаж крыши представлял огромные проблемы, однако, сборка её прошла успешно. Для того чтобы привлечь внимание к достижениям инженерии и строительным технологиям, голые стальные конструкции «Ротонды» не были покрыты кровельным материалом. Композиционной кульминацией верхней части «Ротонды» стали два архитектурных фонаря. Нижний фонарь имел порядка тридцати метров в диаметре, на нём были расположены дорожки для панорамного осмотра всей, окружающей Дворец, территории.

Город и его окрестности обозревались с впечатляющей семидесятиметровой высоты. Второй фонарь стоял высоко над крышей и был увенчан куполом, высота которого достигала 16 метров. Форма купола являлась репликой позолоченной императорской короны с драгоценными камнями (четыре метра в высоту и пять метров в ширину).

С помощью гидравлического подъемника и приставных лестниц наиболее бесстрашным посетителям предоставлялась возможность подняться на «корону» (рис. 6,

7, 8). Анфилады выставочных секторов были посвящены различным странам в порядке их географического положения. Начиная с павильона Северной и Южной Америки, далее шли экспозиции Великобритании, Франции, Испании, Скандинавии, Г ермании, вплоть до России, Китая и Японии.

Рис. 7. Выставочный павильон Рис. 8. План сооружения «Ротонда».

Вена 1873 г.

Источник: http://www.expo2000.de/expo2000/geschichte/detail

Экспонаты делились на двадцать шесть групп, по разным направлениям промышленности, строительства, медицины, религии, изобразительного искусства. Особенно привлекала на выставке демонстрация достижений в области образования, где посетителям были показаны модели детских садов, школ и наборы современных средств обучения.

Рис. 9. Машинный зал Рис. 10. Павильон сельского хозяйства

Франции

Источник: http://de.wikipedia.org/wiki/Weltausstellung_1873

Параллельно Дворцу Промышленности, ближе к железнодорожной станции и реке Дунай, располагался Машинный зал (рис. 6, 9). Длина галереи машин достигала 800 метров, ширина 50 метров, в целом 40 000 квадратных метров выставочных площадей. В нём демонстрировались достижения из области машиностроения, станкостроения и транспорта, выставлялось много изделий из металла. Фронтально вытянутое сооружение, напоминающее по форме базилику, состояло из центрального зала и боковых галерей. Кирпичные стены и крыша, покрытая листовым железом, подчёркивали аскетичность постройки. Центральная галерея была на восемь метров выше, чем боковые, в перепадах этажей создавалось пространство для больших окон. Центральные и боковые галереи, разделенные только двумя длинными рядами колонн, создавали хороший обзор всего внутреннего помещения. Два железнодорожных пути проходили вдоль зала для облегчения перевозки тяжелой техники. Форма здания демонстрировала отказ от украшений, декора и монументальных порталов. В противоположность строгому Машинному залу, павильон императорской четы (Kaiser Pavilion) стал «жемчужиной» архитектурнохудожественной композиции комплекса. Здание в стиле неоклассицизм, украшенное эллинистическими мотивами, делилось на центральный зал с парадным портиком и боковые павильоны.

Автор проекта, главный архитектор выставки Карл фон Хазенауер (Karl von Hasenauer) получил высокую оценку специалистов. Российский раздел на Венской выставке занимал общую площадь в 8445 кв. метров. Основная экспозиция (3322 кв. метра) размещалась в правом крыле Дворца Индустрии и прилегающем дворике (2570 кв. метров). В южной части парка, за водоёмом, по проекту архитектора Георгия Ивановича Вин-тергальтера была выстроена копия жилой крестьянской избы Костромской губернии [5]. Вдоль улицы Елизабет (Elisabet Avenu) по проекту архитектора Ипполита Антоновича Монигетти возвели так называемый императорский павильон в стиле боярских хором. Рядом расположился русский ресторан, павильон табака, металлических изделий и т. д. Таким образом, в Вене впервые в практике всемирных выставок был построен целый выставочный комплекс. Несмотря на то, что само строительство экспозиционного объекта вызвало жаркие споры, выставочный комитет был убежден, что они создали «замечательные условия для этого величественного события» - престижного мирового форума. Природные катаклизмы и потрясения, сопровождавшие выставку, а также связанные с этим убытки, не помешали ей стать кульминационным пунктом в культурной жизни Австро-Венгерии конца XIX века. Мероприятие посетили более семи миллионов человек. Все этапы проведения Всемирной универсальной выставки 1873 г. во многом способствовали обновлению Вены. В ноябре 1873 г. состоялся последний показ экспозиции. Организатором демонтажа зданий и сооружений, а также решения вопросов с экспонентами был назначен профессор Венской Государственной промышленной школы, архитектор Генрих Риттер фон Фелльнер (Heinrich Ritter Fellner von Feldegg). Небольшие павильоны снесли, крупные строения оставили для функционального обслуживания центрального здания «Ротонды», в том числе машинный зал, в качестве складского помещения. Ряд павильонов выделили Академии художеств. В 1874 г. на месте разрушенного правого крыла Центрального дворца, впритык к юго-восточной стороне «Ротонды» построили первый ипподром Вены «Крио» (Trabrennbahn Krieau), действующий и в наше время. В начале XX века ипподром использовался не только как место для скачек на лошадях, но и для проведения автомобильных и мотогонок. Павильон «Ротонда», являясь культурным центром Вены, оставался символом города вплоть до пожара 1937 г. (рис. 11). В бывшем здании Дворца выставок на протяжении конца XIX начала XX века проводились различные мероприятия: в 1883 г. состоялась выставка электричества; в 1885 г. - церемония открытия венской компании спасательных работ; в 1892 г. - Международная выставка музыки и театра; в 1898 г. - юбилейная выставка в честь императора Франца-Иосифа; а также здесь проходила ежегодная Венская Ярмарка (Spring Fair, Осенняя ярмарка). В сентябре 1921 г. состоялась первая Венская выставка.

Однако трагические события конца 40-х годов XX века замедлили деятельность Венского выставочного движения. Проведение выставок в Вене стало менее важным и в связи с наступлением германских нацистов и в связи с разрушением «Ротонды» пожаром 1937 г. Огонь уничтожил металлические конструкции здания, купол Дворца Индустрии рухнул, власти вынуждены были взорвать стены и очистить место под новое строительство. Ярмарки и другие выставочные мероприятия в Вене были окончательно приостановлены в 1942 г. Во время Второй мировой войны Вена сильно пострадала от воздушных налётов, гитлеровцы минировали улицы и дома, в городе шли ожесточённые бои. Территория выставки и парк в значительной степени были разрушены и запущены. Первые послевоенные экспозиционные мероприятия состоялись лишь в 1946 г.

К 1950 г. строители завершили восстановление и реконструкцию парка Пратер. Из всех зданий Всемирной выставки в настоящее время сохранилось лишь два сооружения -в южной части прежнего выставочного комплекса - это павильон искусств (Pavilion d. Kunst, рис. 12) и любительский павильон (Pavilion d. Amateurs) по адресу: MeiereistraBe, дом 3 [6].

Рис. 11. Центральный дворец выставки «Ротонда» после пожара 1 января 1937 г. (Фото Imagno / Getty Images). Источник: http://www.gettyimages.com/detail/news-photo/after-the-fire-of-the-rotunda-in-vienna-

photographie-1937-news-photo/56456673

Рис. 12. Павильон искусств на выставке. Вена 1873 г. Фото Оскар Крамер (Oscar Kramer)

В XX в. Народный парк Пратер стал крупнейшим государственным ландшафтнорекреационным комплексом Европы. Идея сохранения парка, как общественного культурного места столицы Австрии, всегда оставалась главной. В послевоенное время территория поствыставочного пространства вновь начала застраиваться архитектурными и техническими объектами, при этом авторы проектов органично связывали сооружения с контекстом, в том числе с природными факторами, историческими зданиями и рекреациями парка. В настоящее время огромная территория Пратера с постройками составляет 600 гектар. Парк делится на функциональные зоны: зона развлечений, лесопарковая зона или «Зеленый Пратер», занимающий большую часть рекреации, зона Венской международной ярмарки, зона спорта с кортами и бассейнами, конноспортивная зона и гольф-клуб. Парк аттракционов, как и прежде, располагается в северо-западной части парка. Главной достопримечательностью этой области Пратера является гигантское колесо обозрения. Высота его равна 64-м метрам (210 футов), колесо - не только хороший ориентир и архитектурный акцент в парке, но и очаровательный «дух местности» района Вурстелпратер. Колесо обозрения (Riesenrad) было собрано ещё в XIX веке, точнее - в 1896-1897 годах. Установку и запуск гигантского колеса приурочили к пятидесятилетию правления императора Австрии - Франца-Иосифа I. Сконструированное и построенное английским инженером Вальтером Бассетом (Lieutenant Walter Bassett Bassett) колесо обозрения стало одним из первых подобного рода аттракционов, когда-либо построенных в мире. Первоначально оно имело 30 гондол, но после серьезных повреждений во время Второй мировой войны специалисты восстановили и привели в действие только пятнадцать кабин. С высоты старинного колеса обозрения открывается великолепная панорама на столицу Австрии и парк Пратер. Надо заметить, что для протяжённой территории парка, составляющей порядка пяти километров, всегда очень большое значение имели транспортно-пешеходные

связи. В XIX-XX вв. появилось много разных способов передвижения до парка Пратер и по его территории. Со времён Всемирной промышленной выставки действовало железнодорожное сообщение, чуть позже, в 1897 г., появились трамвайные пути, а в 1976 г. -метрополитен, часть которого прошла по ряду участков городской железной дороги и трамвайным путям конца XI начала X века. С 1928 г. по парку курсирует поезд Лилипутской железной дороги с настоящим миниатюрным дизельным локомотивом. Мини железная дорога реконструирована в 1933 г. и длина её увеличена почти в два раза. В настоящее время расстрояние от станции «Prater Hauptbahnhof» (мимо территории «Зеленый Пратер») до станции «Ernst Happel Stadium» и обратно около четырёх (3,95) километров. На протяжении всего пути, с интервалом в сто метров установлены верстовые столбы. Живописная трасса вдоль проспекта Хаупталее ведёт к главному стадиону страны, названному в 1992 г. в честь великого футболиста Австрии Эрнста Хаппеля (рис. 13). Первоначальное название спортивного сооружения «Стадион Пратер» (размер поля 105*68 м), объект постройки 1928-1931 г., архитектор - Отто Эрнст Швейзер (Otto Ernst Schweizer). Вместимость зрительской арены на 1935 год равнялась 55000 человек [13].

Рис. 13. Панорама Пратера около 1935 г. На переднем плане - Центральный стадион (Prater Central Station), в центре - ипподром «Крио» (Trabrennbahn Krieau) на месте выставочных павильонов, за ним - Дворец выставки 1873 г. «Ротонда», справа, на берегу Дуная, - здание зернохранилища

В северной части парка, на бывших землях Всемирной выставки, в рамках полной реорганизации территории, после сноса всех старых построек, раскинулся новый конгресс-центр (постройка 2001 г.) и Венский выставочный комплекс «Messe Wien». Рядом находятся две станции метрополитена U2, с удобными выходами непосредственно к «Messe Wien» конгресс-центру, стадиону Эрнста Хаппеля и ипподрому. Другой путь: от Главного проспекта к площадкам выставочного центра «Messe Wien», как много лет назад, пролегает по аллее Кайзер, пересекая пустырь (территория в настоящее время свободна), месторасположение бывшего здания Дворца Индустрии (рис. 13). Венский Выставочный центр общей площадью около 70 000 кв. метров был официально открыт в январе 2004 г . «Messe Wien» - это крупнейший, разместившийся на пятнадцати гектарах земли, и самый современный выставочный центр в Австрии (рис. 14, 15). На его строительство ушло два с половиной года и 192 миллиона евро. Авторами проекта «MessezentrumWienNeu» стали профессора архитектуры Густав Пичл (Peichl), Рудольф Ф. Вебер; архитекторы: Екатерина Фроч, Кристоф Лечнер (Lechner), Павел Катзбергер (Katzberger), Герхард Моббаргер (MoBburger), Норберт Ерлах (Erlach).

Инфраструктура выставочного комплекса отличается функциональностью и совершенством визуальных коммуникаций, а местоположение «Messe Wien» идеально подходит для проведения крупных мероприятий. Залы для выставок находятся в черте парка Пратер, недалеко от исторического центра, их уровень отвечает всем современным требованиям и самым высоким международным стандартам. «Messe Wien» состоит из пяти секций с различными функциями: три выставочных зала (A, B и C), многофункциональный зал «D», конгресс-центр.

Рис. 14. Венский выставочный центр «Messe Wien». Автор фото Пётр Гугерелл (Peter Gugerell)

Messe Wien

A,B, С '№UKK.itwi

11 ща PKW.tm)

Г*и-ц**1г.-а] пЛш □

I3?C PKW.narti

г-тесхо icaiKTEb она "Ртища" 1873год

И ■ * КЧ1Е41Г

Т)- конфс^екц ian Г-ахтостФннюЕ I- ItсзсреСспектр

14ш[1га

^Зкернйор ГиНй1Шг

flt» Л

Рис. 15. Схема Венского выставочного центра «Messe Wien»: А, В, С - выставочные павильоны;

D - конгресс-центр; P - автостоянки и парковки; 1 - конгресс-центр; 2 - башня; 3 - коридор.

Источник: http://www.allfairs.ru/exhibitions/center/58

Площадь трех выставочных павильонов (A, B и C) составляет 46 тыс. кв. метров. Ежегодно здесь проходит до сорока выставок, где демонстрируют продукцию шестидесяти отраслей промышленности. Многофункциональный зал «D» площадью 9 тыс. кв. метров предназначен для проведения шоу, концертов и прочих развлекательных мероприятий. В конгресс-центре имеется пятнадцать помещений общей вместимостью 3 300 человек. Благодаря гибкости выставочного пространства все залы можно объединить между собой или разделить на менее крупные помещения. Таким образом, площадь выставочных помещений может варьировать от 500 до 62 тыс. кв. метров, а количество посетителей -от 150 до 30 тыс. человек. Символом «Messe Wien» является цилиндрическая башня, примыкающая к конгресс-центру, общей высотой 96 метров. Отдавая дань памяти старой башне «Ротонда», достопримечательности 1873 г., новая цилиндрическая башня как экспонат современного выставочного центра, работает в течение всего года. Форма двухступенчатого барабана башни завершается резной стальной конструкцией высотой 26 метров. Благодаря своей приличной высоте и светящемуся шпилю офисная башня сияет ночью и служит хорошим ориентиром в городе (рис. 16).

Рис. 16. «MessezentrumWienNeu» - цилиндрическая башня выставочного центра.

Источник: http://www.skyscrapercity.com/showthread.php

Вдоль залов - А, В, С, D расположен длинный коридор, протяженностью в 450 метров, который соединяет залы с конгресс-центром и двумя фойе (А, D). Оригинальной задумкой архитектора Г устава Пайхля является отсутствие транспортной ленты (травала-тора) для посетителей, очень популярной на современных выставках. По идее автора проекта «люди должны идти сами, чтобы почувствовать масштабы постройки». Всё остальное призвано создавать удобства и комфорт для посетителей. В выставочном центре имеется детский сад, воспитатели которого присматривают за малышами, пока родители знакомятся с экспонатами. Для автовладельцев возведены специальные гаражи, рассчитанные на 4500 парковочных мест. Кроме этого, экспоненты и посетители могут оставить свои автомобили на автостоянке, рассчитанной на 4 300 мест. Выставочный центр располагает тремя ресторанами на 1 300 мест и двумя кафе. При выставочном центре работает гостиница «Austria Trend Hotel Messe Wien». Новые станции метро MESSE/PRATER напротив входа «А» и KRIEAU-MESSE напротив входа «D» обеспечивают для выставочного центра оптимальную транспортную инфраструктуру и позволяют в кратчайшие сроки добираться до аэропорта, железнодорожного вокзала и других важных точек города [11]. В то же время, учитывая непростую ситуацию с движением автотранспорта в Вене, идёт дальнейшее развитие транспортно-пешеходных связей ландшафтно-рекреационной зоны района Леопольдштадт. По идее Австрийской народной партии (АНП) небольшая дорожная часть парка Пратер должна быть преобразована в автомобильный туннель для создания свободного пешеходного и велодвижения. Предложение АНП - направить движение автотранспорта под землю - вызвано проблемой активного автодвижения в месте пересечения улицы «MeiereistraBe» с проспектом «Hauptallee», что небезопасно для пешеходного потока. Надо заметить, что в начале XX века по проспекту ещё проводились гонки на мотосредствах. Однако в межвоенный период главная пешеходная аллея парка Пратер была изолирован от автомобилей, а с начала 1970-х годов езда частных легковых автомобилей по Главному проспекту была запрещена, за редким исключением во время проведения крупных мероприятий. Сегодня Пратер является основным местом отдыха и рекреационной зоной для велосипедистов, пешеходов, бегунов (Vienna City Marathon), по-прежнему разрешено движение конным экипажам, рикшам и всадникам на лошадях. В зимнее время года в парке прокладываются лыжные трассы. Инициаторы экологического проекта добиваются полной привилегии для пешеходов, бегунов, велосипедистов, роликовых конькобежцев на данном участке рекреационной зоны (рис. 17). В венском обществе идут споры из-за высокой цены проектного осуществления и дизайна среды, однако большин-

ство жителей района и города, эксперты, власти, политичееские партии озабочены проблемой сохранения в Вене рекреационных зелёных пространств для человека [12].

Рис. 17. Проект модернизации Главного проспекта «Hauptallee» Пратер, Вена: 1 - исходная ситуация с переходными островками и пешеходными переходами; 2 - проект автотоннеля под Главным проспектом. Источник: http://www.krone.at/Nachrichten/Wiener_OeVP_will_Prater_Hauptallee_untertunneln-

Autos_unter_die_Erde-Story-196904

Широкий пояс зелени, обширные парки Вены всегда были её визитной карточкой и «создавали особое своеобразие среди других европейских столиц» [7]. Оберегаются старые парки, возникают новые рекреационные природные территории. В 1972 г. параллельно старому руслу Дуная был выкопан Новый Дунайский канал для отвода воды, и образовался остров длиной 20 км, быстро ставший ещё одной популярной зоной отдыха «Vienna Danube Island». В настоящее время на поствыставочных пространствах рядом с ипподромом «Крио» и Центром «Messe Wien», выросли современные отели, деловые и жилые комплексы. Однако между зданиями компании OMV(Osterreichische Mineralolverwaltung AG) и отелем «^ulya^ by Marriott Wien Messe» (2010 г., архитектор Жан Нувель) ландшафтные дизайнеры создали искусственное озеро с парковой зоной, продолжающей традиции внедрения зелёных пространств в урбанистическую среду (рис. 18).

Рис. 18. Здание компании OMV (Osterreichische Mineralolverwaltung AG) рядом с искусственным озером. Автор Daniel Zanetti

На сегодняшний день созданы концептуальные проекты дальнейшего развития поствыставочных территорий Венской Всемирной выставки. В 2013 г. вдоль улицы Воргар-тен (VorgartenstraBe), на месте бывшей территории машинного зала выставки 1873 года , пройдёт ещё одна очередь строительства, включающая в себя офисы, гостиницы и жилые

башни. Общая площадь застройки достигнет порядка 15400 кв. метров. На берегу Дуная композицию новых кварталов завершит оригинальное здание отеля «Hilton Vienna Danube», демонстрирующее современный редизайн со столетней историей. В прошлом амбар, зернохранилище, постройки 1912 г., проект архитекторов Карла Крепа (Karl Krepp), Фрица Малера (Fritz Mahler) и Альбрехта Михлера (Albrecht Michler), площадью около 3422 квадратных метров (рис. 13). Начиная с 1982 г. здание пустовало, а в 1986 г. шведская группа «Skanska» реконструировала его по проекту архитекторов Кристофа Малмстена (Christoph Malmsten), Франца Рекота (Franz Requat) и Томаса Рейнтхаллера (Thomas Reinthaller) и превратила в гостиницу. По плану застройки в 2013 г. вдоль «MessezentrumWienNeu» на месте павильона «Ротонда» возведут Венский университет экономики и бизнеса (рис. 19). Архитекторы проекта университетского здания: Ателиер Хитоси Абе (Atelier Hitoshi Abe), Сендай BUS - Архитектен (Sendai BUS-Architekten), Вена Краб Студио (Vienna Crab Studio), Лондон Эстудио Карме Пинос (London Estudio Car-me Pinos), Барселона NO.MAD Архитектос (Barcelona NO.MAD Arquitectos), Мадрид Заха Хадид Архитектс (Madrid Zaha Hadid Architects). Шесть современных зданий с общей валовой площадью 165 000 кв. метров, а также подземный паркинг около 400 парковочных мест будет построен примерно на 90 000 квадратных метров. Извилистые стены зданий словно повторяют дорожки живущего рядом старого парка Пратер, но никак не напоминают о формах, стоявшего когда-то на этом месте здания Дворца «Ротонда». Ландшафтнорекреационная среда парка обращена к современной архитектуре с надеждой о гармоничном соседстве, взаимопонимании и организации качественного отдыха для человека. Основная содержательная ценность функционального и предметно-пространственного наполнения Пратера в активном обращении к разнообразным формам отдыха, связанным с использованием культурных ценностей, исторического наследия, самообразования, физкультуры и спорта. Здесь проводятся городские праздники и театрализованные мероприятия, работает музей и планетарий, регулярно проводятся выставки, но в тоже время в парке можно просто погулять, понаблюдать за людьми и природой, найти тихие уголки с минимальной посетительской нагрузкой. Бережное отношение к историческому наследию Пратера демонстрируется в ухоженности и постоянной заботе о парковой зоне. Высокое качество жизни, которым пользуются граждане Вены, в большей мере заслуга самих венцев.

Рис. 19. «Венский университет экономики и бизнеса».

Источник: http://www.dreso.eom/en/projects/p/detail/wirtschaftsuniversitaet-wien/

Таким образом, возвращаясь к истории становления выставочного движения, и проведения Всемирных выставок, а так же к развитию поствыставочных территорий, можно сделать следующие выводы:

1. К концу XIX века выставочное движение набрало активные обороты и страны стали бороться за право проведения подобных мероприятий на своей территории. Пример тому - огромное желание небольшой страны, такой как Австро-Венгрия, показать свои

достижения в области промышленности и торговли и принять в Вене в 1873 г. международные экспозиции.

2. Выставочные комплексы Всемирных форумов увеличились в размерах, как по экспозиционным площадям, так и по рекреационным территориям. В то же время архитектура выставок стала усложняться, постепенно отходить от монолитных выставочных павильонов и превращаться в архитектурные многоплановые и многофункциональные ансамбли с множеством павильонов. Архитектура выставок непосредственно входила в структуру города.

3. Активное использование прогрессивных средств транспорта на Всемирных промышленных выставках давало мощный толчок к развитию транспортных коммуникаций и появлению новых видов транспорта в городах, проводящих Всемирные выставки.

4. Поствыставочные пространства, развиваясь и модернизируясь, по-прежнему несли в себе исторический, культурный и ландшафтно-рекреационный потенциал.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Макотина С.А. Первая Всемирная промышленная выставка, Лондон 1851 г. Развитие и эксплуатация поствыставочного пространства Всемирных промышленных выставок XIX начала XX в. // Изв. вузов ИрГТУ. 2011. № 1(1). 179 с.

2. Макотина С.А. Развитие и эксплуатация поствыставочного пространства Всемирных промышленных выставок XIX начала XX вв. Всемирная промышленная выставка, Лондон, 1862 г. // Изв. вузов ИрГТУ. 2012. № 1(2). 137 с.

3. Макотина С.А. Американская Всемирная промышленная выставка 1853 г. и по-ствыставочное развитие её территории. Брайант-парк // Вестник ИрГТУ. 2012. № 5 (64). 340 с.

4. The Vienna World Exposition 1873. Режим доступа: http://www.expo2000.de/expo2000/geschichte/detail.php

5. Мезенин Н. А. Парад Всемирных выставок. М. : Знание, 1991. 160 с.

6. Collins and Autenrieth ArchitecturalWorks 1852-1904 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.udel.edu/ud/spec/findaids/collins2.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Сененко М. С. Вена. М. ; Л. : Искусство, 1970. 223 с.

8. Шпаков, В.Н. История всемирных выставок / В.Н. Шпаков. М. : АСТ : Зебра Е . 2008. 384 с.

9. Карта Вены, городской округ окрестности. Режим доступа: http: //www.vehi. net/brokgauz/all/019/19522.

10. ErikMattie. World'sFairs [Электронный ресурс]. NY, 1998. Режим доступа: http://www. amazon. com/Worlds-F airs-Erik-Mattie/dp/B00013AWX6

11. Выставочный центр Вены (Messe Wien). Режим доступа: http://www. allfairs.ru/exhibitions/center/58

12. Wiener_OeVP_will_Prater_Hauptallee_untertunneln-Autos_unter_die_Erde-Story-196904. Режим доступа: http://www.krone.at/Nachrichten/

13. Ференци Б.К. Вена : Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1935.

14. Карта района Леопольдштадт, 1830. Режим доступа: http://de.wikipedia.org/wiki/Leopoldstadt

15. Beschreibung: Gerolds Plan des regulirten Praters mit der Weltausstellung18731873

:MitallenGebauden der Ausstellung und des Wurstelpraters, den Donauubergangen und Zu-fahrten / Lith. Anst. v. F. Koke. [Ca. 1:6 000]. Wien : Carl Gerold'sSohn, 1873. 1 Plan : Lithogr. ; Bildgr. 56 x 33 cm. MaBstab in graph. Form (W. Klf., Met). Titeloben links. Mitausf. LegendeauBerhalb d. Kt.-Rand. Режим доступа:

http://www.deutschefotothek.de/db/apsisa.dll/ete.

Информация об авторе

Макотина Светлана Александровна, ассистент кафедры «Архитектурное проектирование», тел.: 89041124495, e-mail: svetavo59@mail.ru; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Macotina S.A., assistant, Architecture Projection Department, tel.: 89041124495, e-mail: svetavo59@mail.ru; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.