Туризм в Западном Казахстане: подводим итоги и строим планы на будущее
Джумашев Б. К., к.э.н., доцент ЗКГУ им. М. Утемисова Умирзаков К. У., к.с-х. н, доцент ЗКГУ им. М. Утемисова Аймешева Ж. С., ассистент ЗКГУ им. М. Утемисова
Статья посвящена анализу основных тенденций развития туризма в Западном Казахстане. Авторами определен круг проблем сдерживающих развитие сферы туризма и намечены пути их решения. Подчеркнута роль туристско-рекреационных ресурсов региона в системе территориального туристского продукта.
Одним из приоритетов экономического развития Западно-Казахстанской области в сфере услуг является туристская отрасль. Туризм является важной формой активного отдыха, укрепления здоровья, рационального использования свободного времени, повышения культурного уровня и расширения кругозора, а также перспективной статьей доходов местного бюджета.
Главной целью в сфере туризма является создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей ка-
захстанских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах, а также разработка экономических и правовых механизмов развития отрасли и реализация мер по обеспечению качества туристских продуктов Казахстана. Западно-Казахстанская область обладает богатым историко-культурным и туристическим потенциалом, являясь мостом между Европой и Азией. При-уралье располагает большими возможностями для организации различных видов отдыха, в частности важнейшей из них является зона озера Шалкар.
Вода озера по степени минерализации идентична морской, что позволяет использовать ее в лечебных целях. Этот факт вполне обосновывает необходимость строительства на побережье озера Шалкар современного лечебно-оздоровительного туристского комплекса.
Вместе с тем имеются также хорошие возможности для развития рыболовного туризма с целью привлечения иностранных туристов на сезонные рыболовные туры. Развитие туризма в области осуществляется в соответст-
вии с мероприятиями, разработанными в рамках региональной программы «Развитие туристской отрасли в Западно-Казахстанской области на 2006— 2008 гг.». На реализацию программы в 2006 г. за счет средств областного бюджета выделено 10 млн тенге. Выделенные средства, в частности, были направлены на проведение международной конференции «Проблемы развития регионального туризма и пути их решения», туристской выставки «Межрегиональный туризм», международной экспедиции «Жайык-Урал» по реке Урал, посвященной Г оду Абая в России и Году А.С. Пушкина в Казахстане, на проведение ежегодного международного туристского фестиваля «Европа—Азия» в туристско-оз-доровительном комплексе «Евразия», на участие области в республиканском семинаре-совещании «Создание и развитие туристского кластера, на разработку мастер-планов по развитию туризма на 2006 г.
Вместе с тем значительная часть средств направлена на проведение Казахстанской международной туристской выставки в г. Астане (0тдых-2006), международной туристской выставки «Туризм и путешествия — 2006», Международной туристской выставки «15 лет СНГ: сотрудничество и интеграция» в г. Москве, Международной туристской выставке 1ТВ-2006 в г. Берлине, международном фестивале «Каспий — море дружбы» в г. Актау и в региональной выставке по туризму в г. Актобе.
За счет выделенных средств был разработан рекламный тур для российских туроператоров в целях обмена опытом в области туризма — сплав по реке Урал «Урал-2006», посвященный году А. С. Пушкина в Казахстане, в котором приняли участие команды общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений, организаций и учреждений городов Казахстана и Российской Федерации. Было предусмотрено
издание фотоальбома, рекламных буклетов и билбордов. Ведется разработка проекта по открытию охотничьих и рыболовных угодий в Приуралье, разрабатываются туристские маршруты по территории Приуралья.
Сегодня туристские фирмы для активного привлечения туристов во многомиспользуютприродные, исторические, социально-культурные ресурсы области. Осуществляется координация деятельности туристских организаций, систематически проводятся обучающие и информационные семинары-совещания. Для участия на международных и казахстанских выставках и ярмарках подготовлена и выпущена рекламная продукция по приоритетным маршрутам Приуралья.
Туристскими фирмами разработаны паломнические и познавательные маршруты в области внутреннего туризма: на озеро Шалкар (Теректинский район), в ставку хана Жангира (Бо-кейординский район), Карагашский заказник (Чингирлауский район), туристский центр «Атамекен».
В Западно-Казахстанской области туристские услуги предлагают семь туристских фирм и четыре индивидуальных предпринимателя. Эти субъекты туристского рынка предлагают населению различные туристские услуги, в частности туры в разные страны, оформление выездных документов и экскурсионные поездки по Приуралью.
За прошедший год въехало 137 ту-ристов-нерезидентов, из них из стран СНГ — 28 человек. В Западно-Казахстанской области побывали туристы из Российской Федерации, Германии, Дании, Турции, США. Объем выполненных работ и услуг (без НДС) по въездному туризму составил 3,9 млн тенге [3].
География выездного туризмаобшир-на. Выехало за год с учетом показателей индивидуальных предпринимателей 1750 туристов-резидентов в Россию, Турцию, США, Египет и другие страны.
55,3
79,9
35,5
9,2 18,6
1,5
2005 2006 ■ въездной ■ выездной □ внутренний ■ въездной ■ выездной □ внутренний
Рис. 1. Распределение туристов по видам туризма в 2005—2006 гг. (в % к общему количеству туристов)
В общей сложности туристы путешествовали 4737 дней, было реализовано 366 путевок. Стоимость проданных путевок составила 52,3 млн тенге, объем выполненных работ и услуг (без НДС) по выездному туризму с учетом показателей индивидуальных предпринимателей составил 8 млн тенге, из них 73,7% объема приходится на бронирование мест и 26,3% — на оформление виз. Услугами внутреннего туризма воспользовалось 7528 человек. Реализовано было 163 путевки на 5,3 млн тенге. Более 70% путевок воспользовались школьники. Все это указывает на рост показателей внутреннего туризма, что подчеркивает большие возможности региона.
Весь объем выполненных работ и услуг, включая показатели индивидуальных предпринимателей, за 2006 г. составляет 22,5 млн тенге, из них 73,8% (16,6 млн тенге) — услуги по бронированию мест, 16,9% (3,8 млн тенге) — экскурсионные услуги и 9,3% (2,1 млн тенге) — визовые услуги.
В общем объеме оказанных услуг на туристские фирмы приходится 79,1% (17,8 млн тенге), доля индивидуальных предпринимателей составляет 20,9% (4,7 млн тенге) всего объема услуг [3].
Обслуженные 9,4 тыс. туристов по целям поездок распределились следующим образом: досуг, рекреация и отдых составили 8,6 тыс. человек (91,4%), с де-
ловыми и профессиональными целями
— 0,4 тыс. человек (4,0%), с целью посещения знакомых и родственников — 0,2 тыс. человек (2,3%), лечение, коммерческие цели — 0,2 тыс. человек (2,3%).
Из средств перемещения 45,1% туристов предпочтение отдали легковому транспорту, 24,2% — междугородним автобусам, 20,8%—воздушному, 6,4% — железнодорожному, а 3,5% — водному транспорту.
Воздушный транспорт выбирали как туристы-нерезиденты (100%), так и туристы-резиденты (78,6%). Туристы, путешествующие по маршрутам внутреннего туризма, предпочли прочие сухопутные средства — легковой автотранспорт (56,4%) и междугородние автобусы (29,4%).
Следует также отметить, что наряду с туристскими услугами развиваются санаторно-курортное и гостиничное обслуживание. Постоянное улучшение сервиса и активное сотрудничество с туристскими организациями, которые разрабатывают новые маршруты, приводит к привлечению значительного количества туристов. Для удовлетворения туристского и рекреационного спроса область имеет разнообразные возможности.
В частности, на живописном берегу реки Урал в 43 км от областного центра г. Уральска в Теректинском районе
находится санаторий «Акжайык» (на 300 мест), функционирующий круглогодично. Главным природным лечебным фактором, на котором базируется лечебная специализация санатория, является хлоридная магниево-натриевая минеральная вода, предназначенная для внутреннего и наружного применения. Санаторий располагает водолечебницами, предлагающими отдыхающим минеральные ванны, лечебные души и другие процедуры, проводимые на базе хорошо оснащенных лечебно-диагностических кабинетов и лабораторий. Наряду с бальнеотерапией в санатории широко применяется электросветолечение, лечебная физкультура, массаж и климатолечение и др.
Оценивая важность туризма для национального и регионального хозяйства, следует подчеркнуть его динамичное и устойчивое развитие. Международные эксперты относят туризм к отраслям мировой экономики, не знающих спадов. Нельзя не подчеркнуть и значительный мультипликативный эффект туризма. В частности, отмечается, что он прямо или косвенно влияет на 32 отрасли экономики (средства размещения, все виды транспорта, общественное питание, санаторно-курортный сектор, торговля, народные ремесла, и многое другое) [6, с. 104].
В целом выдвигается восемь основных обстоятельств, обуславливающих развитие туризма как отрасли. Среди них выделяют: туристско-рекреационные ресурсы, развитие инфраструктуры туризма, привлечение инвестиций, формирование имиджа и повышение престижа страны и др. [6, с. 105].
Вместе с тем можно выделить пять основных экономических факторов, препятствующих развитию туризма в Казахстане: нежелание вкладывать значительные средства в туризм, неоправданно высокие налоги и иные платежи в бюджет, высокая стоимость визовых процедур и затруднения в прохождении туристских формальностей,
ослабленные экономические связи со странами СНГ [6, с. 107].
Следует отметить, что российский турбизнес во многом имеет родственные проблемы, в частности недостаточное количество доступных массовому потребителю средств размещения, отсутствие цивилизованной сферы услуг и др. [6, с. 38—39]. Общность проблем подчеркивает необходимость поиска совместных путей их решения и в частности в области маркетинговой деятельности и стратегического управления.
Практика показывает, что часто руководители, от которых зависит масштабность развития туризма в нашей области, либо страдают узковедомственным подходом, либо работают по принципу «тише едешь — дальше будешь», хотя, несомненно, есть и положительные примеры.
Социально-культурная политика области за последнее время в корне меняется, что увеличивает ее возможности в области приема туристов. Изменился и облик древнего города Уральска. Следует отметить, что культурная жизнь города стала более насыщенной в связи с вводом Казахского драматического театра. Ввод в эксплуатацию ледового дворца, бассейна и стадионов (им. Ата-яна, «Динамо» и «Юность») значительно оживило спортивную жизнь города. Все это положительно сказывается и на увеличении туристских потоков в особенности из зарубежья.
Озеро Шалкар за последние годы под пристальным вниманием Акима области приобретает достойную этого алмаза оправу. Развивается инфраструктура, отдаются площадки для детских оздоровительных лагерей областного центра детского и юношеского туризма и экологии. Завершено благоустройство турбазы «Евразия», превратившее этот объект в настоящий казахстанский «мини-Артек». Этот центр туризма и детского отдыха становится излюбленным местом горожан и жителей области, и всей республики.
10
8
6
4
2
о
22196
28163
30000
25000
20000
15000
10000
5000
0
I количество объектов размещения —обслужено человек
Рис. 2. Количество объектов размещения и обслуженных туристов за период2004—2006гг.
Таблица 1
Основные показатели объектов размещения туристов *
Наименование показателя 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Наличие предприятий (включая подведомственные на конец отчетного периода), в том числе гостиниц 6 8 9
Номерной фонд (кол-во номеров), в том числе класса «люкс» 316 55 403 110 439 87
Единовременная вместимость (койко-мест) 470 500 536
Предоставлено услуг размещения на конец отчетного периода (койко-сутки) 24724 37930 46057
Средняя стоимость койко-суток (тенге) 7439,8 58087,0 51328,0
Общая площадь в кв. м., в том числе сданы в аренду 12684,9 1723 18434,7 2697 20714.7 3337.7
Объем реализации работ и услуг (тыс. тенге)в том числе по гостиницам с имеющимися ресторанами игостиницам не имеющим ресторанов 267034.1 222482,0 44552.1 492402.0 459933.0 32469.0 560394.6 512662.6 47732,0
В Западно-Казахстанской области 27 сентября стали традиционно проводить фестивали, посвященные Международному дню туризма. К этому мероприятию подключается широкая общественность с привлечением бардов, самодеятельных певцов и музыкантов. Есть надежда, что организаторы смогут заложить стойкие традиции и сделать этот фестиваль таким же попу-
лярным, как «Грушинский фестиваль», проводимый под Самарой.
Анализируя развитие туризма в Западно-Казахстанской области, следует подчеркнуть значение средств размещения в системе формирования регионального туристского продукта. В 2006 г. услуги средств размещения предоставляли 20 объектов (с учетом индивидуальных предпринимателей),
Таблица 2
Характеристика объектов размещения туристов гостиниц по формам собственности за 2006г. (единиц) *
Наименование показателя Всего по всем видам собственности в том числе
Частные предприятия из нее Другие виды собственности
Акционерные предприятия из нее
собственность совместных предприятий синостранным участием
Всего 9 7 7 3 2
Услуги гостиниц с ресторанами 6 4 4 2 2
Услуги гостиниц без ресторана 3 3 3 1 —
’ Составлено авторами на основе литературных источников [1, с. 25].
Таблица 3
Количество обслуженных туристов с учетом категорий средств размещения (гостиниц) *
Категории гостиниц 2004 2005 2006
Всего обслуженных туристов (чел.) 21886 22196 28163
в том числе 4* (4 звезды) 484 1395 4223
3* (3 звезды) 5810 7071 8373
1* (1 звезда) — 9659 11429
Гостиницы без категории 15592 4071 4138
*Составлено авторами на основе литературных источников [2, с. 16-17].
Таблица 4
Количество обслуженных туристов по категориям средств размещения (за 2006г.)
Наименование показателя Категории гостиниц
всего 4* 3* 1* без категории
Всего (чел.) 28163 4223 8373 11429 4138
В том числе туристы-нерезиденты 6485 1801 3043 1139 502
Туристы-резиденты 21678 2422 2422 10290 3636
* Составлено авторами на основе литературных источников [1, с. 13].
в том числе девять гостиниц с суммарным номерным фондом — 667 номеров на 846 койко-мест, из них шесть с ресторанным обслуживанием и три — без ресторанов. Ими было предоставлено за год 61,1 тыс. койко-суток (средняя стоимость на 1 ед. составила 51,3 тыс. тенге).
Анализируя объемы оказанных услуг всеми объектами размещения, следует отметить, что он возрос по сравнению с предыдущим годом на 13,8% и составил 560,4 млн тенге, из которых 91,5% — объем гостиниц с ресторанами. Более 85% туристов предпочли разместиться
в номерах гостиниц более высоких категорий.
Основные показатели объектов размещения туристов приведена в таблицах 1, 2, 3, 4.
В системе туристской деятельности особая роль отведена гостиничному хозяйству как важнейшему элементу туристской инфраструктуры, отражающему степень обустроенности городского пространства. Гостиничное хозяйство — это также весьма эффективный способ укрепления деловых и партнерских связей, направленных на развитие сотрудничества и социальнокультурного обмена.
Главная задача гостиничного хозяйства — расширение собственной востребованности через создание системы устойчивых и взаимовыгодных отношений с основными клиентурными группами, в которых определяющими становятся основные функциональные качества гостеприимства.
Подводя итоги вышесказанного, следует отметить, что развитие международного туризма в г. Уральске и во всей Западно-Казахстанской области сдерживается следующими факторами:
Литература
1. Туризм Казахстана в 2004 году. Статистический сборник. Алма-Ата, 2005.
2. Туризм Казахстана в 2005 году. Статистический сборник. Алма-Ата, 2006.
3. Туризм Казахстана в 2006 году. Статистический сборник. Алма-Ата, 2007.
4. Туристская сфера в РК: анализ, оценка и механизм развития / Г. Дуйсен / Analytic 2005, №2.
— неразвитостью инфраструктуры туризма;
— отсутствием эффективной системы управления туризмом как на национальном, так и на областном уровне;
— отсутствием требуемого качества туристских и гостиничных продуктов;
— слабой рекламой культурно-исторических и иных туристских возможностей региона;
— недостаточным применением эффективных инструментов маркетинга;
— недостаточным уровнем профессионализма, в частности в области стратегического и оперативного менеджмента;
— недостаточным вниманием властных структур к проблеме подготовки кадров для индустрии гостеприимства и др.
Вместе с тем следует более активно развивать туристский потенциал области посредством формирования стратегических региональных программ развития различных видов туризма, включая деловой, конгрессный, историко-культурный, экскурсионный и пр.
5. ВТО: войдем или вляпаемся? / А. Каминский / Алма-Ата, www.express-k.kz
6. Курбанова Р. Современное состояние туризма в Казахстане: проблемы и перспективы развития. Транзитная экономика. 2003, №№1, 4, 5.
7. Горбачев А. А., Горбачева Д. А. Основы организации туризма в Казахстане: проблемы и перспективы развития. Уральск: Зап-Каз. ЦНТИ, 2003.