УДК 159.922
ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Е. П. Щербаков, С. В. Ветренко
В данной статье рассматриваются особенности функционирования полушарий головного мозга и его совершенствования. В экспериментальном исследовании приведены данные об особенностях восприятия информации у девочек и мальчиков, имеющих ведущее левое или правое полушария, показана возможность совершенствования восприятия информации у младших школьников.
Ключевые слова: девочки и мальчики, имеющие ведущее левое или правое полушарие, восприятие образной и вербальной информации, обучение, здоровье.
В данной статье рассматриваются особенности функционирования полушарий головного мозга и его совершенствования. В экспериментальном исследовании приведены данные об особенностях восприятия информации у девочек и мальчиков, имеющих ведущее левое или правое полушария, показана возможность совершенствования восприятия информации у младших школьников.
В школьных учебных программах не учитываются различия в психической деятельности учеников в зависимости от пола и типа функциональной асимметрии мозга. Обращение к гендерному аспекту в образовании сегодня специалисты обосновывают существованием ряда проблем, среди которых:
— снижение уровня психического и физического здоровья мальчиков и девочек (дошкольников, младших школьников и подростков);
— унификация полов («маскулинизация» женщины и «феминизация» мужчины);
— притупление или потеря чувства гендерной принадлежности, что неизбежно приводит к нарушению внутреннего равновесия, психическим расстройствам, эмоциональной неустойчивости;
— повышение общей статистики проявления крайних, неадекватных форм поведения (агрессивных и депрессивных) среди молодежи;
— неумение юношей или девушек выбрать ориентиры (так как девочек не воспитывают как будущих женщин, жен, матерей, им не прививают интерес и любовь к женским профессиям, а мальчиков не воспитывают как будущих мужчин, мужей, отцов и специалистов в мужской сфере деятельности)1.
По типу функциональной активности мозга всех людей можно условно подразделить на три группы:
1) с преобладанием активности левого полушария;
2) с преобладанием активности правого полушария;
3) не имеющих преобладания какого-либо полушария. Лица с левополушарной активностью относятся к «мыслительному типу» (согласно терминологии И. П. Павлова), успешны в словесности, склонны к понятийно-
му мышлению и рефлексии, логичны, предпочитают дискретное восприятие, ориентированы на восприятие вербальной информации, постоянный контроль и самоконтроль. Правополушарные относятся к «художественному типу», склонны к синтезу, интуитивному, образному мышлению, зрительному восприятию, предпочитают целостное восприятие, преимущественно образной информации, эмоциональны, эмпатийны.
Равнополушарные обладают характеристиками обеих
2
групп 2.
Программы обучения с каждым годом становятся все более аналитичными, речевыми и алгоритмичны-ми. В таких условиях правополушарные дети оказываются в стрессовой ситуации, так как методы обучения не соответствуют функциональной активности их головного мозга. Экспериментальные исследования показали, что наиболее успешными в современной традиционной системе обучения являются левополушарные девочки, наиболее неуспешными — правополушарные мальчики, они более подвержены школьной дезадаптации и стрессу .
По мнению А. И. Захарова 4, «левополушарный» акцент в обучении способствует возникновению неврозов. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении функций правого. Причиной невротизации детей является блокирование активности ведущего полушария и перегрузка менее активного полушария. Дисбаланс в работе мозга лежит в основе клинических вариантов односторонней «левополушарности» (психастеники и шизоиды) и «правополушарности» (неустойчивовозбудимые люди и истерики).
Психологи и педагоги, занимающиеся этой проблемой, говорят о необходимости выбора содержания, форм, методов психолого-педагогического воздействия в соответствии с половыми и психофизиологическими особенностями детей. Процесс обучения и воспитания должен быть природосообразным врожденным особенностям учащихся и способствовать их максимальному развитию.
Целью экспериментального исследования являлось изучение особенностей восприятия образной и вербальной информации у представителей разного пола и ведущего полушария, а также возможностей совершенствования правого и левого полушарий в восприятии и обработке образной и вербальной информации.
Задачами экспериментального исследования являлись:
1) оценка типа функциональной асимметрии мозга и выявление ведущего полушария у представителей разного пола;
2) выявление различий в выполнении образных и вербальных перцептивных заданий представителями разного пола и ведущего полушария;
3) изучение возможностей совершенствования процесса восприятия и обработки образной и вербальной информации и функционирования правого и левого
полушарий головного мозга у представителей разного пола и ведущего полушария.
Испытуемыми являлись девочки и мальчики младшего школьного возраста средних общеобразовательных школ г. Ишима Тюменской области в количестве 384 человека (из них 192 девочки и 192 мальчика). Выявление типа функциональной асимметрии мозга и ведущего полушария основано на учете трех видов асимметрии (мануальной, слуховой, зрительной). Данный подход реализован в исследованиях Е. Д. Хомской. И. В. Ефимовой5. Изучение восприятия образной и вербальной информации проводилось при помощи образных и вербальных перцептивных заданий. Их цель заключалась в выявлении умения выполнять несложные задания на основе зрительного и слухового восприятия. Испытуемым индивидуально предлагалось выполнить сначала образные, затем вербальные перцептивные задания. Время выполнения каждого задания фиксировалось секундомером. Для анализа результатов исследования испытуемые были распределены по группам в зависимости от возраста, пола и ведущего полушария. Дети, имеющие одинаковое функционирование полушарий, в исследовании не представлены. Вычислялось среднее время, затраченное испытуемым на выполнение образных и вербальных заданий. За неверные ответы назначалось штрафное время. Достоверность сходства и различия между среднегрупповыми значениями исследуемых показателей оценивалась по критерию углового преобразования Фишера.
В восприятии образной информации лучшие показатели установлены у правополушарных девочек и мальчиков 7 и 8 лет в сравнении с показателями левополушарных детей одного с ними возраста и пола. Дети с ведущим правым полушарием имеют склонность к зрительному восприятию образной информации. Дети с ведущим левым полушарием имеют склонность к слуховому восприятию вербальной информации, они лучше усваивают информацию, проговаривая, обсуждая ее, вступая в дискуссию. Ведущее правое полушарие и преимущественные занятия образными и предметными видами деятельности в дошкольном возрасте обусловливают большую эффективность в восприятии образной информации правополушарными детьми.
В выполнении образных заданий в возрасте 9 и 10 лет между правополушарными и левополушарными детьми одного пола статистически значимые различия отсутствуют. В процессе обучения в начальной школе у детей происходит развитие и совершенствование восприятия образной информации.
Девочки и мальчики ведущего левого полушария опережают детей одного с ними пола ведущего правого полушария в восприятии вербальной информации на статистически значимом уровне в 7, 8, 9 и 10 лет (р < 0,05; р < 0,01). Вследствие ведущего у них левого полушария они делают меньше ошибок, быстрее находят нужные слова, дают более точные ответы на устные задания.
Левополушарные и правополушарные девочки выполнили образные и вербальные задания достоверно быстрее и точнее мальчиков одного с ними ведущего полушария (р < 0,05; р < 0,01). Лучшие показатели восприятия образной информации у девочек объясняются разными видами занятий и игр. Девочки чаще мальчиков тренируют глазомер правого глаза при шитье, вдевании нитки в иголку, их игры чаще опираются на ближнее зрение: они раскидывают перед собой игрушки, играют в ограниченном пространстве. Игры мальчиков более подвижные, они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т. д.6
Лучшие показатели времени и точности восприятия вербальной информации у девочек объясняются тем, что девочки имеют более богатый опыт речевого общения в детстве. Матери чаще разговаривают со своими дочерьми, чем с сыновьями. Предполагается, что у детей, чаще играющих в куклы, больше возможностей осваивать язык и практиковаться в нем, чем у тех, кто играет с другими игрушками. Эти данные объясняются также более быстрым биологическим развитием девочек 6.
Таким образом, у младших школьников разного пола и ведущего полушария восприятие образной и вербальной информации не происходит одинаково эффективно. Эффективное восприятие информации определенного вида способствует успешному выполнению одних заданий и препятствует выполнению других.
С целью совершенствования восприятия образной и вербальной информации и функционирования правого и левого полушарий головного мозга был разработан и применен комплекс специальных занятий, состоящий из развивающих игр, заданий и упражнений. Задачами комплекса являлось: 1) развитие и совершенствование стиля восприятия и обработки информации в ведущем полушарии; 2) развитие и совершенствование стиля восприятия и обработки информации не ведущего полушария; 3) развитие способности воспринимать и обрабатывать информацию правым и левым полушариями, повышение уровня межполушарного взаимодействия, синхронизация полушарий в восприятии и обработке информации; 4) развитие умений сравнивать, выявлять различие и сходство предметов и явлений, воспринимаемых на слух и зрительно; 5) повышение умения выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений, отделять их от второстепенных, воспринимаемых на слух и зрительно; 6) овладение умениями слушания и наблюдения, классификации и обобщения признаков предметов и явлений, воспринимаемых на слух и зрительно; 7) развитие умений транслировать образную информацию из зрительной модальности в слуховую и вербальную информацию, поступающую в слуховую модальность и образный план; 8) развитие произвольности зрительного и слухового восприятия информации; 9) развитие осмысленности зрительного и слухового восприятия путем активного включения в процесс восприятия мыслительной деятельности.
Использованные на занятиях игры, задания и упражнения развивают произвольное внимание, образную память, наглядно-образное, словесно-логическое, творческое мышление, активную связную речь, расширяют словарный запас, расширяют познавательную мотивацию. В ходе занятий развиваются межполушар-ные связи, преодолеваются стереотипы восприятия, мышления.
Для усовершенствования левополушарного способа восприятия информации применялись задания, направленные на развитие слухового, вербального, дискретного восприятия. Ученики овладевали методом наблюдения, у них развивались детализирующее восприятие, словесно-логическая память и мышление. Школьникам давалась установка на восприятие с помощью вопросов, на которые они должны ответить после чтения текста.
Восприятие вербальной информации — сложный по своей природе психический процесс, он зависит от уровня развития речи и словесного мышления. Для его развития использовался прием моделирования, т. е. воспроизведения существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод моделирования помогает наглядно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними, учит сравнивать, составлять четкий внутренний план умственных действий и речевого высказывания, формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения 7.
Метод моделирования применялся при пересказе текстов, составлении повествовательных, описательных рассказов, разучивании загадок, скороговорок.
Для развития и совершенствования правополушарного способа восприятия информации применялись задания, развивающие зрительное, образное, целостное, угадывающее восприятие, наглядно-образную память и мышление, воображение. Например, для развития угадывания применялось узнавание предметов по немногим характерным признакам. Ученикам показывали неполные, нечеткие изображения людей, животных, слов, словосочетаний, требовалось их рассмотреть и назвать. Предлагалось найти разнообразные изображения в очертаниях причудливых пятен, клякс, в ветвях деревьев, в образах облаков.
Для развития восприятия информации правым и левым полушариями использовались задания, которые активизируют и левое и правое полушария, тем самым происходит синхронизация работы полушарий и преодоление реципрокности. Например, в задании «Подбери ассоциации» требуется одновременное слежение за последовательностью букв в алфавите (деятельность левого полушария) и возникновением образных ассоциаций (деятельность правого полушария).
Как правило, психическое развитие леворуких детей сопровождается достаточно устойчивой тенденцией к псевдоигнорированию ими той части внешнего пространства, которая расположена слева от них, поэтому леворукие рассаживались в классе так, чтобы доска на-
ходилась от них как можно правее, а расположение парты — как можно левее.
На развиваюшцх занятиях преимущественно с мальчиками применялись кинезиологические упражнения — комплекс движений, позволяющих активизировать меж-полушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. В ходе систематических занятий по кинезиологии у ребенка исчезают явления дислексии, повышается стрессоустойчивость, улучшаются мыслительная деятельность, память и внимание, облегчаются процессы чтения и письма3.
Для правополушарных детей использовались творческие задания с ответами «открытого типа», с ограничением времени выполнения. Для левополушарных детей использовались задания с неограниченным сроком выполнения, «закрытого типа», индивидуальная работа. При работе с девочками предпочтение отдавалось типовым задачам, следованию схеме, алгоритму, с мальчиками — заданиям с «открытыми» вопросами, методу соревнований.
Результаты эксперимента. Занятия проводились с девочками и мальчиками семи лет, имеющими ведущее левое и правое полушария, в течение шести месяцев. Кроме того, была сформирована контрольная группа детей.
Проведение педагогического эксперимента в экспериментальной группе привело к улучшению показателей выполнения образных и вербальных перцептивных заданий, в сравнении с результатами, показанными до введения психолого-педагогических мероприятий (р < 0,01). В контрольной группе, находившейся в естественных условиях традиционного обучения, статистически значимые сдвиги в выполнении образных и вербальных перцептивных заданий являются менее значимыми, чем сдвиги, происшедшие в период проведения формирующих мероприятий. В процессе традиционного обучения нет того разнообразия содержания, форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия, в которых нуждаются дети разных полов и ведущих полушарий.
Выводы. 1. Ведущее полушарие создает некоторые ограничения в развитии психических функций, а именно: у девочек и мальчиков с ведущим левым полушарием установлены лучшие показатели времени и точности восприятия вербальной информации, у девочек и мальчиков с ведущим правым полушарием — образной информации. Девочки и мальчики с ведущим левым полушарием имеют более высокий уровень диф-ференцированности, произвольности, обобщенности восприятия вербальной информации, девочки и мальчики с ведущим правым полушарием имеют более высокий уровень дифференцированности, произвольности, обобщенности восприятия образной информации. Обучение в начальной школе приводит к нивелированию различий в восприятии образной информации между школьниками разного ведущего полушария.
2. Девочки опережают мальчиков одного с ними ведущего полушария в восприятии образной и вербальной информации в силу их более быстрого биологического развития, особенностей полоролевой социализации.
3. Знание особенностей половозрастного и психофизиологического развития учеников позволяет осознанно и целенаправленно выбирать и применять соответствующие полу и типу функциональной асимметрии полушарий разнообразные формы, приемы и методы пси-холого-педагогического воздействия. Это способствует созданию пространства психологической безопасности образовательной среды, гармоничному развитию психических функций учеников, предупреждает снижение у них познавательного интереса, работоспособности, появление утомления, неуспеваемости, комплекса неполноценности, отклонений в формировании личности, повысит их обучаемость, сохранит здоровье.
4. Природными способностями человека можно и нужно управлять, необходимо создавать психологи-
чески комфортное пространство обучения и воспитания в соответствии с половыми и психофизиологическими особенностями.
1 Кабаева В. М. Особенности физиологического созревания и психического развития мальчиков и девочек. Различия в обучении и воспитании. М., 2007. 245 с.
2 Хризман Т. П., Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Два разных мира. М., 1998. 184 с.
3 СиротюкА. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: практическое руководство для учителей и родителей. М., 2000. 128с.
4 Захаров А. И. Детские неврозы: психологическая помощь родителей детям. СПб., 1995. 152 с.
5 Хомская Е. Д., Ефимова И. В. К типологии индивидуальных профилей межполушарной асимметрии мозга // Вестник МГУ Сер.14. Психология. 1991. №4. С. 42-45.
6 Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2004. 527 с.
7 Семенович А. В. Эти невероятные левши. М., 2009. 211 с.