#
- ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ
ДИПЛОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ ФРАНЦИИ
DIPLOMAS OF PROFESSIONAL TECHNICAL LYCEUMS IN FRANCE
И. В. Вагина
В статье рассматривается профессиональное образование Франции, перспективы его развития и возможности получения дипломов профессионально-технических лицеев.
Ключевые слова: профессиональное образование, Франция, перспективы развития, профессионально-технический лицей.
I. V. Vaguina
The article examines vocational training in France, prospects of its development and possibilities of receiving diplomas of professional technical lyceums.
Keywords: vocational training, France, prospects of development, professional technical lyceum.
Профессионально-технический лицей (lycée professionnelle - LP) является учебным заведением, дающим полное среднее образование, куда принимаются выпускники колледжей после окончания 3-го общеобразовательного класса или в порядке исключения после 3-го подготовительного класса. Они зачисляются на 1-й год обучения для получения диплома о профессиональном образовании (brevet d'études professionnelle - ВЕР) либо на 1-й цикл для получения свидетельства о профессиональном образовании (certificates d'aptitude professionnelle - САР).
С 1994 году прием подростков для получения свидетельства о профессиональном образовании САР осуществляется только после окончания 3-го класса.
Лица, поступившие в лицей для получения свидетельства о профессиональном образовании САР, учатся в течение двух или трех лет. Ученики, поступающие в 4-й технологический класс, должны завершить через два года профессиональную ориентацию и получить свидетельство об окончании колледжа.
Лица, поступающие на 1-й год обучения ВЕР, учатся в течение двух лет и получают диплом о профессиональном образовании ВЕР. После получения ВЕР ученик может быть принят либо на подготовительный двухгодичный курс с целью получения степени бакалавра определенной профориентации, либо на 1-й курс профессиональной адаптации.
Все эти формы обучения осуществляются в одном и том же учебном заведении. Однако с некоторых пор школьники стали проходить практику на различных предприятиях (несколько уроков или целые периоды обучения на предприятиях).
В некоторых профессионально-технических лицеях осуществляется непрерывный контроль за успеваемостью, что позволило отказаться от проведения заключительных экзаменов.
Обновление учебного процесса было осуществлено в 1992 учебном году.
Начиная с 1995 года по окончании учебы в лицее выдавались следующие виды дипломов:
- Диплом техника, или ВТ (brevet de technicien), которым подтверждается получение специального технологического образования; он дает право на продолжение учебы с целью получения диплома о высшем техническом образовании или университетского диплома о техническом образовании (BTS - brevet de technicien supérieur, или DUT - diplôme universitaire de technologie).
- Степень бакалавра технологии, которая свидетельствует о получении общеобразовательной подготовки и технологического образования, а также дает право на получение высшего образования; степень бакалавра присваивается по следующим группам дисциплин:
1. STI - наука и технология;
2. SMS - общественно-медицинские науки;
3. STL - теория и практика лабораторных исследований;
4. STT - теория и практика торговли и сферы обслуживания;
5. Специалист в области музыки и танца;
6. Специалист в области прикладных видов искусства.
Целью профессиональных лицеев является предоставление выпускникам коллежей общеобразовательного, технологического и профессионального образования. Профессиональные лицеи готовят к получению следующих дипломов:
- свидетельства о профессиональной подготовке (СПП);
- аттестата о профессиональной подготовке (АПП);
- профессионального диплома бакалавра;
- дополнительных дипломов.
Учащиеся, получившие СПП, могут продолжить образование с целью подготовки и получения АПП. Кроме того, обладатели СПП могут приобрести квалификацию IV уровня путем подготовки к получению профессионального аттестата.
Аттестат о профессиональной подготовке предоставляет профессиональную квалификацию рабочего или служащего. Он свидетельствует о наличии образования более глубокого, чем СПП.
Существует около 30 разновидностей АПП, соответствующих многообразным специальностям, среди которых:
Ф
$
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ
- в промышленной сфере - автомобилестроение, двухгодичная подготовка образует цикл профессионального самоопределения и включает общее, профессионально-технологическое обучение, а также производственную практику;
- текстильное производство, электроника, электротехника, переработка вторсырья, производство пластмасс и др.;
- в области торговли и услуг - административное и секретарское обслуживание, ведение коммерческой документации и бухгалтерия, гостиничное дело, транспортные услуги, социально-медицинская деятельность и др.;
- в сфере сельского хозяйства - скотоводство, виноградарство и виноделие, растениеводство, выращивание фруктов, лесное хозяйство, молочное производство и пр. (все эти последние специальности находятся в ведении Министерства сельского хозяйства).
В профессиональном лицее продолжается изучение большинства общеобразовательных предметов, преподававшихся в коллеже. В то же время такая подготовка в большой степени ориентирована на профессиональные цели. Общеобразовательная подготовка играет значительную роль в успешной сдаче профессиональных экзаменов и позволяет продолжать обучение для дальнейшего достижения уровня профессионального или технологического дипломов бакалавра.
Профессиональные дипломы бакалавра связаны с достаточно узкими специальностями, и в этом их отличие от технологических дипломов бакалавра, ориентированных на слишком пространные сферы технологии (электроника, машиностроение и др.). Кроме того, в противоположность технологическому диплому, профессиональный диплом бакалавра является в первую очередь дипломом введения в профессию, открывающим прямой путь к работе по кон-
кретной специальности и одновременно предоставляющим возможность получения высшего образования.
Подготовка к профессиональному диплому бакалавра занимает два года, которые соответствуют первому и заключительному профессиональным классам.
Часовая нагрузка (всего 30 учебных часов в неделю) распределяется следующим образом:
- 16-18 часов (в зависимости от выбранной специализации) на занятия по профессиональной, технологической и научной подготовке;
- общеобразовательная подготовка (на французский язык - 3-4 часа;
- на живой иностранный язык - 2-3 часа;
- на историю, географию и гражданское воспитание вместе - 2 часа;
- на спорт - 3 часа; на художественное воспитание -2 часа;
- на самостоятельную работу - 3-6 часов);
- производственная практика: от 4 до 5 месяцев за два года.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вульфсон Б. Л. Школа современной Франции. -М.: Педагогика, 1970.
2. Loi № 68 - 978 du 12 novembre 1968 Article 6. TITRE II. «Les institutions universitaires».
3. Philippe Meirieu. Le système éducatif en France. -2002.
4. Rotman P. Mai 68 raconté à ceux qui ne l'ont pas vécu. - Seuil, 2008.
СОВРЕМЕННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В ПЕДВУЗАХ ВЬЕТНАМА
MODERN MATHEMATICS TEACHER TRAINING IN PEDAGOGICAL UNIVERSITIES OF VIETNAM
Н. Д. Мань
Статья посвящена актуальнейшему вопросу - профессиональной подготовке учителя математики в педвузах Вьетнама на современном этапе. Автором рассматриваются структурные аспекты профессионализма учителя математики, модели подготовки учителя-математика в педагогическом вузе, дается альтернативный образец учебного планирования, принятого на математическом факультете Тхайнгуенского педагогического университета.
Ключевые слова: профессиональная подготовка учителя, модель подготовки учителя, содержательный, технологический и личностный аспекты педагогического профессионализма.
N. D. Manh
The article is dedicated to a most important issue -mathematics teacher training in pedagogical universities of Vietnam at the present time. The author examines some structural aspects of the professionalism of a mathematics teacher, some models of mathematics teacher training in pedagogical universities, provides an alternative model of education planning adopted by the Mathematics Department of Thai Nguyen Pedagogical University.
Keywords: teacher training, model of teacher training, informative, technological and personal aspects of professionalism.