Практикум помощника врача
Современные подходы в формировании практических умений у медицинских сестер по дисциплинам «Акушерство» и «Гинекология»
Кузнецова Л.Э.,
преподаватель дисциплины«Акушерство и гинекология», кандидат медицинских наук, Минский государственный медицинский колледж, Беларусь
Kuznetsova L.E.
Minsk State Medical College, Belarus
Modern approaches in the formation of practical skills of nurses on the subjects of "Obstetrics" and "Gynecology"
Резюме. Для успешного решения задач системы здравоохранения Республики Беларусь необходима организация процесса среднего специального медицинского с получением не только фундаментальных медицинских знаний, но и усвоением манипуляционной техники на высоком уровне. Одним из важных направлений в медицинском образовании является компетенция акушерского образования. Использование современных методов клинического обучения способствует повышению знаний учащихся, инновационные разработки и обучающие программы обеспечивают связь между теорией и акушерской практикой. Сегодня в стране улучшаются показатели материнской и перинатальной смертности, что связано и с качеством оказания услуг в антенатальном и родовом периодах, что в том числе является результатом адекватного образования и высокого уровня навыков медицинских работников, полученных в процессе обучения. Ключевые слова: инновационное обучение, практические навыки, медицинские сестры, акушерство и гинекология.
Медицинские новости. — 2016. — №5. — С. 50-51. Summary. For the successful solution of the tasks of the health care system of the Republic of Belarus is necessary to organize the process of education nurses wtth obtaining not only the fundamental medical knowledge, but assimilation of material handling equipment at high level. One of the important directions in medical education is the competence of the obstetric education. The use of modern methods clinical teaching improves students' knowledge, innovations and training programs provide a link between theory and obstetric practice. Today our country has low maternal and perinatal mortality rates, which is associated wtth the quality of services in antenatal and birth periods, which is the result of adequate education and a high level of skills of nurses obtained in the learning process. Keywords: innovation education, practical skills, nurses, obstetrics and gynecology.
Meditsinskie novosti. - 2016. - N5. - P. 50-51.
На современном этапе развития государства увеличивается потребность в специалистах со средним специальным медицинским образованием.
Минский государственный медицинский колледж (МГМК) - одно из старейших учебных заведений Республики Беларусь. Колледж осуществляет образовательную деятельность в сфере среднего специального образования по государственным образовательным стандартам по 3 специальностям: «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Медико-диагностическое дело».
Для успешного решения задач системы здравоохранения Республики Беларусь необходима организация системы среднего специального медицинского образования с получением не только фундаментальных знаний, сугубо медицинских и естественнонаучных знаний о человеке, но и усвоение учащимися манипуляционной техники на высоком уровне. Одним из важных направлений в медицинском образовании является
компетенция акушерского образования. Необходимы разработки, инновационные курсы обучения и обучающие программы, обеспечивающие связь между теорией и акушерской практикой (ВОЗ, 2013).
Дисциплины «Акушерство» и «Гинекология» преподаются на II-III курсах. Общепрофессиональные дисциплины (анатомия, фармакология, латинский язык, микробиология, гигиена с экологией человека) учащиеся проходят на I курсе обучения, который считается базовым. За этот год они получают полное представление о строении человеческого тела, его функционировании, возможностях современной медицины воздействовать на организм, чтобы уменьшить риск развития заболевания, его течение и исход. Преподаватели МГМК по дисциплинам «Акушерство», «Гинекология», «Сестринское дело в акушерстве» проводят учебный процесс по утвержденным и внедренным учебным модулям по безопасному материнству с использованием современных принципов обучения.
Практическое обучение осуществляется на основе нормативных и инструктивных материалов Министерства здравоохранения и Министерства образования Республики Беларусь, рекомендациях учебно-методического центра по медицинскому образованию:
1) стратегический план по репродуктивному здоровью населения на период до 2020 г. (указ Президента Республики Беларусь № 357 от 29.09.2011 г.);
2) инструкции по технике выполнения лечебных и диагностических процедур и манипуляций по дисциплинам «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии», «Акушерство» по специальностям 2-79 01 31, утвержденные приказом МЗ РБ № 509 от 21.06.2006 г. «О стандартизации обучения техники выполнения лечебных и диагностических процедур и манипуляций, повышения качества профессиональной подготовки среднего медперсонала в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля»;
МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ
№ 5 •2016
50
ЕЩ Практикум помощника врача
3) клинические протоколы наблюдения беременных, рожениц, родильниц, диагностики и лечения в акушерстве и гинекологии (приказ МЗ РБ № 11820 (2012 г.) «О внедрении национальных стандартов по ведению физиологической беременности и родов, кровотечений и гипертензивных осложнений»).
Для улучшения качества подготовки специалистов оптимально организованы стандартные рабочие места для студентов. Кабинеты для доклинической практики по акушерству и гинекологии имеют хорошее материально-техническое оснащение. Практические занятия с учащимися проводят на базе Республиканского научно-практического центра «Мать и дитя», специализированных клиник, республиканских, областных, городских больниц и поликлиник. Учащиеся проходят инструктаж о своих правах и обязанностях, о выполнении требований правил пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического режима, ведении дневников и отчетов. Методика обучения включает иллюстрированные лекции, «мозговую атаку», ролевые игры, дискуссии, презентации, решение ситуационных задач, моделирование акушерской ситуации. Обучение проходит в благоприятной обстановке при активном участии учащихся.
Совместно с заместителем директора по учебной работе планируется ежегодная учебная нагрузка, составляются расписание, графики, определяются базы лечебных учреждений, осуществляется подбор квалифицированных преподавателей. Совместителям-клиницистам оказывают методическую помощь руководители практического обучения колледжа и методисты. В процессе обучения важно научить быстро оценить необходимость и уровень оказания неотложной помощи в акушерстве и гинекологии по утвержденным прото-
колам Министерства здравоохранения Республики Беларусь.
Для организации учебной практики группы делят на 3 бригады по 8-10 человек, продолжительность учебного занятия - 4 часа. Во время учебной практики учащиеся ведут дневник, ма-нипуляционную карту, историю родов, историю болезни. Оценка практического занятия проводится на основе дифференцированного подхода к знаниям, умениям, навыкам каждого студента и складывается из качества выполнения работы, оценок за проведение манипуляции, теоретической подготовки, качество оформления учебной документации. Для улучшения формирования умений и навыков используют стандарты: инструкции детально конкретизируют выполнение каждой манипуляции, формируют клиническое мышление у учащихся. Преподавателями дисциплин «Акушерство» и «Гинекология» созданы мультимедийные лекции, презентации, планы практических занятий. За период обучения учащиеся осваивают более 100 манипуляций, а также изучают медицинскую документацию.
Во время практики учащиеся знакомятся с работой отделения, изучают специфику оказания медицинской помощи, выполняют функции среднего и младшего медицинского персонала. По окончании практики проводится аттестация в доклинических кабинетах колледжа, на базах учебных кабинетов лечебных учреждений. В состав аттестационных комиссий включены представители администрации, методические руководители колледжа, главные и старшие медсестры лечебных учреждений.
Особую роль в закреплении умений и навыков играют межпредметные связи: отработка практических навыков с первых дней обучения на фундаментальных дисциплинах и последующее повторение
и совершенствование их на всех клинических дисциплинах. Это дает возможность оптимизировать практическую подготовку специалистов. Отмечу, что все студенты удовлетворены практикой, а пациенты принимают помощь учащихся с благодарностью, оценивают их работу положительно.
Значительную роль в закреплении умений играет качество производственной практики. От того, как будут приняты учащиеся в лечебных учреждениях, зависит и уровень знаний и навыков, а также сложится мнение о коллективе, отделении, профессии, их желании работать в системе здравоохранения. Важно, чтобы главные и старшие медицинские сестры учреждений, которые являются непосредственными руководителями практики были заинтересованы в качественной подготовке студентов, создавали условия для вхождения в профессию. Анализ ситуации в стране свидетельствуют об улучшении показателей материнской и перинатальной смертности в Республике Беларусь. Эти показатели связаны с качеством оказания услуг в антенатальном и родовом периодах, что является результатом адекватного образования и уровнем навыков медицинских работников, полученных в процессе обучения.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Основные профессиональные навыки преподавателей в области акушерства и гинекологии: реферат / Всемирная организация здравоохранения. -Женева, 2013.
2. Национальная программа демографической безопасности в Республике Беларусь на 2011-2015 гг.
3. Стратегический план Республики Беларусь по репродуктивному здоровью населения на период до 2020 г.
Поступила 21.01.2016 г.
№ 5 • 2016
МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ