СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
итоговая аттестация выпускников французских общеобразовательных школ
В статье раскрывается понятие бакалавриат применительно к французской системе образования. Характеризуются выпускные (бакалаврские ) экзамены во Франции, которые проводятся по окончании полной средней школы - лицея.
Самое спорное начинание последних лет в области образования в нашей стране -единый государственный экзамен. Острые дискуссии вокруг введения новой системы итоговой аттестации выпускников школ по-прежнему не утихают. Высказываются разные точки зрения по поводу ее достоинств и недостатков, опасения и риски, связанные с возникающими сложными проблемами.
В связи с этим определенный интерес может представлять изучение зарубежного опыта, где подобные задачи достаточно успешно решаются в школьной практике на протяжении многих десятилетий.
В этом смысле заслуживает внимания французский опыт централизованного проведения выпускных экзаменов за среднюю школу на степень бакалавра, обеспечивающий независимую оценку результатов работы школы и индивидуальных знаний учащихся.
В отличие от многих стран, где термин «бакалавр» свидетельствует о получении высшего образования и является первой ученой степенью, во Франции диплом бакалавра - аттестат об окончании полной средней школы.
Е.Б. Лысова
Ключевые слова:
Французская система образования, бакалавриат, выпускные экзамены, лицей, колледж, комплекс учебно-воспитательных мероприятий - ориентация.
Одновременно он дает право поступления без вступительных экзаменов в университет, где число мест на первом курсе обычно не лимитировано (кроме факультетов медицинского, а также физкультуры и спорта).
Институт бакалавриата существует во Франции два столетия (с 1808 г.). С тех пор он был значительно модифицирован. Реформы бакалавриата регулярно обсуждаются во французском обществе при проведении любых изменений в системе образования. В последние десятилетия, испытывая на себе влияние интеграционных процессов в образовании, происходящих в западноевропейских странах, система бакалавриата вместе с тем не утрачивает своего национального своеобразия.
Перед тем, как охарактеризовать систему бакалаврских экзаменов, напомним основные звенья французской школьной системы и более подробно структуру полной средней школы - лицея, открывающего доступ в высшие учебные заведения.
Полный курс общеобразовательной средней школы составляет 12 лет; обязательное обучение с 6 до 16 лет. Оно включает две ступени: пятилетнюю начальную школу и четырехлетнюю неполную среднюю - коллеж. Эта ступень дает базовое среднее образование всем французским школьникам.
Большинство учащихся, окончивших коллеж, продолжают учебу в средних учебных заведениях двух типов: в полной средней школе (общеобразовательный и технологический лицеи, куда идут учиться более половины выпускников коллежа) и профессиональных лицеях.
Общеобразовательный и технологический лицей (10-12-й годы обучения) - завершающий этап среднего образования. Обучение здесь организовано по принципу дифференциации. Традиционно лицей ориентирован преимущественно на продолжение занятий в высшей школе. Он готовит учащихся к сдаче экзаменов на получение диплома бакалавра - общеобразовательного или технологического.
На первом году лицея - 10-й год обучения («класс определения») - всем учащимся по идентичным программам преподаются общие обязательные дисциплины. Это французский язык, история-география, первый иностранный язык (или местный - баскский, бретонский, корсиканский и др.) математика, физика-химия, биология-геология, физкультура. Кроме того, к обычным урокам добавляются 3 часа еженедельных обязательных для всех лицеистов занятий в рамках так называемых «модулей» по базовым дисциплинам - французскому языку, математике, истории-географии, первому иностранному языку.
Помимо общих обязательных дисциплин каждый лицеист должен выбрать два дополнительных обязательных предмета, которые могут помочь ему утвердиться в своих способностях и интересах с целью дальнейшей учебной ориентации. среди этих предметов - древние языки (латынь или греческий) иностранные языки (второй и третий), местный язык, социально-экономические науки, медико-социальные науки, лабораторная физика-химия или биология, информатика и электроника в физике, информатика в управлении и коммуникации, технология автоматизированных систем, искусство, физкультура и спорт. Задача «класса определения» состоит в том, чтобы еще на год продлить время единой общеобразовательной подготовки до перехода к специализации в старших классах лицея. Наличие разнообразных факультативов расширяет и дополняет эту подготовку. Вместе с тем в этом классе закладываются основы будущей специализации: от выбора тех или иных предметов в значительной степени зависит как профиль диплома бакалавра, так и тип высшего образования.
Два старших класса лицея - специализированные. Здесь ученик окончательно выбирает направление обучения и готовится к экзаменам на степень бакалавра соответствующего профиля. Обучение проводится по четырем профилям; три из них - общеобразовательные: гуманитарный, естественнонаучный, социально-экономический; один - технологический. Каждый профиль, в свою очередь, делится на секции в зависимости от профилирующего предмета. Так, гуманитарный профиль имеет четыре секции (литература-иностранный язык, древние языки, литература-математика, литература-искусство), социально-экономический - три секции (социально-экономические науки, экономика-математика, экономика-иностранные языки). Естественнонаучный профиль представлен четырьмя специализированными секциями (математика, физика-химия, биология-геология, промышленная технология). Технологический профиль включает четыре секции: науки и технологии в сфере обслуживания, промышленные науки и технологии, экспериментальные науки и технологии, медико-социальные науки [1].
В каждом профиле обучение идет по обязательной единой программе и при углубленном изучении одного предмета специализации. Так, в выпускном классе «социально-экономического профиля» для всех трех секций обязательными являются социально-экономические науки, прикладная математика, история-география, философия, иностранный язык (первый), второй иностранный язык или один из древних языков, спор-
тивная подготовка. Предметом специализации для секции «социально-экономические науки» являются усиленные занятия этими науками; в секции «экономика-математика» - математика; в секции «экономика-иностранный язык» - углубленное изучение первого иностранного языка. Кроме того, учащиеся обоих классов могут заниматься рядом факультативных предметов, которые не являются обязательными (не более двух). На выбор предлагаются древние языки, третий иностранный или региональный язык, физкультура и спорт, искусство. [1, с.115-118].
Соответствующим образом составлены и учебные планы выпускных классов других общеобразовательных профилей.
Учебные планы технологического профиля также содержат общеобразовательные и специальные дисциплины. Обязательными являются математика, иностранный язык, история-география, философия, физкультура, причем это несколько сокращенные курсы соответствующих дисциплин. Технические дисциплины занимают половину учебного времени в неделю.
В выборе направления учебы лицеисту помогает комплекс учебно-воспитательных мероприятий, так называемая ориентация. Это продолжительный и непрерывный процесс наблюдения за развитием личности школьника, протекающий в рамках всего школьного курса. В нем принимает участие многочисленный коллектив специалистов: педагоги, советники по ориентации, по воспитательной работе, медик, социальный работник, члены школьной администрации. Их функции четко разграничены. Они изучают интересы, выявляют способности, оказывают необходимую помощь и поддержку, информируют учащихся и их родителей о системе образования, профессиях, возможностях трудоустройства, консультируют и т.п. Все это должно помочь молодому человеку выработать индивидуальный план учебной и профессиональной ориентации и сделать наиболее адекватный и реалистический выбор направления обучения. В школьном «Законе об ориентации» 1989 года специально подчеркнуто, что этот выбор принадлежит самому школьнику и его семье и «должен исключать всякую принудительную селекцию» [2].
Выпускники лицеев (включая частные учебные заведения) держат экзамен на степень бакалавра. Это государственный экзамен, единый на всей территории страны. Он состоит из испытаний по обязательной программе, предметам специализации и при необходимости - по необязательным факультативам. Для всех школьников обязательны испытания по физкультуре и спортивной подготовке. Всего - 9-10 испытаний [3, р. 159].
Основная форма испытаний - письменная. Испытания проводятся в два этапа. Первый («предварительный») - за год до окончания лицея по французскому языку (письменному и устному), поскольку этим годом его изучение оканчивается. Экзамен организуется в самом лицее.
Второй этап («основной») - после выпускного класса по ряду дисциплин, комбинация которых зависит от профиля обучения и секции. Эта сессия проводится в специально организованном экзаменационном центре или в одном из лицеев, выбранных для этой цели.
Знанию французского языка в лицеях уделяется самое серьезное внимание. Учащиеся в течение многих лет овладевают техникой письменных сочинений почти по всем предметам. Не случайно письменная форма доминирует на всех экзаменах: стиль и орфография письменных работ по любому предмету на экзаменах влияют на их оценку экзаменаторами.
Экзамены принимаются государственными комиссиями, которые формируются в масштабах академий (учебных округов) их ректорами (руководителями) и утверждаются министром национального образования. Председатель комиссии - обычно профессор местного университета, его заместитель - преподаватель средней школы высшей категории (агре-же). Члены комиссии должны отвечать определенным требованиям, связанным с наличием ученой степени, стажем работы, опыта преподавания в выпускных классах.
Важная особенность экзаменов - преподавателям запрещено принимать их у своих учеников.
Французское школьное законодательство детально регламентирует правила подготовки и проведения экзаменационной сессии, а также функции ее организаторов. Ими выступают центральная администрация -министерство образования в лице его инспекторского корпуса и местные школьные службы. Их функции четко разграничены.
Генеральными инспекторами министерства разрабатывается регламентирующая документация о количестве испытаний по профилям, «коэффициенты значимости», присуждаемые по каждому предмету, общенациональный календарь экзаменационной сессии, определяется преподавательский состав, принимающий экзамены, финансовое обеспечение мероприятий.
Представители генеральной инспекции в округах - инспектора академий - отвечают за организацию сессии на местах: они формируют экзаменационные комиссии и назначают членов жюри, осуществляют распределение абитуриентов по экзаменационным центрам, организуют
информационное обеспечение, им поручено решение спорных вопросов.
Руководителями экзаменационных центров обычно назначают провизоров (директоров) лицеев. Они ответственны за проведение испытаний, и прежде всего - за сохранение конфиденциальности их тематики; они обеспечивают также надзор во время испытаний и улаживают текущие конфликты. Общее количество экзаменационных центров в стране в 2001 году составляло 3 тысячи на 631 тысячу экзаменующихся. В сессии участвовало 120 тысяч экзаменаторов и «корректировщиков» (проверяющих работы [3, р. 159].
для сдачи экзаменов кандидат должен «записаться», то есть представить в администрацию лицея бумаги с анкетными данными, а также со сведениями о том, какие иностранные языки и факультативные предметы он намерен сдавать. Эти сведения сообщаются в инспекционную службу академии по месту обучения кандидата, где и проводится его «запись» на экзамены в ноябре-декабре текущего года обучения. В день испытания выпускник, явившийся в экзаменационный центр, должен иметь при себе приглашение из инспекции и удостоверение личности с фотографией.
Наиболее ответственный аспект подготовки экзаменов - разработка их тематики и заданий. На эту работу уходит целый год, начиная с предыдущего мая. Она проводится с соблюдением строгой секретности в отношении содержания и участвующих в этой работе педагогов. Специально создаваемые под эгидой министерства «межакадемические группы» экспертов распределяют по всем учебным округам разработку тематики испытаний по всем профилям и учебным дисциплинам; она рассылается затем в ректораты учебных округов. При этом темы, разработанные в том или другом округе, не предназначены для своих лицеистов, они посылаются в другой округ.
Ректоры учебных округов назначают комиссии из 3-4-х преподавателей для составления заданий по каждой теме. Для одного бакалаврского испытания составляется пять заданий: первое - для обычной экзаменационной сессии, второе - «запасное» на случай разглашения до экзамена основного задания, третье - для переэкзаменовки в сентябре, четвертое и пятое - для французских граждан, находящихся за рубежом. Члены комиссии, составляющие задания, не знают, для какой цели оно будет использовано.
Все задания для учащихся одного профиля приблизительно одинаковы по сложности. Задания предварительно проверяются на самих преподавателях. Выполнение их поручается двум преподавателям, не участво-
вавшим в выборе тем и разработке заданий. Они должны справиться с работой за 2/3 времени, даваемого лицеисту на экзамене. Преподаватели дают заключение об «исполнимости» заданий и о подстерегающих кандидата затруднениях и ошибках. За несколько дней до экзаменов темы и задания рассылаются в экзаменационные центры, где хранятся в сейфах.
Каждая дисциплина, выносимая на экзамен, имеет свой «коэффициент значимости» в иерархии учебных предметов по профилям. Обычно этот коэффициент по профилирующим предметам выше других. Например, в 2004 году на гуманитарном профиле наибольшим был «коэффициент значимости» по философии - 7, затем шли иностранные языки - 4, история-география - 4, естествознание - 2; в естественнонаучном профиле впереди были естественные науки - 9, математика - 7, физика-химия - 6, философия, иностранные языки, история-география - 3 [4, р.829].
«Коэффициент значимости» позволяет с большей точностью определить среднюю совокупную оценку, полученную по всем дисциплинам на бакалаврских испытаниях. Для этого, выставляемая по каждому предмету отметка по 20-балльной шкале умножается на соответствующий «коэффициент». Сумма всех полученных результатов по предметам, включая сданный за предыдущий год экзамен по французскому языку, делится на сумму «коэффициентов значимости». В результате выводится средний балл по экзамену.
Кроме испытаний по обязательным дисциплинам кандидат имеет право сдавать необязательные факультативные предметы. Они позволяют при необходимости дополнить недостающие по основным предметам баллы, причем во внимание принимаются лишь оценки выше средней.
Экзаменационная сессия считается сданной, если по обеим группам испытаний получен средний балл, равный или выше 10 из 20. Кандидаты со средним баллом от 8 до 10 допускаются к осенней переэкзаменовке. Ее сдают также и те, кто не участвовал в основной сессии по уважительным причинам.
Для выставления окончательного балла жюри может прибегнуть к данным «школьной книжки», где отражена не только успеваемость за весь лицейский курс, но также подробные сведения о способностях, прилежании, психологических особенностях лицеиста. При этом жюри обращается к ее помощи лишь в случае необходимости повысить оценку, но никогда - для ее понижения.
Письменные испытания по французскому языку на предварительном этапе во всех профилях продолжаются обычно четыре часа; профильные
письменные - 3-4 часа, устные - до 30 минут, практически испытания в технологическом профиле проводятся в течение 6-7 часов.
«Провалившимся» считается кандидат, набравший ниже 8 баллов. Ему выдается свидетельство об окончании средней школы или предлагается остаться на повторный последний год обучения в лицее.
Для Франции всегда был характерен большой процент неудач при сдаче экзаменов на бакалавра: в 1960 году он составил 38%; в 1980-е гг. постепенно наметилось некоторое снижение этого показателя, связанное в определенной степени с рядом усовершенствований экзаменационных процедур. На сессии 2009 года процент успешно сдавших составил 86,2, то есть число неудач было менее 15% [5, р. 42].
Существуют различные категории дипломов бакалавра, обладатели которых получают средний балл выше 10. В таких случаях в дипломе делается дополнительная пометка: «достаточно хорошо» - получившим от 12 до 14 баллов, «хорошо» - от 14 до 16, «очень хорошо» - выше 16. Такая пометка дает определенные преимущества при поступлении в некоторые вузы, в частности, в подготовительные классы привилегированных «больших школ».
Большая часть бакалавров получает диплом без такой пометки, поскольку основная масса выпускников имеет средний балл до 12. Обладатели дипломов с более высокими баллами составляют менее половины всех бакалавров - в 2000 году их было 32%. Из них дипломы с оценкой «очень хорошо» получили лишь 1,9% [6].
Полученные на испытаниях оценки и финальный результат не могут быть подвергнуты сомнению или оспорены. Кандидаты могут ознакомиться с копиями работ в течение года. Однако решение жюри не может быть пересмотрено.
Особенность современной системы высшего образования во Франции состоит в преобладании государственного сектора, бесплатности обучения в большинстве государственных учебных заведений, государственной монополии на выдачу дипломов об образовании и присвоении квалификаций.
Высшие учебные заведения представлены университетами (срок обучения 3-5 лет), куда идет подавляющее число бакалавров - 78,4% (в 2003 г.); «большими школами» (срок обучения 3-5 лет) - особенно престижными специализированными учебными заведениями по подготовке высших инженерно-технических, научно-педагогических кадров, работников госаппарата. Наиболее известны Высшие нормальные школы.
Школа хартий, Национальная школа администрации, Институт политических наук. К высшим относятся инженерные и коммерческие школы со сроком обучения 3 года, а также университетские технологические институты и «секции высших техников», обеспечивающие краткий цикл высшего образования - 2 года.
Набор студентов в вузы осуществляется в двух основных формах, действующих параллельно: свободный набор всех желающих бакалавров с отбором в процессе обучения и селективный отбор при поступлении в вуз.
Свободный набор практикуется в университетах. Обладатель диплома бакалавра может поступить без экзаменов на факультет, соответствующий профилю полученного диплома (кроме медицинского и физкультуры и спорта, где сдаются конкурсные экзамены).
Селективный конкурсный отбор «на входе» осуществляется в «больших школах», абитуриенты которых вначале после окончания лицея должны закончить двухгодичные подготовительные классы. Прием бакалавров в эти классы проводится по конкурсу личных дел. Учащиеся должны иметь высокие оценки не только по профилирующим дисциплинам, но и по французскому языку, философии и иностранным языкам. При рассмотрении личного дела принимаются во внимание средний балл успеваемости, ухудшение или улучшение результатов учебы в течение выпускного года, личные качества кандидата, особенно его отношение к работе, способность к длительным усилиям, серьезность, методичность в занятиях.
Полемика о судьбе бакалавриата длится уже давно.
Анализ французской педагогической литературы свидетельствует, что экзаменационная процедура на получение аттестата зрелости во французской средней школе содержит сложные и противоречивые аспекты. Одна из актуальных проблем - степень объективности самих экзаменов: выбор заданий, их сложность, завышенные требования к ответам, качество работы экзаменаторов, демонстрирующих большой разброс оценок. Многие французские авторы отмечают и отрицательное влияние этих экзаменов на весь процесс обучения в лицее, особенно в выпускном классе: стремление обладать дипломом превращает учебу в «гонку» за ним, настраивает лицеистов не на глубокие знания, а на «натаскивание» на формальные знания, достаточные лишь для успешной сдачи экзаменов.
Характер диплома бакалавра, который одновременно свидетельствует об окончании средней школы и является «пропуском» в вуз, многие
считают неправомерно двойственным. Предлагается смягчить экзаменационные требования в средней школе и заменить диплом бакалавра свидетельством об окончании, но ввести более жесткие экзамены в университет. Как указывалось выше, сегодня такая форма приема в некоторые вузы уже существует.
Как пишут французские авторы, «бакалавриат - узел конфликтов и противоречий». Его отмена во Франции, где глубоко укоренилось право свободного доступа к высшему образованию, связанное с академическим дипломом за среднюю школу, вызывает резко отрицательное отношение общественности: обладать этим дипломом для учащихся и родителей означает «минимальное признание успешной учебы в школе». Значительная часть преподавателей лицеев также за сохранение экзамена, считая его «надежным и заслуживающим доверия». «Вопреки тому, что бы ни говорили и писали по этому поводу, «сюрпризы» в момент получения результатов немногочисленны и скорее благоприятны для учащихся, - выражает свое мнение и мнение коллег преподаватель с 35-летним стажем работы в выпускных классах лицея» [7, р. 12].
За время своего существования система экзаменов на бакалавра претерпела немало изменений. Сохраняя преемственность традиционной организации, она открыта новациям. И в этом смысле представляет несомненный интерес для отечественного педагогического опыта. Двойная функция диплома, который свидетельствует об успешном завершении полного среднего образования и дает право поступать без экзаменов в университет, имеет положительное значение. Отсутствие дублирующих экзаменов позволяет избежать психологических перегрузок, уменьшает материальные затраты. Интерес представляет централизованное проведение экзаменов, процедура разработки заданий, использование при оценке «коэффициента значимости» - дополнительных баллов, поощряющих углубленное изучение того или иного предмета. Лицеистам предоставлена возможность улучшить конечный результат дополнительными экзаменами и данными «школьной книжки». Делаются практические шаги по «разгрузке» итоговых экзаменов: по некоторым дисциплинам испытания переносятся на предварительную сессию. Практикуется двойная проверка письменных работ: обмен ими для взаимного контроля проверяющих, что определенным образом дает возможность избежать субъективизма в оценке.
Во всех академиях появилась специальная телефонная «служба согласования и информации». Она создана, чтобы ознакомить экзаменаторов с
общими требованиями к оценке абитуриентов. Кроме того, после проведения экзаменационной сессии в каждой академии создается специальная комиссия для анализа результатов и согласования экзаменационных требований. Конкретные рекомендации по исправлению ошибок, объективной оценке качества работ и уточнению требуемого уровня знаний доводятся до сведения всех преподавателей.
В целом экзамены на бакалавра поддерживают качество образования, поскольку уровень требований к знаниям лицеистов высок. Это помогает выявлять способную и талантливую молодежь. Независимый характер государственных комиссий практически исключает возможность давления на их работу извне, что способствует достаточно объективной оценке качества знаний лицеистов и работы учителей.
—Литература—
1. Bulletin officiai de L,Education Nationale, № 29 du 27 juillet, 2000.
2. Joi d,orientation sur L'Education nationale. 1989 № 89-486 // BOMEN. 1989. № 4 special du 31 aout, 1989.
3. Enseignement secondaire. Baccalaureat, 2002.
4. Bulletin officiel de L'Education Nationale. № 17. 10 avril 2004.
5. LNEtatde PEcole. 2010 № 20 - novembre, p. 42.
6. Bulletin officiel de L'Education Nationale. № 29 du 27 juillet, 2000.
7. Le Monde de L'Education. - 2000. - № 298.