ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
современные тенденции развития системы образования
во фРАнции
Мазняк Н.Я.
Статья посвящена историческому аспекту возникновения образовательной системы во Франции. Автор последовательно анализирует этапы развития системы образования во Франции и констатирует его современное состояние.
Ключевые слова: система образования во Франции, этапы образования во Франции, современные тенденции французского образования
Современная система образования во Франции основывается на законах, принципах и традициях, восходящих к давним временам. Мы не можем с уверенностью указать даты, определяющие время возникновения системы образования.
7S9 год... Начало возрождения Каролингов... Император Карл Великий предписывает своим указом «создать школы для детей, дабы обучать их чтению,... во всех епископствах должны учить псалмы, обучать нотной грамоте и грамматике». Сеть таких школ была предназначена для подготовки будущих священников и чиновников. Подобное образование не было ни светским, ни обязательным, но уже бесплатным.
1215 год. Робер де Сорбон основывает первый парижский университет, который по имени создателя назван Сорбонна. Папа Иннокентий III признает за университетом почти полную автономию, возможно со ссылкой на значение латинского слова universitas, обозначающее корпорация, ассоциация.
XVII век. Период упадка университетов, характеризующийся расхождением в подготовке, осуществляемой ими и потребностями нарождающегося общественного класса: буржуазии. Иезуиты же, напротив разнообразят и усиливают подготовку в своих колледжах, так, что число обучающихся там не перестает увеличиваться.
Революция разрушила систему образования, созданную церковью. Маркиз де Кондорсе, математик, депутат Конвента, разрабатывает обширный план создания системы общественного образования. Схваченный жирондистами, он умирает, так и не сумев воплотить свой план в жизнь.
С 1S02 по 1S0S годы император Наполеон основывает лицеи и Императорский университет. Последний, организованный идентичным образом в различных областях Франции, и явился основой национального единства.
1833 год. Каждой коммуне вменяют в обязанность открыть начальные школы для мальчиков. Во всех департаментах создаются Учительские институты для подготовки учителей, а затем и учительниц.
1881 год. Министр общественного образования Жюль Ферри учреждает принцип бесплатность, светскости и обязательности образования.
Пройдя сквозь превратности многочисленных последующих реформ, французская система образования продолжает опираться на ряд основополагающих принципов:
-бесплатность образования в школах и государственных учреждениях;
-светскость: общественное образование должно соблюдать нейтралитет в сфере религии, философии и политики;
-свобода: Республика допускает сосуществование государственных и частных учебных заведений; -обязательность образования, распространяющаяся на детей в возрасте от 6 до 16 лет; -монополия государства в организации экзаменов, выдаче сертификатов и дипломов и присвоении университетских степеней.
дошкольное образование
Франция входит в число стран, где продолжительность дошкольного образования самая большая -3 или 4 года. Кроме того, это страна, где степень охвата обучением детей соответствующего возраста наиболее высока. Особая роль в приеме детей в дошкольные учреждения принадлежит во Франции государственным учебным заведениям.
Детские сады (Есо1е maternelle) считается наивысшим достижением французской образовательной системы. По степени одобрения у заинтересованных лиц она может быть сопоставима с подготовительными классами в Высшие школы (Grandes Есо1е$).
В детские сады ходят дети в возрасте от 2 до 6 лет. Посещение детского сада не является обязательным, но более трети детей двухлетнего возраста и практически все дети, начиная с трех лет, ходят в детский сад. Дети распределены по группам в соответствии с их возрастом: младшая, средняя, старшая. Директор детского сада в праве принять или отказать в приеме ребенка в возрасте до трех лет. Однако дети младше трех лет из неблагополучных семей принимаются в обязательном порядке.
Дошкольное образование имеет целью развить у ребенка навыки ручного труда, его чувство прекрасного, привить умение жить в коллективе, подготовить к занятиям в школе. Соответственно, младшая группа (дети от двух до четырех лет) посвящена в основном игре, средняя группа (дети четырех-пяти лет) сориентирована на развитие речи, деятельность, развивающую руки и тело, а старшая группа (дети пяти-шести лет) на обучение чтению, письму и счету.
Детский сад живет в том же ритме, что и начальная школа: как в плане распорядка дня, так и в календарном плане. Воспитатели детского сада имеют ту же подготовку и получают такую же заработную плату, что и учителя начальной школы.
Посещение детского сада входит в систему школьного образования, так как старшая группа детского сада вместе с первым и вторым классами начальной школы входят в «основной образовательный цикл».
начальная школа
Дети поступают в начальную школу в шесть лет. Государственные школы являются муниципальными: с 1833 года именно местные органы власти занимаются строительством, содержанием и оборудованием государственных учебных заведений. С момента принятия закона, предложенного Жюлем Ферри (1881-1882) начальное образование является обязательным, а государственные школы светскими и бесплатными.
Продолжительность обучения в начальной школе пять лет. Классы - смешанные: девочки обучаются вместе с мальчиками. В начальной школе ребенок проводит пять лет. Школьники учатся 5 дней в неделю: среда и воскресенье - свободны. Задавать уроки на дом запрещено.
В начальной школе пять классов: подготовительный, два начальных и два средних. Главная цель начальной школы - освоение и закрепление навыков чтения, счета, устной и письменной речи. Один учитель преподает все предметы: французский, математику, историю, географию, физическое воспитание, художественные дисциплины.
В настоящее время число учащихся начальной школы во Франции составляет 6,3 миллиона детей,
а количество учителей - 300 000. За последние 30 лет численность педагогов значительно сократилась (с 900 тысяч человек). Особенно заметно это проявилось в начале 90-х годов, в связи со снижением рождаемости в 1981-1982 годах. Эти изменения повлекли за собой не только сокращение количества учеников, но и количества классов, вплоть до закрытия школ в слабо заселенных районах, что в свою очередь, еще больше обострило угрозу сокращения сельского населения.
В последние годы местные органы власти столкнулись с проблемой языкового и культурного разнообразия, явившегося следствием иммиграции: дети иностранцев составляют 10 % общего количества учащихся.
среднее образование
Среднее образование включает два цикла: коллеж и лицей.
Во Франции насчитывается около 7000 коллежей. Коллеж является основным звеном системы образования. Ежегодно три миллиона детей становятся учащимися коллежа. Обучение длится четыре года: шестой класс (цикл адаптации), пятый и четвертый классы (основной цикл), и третий класс (цикл ориентации). С 1975 года в коллеж принимаются все дети, независимо от их уровня. По этой причине за последние тридцать лет число учащихся коллежа выросло на 1 миллион. Большинство детей успешно осваивают этот первый этап среднего образования. Учащиеся, достигшие шестнадцати лет на момент окончания третьего класса, могут завершить учебу. Однако 94 % учеников получают дипломы коллежа: Диплом о профессиональном образовании (BEP) или Сертификат о профессиональной подготовке (CAPES), или же переходят на вторую ступень среднего образования, то есть в лицей.
Лицей: цель - 80 % выпускники-бакалавры
Большинство учеников учатся в лицеях, находящихся в ведении Министерства народного образования. Таким образом, 78 % подростков являются учащимися государственных лицеев. Существует два типа лицеев:
Лицеи общего образования (LEG), куда ежегодно поступают 1,5 миллиона учеников. После трех лет учебы (классы второй, первый и выпускной) лицеисты получают диплом бакалавра. Экзамен на степень бакалавра общего образования является государственным экзаменом, успешная сдача которого считается первым этапом учебы в университете. Этот экзамен ориентирован на три основные дисциплины: литература (L), естественные науки (S), экономика (ES).
Бакалавриат технического профиля включает несколько специализаций: науки о природе и техно-
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
логии сферы обслуживания (STT), науки о природе и промышленные технологии (STI), науки о природе и лабораторные технологии (STL), а также медицинские и общественные науки (SMS).
Лицеи профессионального образования (LEP) выпускают 700 тысяч специалистов для промышленности и сферы обслуживания. Естественно, что самые большие трудности связаны необходимостью адаптировать эти лицеи к потребностям предприятий. Поэтому Министерство народного образования старается совмещать обучение в лицее со стажировкой на предприятиях.
Усилия, предпринимаемые в области среднего образования, и получаемые результаты впечатляют. Однако, проблем не становится меньше.
К началу нового тысячелетия общее количество учащихся средней и высшей школ Франции достигло 15 миллионов человек и составило приблизительно 25 % населения страны (от 60 млн. жителей). Два миллиона из них являются студентами.
Хорошо структурированная система средней школы (начальная школа - коллеж - лицей) характеризуется сегодня большей преемственностью между начальным и средним уровнем, сильно отличавшимися до этого. Уже на этапе ecole maternelle, куда дети начинают ходить с двухлетнего возраста, закладываются основные тенденции, свойственные всей системе образования: увеличение срока обучения и «расширение» охвата обучаемых.
Средняя школа (1) включает в себя два цикла. Почти все дети (от 11 до 15 лет) проходят четыре класса в коллеже, организация обучения в котором унифицирована с 1975 г. В конце 3 класса ученик выбирает одно из трех направлений обучения в лицее - общее, техническое или профессиональноориентированное.
Существует два типа лицеев: -общеобразовательные, которые выводят на общеобразовательный бакалаврский диплом или технический (technologique) после обучения во втором, первом и выпускном классах. На данный момент общеобразовательный диплом бакалавра включает три серии: филологическая (L - des lettres), естественных наук (S - sciences), экономическая (ES - economie et sciences). Технический бакалаврский диплом имеет также несколько серий: сфера обслуживания (STT -sciences et technologies tertiaires), промышленные технологии (STI - sciences et technologie industrielles), естественно-научная (STL - sciences et technologies de laboratoires), медицина и социальные науки (SMS -sciences medicales et sociales);
-лицеи профессионального обучения с выходом на дипломы о профессиональной подготовке (CAP - Certificat d'aptitude professionnelle) за три
года и дипломы о профессиональном обучении (BEP - Brevet d'enseignement professionnel) за два года (именно они привлекают все большее число лицеистов).
Для французской школы сегодня характерно обязательное включение учащегося в профессиональную деятельность. К началу нового тысячелетия только 10 % учеников средней школы заканчивают ее, не имея какой-нибудь ремесленной специальности (для сравнения: в 60-е годы их число достигало 30 %).
Другой тенденцией развития системы среднего образования, законодательно закрепленной на государственном уровне, является получение диплома бакалавра наибольшим количеством лицеистов. В законе об образовании 1989 года называлась цифра 80 % - количество выпускников школы, сдавших бакалаврский экзамен.
Что касается высшего образования, то число французских студентов за последние 20 лет почти удвоилось и составляет сегодня 2,14 миллиона человек.
Тенденцией последних лет стало сближение содержания образовательного процесса, его ориентации и конечной установки между университетами и Высшими школами (Grandes ecoles). Если раньше университеты обвинялись в том, что они дают слишком общее образование, то теперь подобное утверждение не имеет под собой достаточных оснований. Внутри университетов образованы школы инженеров, технологические институты (IUT - Institut universitaire de technologie), институты преподавателей средней школы, открыты инженерные специальности и специализации по менеджменту, которые готовят инженеров, управленцев, экономистов.
Еще одна тенденция за последние пятнадцать лет заключается в растущей автономии университетов, что позволяет им стать равноправными партнерами государственной власти, с одной стороны, и местной администрацией - с другой. Эта свобода заключается в том, что университеты превращаются в собственников недвижимости, находящейся в их ведении. Кроме того, функции университетов при наборе, управлении и продвижении профессорско-преподавательского состава значительно расширены.
Вместе с тем остаются нерешенными проблемы качества университетского образования, связанные с тем, что во французские университеты нет конкурсного экзамена (прием происходит путем записи). Поступление бакалавра в университет зависит от его желания, а также от репутации университета, которые и определяют выбор поступающего. При выборе же высшего учебного заведения, в котором существует конкурс, абитуриент сам решает, сможет ли он сдать вступительный экзамен. Таким образом, в университеты не всегда поступают лучшие. Поэтому законо-
мерны растущие требования к качеству обучения на первом университетском цикле (DEUG - Диплом общеуниверситетской подготовки - через два года учебы). В настоящее время только 45 % студентов получают DEUG за два года, тогда как 70 % - за три-пять лет. Чтобы улучшить результаты, в последние годы предприняты определенные меры: уменьшение количества студентов в группах, наставничество (tutorat), введение должности учебного консультанта (directeur d'etudes), разделение на семестры, наблюдательные советы и т.д. В этом же направлении действуют вновь создаваемые пособия / стипендии, призванные помочь материально тем, кто намерен продолжить учиться: социальные стипендии (выделяемые по социальным показателям), уменьшение стоимости питания и проживания, некоторые меры в области налогообложения. На сегодня новыми мерами охвачены 30 % студентов.
Тем не менее, анализ показывает, что самые престижные учебные заведения (подготовительные классы, Высшие школы, медицинские факультеты) остаются практически недоступными для бедных и даже средних слоев, а количество стипендиатов значительно уменьшается при переходе на третий цикл.
Необходимо отметить, что если изначально наиболее «почитаемые» Высшие школы были предназначены для удовлетворения потребностей страны в государственных служащих, то сегодня они расширили список специальностей, а их выпускники не обязательно работают в государственном секторе. Тем не менее, такие школы, как Ecole normale, выпускающая преподавателей, Политехническая и Сен-Сир, готовящие военные кадры, Архивная школа, формирующая архивистов и хранителей национально-культурного наследия, Высшая школа управления для подготовки административных служащих страны, сохраняют ведущие позиции.
Одновременно укрепляют свое положение экономические, инженерные школы и школы менеджмента, такие, как Высшая экономическая школа (Hautes Etudes de commerce) или Высшая инженерная школа (Ecole nationale superieure d'ingenieurs). Привлекательность для студентов таких школ заключается в том, что современные формы учебных программ облегчают выпускнику поиски работы. Он почти всегда уверен, что будет востребован в той или иной области хозяйственной деятельности страны.
С другой стороны, растет соперничество между школами в борьбе за студентов, откуда - поиск все новых форм обучения и организации внеучебного времени, а также всего, что могло бы заинтересовать и привлечь новых кандидатов.
Последняя реформа Высшей школы относится к 1987 году. Она ввела деление учебного года на семестры, накопительный модуль (unite d'enseignement capitale), блок профессиональной специализации / обязательную практику (unite d'experience professionne^), институт наставников (tutorat).
В начале третьего тысячелетия Высшую школу ожидают дальнейшие изменения, поскольку Франция считает обязательным свое участие в Болонском процессе (1999). Изначальная идея, к которой уже присоединились 32 европейских государства (Россия -в сентябре 2003 г.), заключается в создании единого европейского образовательного пространства при сохранении лучшего из национального опыта. Эта основополагающая идея находит свое развитие в таких конкретных положениях, как единая структура высшего образования: licence - 3 года обучения; mastere - 5 лет обучения; doctorat - 8 лет обучения; организация обучения по семестрам и учебным модулям (unite); введение общей системы кредитов: credits europeens (credit - своего рода оценка, балл, равен 10 академическим часам), которые позволили бы найти единый критерий оценки знаний, полученных в разных национальных вузах (300 credits = mastere); гармонизация / унификация дипломов. На основе новых требований, выработанных участниками Болонского процесса, европейское пространство должно быть открыто для современного студента как в плане познавательном, так и в профессиональном. А это значит, что в современной школе Франции зреют и получают практическое воплощение предпосылки для подготовки нового типа учащегося, профессиональная деятельность которого должна вписываться в реалии нового третьего тысячелетия.
источники
1. Решение Совета Европы об основных направлениях политики занятости населения стран-членов ЕС. 10.07.2007.
2. http://www.ac-paris.fr/portail/jcms/piapp1_6569/ enseignement-superieur
3. www.education.gouv.fr
4. www.touteleurope.fr