Научная статья на тему 'Анализ динамики основных статистических показателей развития рынка туристских услуг'

Анализ динамики основных статистических показателей развития рынка туристских услуг Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2279
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИКА ТУРИЗМА / ВЫЕЗДНОЙ ПОТОК / АКТИВНОСТЬ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ / TOURISM STATISTICS / OUTBOUND FLOW / ACTIVITY OF TOURISM INDUSTRY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чхиквадзе Нелли Автандиловна

В статье приводится анализ динамики основных статистических показателей состояния туризма в России на основании статистической отчетности Росстата, подробно характеризуется ситуация на выездном туристском рынке России. Автор исследует такие показатели активности туристской индустрии, как туристический поток (въездной и выездной), позиции лидирующих стран для выезда российских граждан, динамика поездок с различными целями. Автор делает акцент на том, что спрос на рынке туристических услуг России постоянно возрастает, а вместе с ним растет и роль туризма не только для экономики нашей страны, но и для всего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article provides an analysis of key statistical indicators of tourism in Russia on the basis of statistical reporting of Rosstat and characterized in detail the situation at outbound tourist market in Russia. The author examines these indicators of activity of the tourism industry as a tourism flow (entry and outbound), the positions of the leading countries for the departure of Russian citizens, the dynamics of trips for different purposes. The author focuses on the fact that demand on the tourist market of Russia is constantly increasing, and with it the role of tourism increases not only for our economy, but also for the whole world

Текст научной работы на тему «Анализ динамики основных статистических показателей развития рынка туристских услуг»

4. Плеханов Ю.Н. Развитие туристского кластера как приоритетного направления экономической политики Вологодской области. // Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Роль туризма в модернизации экономики российских регионов», проходившей в г. Петрозаводске 8-10 июня 2010 г. Петрозаводск: издательство Института экономики КарНЦ РАН, 2011.

5. http://www.usbusserv.com/novosti/problemy-gostinichnogo-biznesa-v-rossii/ (Дата обращения 11.02.2011).

6. http://kazan201 З.ш/pressroom/info-help/ (Дата обращения 11.02.2011).

7. http://sochi2014.com/objects/mountain/ (Дата обращения 11.02.2011).

УДК 338.482:311

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ОСНОВНЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

Чхиквадзе Нелли Автандиловна, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение», nelli-av@yandex.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

This article provides an analysis of key statistical indicators of tourism in Russia on the basis of statistical reporting of Rosstat and characterized in detail the situation at outbound tourist market in Russia. The author examines these indicators of activity of the tourism industry as a tourism flow (entry and outbound), the positions of the leading countries for the departure of Russian citizens, the dynamics of trips for different purposes. The author focuses on the fact that demand on the tourist market of Russia is constantly increasing, and with it the role of tourism increases not only for our economy, but also for the whole world.

В статье приводится анализ динамики основных статистических показателей состояния туризма в России на основании статистической отчетности Росстата, подробно характеризуется ситуация на выездном туристском рынке России. Автор исследует такие показатели активности туристской индустрии, как туристический поток (въездной и выездной), позиции лидирующих стран для выезда российских граждан, динамика поездок с различными целями. Автор делает акцент на том, что спрос на рынке туристических услуг России постоянно возрастает, а вместе с ним растет и роль туризма не только для экономики нашей страны, но и для всего мира.

Keywords: tourism statistics, outbound flow, activity of tourism industry

Ключевые слова: статистика туризма, выездной поток, активность туристской индустрии

Анализ современного состояния туризма в России на основании имеющейся статистической отчетности Росстата позволяет отметить стремительный рост спроса российских граждан на зарубежные поездки [2].

Спустя два года после кризиса российской экономики 1998 года туристский поток за границу заметно увеличился. Самый заметный рост российского выездного туризма приходился на 2000 год, когда более 4,25 млн человек совершили поездки более чем в 160 стран мира, включая республики бывшего СССР, с целью туризма. Заметный рост численности российских туристов, выезжающих за рубеж, наблюдался также в 2004 и 2007 годах (рис. 1). Самой активно посещаемой российскими гражданами страной в 2004 году оказалась Финляндия, общее число поездок (включая и туристические) в которую составило свыше 2 млн, а темп прироста по сравнению с 2003 годом, взятым за базу сравнения, составил 2,66%. Китай (1,77 млн поездок) и Турция (1,76 млн поездок) также являлись одними из самых популярных среди россиян стран в 2004 году. В 2007 году по официальным данным Федерального агентства по туризму Российской Федерации Китай (2 352 тыс. поездок) обогнал Финляндию (2 294 тыс. поездок) по числу выездов российских граждан. Однако по выездам с целью туризма в 2007 году большинство россиян отдали предпочтение Турции, количество прибытий с целью туризма в которую составило 1 923 363 поездок, в то время как в Китай было совершено 1 651 715 поездок. В 2008 году эти показатели увеличились на 15% и на 25% соответственно [3].

Рис. 1. Динамика международного туризма в РФ за 1995-2007 годы

Ситуация на выездном туристском рынке России определяется рядом факторов, среди которых можно выделить следующие [ 1]:

• наличие возрастающего спроса. Поскольку сейчас в России активно совершенствуется визовая политика, вопросы упрощения визовых формальностей начинают успешно решаться

стр. 181 из 249

на двустороннем уровне. Это позволяет упростить оформление въездных (и выездных для иностранных граждан) документов, поэтому реализация зарубежной поездки зависит в значительной степени от финансовых возможностей граждан;

• постепенное расширение слоя населения, обладающего достаточной

платежеспособностью для зарубежных путешествий. В соответствии с данными Росстата, наибольший удельный вес денежных доходов населения по 20-процентным группам в 2007 году приходился на пятую группу (с наибольшими доходами) и составил 47,8%;

• переориентация граждан с внутреннего туризма на внешний, вследствие

существенного повышения стоимости путевок на российские курорты, роста транспортных тарифов и т.д.;

• расширение делового сотрудничества в сфере международного туризма по ряду

новых направлений и др.

Действие этих факторов в совокупности на фоне дальнейшего развития рыночных отношений позволит рассчитывать на постепенный рост спроса россиян на зарубежные поездки с целью отдыха и рекреации, развлечения и удовлетворения профессиональных интересов. Потенциал выездного туризма в Российской Федерации сейчас оценивается весьма высоко.

В 1991-1992 годах, с распадом СССР, выездной туризм в России претерпел структурные изменения. Отчетливо обозначились два главных направления туристских потоков: ближнее и дальнее зарубежье. В выездном туризме в страны СНГ в основном осуществляются деловые визиты, они составили в 2007 году 95%. Среди наиболее популярных у туристов их этих стран можно выделить Украину, поездки с целью туризма в

2007 году в которую составили 510 тыс., и Казахстан - 121 тыс. поездок в 2007 году [4]. Доля поездок российских граждан в страны СНГ с целью туризма представлена на рис. 2. Иная структура поездок для туризма в страны дальнего зарубежья. В последнее время отмечается высокий процент поездок на отдых и с целью развлечения, включая получившие популярность за последние годы шоп-туры. В 2008 году он достиг 31%, в то время как доля служебных выездов россиян в страны дальнего зарубежья составила только 5,4%.

и Армении

Рис. 2. Доля выезда российских граждан в страны СНГ с целью туризма в 2007 году Основными странами выезда россиян в 2008 году были: Финляндия - 3182,2 тыс. человек, Китай - 3167,2 тыс. человек, Турция - 2717,7 тыс. человек, Египет - 1609,9 тыс. человек, Эстония - 1494,6 тыс. человек, Германия - 971,5 тыс. человек, Литва - 744,5 тыс. человек, Италия - 547,8 тыс. человек, Испания - 452,7 тыс. человек, Греция - 418,8 тыс. человек, Польша - 399,5 тыс. человек, Франция - 373,4 тыс. человек, Чехия - 304,2 тыс. человек, Таиланд - 300,6 тыс. человек и ОАЭ - 290,6 тыс. человек (рис. 3).

В эти страны в 2008 году выехало в общей сложности 16 975 440 россиян или 46,5% от всего потока. В основном в лидеры попали туристические страны. Такие страны, как Греция, Чехия, Египет, Таиланд, Франция, Финляндия, Китай и Турция стали традиционно посещаемыми российскими гражданами, число поездок тута постоянно увеличивается. Так, выезд в Китай увеличился на 9,9%, в Финляндию - на 13,7%, а во Францию - на 29,3% по сравнению с 2007 годом [6].

Первая пятерка лидеров среди списка наиболее посещаемых стран дальнего зарубежья российскими гражданами в 2008 году не претерпела изменений в позициях по сравнению с предыдущим годом. Въездной поток россиян в Германию увеличился на 16%, что позволило этой стране обогнать Эстонию по числу посещений российскими гражданами в 2008 году. Отмечалось также значительное сокращение прибытий граждан России в Польшу в 2008 году по сравнению с 2007 годом. Они сократились на 25,8%. Уменьшилась численность посещений Италии на 6,1%.

Рис. 3. Основные страны выезда граждан РФ в 2007-2008 годах (страны дальнего

зарубежья)

С деловой целью в 2008 году в страны дальнего зарубежья из России выехало

1 967 736 человек, что составило 5,4% от всего выездного потока в эти страны [7]. Основными странами выезда были Китай - 527,4 тыс. человек, Финляндия - 236,8 тыс. человек, Германия - 161,2 тыс. человек, Турция - 62,7 тыс. человек, Франция - 52,1 тыс. человек, Великобритания - 43,4 тыс. человек, Литва - 42,9 тыс. человек, Эстония - 41,6 тыс. человек, Италия - 37,5 тыс. человек, Латвия - 35,3 тыс. человек, США - 30,4 тыс. человек, Швейцария - 30,1 тыс. человек, Польша - 28,2 тыс. человек, Нидерланды - 27,1 тыс. человек и Австрия - 23,9 тыс. человек.

В 2008 году в эти страны выехало 1 380 601 человек, что составило 70,2% от всех деловых поездок россиян в страны дальнего зарубежья.

Позиции первых шести стран из пятнадцати лидирующих в списке основных стран для выезда российских граждан в 2008 году не изменились по сравнению с 2007 годом. Однако в 2008 году в целом отмечается сокращение числа деловых поездок в страны дальнего зарубежья. Так, отрицательные темпы прироста численности деловых поездок отмечается у большинства стран из списка наиболее посещаемых, кроме Польши, цепной темп прироста в 2008 году которой составил 56,8%, Эстонии (27,9%), Китая (5,4%) и Литвы (3,8%) [7].

Самое сильное сокращение численности поездок по служебным целям наблюдается в Италии и Великобритании, их темпы прироста в 2008 годы были равны -19,1% и -24,8% соответственно. Однако, несмотря на это, на позиции этих стран в списке наиболее посещаемых никак не отразилось, поскольку существенное снижение числа деловых поездок наблюдалось и у остальных стран: темпы прироста в 2008 году у Финляндии составили -

15,4% , у Германии —12,8%, Турции —12,6%, Швейцарии —11,4%, Франции —10,8%, Австрии - -7,8%, Латвии - -5,1%, США - -2,9%, Нидерланды - -2,1%.

Число посещений россиянами Эстонии с деловой целью в 2008 году увеличилось на 27,9%, что позволило этой стране обогнать по данному показателю такие страны, как Италия, Латвия и Швейцария, имеющие отрицательный прирост.

С целью туризма из России в 2008 году выехало 11 313 697 человек, что составило 31% от численности всех выехавших в страны дальнего зарубежья.

Основными странами выезда россиян с целью туризма в 2008 году были: Турция -

2 212,8 тыс. человек, Китай - 2 059,3 тыс. человек, Египет - 1 426,7 тыс. человек, Финляндия - 666,9 тыс. человек, Италия - 398,1 тыс. человек, Испания - 365,4 тыс. человек, Греция -

349.2 тыс. человек, Германия - 330,3 тыс. человек, Таиланд - 258,8 тыс. человек, Франция -

229.2 тыс. человек, ОАЭ - 228,1 тыс. человек, Чехия - 227,0 тыс. человек, Болгария - 207,5 тыс. человек, Кипр - 172,4 тыс. человек, Тунис - 149,0 тыс. человек.

Всего в эти пятнадцать наиболее популярных с точки зрения туризма стран выехало 9 280 663 граждан из России с целью туризма, их доля составила 82% от всего организованного потока туристов из России в страны дальнего зарубежья.

Такие страны, как Греция, Таиланд, Болгария, Чехия и Китай имеют наибольший прирост посещаемости туристами из России. Число поездок туда значительно увеличилось по сравнению с 2007 годом. Так, число выездов в Грецию выросло на 43,1%, в Таиланд на 42,2%, в Болгарию на 31,1%.

Хотя Израиль не вошел в пятнадцать лидирующих по посещаемости российскими туристами стран, следует отметить, что наибольший рост числа поездок, совершенный россиянами в 2008 году по сравнению с предыдущим годом, отмечался в Израиле - 117,8%, то есть больше, чем в 2 раза. Наблюдается заметное увеличение туристических поездок граждан России во Францию. Темп их прироста в 2008 году по сравнению с 2007 годом составил 21,6%. Прирост поездок в Финляндию, хоть и сохранил положительный знак, был в

2008 относительно маленьким, всего 1,5%, то есть значение данного показателя сохранилось примерно на одном уровне по сравнению с прошлым годом.

В структуре потока из стран дальнего зарубежья в 2007 году доминировали поездки с целью организованного туризма (рис. 4).

Рис. 4. Доля выездов российских граждан в страны дальнего зарубежья по целям поездок в

2007 году

Особый интерес российские туристы проявляли к таким странам, как Египет, Турция и Китай. В последнее время значительно увеличился поток туристов из России в Таиланд и Испанию. В 2007 году с целью туризма в Таиланд прибыли 232 тыс. российских граждан. Столько же, сколько из Франции и Швейцарии, вместе взятых. Это связано в первую очередь с отменой виз, произошедшей 26 декабря 2006 года, в результате утверждения правительством РФ соглашения с Таиландом об условиях отказа от визовых формальностей.

Если из дальнего зарубежья в Россию иностранцы едут по делам, то в структуре туристских потоков из стран СНГ преобладают поездки к друзьям и родственникам. Они составили в 2007 году 84,2% от общего числа прибытий из этих стран. Основными «поставщиками» туристов с частными целями в порядке убывания являются: Украина, Казахстан, Узбекистан, Республика Молдова и Азербайджан.

Показателем активности туристской индустрии можно считать туристский оборот, определяемый как суммарное количество поездок иностранных граждан в нашу страну и граждан Российской Федерации за границу.

С 2000 года доля выезда в туристском обороте постепенно увеличивалась и составила в 2003 году 58,8%, а в 2007 увеличилась на 10,3% и была равной 69,1%. То есть только 30,9% туристской активности было ориентировано на прием иностранных граждан на территории Российской Федерации в 2007 году (табл. 1).

Из таблицы 1 видно, что по отношению к 2000 году максимальный рост туристского оборота приходился на 2007 год, когда въезд иностранных граждан увеличился на 12,6%, а выезд граждан нашей страны увеличился за этот период на 90,3%, то есть почти в 2 раза. Прирост въездов остается положительным, несмотря на его сокращение за последние два года. Однако гораздо больший вклад в туристский оборот вносят российские граждане, выезжающие за рубеж.

Таблица 1

Динамика темпов роста туристского оборота по отношению к базисному 2000 году, %

Показатели Годы

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Численность иностранных граждан, прибывших в Россию 100,0 95,5 106,4 110,0 116,9 126,8 119,0 112,6

Численность российских граждан, выехавших за границу 100,0 105,9 116,5 118,6 133,9 151,1 159,5 190,3

Туристский оборот 100,0 101,5 112,1 114,9 126,6 140,7 142,1 156,9

Структура выездного потока представлена в табл. 2 без учета транзитных поездок и поездок персонала, обслуживающего транспорт.

Таблица 2

Структура въездного потока иностранных граждан в РФ по целям поездок за период 20002007 годов, %

Показатели Годы

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Служебная 31,0 32,3 28,3 28,2 26,7 31,0 30,9 31,5

Туризм 34,3 33,8 38,3 38,5 34,2 26,9 29,1 29,2

Частная 34,7 33,9 33,4 33,3 39,1 42,1 40,0 39,2

ВСЕГО: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

По данным о структуре видно, что в период с 2000 по 2001 год основную долю в структуре въездного потока иностранных граждан в Россию составляли поездки с туристскими целями, при этом максимальное значение этих поездок приходится на 2000 год. В 2002-2003 годах большее число поездок приходится на долю туризма, в 2002 году - 38,3%, а в 2003 году - 38,5%. Начиная с 2004 года, на первое место снова выходят частные поездки, их удельный вес за период с 2004 по 2007 год колеблется от 39,1% до 42,1%.

Аналогично структура выездного потока граждан Российской Федерации за границу по целям поездок дана без учета транзитных поездок и персонала, обслуживающего транспортные средства (табл. 3).

Таблица 3

Структура выездного потока граждан РФ по целям поездок за период 2000-2007 годов, %

Показатели Годы

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Служебная 18,5 21,5 20,5 19,4 14,9 13,9 13,3 10,2

Туризм 48,7 43,7 43,9 45,2 49,4 47,7 50,0 53,7

Частная 32,8 34,9 35,7 35,4 35,7 38,4 36,7 36,1

ВСЕГО: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Первое место в структуре выездного потока за весь рассматриваемый период занимают поездки с туристической целью, при этом в 2000 году число туристических поездок приближалось к половине от их общего количества и составляло 48,7%. В последующие периоды, вплоть до 2004 года, наблюдается поступательный рост доли туристических поездок в структуре выездного потока россиян. Так, в 2004 году удельный вес поездок с целью туризма в общем количестве выездов составил 49,4%, а впоследствии они сохранили за собой более половины от числа всех выездов российских граждан за границу.

Таблица 4

Динамика численности выездов граждан РФ за период 2000-2007 годов

Показатели Годы

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Общая численность иностранных граждан, прибывших в Россию, тыс. поездок 7410 7079 7881 8148 8661 9398 8818 8347

Общая численность российских граждан, выехавших за границу, тыс. поездок 9819 10402 11436 11645 13147 14838 15666 18690

Туристский оборот, тыс. поездок 17229 17481 19317 19793 21808 24236 24484 27037

Доля выезда в туристского обороте, % 57,0 59,5 59,2 58,8 60,3 61,2 64,0 69,1

Численность российских граждан, выехавших за границу с целью туризма, тыс. поездок 4252 3972 4426 4615 5791 6405 7132 9039

Туристский оборот, тыс. поездок 6467 6024 7112 7394 8428 8656 9407 11162

Доля выезда с целью туризма в туристском обороте, % 65,7 65,9 62,2 62,4 68,7 74 75,8 81

Анализируя изменение доли выезда по категории поездок с целью туризма можно отметить, что доля выезда в общем туристском обороте, характеризуется последовательным ростом, аналогичная ситуация наблюдается и с долей выезда с туристическими целями. В начале рассматриваемого периода в 2000 году доля общих выездов составляла 57%, а выездов с целью туризма - 65,7%, а через восемь лет эти доли выросли на 12,1% и 15,3%

стр. 188 из 249

соответственно и были равны для общего оборота 69,1% и для туристского оборота - 81% в 2007 году. В 2007 году наметилась тенденция стабилизации приема иностранных граждан, въезжающих в Россию с целью туризма с одной стороны и существенный, почти в два раза, рост численности выездов российских граждан за границу с аналогичной целью поездки.

Анализ структуры показывает, что спрос на рынке туристических услуг России постоянно возрастает, а вместе с ним растет и роль туризма не только для экономики нашей страны, но и для всего мира. Туризм является существенным источником доходов и занятости. Кроме того, туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. Однако за последние годы не просто не происходит рост численности иностранных граждан, въезжающих в Россию с целью туризма, но наблюдается постепенное сокращение этого показателя, несмотря на то, что ресурсные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры увеличить прием иностранных туристов в несколько раз.

Большинство государств мира, сознавая важность туризма для своих экономик, вкладывают значительные средства в продвижение национального туристского продукта с учетом специфики основных направляющих и принимающих рынков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Широкая рекламная кампания туристских возможностей страны способствует росту количества иностранных и отечественных туристов, а, следовательно, и росту поступлений в экономику страны. Данные ЮНВТО показывают, что для дополнительного привлечения одного иностранного туриста, обеспечивающего поступление в экономику страны в среднем 1000 евро, государства затрачивают от 3 до 10 евро на некоммерческую рекламу туристского продукта. В соответствии с этим средний объем бюджетных средств, выделяемый в европейских странах на продвижение туристского продукта, составляет 31,7 млн евро. К сожалению, при действующем в настоящее время бюджетном финансировании, которое составляет 0,69 евро на привлечение одного иностранного туриста, меры по продвижению российского национального турпродукта могут лишь минимально изменить параметры существующего туристского потока в Россию.

Только широкая имиджевая некоммерческая рекламная кампания туристических возможностей страны, сосредоточенная на ключевых направляющих внешних туристских рынках и носящая стабильный характер, позволит сделать въездной туризм доходной составляющей всей туристской сферы России. Особое внимание необходимо уделить всестороннему продвижению российского туризма в странах СНГ, способствовать не только возрождению традиционных туристских маршрутов, но и представлению новых туристических продуктов.

Таким образом, важнейшей задачей государства является продвижение российского туристского продукта на мировом рынке и создание образа России как страны, благоприятной для туризма.

Литература

1. Гельман В.Я. Статистика туризма. Учебник для студентов высших учебных заведений.М.: Академия, 2010. 336с.

2. Драчёва Е.А., Исмаева Д.К., Забаев Ю.В. Экономика и организация туризма: международный туризм. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ под ред. Рябова И.А. М.: КноРус, 2010., изд.4-е. 568с.

3. Каурова О.В., Малолетко А.Н., Карманова Т.Е. Статистика туризма. Учебник (на русском и английском языке). Гриф УМО МО РФ. М.: КноРус, 2010. 240 с.

4. Леннон Дж.Д., Смит Х.,Кокрелл Н., Трю Д. Управление индустрией туризма. Лучший опыт деятельности национальных организаций и агентств по туризму. М.: Группа ИДТ, 2008. 272 с.

5. Назаров М.Г. Курс социально-экономической статистики. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Статистика». Гриф УМО МО РФ. Изд. 8-е. М.: Омега-Л, 2010. 1013 с.

6. Неганова Л.М., Замедлина Е.А., Шевелева Ю.Г. Статистика. М.: Приор, 2011. 144 с.

7. Харченко Н.М. Статистика. М.: Дашков и К, изд. 2-е, 2009. 368 с.

УДК 338.48

ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ Юманова Ольга Сергеевна, преподаватель, olga123488@mail.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

In a market economy, when the development of any enterprise is carried out at its own expense, the significant importance includes in sound financial condition, which realized a system of indicators ofprofitability, describing both the effectiveness of the of tourist enterprise as a whole, and the effectiveness of the use of certain types of resources. The results of factor analysis on indicators of profitability model will allow determining effectiveness of reserves of growth and direction of their further research, and also to establish the effect of efficiency and its changes in factorly cut on the degree of stability of the financial condition of tourist enterprise.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.