6. Васильева Г.М., Ротмистрова О.В. Культурно-географический образ России в лингвокультурологическом аспекте: монография. Санкт-Петербург: СПГУВК, 2011.
7. Рощупкин В.Г. Кросскультурная грамотность студента - будущего учителя: диагностика, формирование. Москва: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МоДэК», 2006.
8. Куликова Л.В. Коммуникативный стиль в межкультурной парадигме. Монография. Красноярск: Красноярский гос. пед. университет им. В.П. Астафьева, 2006.
9. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур: учебное пособие. Москва: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.
10. Зализняк А.А., Шмелев А.Д., Левонтина И.Б. Время суток и виды деятельности. Ключевые идеи русской языковой картины мира: сборник статей. Москва, 2005; Ч. 2: 39 - 50.
11. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Москва: Советский писатель, 1988.
12. Karanko M., Paavilainen U. Suomea sinulle 1. Suomen kielen oppikirja ylakouluun. FINN LECTURA, 2011.
13. Kanervo S., Kaljunen S. Maan tapa Suomessa. Jyvaskyla: Gummerus Kirjapaino Oy, 2007. Available at: http://www.turku.fi/Public/default. aspx?nodeid=17657
14. Tyoajantasaamisvapaat. Available at: http://www.metalliliitto.fi/tyoajantasaamisvapaat
15. Гущина И. Право на отгул. Кадровик: Трудовое право для кадровика. 2011; 2: 216 - 222. Available at: http://hr-portal.ru/article/pravo-na-otgul
16. Время телефонных разговоров. Available at: http://www.etiket.ru/contact/telephone.html
References
1. Leontovich O. A. Russkie i amerikancy: paradoksy mezhkul'turnogo obscheniya. Monografiya. Moskva: Gnozis, 2005.
2. Sadohin A.P. Vvedenie v teoriyu mezhkul'turnojkommunikacii. Moskva: Vysshaya shkola, 2005.
3. Ter-Minasova S.G. Yazykiimezhkul'turnaya kommunikaciya. Uchebnoe posobie. Moskva, Slovo, 2000.
4. Furmanova V.P. Mezhkul'turnaya kommunikaciya i problema integracii v evropejskuyu kul'turu. Finno-ugorskijmir. 2013; 1: 76 - 82. Available at: http://csfu.mrsu.ru/arh/2013/1Z76-82.pdf
5. Vasil'eva G.M. Lingvokul'turologicheskie aspekty russkoj neologii. Avtoreferat dissertacii ... doktora filologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2001.
6. Vasil'eva G.M., Rotmistrova O.V. Kul'turno-geograficheskij obraz Rossii vlingvokul'turologicheskom aspekte: monografiya. Sankt-Peterburg: SPGUVK, 2011.
7. Roschupkin V.G. Krosskul'turnaya gramotnost'studenta - buduschego uchitelya: diagnostika, formirovanie. Moskva: Izd-vo MPSI; Voronezh: Izd-vo NPO «MOD'EK», 2006.
8. Kulikova L.V. Kommunikativnyj stil' v mezhkul'turnoj paradigme. Monografiya. Krasnoyarsk: Krasnoyarskij gos. ped. universitet im. V.P. Astaf'eva, 2006.
9. Ter-Minasova S.G. Vojna imiryazykovikul'tun uchebnoe posobie. Moskva: AST: Astrel': Hranitel', 2007.
10. Zaliznyak A.A., Shmelev A.D., Levontina I.B. Vremya sutok i vidy deyatel'nosti. Klyuchevye ideirusskojyazykovojkartiny mira: sbornik statej. Moskva, 2005; Ch. 2: 39 - 50.
11. Gachev G.D. Nacional'nye obrazy mira. Moskva: Sovetskij pisatel', 1988.
12. Karanko M., Paavilainen U. Suomea sinulle 1. Suomen kielen oppikirja ylakouluun. FINN LECTURA, 2011.
13. Kanervo S., Kaljunen S. Maan tapa Suomessa. Jyvaskyla: Gummerus Kirjapaino Oy, 2007. Available at: http://www.turku.fi/Public/default. aspx?nodeid=17657
14. Tyoajantasaamisvapaat. Available at: http://www.metalliliitto.fi/tyoajantasaamisvapaat
15. Guschina I. Pravo na otgul. Kadrovik: Trudovoe pravo dlya kadrovika. 2011; 2: 216 - 222. Available at: http://hr-portal.ru/article/pravo-na-otgul
16. Vremya telefonnyh razgovorov. Available at: http://www.etiket.ru/contact/telephone.html
Статья поступила в редакцию 19.05.15
УДК 378
Popova Yu.N., Kubanskiy State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
Bogatyreva, Zh.V., Kubanskiy State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
Opishnyansky A.V., Military Academy of Communications, Krasnodar branch, E-mail: [email protected]
MODERN WAYS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS IN A COLLEGE. The article considers the issues of formation and development of creative abilities of students. The paper studies psychological and pedagogical principles applied for the development of didactic games, such as the principle of simulation situations. The authors give description of the contents of such principles as topicality of the contents of the game, the role of interaction in joint activities, dialogical communication and interaction partners in the game and a principle of two-level training in classroom activities. The paper presents a conceptual model of transformation of the educational process in the first-step vocational training and how it influences the development of creative abilities.
Key words: ability, creativity, business games, problem situation teaching, professional school, teaching methodology, student.
Ю.Н. Пonoвa, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, E-mail: [email protected]
Ж.В. Богатырева, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар,
E-mail: [email protected]
A.В. Oпoшнянский, МО Вoенная aкaдемия связи, филиaл, г. Кpaснoдap, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ТВOPЧЕСКИХ СПСССБНССТЕЙ У УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
В статье рассматриваются вопросы формирования и развитие творческих способностей у учащихся, психолого-педагогические принципы, применимые при разработке дидактических игр, такие как принцип имитационного моделирования ситуации; принцип проблемности содержания игры; принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности; принцип диалогического общения и взаимодействия партнёров в игре; принцип двуплановости игровой учебной деятельности. Представлена концептуальная модель преобразования учебного процесса в начальном профессиональном обучении, влияющая на развитие творческих способностей.
Ключевые слова: способности, творчество, деловые игры, проблемные ситуации, процесс обучения, профессиональная школа, методика обучения, учащийся.
В современном образовательном процессе одно из первых педагогических требований, предъявляемое к процессу обучения с точки зрения развития творческого мышления, состоит в том, чтобы не подавлять интуицию ученика. Встречаются педагогические ситуации, когда учащийся, высказывающий догадку или предположение, получает порицание от преподавателя за то, что не может логически обосновать её. Проверка интуиции логикой необходима, но это переходит в следующий этап творческого акта. Если не будет первого, то не будет и второго; негативные оценки, опирающиеся на интуицию, предположения, могут привести именно к этому.
В процессе обучения в системе среднего профессионального образования используются традиционные объективные условия развития творческой деятельности учащихся, формируемые при реализации психолого-педагогических принципов в образовательном процессе.
Одним из первых в учебном процессе можно выделить метод представленияпроблемы, который близокк методу применения творческих зяданиЯ, оо имеетыоачителоноепреимрщестно в том, что развезяет у ^ащамся мотоио^елк о^зяыиюезсчни интереса к посыавсланоЫпробыюме.Пнмнению А.М. Митюшез-на, проблемная ситуация - это особый вид мыслительного взаимодействия субенкееиоМълята; хазтптяриоуетсяосииеиесыюм состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им зада освоите) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия. Психологизникаялтиукоетз зиябооенезситмоци изключ а-ет: познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуально йаеяиольносмя; не известное достигаемое знание или способ действия; интеллектуальные возможности человека, включающие его творческиeъземoбнocниооитшаый опыт»[1].
Применение в учебсомптицкссе пртйлемнню ситуаций позволяет открыть возможсостнфе^еряртнь у учащнхсн оз^де-лённую исследовательыкиопиунаваиоллнуюзотоибноскт, клеоярт обеспечит необходимую направленность мысли на самостоятельное решеннонооиетшей пртбяемы.
Следовательно, применение проблемных ситуаций в учебном процессе обеспеаивает систематическое включение учащихся в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение енкнипaющиxпяoбмeкпчтo преведнек стремлению к познанию и творческой активности учащихся.
Рассмотрин яocриоляюмел пpеЛлeмнoИcитяaции,позелля-ющие развить творческие способности у учащихся начальной профессиональной школы.
Дискуссия - это метод обучения, включающий в себя обмен мнениями по олоедел°аноп фоблеме.Выткакыоикиъляaщело-ся точек зрения вxgдлдиокълcии, могут oлкяыянииу тзбновенное мнение, а также опираться на мнения других лиц. Хорошо проведённая дискуссиоипоет большуюояечае)щеюй вocпимaтeлерyл ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать своюаяпицию,очиеооьcът мнепиямо дяугит^но^к^ъ^^-важным условием развёрнутой продуктивной дискуссии являются личные знания,прие°ретаомые уетздыяущих занятиях, в процессе самостоятельной работы. Успешность дискуссии во многомзавиъеяооеимения пеъптлъзыоплял-ооpгрое-зовать. Итак, дискуссия может включать в себя элементы «мозгового штурма» и дegoвко ифы.
Следующей оставляющей проблемной ситуации можно выделить создан и«; кеeоeявнт-лпoля.Teaяию «креатисноеп оле» впервые использовала Д.Б. Богоявленской для описания прово-
димых психологических экспериментов и обозначал собой пространство возможных творческих решений [1].
В процессе обучения также не следует забывать и об эвристическом методе - это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения эвристической беседы в сочетании с решением познавательных задач. Основные функции данного метода: самостоятельное усвоение знаний и способов действий; развитие творческого мышления; развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений; обучение учащихся приемам активного познавательного общения; развитие мотивации учения, мотивации достижения.
В учебном процессе формирование новых знаний происходит на основе эвристической беседы, которая может сочетаться с самостоятельной подготовкой учащихся (это участие в эври-стипескойбеседе д Доемrбиpoвaниe проблемных вопросов, задавание учащимися встречных вопросов, решение познава-тольныxмрдим, отвяеы иaпитлаeмныо оопросы). На занятии пкопoдоаaкольаеeм^^aмпpgмняcoзлтgипpoблe мные ситуации, о-етopыxкнящалcоннoбgтмлмo ихриеекуировать и опреде-ыаиьаолMлeитl,иыяеигaтьодокяъиlиaтьl"игютезы, делать выводы.
аoляeтйoжным метопая вимтбнgм пооцессе отмечен исследовательский метод - это обусловленная принципами обу-лтнияcиы;яиюооeгилеривныxпоaвнл г^^н^г^оыо^^ учебного материала и организации преподавателем самостоятельной работы учащихсо у ъешениюпроаятйнынзеыяикпя целью усвоения учащимися новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной и других сфер. Исследовательский метод на занятиях применяется реже эвристического на доступном мате-[зиане, азучение его связано с выполнением практических или теоретических работ поискового характера. Применяется метод в форме организации и проведения лабораторных и практиче-акиоробен, поеътокндою,пеи пpовeдeниноMщecтвенных смотров знаний, при решении в течение нескольких уроков тематических gелтpeлмооаыт(тнтeйpaтивныx) учебоыхыообл ем, при решении целостной проблемы творческими группами учащихся, при организации учебных игр.
Основные задачи исследовательского метода: формирова-еае твоонеоыогтм ы шлениеи дне-иxялcтаоля ющих интеллектуальной сферы, самостоятельное усвоение учащимися новых упagиПи ппособов действий, стимулирование появления у учащихся новых способов действий, которым их заранее не обу-чаои; фрpмзяoвaниямoтивоционняй, омoмиoнальной, волевой сфер.
Метнд моягаеего штурма(моагонепшяурм, мозговая атака, иокп. Ъra¡ns(o-m¡ие)птпяуним веряаномнонцессе как оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования ^арчи—ой активноони, аpияыoмyчaттзобaмо бсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов оышыноо, итoeуюcлeеaмыxфaнтяятикеткиx. 3атем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые лoгптPълт исиoмьпoвиоыlзт пряктико.аpaазюьно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы ттлочaюыcяорraнизaдиоП о п paиимнмпиxзениeдения:
а) Постановка проблемы. Предварительный этап.
б)Геннуацяяидей. Ооноязтй нтъп.
в) Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма [2].
Психолого-педагогические принципы
о «
г и
п о н н а и
и н m и
ц о о ц
н и р а
и ц и
р п а н л е и
и д с
? о
и 5!
о г m
о m к и « и
е m о с
л о р н с 5S е д о Я н н с о н л
п и ц е m о с л е
н и е
и а д
р СП
п m
Рис. 1. Психолого-педагогические принципы, применимые при разработке дидактических игр
Успешное применение на занятиях мозгового штурма зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения.
В учебных занятиях также применимы дидактические игры, при помощи которых можно развить творческие способности учащихся на учебных занятиях. Дидактическая игра активизирует учебный процесс и, по сравнению с традиционной формой проведения занятий, имеет ряд преимуществ. Она обуславливает не только заинтересованность каждого из ее участников в более глубоком знании изучаемой проблемы, но и предоставляет им возможность формировать и повышать профессиональное мастерство. Чтобы достичь поставленных учебных целей на этапе подготовки к занятию, необходимо в дидактическую игру заложить психолого-педагогические принципы (Рис. 1) [2].
У учащихся в процессе игры происходит формирование уверенности в своих силах, веры в свою способность решить задачу. Тот, кто не верит в себя, уже обречён на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной, но важно понять, что переоценка своих возможностей учащимся менее опасна, чем недоо-
Библиографический список
ценка. Исключение из этого правила касается только учащихся с патологически завышенной самооценкой, которую преподавателю обычно удается достаточно быстро обнаружить. Другая проблема состоит в том, что завышенная самооценка может негативно сказаться на развитии интеллекта и совершенствовании профессионального мастерства.
В процессе обучения желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции. Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления. Соответственно, нельзя требовать, чтобы каждый шаг педагогической деятельности был творческим, неповторимым и всегда новым. «Открытие, сделанное ученым, - писал В.А. Сухомлинский, - когда оно оживает в человеческих взаимоотношениях, в живом порыве мыслей и эмоций, предстает перед учителем как сложная задача, решить которую можно многими способами, и в выборе способа, в воплощении теоретических истин в живые человеческие мысли и эмоции как раз и заключается творческий труд учителя» [3].
1. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие. Москва, 2009.
2. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва, 2002.
3. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. Москва, 1982.
References
1. Matyushkin A.M. Psihologiya myshleniya. Myshlenie kak razreshenie problemnyh situacij: uchebnoe posobie. Moskva, 2009.
2. Fokin Yu.G. Prepodavanie i vospitanie v vysshej shkole: Metodologiya, celi i soderzhanie, tvorchestvo: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2002.
3. Suhomlinskij V.A. Razgovor s molodym direktorom shkoly. Moskva, 1982.
Статья поступила в редакцию 27.05.15
УДК 378
Abdurazakova D.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dean of Faculty of Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Buskaeva L.M., postgraduate, Chechen State Pedagogical Institute, E-mail: [email protected]
FEATURES OF INTERACTIVE METHODS TO ENHANCE THE COGNITIVE ACTIVITY IN PUPILS. The article presents research of a problem of enhancing the cognitive activity in students. Special emphasis is placed on using the opportunities of (educational, educational, educational) interactive methods in teaching process. The article gives examples of interactive technologies at lessons of Social Science. The interactive methods allow making students' active civil position and understanding of their civic role more efficiently. The authors concluded that the systematic use of interactive methods stimulates an active development of informative activity among pupils. The use of educational, developmental and educational opportunities of interactive methods will be of great pedagogical effect of consistency in the application of these methods.
Key words: cognitive activity, interactive methods, possibility of interactive methods.
Д.М. Абдуразакова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. теории и методики обучения праву, декан факультета педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected] Л.М. Бускаева, аспирант Чеченского государственного педагогического института, г. Грозный, E-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Статья посвящена проблеме активизации познавательной активности учащихся. Особый акцент делается в использовании возможностей (обучающих, воспитательных, развивающих) интерактивных методов в данном процессе. В статье приводятся примеры реализации интерактивных технологий на уроках «Обществознание». Именно интерактивные методы позволяют более эффективно сформировать у учащихся активную гражданскую позицию. Авторы пришли к выводу о том, что систематическое использование интерактивных методов способствует активизации познавательной деятельности учащихся; использование обучающих, развивающих и воспитательных возможностей интерактивных методов будет иметь большой педагогический эффект.
Ключевые слова: познавательная деятельность, интерактивные методы, возможность интерактивных методов.
Современная российская школа призвана обеспечить повышение качества образования, подготовку учащихся, способных адаптироваться к изменениям в обществе, активно взаимодействовать с социумом в различных сферах деятельности, самостоятельно решать различные проблемы в реальной жизни. Проблема развития познавательной активности, развития творчества и самостоятельности учащихся была и остается одной из актуальных задач педагогики.
Как подчеркивает Т.И. Шамова, различают три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий, творческий [1]. Первый уровень характеризуется тем, что учащиеся стремятся понять, запомнить, воспроизвести полученные, овладеть способами выполнения действий по образцу. Второй уровень предполагает достижение смысла изучаемого, применение знания и освоенных способов деятельности в новых учебных условиях. Третий уровень предусматривает готовность учащихся