УДК 377.6
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Л. Н. Лаптиева
кандидат педагогических наук, доцент,
доцент кафедры природопользования и охраны природы
УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, РБ
Е. И. Рублевская
кандидат медицинских наук,
директор УО «Мозырский государственный медицинский колледж», г. Мозырь, РБ
Происходящие в последние годы изменения в отечественном здравоохранении, превентивная направленность медицины, интеграция процессов лечения, обучения и воспитания пациентов, отмечающаяся тенденция к повышению требований к содержанию и качеству профессиональной подготовки медицинских работников вызывают необходимость исследования педагогических аспектов их профессиональной деятельности.
Введение
Одним из приоритетных направлений политики нашего государства является сохранение и укрепление здоровья населения, с основным упором на предупреждение возникновения заболеваний и организацию превентивной помощи. Важнейшая роль при этом отводится медицинским работникам, в профессиональные обязанности которых входит не только оказание медицинской помощи, но и профилактическая работа по предупреждению заболеваний и формированию адекватного отношения к собственному здоровью. Это является вполне обоснованным, так как, по данным ВОЗ, состояние здоровья человека на 50%-53% определяется его образом жизни и только на 7%-10% - медициной.
В последние годы в отечественном здравоохранении отмечается тенденция к повышению требований к содержанию и качеству профессиональной подготовки медицинских работников как высшего, так и среднего звена. Большое внимание уделяется не только знанию специальных медицинских дисциплин, владению профессиональными медицинскими навыками и умениями, но и педагогическим аспектам профессиональной деятельности.
Актуальность рассматриваемой нами проблемы очевидна по многочисленным психолого-педагогическим исследованиям особенностей профессиональной деятельности медицинских работников, появившихся в последние годы в Республике Беларусь и странах СНГ.
Целью работы явилось исследование педагогических аспектов профессиональной деятельности медицинских работников и их отношения к этим аспектам.
В ходе исследования нами использованы следующие методы: анализ литературы и документов, беседы с медицинскими работниками, анкетирование, статистические методы.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ литературы по проблеме исследования свидетельствует, что отечественными и зарубежными учеными проведен ряд исследований по вопросам педагогической направленности профессиональной деятельности медицинских работников. В этом плане определенный интерес представляют работы В. П. Сытого, в которых автор раскрывает современный подход к педагогической медицине, ее целям, понятийному аппарату, методологии [1]. Задачи и содержание обучения в сестринском процессе рассмотрены многими авторами в пособиях по сестринскому делу [2], [3]. Работы С. И. Куликова направлены на изучение роли воспитания пациента в профессиональной деятельности врача [4]. Многочисленные исследования, проводимые учеными Западной Европы, направлены на изучение вопросов укрепления здоровья и санитарного просвещения населения [5]-[7].
Такое большое внимание, уделяемое научным исследованиям педагогических аспектов профессиональной деятельности медицинских работников, вызвано наблюдающимся процессом
интеграции лечения, обучения и воспитания пациента и его родственников, необходимостью формирования у широких слоев населения готовности к деятельности по сохранению и улучшению здоровья, ориентацией на здоровый образ жизни.
Исследования, проводимые рядом ученых в этом направлении, показывают, что знание основ педагогики позволяет осуществить качественно новый подход к пациенту и другим участникам лечебно-оздоровительного процесса, рассматривать пациента в личностном плане, оказывать воздействие на формирование здоровой личности пациента.
Педагогические знания, применяемые медицинскими работниками в профессиональной деятельности, позволяют им более глубоко познать закономерности успешной передачи профессионального и социального опыта другим участникам лечебно-оздоровительного процесса (пациенту, родственникам пациента, младшему медицинскому персоналу и др.). В этом плане основными задачами педагогики применительно к профессиональной деятельности медработников являются разработка теории и методики медико-образовательной деятельности, позволяющей осуществить качественный подход к пациенту; осуществление терапевтического взаимодействия; разработка системы воспитания здорового человека и осознанного отношения к вопросам своего здоровья и др. Медицинский работник, приступив к самостоятельной работе, должен быть готов к осуществлению педагогической деятельности с разными категориями пациентов и их родственниками.
Основными педагогическими категориями в сфере профессиональной деятельности медицинских работников выступают воспитание и обучение.
Воспитание направлено на формирование здоровой личности, привычки здорового образа жизни, отношения пациента к своему здоровью как наивысшей ценности, создание у человека мотивации к использованию оздоровительных технологий, формирование культуры здоровья. При этом воспитание осуществляется комплексно, во взаимосвязи умственного, нравственного, эстетического и патриотического аспектов.
Основными составляющими воспитания выступают:
а) воспитание сознательного отношения человека к здоровью;
б) познание и осведомленность в вопросах здоровья (необходимость предоставить человеку конкретную информацию о тех аспектах здоровья, которые он не знал; выяснить чувства и отношения человека к конкретным проблемам здоровья);
в) изменение отношения к вопросам своего здоровья и принятие ответственного решения за его состояние;
г) изменение поведения, которое заключается в выполнении принятого решения и принятии определенных шагов для решения проблемы своего здоровья;
д) социальные изменения, предусматривающие тип поведения в социуме, направленный на сохранение и укрепление своего здоровья.
Схема содержания воспитания в профессиональной деятельности медицинского работника представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Схема содержания воспитания в профессиональной деятельности
медицинского работника
Обучение в профессиональной деятельности медицинских работников представляет специально организованный процесс, связанный с восполнением недостающих у человека медицинских знаний и умений.
В качестве основных направлений, по которым следует проводить обучение, можно выделить следующие:
а) обучение элементам ухода за разными категориями пациентов (дети, тяжелобольные, умирающие и др.);
б) выполнение простейших медицинских манипуляций, позволяющих осуществить наблюдение за больными (измерение температуры тела, измерение артериального давления, подсчет частоты дыхательных движений и др.);
в) выполнение манипуляций, направленных на оказание первой помощи больным (пользование карманным ингалятором, подача увлажненного кислорода, введение инсулина посредством инъекции и др.);
г) осуществление санитарно-гигиенических мероприятий (дезинфекция предметов ухода, помещения, соблюдение правил личной гигиены и др.);
д) санитарно-просветительская работа (проведение бесед о вреде курения, наркомании, профилактике ВИЧ-инфицирования, о преимуществах рационального питания и здорового образа жизни, профилактике заболеваний, передающихся половым путем, планировании семьи) и т. д. (рисунок 2).
Основные направления обучения в профессиональной деятельности медицинских работников
обучение элементам ухода осуществление санитарно-гигиенических мероприятий
обучение выполнению простейших медицинских манипуляций оказание первой помощи больным
проведение санигарно-просветительскойработы -
Рисунок 2 - Схема содержания обучения в профессиональной деятельности
медицинского работника
Анализ литературы по исследуемой проблеме и собственный опыт работы в учреждениях здравоохранения и медицинском колледже позволяет выделить в профессиональной деятельности медицинского работника следующие педагогические функции: конструкторско-информационная, инструктивно-методическая, коммуникативная, коррективная и контрольная. Структура педагогических функций медицинского работника представлена на рисунке 3.
Педагогические функции профессиональной деятельности медицинского работника
1. Конструкторско-информационная
2. Инструктивно-методическая
3. Коммуникативная
4. Коррективная и контрольная
Рисунок 3 - Педагогические функции профессиональной деятельности медицинского работника
Рассмотрим подробнее содержание выделенных нами функций.
1. Конструкторско-информационная функция обеспечивает: а) отбор и организацию содержания информации, которая должна быть усвоена пациентами или другими участниками лечебно-оздоровительного процесса; б) проектирование деятельности, в которой информация может быть усвоена; в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия.
Используемые при этом педагогические методы: анализ литературы и документов, наблюдение, беседа, объяснение, консультации, то есть те методы работы, которые используются медицинским работником в своей ежедневной деятельности при уходе за пациентами, в профилактической работе.
2. Инструктивно-методическая - предусматривает различные виды взаимодействия медицинского работника, пациентов и других участников лечебно-оздоровительного процесса:
а) обучение приемам и способам ухода, выполнения простейших манипуляций по уходу;
б) демонстрация последовательности всех операций, составляющих то или иное сложное действие, способ деятельности, для достижения конечной цели которого медицинский работник использует разнообразные педагогические методы и средства;
в) консультации (индивидуальные или групповые) по вопросам ухода, профилактики отдельных заболеваний и вредных привычек, планированию семьи, здорового образа жизни и др.);
г) собственная деятельность и поведение в процессе непосредственного взаимодействия с пациентами и другими участниками лечебно-оздоровительного процесса.
Используемые педагогические методы: беседа, объяснение, показ, консультации, демонстрация выполнения последовательности манипуляций.
3. Коммуникативная - предполагает установление профессиональных взаимоотношений и взаимодействий медицинских работников с пациентами и другими участниками лечебно-оздоровительного процесса с учетом пола, возраста, социального положения, темперамента, физического и психического состояния и др. с использованием вербальной и невербальной коммуникации.
Используемые методы: наблюдение, беседа, анализ, опрос.
4. Коррективная и контрольная функции являются показателями контроля, служащими главным основанием для суждения о результатах проведенного взаимодействия в лечебно оздоровительном процессе, то есть обратная связь. «Обратная связь» позволяет оценивать динамику состояния пациента, внести соответствующие коррективы.
Используемые методы: анализ нормативных документов и отчетов, исследование мнения участников лечебно-оздоровительного процесса о результатах проведенной работы, тестирование, анкетирование, опрос и др.
Конечной задачей педагогики в профессиональной деятельности медицинского работника является формирование физически и психически здорового человека. Для решения этой задачи медицинские работники должны понимать важность педагогических знаний, уметь ставить общую цель и задачи обучения и воспитания при работе с пациентом, разбираться в содержании, методах и формах педагогической деятельности, умело применять педагогические знания и умения в своей профессиональной деятельности.
Успешная педагогическая деятельность медработников базируется на следующих методологических принципах:
а) двусторонний характер;
б) целостность и единство;
в) системность и комплексность;
г) совместная деятельность медработника и пациента (родственников);
д) организация, руководство и управление процессом обучения пациента медработником;
е) индивидуальный характер: учет пола, возраста, социального положения;
ж) личностный подход (учет личностных качеств, темперамента, характера и др.).
С целью выяснения отношения медицинских работников к педагогическим аспектам своей профессиональной подготовки и деятельности в учреждениях здравоохранения нами было проведено анкетирование учащихся выпускных групп Мозырского медицинского колледжа и медицинских работников, имеющих различный стаж работы в учреждениях здравоохранения. В исследовании приняли участие 73 учащихся медсестринского отделения учреждения образования «Мозырский государственный медицинский колледж» (УО «МГМК»); 84 студента биологического факультета заочной формы обучения учреждения образования «Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина» (УО «МГПУ им. И. П. Шамякина»), работающих в учреждениях здравоохранения Беларуси; 25 врачей и 112 медицинских работников среднего звена, работающих в учреждениях здравоохранения городов Мозыря, Минска, Калинковичи. Респондентам было предложено ответить на ряд предоставленных в анкете вопросов следующим образом: «да», «нет», «затрудняюсь ответить».
На наш взгляд, определенный интерес представило одновременное исследование мнений указанных респондентов о степени значимости в профессиональной деятельности медицинского работника знания основ психологии. Для этого мы включили в анкету несколько вопросов, позволяющих исследовать мнение учащихся, студентов биофака и работников практического здравоохранения о значимости психологии в профессиональной деятельности медицинского работника.
Результаты проведенного исследования приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 - Результаты анкетирования учащихся медсестринского отделения УО «МГМК»
и студентов биологического факультета УО «МГПУ им. И. П. Шамякина»
«Роль педагогических знаний в профессиональной деятельности медицинского работника»
Предлагаемый вопрос Учащиеся медколледжа (73) Студенты биофака (84)
Варианты ответов, количество человек / (%)
да нет затр. отв. да нет затр. отв.
1 2 3 4 5 6 7
1. Считаете ли Вы, что знание основ педагогики необходимо для успешной деятельности медицинских работников? 5/ (6,8%) 51/ (69,9%) 17/ (23,3%) 44/ (52,4%) 12/ (14,3%) 28/ (33,3%)
2. Считаете ли Вы, что знание основ психологии необходимо для успешной деятельности медицинских работников? 47/ (64,4%) 12/ (16,4%) 14/ (19,2%) 57/ (67,9%) 2/ (2,4%) 25/ (29,7%)
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4 5 6 7
3. Владеете ли Вы необходимыми педагогическими знаниями? 40/ (54,8%) 4/ (5,5%) 29/ (39,7%) 60/ (71,4%) 4/ (4,8%) 20/ (23,8%)
4. Используете ли Вы эти знания в профессиональной деятельности? 15/ (20,5%) 7/ (9,6%) 51/ (69,9%) 60/ (71,4%) 5/ (5,9%) 19/ (22,5%)
5. Считаете ли Вы себя подготовленными к педагогической деятельности в системе УЗ? 15/ (20,5%) 12/ (16,4%) 46/ (63,0%) 58/ (69,0%) 4/ (4,8%) 22/ (26,2%)
6. По Вашему мнению, существует ли необходимость подготовки медицинских работников в вопросах педагогики? 12/ (16,4%) 12/ (18,4%) 49/ (67,1%) 69/ (82,1%) 6/ (7,1%) 9/ (10,8%)
7. По Вашему мнению, существует ли необходимость подготовки медицинских работников в вопросах психологии? 41/ (56,2%) 10/ (13,7%) 22/ (30,1%) 72/ (85,7%) 2/ (2,4%) 10/ (11,9%)
Исследование мнений студентов биологического факультета УО «МГПУ им. И. П. Шамя-кина» по вопросам значения педагогики в профессиональной деятельности медицинского работника показало, что большинство респондентов считают эти знания необходимыми и полезными для успешного выполнения профессиональных обязанностей, владеют этими знаниями и используют их в своей профессиональной деятельности. В то же время большинство учащихся медицинского колледжа негативно относятся к знаниям основ педагогики, не считают их необходимыми для успешной трудовой деятельности. Так, на вопрос «Считаете ли Вы, что знание основ педагогики необходимо для успешной деятельности медицинских работников?», утвердительно ответило 6,8% учащихся медколледжа и 52,4% студентов биофака, а отрицательно - 69,9% учащихся медколледжа и 14,3% студентов биофака. На вопрос «Считаете ли Вы себя подготовленными к педагогической деятельности в системе УЗ?» положительно ответили 20,5% учащихся медколледжа и 69% студентов биофака. На необходимость осуществлять подготовку медицинских работников по вопросам педагогики указали 16,4% учащихся медколледжа и 82,1% студентов биофака.
Таблица 2 - Результаты анкетирования работников практического здравоохранения «Роль педагогических знаний в профессиональной деятельности медицинского работника»
Предлагаемый вопрос Врачи (25) Медработники среднего звена (112)
Варианты ответов количество человек / (%)
да нет затр. отв. да нет затр. отв.
1 2 3 4 5 6 7
1. Считаете ли Вы, что знание основ педагогики необходимо для успешной деятельности медицинских работников? 3/ (12,0%) 9/ (36,0%) 13/ (52,0%) 21/ (18,8%) 22/ (19,6%) 69/ (61,6%)
2. Считаете ли Вы, что знание основ психологии необходимо для успешной деятельности медицинских работников? 12/ (48,0%) 5/ (20,0%) 8/ (32,0%) 88/ (78,6%) 5/ (4,5%) 19/ (16,9%)
3. Владеете ли Вы необходимыми педагогическими знаниями? 10/ (40,0%) 6/ (24,0%) 9/ (36,0%) 35/ (31,2%) 29/ (25,9%) 48/ (42,9%)
4. Используете ли Вы эти знания в профессиональной деятельности? 9/ (36,0%) 3/ (12,0%) 13/ (52,0%) 37/ (33,0%) 21/ (18,8%) 54/ (48,2%)
5. Считаете ли Вы себя подготовленными к педагогической деятельности в системе УЗ? 11/ (44,0%) 6/ (24,0%) 8/ (32,0%) 25/ (22,3%) 19/ (16,9%) 68/ (60,8%)
Продолжение таблицы 2
1 2 3 4 5 6 7
6. По Вашему мнению, существует ли необходимость подготовки медицинских работников в вопросах педагогики? 15/ (60,0%) 4/ (16,0%) 6/ (24,0%) 42/ (37,5%) 31/ (27,7%) 39/ (34,8%)
7. По Вашему мнению, существует ли необходимость подготовки медицинских работников в вопросах психологии? 19/ (76,0%) 1/ (4,0%) 5/ (20,0%) 64/ (57,1%) 21/ (18,8%) 27/ (24,1%)
Проведенное исследование мнений работников практического здравоохранения по вопросам значения педагогики в профессиональной деятельности медицинского работника показало, что большая часть врачей и медицинских работников со средним образованием учреждений здравоохранения нашей республики не уверены в необходимости педагогических знаний для своей успешной деятельности. В то же время многие медицинские работники считают, что в достаточном объеме владеют педагогическими знаниями, считают себя подготовленными к педагогической деятельности в системе УЗ и используют педагогические знания в профессиональной деятельности. На заданный вопрос «Считаете ли Вы, что знание основ педагогики необходимо для успешной деятельности медицинских работников?», большая часть респондентов затруднилась ответить (52% врачей и 61,6% медработников со средним образованием). В то же время 40% врачей и 31,2% медработников со средним образованием считают, что владеют этими знаниями, а 36% врачей и 33% медработников со средним образованием используют их в профессиональной деятельности. Считают себя подготовленными к педагогической деятельности в системе учреждений здравоохранения 44,0% врачей и 22,3% медработников со средним образованием. На необходимость подготовки медицинских работников в вопросах педагогики указали 60,0% врачей и 37,5% медработников со средним образованием.
Исследование мнений респондентов по вопросам психологии показало, что большинство оппонентов указывают на необходимость медицинским работникам этих знаний.
Выводы
1. Происходящая в последние годы интеграция лечения, обучения и воспитания вызывает необходимость формирования педагогической направленности профессиональной деятельности медицинских работников, выполнение ими функций педагога и воспитателя.
2. Основными педагогическими категориями в сфере профессиональной деятельности медицинских работников выступают воспитание и обучение, основными задачами которых являются формирование здоровой личности пациента, воспитание сознательного отношения человека к здоровью и восполнение недостающих у него медицинских знаний и умений.
3. В педагогической деятельности медицинских работников можно выделить следующие педагогические функции: конструкторско-информационная, инструктивно-методическая, коммуникативная, коррективная и контрольная.
4. Несмотря на очевидную важность педагогической направленности в профессиональной деятельности медицинских работников, не все специалисты отечественной сферы здравоохранения осознают ее необходимость и важность для своей работы.
5. Исследование мнений студентов заочной формы обучения биологического факультета УО «МГПУ им. И. П. Шамякина», работающих в учреждениях здравоохранения республики, по вопросам значения педагогики в их профессиональной деятельности показало, что большинство респондентов считают эти знания необходимыми для успешного выполнения профессиональных обязанностей, владеют этими знаниями и используют их в своей профессиональной деятельности. В то же время большинство учащихся медицинского колледжа не в полной мере осознают важность педагогических знаний для своей профессиональной деятельности.
6. Проведенное исследование мнений работников практического здравоохранения по вопросам значения педагогики в профессиональной деятельности медицинского работника показало, что большая часть врачей и медицинских работников со средним образованием учреждений здравоохранения нашей республики не уверены в необходимости педагогических знаний для своей успешной деятельности.
7. Исследование мнений медицинских работников по вопросам значения знаний в области медицинской психологии в их профессиональной деятельности показало, что большинство респондентов указывают на необходимость этих знаний.
8. Формированию педагогических знаний у учащихся медицинских колледжей и работников практического здравоохранения способствует введение факультативного курса «Основы педагогики в профессиональной деятельности медицинских работников» в медицинском колледже и аналогичного курса при переподготовке медицинских работников на курсах повышения квалификации.
Литература
1. Сытый, В. П. Современный взгляд на педагогическую медицину / В. П. Сытый // Медико-педагогические проблемы охраны здоровья учащихся и безопасности жизнедеятельности : материалы Респ. науч.-практ. конф. / БГПУ им. М. Танка. - Минск, 2011. - С. 117-120.
2. Медицинская сестра и социально значимый пациент: основы сестринской педагогики и повышения профессионального мастерства / Т. В. Матвейчик [и др.]. - Минск : Департамент исполнения наказаний МВД Республики Беларусь, 2005. - 162 с.
3. Хейфец, А. С. Обзор и анализ инноваций в реформировании сестринского дела в леч.-проф. учреждениях России / А. С. Хейфец // Главн. мед. сестра. - 2002. - №№ 10-12 ; 2003. - №№ 1, 3.
4. Куликов С.И. Педагогические основания профессиональной деятельности современного врача : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2011. - 15 с.
5. Adair, J. The action centred leader. The Industrial Society / J. Adair. - London, 1988.
6. Rowson, R. H. An introduction to ethics for nurses / R. H. Rowson. - Harrow, Scutari Press, 1990.
7. Salvage, J. Nursing in Action: Strengthening nursing and midwifery to support health for all / J. Salvage. -Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 1993 (WHO Regional Publications, European Series, no. 48).
Summary
Changes occurring in recent years in domestic health care, preventive orientation of medicine, integration of processes of treatment, training and education of the patients, being noted tendency to increase of requirements to the contents and quality of vocational training of medical workers becomes the reason of need of research of pedagogical aspects of their professional activity.
Поступила в редакцию 13.11.13