Научная статья на тему 'Современные тенденции развития системы непрерывного физкультурного образования в региональных условиях.'

Современные тенденции развития системы непрерывного физкультурного образования в региональных условиях. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития системы непрерывного физкультурного образования в региональных условиях.»

Статья в Ярославский педагогический вестник

Современные тенденции развития системы непрерывного физкультурного образования в региональных условиях.

Декан, к.п.н., С.Я. Соловьев, Н.И. Соловьева

Филиал ЯГПУ в г. Угличе Угличский педагогический колледж

Становление и развитие идей непрерывного образования относится к началу 70-х годов - впервые этот термин появился в 1968 г. в материалах Генеральной конференции ЮНЕСКО. В 1972 г. в заключительном докладе III Международной конференции ЮНЕСКО в Токио непрерывное образование было принято в качестве "руководящей концепции" для будущих образовательных нововведений. С тех пор идеи непрерывного образования переросли в определенную концепцию, в рамках которой выделяется непрерывное педагогическое образование.

Образование в области физической культуры возникло в России более ста лет назад и представляет в настоящее время сложившуюся систему подготовки кадров со средним и высшим профессиональным образованием. На протяжении многих лет сформировалась определенная структура подготовки специалистов по физической культуре, включающая в себя систему подготовки в высших и средних специальных учебных заведениях Министерства образования России и региональные системы непрерывного физкультурного образования.

В рамках региональной системы непрерывного физкультурного образования выделяют три этапа образования.

1) исходный, включающий допрофессиональную подготовку в связи с конкретными потребностями будущей профессии учителя физической культуры.

2) переходный, позволяющий включиться в самостоятельную трудовую жизнь в сфере физической культуры или продолжить обучение на следующей ступени;

3) коррекционный, восполняющий пробелы в уровне образования, дающий возможность продолжить обучение после перерыва, в том числе, без отрыва от работы.

Целостность региональной системы непрерывного физкультурного образования придают ей новые интегративные свойства, не выводимые путем простого суммирования свойств каждого отдельного компонента системы. Определяющими сущность этих интегративных свойств являются: преемственность, прогностичность, гибкость и динамичность.

Преемственность предполагает постепенность перехода от одной ступени образования к другой, последовательность смены уровня требований к объему и качеству знаний, умений и навыков, органическую взаимосвязь содержания, форм, средств, методов учебно-воспитательного процесса на разных ступенях образования.

Прогностичность - это ориентированность системы на текущие и перспективные региональные запросы и потребности в сфере образовательных услуг по физической культуре и спорту.

Гибкость и динамичность, предполагающие вариативность основных образовательных программ, форм учебно-воспитательного процесса, что в конечном итоге позволяет оперативно реагировать на изменения в содержании государственного образовательного стандарта.

Перечисленные выше особенности непрерывного физкультурного образования характеризуют его прежде всего как систему, функционирующую на основе принципа непрерывности в определенных условиях и разнообразных организационных формах. Так, в настоящее время можно выделить две группы новых типов профессиональных учебных заведений, реализующих непрерывное физкультурное образование:

- это новые типы, которые работают как самостоятельные учебные структуры и обеспечивают многоуровневую и ступенчатую образовательную подготовку специалистов по физической культуре: в системе среднего профессионального образования по специальности 0307 физическая культура (с квалификацией "Педагог по физической культуре") на базовом и повышенном уровне; в системе высшего профессионального образования по специальности "Физическая культура" (с квалификацией "Педагог по физической культуре") по направлениям подготовки бакалавр, магистр, специалист;

- это объединенные в интегративные образовательные структуры учебные заведения разных уровней с формальным или не формальным соподчинением: учебно-педагогические комплексы, университетские комплексы, ассоциации и т. д.

Большой вклад в обеспечение школ области педагогическими кадрами по физической культуре вносят Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского и педагогические колледжи г. Углича и Рыбинска. Педагогический университет и колледжи ведут подготовку кадров по сквозным учебным планам и программам с 1989 г.; готовят специалистов физической культуры для образовательных учреждений области в условиях непрерывного педагогического образования. Педагогический университет и педагогические колледжи работают в структуре университетского комплекса "лицей - колледж - университет". Основными задачами работы данного комплекса в сфере физической культуры являются:

- формирование единого подхода к подготовке специалистов в системе непрерывного образования на основе государственных образовательных стандартах СПО и ВПО;

-объединение квалифицированных специалистов региона для учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в комплексе;

- объединение усилий и научного потенциала в решении актуальных проблем совершенствования регионального непрерывного физкультурного образования;

- внедрение современных технологий и передового опыта в учебный процесс непрерывного образования;

- повышение квалификации научно-педагогических кадров преподавателей лицея колледжа.

Исходя из этих задач, определены и развиваются основные формы сотрудничества:

- разработка научно-методической документации и структуры подготовки физкультурных кадров в рамках университетского комплекса;

- организация и проведение научно-практических мероприятий с участием руководящих и педагогических работников образовательных учреждений области, органов управления, студентов;

- анализ Государственных образовательных стандартов СПО и ВПО по специальности "Физическая культура" в рамках учебно-педагогического объединения;

- создание учебно-методических комиссий в рамках университетского комплекса для разработки сквозных учебных планов, программ;

- создание структуры повышения квалификации преподавателей лицея и колледжа на рабочем месте при работе "в парах" под руководством преподавателей университета;

- проведение процедур сертификации преподавателей педагогического колледжа по дисциплинам, которые переаттестовываются для обучения в сокращенные сроки;

- создание авторских коллективов, творческих лабораторий для разработки новых технологий, учебных пособий, учебников;

- совместное издание научно-методической литературы;

- блочно - модульная технология преподавания по наукоемким дисциплинам в колледжах филиала ЯГПУ;

- совместное проведение промежуточного контроля и итоговой аттестации студентов колледжа, их тестирование при переходе на обучение в сокращенные сроки.

Создание такого комплекса позволило решить ряд проблем, и прежде всего в сокращенные сроки выпускать специалистов с высшим образованием со значительной экономией средств на подготовку, трудоустраивать их в школах области, не только с квалификацией "Учителя физической

культуры", но и дополнительными специализациями, позволяющими реализовать задачи по формированию здоровье сберегающего пространства по месту жительства. Такое сотрудничество способствует качественному изменению в составе педагогических кадров колледжей и в подготовке специалистов со средним специальным образованием - учителей физической культуры. Активное сотрудничество с педагогическим университетом в течение короткого времени позволило перейти педагогическим училищам в статус колледжа с повышенным уровнем подготовки педагогов. Совместная работа позволила усилить ориентированность университетской науки в сфере практической деятельности преподавателей колледжей, профессионально-педагогическую направленность студентов, значительно повысить научно-теоретический потенциал студентов и преподавателей колледжа. Эффективность принятой модели образовательного процесса подтверждается высокими результатами выпускников педколледжей, обучавшихся в сокращенные сроки на факультете физической культуры и филиале ЯГПУ в г. Угличе. Выпускники быстрее адаптируются в школе, имеют целый набор дополнительных подготовок, специализаций, более высокую подготовку по школьным курсам образовательных областей. Большинство действующего преподавательского состава колледжей в различных формах прошли повышение квалификации: стажировку на кафедрах университета, выполнение творческих работ и методических разработок под руководством ведущих ученых университета в период аттестации педагогов, работа в "парах", обучение в аспирантуре и соискательство при кафедрах университета.

В современных социально-экономических условиях предпочтительнее организационная форма обучения, при которой образовательное учреждение приближается к потенциальным студентам - это открывает возможность для получения высшего образования более широкому слою сельской молодежи, особенно из малообеспеченных семей. Открытие на базе Угличского педагогического колледжа филиала Ярославского Государственного педагогического университета позволяет области успешно решать эти проблемы.

Исследования, проведенные лабораторией педагогического образования в рамках программы мониторинга начинающих учителей (об уровне подготовленности выпускников различных учреждений педагогического образования), показали, что уровень подготовки к работе в школе у выпускников прошедших обучение в комплексе несколько выше.

В г. Угличе с момента создания на базе педагогического колледжа филиала ЯГПУ им. К. Д. Ушинского в 1998 г. осуществляется непрерывная двухступенчатая подготовка по специальности "Физическая культура".

Это связано с требованиями, предъявляемыми к современному учителю физической культуры, потребностям образования в педагогах с высшим профессиональным образованием, появлениями новых типов педаго-

гических учебных заведений, необходимостью совершенствования системы подготовки физкультурных кадров на основе принципа непрерывности.

Основной идеей предложенной модели является подготовка специалистов при реализации стандарта среднего профессионального образования повышенного уровня с последующим обучением по стандартам высшего профессионального образования в сокращенные сроки. В числе приоритетных направлений в учебном процессе Угличского педагогического колледжа и филиала ЯГПУ в г. Угличе реализуется система непрерывного физкультурного образования, охватывающая все звенья воспитания и образования в сфере физической культуры. Обновление данной системы предполагает приведение ее целей, содержания и технологий в соответствие с потребностями современного общества. Переход на подготовку учителя физической культуры на основе принципа непрерывности в условиях сочетания среднего и высшего профессионального образования мы считаем наиболее эффективным. Главное состоит в том, что обеспечивается общее и профессиональное развитие будущего учителя физической культуры с инновационным стилем мышления и деятельности.

Для достижения этой цели важно соблюдать следующие принципы системы непрерывного физкультурного образования:

1. Единство учебного, научного и инновационного процессов, их взаимосвязь с материальной и социальной сферой колледжа и университета.

2. Взаимосвязь основных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования с целью сокращения сроков их освоения.

3. Инновационный характер деятельности при обучении в сокращенные сроки.

4. Эффективное организационное, учебно-методическое, научно-исследовательское, информационное взаимодействие между звеньями непрерывного физкультурного образования.

Данные принципы способствуют решению следующих задач:

1. Повышение уровня и качества образования специалистов физической культуры.

2. Формирование единого регионального физкультурного образовательного пространства.

3. Обеспечение ускоренной адаптации выпускников колледжа - филиала университета к социальным, экономическим, культурным запросам общества и изменениям рынка труда.

4. Вовлечение в инновационный процесс студентов.

5. Повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных, финансовых, информационных ресурсов звеньев непрерывного физкультурного образования.

6. Обеспечение интеграции знаний как за счет использования результатов обучения в колледже, так и за счет новых технологий в филиале университета.

Данные принципы и задачи легли в основу подготовки учителя физической культуры в системе непрерывного образования. Данная система непрерывного образования осуществляется в рамках университетского комплекса, основными звеньями которого являются: педагогический лицей, педагогический колледж, филиал Ярославского государственного педагогического университета.

Педагогический лицей, созданный на базе Угличского педагогического колледжа, способствует выявлению и формированию педагогических задатков в области физической культуры, создает психолого-педагогические условия самоопределения учащихся на профессию учителя физической культуры в условиях учебно-воспитательного процесса, реализующего переход учащихся лицея в колледж на физкультурное отделение.

Обучение в колледже проводится по согласованным, на основе выделенного компонента высшего профессионального образования с кафедрами ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, программам. Данные программы предусматривают не только подготовку специалиста с квалификацией "Учитель физической культуры", но и дополнительную подготовку в области безопасности жизнедеятельности и физкультурно-оздоровительной работы с детьми школьного возраста.

Все это расширяет сферу профессионального применения полученного образования и позволяет осуществлять переход выпускников колледжа в филиал ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Данный переход возможен лишь при условии тесного сотрудничества предметно-цикловой комиссии преподавателей физического воспитания колледжа и кафедр факультета физической культуры ЯГПУ в рамках учебно-педагогического объединения по специальности "Физическая культура", которое планомерно ведет работу в рамках университетского комплекса по ежегодно разрабатываемым планам. Такая организация учебно-воспитательного процесса в колледже позволила в 1998 - 90%; в 1999 - 95%; а в 2000 г., в 2001 г. и в 2002г. - 100% выпускникам колледжа продолжить образование в высшем учебном заведении по очной и заочной формам обучения.

Следующее звено - это высшее профессиональное образование в филиале ЯГПУ. Структура, содержание и технология подготовки специалистов на этом этапе обучения определяются стандартами высшего профессионального образования. Обучение осуществляется как преподавателями университета (54%) так и преподавателями колледжа (46%). Основная цель учебного процесса в филиале - это подготовка учителя физической культуры с высшим образованием и дополнительной специализацией в сокращенные сроки. В 2000 г. состоялся первый выпуск филиала ЯГПУ в г. Уг-

личе. Среди выпускников 2000 - 2001 - 2002г. - 73% трудоустроились в сфере образования, из них более 50% работают в сельских школах.

Интегрированная работа педагогического колледжа и педуниверсите-та положительно сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Преподавателями университета используется блочно-модульный метод обучения по наукоемким дисциплинам, разрабатываются темы курсовых и выпускных квалификационных работ, что позволяет поднять уровень теоретических знаний студентов, повысить творческую восприимчивость, готовность к участию в экспериментальной работе в условиях школы.

Эффективность системы непрерывного образования подтверждается высокими показателями успеваемости выпускников колледжей, обучающихся в филиале (более 64% обучается на "4" и "5"), стремлением повысить свое профессиональное мастерство (3 выпускника продолжают обучение в заочной аспирантуре на кафедре теоретических основ физического воспитания и работают в средних специальных учебных заведениях, одна выпускница является соискателем этой кафедры) и отсутствием отсева.

В существующем виде региональная система непрерывного физкультурного образования может обеспечить заявленное качество подготовки специалистов в области физической культуры, т.к. она характеризуется:

- открытостью;

- мобильностью;

- своевременной реакцией на запросы потребителей;

- восприимчивостью к инновациям;

- экономической целесообразностью;

- управляемостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.