Перед образом присягали на верность московским правителям, ему возносили молитвы российские государи при восшествии на престол, на пелену в киоте клали жребий претендентов на митрополичий или патриарший престол и ждали, кого изберет Богоматерь.
Икона Владимирской Божией матери творила многочисленные чудеса: она несколько раз сходила со своего места и пребывала в воздухе. В 1135 году соборный храм, где находилась икона, сгорел дотла, но святая икона осталась неповрежденной.
Поклониться чудотворным иконам идут люди со всех концов России, потому что эти святыни хранят нетленную память о вечной красоте, вечной правде. Около них человек обретает душевный покой, приобщается к свету, становится добрее, совестливее, бескорыстнее, терпимее, чище.
Святыни не просто свидетельствуют о памятных событиях прошлого, а являются основой духовной жизни народа и сегодня играют огромную роль в духовном возрождении России, в воспитании человека.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Анна Ахматова. Стихи и Поэма без героя. - Лейпциг: Беллетристик, 1979. - 289 с.
2. Киселев А. А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории / Сост., вступ. ст., примеч. В. А. Чалмаева. - М.: Русская книга, 1992. - 224 с.
3. Нестеров А. Русский дух не сломлен // Народная православная газета. - 2008. - № 2. - С. 16.
4. Свиридов Г. В. Музыка как судьба /Сост.,
авт. предисловия и коммент. А. С. Белоненко. - М.: Молодая гвардия, 2002. - 589 с.
5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра.- Тула: ИПО «Л.Т.», 202. - 31 с.
6. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1968. - 426 с.
7. Флоренский П. А. Сочинения: В 4т. Т.2. - М.: Книга, 1996. - 363 с.
Сергеев Никита Александрович
университета путей сообщения
аспирант Омского государственного
Статья поступила в редакцию 15 марта 2012 г.
© Н. А. Сергеев, 2012
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
УДК 159
Е. П. Щербаков, И. П. Посашкова*, С. В. Ветренко**
Омская гуманитарная академия, *Институт развития образования Омской области, **Ишимский государственный педагогический институт имени П. П. Ершова
Статья посвящена проблемам психологического функционирования организма человека. Представлены основные положения, касающиеся развития личности, на примере учеников школ. Указаны основные свойства и отличия функционирования полушарий мозга. Статья дополнена информацией о синергетическом подходе в психологии человека.
Ключевые слова: проблемы психологии, ведущие полушария головного мозга, нервные процессы, синергетический подход.
1. Прошедший VIII съезд Петровской академии наук и искусств (28 - 29 сентября 2011 г.) подтвердил наши опасения за будущее науки и образования в России. Мы поддерживаем резолюцию съезда в том, что «наука и образование как единый социальный институт в XXI веке становятся «базисом базиса», восходящего вос-
производства наукоемких интеллектуальных образованиеёмких современных экономики и общества...». По относительным и абсолютным показателям финансирования науки и образования Россия занимает среди стран мира место ниже развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки. Бюджеты самых
престижных российских НИИ не превышают 3 - 5 % от объема расходов аналогичных институтов в США. По данным Счетной палаты РФ за последние годы уехали за границу жить и работать 1250 тысяч человек.
2. Наше собственное наблюдение за учащимися и студентами показывает, что студенты сегодняшнего поколения имеют слабую общую эрудицию, инфантильны, пассивны. Причины этому: а) примеры родительского и учительского материального и социального статуса; б) система довузовского обучения с ориентацией на конкурсы и олимпиады, при которых нарушается учебный процесс; в) определение специальности и факультета только по окончании общеобразовательного учебного заведения с ориентацией на складывающуюся ситуацию возможных конкурсных экзаменов при поступлении.
3. Постоянная модернизация образования с сокращением финансирования привела к печальным результатам в обучении психологии, предмет не является обязательным. Молодые люди слабо знают себя, не всегда понимают других. Психика человека не проще окружающей действительности. Психология как наука имеет большое значение для формирования мировоззрения личности.
4. Омское региональное отделение ПАНИ провело исследование «эмоционального выгорания» учителей общеобразовательных школ. Оказалось, что «эмоциональному выгоранию» подвержены лица с недостаточным самоуважением, с соответствующими особенностями ценностно-смысловой сферы и жизненными ориентирами. Неопределенность условий создает неопределенность в целеполагании, что обусловливает неуверенность, не способствующую самоорганизации и самореализации [1, 2].
5. Многие негативные проблемы психологии как науки, остались нерешенными в XX веке, и перешли в XXI век. Отметим эти проблемы.
Научные темы бывают модными. Они интенсивно изучаются. Потом, со временем, появляются другие. Так, в педагогической психологии в одно время интенсивно изучался познавательный интерес. Но познавательный интерес есть процессуальная сторона обучения и самообучения. Сам интерес трансформировался. В большей мере достоин изучения интерес как активно-действенное отношение, обусловленное жизненной необходимостью и эмоциональной привлекательностью.
6. В соотношении задатков организма (наследственность - биологическое) и длительной
деятельности (социальное) в достижениях высокой результативности приоритет принадлежит социальному, так как реализация задатков возможна только через социальную активность [3].
7. В последние годы нами изучалась успешность обучения школьников с разными ведущими полушариями [4]. Бывают люди с ведущим правым полушарием, с левым, и с примерно одинаково функционирующими. Те лица, у которых ведущей рукой является левая, имеют ведущее правое полушарие. У них имеют место затруднения с речью, они отличаются в пользовании общепринятыми приборами. Затруднения с речью могут сказываться в управлении ими своим состоянием, так как речь является управляющим устройством для нервной системы и эмоционального состояния. Отличие этих лиц по ряду свойств может сказываться на самоидентификации и самооценке.
Ведущее полушарие может по-своему функционированию подавлять другое полушарие, в связи с этим складывается собственная, индивидуальная типология. Чтобы была понятна деятельность полушарий, представим их функции в таблице.
Мозг обладает большими компенсаторными возможностями. Если что-то происходит с одним из полушарий, то другое берет на себя функции травмированного.
Нами проведено обследование мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 10 лет, имеющих разные ведущие полушария [4]. Испытуемым предлагалось в индивидуальном порядке выполнить образные и вербальные задания. Фиксировались время и точность ответа. При неправильном ответе назначался штраф (в зависимости от возраста прибавлялись секунды ко времени, затраченному на ответ).
В восприятии образной информации мальчики и девочки с ведущим правым полушарием в возрасте 7 и 8 лет по своим показателям превосходят детей этого же возраста, имеющих ведущее левое полушарие.
В возрасте 9 и 10 лет между правополу-шарными и левополушарными детьми одного пола в образном восприятии статистически значимые отличия отсутствуют. Вероятно, в процессе обучения в начальной школе у детей происходит развитие и совершенствование восприятия образной информации.
Девочки и мальчики с ведущим левым полушарием опережают детей одного с ними пола с ведущим правым полушарием в восприятии вербальной информации на статистически значимом уровне в 7, 8, 9 и 10 лет (р<0,05; р<0,01).
Таблица
Функции полушарий головного мозга человека
Левое полушарие Правое полушарие
Речь
- центр производства и восприятия речи; - понимает подлежащие, а сказуемые - с затруднениями;
- постижение смысла сказанного. - распознает мимику и интонации.
Ориентация
- во времени. - в пространстве.
Восприятие
- воспринимается то, что легко описать словами; - воспринимается то, что выделяется зрительно;
- функциональные связи (аналитические); - внешнее сходство (холистические);
- детали признаков; - последовательность; - симультанность (одновременность); - целостность.
- дискретность.
Сознание
- центр сознания; - центр подсознания;
- аналитико-рассудочное; - эмоционально-чувственное;
- контроль, управление произвольностью мыс- - эмоции, переживания.
лей, действий, состояния.
Мышление
- скорее рациональное, формальное (логика, - скорее эмоциональное (интуиция, предвосхищение, экстраполяция);
факты); - наглядно-действенное, наглядно-образное;
- словесно-логическое, абстрактно-логическое; - дедуктивное;
- индуктивное; - программируемое. - спонтанное.
Память
- на слова, цифры. - образная, зрительная.
Эмоции
- положительные эмоции, чувство наслаждения. - отрицательные эмоции.
Тип личности
- интровертированность; - экстравертированность.
«Левополушарные» и «правополушарные» девочки выполнили образные и вербальные задания достоверно быстрее мальчиков одного с ними ведущего полушария (р<0,05; р<0,01), т.е. девочки опережают мальчиков в своем развитии.
Психолого-педагогический эксперимент показал, что можно легко совершенствовать функционирование полушарий. Важно, чтобы дети не стеснялись того, что у них есть необычность в осуществлении письма.
8. В советской системе велись поиски задатков и способностей по достижению в деятельности высоких результатов. Придавалось большое значение изучению свойств нервных процессов.
Создатель теории высшей нервной деятельности И. П. Павлов выделил сильный и слабый типы. Сильный тип нервной системы обусловливает спокойный размеренный темп действий и деятельности, устойчивость против сбивающих факторов, большую работоспособность. Слабый же тип характеризуется реактивностью, действиями на пределе своих возможностей, быстрым наступлением охранительного торможения. Открытия И. П. Павлова были приняты другими науками. Медицина объясняла, что одной из детерминант хронических болезней является свойство слабости нервной системы.
Б. М. Теплов [5] критиковал непосредственное сопоставление свойств нервных процессов
с действиями. Осуществлялось как бы оценивание свойств, тогда как они показывали баланс, торможение и возбуждение. Позднее были выделены динамичность (легкость генерализации возбуждения и торможения) и лабильность (быстрота возникновения и прекращения нервных процессов), позволяющие понимать психодинамические свойства темперамента. Однако, мнение о том, что слабый тип приходит к преждевременному запредельному торможению, стало преобладать. Эту идею стал утверждать с большой настойчивостью Е. П. Ильин [6].
При профессиональной ориентации молодым людям со слабой нервной системой не рекомендовались экстремальные виды деятельности. В спортивной деятельности также учитывалась сила/слабость нервных процессов. Е. П. Ильин высказался о том, что даже выбор вида спорта осуществляется через практическое опробование самого этого вида спорта.
Наше обследование детей, страдающих сердечными заболеваниями, опровергло это утверждение. Свойства нервных процессов не оказывают прямого влияния на результаты деятельности. Они могут сформировать какие-то личностные свойства на большом пути от мотивации до конкретных результатов социального уровня.
9. При исследовании воли человека нам пришлось изучать проявление воли в деятельности спортсменов с сильной и слабой нервной
системой [7]. В результате было сделано заключение, что воля не зависит от силы или слабости свойств нервных процессов.
10. В научных исследованиях по педагогике и психологии требуется как обязательное эмпирическое исследование, подтверждающее теоретические основания и статистически значимые величины, подтверждающие достоверность корреляций или различий. Так вот корреляция может иметь достоверность, но, она может и отсутствовать, в этом случае должно быть логическое доказательство, и оно должно цениться выше, чем полученные цифры.
Исследования по психологии, связанные с проявлениями психики человека, должны осуществляться на основе синергетического подхода (син - гр. syn - вместе; синдикат
- гр. - действующий сообща; синдром - гр. san
- сочетание признаков; синергизм, синергия
- гр. synegeie - сотрудничество, содружество; синестезия - слияние зрительных и слуховых ощущений).
В синергетическом подходе имеет место одновременное проявление различных параметров [9]. Так, в процессе движения имеются образ действия, процесс реализации непосредственного действия, внешняя обратная и внутренняя обратная связи к управляющему аппарату. Внешняя обратная связь несет информацию от соприкосновения с внешней средой, внутренняя - от исполнения рабочего аппарата. Управляющим аппаратом является головной мозг. Обратные связи могут быть положительными или отрицательными по реализации образа действия, что усиливает или ослабляет мотивацию действия.
Заученные, автоматизированные действия переходят на управление к нижележащим уров-
ням (вдоль спинного мозга имеются нервные пути: спереди чувствительные, сзади - двигательные). В низовые (спинальные) уровни центральной нервной системы от вышерасположенных уровней поступают обобщенные команды. Низовые управляющие системы самостоятельно решают отдельные стороны двигательной задачи. Сознание может контролировать только самое важное, а если нет такой необходимости, то контролируется общий фон, но если произойдет сбой в системе, то сразу внимание включается своим контролем в процесс действия.
Вернемся к нашей таблице о функциях левого и правого полушарий. Информация сразу идет на оба полушария. Целеустановка активизирует сбор информации. Апперцепция «схватывает» главное.
Синергетический подход имеет свои закономерности, свойственные животному или человеку, если имеют место не только целесообразные поведенческие реакции, но и различные сбои, конфликтные ситуации, фрустрации [10].
1. Одно и то же двигательное действие никогда в точности не повторяет прежней траектории [11].
2. Проявляется размытость, нелокальность связей между поведенческими модулями, проявляются многочисленные феномены ассоциативной памяти, парадоксальное усиление друг друга независимыми и даже антагонистическими мотивациями.
3. Существуют многочисленные эффекты интерференции, когда несколько мотиваций взаимодействуют друг с другом, что может усиливать или ослаблять реализацию отдельных поведенческих элементов.
При таком подходе отпадает необходимость регистрации свойств нервных процессов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ожогова Е. Г. Взаимосвязь синдрома «психического выгорания» и особенностей ценностно-смысловой сферы у педагогов общеобразовательных школ: автореф. дис. ... канд. наук. - Самара, 2008. - 23 с.
2. Посашкова И. П. Психологические особенности самоотношения современного учителя и условия его позитивного развития: автореф. дис. ... канд. наук. - М., 2004. - 22 с.
3. Щербаков Е. П. Соотношение биологического и социального в детерминации высоких результатов длительной деятельности // Психопедагогика в правоохранительной деятельности. - Омск: Омская академия МВД России, 2009. - № 4 (39). - С. 30 - 32.
4. Щербаков Е. П. Лево-правополушарность и психика: метод. пособие. - Изд. 2-е. - Омск: ОмГПУ, 2007. - 61 с.
5. Теплов Б. М. Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индивидуально-психологических различий // Психологическая наука в СССР. Т. II. - М: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - С. 3 - 46.
6. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания (деятельность и состояния): учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1980. - 199 с.
7. Щербаков Е. П. Функциональная структура воли: моногр. - Омск: ОГИФК, 1990. - 257 с.
8. Щербаков Е. П. Теория воли и оперативная оценка волевых качеств у спортсмена: учеб. пособие
для студентов институтов физической культуры. - Омск: ОГИФК, 1986. - 87 с.
9. Донской Д. Д. Законы движений в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 176 с.
10. Файдыш Е. А. Гомеостаз и синергизм в процессах поведения живых систем // Гомеостатика
живых, технических, социальных и экономических систем. - Новосибирск: Наука, Сибирское отд-е, 1990.
- С. 250 - 266.
11. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии.
- М.: Физкультура и спорт, 1991. - 286 с.
Щербаков Евгений Павлович - доктор психологических наук, академик Статья поступила в редакцию
ПАНИ, профессор Омской гуманитарной академии; 25 мая 2012 г.
Посашкова Ирина Петровна - кандидат психологических наук, доцент,
заведующая кафедрой педагогики и психологии общего и специального
образования Института развития образования Омской области;
Ветренко Светлана Владиславовна - старший преподаватель кафедры
психологии ИГПИ им. П.П. Ершова
© Е. П. Щербаков, И. П. Посашкова, С. В. Ветренко, 2012
ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО СТАТУСА КУРСАНТОВ РЕЧНОГО УЧИЛИЩА Г. ОМСКА
УДК 159
Л. Б. Михайлова
Омский институт водного транспорта -
филиал Новосибирской государственной академии водного транспорта
Статья посвящена анализу социального положения курсантов речного училища г. Омска. Отмечены основные тенденции и показатели социального поведения учащихся, подкрепленные данными статистических исследований.
Ключевые слова: перестройка личного статуса, процесс обучения и воспитания, психолого-воспитательная система.
В последнее десятилетие при поступлении в Омский институт водного транспорта (подразделение СПО «Омское командное речное училище») наблюдается тенденция снижения образовательного и интеллектуального уровня абитуриентов. Это обусловлено рядом объективных причин как социального, так и психологического характера.
Основным контингентом поступающих на обучение являются жители отдаленных районов небольших населенных пунктов. Данное учебное заведение находится в крупном мегаполисе, что вносит ряд особенностей в становление личности курсантов.
Выбор учебного заведения и будущей профессии в большинстве случаев осуществляется родителями, а не абитуриентами по следующим причинам: полный пансион (питание, обмундирование), наличие в штате командиров-воспитателей (здесь предполагается надзор, опека). Подавляющее большинство поступающих - это подростки, лица мужского пола в возрасте 15 - 16 лет, требующие постоянного контроля. Основная социальная среда, из которой приходят курсанты, - семьи с малыми доходами и низким социальным статусом, многодетные семьи, дети-сироты, дети, воспитывающиеся одним родителем, чаще матерью. В факторе выбора не