3. Egorov V.V., Skibitskiy E.G. Organization and technology of scientific research. Novosibirsk, 2006, 426 p.
4. Skibitskiy E.G. Forming of competence of beginning researcher. Innovation is in education, 2007, no. 9, pp. 80-89.
5. Likhacheva (Chechulina) N.A. Technology of competence of teacher in planning and creation of different level teaching courses. The Innovative processes at higher school. Krasnodar, 2008, 270 p.
6. Likhacheva (Chechulina) N.A. Developing flairs of personality at higher school. Young People and science: problems, searches. Omsk, 2008, 208 p.
7. Likhacheva (Chechulina) N.A., Skibitskiy E.G. Using of the pedagogical-integrated technologies for preparation of managers in higher educational establishment. Role in transformations of Russian society - 2010, Moscow, 2010, 242 p.
8. RIA SCIENCE. Available at: http://ria.ru/science/20140115/989426705.html#ixzz2qWTulap9.
© Чечулина Н.А., Лихачев А.С., 2014
Авторы статьи:
Наталья Александровна Чечулина, кандидат педагогических наук, доцент, Омская гуманитарная академия, email: [email protected];
Алексей Сергеевич Лихачев, аспирант, Омский государственный педагогический университет, e-mail: akhmaj an. aka@yandex. ru.
Рецензенты:
С.Н. Рягин, доктор педагогических наук, профессор, Омская гуманитарная академия;
Н.А. Калиненко, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет.
УДК 159
Е.П. Щербаков Омская гуманитарная академия
ПРИЧИНА ОТСТАВАНИЯ В УЧЕБЕ ДЕТЕЙ, ПИШУЩИХ ЛЕВОЙ РУКОЙ
Дети с ведущим правым или левым полушарием существенно отличаются по особенностям функционирования каждого полушария. Если в первом классе леворукие учатся успешно, то во втором классе теряют мотивацию к успешному обучению, а в конце года существенно отличаются от детей, пишущих правой рукой. Причина этого не в строении мозга (организменное), а в социальных факторах (сложившиеся традиции не обращать внимание на явление, отсутствие своевременного обучения правильно держать ручку или карандаш).
Ключевые слова: полушария головного мозга, левое полушарие - центр речи, правое полушарие -образность.
Создатель теории высшей нервной деятельности И.П. Павлов выделил типы людей: мыслительный (рассуждающий), художественный (образный) и средний, сочетающий рассуждения и образность.
Леворукие люди имеют ведущее правое полушарие. Они воспринимают информацию быстро, целостно, мышление наглядно-действенное и наглядно-образное, тогда как левое полушарие больше связано с речью, при этом информация воспринимается детально, последовательно, медленно, мышление является словесно-логическим. Основными функциями правого полушария, кроме образности, являются тесные связи с древним мозгом, курирующим тело, биоритмы сна, отдыха; с вегетативной нервной системой.
Мозгу присуща большая возможность компенсации. Если что-то случается с одним из полушарий, то его функции берет на себя другое. И хотя центр речи находится в левом полушарии, правое полушарие также причастно к пониманию смысла (существительных и прилагательных).
Дети с разными ведущими полушариями отличаются. Наблюдение за поведением детей показало, что дети с ведущим левым полушарием, когда они в одной группе, ведут себя
очень раскованно; между ними разгораются споры, которые доходят до агрессивных высказываний в адрес друг друга и даже рукопашных стычек. При этом речь у них громкая, мимика выразительная, с гримасами, действия резкие, порывистые. После вмешательства педагогов они очень быстро успокаиваются.
Дети с ведущим правым полушарием более робкие, как бы неуверенные в себе, ведут себя спокойно, ждут обращения к ним, сами не вступают в разговор первыми. Отвечают на заданные им вопросы тише, чем левополушарные дети. Прежде чем ответить на заданный вопрос, они задумываются, после этого дают полный ответ с приведением примеров. Дети с ведущим правым полушарием как бы насторожены, очень впечатлительны, отрицательно относятся к тому, что им мешает сосредоточиться, не любят, когда их отвлекают. Мимика их при положительных эмоциях очень богата, они как бы раскрываются изнутри, на лице присутствует улыбка. При отрицательных эмоциях они кажутся замкнутыми в себе, вид их печальный, движения замедленные, вялые, вздыхают, положение неподвижное. Если им задают вопрос с улыбкой на лице, с веселой интонацией в голосе, они отвечают так же весело. Если же спрашивают о чем-то, связанным с их отрицательным отношением, они дают ответ, как правило, односложный: «да» или «нет».
Под руководством отдела образования была создана экспериментальная площадка по разработке программы обучения детей начальных классов, имеющих разные ведущие полушария. Нашлись родители, которые привозили детей на занятия из других районов города. Были написаны методические рекомендации «Оптимальная технология обучения детей с разным складом ума». Однако, учитывая перегруженность учителей при использовании нескольких программ и методов, от эксперимента отказались. Процесс обучения должен быть простым, понятным, экономическим и личностно не затратным.
Исследование восприятия словесных и образных заданий детьми в возрасте от 5 до 10 лет с ведущим левым и ведущим правым полушариями показало, что имеются различия в зависимости от заданий и ведущего полушария. Перед учителями ставилась задача - отметить отстающих учащихся на занятиях.
Результаты обучения в экспериментальных классах в конце второго года представлены в таблице. Успеваемость с оценкой «отлично» показана по дисциплинам в процентном отношении.
Из таблицы видно, что леворукие (правополушарные) за год учебы во втором классе отличаются худшими результатами по математике, природоведению и рисованию (изобразительное искусство) по сравнению с учащимися иных типов ведущего полушария. Левору-кие - образники. Причина их отставания по математике не в организменном, а в социальном плане. То же относится к изобразительному искусству и природоведению.
Процентное соотношение оценок «отлично» за учебный год у детей ^ с разными ведущими полушариями_
Ведущее полушарие Количество испытуемых Учебный предмет
Математика Природоведение ИЗО Музыка Физкультура
Лево-, правополушарные 19 51 72 68 100 86
Левополушарные 24 42 49 52 96 93
Правополушарные 34 19 46 47 97 87
Чтобы понять проблему с леворукостью при письме, ее надо рассматривать в историческом ракурсе. При А.С. Пушкине и М.Ю. Лермонтове писали гусиным пером. Чтобы оно не пачкало чернилами при чрезмерной разработанности, использовался перочинный нож. В современных магазинах продается перочинный нож, однако название «перочинный» уже давно не соответствует реальности.
В 1897 г. в нашем Отчестве проводилась перепись населения. По данным переписи, 21,8% населения были грамотными. Люди, входившие в этот процент, считались «избранными» - они обучались письму и чтению.
Обучение письму считалось весьма серьезным делом. Для этого были нужны стол и письменные принадлежности. Обязательны были правильная посадка за столом, расположение левой и правой рук. Существовала «тетрадь по чистописанию» с разлиновкой с наклоном вправо. Обучение было строгим. Писать нужно было только правой рукой, чтобы просматривалось только что написанное. Почерк должен быть каллиграфическим.
Позже стали использовать металлическое перо разных модификаций. В середине XX в. появилась шариковая ручка. Ею писать было легче, так как движение сглаживалось. Возможно, с этого периода стали писать левой рукой. Наибольшее количество леворуких детей «появилось» в 70-80-х годах, когда утверждали: «Не нужно переучивать детей с левой руки на правую, так как это травмирует психику ребенка». Природное ломать нельзя. Процесс обучения был пущен на самотек. Большое количество людей начали писать левой рукой и не совсем правильно держать ручку правой рукой.
Письмо левой рукой выглядит необычно. Со стороны кажется, что пишущие левой рукой неловкие, что им неудобно. Леворукие отчетливо отличаются от праворуких. В процессе занятий все дети это видят и со временем адаптируются друг к другу. Однако леворукие остаются необычными, они слышат различные реплики, высказывания. В этот период формируются оценки, клички. Ребенку все это не нравится. Он думает об этом, переживает. У него теряется интерес к школьным занятиям, на которых приходится демонстрировать себя. Теряется мотивация к учебе.
И.Ю. Матюгин и др. считают, что многие детские беды и переживания связаны с сильными переживаниями или стрессами, о которых родители не догадываются. Ребенок защищается доступными ему средствами: перестает учить уроки, уходит в компании, где может самоутвердиться. Хорошо, если у леворукого ребенка самооценка будет адекватной, с некоторым завышением, это придаст ему уверенности, терпения, настойчивости и самообладания.
Многое зависит от учителя и родителей учащихся, которые будут формировать у детей доброжелательность, уважение друг к другу. Отставание леворуких детей в учебе во втором классе обусловлено тем, что родители или воспитатели не обращали внимания на то, как ребенок начинает пользоваться ручкой и карандашом.
Если у ребенка ведущая левая рука, то его надо обучить писать правой. Правой рукой писать удобно, все написанное сразу же легко просматривается. Для этого важно опередить активность ребенка при овладении движениями. Начало приобщения ребенка к работе с карандашом или ручкой должно сочетаться с укреплением мышц пальцев. Такое приобщение не потребует много сил и времени.
Держать правильно ручку или карандаш можно начинать в 2-2,5 года, тогда не будет необходимости в переучивании. Переучивать всегда сложнее, чем учить, ведь поэтому и рекомендуют не переучивать, чтобы не травмировать психику ребенка.
Библиографический список
1. Щербаков, Е.П. Лево-правополушарность и психика : учеб. пособие. - 2-е изд. / Е.П. Щербаков. -Омск, 2007. - 64 с.
2. Оптимальная технология обучения детей с разным складом ума : методич. пособие / под ред. А.П. Антошкина ; МОУ «Гимназия - 26». - Омск, 2003. - 110 с.
3. Щербаков, Е.П. Восприятие информации девочками и мальчиками 5-10 лет в зависимости от ведущего полушария / Е.П. Щербаков, С.В. Ветренко // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 291-296.
4. Как развить хорошую память / И.Ю. Матюгин, Е.Л. Жемаева, Е.И. Чекаберия, И.К. Рыбникова. - М. : Рипол, Классик, 2004. - 416 с.
E.P. Shcherbakov Omsk Academy of the Humanities REASON OF BACKLOG IN EDUCATION OF CHILDREN, WRITING BY LEFT HAND
The Children with leading left or right hemisphere greatly differ from each other on possibilities of functioning of their hemispheres. Children are talented on possibility of their hemisphere. However, if in the first class children study successfully, then in the second class left-hand lose motivation of successful education, at the end of the year they greatly differ from children, writing by right-hand. The reason of this isn't concluded in construction of the brain, brain has huge compensatory possibilities, but is in social factor: established traditions, general culture of tolerance and ad-missibility of another, absence of the well-timed education to hold correctly the pen or pencil.
Keywords: cerebral hemispheres, left hemisphere - is speech center, right - figurativeness. The reason of the backlog in education left-hand pupil of second's class.
References
1. Shcherbakov E.P. Left-right brain and psychology. Omsk, 2007, p. 64.
2. Optimal technology of teaching children with different mindsets. Omsk, 2003, p. 110.
3. Shcherbakov E.P., Vetrenko S.V. Perception of information by girls and boys of 5-10 years depending on the leading hemisphere. Siberian pedagogical journal, 2007, no. 4, p. 291-296.
4. Matugin I.Yu., Jemaeva E.L., Chakaberia E.I., Rybnikova I.K. How to develop a good memory. Moscow, Reepol, classic, 2004, p. 416.
© Щербаков Е.П., 2014
Автор статьи - Евгений Павлович Щербаков, доктор психологических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.
Рецензенты:
С.Н. Рягин, доктор педагогических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.
Л.Н. Антилогова, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет.