А. В. Фомкин
О ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ВО ФРАНЦИИ
Прежде чем познакомить читателей с результатами изучения организации балетного образования во Франции хочется предостеречь, с одной стороны, от огульного его отрицания («у нас и без них все хорошо и нечему учиться»), с другой, от попыток ниспровергнуть собственную систему балетного образования, заменив ее западными аналогами. Думается, не очень разумно оценивать зарубежный опыт и по принципу «хорошо-плохо». Он - иной, сформировавшийся в других условиях и самое интересное, что на его фоне яснее становятся видны действительно значительные достижения России в области балетного образования. Мне бы очень хотелось, чтобы такие чувства вынесли читатели из данной статьи1.
Как известно, балетная школа была основана в России французским танцмейстером Ж.-Б. Ланде. Аналогичная школа во Франции возникла несколько ранее - в 1713 г. Остается открытым вопрос: ориентировался ли Ланде при создании школы на какие-либо, в том числе, французские образцы? В любом случае Франция оказала огромное влияние на отечественное балетное искусство, в том числе и на балетную школу. Большинство балетмейстеров, работавших в России до 1917 г. - французы, терминология балета - французская. Если в советское время культурные связи между нашими странами были минимальны, сегодня, можно говорить о возрождении профессионального взаимодействия между Мариинском театром и Парижской Оперой, между Балетной школой Оперы и АРБ.
Существующая сегодня во Франции система обучения артистов балета не может быть рассмотрена в рамках одной статьи. Мы ограничимся ее государственной частью, которая сосредоточена в Париже и относится к ведению Министерства культуры Франции. В Париже работают два учебных заведения, представляющих альтернативные системы подготовки артистов
балета: Балетная школа Парижской Оперы2 и Парижская Консерватория3. К ним примыкают Национальный центр танца и Институт хореографии.
Система образования Франции сложна, гибка и очень дифференцирована. Ее основные принципы были заложены в 1880-1890-х гг.: образование бесплатно, не имеет религиозного содержания и обязательно для детей от 6 до 16 лет. Понятие бакалавриата во Франции не соответствует тому, что вкладывается в него в странах Европы, подписавших Болонскую декларацию. Болонский бакалавриат - это уровень высшего образования, бакалавриат французский - соответствует российскому среднему образованию. Во Франции не существует понятия «высшего профессионального образования», т. к. профессиональное и общее образование разделены. И потому во Франции, как и в большинстве стран Европы, в хореографическом искусстве мы не найдем привычных для России форм среднего и высшего профессионального образования.
Во Франции сосуществуют частная и государственная системы образования. В частных учебных заведениях обучается около 20 % всех учащихся Франции. Государство утверждает все школьные программы для частных и государственных школ, организует конкурсы и экзамены. Только государство имеет право на выдачу дипломов до уровня бакалавра (baccalauréat). Со времени закона Дебре (1959) частное образование получает помощь от государства (contrat d'association) - государство оплачивает труд преподавателей и участвует в расходах на обучение (8 из 9-ти частных школ пользуются этой помощью). Структура системы образования во Франции представлена в таблице 1.
Организация, содержание циклов обучения определяется реформами, проводимыми уже в течение 30 лет, которые обеспечивают демократизацию образования и его адаптацию к нуждам развивающегося общества.
Является ли система образования Франции эффективной? С точки зрения французов, оно все еще слишком теоретично, а техническое образование, долгое время остававшееся в забве-
нии, плохо развито. Условия обучения также имеют свои недостатки: перегруженные классы, нехватка преподавательского состава и материалов для обучения, наличие учеников с разным уровнем подготовки в одном классе, слишком быстрая смена программ и методов обучения, деградация имиджа и роли преподавателя в обществе. Несмотря на все имеющиеся сложности, эта система образования считается одной из лучших в Европе.
Далее рассмотрим кратко французскую систему образования по уровням. Это необходимо для более полного уяснения структуры учебных заведений, готовящих артистов балета.
Дошкольное образование
Сюда относятся детские сады (ecoles maternelles). Их часто называют самой большой удачей французской системы образования. Образование до начальной школы не является обязательным, но практически все дети с 3 до 6 лет посещают детский сад. Детские сады принимают детей с 2 лет. Классы хорошо оформлены, играя, дети обучаются многим полезным вещам и получают навыки общения. Дети в садах делятся на три возрастные группы. Первая с 2 до 4 лет, где дети только играют. Вторая (средняя) с 4 до 5 лет - обучаются лепке, рисованию и другим практическим навыкам, а также устному общению. Третья (старшая) с 5 до 6 лет готовится к обучению чтению, письму и счету. Сады работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). В крупных городах сады работают с раннего утра до 18-19 часов и во время каникул, так как многие родители работают, и дети нуждаются в присмотре.
Начальное образование
Начальная школа является последним этапом обязательного образования. Оно продолжается пять лет, с 6 до 11 лет (если у
Подготовительный курс (СР)
_Начальный курс:_
_1-й год (CEI)_
_2-й год (СЕ2)_
_Средний курс:_
_1-й год (СМ1)_
_2-й год (CM2)4_
ребенка нет проблем с учебой, а если есть, то ребенок может повторять классы, но только до достижения 14-летнего возраста).
Обучение длится 27 часов в неделю (9-12 и 14-17 ч.), четыре дня в неделю и в субботу утром. В среду и воскресенье дети отдыхают. В начальной школе запрещены задания на дом, но они практикуется повсеместно. В классах девочки и мальчики обучаются вместе. Все предметы в классе ведет один преподаватель. После окончания цикла обучения в начальной школе учащиеся сдают экзамены на получение сертификата о начальном образовании СЕР (certificat d'études primaire).
Среднее образование
Среднее образование во Франции состоит из двух блоков:
I. Колледж, состоящий из четырех классов: 6-й и 5-й классы - цикл наблюдения
Все дети, поступающие в колледж, проходят одинаковую программу обучения и в обязательном порядке изучают один из «живых» языков. В конце пятого класса некоторые дети, у которых имеются серьезные проблемы с адаптации или разного уровня задержки умственного развития, направляются в специальные секции обучения.
4-й и 3-й классы - цикл ориентации
Дети начинают изучение второго «живого» иностранного языка и могут выбрать дополнительно латынь, греческий или
другие языки. Главной целью обучения является выработка или поиск своего направления (профиля) дальнейшего обучения, ибо на следующем этапе ученик должен будет выбрать либо «короткий», либо «длинный» цикл обучения. В конце 3-го класса ученики сдают экзамены для получения свидетельства об окончании колледжа (ВЕРС). Решение о дальнейшем направлении (профиле) учебы учащихся выносится советом класса после консультации с учащимися и их семьями. Родители могут требовать пересмотра решения, если оно кажется им необоснованным. В некоторых коллежах создаются специальные секции для обучения детей с различными видами отклонений развития и поведения. Их обучают преподаватели, прошедшие профессиональную подготовку для работы с «трудными» детьми. Обычно эти секции называются 8ЕСРА.
II блок реализуется в двух видах:
- «короткий» цикл - это
аналог российского среднего профессионального образования. Сюда входят профессиональные лицеи ЕЕР (как наши ПТУ). Они готовят учащихся в течение 2-х лет к профессиональному диплому, который бывает двух видов:
- САР (сертификат профессиональной подготовки), выдается учащимся, овладевшим определенной профессией;
- ВЕР (сертификат общего профессионального образования), выдается учащимся, подготовленным к работе в определенной области деятельно-
- «длинный» цикл обучения: лицей.
Лицей готовит в течение 3-х лет к экзамену на степень бакалавра:
2 класс является «неопределенным» классом, то есть не имеющим определенной специализации;
I класс имеет много направлений - траекторий обучения, ведущих к разным видам бакалавриата. После первого класса ученики проходят тест по французскому языку, оценка за который учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра.
сти, например, в гостиничном хозяйстве, транспорте и т. п.
Данный вид образования не престижен в глазах общества, поскольку считается прямым путем к невысокому социальному положению и низкой зарплате. Это вызвано тем, что долгие годы сюда отправлялись самые плохо успевающие ученики. Среди учащихся, получающих ВЕР, почти половина продолжает обучение, чтобы сдать экзамен на степень бакалавра (titulaire du bac).
«Terminal» или последний класс лицея заканчивается сдачей экзамена на степень бакалавра. «Вас», как его кратко называют французы, не является дипломом, но в дальнейшем ведет к высшему образованию.
Высшее образование
Высшее образование доступно только при наличии степени бакалавра. Французская система образования имеет различные его формы: «короткий» и «длинный» цикл, обучение в высших школах (Grandes ecoles), университетах.
Высшее образование короткого цикла
Студент может выбирать между различными типами краткосрочного образования для наиболее быстрого получения профессиональных навыков за 2 года. Цель данного обучения - в кратчайшие сроки начать профессиональную
Высшее образование длинного цикла
Университеты являются единственными учреждениями, которые принимают всех кандидатов без предварительного отбора (хотя негласно и нелегально существует отбор по оценкам на степень бакалавра) и именно поэтому в уни-
деятельность. Образование в данном случае - специализированное. Специальности могут быть получены в самых разных областях: средства связи, электроника, экономика, научные дисциплины и т. д. Пользуется спросом в обществе, так как дает возможность реального и быстрого трудоустройства. Обычно учебное заведение выбирает своих будущих студентов исходя из конкурса досье, так как кандидатов на место больше, чем имеющихся вакансий. Имеются следующие виды дипломов «короткого» цикла: DUT, DEUST, BTS, Licence professionnelle.
Данное образование можно получить в университете и в отделениях высшего технического образования, в лицеях и некоторых частных учебных заведениях. Образование в этом направлении может быть продлено на I или 2 дополнительных года для получения дополнительной специализации (specialisation supplementaire), либо переходом на длительный цикл обучения. Получившие диплом DUT обычно более часто выбирают продолжение обучения, чем владельцы дип-
верситетах часто оказываются студенты, просто не поступившие в другие школы. Более половины бакалавров поступают университет, но около 40 % бросают учебу в течение первого года обучения.
Возможно поступление в университет без наличия степени бакалавра, путем сдачи специального экзамена в университет (Е8ЕЦ), но это возможно только в ограниченном количестве случаев и только для опытных специалистов, имеющих большой стаж практической работы. Практически все университеты являются государственными, за исключением нескольких конфессиональных. Практически каждый год обучения завершается получением диплома определенного уровня.
Университетское образование имеет три цикла:
лома BTS, который обычно получают для того, чтобы сразу начать работать по специальности. Имеющие дипломы IUT готовятся к получению профессиональной лицензии (licence professionnelle) или национального специализированного технологического диплома (Diplôme national de technologie specialisee (DNTS).
I. DUT - Diplôme universitai-re de technologie (DUT).
Уровень диплома по французской классификации: Bac» + 2 года. Продолжительность обучения: 2 года. К DUT готовят в университетском технологическом институте (Institut universitaire de technologie (IUT). IUT входят в состав университета. Образование носит одновременно общий и профессиональный характер. В течение срока обучения студент проходит несколько раз стажировки на предприятиях. В IUT существует 25 специальностей.
2. DEUST - Diplôme d'etudes universitaires scientifiques et techniques.
I цикл университетского
образования
Диплом DEUG - об общем университетском образовании. Срок обучения - 2 года. Диплом не имеет практической ценности на рынке труда.
II цикл университетского
образования
- включает два вида дипломов5:
I. Диплом Лицензия (Licence). Получаемый уровень образования: «Вас» + 3 года. Продолжительность обучения: I год после DEUG. Лицензия считается дипломом, заканчивающим образование. Студент выбирает интересующую его специализацию. В некоторых случаях студенты проходят многомесячную ста-
Уровень диплома по французской классификации: «Bac» + 2 года. Продолжительность обучения: 2 года. К DEUST готовят в университетах. В DEUST студентов готовят к специальности техника, который может сразу приступать к профессиональной деятельности, стажировка при этом является частью обучения. Существует более 110 специальностей, которые можно получить при данном виде образования.
3. BTS - Brevet de technicien supérieur.
Уровень диплома по французской классификации: ««Bac» + 2 года. Продолжительность обучения: 2 года. К этому диплому готовят в отделении высшего технического образования STS (Section de techniciens superieurs). Образование содержит многочисленные стажировки. Существует 140 специальностей для обучения, из которых четвертая часть касается сельского хозяйства (BTSA).
4. Профессиональная лицензия (диплом Licence professionnelle).
Уровень по классификации: «Bac» + 3 года. Продолжи-
жировку на предприятиях для того, чтобы адаптироваться в профессиональной деятельности и среде. Многие продолжают обучение на следующем этапе, называемом la maitrise.
P. Диплом Maitrise. Получаемый уровень образования: «Bac» + R года (l год после Licence). На основе диплома Licence студент углубляет свои знания по избранной им специализации. Для получения диплома необходимо написать дипломную работу и защитить ее.
III цикл университетского образования
- дипломы DESS, DEA, DRT, Doctorat.
тельность обучения: I год. Профессиональная лицензия является относительно новым университетским дипломом. Первые профессиональные лицензии (кратко называют «licences pro») были открыты в 2000-м учебном году в связи с появлением новых профессий. «Licences pro» получается в университетах (IUT или UFR), иногда в сотрудничестве с лицеями. Кроме того, для быстрого начала профессиональной деятельности поддерживаются очень серьезные связи с предприятиями -партнерами по данной программе. Курс обучения включает изучение теории, методики и оборудования, практические занятия, профессиональные стажировки сроком от 12 до 16 недель, подготовку проекта. В 2001 году существовало 350 направлений таких дипломов.
Возраст
Высшее образование
Короткий цикл
Профессиональная лицензия (Licence professionnelle)
3 год
6 год
5 год
2 цикл - диплом Мэтриз (Maîtrise)
4 год
3 год
Длинный цикл |
3-й цикл - дипломы DESS, DEA, DRT, Doctorat
2 цикл - диплом Лицензия ( Licence)
Formations courtes a vocation professionnelle - виды дипломов: DUT, DKI S'I . BTS
2 год
1 год
1-й цикл - диплом
DE! G общего университетского образования
2 год
1 год
18 17 16
Среднее образование
1
Лицей - диплом бакалавра Короткий цикл -профессиональные дипломы САР и ВЕР
Terminal
1 класс 1 класс
2 класс 2 класс
15 14 13 12
Колледж
3 класс - цикл ориентации
4 класс - цикл ориентации
5 класс - цикл наблюдения
6 класс - цикл наблюдения
И
10 9
Начальное образование - certificat (Гetudes primaire, СЕР
Средний курс 2-й год (СМ2)
Средний курс 1-й год (СМ 1 )
Начальный курс 2-й год (СЕ2 )
1 6
4-6 лет
Начальный курс 1 -й год (СЫ ) Подготовительный курс (СР)
Дошкольное образование - ecoles maternelles
Третья возрастная группа Вторая (средняя) возрастная группа Первая возрастная группа
(Продолжение следует)
ПРИМЕЧАНИЯ
'Эта статья написана после двух поездок во Францию в декабре 2006 и феврале 2007 гг. В статье использованы также материалы сайта www.infrance.ru
2Kcole de danse Opera national de Paris, сайт www.operadeparis.fr
QLe Conservatoire National Superieur de Musique et de Dance de Paris, сайт www.cnsmdp.fr
4Классы, курсы во Франции нумеруются в обратном принятому в России порядке: от большего к меньшему.
'Помимо указанных видов дипломов недавно была также создана возможность профессионального образования: MST (maitrises des sciences et techniques) и магистратура (les magisteres), в которой обучаются три года.