Научная статья на тему 'Дипломы профессионально-технического лицея Франции'

Дипломы профессионально-технического лицея Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL TRAINING / ФРАНЦИЯ / FRANCE / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / PROSPECTS OF DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНОТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ / PROFESSIONAL TECHNICAL LYCEUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вагина И. В.

В статье рассматривается профессиональное образование Франции, перспективы его развития и возможности получения дипломов профессиональнотехнических лицеев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIPLOMAS OF PROFESSIONAL TECHNICAL LYCEUMS IN FRANCE

The article examines vocational training in France, prospects of its development and possibilities of receiving diplomas of professional technical lyceums.

Текст научной работы на тему «Дипломы профессионально-технического лицея Франции»

#

- ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ

ДИПЛОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ ФРАНЦИИ

DIPLOMAS OF PROFESSIONAL TECHNICAL LYCEUMS IN FRANCE

И. В. Вагина

В статье рассматривается профессиональное образование Франции, перспективы его развития и возможности получения дипломов профессионально-технических лицеев.

Ключевые слова: профессиональное образование, Франция, перспективы развития, профессионально-технический лицей.

I. V. Vaguina

The article examines vocational training in France, prospects of its development and possibilities of receiving diplomas of professional technical lyceums.

Keywords: vocational training, France, prospects of development, professional technical lyceum.

Профессионально-технический лицей (lycée professionnelle - LP) является учебным заведением, дающим полное среднее образование, куда принимаются выпускники колледжей после окончания 3-го общеобразовательного класса или в порядке исключения после 3-го подготовительного класса. Они зачисляются на 1-й год обучения для получения диплома о профессиональном образовании (brevet d'études professionnelle - ВЕР) либо на 1-й цикл для получения свидетельства о профессиональном образовании (certificates d'aptitude professionnelle - САР).

С 1994 году прием подростков для получения свидетельства о профессиональном образовании САР осуществляется только после окончания 3-го класса.

Лица, поступившие в лицей для получения свидетельства о профессиональном образовании САР, учатся в течение двух или трех лет. Ученики, поступающие в 4-й технологический класс, должны завершить через два года профессиональную ориентацию и получить свидетельство об окончании колледжа.

Лица, поступающие на 1-й год обучения ВЕР, учатся в течение двух лет и получают диплом о профессиональном образовании ВЕР. После получения ВЕР ученик может быть принят либо на подготовительный двухгодичный курс с целью получения степени бакалавра определенной профориентации, либо на 1-й курс профессиональной адаптации.

Все эти формы обучения осуществляются в одном и том же учебном заведении. Однако с некоторых пор школьники стали проходить практику на различных предприятиях (несколько уроков или целые периоды обучения на предприятиях).

В некоторых профессионально-технических лицеях осуществляется непрерывный контроль за успеваемостью, что позволило отказаться от проведения заключительных экзаменов.

Обновление учебного процесса было осуществлено в 1992 учебном году.

Начиная с 1995 года по окончании учебы в лицее выдавались следующие виды дипломов:

- Диплом техника, или ВТ (brevet de technicien), которым подтверждается получение специального технологического образования; он дает право на продолжение учебы с целью получения диплома о высшем техническом образовании или университетского диплома о техническом образовании (BTS - brevet de technicien supérieur, или DUT - diplôme universitaire de technologie).

- Степень бакалавра технологии, которая свидетельствует о получении общеобразовательной подготовки и технологического образования, а также дает право на получение высшего образования; степень бакалавра присваивается по следующим группам дисциплин:

1. STI - наука и технология;

2. SMS - общественно-медицинские науки;

3. STL - теория и практика лабораторных исследований;

4. STT - теория и практика торговли и сферы обслуживания;

5. Специалист в области музыки и танца;

6. Специалист в области прикладных видов искусства.

Целью профессиональных лицеев является предоставление выпускникам коллежей общеобразовательного, технологического и профессионального образования. Профессиональные лицеи готовят к получению следующих дипломов:

- свидетельства о профессиональной подготовке (СПП);

- аттестата о профессиональной подготовке (АПП);

- профессионального диплома бакалавра;

- дополнительных дипломов.

Учащиеся, получившие СПП, могут продолжить образование с целью подготовки и получения АПП. Кроме того, обладатели СПП могут приобрести квалификацию IV уровня путем подготовки к получению профессионального аттестата.

Аттестат о профессиональной подготовке предоставляет профессиональную квалификацию рабочего или служащего. Он свидетельствует о наличии образования более глубокого, чем СПП.

Существует около 30 разновидностей АПП, соответствующих многообразным специальностям, среди которых:

Ф

$

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ

- в промышленной сфере - автомобилестроение, двухгодичная подготовка образует цикл профессионального самоопределения и включает общее, профессионально-технологическое обучение, а также производственную практику;

- текстильное производство, электроника, электротехника, переработка вторсырья, производство пластмасс и др.;

- в области торговли и услуг - административное и секретарское обслуживание, ведение коммерческой документации и бухгалтерия, гостиничное дело, транспортные услуги, социально-медицинская деятельность и др.;

- в сфере сельского хозяйства - скотоводство, виноградарство и виноделие, растениеводство, выращивание фруктов, лесное хозяйство, молочное производство и пр. (все эти последние специальности находятся в ведении Министерства сельского хозяйства).

В профессиональном лицее продолжается изучение большинства общеобразовательных предметов, преподававшихся в коллеже. В то же время такая подготовка в большой степени ориентирована на профессиональные цели. Общеобразовательная подготовка играет значительную роль в успешной сдаче профессиональных экзаменов и позволяет продолжать обучение для дальнейшего достижения уровня профессионального или технологического дипломов бакалавра.

Профессиональные дипломы бакалавра связаны с достаточно узкими специальностями, и в этом их отличие от технологических дипломов бакалавра, ориентированных на слишком пространные сферы технологии (электроника, машиностроение и др.). Кроме того, в противоположность технологическому диплому, профессиональный диплом бакалавра является в первую очередь дипломом введения в профессию, открывающим прямой путь к работе по кон-

кретной специальности и одновременно предоставляющим возможность получения высшего образования.

Подготовка к профессиональному диплому бакалавра занимает два года, которые соответствуют первому и заключительному профессиональным классам.

Часовая нагрузка (всего 30 учебных часов в неделю) распределяется следующим образом:

- 16-18 часов (в зависимости от выбранной специализации) на занятия по профессиональной, технологической и научной подготовке;

- общеобразовательная подготовка (на французский язык - 3-4 часа;

- на живой иностранный язык - 2-3 часа;

- на историю, географию и гражданское воспитание вместе - 2 часа;

- на спорт - 3 часа; на художественное воспитание -2 часа;

- на самостоятельную работу - 3-6 часов);

- производственная практика: от 4 до 5 месяцев за два года.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вульфсон Б. Л. Школа современной Франции. -М.: Педагогика, 1970.

2. Loi № 68 - 978 du 12 novembre 1968 Article 6. TITRE II. «Les institutions universitaires».

3. Philippe Meirieu. Le système éducatif en France. -2002.

4. Rotman P. Mai 68 raconté à ceux qui ne l'ont pas vécu. - Seuil, 2008.

СОВРЕМЕННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В ПЕДВУЗАХ ВЬЕТНАМА

MODERN MATHEMATICS TEACHER TRAINING IN PEDAGOGICAL UNIVERSITIES OF VIETNAM

Н. Д. Мань

Статья посвящена актуальнейшему вопросу - профессиональной подготовке учителя математики в педвузах Вьетнама на современном этапе. Автором рассматриваются структурные аспекты профессионализма учителя математики, модели подготовки учителя-математика в педагогическом вузе, дается альтернативный образец учебного планирования, принятого на математическом факультете Тхайнгуенского педагогического университета.

Ключевые слова: профессиональная подготовка учителя, модель подготовки учителя, содержательный, технологический и личностный аспекты педагогического профессионализма.

N. D. Manh

The article is dedicated to a most important issue -mathematics teacher training in pedagogical universities of Vietnam at the present time. The author examines some structural aspects of the professionalism of a mathematics teacher, some models of mathematics teacher training in pedagogical universities, provides an alternative model of education planning adopted by the Mathematics Department of Thai Nguyen Pedagogical University.

Keywords: teacher training, model of teacher training, informative, technological and personal aspects of professionalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.