Национальные приоритеты России. 2012. № 1 (6)
для студентов институтов физической культуры. - Омск: ОГИФК, 1986. - 87 с.
9. Донской Д. Д. Законы движений в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 176 с.
10. Файдыш Е. А. Гомеостаз и синергизм в процессах поведения живых систем // Гомеостатика
живых, технических, социальных и экономических систем. - Новосибирск: Наука, Сибирское отд-е, 1990.
- С. 250 - 266.
11. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии.
- М.: Физкультура и спорт, 1991. - 286 с.
Щербаков Евгений Павлович - доктор психологических наук, академик Статья поступила в редакцию
ПАНИ, профессор Омской гуманитарной академии; 25 мая 2012 г.
Посашкова Ирина Петровна - кандидат психологических наук, доцент,
заведующая кафедрой педагогики и психологии общего и специального
образования Института развития образования Омской области;
Ветренко Светлана Владиславовна - старший преподаватель кафедры
психологии ИГПИ им. П.П. Ершова
© Е. П. Щербаков, И. П. Посашкова, С. В. Ветренко, 2012
ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО СТАТУСА КУРСАНТОВ РЕЧНОГО УЧИЛИЩА Г. ОМСКА
УДК 159
Л. Б. Михайлова
Омский институт водного транспорта -
филиал Новосибирской государственной академии водного транспорта
Статья посвящена анализу социального положения курсантов речного училища г. Омска. Отмечены основные тенденции и показатели социального поведения учащихся, подкрепленные данными статистических исследований.
Ключевые слова: перестройка личного статуса, процесс обучения и воспитания, психолого-воспитательная система.
В последнее десятилетие при поступлении в Омский институт водного транспорта (подразделение СПО «Омское командное речное училище») наблюдается тенденция снижения образовательного и интеллектуального уровня абитуриентов. Это обусловлено рядом объективных причин как социального, так и психологического характера.
Основным контингентом поступающих на обучение являются жители отдаленных районов небольших населенных пунктов. Данное учебное заведение находится в крупном мегаполисе, что вносит ряд особенностей в становление личности курсантов.
Выбор учебного заведения и будущей профессии в большинстве случаев осуществляется родителями, а не абитуриентами по следующим причинам: полный пансион (питание, обмундирование), наличие в штате командиров-воспитателей (здесь предполагается надзор, опека). Подавляющее большинство поступающих - это подростки, лица мужского пола в возрасте 15 - 16 лет, требующие постоянного контроля. Основная социальная среда, из которой приходят курсанты, - семьи с малыми доходами и низким социальным статусом, многодетные семьи, дети-сироты, дети, воспитывающиеся одним родителем, чаще матерью. В факторе выбора не
Духовное и физическое здоровье нации
последнюю роль играет романтизм профессии, а также «социальный лифт»: возможность в будущем продвигаться по службе и иметь высокую оплату труда. Исходя из этого, предполагается, что в процессе обучения происходит положительное изменение в самосознании, динамическая перестройка личностного статуса курсанта и дальнейшая адаптация в социуме.
Наблюдение за процессом обучения, воспитания и становления курсантов с лета (т. е. с момента поступления) 2008 года по декабрь 2011 года (последний курс обучения) позволяют сделать определенные выводы. Если сравнить исходные данные по курсантскому составу на начало и конец обучения, можно увидеть следующую картину.
По половому признаку поступающих лиц мужского пола - 94 %, лиц женского пола - 6 %. По образовательному уровню соотношение поступающих распределилось следующим образом: после 9 класса (неполное среднее образование) - 65 %,после 11 класса (полное среднее образование) - 30 %, пришедших после службы в армии - 5 %. География мест обучения была такова: городские школы - 30 %, сельские школы - 59 %, детские дома, школы-интернаты -11 %. Статус семьи поступающих: полные семьи - 12 %, неполные - 88 %. На начало обучения в общежитии проживало - 70 % от общего количества курсантского состава.
Психологические проблемы, наличие которых было выявлено, в процентном соотношении выглядели так: личностные проблемы
- 52 %, проблемы общения - 17 %, асоциальное поведение (поставленные на внутренний учет за различные правонарушения) - 19 %.
За наблюдаемый период с 2008 по декабрь 2011 года определились следующие тенденции:
Произошло общее снижение количества обучающихся на 20 %. Лиц мужского пола на
- 17, женского - на 3 %. Курсантов, пришедших из детских домов, было отчислено 5 %.
Снизилось количество эпизодов асоциального поведения, что позволило снять с учета «группы риска» 14 % (из 19). На настоящий момент данные курсанты переосмыслили свое поведение, научились отвечать за свои поступки, чему способствовала комплексная психолого-воспитательная система сопровождения учебного процесса.
Происходила поступательная социализация курсантов данной группы. В процентном
соотношении по результатам психологической диагностики после снижения числа курсантов было выявлено 18 % учащихся, имеющих личностные проблемы, они уменьшились на 34 %, имели проблемы общения 3 % курсантов, они уменьшились на 14 %. Психологический срез свидетельствует также, что у большинства «проблемных» курсантов выявленные в начале обучения психологические отклонения были конструктивно устранены в результате тренингов и индивидуальных занятий.
На конец декабря 2011 года имел место факт уменьшения проживающих в общежитии - 25 % от первоначальных данных. Это, безусловно, является результатом взросления, появления большей самостоятельности, уверенности в себе, возросшему уровню самооценки.
На момент поступления в Омский институт водного транспорта (подразделение СПО «Омское командное речное училище») контингент характеризуется как слабоподготовленный. Наблюдается низкий уровень социальной адаптации с демонстрацией девиантного поведения, слабая мотивация к обучению, низкий уровень развития морально-этических норм.
Динамика за 4 года обучения имеет положительные тенденции. 90 % курсантов хорошо адаптируются к предъявляемым требованиям данного учебного заведения. Система воспитательной работы позволяет повысить уровень морально-этических представлений о жизни и обществе. Сглаживание девиантного поведения происходит за счет погружения в конкретную социальную среду. У 61 % курсантов повышается мотивация к обучению, которое они решают продолжить в высших учебных заведениях. 42 % выпускников продолжают обучение в институте водного транспорта. Данный процесс прослеживается в последние 5 лет.
Социальные достижения курсантов (длительное нахождение в навигации, на оплачиваемой практике) определяют обретение положительного социального статуса. Оно дает возможность курсантам повысить свой личностный статус (обретение внутреннего стержня, повышение самооценки, уверенности в своем будущем).
Таким образом, наблюдения подчеркивают важность создания системы воспитания в учреждениях, принимающих учащихся из неблагополучной социальной среды, в современных условиях.
Михайлова Лариса Борисовна - аспирант, психолог ФБОУ ВПО Статья поступила в редакцию
«ОИВТ» (филиал) «НГАВТ» 15 марта 2012 г.
© Л.Б. Михайлова, 2012