К 100-ЛЕТИЮ ЯГПУ
Л.М. Курилова АССОЦИАЦИЯ «НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В статье представлена история становления и развития ассоциации «Непрерывное педагогическое образование», выделены основные ее этапы, дана краткая их характеристика.
L.M. Kurilova
ASSOCIATION “NON-STOP PEDAGOGICAL EDUCATION”: STAGES OF FORMATION, DEVELOPMENT PROSPECT
In the article the history of formation and association development “the non-stop pedagogical education” is presented, its basic stages are allocated, their short characteristic is given.
В Ярославской области комплексный подход к подготовке педагогических кадров на основе сотрудничества средних специальных учебных заведений и педагогического университета осуществляется с 1988 года. Тогда у истоков инновационного процесса в развитии непрерывного педагогического образования региона стояли ректор ЯГПИ им. К. Д. Ушинского В.В. Афанасьев, начальник Управления народного образования области В.И. Рыбакова, декан педагогического факультета ЯГПИ М. В. Новиков и директора педагогических училищ Ярославской области В.В. Кораблева, Т.Н. Леонова, Т.В. Ромашева, В. А. Пленкин.
В становлении и развитии регионального непрерывного педагогического образования можно условно выделить пять этапов.
Первый этап (1988 г.) характеризует начало сотрудничества, которое проявлялось в отдельных контактах педучилищ Ярославской области и пединститута в плане организации педагогических практик, повышения квалификации, установления индивидуальных контактов преподавателей и ученых. В этот период осуществляется тесное взаимодействие с педагогическим факультетом ЯГПУ им. К. Д. Ушинского и начало эксперимента «3+2» по организации непрерывного педагогического образования, обучения по родственной специальности в сокращенные сроки. Это было вызвано тем, что современные требования к профессиональной деятельности педагога делали недостаточным для его подготовки уровень среднего педагогического образования. Назревала необходимость комплексного подхода к подготовке учителя. Этот этап можно рассматривать как подгото-
вительный, его результатом стала психологическая готовность коллективов педагогических училищ и университета к совместной инновационной деятельности по интеграции уровней среднего и высшего педагогического образования.
Второй этап (1989-1994 гг.) начался с включения педагогических училищ области в эксперимент Госкомитета СССР по народному образованию по организации высших педагогических училищ (приказ от 26.12.1989 г. № 945). В короткий срок все четыре педагогических училища области получили новый статус учреждений среднего профессионального образования повышенного уровня - колледжей. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01. 11. 1994 г. № 249 колледжи были введены в структуру Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. В связи с введением педагогических колледжей области в состав университета совместным приказом Департамента образования и воспитания Ярославской области и Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского оформляется структура учебно-педагогического комплекса «Ярославский государственный педагогический университет - Ростовский, Рыбинский, Угличский, Ярославский педагогические колледжи (сокращенно УПК «Педуниверситет - педколледжи»). Организованные ранее (1992 г.) комплексы «Педучилище - вуз» с педагогическим факультетом и «Русская словесность» с филологическим факультетом ЯГПУ им. К.Д. Ушин-ского и работавшие автономно входят в со-
став УПК и получают название учебнопедагогических объединений (УПО) по специальностям «Педагогика и методика начального образования», «Русский язык и литература», «Дошкольная педагогика и психология», «Физическая культура».
Учебно-методическим советом комплекса, который в 1993 г. возглавил проректор по учебной работе заочной формы обучения С.Б. Московский, была разработана концепция непрерывного педагогического образования по ряду специальностей, идет разработка нормативной базы, определяющей функционирование комплекса и стратегию его развития, определены основные аспекты интегративных процессов:
- интеграция содержания образования, обеспечивающего, с одной стороны, реализацию требований ГОС СПО повышенного уровня (1 ступень), с другой стороны, практическую и теоретическую базу для получения высшего образования (2 ступень);
- интеграция структуры образовательного процесса, его организационных и технологических компонентов;
- интеграция профессионального, научного, инновационного потенциалов педагогических коллективов колледжей и университета на основе сотрудничества;
- интеграция структуры управления.
Следует отметить, что в сложившейся структуре управления не происходит изменений на институционном уровне; колледжи сохранили свою юридическую самостоятельность, автономность и независимость от университета во всех вопросах деятельности, но при этом вопросы учебно- и научнометодического обеспечения образовательного процесса, контроля качества образования и развития профессионально-педагогической
компетентности кадров, научно-педагогического потенциала колледжей согласовывались с университетом.
На этом этапе современной деятельности были созданы и апробированы первые сопряженные учебные планы и согласованные программы, позволяющие выпускникам педагогических колледжей обучаться в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского в сокращенные сроки.
Учебные планы и программы после ряда изменений, связанных с введением и сменой государственных образовательных стандартов
как высшего, так и среднего профессионального образования, накопления опыта совместной работы в рамках учебно-педагогических объединений по специальностям (УПО) продолжают действовать до сих пор по специальностям «Педагогика и методика начального образования», «Дошкольная педагогика и психология», «Физическая культура», «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Музыкальное образование».
Сотрудничество с педагогическим университетом стало определяющим условием организации научно-методической работы в колледжах и повышения квалификации педагогических кадров. Результаты этой деятельности были представлены на первых научнопрактических конференциях преподавателей и студентов, проведенных в рамках комплексов в 1994 г. на базе Угличского педагогического колледжа.
Третий этап (1995-2000 гг.). Организационная система совместной работы университета и колледжей, созданная на втором этапе, оставалась неизменной до 2001 г. В ее основу была положена программа эксперимента, принятая Советом университета, по организации деятельности комплекса, характеризующаяся глубокой научно-методической проработкой, направленностью на повышение научно-теоретического потенциала колледжей, создание системы повышения квалификации преподавателей.
Координацию работы осуществляет совет УПК, который на своих заседаниях рассматривает следующий круг вопросов:
- разработка и утверждение годовых планов работы;
- разработка нормативной базы, определяющей функционирование комплекса и стратегию его развития;
- регулярный мониторинг качества подготовки выпускников колледжей (по итогам сессий в университете);
- организация научно-методической работы и повышения квалификации педагогических кадров;
- анализ и оптимизация структуры педагогических специальностей в комплексе.
Новым импульсом к качественному развитию комплекса послужило открытие в 1998 году филиала педагогического университета в г. Угличе на базе Угличского педагогического колледжа (приказ Министра обще-
го профессионального образования РФ № 854 от 02.04.98 г.).
С 1998-99 учебного года в Угличском филиале ведется подготовка студентов по специальностям «Педагогика и методика начального образования», «Физическая культура», а с 2001 года открыт прием по специальности «Русский язык и литература». Открытие филиалов в отдаленных муниципальных районах имеет большое значение в сложных социально-экономических условиях, сближая место учебы студентов и место работы будущих педагогов. В эти годы меняется психология преподавателей колледжей, активизируется научная и научно-методическая работа, более 40 преподавателей проходят стажировку, 31 - являются аспирантами и соискателями различных кафедр ЯГПУ, а 4 из них защищают первые кандидатские диссертации.
Четвертый этап (2001-2003 гг.). Этот этап свою точку отсчета в развитии комплекса ведет от приказа МОРФ № 2853 от 01.08.2001 г., в соответствии с которым Ярославскому государственному педагогическому университету им. К.Д. Ушинского был присвоен статус «Федеральная экспериментальная площадка - Университетский комплекс».
В 2002 году было принято решение о преобразовании УПК в университетский комплекс в форме ассоциации образовательных учреждений «Непрерывное педагогическое образование». Ассоциация была создана и зарегистрирована в 2003 году.
Для обеспечения интеграции профессионального образования на региональном уровне университетского комплекса были разработаны механизмы управления, включающие создание новых субъектов: общее собрание учредителей Ассоциации под председательством ректора педагогического университета, учебно-методический совет комплекса под председательством проректора университета, учебно-методические советы по специальностям под руководством деканов факультетов с включением во все структуры представителей администрации, педагогов колледжей, что способствовало действенности и оперативности управленческих решений на всех уровнях, обеспечивало соединение науки и практики. Для общественной поддержки деятельности Ассоциации был создан попечительский совет.
Показателем признания эффективности деятельности университетского комплекса стало присвоение коллективу организаторов званий лауреатов премии губернатора Ярославской области за заслуги в сфере образования (2001 г.). В этот период (2002 г.) был открыт филиал университета на базе Рыбинского педагогического колледжа, где ведется подготовка по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Физическая культура», «Иностранный язык».
В 2002 году филиал университета в г. Угличе успешно прошел государственную аттестацию по специальностям «Педагогика и методика начального образования», «Физическая культура», а в 2003 году получил государственную аккредитацию в составе университета по этим специальностям.
Пятый этап (2004-2008 г.). Этот период характеризуется активным включением в состав Ассоциации других учебных заведений: Ярославского градостроительного колледжа, Рыбинского полиграфического и педагогического колледжей, Сыктывкарского, Вологодского, Великого Устюга, Бежецкого и Каля-зинского педагогических училищ. Расширяется не только география Ассоциации, но и спектр педагогических и непедагогических специальностей, по которым ведется подготовка в системе непрерывного профессионального образования и осуществляется сотрудничество университета и колледжей: «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Информатика», «Менеджмент организации», «Социально-культурный сервис и туризм», «Реклама», «Профессиональное обучение» (по отраслям).
В 2004 году на базе Ростовского педагогического колледжа открывается филиал университета, в котором ведется подготовка по специальностям «Педагогика и психология» и «Социальная педагогика».
Все филиалы, как и головной университет, строят свою работу в русле единой образовательной политики в регионе совместно с колледжами, на базе которых они созданы. В январе 2008 года Угличский и Рыбинский филиалы успешно прошли государственную аттестацию.
Работа колледжей и филиалов университета в составе Ассоциации характеризуется повышением научно-теоретического потенциала педагогов за годы сотрудничества: 23
преподавателя защитили кандидатские диссертации, 31 продолжают обучение в аспирантуре и являются соискателями различных кафедр ЯГПУ.
Таким образом, в Ярославской области создан, функционирует и постоянно развивается университетский комплекс педагогического профиля, представляющий собой сбалансированную региональную систему непрерывного педагогического образования.
Эта система позволяет:
- рационально объединить финансовые ресурсы федерального, областного бюджетов, внебюджетных средств, включая спонсорскую помощь попечителей, в рамках реализации единых образовательных программ и обеспечить качество образования, адекватного потребностям личности, социума и рынка труда;
- получить высококвалифицированного специалиста нового качества, у которого личный практический опыт органично соединяется со знанием основ академической науки;
- повысить конкурентоспособность выпускника через расширение спектра дополнительных квалификаций, специализаций, которые на уровне среднего и высшего профессионального образования различны;
- повысить научный потенциал педагогических коллективов колледжей.
В настоящее время система непрерывного профессионального образования вступает в новую фазу. В связи с изменением перечня специальностей среднего профессионального образования, введением новых моделей образования (бакалавриат, магистратура) на уровне высшей школы меняются приоритеты, структура и содержание образования, вводятся новые стандарты на основе компетентностного подхода, на уровне как высшего, так и среднего профессионального образования, формируется независимая система оценки результатов обучения и качества образования в целом. Не последнюю роль играет и проблема демографического спада, которая проявляется в снижении спроса на про-
фессиональное образование всех уровней и особенно среднего специального. В создавшихся условиях необходимо переосмыслить задачи и функции образовательных учреждений всех уровней, входящих в ассоциацию. На этом этапе среди новых практических задач можно выделить следующие:
- выбор форм и направлений реализации концепции непрерывного педагогического образования с учетом накопленного опыта и современных тенденций;
- построение моделей образовательной деятельности по уровням и формам подготовки в университетском комплексе, обеспечивающих сопряжение образовательных программ и создающих условия перехода студентов на уровень бакалавриата;
- обоснование новых аспектов методологии обучения на разных уровнях, формах подготовки по родственным направлениям и специальностям, а также эффективности и технологичности их реализации в рамках университетского комплекса;
- мониторинг оценки качества подготовки на разных уровнях профессионального образования (колледж - бакалавриат);
- разработка концептуальных основ организации и содержания производственной практики в условиях двухуровневой подготовки;
- создание методических рекомендаций по сопряжению направлений подготовки бакалавров с родственными специальностями колледжей и разработка комплексного учебно-методического обеспечения многоуровневого педагогического образования;
- обобщение имеющегося опыта организации самостоятельной работы студентов на уровне «колледж-университет» и разработка новых технологий СРС в условиях реализации современных образовательных моделей;
- развитие совместной исследовательской и издательской деятельности членов Ассоциации.
Библиографический список
1. Афанасьев, В.В. Влияние университетского комплекса в форме Ассоциации «Непрерывное педагогическое образование» на развитие педагогического образования в регионе [Текст] / В.В. Афанасьев.
- Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. - 103 с.
2. Афанасьев, В.В. Непрерывное педагогическое образование - модель регионального университетского комплекса [Текст] / В.В. Афанасьев. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. - 103 с.
3. Курилова, Л.М. Инновационная деятельность преподавателей педагогического колледжа как фактор развития их профессионально-педагогической компетентности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л.М. Курилова. - Ярославль, 2003. - 205 с.
4. Курилова, Л.М. Инновации в управлении педагогическим колледжем, функционирующим в составе университетского комплекса [Текст] / Л.М. Курилова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. - 103 с.
В.Л. Рохмистров, В.А. Щенев А.Б. ДИТМАР - УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ, ЧЕЛОВЕК
В статье дается обзор основных этапов жизни и деятельности одного из российских географов, работавшего долгие годы в ЯГПУ. Рассмотрены особенности научно-географических исследований в области античной географии. Проанализированы профессиональные особенности педагогического стиля ученого, а также качества руководителя деканата и кафедры.
У.Ь. КоЬш181гоу, У.Л. 8ЬеЬепуоу
A.B. DITMAR - A SCIENTIST, TEACHER, PERSON
In the article the review of the basic stages of a life and activity of one of the Russian geographers working many long years at our university is given. Features of scientifical-geographical researches in the field of Antique Geography are considered. Professional features of pedagogical style of the scientist, and also quality of the head of dean's office and chair are analysed.
Столетие нашего университета, к которому готовится его коллектив, педагогическое сообщество России, местная общественность и учительство, невольно требует обращения к биографии вуза, тем людям, которые были его жизнью и создавали его историю. Одна из замечательных страниц в летописи нашего университета связана с жизнью и деятельностью очень известного в стране ученого и педагога - Андрея Борисовича Дитмара.
Авторам этой статьи довелось на протяжении нескольких десятилетий работать рядом с этим человеком (а один из них — его ученик), и это дает право на воспоминания о нем. Время необратимо, сменяются поколения и эпохи, все меньше и меньше людей могут достаточно полно представить А.Б. Дитмара не как имя, а как личность, разносторонне образованного и признанного научным сообществом специалиста, чьи человеческие качества вполне отражали эпоху и в то же время были сугубо индивидуальными и, безусловно, неповторимыми.
Биографическая страница. А.Б. Дит-мар родился 31 мая 1911 года в Москве в семье географа, профессора Московского государственного университета. Окончив школу, он поступил на географический факультет Московского университета. Началась интересная студенческая жизнь: лекции знаменитых ученых - географических светил, летние экспедиции под руководством известного в
Советском Союзе геолога А.Н. Мазаровича. Удалось побывать в экспедиции по программе «Большая Волга», принять участие в организации Алтайского заповедника, познакомиться с мировой известности минералогическим Ильменским заповедником на Южном Урале. Но учеба длилась недолго. После второго курса по семейным обстоятельствам (тяжелая болезнь отца, отсутствие средств к существованию) пришлось оставить университет. Как это случается в молодости, когда впереди открываются еще не освоенные горизонты жизни, обладая живым и общительным характером, артистической внешностью, Андрей Борисович загорелся мыслью стать артистом. Не имея театрального образования, но обладая, по его словам, «некоторыми артистическими способностями», А.Б. Дитмар поступил на «службу» (так говорят в театрах) актером в Московский академический Малый театр. Спустя два года работы в театре пришло время призыва в Красную армию, после службы в которой он снова вернулся на театральную сцену, но теперь уже в Государственный театр юного зрителя. Позднее Андрей Борисович часто вспоминал об этом периоде своей жизни, называя имена тех (с годами ставших известными в театральном мире), с кем ему довелось выступать на одной сцене. Театральный период жизни оставил заметный след в его биографии и благотворно повлиял на профессиональную деятельность вузовско-