определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие».
В этой связи рефлексивная деятельность учащихся выступала в качестве своеобразной формы контроля, осуществляемой с помощью метода неоконченных предложений.
В ходе экспериментальной работы на первом этапе были изучены мотивы познавательных интересов учащихся и определены следующие уровни:
1 уровень - появляется интерес лишь в общей, всем присущей потребности, когда для школьника не имеет значение содержание объекта, лишь бы он был несложен, доступен.
2 уровень - проявляется интерес в общей любознательности.
3 уровень - связан интерес с какой - либо социально-значимой для школьника деятельностью.
Для определения динамики развития познавательных универсальных учебных действий нами проводилось регулярное отслеживание результатов учебной деятельности на уроках литературного чтения. Полученные данные анализировались, выводились итоговые результаты по годам обучения (таблица 1).
В процессе формирования познавательных универсальных учебных действий младшие школьники научились легко делить текст на законченные по смыслу части, выделять основное в
содержании, свободно отвечать на вопросы о прочитанном, делиться своими наблюдениями. При этом ученики выразительно читают текст, выделяют голосом важные по смыслу слова в предложении, используя навыки слогового и звукобуквенного анализа, специальное внимание при этом обращая на особенности речевой интонации, ее выразительные возможности. С целью формирования познавательных универсальных учебных действий акцент делался на развитие речи, воспитание гуманных чувств, расширение кругозора, обогащение словарного запаса учащихся экспериментальных классов, велась активная работа в тетрадях по развитию речи. В тетрадях младшие школьники делали зарисовки наиболее понравившегося эпизода из прочитанного произведения, писали мини-сочинения, четверостишья, делали зарисовки к ним. Такая систематическая работа к концу учебного года дала хорошие результаты: вдохновленные просчитанным и увиденным, ученики начали составлять четверостишия самостоятельно; рифмовать слова прямо на уроке, читали свои стихи, делились впечатлениями. Таким образом, как показала экспериментальная работа, уроки литературного чтения положительно влияют на читательскую деятельность младших школьников. В классе стали очевидны заметные успехи в учебе, у детей появился интерес к чтению художественной литературы.
Таблица 1
Динамика результатов обученности выпускников за 4 года
Класс 2006-2007 уч. год 2007-2008 уч. год 2008-2009 уч. год 2009-2010 уч. год
Кол. Усп.% Кач.% Кол. Усп.% Кач.% Кол. Усп.% Кач.% Кол. Усп.% Кач.%
3 кл. 27 98,7 61
4 кл. 21 99,3 83
1 кл. 24 97,9 63
2 кл. 23 97,8 73,5
Библиографический список
1. Алексеева, С.В. Планируемые результаты начального общего образования / С.В. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова. -М., 2009.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М., 2009.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособ. для учителя. -М., 2010.
Bibliography
1. Alekseeva, S.V. Planiruemihe rezuljtatih nachaljnogo obthego obrazovaniya / S.V. Alekseeva, S.V. Anathenkova, M.Z. Biboletova. - M., 2009.
2. Asmolov, A.G. Kak proektirovatj universaljnihe uchebnihe deyjstviya v nachaljnoyj shkole / A.G. Asmolov, G.V. Burmenskaya, I.A. Volodarskaya. - M., 2009.
3. Asmolov, A.G. Kak proektirovatj universaljnihe uchebnihe deyjstviya v nachaljnoyj shkole. Ot deyjstviya k mihsli: posob. dlya uchitelya. - M., 2010.
Статья поступила в редакцию 17.11.14
УДК 378
Gadzhiyeva P.D., Hairullaeva AZ. ON SOME ISSUES OF THE USE OF INTERACTIVE TEACHING METHODS IN THE TRAINING FUTURE TEACHERS. In the article the questions of improvement of higher education are discussed. The work describes the use of interactive teaching methods in the training of future specialists. The authors justify the psycho-pedagogical conditions of the effectiveness of interactive learning. Thanks to the research and its results the authors conclude that the use in the educational process of interactive learning will help to create an atmosphere of cooperation of subjects of educational activity of a university, which will encourage students to creative practical work in educational institutions, to organize the interaction of students and use a variety of methods and forms, thereby making learning in the secondary school more interesting, effective and modern. On the level of balance of conventional and unconventional teaching methods the researchers marks that modern universities still consider lectures and seminars as basic forms of work with students. The authors stated that the technologies and technical development of forms of education set new standards and perspectives that show the necessity to moving from conventional ways of teaching to new unconventional ones.
Key words: on-line training, innovative teaching, interactive teaching methods.
П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВПО «ДГПУ», г. Махачкала; А.З. Хайрулаева, ст. преп. каф. теории и методики обучения праву ФГБОУ ВПО «ДГПУ», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
В статье рассмотрены вопросы совершенствования высшего образования; описаны проблемы использования интерактивных методов обучения в подготовке будущих специалистов, также обоснованы психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения. Авторы приходят к выводу, что использование в учебном процессе интерактивного обучения позволит создать атмосферу сотрудничества субъектов учебной деятельности вуза. Это позволит стимулировать студентов творчески подходить к практической работе в образовательных учреждениях, организовывать взаимодействие учащихся и использовать разнообразные методы и формы, делая тем самым обучение в общеобразовательной школе интересным, эффективным и современным.
Ключевые слова: интерактивное обучение, инновационные технологи обучения, интерактивные методы обучения.
В современной России происходит становление новой системы образования, направленной на вступление в мировое образовательное пространство. В связи с этим модернизируется содержание профессиональной подготовки педагогических кадров. Изменения происходящие в сфере образования ориентированы на повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников педагогических учебных заведений на рынке труда, обеспечение преемственности на всех уровнях педагогического образования, углубление его фундаментальности и усиление профессиональной направленности.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что педагогическому образованию принадлежит особая роль, так как оно выполняет социальный заказ общества - готовит необходимых обществу специалистов среднего звена для работы в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах. Выпускники высшей школы должны самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты, быть гибкими, адаптивными, социально активными.
Полагаясь на практический опыт работы со студентами, можем сказать о том, что в подготовке таких специалистов центральная роль принадлежит преподавателю вуза. Именно он является носителем педагогических традиций, профессионально-ценностных ориентиров, актуального опыта, такой модели позитивного взаимодействия, которая позволяла бы студентам педагогического вуза в дальнейшем общаться с воспитанниками, руководствуясь принципами гуманизации и демократизации современного образования. Современный преподаватель должен ориентироваться в актуальных концепциях, правового обучения творчески выбирая, компонуя их и создавая собственные [1, с. 16].
В этой связи доминирующая роль принадлежит инновационным технологиям подготовки будущего учителя в условиях обучения в педагогическом вузе.
Инновационные технологии обучения предполагают внедрение современных информационно коммуникационных технологий, а также интерактивных методов и форм обучения в практическую подготовку будущих специалистов. Однако, на сегодняшний день, следует выделить несколько проблем, сопровождающих внедрение интерактивного обучения в подготовку студентов.
В существующих современных технологиях, как правило, использование интерактивного обучения направлено на формирование отдельного качества, свойства личности или умения студента. Например, на развитие познавательной деятельности студентов вузов, профессиональной культуры, экзистенциальных ценностей, творческих способностей, профессионального интереса, коммуникативной компетенции студентов. Для решения данной проблемы необходимо определить своеобразие, характерные признаки, специфику, условия организации интерактивного обучения. Так, своеобразие интерактивного обучения заключается в его ориентации на взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся над активностью педагога на учебном занятии. Базовыми характеристиками интерактивного обучения выступают взаимодействие, общение и диалог, способствующие продуктивному усвоению учебной информации, развитию
коммуникативной компетенции будущего преподавателя [2, с. 93].
Для эффективной организации интерактивного обучения важно соблюдение таких педагогических условий, как создание диалогического пространства в учебном процессе вуза; соблюдение комфортности обучения; обеспечение обратной связи и рефлексии; готовность педагога к принятию роли фасилита-тора. Одно из центральных условий - это использование коллективных форм и интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение реализуется в вузе с помощью коллективной формы обучения, которая осуществляется через работу всем коллективом студенческой группы, в малых группах, в парах и выполнение индивидуального задания. Коллективная форма позволяет одновременно решать несколько задач: конкретно-познавательную, коммуникативно-развивающую и воспитывающую. Важным условием организации интерактивного обучения является использование методов, мотивирующих учащихся к самостоятельному, активному и созидательному освоению учебного материала в процессе взаимодействия и взаимообучения и в общении с преподавателем. Наибольшую значимость в подготовке будущих педагогов приобретают такие методы, как мозговой штурм, деловые, ролевые, блицигры, дискуссия, тренинг.
Решение проблемы использования интерактивных методов заключается в систематическом их применении в процессе подготовки будущих учителей права и необходимости соблюдения следующей структуры интерактивного занятия: вводная часть, настраивающая студента на предстоящую работу; основная, включающая конкретные упражнения, направленные на отработку того или иного качества или умения; заключительная часть, включающая рефлексию деятельности, эмоций и чувств студентов.
Соблюдение перечисленных условий стимулирует самоопределение студентов, творчество, эмпатию, самостоятельность, уверенность в себе, личностное отношение к процессу обучения; мотивацию к инициативному и творческому освоению учебного материала.
Нужно также отметить проблему соотношения традиционного и интерактивного обучения. В современной образовательной практике преподаватели вуза эпизодически используют методы и формы интерактивного обучения, основными в учебном процессе по-прежнему остаются традиционные лекции и семинары. Однако сегодняшние технические возможности передачи информации, в частности с помощью Интернета, и перспективы развития системы образования снижают целесообразность традиционного и стимулируют внедрение системы интерактивного обучения в процесс вузовской подготовки студентов. Тем самым возникает и проблема подготовки преподавателей для высшей школы, способных вести преподавание на основе интерактивных технологий [3; 4; 5].
С учётом всех требований, выдвигаемых к современному преподаванию в условиях высшей школы, нами разработана программа комплексного применения интерактивного обучения в подготовке студентов к преподаванию в современной школе. Программа включает в себя специальный курс «Интерактивные методы в образовании» и систему интерактивных заданий по учебной дисциплине психолого-педагогический практикум. Содержание практикума и специального курса основывается на упражнениях и заданиях, стимулирующих творчество студен-
тов. Обучение строится на взаимном уважении и понимании, с опорой на эмоциональный комфорт участников. В каждом упражнении предлагается задание для обеспечения обратной связи и рефлексии. В процессе подготовки в вузе студент получает большой объем теоретических знаний, но нуждается в более глубоком знакомстве с будущей профессиональной деятельностью. Поэтому нужно также отметить проблему переноса знаний, полученных студентами в ходе интерактивных занятий, на педагогическую практику. Для решения этой проблемы задания, включенные в практикум и спецкурс, моделируют профессиональную деятельность преподавателя и взаимоотно-
шения субъектов будущей профессии с помощью ролевых, деловых, блицигр, анализа педагогических ситуаций, составления проектов [6, с. 6].
Таким образом, решение данных проблем использования интерактивного обучения позволит создать атмосферу сотрудничества субъектов учебной деятельности вуза, что будет стимулировать студентов творчески подходить к практической работе в образовательных учреждениях, организовывать взаимодействие учащихся и использовать разнообразные методы и формы, делая тем самым обучение в общеобразовательной школе интересным, эффективным и современным.
Библиографический список
1. Винокурова, М.И. Педагогический потенциал интерактивных технологий обучения как фактор развития коммуникативной компетенции студентов: дис. ... канд. пед. наук. - Иркутск, 2007.
2. Рафикова, РС. Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей студентов: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2007.
3. Сорокопуд, Ю.В. Новые требования к подготовке преподавателей высшей школы в контексте современных образовательных реалий // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 4(41).
4. Сорокопуд, Ю.В. Подготовка преподавателей высшей школы в процессе реализации ФГОС ВПО нового поколения // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 6.
5. Сорокопуд, Ю.В. Концепция модернизации подготовки преподавательских кадров для высшей школы // Мир образования - образование в мире. - 2010. - № 3.
6. Гаджиева, П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом обучении учащихся: дис. .канд. пед. наук. - Махачкала, 2005.
Bibliography
1. Vinokurova, M.I. Pedagogicheskiyj potencial interaktivnihkh tekhnologiyj obucheniya kak faktor razvitiya kommunikativnoyj kompetencii studentov: dis. . kand. ped. nauk. - Irkutsk, 2007.
2. Rafikova, R.S. Interaktivnihe tekhnologii obucheniya kak sredstvo razvitiya tvorcheskikh sposobnosteyj studentov: dis. ... kand. ped. nauk. -Kazanj, 2007.
3. Sorokopud, Yu.V. Novihe trebovaniya k podgotovke prepodavateleyj vihssheyj shkolih v kontekste sovremennihkh obrazovateljnihkh realiyj // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 4(41).
4. Sorokopud, Yu.V. Podgotovka prepodavateleyj vihssheyj shkolih v processe realizacii FGOS VPO novogo pokoleniya // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennihyj universitet upravleniya). - 2012. - № 6.
5. Sorokopud, Yu.V. Koncepciya modernizacii podgotovki prepodavateljskikh kadrov dlya vihssheyj shkolih // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. - 2010. - № 3.
6. Gadzhieva, P.D. Interaktivnihe metodih obucheniya v pravovom obuchenii uchathikhsya: dis. .kand. ped. nauk. - Makhachkala, 2005.
Статья поступила в редакцию 16.11.14
УДК 378
Kashin S.N., Zemlyanoy A.I. THEORETICAL AND PRATICAL ASPECTS OF THE USE OF PHYSICAL EXERCISES DURING CHOOSING OF FUTURE EMPLOYEES FOR THE STAFF IN LAW-ENFORCEMENT BODIES. The
article describes the theoretical and applied aspects of the use of means of physical education in the professional selection of the members of the security forces. The authors show a detailed picture of the principles of selection and ways of its improvement. The article provides the description of concepts related to the application of exercise in the professional selection of employees of Internal Affairs Bodies: physical skills; professional skills; professional readiness; professional competence; professional selection. After the analysis of the special literature and personal experience, the authors conclude that the modern tasks of the military education are connected with the necessity of establishment of a criterion of suitability of a future employee for a specific activity, as well as the determination of the baseline level for the physical training and the motivational and value-based orientation.
Key words: abilities, selection, readiness, suitability, vocational counseling, physical training, physical preparation, forecast, success of professional work.
С.Н. Кашин, канд. пед. наук, доц., начальник каф. физической подготовки и спорта ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ» Ставропольский филиал, г. Ставрополь; А.И. Земляной, канд. пед. наук, доц., зам. начальника каф. физической подготовки и спорта ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ» Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОТБОРЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В статье раскрываются теоретико-прикладные аспекты применения средств физического воспитания в профессиональном отборе сотрудников силовых структур. Авторы рассматриваются принципы отбора и пути его совершенствования. На основе анализа специальной литературы и личного опыта авторы приходят к выводу, что в обосновании совершенствования профессионального отбора сотрудников ОВД должна лежать система спортивного отбора, учитывающая: теоретико-методологическую базу учения о способностях человека; диагностику способностей, основанную на изучение всех элементов структуры личности индивида; раннюю профессиональную ориентацию молодежи на профессиональную правоохранительную деятельность; критерии