Пространственное развитие туризма на национальном уровне
УДК 379.85+910 (082)
DOI: 10.18384/2310-7189-2019-2-9-29
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Валькова Т. М, Кружалин В. И., Кружалин К. В., Шабалина Н. В.
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова 119991, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, Российская Федерация
Аннотация. Авторами в связи с изучением состояния туристско-рекреационного комплекса России проанализированы туристская инфраструктура (средства размещения и транспортные системы), объемы и структура туристских потоков, инвестиционные проекты в сфере туризма, приоритетные виды туризма и специфика их продвижения. Как итог работы, даны рекомендации по поддержке общественно значимых видов туризма. В число рекомендаций вошли: совершенствование законодательной и нормативно-правовой основы туристско-рекреационной деятельности, развитие туристской и сопутствующей инфраструктуры, повышение конкурентоспособности отечественного туристского продукта, научное и кадровое сопровождение туристской деятельности, разработка комплекса мер по продвижению российского туристского продукта на внутреннем и международном рынке.
Ключевые слова: туризм (внутренний, въездной, выездной), туристская инфраструктура, инвестиционный проект, приоритетный вид туризма. НН^^ННН
STATE-OF-THE-ART AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN TOURIST AND RECREATION COMPLEX
T. Valkova, V. Kruzhalin, K. Kruzhalin, N. Shabalina
Lomonosov Moscow State University
Leninskie Gory 1, 119991 Moscow, Russian Federation
Abstract. The paper analyzes the state-of-the-art of the tourist and recreation complex (TRC) in the Russian Federation. We describe the tourist infrastructure (accommodation facilities and transport systems), the amount and structure of tourist arrivals, tourism investment projects, priority types of tourism and promotion specifics. The conclusion lists recommendations on the socially significant types of the tourism support: improving tourism legislative and regulatory
© CC BY Валькова Т. М., Кружалин В. И., Кружалин К. В., Шабалина Н. В., 2019.
framework, development of the tourism infrastructure, improving domestic tourism product competitiveness, tourism scientific and staff support, and Russian tourism product promotion development in the domestic and international market.
Keywords: domestic tourism, inbound tourism, ment projects, priority types of tourism.
Постановка проблемы
По данным Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC), доля туризма в мировом ВВП в 2017 г. составила 10%, а 30% от мирового экспорта услуг приходилось на туристские услуги. В 2017 г. число международных туристских поездок достигло 1,326 млрд. прибытий (2018 г. - 1,4 млрд., прирост - 5,6%). Туризм создает новые рабочие места (в 2017 г. каждое десятое рабочее место в мире было связано с туризмом), служит импульсом развития малых и средних городов, имеющих определенный туристский потенциал, стимулирует развитие удаленных, малонаселенных и индустриально слабо развитых регионов1. Благодаря созданию в них туристских предприятий частично нейтрализуются такие негативные последствия прогресса, как отток населения в крупные города, разрушение традиционного уклада жизни населения, смягчается проблема обеспеченности трудовыми ресурсами сельского населения и т.д. Значение туризма для развития Российской Федерации также возрастает с каждым годом.
Особую значимость развитие туризма имеет для монопрофильных городов. С экономической точки зрения
1 Данные Всемирной туристической организации ООН: UNWTO Tourism Highlights, 2018 Edition. - URL: http://marketintelligence.un-wto.org/ru/node/50872; UNWTO World Tourism Barometer and Statistical Annex, January 2019. -URL: https://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/ wtobarometereng.2019.17.1.1
outbound tourism, tourist infrastructure, invest-
большое значение имеет эффект туризма в виде дополнительного спроса на местные товары и услуги. Туризм, вызывая к жизни новую мобильную форму потребительского спроса, требует расширения их производства, содействует развитию региональных отраслей, выпускающих предметы потребления. Благодаря этому, производства потребительских товаров, в том числе сувенирной продукции и изделий ручной работы, интенсивно развиваются, принося пользу региону и повышая уровень жизни местного населения. Именно поэтому развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации рассматривается как один из приоритетов отечественной экономики. В 2017 г. доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в ВВП (в текущих ценах) Российской Федерации составила 3,8% или 3,2 трлн руб. (2014 г. - 3,3% или 2,3 трлн руб. соответственно)2.
Особенности развития туризма в Российской Федерации
Средства размещения. Коллективные средства размещения (КСР) - материально-техническая основа развития туризма, а услуга по размещению туристов - обязательная составляющая туристского продукта. В 2017 г., по данным Росстата, общая численность
2 Данные Федеральной службы государственной статистики России (далее - Росстата). - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ross-tat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/#
коллективных средств размещения в Российской Федерации составляла 25,3 тыс. единиц, из которых гостиницы и аналогичные средства размещения составили 18,8 тыс. В 2017 г. активно развивалась и специализированная туристская инфраструктура: количество официально действующих специализированных средств размещения (пансионаты, дома отдыха и пр.) достигло 6,5 тыс. единиц (2014 г. -15,6 тыс. объектов - 10,7 тыс. и 4,9 тыс.
По федеральным округам КСР были распределены следующим образом (рис. 3). Наибольшее количество КСР приходилось на Южный федеральный округ - 30%, на втором месте - Центральный федеральный округ. Среди субъектов Российской Федерации лидерами по количеству КСР в 2017 г. являются г. Санкт-Петербург, г. Москва и Краснодарский край - в данных регио-
соответственно, прирост - 62% (75% и 34% соответственно).
В 2017 г. произошло существенное увеличение номерного фонда коллективных средств размещения: по сравнению с 2016 г. - на 10,2% и составил 884 тыс. номеров (508 тыс. в гостиницах и аналогичных средствах размещения и 376 тыс. в специализированных средствах размещения) (2014 г. - 671 тыс. 372 тыс. и 299 тыс. соответственно, прирост - 32% (37% и 26% соответственно) (рис. 1, 2).
нах расположено 36,2% от общего КСР страны.
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, предоставленных гражданам в 2017 г., составил 219,1 млрд руб. (на 3% больше показателя 2016 г. и на 25% - показателя 2014 г.). Среди субъектов Российской Федерации по объему предоставленных платных услуг гостиниц
количество КСР
30000 25000 20000 15000 10000 5000 0
6178 5166
4876 15368
13957
10714
6538
18753
2014 2015 2016 2017
п специализированные средства размещения п гостиницы и аналогичные средства размещения
-I гг.
Ист.: составлено авторами по данным Росстата
Рис. 1. Динамика количества коллективных средств размещения в Российской Федерации, 2014-2017 гг. (единицы)
Ист.: составлено авторами по данным Росстата
Рис. 2. Динамика номерного фонда коллективных средств размещения в Российской Федерации, 2014-2017 гг. (тыс. номеров)
7%
13%
6%
4%
11%
14%
□ ЦФО
□ СЗФО
□ ПФО
□ ЮФО
□ СКФО
□ УФО
□ СФО
□ ДФО
30%
Ист.: Доклад о состоянии и развитии туризма в Российской Федерации
в 2017 г. Министерства культуры РФ
Рис. 3. Региональная структура коллективных средств размещения Российской Федерации в 2017 г. по федеральным округам (%)
и аналогичных средств размещения выделялись г. Москва, Краснодарский край, г. Санкт-Петербург. На указанные три субъекта федерации приходится
около 65% предоставляемых платных услуг данных предприятий. По предварительным оценкам Росстата, в 2018 г. объем предоставленных платных услуг
гостиниц и аналогичных средств размещения достиг уровня 248,2 млрд руб. Таким образом, коллективные средства размещения Российской Федерации 2017 г. характеризовались следующими изменениями:
- увеличением количества КСР, в т. ч. гостиниц и аналогичных средств размещения, и их номерного фонда в связи с подготовкой к Чемпионату мира по футболу 2018 г.;
- ростом количества классифицированных гостиниц (43,8% от общего количества КСР) и объема предоставляемых КСР платных услуг;
- повышением качества предоставляемых услуг и доступности КСР для лиц с ограниченными физическими возможностями;
- абсолютным лидерством по основным показателям деятельности КСР Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодарского края.
Транспортное обеспечение и логистика. Услуги по перемещению туристов входят обязательной составной частью в туристский продукт. Сегодня Российская Федерация активно развивает все виды транспортных перевозок (авиатранспорт, речной и морской, железнодорожный, автомобильный) с целью улучшения доступности туристских центров и регионов страны, формирования устойчивого туристского потока. После резкого сокращения в 2016 г. объема пассажирских перевозок авиатранспортом, в 2017 г. наблюдался устойчивый рост показателя. По данным Росавиации, объем пассажирских перевозок увеличился по сравнению с 2016 г. на 19%, составив 108 млн пассажиров (2014 г. - 95 млн, прирост - 14%). Наибольший рост показали перевозки по международным направ-
лениям (увеличение по сравнению с 2016 г. на 32,1%, что было вызвано снятием в августе 2016 г. ограничений с чартерных перевозок в Турцию, ставшую в 2017 г. самым популярным выездным направлением у россиян)1. В структуре авиаперевозок в 2017 г. продолжали преобладать внутренние направления (прирост - 10,8%) - объем пассажирских перевозок по данным направлениям в 2 раза превышал объемы перевозок по международным.
На рост внутренних пассажирских перевозок во многом повлияло проведение матчей Кубка конфедераций по футболу и действие федеральных программ субсидирования региональных воздушных перевозок. Популярными внутренними направлениями (по итогам 2017 г.) были: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Краснодарский край, Республика Крым. В Топ-5 российских авиакомпаний по объемам перевозок вошли «Аэрофлот» (32,85 млн пассажиров), «Россия» (11,15 млн), «S7 Airlines» (9,97 млн), «Уральские Авиалинии» (8,00 млн) и «ЮТэйр» (7,30 млн). В 2017 г. прекратила деятельность авиакомпания «ВИМ-Авиа»2.
В 2017 г. объём пассажирских перевозок железнодорожным транспортом общего пользования составил 1,12 млрд чел. (2014 г. - 1,08 млрд, прирост - 4%), из которых 91% - пригородное сообщение3. Пассажиропоток железнодорожного транспорта в дальнем
1 По данным Росстата. - URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/enterprise/transport/#
2 Доклад о состоянии и развитии туризма в Российской Федерации в 2017 г. Министерства культуры РФ.
3 По данным Росстата. - URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics.enterprise/transport/#
сообщении, по данным ОАО «РЖД», в 2017 г. составил 102,30 млн чел., увеличившись по сравнению с показателем
2016 г. на 1,0%, при этом основной объем пассажирских перевозок в дальнем сообщении обеспечивали внутренние перевозки, доля перевозок в международных направлениях не превышала в
2017 г. 3,0%. В 2015-2017 гг. возросла популярность высокоскоростных поездов «Аллегро» (Санкт-Петербург -Хельсинки, увеличение пассажиропотока на 22,0% (по сравнению с 2016 г.), «Сапсан» (прирост - 6,1%), «Ласточка» и «Стриж».
Согласно данным Федерального агентства морского и речного транспорта, на территории Российской Федерации функционируют 117 речных и 67 морских портов. Доля туристских и экскурсионно-прогулочных поездок в общем объеме перевозок внутренним (речным и озерным) водным транспортом невелика: в 2017 г. - 17,5% (2015 г
- 17,1%) от общего объема пассажирских перевозок внутренним водным транспортом (2,22 млн пассажиров, из них 1,89 млн пассажиров - экскур-сионно-прогулочные поездки, 334,9 тыс. - туристские (2015 г. - 2,32 млн пассажиров: 2,05 млн и 277,6 тыс. соответственно, причем прирост наблюдается только по туристским перевозкам
- 21%)У. В 2017 г. морским транспортом было перевезено 12 млн пассажиров (2015 г. - 10 млн, прирост - 20%), при этом основной объем (52,6%) пришелся на Керченскую паромную переправу. Крупнейшими российскими портами по числу принятых круизных судов в 2017 г. стали: Санкт-Петербург (249 судов), Владивосток (15 круизных судов). По данным Комитета по раз-
витию туризма г. Санкт-Петербурга, порт «Морской фасад» в 2017 г. принял 562,68 тыс. пассажиров, превысив уровень 2016 г. на 23,2%. В 2017 г. был запущен новый маршрут - восстановлена регулярная круизная линия между портами Сочи, Новороссийск, Ялта и Севастополь2.
В 2017 г. были предприняты меры по улучшению доступности транспортной инфраструктуры: субсидированию авиаперевозок, модернизации аэропортов, портов, развитию железнодорожного сообщения, формированию транспортных коридоров, автомобильных дорог, налаживанию паромного и иного водного сообщения. Особое внимание было уделено оптимизации транспортного сообщения с Крымским полуостровом. В целях обеспечения доступности транспортного сообщения с Крымским полуостровом в 2017 г. в прямом смешанном сообщении на территорию Республики Крым и города федерального значения Севастополь (и в обратном направлении) по системе «поезд -автобус - паром - автобус» по «единому» билету было перевезено 332,76 тыс. пассажиров3.
Таким образом, 2017 г. характеризовался увеличением объема перевозок по всем видам транспорта, а также разработкой и внедрением комплекса мер по улучшению доступности транспортной инфраструктуры. В 2018 г. данная тенденция сохранилась.
Состояние российского туристского рынка. Формирование туристского рынка Российской Федерации
2 Доклад о состоянии и развитии туризма в Российской Федерации в 2017 г. Министерства культуры РФ
3 Там же.
VV
складывается под совокупным воздействием ряда факторов, влияющих как на туристский спрос, так и на имеющееся и формируемое туристское предложение. 2015-2018 гг. были крайне сложными для российского туристского рынка в связи с изменениями в туристском спросе при высокой чувствительности к ценовым изменениям на туристские продукты и услуги. Положительная тенденция наметилась только в 2018 г. в связи с проведением Чемпионата мира по футболу.
Потребительские тенденции россиян последние 4 года определялись совокупным воздействием следующих факторов:
- продолжающийся экономический кризис: рост потребительских цен, высокий уровень инфляции, сокращение реальных доходов населения, девальвация рубля;
- сложная геополитическая ситуация и сохранение санкций;
- запрет на организацию чартерных программ в Египет;
- запрет и последующее снятие ограничений на организацию чартерных рейсов в Турцию и активизация деловых отношений с данной страной;
- рост цен на энергоносители и на стоимость авиаперевозок;
- потеря доверия к туроператорским компаниям в результате продолжающихся банкротств компаний.
В свою очередь, это привело к ряду структурных изменений туристского рынка:
- сократилась численность туристских компаний;
- уменьшилась глубина бронирования;
- увеличился спрос на бюджетные направления и короткие программы;
- сократились объемы выездных туристских потоков и переориентация путешественников с одних регионов мира на другие;
- увеличение внутреннего туристского потока;
- на внутреннем туристском рынке произошло увеличение пакетных программ;
- увеличилась доля продаж через мобильные устройства.
По данным Единого Федерального реестра туроператоров Федерального агентства по туризму, по итогам 2017 г. количество туроператоров по внутреннему туризму сократилось на 1% по сравнению с данными 2016 г. и составило 1456 (2014 г. - 2626, сокращение на 44%). Количество туроператоров по выездному туризму также продолжает сокращаться, при этом растет число компаний, совмещающих въездной и выездной виды туризма. В 2017 г. их насчитывалось 3097 (2014 г. -1649, прирост - 88%). Количество туроператоров только по въездному туризму увеличилось на 9%, составив 207 компаний (2014 г. - 161, прирост - 29%). Кроме того, растет количество компаний, предоставляющих экскурсионные услуги1. Если раньше Российская Федерация как туристское направление особой популярностью у иностранцев не пользовалась, то в 2015-2018 гг. она получила конкурентное преимущество по отношению к другим странам из-за дешевизны российской национальной валюты, проводимого Кубка конфедераций и Чемпионата мира по футболу.
Общее число въездных туристских поездок в 2017 г. составило 24,4 млн (небольшое сокращение, по сравнению с
уровнем 2016 г. - 24,6 млн, который был вновь достигнут в 2018 г. (2014 г. - 25,4 млн)). Наибольшее количество иностранных туристов посетили в 2017 г. г. Москву и г. Санкт-Петербург. Анализ
структуры въездного туристского потока (рис. 4) показывает, что в 2017 г. преобладали потоки из пограничных с Россией стран (75,5% въездного туристского потока в нашу страну)1.
36%
2% 2%
2% у 2% 3% 4%
□ Украина
□ Казахстан
□ Китай
□ Финляндия
□ Азербайджан
□ Польша
□ Армения
□ Германия
□ Республика Молдова
□ Абхазия
□ Прочие страны
Ист.: составлено авторами по данным Росстата
Рис. 4. Региональная структура въездного туристского потока в Российскую Федерацию в 2017 г. (%)
В 2017 г. был отмечен значительный рост числа туристов из Турции (+86%), Таиланда (+61%), Республики Кореи (+58%) и ЮАР (+57%). Кроме того, в связи с проведением Кубка Конфедераций по футболу активизировался туристский поток из стран Латинской Америки (Мексика, Аргентина, Бразилия и пр.), наметилась тенденция восстановления туристского потока из западноевропейских стран (Франции, Великобритании, Австрии и пр.) и США, при этом продолжилось сокращение количества туристов из приграничных стран - Финляндии, Польши, Монголии. Прочие страны-лидеры по туристскому потоку значительных изменений в его объем не продемонстри-
1 Данные Росстата. - URL: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/sta-tistics/enterprise/retail/#
ровали2. В 2017 г. продолжилась наметившаяся в 2014 г. тенденция активного роста новых, в первую очередь - азиатских рынков, при снижении или сохранении имеющихся позиций западных стран. Быстрый рост числа туристов из Китая полностью соответствует конъюнктуре мирового туристского рынка, на котором эта страна стала абсолютным лидером выездного туристского потока и наиболее перспективным направлением для увеличения международного туристского обмена. В целом на росте въездного туристского потока положительно сказывается установленный в последние годы с рядом стран безвизовый режим, например, с Китаем, Республикой Корея, Израилем, странами Латинской Америки. Имеющийся
2 Данные Росстата. - URL: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/sta-tistics/enterprise/retail/#
опыт безвизовых поездок для организованных групп необходимо распространять на страны, перспективные с точки зрения наращивания въездного туристского потока, такие как Индия и др. Позитивное влияние на въездной туристский поток может оказать дальнейшее упрощение туристских формальностей, в т. ч. введение 72-часового безвизового транзита и электронных виз.
Основным драйвером роста туристских потоков в 2018 г. стало проведение на территории Российской Феде-
рации Чемпионата мира по футболу. При сохранении в целом тенденций 2017 г. (74% въездного туристского потока приходилась на пограничные с Россией страны) (рис. 5), значительное увеличение туристских прибытий продемонстрировали признанные страны-лидеры по интересу к данному спортивному мегасобытию - Аргентина (+146%), Мексика (+142%), Бразилия (+97%), при этом по приросту количества туристов их опередили Словакия (+166%) и Египет (+160%).
33%
2% 2% 3% 2%
3% 4%
4%
7%
□ Украина
□ Казахстан
□ Китай
□ Финляндия
□ Азербайджан
□ Польша
□ Германия
□ Армения
□ Абхазия
□ Эстония
□ Прочие страны
Ист.: составлено авторами по данным Росстата
Рис. 5. Региональная структура въездного туристского потока в Российскую Федерацию в 2018 г. (%)
Абсолютными лидерами по приросту туристского потока стали Колумбия (+225%) и Хорватия (+221%). Кроме того, активизировался поток туристов из Швеции (+50%), Дании (+42%), Австралии (+40%). Среди стран-лидеров по въезду на территорию нашей страны были отмечены ранее не присутствовавшие в данном перечне Гонконг, Тайвань, Саудовская Аравия, Индонезия, Перу и Чили. Наибольшее количество иностранных туристов в 2018 г. традиционно посе-
тили г. Москву и г. Санкт-Петербург.
Согласно предварительным данным Ростуризма, суммарное количество туристов и болельщиков, посетивших в период проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 г. города-организаторы футбольного первенства, составило 6,8 млн чел. (в т.ч. 3,4 млн - въездной туристский поток), а 11 городов проведения матчей приняли примерно на 40% туристов больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Однако на годовые показатели въездного ту-
кии
ристского потока данное мероприятие существенно не повлияло, т.к. произошла частичная замена традиционного туристского потока болельщиками.
В 2017 г. объем внутреннего туристского потока вырос на 13,5% по сравнению с 2016 г. и составил 61,6 млн поездок (2014 г. - 39,4 млн, прирост - 56,3%). В 2018 г. данный показатель достиг уровня 67,11 млн поездок (рис. 6). Рост внутреннего туристского потока в Российской Федерации был обусловлен увеличением популярности г. Сочи и других курортов Краснодарского края в результате успешно проведенных Олимпийских игр 2014 г., курортов Республики Крым и г. Севастополя, после присоединения данных
В соответствии с данными Федеральной службы статистики, количество туристов, отправленных российскими
территорий к Российской Федерации в 2014 г. Другими факторами роста были дальнейший рост числа российских туристов в г. Москве вследствие активного развития туристской инфраструктуры и объектов туристского показа, а также проведения большого числа туристских фестивалей, праздников и других событий; качественное улучшение инфраструктуры туризма и гостеприимства, создание новых объектов современной туристской инфраструктуры в рамках реализации Федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма; а также активное внедрение туроператорами пакетных программы по внутренним направлениям.
туристскими компаниями в путешествия по России в 2017 г., составило 3,29 млн чел. (1,6 млн туристских путе-
Ист.: Доклад о состоянии и развитии туризма в Российской Федерации
в 2017 г. Министерства культуры РФ
Рис. 6. Динамика внутреннего туристского потока в Российской Федерации, 2014-2018 гг. (млн поездок)
вок общей стоимостью 52,3 млрд руб.) Данный показатель увеличился с 2014 г. (1,97 млн чел. - 992 тыс. туристских путевок общей стоимостью 25,4 млрд руб.) на 66% (при увеличении количества реализованных туристских путевок в 1,6 раз и 2-кратном увеличении их стоимости), но с 2016 г. изменяется незначительно. Основной спрос на туристские услуги в сфере внутреннего туризма ежегодно наблюдается во II и III кварталах1. Лидером по объему внутреннего туристского потока в Российской Федерации в
2017 г. являлся Центральный федеральный округ, в первую очередь, за счет г. Москвы, на долю которой приходится более половины всего туристского потока региона. Второе место занял Южный федеральный округ, значительная часть туристского потока в котором формируется за счет курортов Краснодарского края и Крыма. Третье место - СевероЗападный федеральный округ, где основной туристский поток приходится на г Санкт-Петербург (рис. 7). В 2018 г. данная тенденция сохранилась.
5%
5% 3%
16%
40%
11%
11%
□ ЦФО
□ СЗФО
□ ПФО
□ ЮФО
□ СКФО
□ УФО
□ СФО
□ ДФО
Ист.: Доклад о состоянии и развитии туризма в Российской Федерации
в 2017 г. Министерства культуры РФ
Рис. 7. Региональная структура внутреннего туристского потока Российской Федерации в 2017 г. (по федеральным округам) (%)
Численность российских граждан, воспользовавшихся услугами КСР, в 2017 г. составила 53,6 млн чел. и выросла на 58,5 % по сравнению с 2014 г. (33,8 млн чел.), при этом в гостиницах и аналогичных средствах размещения остановились 40,5 млн российских граждан, в специализированных средствах размещения - 13,1 млн ( в 2014 г. -24, 5 млн и 9,3 млн соответственно). Прирост данного показателя к 2016 г.
1 Данные Росстата. - URL: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/enterprise/retail/#
составил 11% (9,5% - гостиницы и аналогичные средства размещения, 15,4% - специализированные средства размещения). Увеличение отмечено во всех федеральных округах, особенно в Южном2.
Число выездных туристских поездок в 2017 г., составило 39,6 млн поездок, что на 25% больше, чем в 2016 г. - после 2 лет падения выездной туристский поток начал постепенно возвращаться к докризисному уроню . Основные туристские потоки из России
2 Там же.
направлены в приграничные страны, в чил на себя поток туристов, выбирав-т.ч. в страны СНГ, а также в Турцию и ших в качестве пляжной дестинации Таиланд, который частично переклю- Египет (рис. 8).
Л
□ Турция
□ Абхазия
□ Финляндия
□ Казахстан
□ Украина
□ Китай
□ Эстония
□ Польша
□ Германия
□ Таиланд
□ Прочие страны
Ист.: составлено авторами по данным Росстата
Рис. 8. Региональная структура выездного туристского потока из Российской Федерации в 2017 г. (%.)
8%
5%
По всем основным направлениям в 2017 г. отмечался рост выездного потока по сравнению с 2016 г. (исключениями стали - Марокко (-40%), Тунис (-17%), Болгария (-10%). Абсолютным лидером по приросту количества туристов и их числу стала Турция (+467%) - в абсолютных величинах (4,5 млн) поток туристов в Турцию превысил показатель 2014 г. (4,3 млн). Значительный рост потока туристов из России отметили Португалия (+88%), Доминиканская Республика (+74%), ОАЭ (+54%) и Иордания (+53%)1.
В 2018 г. продолжилась тенденция роста выездного туристского потока, и к концу года он достиг 42 млн чел., приблизившись к показателю 2014 г. (42,9 млн). Лидером по объему туристского потока продолжала оставаться Турция (5,7 млн - 14% выезд-
1 Данные Росстата. - URL: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/enterprise/retail/#
ного туристского потока из России), несмотря на то, что темпы прироста значительно снизились (+27%). Топ-10 стран-лидеров по выездному потоку претерпел незначительные изменения (Грузия сменила Польшу, хотя темпы прироста у данной закавказской страны также замедлись (+35% в 2017 г., +22% в 2018 г.). При этом общая тенденция осталась прежней - основной выездной туристский поток из нашей страны (63%) принимают приграничные страны, Турция и Таиланд (рис. 9).
Не все страны-лидеры по приему туристов из России демонстрировали наметившуюся в 2017 г. тенденцию роста туристского потока, однако, у большей части из них показатели 2018 г. были выше 2016 г., хотя и не значительно снизились по сравнению в 2017 г. Лидерами по приросту туристского потока стали Венгрия (+51%), Куба (+41%), Гонконг (+32%), Узбекистан и Португалия (+28% у обеих стран),
□ Турция
□ Абхазия
□ Финляндия
□ Казахстан
□ Украина
□ Китай
□ Эстония
□ Германия
□ Грузия
□ Таиланд
□ Прочие страны
Ист.: составлено авторами по Росстата
Рис. 9. Региональная структура выездного туристского потока из Российской Федерации
в 2018 г. (%)
4%
5%
Мальдивы (+27%). Тенденцию снижения туристского потока сохранило Марокко (-35%). Среди стран-лидеров по выездному потоку появились новые направления - Иран, Туркмения и Бахрейн1.
Территориальная структура расходов граждан Российской Федерации по статье «туризм» в 2017 г. выглядит следующим образом: Турция - 3,6 млрд долл. США (в 4 раза больше показателя 2016 г.), Германия (2,1 млрд долл. США - показатель увеличился на 15% по сравнению с 2016 г.), Испания - 2 млрд долл. США (показатель вырос на 40% по сравнению с 2016 г.), Таиланд - 1,8 млрд долл. США (прирост показателя к 2016 г. - 46%), Кипр - 1,5 млрд долл. США (прирост - 15%).
Суммарно в 2017 г. россияне потратили на выездные поездки более 30,5 млрд долл. США, при этом расходы иностранных граждан на территории Российской Федерации составили в 2017 г. 8,95 млрд долл. США (т.е. примерно, в 3,5 раза меньше). Прирост расходов российских граждан на ту-
ристские поездки за пределы нашей страны в 2017 г. составил 30% к показателю 2016 г., аналогичный показатель для въездного туризма в Россию вырос на 15%. В 2018 г. данная тенденция сохранилась2. По расчетам ЮНВТО, в
2017 г. Российская Федерация заняла 8 место в мире по расходам на выездной туризм (2014 г. - 5, 2016 г. - 11), а прирост расходов на выездной туризм в национальной валюте составил 29,7%. В 2018 г. данный показатель увеличился еще на 16%3.
Таким образом, период 20142018 гг. характеризуется существенными трансформационными процессами на российском туристском рынке, обусловленными, в первую очередь, структурными и пространственными сдвигами, сменой приоритетов и
2 Доклад о состоянии и развитии туризма в Российской Федерации в 2017 г. Министерства культуры РФ.
3 Данные Всемирной туристической организации ООН: UNWTO Tourism Highlights,
2018 Edition. - URL: http://marketintelligence.un-wto.org/ru/node/50872; UNWTO World Tourism Barometer and Statistical Annex, January 2019. -URL: https://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/ wtobarometereng.2019.17.1.1
укрупнением и концентрацией туристского бизнеса в столичных регионах.
Инвестиционные туристские проекты. В 2017 г. реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие туристской инфраструктуры, производилась на территории
всех субъектов Российской Федерации. Общее число инвестиционных проектов в сфере туризма достигло 1103 (997 проектов, не включенные в ФЦП, 106 проектов, реализуемые в рамках ФЦП) (2016 г - 972, прирост -13,5%) (рис. 10).
кол-во проектов
106
124
136
997
758
848
1200 1100 1000 900 800 700 600 500 400 300 200 100
0
2015 2016 2017
I проекты, не включенные в ФЦП проекты, реализуемые в рамках ФЦП
Ист.: Доклад о состоянии и развитии туризма в Российской Федерации в 2017 г. Министерства культуры РФ
Рис. 10. Динамика количества инвестиционных проектов в сфере туризма, реализуемых в Российской Федерации в 2014-2017 гг.
Проекты включают строительство гостиниц и аналогичных средств размещения, создание ТИЦ на инвестиционной основе, создание новых объектов показа и новых экскурсионных маршрутов, строительство объектов дорожно-транспортной инфраструктуры и придорожного сервиса, предприятий общественного питания, объектов туристской инфраструктуры (например, установка стационарных биноклей в Москве) и др. Кроме того, в Российской Федерации в 2017 г. на тер-
ритории различных субъектов насчитывалось 1569 инвестиционных площадок для развития туризма. Больше всего инвестиционных площадок для развития туризма в 2017 г. действовало на территории Калужской области (400 единиц)1.
Среди федеральных округов Российской Федерации в 2017 г. по количеству инвестиционных проектов в
1 Доклад о состоянии и развитии туризма в Российской Федерации в 2017 г. Министерства культуры РФ.
сфере туризма лидировали Централь- падный (20% - 221 проект) федеральный (26% - 292 проекта) и Северо-За- ные округа (рис. 11).
□ ЦФО
□ СЗФО
□ пфо
□ ЮФО
□ СКФО
□ УФО
□ СФО
□ ДФО
Ист.: Доклад о состоянии и развитии туризма в Российской Федерации в 2017 г. Министерства культуры РФ
Рис. 11. Региональная структура количества инвестиционных проектов в сфере туризма, реализуемых в Российской Федерации в 2017 г. (по федеральным округам) (%)
В 2011-2018 гг. на территории нашей страны реализовывалась ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации». В Программе участвовало 35 регионов, на территориях которых осуществлялась реализация инвестиционных проектов по созданию 45 кластеров: 38 туристско-рекреационных (ТРК) и 7 автотуристских кластеров (АТК). Программой было предусмотрено создание 213 объектов обеспечивающей инфраструктуры, 196 из которых введены в эксплуатацию, 11 - на стадии строительства, 6 - завершены, но не введены в эксплуатацию. За время её реализации построено и реконструировано 293,5 км автомобильных дорог, 702,8 км линий электропередач, сетей газоснабжения, водоснабжения, водо-отведения и иных инженерных сетей.
Кроме того, в рамках развития ТРК и АТК было предусмотрено создание 643 объектов туристской инфраструк-
туры, 538 из которых введены в эксплуатацию, 91 - на стадии строительства, 14 - завершены строительством, но не введены в эксплуатацию. Среди объектов туристской инфраструктуры: 283 - коллективные средства размещения (на 19085 койко-мест), 60 -объекты общественного питания (на 6493 посадочных мест), 46 - лечебно-оздоровительные объекты, 254 - объекты транспортной инфраструктуры, торгово-выставочные, спортивные, культурно-познавательные объекты и объекты сервиса и делового туризма.
Программой предусматривалось, что на 1 руб. бюджетных средств (федеральный и региональный бюджеты) при её реализации должно быть привлечено 2,2 руб. внебюджетных инвестиций. По итогам реализации мероприятий по созданию туристско-рекреационного комплекса данное соотношение составило 1 : 2,84, т.е. на 1 руб. бюджетных средств привлечено
2,84 руб. средств инвесторов. Инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) в 2011-2017 гг. суммарно составили 310,5 млрд. руб.
В настоящее время завершены работы по созданию инфраструктуры 14 ТРК и 2 АТК в 14 субъектах Российской Федерации, в высокой степени готовности (более 90%) находятся комплексы туристской и обеспечивающей инфраструктуры 4 АТК и 16 ТРК в 17 субъектах, в полном объёме выполнены обязательства по созданию комплекса обеспечивающей инфраструктуры в 6 АТК и 28 ТРК в 27 субъектах Российской Федерации.
Таким образом, развитие крупных инвестиционных проектов в сфере туризма осуществляется более чем в 50% субъектов нашей страны, с использованием кластерной идеологии и механизмов государственно-частного партнерства. Следующий этап развития туристско-рекреационного проектирования - поддержка местных инициатив, создание научно обоснованных проектов локального и регионального уровней.
Приоритетные виды туризма.
Одним из важнейших направлений Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г. является развитие приоритетных, общественно значимых видов туризма -культурно-познавательного, детского, социального, сельского, круизного и арктического туризма.
Культурно-познавательный туризм - основа внутреннего и въездного туризма в России (ежегодный прирост до 15%, в структуре внутреннего потока на долю культурно-познавательного туризма приходится более
20%). В рамках реализации «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» разработаны и реализуются брендовые межрегиональные туристские маршруты историко-культурного назначения, охватывающие значительную территорию нашей страны: «Русские усадьбы», «Серебряное ожерелье России», «Великий шелковый путь», «Великий чайный путь». Завершается работа над формированием маршрутов: «Восточное кольцо» и «Красный маршрут», обновляется маркетинговая стратегии легендарного туристского маршрута «Золотое кольцо. Перезагрузка», в него включаются новые регионы, создаются новые туристские продукты. Бренд «Золотое кольцо» активно продвигается на внутреннем и международном туристских рынках.
В 2017 г. было утверждено 11 новых брендовых туристских маршрутов: 4 - в Северо-Западном федеральном округе, 3 - в Приволжском, 2 - в Уральском, и по 1 - в Центральном и Сибирском федеральных округах. Наибольшую известность получил «Императорский маршрут», создание которого было приурочено к 100-летию гибели семьи Романовых. В настоящий момент идет разработка и апробация межрегионального брендового туристского маршрута «Золотое кольцо Боспорского царства» - по местам истории и культуры Бо-спорского царства. Маршрут включает 30 объектов культурно-исторического наследия, музейных комплексов, археологических площадок и современных объектов туристского показа античной тематики на территории 10 городов, расположенных в Краснодарском крае, Республике Крым, Ростовской области, г. Севастополе.
Детский туризм - это вид туризма, выполняющий не только восстановительную функцию, но и образовательную, воспитательную, оздоровительную, познавательную и др. В настоящее время приоритетным направлением развития детского туризма является культурно-познавательный туризм, в процессе которого дети знакомятся с историко-культурным наследием России. В целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации, Федеральным законом № 49-ФЗ от 2 марта 2016 г. было введено понятие «детский туризм». Кроме того, разработаны методические рекомендации по созданию детских туристских маршрутов, которыми определены требования к логистике, продолжительности маршрутов, качеству предоставляемых услуг, ценообразованию, разработан Национальный стандарт по организации детского туризма, проводится работа по созданию электронного каталога детских туристских маршрутов. В 2018 г. вступил в силу пункт 3 Постановления Правительства РФ № 1177 от 17 декабря 2013 г., согласно которому для осуществления перевозки детей должны использоваться автобусы, возраст которых не превышает 10 лет.
Социальный туризм. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г. В ряде регионов России (Московская, Орловская, Пензенская, Липецкая, Тверская, Тульская, Костромская, Владимирская, Курская, Самарская, Улья-
новская, Томская, Курганская, Ростовская, Тамбовская, Амурская области, Хабаровский край, Алтайский край, Красноярский край, Республиках Тыва, Коми, Башкортостан, Мордовия, Ханты-Мансийском автономном округе) реализуются программы для лиц старшего поколения, в рамках которых проводятся экскурсии, разрабатываются специализированные туристские маршруты1.
Сельский туризм. В целях развития сельского туризма, реализуется План мероприятий по развитию данного вида туризма согласованный с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации. Разработаны методические рекомендации по развитию сельского туризма, которые предназначены для практического применения субъектами сельского туризма при организации туристско-экскурсионных услуг. Подготовлен и издан сборник успешных проектов «Сельский туризм в России» - информационно-аналитический материал о современном состоянии, проблемах перспективах развития сельского туризма в регионах страны.
Наиболее активно сельский туризм развивается в Архангельской, Белгородской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Иркутской, Калинин-
1 Подробнее см. публикацию авторов: Валькова Т. М., Шабалина Н. В. Туризм в Российской Федерации: современное состояние и тенденции развития // International conference on globalization, enterprises, management and economic development: материалы международной научной конференции, Los Gatos, United States, 31 октября 2017 г. Los Gatos (USA): Scientific public organization «Professional science», 2017. С. 32-57.
градской, Калужской, Оренбургской, Псковской, Рязанской, Тамбовской, Томская, Тульской, Нижегородской, Ярославской областях, Алтайском и Забайкальском краях, Республиках Алтай, Адыгея, Бурятия, Карелия, Татарстан, Тыва, Чувашской Республике и в Ханты-Мансийском автономном округе. В ряде регионов разработаны Программы развития сельского туризма (Краснодарский край, Белгородская область, Саратовская область) и выделяются субсидии на развитие проектов в сфере сельского туризма. Создан портал «Развитиесела.рф», где при поддержке Министерства сельского хозяйства и Министерства экономического развития Российской Федерации формируется раздел по сельскому туризму (представлены 480 успешных проектов в 75 регионах страны)1.
Круизный туризм (речной и морской) - один из наиболее перспективных сегментов рынка. В рамках реализации «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» субъектами Российской Федерации проводятся мероприятия по разработке комплекса мер по развитию водного, яхтенного, круизного туризма. Морские круизы организуются на северо-западе страны - в Калининградской области, Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске, где они проходят вдоль побережий Балтийского, Баренцева и Белого морей. Особое значение имеет организация кру-изного туризма на Дальнем Востоке и в арктических регионах страны. 80% речных круизных маршрутов в России приходилось на круизы по Волге. Перспективными регионами развития круизного туризма являются бассейны
1 Там же.
рек Лена, Енисей, Оби, Иртыш, Амур.
Основной проблемой развития круизного туризма в Российской Федерации остается резкая нехватка и изношенность круизного флота (средний возраст пассажирских российских судов - 40 лет). В 2020 г., впервые за много десятков лет, будет спущено на воду новое круизное судно, соответствующее всем современным мировым техническим, экологическим параметрам и требованиям комфорта, предъявляемым к пассажирским судам данного класса. Судно будет предназначено для эксплуатации на внутренних речных артериях, прежде всего, по маршруту Москва-Санкт-Петербург, и сможет осуществлять навигацию в прибрежной зоне Черного, Балтийского и Каспийского морей2.
Арктический туризм. В рамках мероприятий по реализации Стратегии по обеспечению российского присутствия на архипелаге Шпицберген разработан и активно развивается новый арктический круизный маршрут «Шпицберген - архипелаг Земля Франца Иосифа - архипелаг Шпицберген». Данный маршрут начал реализо-вываться в 2014 г. как пилотный проект, предусматривающий упрощенное пересечение государственной границы на архипелаге Земля Франца Иосифа. Арктический туризм развивается и на материковой территории российского Арктического региона, наблюдается устойчивый рост туристского потока в Архангельской, Мурманской областях, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах.
Продвижение приоритетных видов туризма. В целях поддержки и продвижения общественно значи-
2 Там же.
мых видов туризма в Российской Федерации в 2014-2018 гг. проводилась работа по созданию комфортной туристской среды, внедрению системы навигации и ориентирующей информации для туристов в соответствии со стандартами Всемирной туристкой организации (ЮНВТО). Создана унифицированная система, включающая в себя пиктограммы, знаки и указатели для наглядного и единообразного обозначения объектов культуры и туризма, системы дорожных указателей к объектам культурного наследия и иных носителей информации. Согласно экспертным данным, в 2017 г. в Российской Федерации количество знаков туристской навигации превысило 28 тыс. единиц, в 2018 г. - приблизилось к 30 тыс.1
Реализуются мероприятия по поддержке и развитию сети туристско-информационных центров (ТИЦ). В 2015 г. был разработан и утвержден Национальный стандарт деятельности ТИЦ, который устанавливает основные требования к услугам, созданию единых баз данных, рекламно-анали-тической системы, современных модернизированных порталов, реестра экскурсоводов и гидов-переводчиков, реестра региональных экскурсионных и туристских маршрутов; методические рекомендации по единым стандартам для туристско-информа-ционных организаций. По экспертным оценкам, в 2017 г. в Российской Федерации насчитывалось 362 ТИЦ, в 2018 г. их количество приблизилось к 3702.
1 Доклад о состоянии и развитии туризма в Российской Федерации в 2017 г. Министерства культуры Российской Федерации.
2 Там же.
В соответствии со Стратегией развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации в 20152018 гг. начала реализовываться новая маркетинговая политика по продвижению российского туристского продукта, включающая:
- открытие Национальных туристских офисов за рубежом (в 2018 г. они присутствовали на территории 29 стран);
- рекламно-информационную кампанию «Время отдыхать в России»;
- создание федерального проекта «Гастрономическая карта России» (охватил 16 регионов Российской Федерации);
- создание национального туристического портала Russia.travel (за время реализации ФЦП было опубликовано 2513 новостей, 5441 событий, 302 туристских маршрута, 334 тематических статьи; внесена информация о 24 тыс. объектах туристского показа; разработана система фильтрации по объектам безбарьерного туризма);
- создание и развитие федерального и региональных календарей событий;
- открытие туристско-информа-ционных офисов в аэропортах городов проведения матчей Чемпионата мира по футболу 2018 г.;
- создание аудиогидов, мобильных приложений по российским регионам;
- участие в российских и международных выставках.
Для укрепления отношений в сфере культуры и туризма, преодоления негативных тенденций, расширения двусторонних туристских потоков Министерством культуры Российской Федерации в 2015-2018 гг. реализовы-вались мероприятия по проведения «Годов России» в различных станах
чи
мира. Кроме того, в рамках реализации задачи «Продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках» в составе ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» Федеральное агентство по туризму ежегодно оказывало поддержку субъектам Российской Федерации в проведении значимых мероприятий, направленных на продвижение регионального туристского потенциала на внутреннем и внешних рынках (в т. ч. форума «Реки России-2018», межрегионального туристского проекта «Восточное кольцо России» и пр.), на регулярной основе проводились мероприятия по освещению и продвижению в средствах массовой информации мероприятий туристской направленности (1,93 млн сообщений в СМИ), мониторингу средств массовой информации.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации определены приоритетные направления развития туризма, развитие которых определяется действующими и разрабатываемыми программными документами, нормативными актами, комплексом мер по их продвижению на территории регионов России и за рубежом.
Заключение
Несмотря на сложную геополитическую и экономическую обстановку в стране и мире, туристско-рекреацион-ный комплекс Российской Федерации активно развивается. В целях активизации работы по поддержке и продвижению приоритетных общественно значимых видов туризма необходимо продолжить работы по следующим направлениям:
- актуализация законодательных и нормативно-правовых актов в сфере туристско-рекреационной деятельности, отдельных видов туризма;
- развитие туристской и сопутствующей инфраструктуры, повышение уровня доступности туристских объектов для маломобильных граждан и людей с ограниченными возможностями;
- повышение конкурентоспособности отечественного туристского продукта, включая разработку новых туристских маршрутов (в т. ч. круиз-ных), охватывающих значительную территорию нашей страны, и пакетных программ, востребованных как российскими, так и иностранными туристами; формирование реестра региональных маршрутов, экскурсионных и турагентских компаний; повышение стандартов качества оказываемых услуг в туризме;
- научное и кадровое сопровождение туристской деятельности путем развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров для индустрии туризма и гостеприимства; распространение научного обоснования туристско-рекреационных проектов и введения общественной экспертизы туристско-рекреационных проектов; повышение грамотности населения в правовых, экономических организационно-управленческих вопросах ведения туристского бизнеса, предпринимательства;
- разработка комплекса мер по продвижению российского туристского продукта на внутреннем и международном рынке.
Статья поступила в редакцию 15.04.2019
yisj
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Валькова Татьяна Михайловна - кандидат географических наук, доцент кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; e-mail: valkovatm@yandex.ru
Кружалин Виктор Иванович - доктор географических наук, профессор, заведующий кафедрой рекреационной географии и туризма географического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; e-mail: v.kruzhalin@gmail.com
Кружалин Кирилл Викторович - кандидат географических наук, доцент кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; e-mail: kvkmsu@gmail.com
Шабалина Наталия Владимировна - кандидат географических наук, доцент кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; e-mail: natshab@yandex.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Tatiana M. Valkova - PhD in geographical sciences, associate professor at the Department of Recreational Geography and Tourism, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University; e-mail: valkovatm@yandex.ru
Viktor I. Kruzhalin- PhD in geographical sciences, head of the Department of Recreational Geography and Tourism, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University; e-mail: v.kruzhalin@gmail.com
Kirill V. Kruzhalin - PhD in geographical sciences, associate professor at the Department of Recreational Geography and Tourism, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University; e-mail: kvkmsu@gmail.com
Nataliya V. Shabalina - PhD in geographical sciences, associate professor at the Department of Recreational Geography and Tourism, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University;
e-mail: natshab@yandex.ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Современное состояние и перспективы развития туристко-рекреационного комплекса Российской Федерации / Т. М. Валькова, В. И. Кружалин, К. В. Кружалин, Н. В. Шабалина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2019. № 2. С. 9-29. DOI: 10.18384/2310-7189-2019-2-9-29
FOR CITATION
Valkova T., Kruzhalin V., Kruzhalin K., Shabalina N. Stae-of-the-art and prospects for the development of the Russian tourist and recreation complex. In: Bulletin of the Moscow Regional State University, Series: Natural Sciences, 2019, no. 2, pp. 9-29. DOI: 10.18384/2310-7189-2019-2-9-29