УДК 371
М. В. Новиков, А. В. Литвинов
СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯРОСЛАВЛЕ
Рассматривается процесс становления и направления развития структуры непрерывного образования Ярославского государственного педагогического университета как центра Ассоциации «Непрерывное профессиональное образование», объединяющего 13 учреждений среднего профессионального образования Ярославской области и севера европейской части России.
Ключевые слова: непрерывное образование, высшее образование, среднее профессиональное образование, индустриально-педагогический колледж, ассоциация образовательных учреждений, система.
Вопросы становления и развития системы непрерывного профессионального образования не раз становились предметом нашего исследования. В статьях, посвященных данной проблематике, мы показывали преимущества тесной кооперации учреждений среднего и высшего профессионального образования при получении студентами сначала среднего, а затем высшего профессионального образования [1, с. 345-350; 2, с. 102-106; 3, с. 11-12; 4, с. 20-29].
Присоединение России к Болонскому процессу в 2003 г. и массовый переход вузов на уровневое образование привносят в обозначенную выше проблему дополнительные возможности и трудности, тем более что системе образования приходится функционировать в особых условиях, вызванных «мировым экономическим кризисом и демографическим „провалом“» [4, с. 152]. На данном этапе очень важно обеспечить преемственность, сохранить те формы организации научно-образовательного процесса, которые доказали свою эффективность. Одной из таких форм является создание образовательных ассоциаций вокруг крупнейших региональных университетов.
Активное взаимодействие Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского и учреждений среднего профессионального образования в рамках системы непрерывного обучения началось в 1989 г. Партнерами университета стали Угличское, Рыбинское, Ярославское и Ростовское педагогические училища, чьи выпускники получали преимущественное право поступления в вуз. Длительная совместная работа этих субъектов способствовала интеграции учебных планов и программ, общению и совместной научной работе педагогических коллективов, создала почву для дальнейшего расширения сотрудничества, что привело к созданию в 1992 г. единого учебно-педагогического комплекса, который включил педагогический университет и четыре педагогических колледжа. В 1998 г. в г. Угличе Ярославской области был создан филиал университета. В 2002 г. аналогичный филиал от-
крылся в г. Рыбинске. Все это подготовило почву для формирования юридического объединения.
В 2003 г. была создана Ассоциация образовательных учреждений педагогического профиля Ярославской области «Непрерывное педагогическое образование», в число учредителей которой вошли не только колледжи педагогической направленности, но и Ярославский межрегиональный колледж градостроительства и управления. Последующее преобразование Ярославского и Угличского колледжей в индустриально-педагогические и включение в состав Ассоциации в 2006 г. Рыбинского полиграфического колледжа наметили тенденцию на расширение организации за счет непедагогических учебных заведений и не дало ассоциации превратиться в замкнутую узкоспециализированную структуру, что в конечном итоге привело к реорганизации в 2012 г. в Ассоциацию «Непрерывное профессиональное образование» [5, с. 20-29].
Ассоциация переросла масштаб одного субъекта Российской Федерации и способствовала формированию имиджа образовательной системы региона за его пределами. Это позволило преодолеть региональный масштаб и выйти за пределы Ярославской области. В ряды членов ассоциации вошли: в 2006 г. - Сыктывкарский педагогический колледж № 2 (Республика Коми); в 2007 г. - Вели-коустюгский педагогический колледж (Вологодская область), Котласский педагогический колледж (Архангельская область), Калязинское и Бежецкое педагогические училища (Тверская область), в 2011 г. -Вологодский педагогический колледж (г. Вологда). Таким образом, в масштабах севера европейской части России была осуществлена такая важнейшая функция регионализации образования, как «обеспечение целостности и самодостаточности сферы педагогического образования для решения совокупности задач концептуально-содержательного, методико-технологического, материально-технического развития образования региона в целом и составляющих его территорий» [6, с. 98].
Ассоциация создавалась как некоммерческая организация юридических лиц - образовательных,
научно-исследовательских и других учреждений, занимающихся подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации педагогических кадров, исследованием и разработкой проблем в системе непрерывного педагогического образования в Ярославской области.
Основным направлением сотрудничества является согласованная организация образовательного процесса, позволяющая выпускникам колледжей получить высшее образование в университете в сокращенные сроки - за три года. Учебные планы колледжей проходят утверждение на ученом совете университета. Наличие учебно-педагогического комплекса создает вариативную модель образования. Она позволяет студенту выбрать свой путь освоения образовательной программы. А это расширяет возможности получения образования и дальнейшего трудоустройства; с учетом же наличия заочной формы обучения создает возможность трудоустройства уже в процессе получения образования.
В структуру университета и колледжей входят образовательные учреждения дошкольного, начального и среднего (полного) общего образования: базовые детские дошкольные учреждения, базовые школы, гимназии, лицеи. Ассоциация представляет собой региональную систему непрерывного образования, объединяющую все его ступени, - начиная с дошкольного образования и заканчивая докторантурой.
Роль Ассоциации в образовательной системе региона состоит в участии, выработке и реализации региональной образовательной политики в современных социально-экономических условиях, во взаимодействии с органами власти по вопросам поддержки, развития, защиты интересов образовательных учреждений, являющихся членами Ассоциации, в реформировании единой системы непрерывного педагогического образования всех уровней, послевузовского и дополнительного профессионального образования на основе выработанной региональной программы развития системы педагогического образования и в выполнении государственных и муниципальных заказов, а также заказов учреждений и организаций по проблемам образования.
Как справедливо отметил ведущий специалист по проблемам непрерывного педагогического образования Н. К. Сергеев, «эффективное функционирование университетского педагогического комплекса как региональной системы непрерывного профессионального образования (НПО) предполагает последовательное сотрудничество его субъектов, объединенных принятой ими концептуальной программой, специальной системой управления, связанной с реализацией условий и механиз-
мов научного, методического, кадрового, информационного, материально-технического обеспечения, стимулирования, экспертизы качества подготовки специалистов, отвечающих потребностям современной сферы образования» [7, с. 9]. В этой связи реализуются следующие ключевые направления деятельности:
1. Реализация программы модернизации педагогического образования РФ, приоритетного национального проекта «Образование» в рамках системы непрерывного профессионального образования Ярославской области.
2. Усовершенствование системности нормативного обеспечения деятельности субъектов Ассоциации, позволяющей реализовать в современном правовом пространстве качественную подготовку специалистов в соответствии с государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования повышенного уровня и государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.
3. Построение моделей образовательной деятельности по уровням и формам подготовки в университетском комплексе, обеспечивающих преемственность уровней колледж - бакалавриат -магистратура, с целью создания условий для вертикальной мобильности выпускников.
4. Обновление содержания учебных дисциплин ФГОС СПО и ВПО в связи с актуальностью ком-петентностного и иных современных подходов.
5. Развитие системы повышения квалификации преподавателей через использование различных форм и моделей повышения квалификации с учетом образовательных потребностей образовательных учреждений - членов Ассоциации.
6. Совершенствование воспитательной среды в учреждениях университетского комплекса с целью формирования субъектной позиции выпускников.
7. Развитие научно-исследовательского сотрудничества кафедр вуза с членами Ассоциации.
8. Создание комплексного учебно-методического сопровождения многоуровнего образования по направлениям подготовки бакалавров с родственными специальностями колледжей.
9. Осуществление практико-ориентированного обучения с целью создания условий студентам для овладения технологией образовательной деятельности и реализации личностного потенциала.
10. Рост научного потенциала кадрового состава субъектов Ассоциации, выражающегося в увеличении количества педагогов учреждений - членов Ассоциации, защитивших диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, обучающихся в аспирантуре и оформивших соискательство на кафедрах ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.
11. Разработка и организация научно обоснованных критериев мониторинга и качества подготовки выпускников колледжей и студентов университета на основе управления «процессом становления коллективного субъекта образовательного процесса» [8, с. 239].
12. Совершенствование внеучебного взаимодействия субъектов ассоциации в форме интеллектуальных и профессиональных конкурсов и конференций, иных формах работы.
13. Подготовка конкурентоспособных специа-листов-педагогов, готовых проявлять достаточную информированность в предметной области, включаться в инновационные процессы, использовать информационно-коммуникативные технологии, проявлять достаточно высокую степень коммуникативной компетентности в процессе педагогической практики, быть ответственным за результат своего труда.
О высокой эффективности работы Ассоциации в этих направлениях свидетельствуют:
1. Высокий процент трудоустройства выпускников (от 70 до 100 % в зависимости от специальности). Эти цифры говорят о сформированной профессиональной мотивации у выпускников. Учебные заведения оказывают содействие трудоустройству выпускников, поддерживая деловые контакты с органами управления образованием муниципальных округов Ярославской, Тверской, Вологодской, Архангельской областей.
2. Высокий уровень интеграции учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности членов Ассоциации.
3. Авторитет Ассоциации и вуза в преподавательской среде как области, так и региона в целом.
4. Обеспечение постоянного процента абитуриентов для университета, несмотря на демографический спад в стране и регионе.
Таким образом, университет в системе комплекса непрерывного педагогического образования достаточно успешно решает задачу «обеспечения целостности и самодостаточности сферы непрерывного педагогического образования региона для возможно более полного удовлетворения „на ме-сте“ всех образовательных запросов и потребностей педагогического сообщества в целом, каждого учителя, воспитателя - в отдельности» [6, с. 99].
Несмотря на все достижения, Ассоциация «Непрерывное профессиональное образование» столкнулась с целым рядом проблем, вызванных переходом на многоуровневое образование.
1. Наблюдается тенденция сокращения бюджетных мест, выделяемых для поступающих на заочное отделение университета. Это подрывает основную образовательную стратегию Ассоциации -реализация образовательных программ в услови-
ях непрерывного образования для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля. Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни. Эта идея, осознанная обществом, становится системообразующим фактором непрерывного образования. Одним из принципов непрерывного образования является принцип демократизма, который предполагает доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с интересами, возможностями и потребностями. Он обеспечивает свободу перехода из одного учебного заведения в другое, ускоренное завершение обучения и повышения квалификации. Вуз обеспечивает подготовку специалистов, получивших среднее профессиональное образование, и способен осуществлять их переподготовку без отрыва от основной деятельности. Поэтому подготовка специалистов по сокращенным программам является экономически целесообразной формой индивидуализации обучения.
Система непрерывного обучения дает возможность получить образование лицам из малообеспеченных семей, проживающих в сельской местности. Кроме того, Ассоциация вовлечена в образовательное пространство городов, районов, оказывает консультационную поддержку учительству района, осуществляет совместные долгосрочные социальные проекты (филологическая школа, спортивные мероприятия, волонтерское движение и т. д.). Снижение бюджетного обеспечения заочной формы обучения снижает возможности для получения образования для значительной части имеющих высокую профессиональную мотивацию к продолжению обучения выпускников колледжей. Таким образом, уничтожается одно из преимуществ многоуровневой структуры профессионального образования - «свобода выбора „траектории обуче-ния“ и отсутствие тупиковой образовательной ситуации» [9, с. 133].
2. Переход на бакалавриат привел к увеличению продолжительности обучения по сокращенным совмещенным учебным планам до 3,5-4 лет по заочной форме обучения. В то же время срок обучения по очной форме также сократился до 4 лет. В результате выпускники колледжей встают перед альтернативой продолжения обучения и совершенствования по своей специальности, при этом работая и приобретая ценный педагогический опыт, или получение высшего образования на очной форме обучения не всегда по педагогическому профилю. Кроме того, ввиду сокращения бюджетных мест, вместе с увеличением продолжительности обучения увеличился и срок его оплаты, что
также ударяет по бюджету малообеспеченных сту- закрепит ее положение как инновационной науч-
дентов. но-исследовательской организации, центра педа-
3. Существует острая необходимость в подве- гогического образования севера европейской ча-
дении надежной законодательной базы, которая сти России, представляющего интересы образова-
способствовала бы созданию базовых научно-пе- тельных учреждений во взаимодействии с влас-
дагогических центров подготовки учителей, об- тью и обществом, способствующего повышению
легчила взаимодействие с органами исполнитель- качества и престижа педагогической профессии,
ной власти в целом и органами управления обра- который готовит современных специалистов в об-
зованием в частности. ласти образовательной деятельности с высокими
Преодоление трудностей и развитие Ассоциа- моральными и профессиональными компетенция-
ции «Непрерывное профессиональное образование» ми, способных к успешному карьерному росту.
Список литературы
1. Новиков М. В., Афанасьев В. В. Региональная модель непрерывного образования // Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве: новый «Шелковый путь» к культуре без границ. Москва - Ёнгволь (Республика Корея), 2009. С. 345-350.
2. Новиков М. В., Афанасьев В. В. Региональная модель непрерывного педагогического образования // Славянская педагогическая культура. 2007. № 6. С. 102-106.
3. Новиков М. В., Коряковцева О. А. Совершенствование повышения квалификации научно-педагогических кадров в системе непрерывного педагогического образования // Совершенствование деятельности ассоциации образовательных учреждений в условиях реализации новых образовательных моделей. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. С. 11-12.
4. Волгоградский государственный социально-педагогический университет (1931-2011 гг.) Краткая история. Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2011. 246 с.
5. Новиков М. В., Родонова С. Ю. Подготовка научно-педагогических кадров в ассоциации «Непрерывное педагогическое образование» // Совершенствование системы непрерывного профессионального педагогического образования в Ярославской области. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. С. 20-29.
6. Сергеев Н. К. Избранные труды по педагогике. Волгоград, 2011.
7. Сергеев Н. К. Волгоградский государственный социально-педагогический университет в современных социокультурных условиях (к 80-летию университета) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011.
8. Сахарчук Е. И. Создание систем менеджмента качества в педагогических вузах: истоки и актуальное состояние // Непрерывное педагогическое образование. Волгоград, 2011.
9. Арнаутов В. В. Непрерывное педагогическое образование как стратегический ресурс социально-экономического и общественно-политического развития России // Непрерывное педагогическое образование. Волгоград, 2011.
Новиков М. В., доктор исторических наук, профессор.
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.
Республиканская улица, 108, Ярославль, Россия, 150000.
E-mail: [email protected]
Литвинов А. В., кандидат исторических наук, ст. преподаватель.
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.
Республиканская улица, 108, Ярославль, Россия, 150000.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 08.06.2012.
M. V Novikov, A. V Litvinov
FORMATION AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF CONTINUOUS VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM IN YAROSLAVL
The article deals with the process of formation and direction of the structure of continuous education around Yaroslavl State Pedagogical University, as the centre of the Association “Continuous Vocational Education”, comprising 13 institutions of secondary vocational education and Yaroslavl region and the North of European Russia.
Key words: continuous education, higher education, vocational education, industrial training college, the association of educational institutions, system.
Novikov M. V.
K. D. Ushinsky Yaroslavl State Pedagogical University.
Ul. Respublikanskaya, 108, Yaroslavl, Russia, 150000.
E-mail: [email protected]
Litvinov A. V.
K. D. Ushinsky Yaroslavl State Pedagogical University.
Ul. Respublikanskaya, 108, Yaroslavl, Russia, 150000.
E-mail: [email protected]