ЛУКОВЦЕВА А.К.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ
Выделены и систематизированы основные факторы, сдерживающие развитие туризма в России: дефицит позитивной информации о стране, неразвитость туристской инфраструктуры, отсутствие практики создания субъектами российской федерации благоприятных условий для инвестиций, неблагоприятный для туристских посещений страны визовый режим, невысокий уровень сервиса, несовершенство законодательной базы, проблемы в сфере торговли товарами и сувенирной продукцией для туристов, недостаток квалифицированных кадров и др. Дается анализ туристского потенциала страны. Рассматриваются стратегические направления развития туризма в Российской Федерации.
LUKOVCEVA А^
MODERN PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF TOURISM IN RUSSIA
The major factors constraining development of tourism in Russia are allocated and systematized: deficiency of the positive information on the country, backwardness of a tourist infrastructure, absence of practice of creation by subjects of the Russian Federation of favorable conditions for investments, adverse for tourist visit-ings of the country a visa regime, low level of service, imperfection of legislative base, a problem in sphere of trade in the goods and souvenir production for tourists, a lack of qualified personnel, etc. Is given the analysis of tourist potential of the country. Strategic directions of development of tourism in the Russian Federation are considered.
Ключевые слова: туристский потенциал, факторы, туризм, инфраструктура, законодательная база, сфера торговли, визовый режим, стратегия, стратегические направления.
Keywords: tourist potential, factors, tourism, an infrastructure, legislative base, trade sphere, a visa regime, strategy, strategic directions.
Развитие современного российского общества происходит в условиях глобальных процессов, сопряженных с взаимовлиянием экономических систем, культурных норм и социальных стандартов качества жизни граждан.
Глобализация, выступающая в качестве макрофактора социальных преобразований, способствует интенсификации социально-стратификационных процессов и формированию сфер деятельности, направленных на реализацию разнообразных интересов членов общества. Среди них особое место принадлежит туризму.
Традиционно туризм рассматривается как индустрия по производству и реализации услуг населению, вместе с тем его роль в современном обществе не может ограничиваться экономическим содержанием, так как, являясь
ключевым элементом социальной инфраструктуры, туризм содействует формированию культуры толерантности, в определенной мере сглаживает противоречия и снимает напряженность в отношениях между народами.
Туризм в современных российских условиях является одним из эффективных средств реализации социокультурных ценностей в сфере досуга. Изменения, происходящие в нашем обществе, проявились не только в актуализации ценностей досуга, они и затронули само его качество, сформировали новую идеологию путешествий и туристической деятельности: возникли и обнаружились новые культурные образцы туризма отдельных общественных групп. Этот пласт объективных показателей культурной дифференциации можно рассматривать как новый комплексный индикатор формирования социальных слоев современного российского общества.
Однако в условиях преобразования российского общества развитие социальной составляющей деятельности в сфере туризма значительно осложнено. Связано это с тем, что, во-первых, не осуществляется тщательный анализ практики туристской деятельности, имеющей цели и задачи, структуру и функции, часто не согласующиеся с происходящими социально-политическими процессами в обществе, принципами и нормами развития мирового рынка; во-вторых, практически отсутствует системная политика го -сударства в области туризма: не в полной мере разработана законодательная база, не приведены в соответствие с международными стандартами правовые акты, регулирующие отношения в этой сфере; в-третьих, имевшиеся до сих пор программы развития туризма, методики деятельности специалистов не были скоординированы ни на региональном, ни на федеральном, ни на международном уровнях; в-четвертых, не создана единая информационная база предоставления услуг и действенный механизм обеспечения социальной защиты и безопасности туристов; в-пятых, не в достаточной мере изучена динамика социального состава потребителей туристских услуг, существенно варьирующаяся в зависимости от территориальных, демографических, образовательных и иных параметров дифференциации.
Именно поэтому Российская Федерация, несмотря на свой высокий потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На долю России приходится немногим более 1% мирового туристского потока.
В то время как многие страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария, значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма. Так, в Австрии 8,6% в ВВП страны составляют прямые доходы от туризма и 15% - доходы с учетом мультипликативного эффекта, в Испании, соответственно, 6,8% и 18,2% , во Франции - 4,1% и 10,9%, в Хорватии - 8,5% и 19,0%, в Великобритании - 3,4 % и 9,1%, в Канаде - 3,4% и 11,0%, в Болгарии - 4,1% и 14,5%.
По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям, в 2007 году доля туризма в мировом ВВП составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей - 10,4%.
Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых турист-
ских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также поиск приемлемых цен. В этом плане можно считать, что для развития международного туризма в России имеются большие возможности.
В опубликованном в начале 2009 года рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий (TTCI) Всемирного экономического форума Россия заняла 59-е место из 133 стран мира (в 2008 году - 64-е место), обогнав при этом Египет и Индию. По оценке Всемирной туристской организации, потенциал России позволяет при соответствующем уровне развития инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов и существенно увеличить внутренний туристский поток.
В настоящее время развитие туризма в России сдерживается многими факторами, среди которых выделяют [2], в частности, следующие:
1. Дефицит позитивной информации о стране, отсутствие рекламы России на зарубежных рынках. Еще в конце 90-х гг. в связи с войной в Чечне, террористическими актами в Москве и других регионах в ряде государств Россия попала в список направлений, не рекомендованных для туристских поездок. В самом крупном всемирном туристском путеводителе «World Travel Guide», который издается в Лондоне, Россия обозначена (единственная из всех 200 стран) как страна, неблагоприятная для туризма. Негативная информация об общественно-политическом положении в ней не сходит со страниц зарубежной печати, формируя образ нашей страны как зоны повышенного риска. В самой же России до последнего времени не предпринимались согласованные действия по созданию и поддержанию ее туристского имиджа.
В то же время большинство государств мира, понимая важность и высокую доходность туризма, направляют солидные средства национальным туристским администрациям на продвижение туристского продукта. Лидирует по данному показателю Израиль, где ежегодно выделяется на эти цели более 200 млн. долларов в год, потом идут Испания - около 150 млн. долларов, США и Китай — по 70 млн., Франция — 60 млн., Польша — 45 млн. Основные средства, предназначенные для продвижения туристского продукта западных стран, идут на рекламу (например, в Испании на эти цели идет половина всей выделяемой суммы, во Франции — 99%).
Результаты статистических исследований Всемирной туристской организации выявили закономерность между увеличением расходов на рекламу и последующими поступлениями от туризма. По данным этой организации, в среднем увеличение правительственных расходов на рекламу только на 1 доллар приносит в государственную казну 493 доллара от расходов иностранных туристов и около 74 долларов - от новых налоговых поступлений
[4].
Очевидно, что и другие формы расходов на стимулирование туристского продукта — выставки, официальные визиты, туристские представительства — могут значительно повлиять на формирование новых туристских потоков.
По нашему мнению, следует возобновить практику некоммерческой рекламы туристских возможностей страны. В первую очередь необходимо:
❖ издание базового информационного буклета о России, затем рекламных буклетов о туристских возможностях основных регионов. Следующим этапом должно стать издание рекламно-информационных каталогов по существующим специализированным турам (культурно-познавательным, экологическим, экстремальным, рыболовным и охотничьим, круизным), а параллельно — издание буклета малого формата «Основная информация для туристов» (полезные сведения для иностранцев). Поддерживать рекламную кампанию должны рекламные плакаты, туристские карты России и отдельных регионов, распространяемые не только на выставках, но и через заграничные представительства по туризму. Возрождение информационно-рекламных офисов за рубежом также остается одной из первоочередных задач в области развития въездного туризма;
❖ одновременно необходимо создавать базу данных потенциальных массовых пользователей, туроператоров и турагентов, для которых следует проводить целевую адресную рассылку рекламной продукции;
❖ возобновить практику проведения ознакомительных поездок по туристским центрам России для иностранных журналистов. Кроме издания рекламно-информационной печатной продукции, необходимо создание цикловых телевизионных и радиопрограмм на теле- и радиоканалах.
2. Неразвитость туристской инфраструктуры. Средний коэффициент износа российской гостиничной базы в настоящее время составляет почти 70%. Учитывая это, можно полагать, что из 2,5 тыс. гостиниц туристского класса в более или менее удовлетворительном состоянии находится только 765, остальные нуждаются в реконструкции и ремонте. В то же время лишь 22% российских гостиниц соответствуют мировым стандартам, т.е. могут претендовать на размещение иностранных туристов. В целом (при среднем количестве номеров в одной гостинице 250-300) гостиничный фонд России, пригодный для нормального размещения туристов, может быть оценен в 4250 тыс. номеров. В то же время, по оценкам экспертов, только Санкт-Петербургу необходимы 30 тыс. номеров туристского класса. Суммарная же общероссийская потребность оценивается в 500- 600 тыс. номеров, или около 2 тыс. гостиниц. На их возведение требуется от 10 до 20 млрд. долларов.
Помимо гостиниц следует отметить нехватку крупных массовых объектов современной индустрии развлечения (аквапарков, тематических парков и т.д.). Остается актуальной также проблема плохих дорог, изношенности транспортной базы и дефицита комфортабельных автобусов.
3. Отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру.
4. Не благоприятный для туристских посещений страны визовый режим. Завышенная стоимость виз, длительные сроки их выдачи и иные консульские правила усложняют посещение России иностранными туристами, часто принимающими решение о поездке на короткое время за несколько дней до намечаемой даты выезда.
5. Невысокий уровень сервиса, несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг (особенно в части условий размещения, питания и перевозок). В настоящее время сервис, отвечающий международным стандартам, способны обеспечить лишь высококлассные отели в Москве и Санкт-Петербурге. Однако их услуги чрезвычайно дороги, и воспользоваться ими может только шестая часть гостей этих городов. Представители высшего класса занимают большой удельный вес среди посещающих Россию туристов из Германии (43%), Нидерландов (41%), Великобритании (37%). В то же время в общем туристском потоке почти всех стран преобладают представители среднего класса: в Германии - 45%, Великобритании - 51%, Франции - 32%, Италии - 59%, Нидерландах - 40%. Мнение иностранных туристов (предпочитающих комфортабельные условия проживания и обслуживания) о российском туризме не способствует формированию привлекательного облика страны. Более того, в каталоги зарубежных туристских фирм по России нередко включается предупреждение - «не ждите привычного для вас сервиса».
6. Несовершенство законодательной базы. Развитие международного туризма в РФ в последние 20 лет потребовало создания соответствующей нормативно-правовой базы. В СССР специального закона о туризме вообще не было, все вопросы функционирования туристского комплекса решались в соответствии с нормативными актами задействованных в туризме ведомств. Международный туризм был монополией Государственного комитета СССР по иностранному туризму (Госкоминтурист), который решал правовые вопросы, связанные с выездом советских граждан за рубеж, порядком заключения договоров с иностранными партнерами, вопросы страхования туристов, требования к персоналу, обслуживающему иностранных туристов, и др. Молодежным иностранным туризмом занималось Бюро международного молодежного туризма «Спутник». После ликвидации Госкоминтуриста СССР в 1989 г. в нашей стране на протяжении трех лет не было организации, которая бы отвечала за развитие туризма.
Лишь в 1994-1995 гг. в указах Президента РФ поддержка туризма была поставлена в число приоритетных задач государства. В 1996 г. был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ», определивший общие положения и категории в сфере туризма. Кроме того, ряд законов, регулирующих и стимулирующих туристскую деятельность на местах, приняли субъекты Федерации. Была введена система лицензирования международной туристской деятельности и сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. Указом Президента РФ в 1996 г. утверждена федеральная целевая программа «Развитие туризма в РФ», содержащая анализ состояния сферы туризма в России и основные меры по ее развитию. Приняты программы развития туризма в регионах и субъектах Федерации, в том числе «Концепция
развития международного туризма в Москве до 2005 года», а также «Концепция развития туризма в Российской Федерации».
Однако, несмотря на наличие федерального закона и почти 40 законов субъектов Российской Федерации, законодательство о туризме как отдельная совокупность правовых норм так и не сформировалось. Одной из главных причин этого является отсутствие четкого разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области туризма. Более того, некоторые региональные законы и правовые акты противоречат федеральному законодательству или же, дублируя его, не вносят ничего нового в сферу правового регулирования. Федеральный же закон содержит статьи, противоречащие Гражданскому кодексу РФ и закону «О защите прав потребителей». Кроме того, предметом его регулирования является преимущественно туроператорская и турагентская деятельность, он не распространяется на производителей услуг в сфере туризма (гостиницы, санаторно-курортные организации, перевозчиков, экскурсионные бюро и др.), а также не определяет специфику отношений между всеми участниками туристской деятельности.
7. Проблемы в сфере торговли товарами и сувенирной продукцией для туристов. В России отсутствует принятая в мире система торговли tax-free. На местах сувенирная торговля развита слабо, а в ряде регионов и местностей просто отсутствует. Недостаточно развита система оплаты товаров по кредитным картам.
8. Недостаток квалифицированных кадров, политическая и экономическая нестабильность, обострение криминальной обстановки и межнациональные конфликты, отсутствие реальных инвестиций, сложность получения виз и др.
На эти и другие факторы указывалось, например, в материалах парламентских слушаний по вопросам развития туризма, опубликованные в материалах Парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству (23 марта 2009 г.) «Законодательное обеспечение развития приоритетных направлений туризма в Российской Федерации».
Как уже говорилось, туризм в России (как международный, так и внутренний) в последний период развивался.
Так, по данным Росстата, в 2007 году в Россию въехали более 8,5 млн. иностранных граждан из стран дальнего зарубежья, из них более 2,1 млн. с туристическими целями (табл. 1).
Как видно из данных табл. 1, в 2008г., по сравнению с 1995г., въезд в Россию граждан из дальнего зарубежья увеличился на 40%, в то время как въезд с туристическими целями - только на 20%. Однако, по сравнению с 2000г. и с 2005г., число туристов из этих стран сократилось, хотя и незначительно - на 4-3%. Конечно, можно предположить, что часть въехавших людей из этих стран по линии «частных поездок» (их число за период 1995-2008 гг. увеличилось более чем в 5 раз) также являются туристами. Таким образом, можно сказать, что масштабы туристических поездок граждан из стран даль-
него зарубежья стабилизировались с сохранением небольшой тенденции к росту.
Таблица 1.
Въезд в Россию иностранных граждан из стран дальнего зарубежья по целям поездок (число прибытий иностранных граждан в Россию, тысяч поез-
док)
1995 2000 2005 2006 2007 2008 2008 г. в %% к 1995 г.
Всего 5311 7410 9398 8816 8347 8551 135
в том числе по целям поездок:
Служебная 2186 1997 2591 2417 2293 2945 135
Туризм 1787 2215 2251 2275 2123 2168 121
Частная 544 2239 3516 3134 2853 2389 524
Транзит 84 90 148 109 133 105 125
Источник: Таблица составлена по: Российский статистический ежегодник. 2009. Росстат. - М., 2009. - с. 292.
Другая картина с динамикой выезда российских граждан в страны дальнего зарубежья (табл. 2).
Таблица 2.
Выезд за границу российских граждан в страны дальнего зарубежья по целям поездок (число выездов российских граждан в страны дальнего
зарубежья, тысяч поездок)
1995 2000 2005 2006 2007 2008 2008 г. % к 1995 г.
Всего 8396 9819 14838 15666 18690 20464 243
в том числе по целям поездок:
Служебная 1696 1611 1864 1898 1712 1614 0,95
Туризм 2555 4252 6405 7132 9039 10822 423
Частная 2925 2867 5149 5246 6070 6072 207
Источник: Таблица составлена по: Российский статистический ежегодник. 2009. Росстат. - М., 2009. - с. 292.
Во-первых, по сравнению с 1995г., число выехавших в 2008 г. было в 2,4 раза больше, как ив 2 раза больше по сравнению с 2005 г. Во-вторых, в этом потоке число туристов, по сравнению с 1995г., увеличилось в 4,2 раза, по сравнению с 2000 г. - в 2,5 раза, а по сравнению с 2005 г. - почти на 70%. В-третьих, общее число выехавших в страны дальнего зарубежья в 2008 г. превышало въехавших в Россию граждан этих стран в 2008 г. в 2,4 раза, в том числе туристов - в 5 раз больше. Таким образом, туристский поток россиян в страны старого зарубежья в 2008 г. (10,8 млн. человек) превышал поток из этих стран (2,2 млн. человек) и сохранял тенденцию роста.
С экономической точки зрения это говорит о том, что баланс между иностранными туристическими потоками не в нашу пользу и в определенной степени можно утверждать: вывезенные российскими туристами денежные
средства работают на экономику других стран (что в значительной степени снижает экономические возможности развития отечественного туристского комплекса) \
Об этом говорят данные табл. 3.
Таблица 3.
Основные показатели деятельности туристских ( шрм
2005 2006 2007 2008
Число туристских фирм (на конец года) - всего 5079 5842 6639 6477
Средняя численность работников (включая внештатных) тыс. человек 35 41 44 42
Число реализованных населению туристических путевок - всего, тыс. 4326 4641 5819 4305
Из них гражданам России:
По территории России 1378 1460 1659 1030
По зарубежным странам 2748 3027 4057 3183
Стоимость реализованных населению туристских путевок - всего, млн. руб. 76301 88749 124133 11781 1
из них гражданам России:
по территории России 13757 20761 26761 17738
по зарубежным странам 52727 66578 96307 98940
Источник: Российский статистический ежегодник. 2009. Росстат. - М., 2009. - с.
293.
Как видно из приведенных данных, стоимость реализованных населению туристских путевок для россиян в 2008 г. по зарубежным странам составила 98940 млн. руб., что составляет 84% общей стоимости проданных путевок (это выше чем в 2005 г., когда эта доля составляла 69%). Однако следует отметить, что стоимость туристских путевок по территории России в этот пе-риод также увеличилась (в 2 раза).
В 2008 г. было реализовано туристическими фирмами в зарубежные страны, по сравнению с 2005г., туристских путевок на 15% больше (3183 тыс. против 2748 тыс.), в то время как по территории России уменьшилось на 25% (1030 тыс. путевок в 2008 г. и 1378 тыс. путевок в 2005 г.). В общей сумме реализованных путевок преобладали путевки в зарубежные страны, составившие почти 74% .
Следует отметить, как подтверждение тезиса о развитии отрасли туризма в России, рост числа туристических фирм: по сравнению с 2005г. в 2008г., их число увеличилось с 5 тыс. до 6,5 тыс., т.е. на 30%.
По данным Росстата, численность туристов-граждан других стран, обслуженных туристическими фирмами в 2008 г. составила 198 тыс. человек, что меньше по сравнению с 2005 г. ( 678 тыс.) и меньше - чем в 2007г., (580 тыс. человек) (табл. 4).
По данным табл. 4., по числу зарубежных туристов, в 2008 г. посетивших нашу страну, можно ранжировать следующим образом: Китай, Германия, Франция, Япония, Великобритания, США и т.д.
1 Например, за 1994-1999 гг. россияне потратили иа заграничные поездки около 42,5 млрд. долл. (См. [1])
Таблица 4.
Численность туристов, обслуженных туристическими фирмами (тыс. че-
ловек)
2005 2008
в том числе в том числе
Всего граждане России (отправлено) граждане других стран (принято) Всего граждане России (отправлено) Граждане других стран (принято)
Обслужено туристов - всего 5075 4396 678 7668,6 7470,2 198,3
в том числе по странам:
Россия 1697 1697 - 1924,0 1924,0 -
страны СНГ 107,1 83,1 24,0 98,1 90,2 7,9
Европа
Австрия 26,0 18,5 7,4 32,7 31,3 1,4
Болгария 47,6 47,5 0,1 96,4 96,2 0,2
Германия 92,1 18,2 73,9 56,6 20,5 36,1
Испания 135,4 102,3 33,1 106,3 104,8 1,5
Италия 105,1 38,0 67,1 156,8 145,6 11,2
Норвегия 10,7 4,3 6,4 10,8 10,2 0,6
Польша 12,0 6,1 5,9 10,0 9,5 0,6
Соединенное Королевство (Великобритания) 53,2 8,9 44,3 18,8 15,0 3,8
страны Прибалтики 9,6 6,3 3,3 16,7 14,8 2,0
Финляндия 129,8 61,2 68,6 60,4 47,5 12,9
Франция 87,9 47,5 40,4 122,4 104,3 18,0
Хорватия 23,9 22,8 1,1 51,7 51,6 0,1
Чешская Республика 46,5 43,7 2,8 87,9 87,5 0,4
Швеция 15,7 7,0 8,8 31,9 31,3 0,5
другие страны Европы 102,9 74,1 28,8 260,8 254,6 6,2
Азия
Израиль 5,5 3,1 2,4 17,6 17,3 0,3
Кипр 15,0 15,0 0,1 35,4 35,4 0,1
Китай 812,4 716,8 95,5 1661,8 1606,6 55,2
Объединенные Арабские Эмираты 90,8 90,8 0,0 86,9 86,9 0,0
Таиланд 47,5 47,4 0,1 181,4 178,5 2,9
Турция 785,6 784,8 0,8 1473,9 1473,8 0,1
Япония 41,1 11,8 29,3 24,6 11,6 13,1
другие страны Азии 35,4 25,0 10,4 85,7 81,5 4,2
Африка
Египет 343,8 343,7 0,1 786,0 786,0 0,0
Тунис 45,8 45,8 0,0 61,8 61,8 0,0
другие страны Африки 2,1 1,9 0,2 7,8 6,9 0,9
Америка
США,включая Гавайские остро-
ва 101,4 3,7 97,8 20,4 7,5 12,9
другие страны Америки 28,2 4,4 23,8 22,9 21,2 1,7
Австралия и Океания 2,9 1,2 1,8 6,8 3,3 3,6
комплексные туры 14,9 14,9 - 53,0 53,0 -
Источник: Российский статистический ежегодник. 2009. Росстат. - М., 2009. - с.
Что касается численности туристов-граждан России, обслуженных туристскими фирмами и выехавшими за рубеж в 2008 г. (табл. 4), то прежде всего отметим, что в 2008г., по сравнению с 2005г., через туристические фирмы выехало россиян в 1,6 раза больше. Больше всего в 2007 г. выехало туристов в Китай, Турцию, Египет. При этом важно подчеркнуть, что такие же предпочтения россиян были и в 2005 г. Обращает на себя внимание рост поездок в США - с 3,7 тыс. в 2005 г. до 11,8 тыс. в 2007 г. и 7,5 тыс. в 2008 г.
Таблица 5.
Перевозка пассажиров и пассажирооборот внутреннего водного транс-
порта на туристских и экскурсионно-прогулочных маршрутах
1995 2000 2005 2006 2007 2008 2008 г. в % к 1995 г.
Отправлено пассажиров внутренним водным транспортом - всего, тыс. человек 25358 25699 16134 14112 21487 19887 78
в том числе:
на туристских маршрутах 464 386 516 512 940 713 154
на экскурсионно-прогулочных маршрутах 1888 2442 3167 2553 4236 3650 193
Пассажирооборот внутреннего водного транспорта - всего, млн. пассажиров 1117 900 689 623 958 787 70
В том числе:
на туристских маршрутах 361 387 345 340 546 433 119
на экскурсионно-прогулочных маршрутах 54 69 93 80 122 99 183
Источник: Таблица составлена по: Российский статистический ежегодник. 2009. Росстат. - М., 2009. - с. 291.
Численность туристов-граждан России, обслуженных туристскими фирмами, на территории самой России была в 2007 г. 2,6 млн., а в 2008 г. -только 1,9 млн. человек (2005 г. их было 1,7 млн. человек).
О развитии внутреннего туризма свидетельствуют также данные табл.6. Конечно, приведенные данные в табл. 6 о динамике перевозки пассажиров водным транспортом на туристических и экскурсионно-прогулочных маршрутах - это только часть туристического потока (и далеко не самая массовая - в отличие от автомобильного, авиа- и железнодорожного, пешего и т.д., по которым нет достоверных статистических данных, а есть только оценочные).
Но все же они свидетельствуют о стабильном развитии этого вида туризма: на фоне снижения в 2008 г. общей численности пассажиров водного транспорта, по сравнению с 2005г., на 22%, численность пассажиров на туристических и экскурсионно-прогулочных маршрутах увеличилась на 20% (с 3,6 млн. в 2005 г. до 4,4 млн. человек в 2008 г.). В 2008 г. из общего пассажи-рооборота внутреннего водного транспорта (787 млн. пассажиров) пассажиры на туристических и экскурсионно-прогулочных маршрутах составили 67% (553 млн. пассажиров).
В целом в последние годы отмечается рост внутреннего туристского потока: по данным Ростуризма, внутренний туристический поток в 2008 году достиг более 30 млн. человек.
Быстрорастущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек.
В настоящее время в стране насчитывается более 6,8 тысяч гостиниц, тогда как, например, в 2005 году их насчитывалось только 4,8 тысячи. С учетом количества других средств размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч. Численность российских граждан, проживавших в 2008 году в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, составила 31,6 млн.человек, из них в гостиницах - 20,1 млн.человек (табл. 6).
Таблица 6.
Численность лиц, размещенных в гостиницах, санаторно-курортных ор-
ганизациях и организациях отдыха (тыс. человек)
Численность размещенных лиц - всего в том числе
граждан России иностранных граждан
Всего из них детей стран дальнего зарубежья стран СНГ
2000 2005 2008 2000 2005 2008 2000 2005 2008 2000 2005 2008 2000 2005 2008
Всего 25073,4 28410,9 35454,8 22001,0 24810,1 31532,3 2458,3 2669,2 2843,6 1844,1 2778,7 3010,0 1228,3 822,1 912,5
в том числе:
гостиницы и аналогичные
средства размещения 16559,3 18546,8 24757,6 13607,0 15046,9 20949,9 359,9 456,4 666,2 1787,9 2725,6 2969,4 1164,4 774,3 838,2
санаторно-курортные органи-
зации и организации отдыха -
всего 8514,1 9864,1 10697,3 8394,0 9763,2 10582,5 2098,4 2212,8 2177,4 56,2 53,1 40,6 63,9 47,8 74,2
из них:
санаторно-курортные
организации 4583,7 5941,2 6356,5 4524,3 5882,8 6297,1 1197,9 1585,2 1538,0 20,6 21,4 14,3 38,8 36,9 45,1
организации отдыха 3345,8 3411,0 3798,9 3305,2 3397,6 3770,1 763,7 537,6 553,6 22,2 5,8 8,8 18,4 7,6 19,9
туристские базы 584,6 313,6 364,8 564,5 310,6 361,7 136,8 71,6 76,9 13,4 1,7 1,0 6,7 1,3 2,0
Источник: Таблица составлена по: Российский статистический ежегодник. 2009. Росстат. - М., 2009. - с. 291.
Объем платных услуг, оказываемых населению гостиницами и аналогичными средствами размещения, ежегодно растет и составил в 2007 году 88,9 млрд. руб., что превысило показатели 2005 года на 47%.
Известно, что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба (идентичные музеям-заповедникам по характеру деятельности объекты, отличающиеся, как правило, небольшой территорией). Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-
заповедников. В соответствии с этим сеть музеев-заповедников как центров международного и внутреннего туризма требует постоянного совершенствования и развития.
Очевидно (об этом уже говорилось), что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.
Москва и Санкт-Петербург, являясь до сих пор основными транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают на себя до 75% международных прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого роста цен в названных городах. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006 года. В 2007 году число прибытий «классических» иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%.
Создание развитой туристической индустрии на территории России и, как следствие, организация мощных туристических потоков (как внутренних, так и внешних) может помочь решить многие экономические проблемы государства. По нашему мнению, доходы от иностранного туризма по достижению определенных объемов могут стать бюджето-образующим фактором (как в других странах с развитым туристическим бизнесом), сделать туризм более выгодной отраслью экономической деятельности чем например, традиционный экспорт нефти или газа.
Хотя есть опасения, что в результате возможного вступления России во Всемирную торговую организацию существует риск возникновения прямо противоположной ситуации. В настоящее время Россия, представляя несомненный интерес для зарубежных транснациональных туристских корпораций, не имеет возможность получать доходы (в виде налогов) и от их деятельности. Причин тому несколько, но среди них основных две: первая - несоответствие Российского и зарубежного законодательства (неоднозначные трактовки нормативно-правовых актов, плохая юридическая защищенность зарубежного туриста на территории России), вторая -элементы непродуманной протекционистской политики России.
На фоне всех этих обстоятельств идет подготовка нормативно-правовой базы для вступления России во «Всемирную торговую организацию». Как известно, основной принцип этой организации - это создание равных экономических возможностей для каждого из участников. С формальной точки зрения, данный подход является вполне правильным и оправданным. Однако система «смещенных центров», иными словами, глобальные масштабы деятельности, концентрация средств и власти в руках нескольких ТНК, ставит их в заведомо выигрышную позицию по отношению к более мелким организациям. Вступление России в ВТО автоматически открывает возможности для вхождения таких туристских ТНК на ее рынок.
По нашему мнению, несмотря на присутствие позитивных факторов, характерных для развития туриндустрии (создание новых рабочих мест, обустройство новых территорий, развитие смежных с туризмом мелких видов
бизнеса), последствия такой ситуации для национального российского туризма в целом будут негативны. Приход и развитие западной туриндустрии на российском рынке со временем приведет к вырождению других секторов российской сферы услуг и деградации российских компаний, вытесненных их зарубежными конкурентами (рестораны, увеселительные заведения, комбинаты бытового обслуживания, ж.д. и авиакомпании и т.п.). Это, в свою очередь, существенно сократит финансовые поступления в российский бюджет, поскольку данные организации базируются за рубежом, то и большинство средств, за исключением местных налогов, будут оседать там.
Таким образом, несмотря на сравнительное улучшение экономической ситуации в России, по мнению многих экспертов, с приходом на ее туристский рынок западных ТНК, ситуация будет развиваться в долгосрочной перспективе не в пользу России. Современные же темпы и тенденции развития российского туризма не способны в обозримом будущем сколь-нибудь суще -ственно влиять на экономическую ситуацию в стране в силу отсутствия соответствующих масштабов. Фактически можно говорить о своеобразной «патовой ситуации» в национальном туризме: с одной стороны, явная неспособность к конкуренции с глобальными ТНК, с другой - низкие темпы развития и, как следствие, неспособность создать свою (Российскую), развитую конкурентоспособную туриндустрию. Вероятно, что данная ситуация может сохраняться достаточно долго без стороннего вмешательства, но со вступлением России во Всемирную торговую организацию может разрешиться в пользу нашей страны.
Российская Федерация обладает большими и разнообразными туристскими ресурсами, которые привлекали и привлекают к себе внимание иностранных туристов. Становление рыночных отношений в нашей стране стимулировало бурный процесс создания туристских фирм и рынка туризма:
❖ с переходом российской экономики на рыночные рельсы в ее туристском секторе произошли коренные изменения: отечественный тур-бизнес быстрее, чем другие отрасли, адаптировался к рыночным изменениям. Образовалось множество частных фирм, которые не только стали удовлетворять потребности российских граждан в туризме (прежде всего - в заграничном), но и вовлекли в эту работу до 130 тыс. сотрудников, что оказало немалое позитивное влияние на рынок труда [3].
Однако если за рубежом в туристской отрасли работает каждый десятый трудоспособный работник, то в России - только каждый пятьдесят первый работник. Результаты, достигнутые нашей страной в области международного туризма, остаются пока еще очень скромными. В то же время суще -ствует ряд острых проблем: резко сократившаяся поддержка туризма государством привела почти к полному исчезновению социального туризма; фирмы, занимающиеся приемом и обслуживанием иностранных туристов в РФ, весьма ограничены в материальных, финансовых, людских и управленческих ресурсах. Шансы на выживание сохранили преимущественно коммерческие фирмы и виды туризма.
При этом необычайно возрос выездной туризм, который означает с экономической точки зрения вывоз капитала из страны. Выездной туризм по объему затрат валюты значительно превышает валютные поступления от въездного туризма;
❖ неблагоприятные изменения произошли в экономике гостиничного хозяйства страны. Рост транспортных тарифов и сокращение социального
туризма явились причиной снижения коэффициента загрузки подавляющего числа российских гостиниц, что поставило их на грань банкротства.
В то же время актуальными остаются вопросы создания благоприятного инвестиционного климата в стране, создания инвестиционных условий, стимулирующих приток средств в объекты туриндустрии на территории России;
❖ еще не в полной мере решены на государственном уровне многие вопросы деятельности российских туристских организаций и фирм, в том числе вопросы лицензирования и сертификации, приватизации и акционирования, нет четкой системы маркетинговых исследований, неразработанными остаются многие существенные в теоретическом и практическом отношении вопросы туристского маркетинга ит.д.
❖ несмотря на то что эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований (а также отдельной личности в частности), в стране отсутствует эффективная государственная политика в сфере туризма.
В посланиях Президента Федеральному Собранию России последних лет были сформулированы основные приоритеты социально-экономической политики на ближайшее десятилетие, среди них такие, как существенное увеличение ВВП, уменьшение бедности и рост благосостояния людей. В выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 года Президент Российской Федерации обратил внимание на то, что основные усилия должны быть направлены именно на те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан. Необходимость преодоления инерционного энергосырьевого сценария развития страны требует развития альтернативных направлений, создающих стимулы для диверсификации экономики регионов страны.
Туризм - это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом, в отличие от многих других отраслей экономики, туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экс-портоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировыхрынках.
В соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации Ростуризм Приказом от 6 мая 2008 года №51 утвердил Стратегию развития
туризма в Российской Федерации на период до 2015 года и план мероприятий по ее реализации.
Под Стратегией развития туризма в Российской Федерации понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного, правового, экономического и политико-дипломатического характера, обеспечивающая эффективное решение проблемы динамичного и устойчивого развития туризма в стране.
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года является логическим продолжением Концепции развития туризма, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №954-р и действовавшая с 2002 г. по 2005 г., учитывает современные мировые тенденции в сфере туризма и текущий этап развития российской туристской индустрии.
С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного туризма в нашу страну могут в основном представлять такие виды туризма, как культурно-познавательный, деловой, а также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный и др.).
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития является развитие человеческого потенциала России, ставящее перед собой, в том числе и такие цели, как:
❖ обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма;
❖ создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышение ее конкурентоспособности на международном рынке;
❖ содействие развитию культурно-познавательному и экологическому туризму;
❖ образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями.
Для реализации этих задач государству следует вкладывать средства не только в продвижение туристического продукта, но и в его создание, в развитие инфраструктуры отечественного туризма, определять наиболее перспективные направления его развития, тем более что туризм является наименее капиталоемкой отраслью экономики, обещающей быструю отдачу.
_Литература_
1. Аналитический доклад. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации / Научн. ред. Биржаков М.Б., Путрик Ю.С. - Москва, Санкт Пе-
тербург: Московское отделение Национальной Академии туризма, 2004. -С. 63.
2. Вавилова Е.В. Основы международного туризма. - М.: Финансы и статистика, 2005. - С. 121-122
3. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2006. - С.4.
4. Харрис Г., Кац М. Стимулирование международного туризма в XXI веке. Пер с англ. - М.: Финансы и статистика, 2006. - с. 25.