Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33)
Курилова Л.М.,
заслуженный учитель РФ, директор Угличского педагогического колледжа
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА КАК ФАКТОР ЕГО РАЗВИТИЯ
Угличский педагогический колледж - одно из старейших педагогических учебных заведений России и Ярославии - был создан на базе Новинской учительской семинарии в 1871 году и в ноябре этого года отметит 131 годовщину со дня своего основания.
На протяжении многих десятилетий Угличское педучилище, а с 1993 года колледж, формировались как центр подготовки педагогических кадров среднего звена и накопления педагогического опыта, во многом стимулирующего развитие педагогических инициатив в регионе.
Сегодня Угличский педагогический колледж осуществляет свою деятельность как многоуровневое, многофункциональное учебное заведение в составе регионального университетского комплекса педагогического профиля.
Стратегия системного развития колледжа в этом направлении была определена в начале 90-х годов в результате включения в экспериментальную работу совместно с педагогическим университетом и другими колледжами области по интеграции уровней образования, разработке региональной модели непрерывного педагогического образования. Эксперимент предусматривал повышение уровня подготовки
специалистов в педагогических училищах за счет их сотрудничества с педагогическим университетом.
С этого периода началась разработка теоретических основ инновационного развития колледжа и локальная экспериментальная апробация новых условий профессиональной подготовки специалистов сначала по специальности "Преподавание в начальных классах", а затем (в течение 1992-1995 гг.) был осуществлен переход на интегративный уровень подготовки по другим специальностям, в том числе и вновь открываемым "Русский язык и литература" и "Иностранный язык".
Были определены функциональные задачи и цели развития колледжа. Под функциональными задачами мы понимали профессиональную подготовку компетентного, мобильного специалиста в условиях непрерывного педагогического образования, повышение научной квалификации преподавательских кадров. К целям развития мы отнесли развитие научно-теоретического, научно-управленческого потенциалов колледжа.
В процессе проводимых преобразований изменениям подверглись как цели, задачи среднего педагогического образования, его содержание, формы организации учебной и практической деятельности, так и структура учебного заведения, система управления и, конечно же, преподавательские кадры.
Главным направлением инновационной деятельности в начальный период сотрудничества с педагогическим университетом стали структурные изменения учебного заведения - включение Угличского педагогического колледжа наряду с другими колледжами в состав педагогического университета, что было закреплено приказом Министерства образования РФ от 10.11.1994г. N 431. Этим же приказом было утверждено Положение об учебно-педагогическом комплексе "Ярославский государственный педагогический университет - Угличский, Ярославский, Рыбинский, Ростовский педагогические колледжи".
В сложившейся структуре управления колледжи сохраняют свою юридическую самостоятельность, являются автономными и независимыми от университета во всех вопросах деятельности, но при этом вопросы учебно-методического обеспечения образовательного процесса, контроля качества обучения студентов и повышения квалификации педагогических кадров требуют согласования с университетом.
С мая 2002 года учебно-педагогический комплекс был преобразован в региональный университетский комплекс педагогического профиля в форме ассоциации.
Координацию работы подразделений и служб университета и колледжей, участвующих в деятельности комплекса, осуществляет учебно-методический совет, который на своих заседаниях рассматривает вопросы, касающиеся общей стратегии и тактики взаимодействия:
- разработка нормативной базы, определяющей функционирование комплекса и его развитие;
- регулярный мониторинг качества подготовки выпускников колледжа на разных уровнях обучения;
- организация научно-методической работы;
- анализ и оптимизация структуры педагогических специальностей и дополнительных квалификаций в комплексе и др.
Непосредственная организация учебно-методической работы входит в компетенцию учебно-педагогических объединений (УПО) по специальностям подготовки:
- "Педагогика и методика начального образования",
- "Русский язык и литература",
- "Физическая культура",
- "Иностранный язык", а также межфакультетское объединение по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического блока.
Советы УПО строят свою работу совместно с кафедрами университета в соответствии с годовыми планами. Основная часть текущей работы УПО заключается в
корректировке учебных планов и программ в соответствии с меняющейся нормативной базой (стандартами СПО и ВПО); организации методической работы и формировании комплектов методических материалов по дисциплинам; методическом руководстве деятельностью учебных подразделений колледжей (ПЦК, кафедр), а также организации совместных научно-методических и практических мероприятий: конференций преподавателей и студентов, семинаров, открытых занятий, педагогических олимпиад, конкурсов профессионального мастерства и др.
Поиски решения ведущей задачи комплекса - повышение уровня профессиональной подготовки выпускников - внесли в его структуру некоторые изменения с учетом специфических региональных условий его функционирования. Родилась модель непрерывного педагогического образования: педагогический лицей - колледж - филиал педуниверситета. Педагогический лицей, открытый в структуре педагогического колледжа, мы рассматриваем как первый уровень непрерывного педагогического образования, призванный осуществлять допрофессиональную, пропедевтическую подготовку.
Выпускники лицея получают среднее (полное) общее образование с углубленным изучением предметов гуманитарного направления с выходом на специальности педагогического колледжа. Колледж выступает в качестве воспитывающей, формирующей среды для лицея, наличие которого позволяет решать не только профори-ентационные задачи (формирование педагогической направленности, отбор в колледж педагогически одаренной молодежи), но и проблемы адаптации первокурсников колледжа, поднятия уровня знания выпускников сельских школ до уровня городских (число сельских учащихся составляет более 60%). Ежегодно от 75 до 83% выпускников лицея поступают в педагогический колледж и педагогический университет.
Новым уровнем непрерывного педагогического образования стало открытие в 1998 году приказом Министерства образования РФ от 02.04.1998 г. N 854 на базе
Угличского педагогического колледжа филиала Ярославского государственного педагогического университета сначала по двум специальностям, сопряженным с колледжем "Педагогика и методика начального образования" и "Физическая культура", а с 2001 года начата подготовка по специальности "Русский язык и литература".
Выпускники колледжей получили возможность продолжить образование по сокращенному сроку обучения по очной и заочной формам не только в педагогическом университете, но его филиале в г.Угличе. Это вывело на новый уровень сотрудничество педагогических колледжей с университетом. Угличский филиал ЯГПУ им.К.Д.Ушинского строит свой педагогический процесс по технологии блоч-но-модульного обучения, привлекая к чтению лекций и проведению практических и лабораторных занятий профессорско-преподавательский состав университета и преподавателей педагогического колледжа. Соотношение преподавателей филиала, работающих на кафедрах ЯГПУ и Угличского педагогического колледжа, составляет 56% и 44%, в начальный период деятельности филиала это соотношение составляло 80% и 20%.
Создание такой системы непрерывного педагогического образования (лицей-колледж-университет и его филиал) не только создает единое образовательное и гибкое пространство в регионе, удовлетворяющее его образовательные запросы, но и
- сокращает затраты на подготовку в условиях резко ограниченного бюджетного финансирования;
- позволяет объединить и разумно использовать усилия педагогических коллективов, материальную базу, финансовые средства, выделяемые из федерального, областного и муниципального бюджетов;
- обеспечивает вариативную составляющую в получении высшего образования;
- помогает выпускнику сельской школы подняться до уровня, который позволяет ему учиться в вузе;
- создает условия обучающимся всех уровней для личностной и профессионально-социальной адаптации и самореализации, что обеспечивается целенаправленной педагогической работой, иной структурой учебного содержания как относительно учебного плана, так и относительно каждой учебной дисциплины на каждом этапе профессионального становления.
В чем же сущность этих изменений?
В организации учебного процесса мы стремились сместить акценты с содержания образования как цели, на образование как средство развития личности, со способа передачи суммы готовых нормативно-методических знаний на формирование готовности к самостоятельной познавательной творческой деятельности.
Это потребовало новых учебных планов и программ по всем специальностям (уже трижды проводилась их полная корректировка, последняя на основе СПО и ВПО второго поколения), определение совместно с кафедрами педуниверситета оптимальной структуры многоуровневого обучения, которая дает возможность, с одной стороны, обеспечить на каждом этапе обучения соблюдение государственных стандартов уровней образования, с другой стороны, учитывать специфику профессиональных задач среднего и высшего профессионального образования и обеспечить завершенность профессионального образования на каждой ступени обучения.
Это привело к необходимости концентрического построения учебных программ по большинству дисциплин (изучение основ предмета на уровне колледжа с последующим углубленным изучением в университете).
Изменилось соотношение теоретической аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работы, которая на сегодня составляет 40%. Значительно расширился спектр образовательных педагогических технологий, в т.ч. и готовящих будущего учителя к работе на личностном уровне, введены вузовские формы и методы образовательного процесса.
Региональный компонент профессиональных образовательных программ реализуется через курсы и дисциплины по выбору, факультативы, дополнительные подготовки и квалификации, которые ориентированы на запросы личности обучаемых и региона и большей частью имеющие продолжение в вузе и его филиале в г. Угличе. Подготовке студентов к самостоятельной познавательной творческой деятельности, научно-исследовательской работе служат введенные в учебный план такие курсы, как "методика организации психолого-педагогического исследования", психолого-педагогический анализ урока и внеклассного занятия и др.
Новые компетенции учителя на современном этапе требуют владения умениями и навыками исследовательской деятельности. Включение в нее студентов начинается с пропедевтического этапа допрофессиональной подготовки через:
- выполнение рефератов и проведение конференций;
- работу в научном обществе учащихся. Полноценное включение происходит на уровне профессионального образования, в колледже, через:
- выполнение исследовательских заданий в ходе лекционных, практических, семинарских занятий и педагогической практики;
- выполнение курсовых, выпускных квалификационных работ, темы исследований которых, как правило, имеют продолжение в филиале ЯГПУ;
- выступление на межколледжных конференциях;
- конференциях ЯГПУ;
- участие в творческих конкурсах студенческих работ;
- проведение Дня науки в колледже;
- участие в работе научного студенческого общества, которое объединяет студентов колледжа и филиала ЯГПУ;
- популяризацию идей "студенческой науки" посредством издательской деятельности и др.
Наш опыт показывает, что выпускник вуза, который прошел три уровня профессионального образования (лицей-колледж-вуз) отличается глубокой профессиональной направленностью, широкой практической подготовкой и хорошей теоретической базой. Ежегодно проводимый анализ успеваемости среди выпускников колледжей в группах первого года обучения в университете и филиале показывает, что степень их подготовки не ниже, чем у студентов соответствующих курсов на основных потоках университета. Об этом свидетельствуют и результаты исследования, проведенные лабораторией педобразования института педагогики и психологии ЯГПУ под руководством профессора Успенского В.Б. по адаптации выпускников педколледжа в вузе, где отмечено, что уровень подготовленности выпускников педколледжей позволяет им успешно продолжать обучение на старших курсах вуза. Изучение результатов прохождения практик студентами-выпускниками педколлед-жей, отзывов руководителей школ и органов управления образованием свидетельствует о высокой адаптации этой группы в профессиональных умениях и навыках.
Повышение образовательного уровня, возможность сокращенного срока обучения усиливает направленность выпускников колледжа на продолжение образования по очной и заочной формам, которая возросла с 65% в 1995 году до 97% в 2002 году, а по отдельным специальностям составляет 100%.
Система университетской подготовки выпускников колледжа в сокращенные сроки предусматривает возможность продолжения их обучения в магистратуре, аспирантуре, в т.ч. с целью занятия преподавательских должностей в колледже. Такие примеры уже имеются в нашей практике, в т. ч. и среди выпускников Угличского филиала ЯГПУ.
Работа в новых условиях существенным образом изменила и статус преподавателя, его образовательные функции, предъявляет новые требования к его профессионально-педагогической компетентности. В его работе мы выделяем следующие составляющие: учебная, воспитательная, научно-методическая и научно-
исследовательская работа, а также постоянное повышение квалификации. Одной из главных задач управления в данном аспекте является создание условий для профессионального совершенствования педагога, развития его профессиональной компетентности. Инновационная деятельность преподавателя представляется нам ведущей тенденцией развития его профессионально-педагогической компетентности и обновления системы подготовки будущего специалиста в колледже.
Для обеспечения научного сопровождения инновационной деятельности, которая осуществляется педагогами на различных направлениях как в коллективной, так и индивидуальной форме в 2001 году была создана приказом директора департамента образования Администрации Ярославской области общественная научно-исследовательская лаборатория. Она вошла в структуру научно-исследовательского центра института педагогики и психологии ЯГПУ им.К. Д.Ушинского. Лабораторию возглавляет директор колледжа, научное руководство осуществляет Рожков М.И., доктор педагогических наук, профессор, директор института педагогики и психологии ЯГПУ. В составе лаборатории 6 человек, это кандидаты наук и аспиранты колледжа. Лаборатория строит свою работу на концепции, утвержденной советом научно-исследовательского центра института педагогики и психологии. Лабораторией был запланирован комплекс исследований, часть из которых была проведена совместно с психологами института педагогики и психологии ЯГПУ (к.п.н. Жедуновой Л.Г. и к.п.н. Юрасовой Е.Н.), по изучению организационной культуры колледжа, выявлению параметров, влияющих на создание климата психологической безопасности в коллективе, что особенно важно для учебного заведения, работающего в инновационном режиме и др.
Сегодня наша лаборатория работает над решением научной проблемы: при каких условиях инновационная деятельность будет выступать в качестве фактора профессионального совершенствования преподавателей колледжа.
Нам важно сейчас выявить сущность и особенности инновационной деятельности в педагогическом колледже, работающем в условиях непрерывного педагогического образования.
Разработать:
- критерии, позволяющие оценивать эффективность и целесообразность инноваций;
- методику мониторинга инновационной деятельности в колледже и влияния ее на профессиональное совершенствование преподавателей;
- модель инновационной деятельности преподавателей колледжа, обеспечивающую их профессиональное совершенствование.
По результатам работы лаборатории планируется подготовить рекомендации по реализации инновационной деятельности в колледже.
В мае 2001 года на базе колледжа прошло заседание научной лаборатории стратегии развития среднего профессионального образования ИСПО РАО под руководством академика Г.В Мухаметзяновой по проблемам инновационной деятельности в системе среднего педагогического образования.
Включение преподавателей в научно-исследовательскую деятельность, которая является для педколледжа в отличие от учебно-методической инновационной, потребовало создания целого комплекса условий (нормативно-регламентирующих, перспективно-ориентирующих, мотивационно-психологических и др.). При этом следует заметить, что одной из основных трудностей при реализации НИР являются психологические, связанные с необходимостью перехода педагога с позиции традиционной функциональной деятельности на позицию педагога-исследователя, а также изменение критериев качества, позволяющих оценивать эффективность работы преподавателя.
Развитие навыков и формирование интереса к научно-исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации привели не только к более тесному сотрудничеству с кафедрами ЯГПУ, в т.ч. и в рамках существующих учебно-педагогических объединений, но и к развитию индивидуальной научной деятельности ряда преподавателей в форме аспирантуры и соискательства ( в комплексе сегодня 37 аспирантов и соискателей, из них - 8 в Угличском колледже). Защитили кандидатские диссертации в комплексе - 8 человек, из них - 4 в Угличском педкол-ледже.
Другой, достаточно продуктивный путь развития творческого, научного потенциала преподавателей - это творческие проблемные группы, основными задачами которых являются:
- анализ состояния по конкретной проблеме образовательного процесса в колледже;
- проведение локальных исследований и экспериментов по выявлению возможностей решения проблемы;
- обобщение результатов проведенной работы;
- разработка на основе новых идей вариантов программ, методических пособий;
- составление рекомендаций, содержащих предложения по внесению изменений в образовательный процесс, описание педагогического опыта, т.е. получение реального продукта творческой деятельности.
Спектр проблем, решаемых в процессе исследования в этих группах:
1) использование личностно-ориентированного подхода к обучению в колледже;
2) интеграция в учебно-воспитательном процессе в колледже;
3) рейтинговая система оценки в колледже;
4) изучение возможностей использования коммуникативно- деятельностного подхода в учебном процессе колледжа.
Анализ работы творческих групп приводит нас к необходимости разработать модель взаимодействия управленец-преподаватель-управленец-группа преподавателей, взаимодействующих в команде, т.к. существующими ранее способами, направленными на выполнение "нормативов", заставить творить невозможно. Многим же педагогам очень сложно войти в позицию управленца (даже в малой группе), исследователя, проектировщика, еще сложнее войти в содержательную рефлексивную позицию.
Результативность работы проблемных групп представляется на ежегодной внутриколледжной и межколледжной научно-практических конференциях и включает методические разработки занятий интегративного характера с использованием коммуникативно-деятельностного подхода, учебно-методические комплексы инте-гративного характера; разработку концепции междисциплинарного экзамена как формы итоговой аттестации и создание учебно-методической документации его реализации по всем специальностям; рекомендации по переходу на рейтинговую форму контроля и др.
Работа колледжа в университетском комплексе расширила его функции, которые выходят за рамки образовательной деятельности по основным профессиональным программам и проявляются в организации взаимодействия с органами управления образованием и образовательными учреждениями округа. Сложившаяся система работы в этом направлении включает:
- проведение научно-практических конференций (с 1996 года) с последующей публикацией тезисов;
- круглых столов, семинаров по актуальным проблемам образования и воспитания в соответствии с запросами учителей;
- проведение преподавателями колледжа в группах лицея открытых занятий для учителей школ муниципального округа, осуществление научного руководства творческими работами учителей;
- организацию на базе колледжа курсов повышения квалификации совместно с преподавателями педуниверситета и его филиала для учителей школ города и района и др .
Перспективы развития колледжа как многоуровневого, многофункционального учебного заведения, определенные новой редакцией концепции и программы, разработанных педколлективом совместно с учеными института педагогики и психологии ЯГПУ, мы видим в дальнейшем развитии процессов интеграции учебной и научной деятельности педагогического университета и колледжа в рамках университетского комплекса, это предполагает:
- расширение спектра специальностей в Угличском филиале ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, сопряженных со специальностями колледжа;
- в рамках развития преемственности в подготовке кадров - увеличение числа сотрудников колледжа, обучающихся в аспирантуре,
магистратуре, в т.ч. и института педагогики и психологии по педагогическим специальностям;
- организацию совместной исследовательской деятельности в рамках лаборатории, кафедр, творческих групп, в т.ч. и по проблемам работы и подготовки учителя в системе непрерывного педагогического образования, сельской школы и др.;
- подготовку к изданию совместных сборников научных и научно-методических трудов;
- создание общих экспериментальных площадок в Угличском муниципальном округе.
Ведущей идеей, как и на предыдущем этапе, является идея формирования в каждом будущем педагоге таких профессиональных качеств, которые соответствовали
бы его индивидуальному стилю деятельности, способствовали развитию его лично-стно-профессионального потенциала.
В качестве принципов, задающих ориентиры развития колледжа на новом этапе, дополнительно определены: принцип сочетания традиционного и инновационного в организации педагогического процесса и принцип лидирующего положения в педагогическом сообществе малого города, что отражается в следующих требованиях:
- развитие разнообразных социальных связей со всеми социальными институтами Углича;
- инициирование педагогических акций в городе;
- активное влияние на формирование педагогической грамотности населения.
Таким образом, инновационные преобразования, связанные с функционированием педагогического колледжа в составе университетского комплекса, способствуют его развитию и являются реальным решением задач модернизации образования в плане подготовки педагогических кадров.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев В.В., Московский С.Б. Университетский комплекс педагогического профиля в Ярославской области. Инновации в российском образовании: высшее и профессиональное образование (опыт создания университетских комплексов). М.: Изд-во МГУП, 2001. - 104 с.
2. Проектирование деятельности педагогических колледжей: Методическое пособие/ Под редакцией М.И.Рожкова. - Казань ИСПО, 2002 - 140 с.
3. Семушина Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки. - М., 1993. - 28 с. (Проблемы непрерывного образования. Обзор информации/ НИИИ ВО; Вып. 1).
4. Ярошенко Н.Г., Гунявина Н.Л., Васильева С.В. Тенденции развития среднего педагогического образования. Среднее педагогическое образование: состояние, перспективы развития/ Под редакцией П.Ф.Анисимова. М.: ИПР СПО, 2001, - 105 с.