Научная статья на тему 'Перспективы развития высшего сестринского образования в России'

Перспективы развития высшего сестринского образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1430
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ СЕСТРИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER NURSING EDUCATION / МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА-БАКАЛАВР / МОДЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MODEL OF NURSING EDUCATION / ФГОС ВСО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ / HNE OF NEW GENERATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITIES / MEDICAL BACHELOR-NURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Двойников Сергей Иванович, Бражников А. Ю., Камынина Н. Н.

В статье анализируется состояние высшего сестринского образования (ВСО) в России в настоящее время. Выявляются причины необходимости изменений в подготовке специалистов в этой области. Акцентируется внимание на имеющемся зарубежном опыте подготовки медицинских сестер-бакалавров. Предлагается и обосновывается современная модель обучения медицинских сестер-бакалавров в нашей стране. Определены основные виды и задачи их профессиональной деятельности. Предлагаемая модель ВСО и будущие специалисты — бакалавры сестринского дела — будут востребованы системой здравоохранения на должностях, предусмотренных существующей в настоящее время нормативноправовой базой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Двойников Сергей Иванович, Бражников А. Ю., Камынина Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The outlook for the development of higher nursing education in Russia

The paper analyses the present day situation in the field of higher nursing education in Russia. The causes necessitating changes in the system of higher nursing education are elicited. The paper draws readers’ attention to the foreign system of bachelor-nurses’ education. The up-to-date model of medical bachelor-nurses’ training in this country is presented and substantiated. The authors define the main types and objectives of their professional activities. The presented model of higher nursing education will help future bachelor-nurses to get positions specified by the present day standard-legal base.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития высшего сестринского образования в России»

КАДРОВОЕ РАЗВИТИЕ

ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

Двойников Сергей Иванович — директор Института сестринского образования ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет Росздрава», главный внештатный специалист-эксперт Минздравсоцразвития России по управлению сестринской деятельностью Телефон: (846) 332-54-06 E-mail: [email protected]

С.И. Двойников1, А.Ю. Бражников2, Н.Н. Камынина2

Перспективы развития высшего сестринского образования в России

S.I. Dvoynikov1, A.Yu. Brazhnikov2, N.N. Kamynina2

The outlook for the development of higher nursing education in Russia

The paper analyses the present day situation in the field of higher nursing education in Russia. The causes necessitating changes in the system of higher nursing education are elicited. The paper draws readers' attention to the foreign system of bachelor-nurses' education. The up-to-date model of medical bachelor-nurses' training in this country is presented and substantiated. The authors define the main types and objectives of their professional activities. The presented model of higher nursing education will help future bachelor-nurses to get positions specified by the present day standard-legal base.

Key words

• Higher nursing education

• Medical bachelor-nurse

• Model of nursing education

• HNE of new generation

• Professional activities

1 ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет Росздрава»

2 ГОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздравсоцразвития России»

1 Samara State Medical University

2 I.M. Sechenov First Moscow State Medical University

В статье анализируется состояние высшего сестринского образования (ВСО) в России в настоящее время. Выявляются причины необходимости изменений в подготовке специалистов в этой области. Акцентируется внимание на имеющемся зарубежном опыте подготовки медицинских сестер-бакалавров. Предлагается и обосновывается современная модель обучения медицинских сестер-бакалавров в нашей стране. Определены основные виды и задачи их профессиональной деятельности. Предлагаемая модель ВСО и будущие специалисты — бакалавры сестринского дела — будут востребованы системой здравоохранения на должностях, предусмотренных существующей в настоящее время нормативно-правовой базой.

Ключевые слова

• Высшее сестринское образование

• Медицинская сестра-бакалавр

• Модель сестринского образования

• ФГОС ВСО нового поколения

• Профессиональная деятельность

^стояние высшего сестринского образования (ВСО) на сегодняшний день

С 1991 г. в России ведется подготовка медицинских сестер с высшим образованием. Основной целью были обеспечение этой отрасли специалистами для реформирования сестринского дела на основе внедрения современных сестринских технологий, соответствующие подготовка, обучение сестринского персонала и управление им.

В соответствии с поставленной целью основными направлениями подготовки государственного образовательного стандарта первого поколения стали психолого-педагогическое и административно-управленческое, а квалификация, присваиваемая выпускникам, была определена как «менеджер» при сохранении специальности «сестринское дело». Поскольку на момент открытия специальности в России существовала только одноуровневая система высшего образования, уровень подготовки был определен как «специалист».

Учитывая необходимость подготовки руководящих сестринских кадров из числа лиц, уже владеющих профессией медицинской сестры, прием на факультеты ВСО был ограничен только абитуриентами, имеющими среднее медицинское образование, а срок обучения по очной форме сокращен до 4 лет против минимальных 5, принятых в то время для подготовки специалистов с высшим образованием. В настоящее время факультеты ВСО работают в 45 вузах России: в 36 государственных медицинских вузах Минздравсоцразвития России, 7 государственных и 2 негосударственных вузах Минобрнауки России.

Общее число обучающихся студентов в настоящее время составляет 10 287 человек, в том числе 635 студентов (6%) учится на очной форме обучения, 968 человек (9%) — на очно-заочной (вечерней) и 9125 (85%)— на заочной форме обучения. Больше всего обучающихся (700 человек) — в Санкт-Петербургской медицинской академии им. И.И. Мечникова, чуть меньше — в Первом Московском государственном медицинском университете

им. И.М. Сеченова (647 студентов) и Самарском государственном медицинском университете (615 студентов). Общее число выпускников за все годы обучения составило 20 009 человек.

На сегодняшний день в соответствии с действующим приказом Минздравсоцразвития России № 415н от 07.07.2009 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» выпускники факультетов ВСО (после прохождения интернатуры по специальности «Управление сестринской деятельностью») могут занимать следующие должности: заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника) учреждения здравоохранения; главная медицинская сестра; главная акушерка; главный фельдшер; директор хосписа; директор дома сестринского ухода; руководитель структурного подразделения (сестринского ухода, медицинской профилактики, медицинской статистики, организационно-методического); врач-статистик; врач-методист. В настоящее время 6812 выпускников факультетов ВСО (34%) работают в системе здравоохранения на должностях в соответствии с полученным образованием.

С чем связана необходимость изменений? Существующая система подготовки пришла в противоречие с правовыми основами отечественного образования, а именно п. 3 ст. 24 Закона «Об образовании»:

«Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также лица, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата, могут получать высшее профессиональное образование по таким программам. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается».

Единственным способом сохранить высшее сестринское образование является его перевод

на 2-уровневую систему «бакалавр—магистр». Вопрос о сопоставлении существующей системы ВСО с системой «бакалавр—магистр» рассматривался в 2006 г. на совещании деканов факультетов ВСО образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования Росздрава с участием экспертов Всемирной организации здравоохранения.

В ходе совещания было отмечено, что необходимо изучить зарубежный опыт подготовки медицинских сестер-бакалавров, так как он перспективен для России. Заключение было основано на анализе трудоемкости и содержания образовательной программы подготовки бакалавров сестринского дела и видов их деятельности за рубежом. Данное решение поддержали эксперты ВОЗ, принимавшие участие в совещании.

Анализ зарубежного сестринского образования показывает, что общей его тенденцией является движение в сторону ВСО. В странах, где ведется подготовка бакалавров сестринского дела, уровень бакалавра рассматривается как базовая сестринская подготовка, открывающая «вход» в специальность. Переход сестринского образования на университетский уровень, как правило, происходит эволюционно, с параллельным существованием образовательных программ разного уровня.

При этом нужно отметить, что наличие степени бакалавра не дает медицинской сестре формального преимущественного права на занятие каких-либо должностей. Медицинские сестры-бакалавры и сестры, не имеющие степени бакалавра (базовый уровень подготовки), имеют одинаковые лицензии и могут претендовать на одни и те же должности. Наличие степени бакалавра рассматривается как конкурентное преимущество на рынке труда, позволяющее занять при прочих равных условиях более престижные и высокооплачиваемые рабочие места.

Как показали зарубежные исследования, более высокий образовательный уровень способствует большей лояльности к профессии. Медицинские сестры, получившие степень бакалавра, реже уходят из профессии, чем ме-

дицинские сестры с более низким уровнем образования, даже в том случае, когда они занимают одинаковые должности и получают одинаковую зарплату.

Возможная модель ВСО. В основе модели ВСО лежит предусмотренная российским законодательством 2-уровневая система высшего профессионального образования:

• Бакалавр — 4 года.

• Магистр — 2 года.

В связи с этим в апреле 2010 г. нами был разработан проект ФГОС подготовки бакалавров по специальности «сестринское дело», в мае 2010 г. данный стандарт мы представили в Министерство образования и науки РФ. Стандарт был разработан в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в редакциях, действующих в настоящее время.

В соответствии с ФГОС нового поколения нормативный срок обучения по очной форме составляет 4 года, общая трудоемкость освоения основной образовательной программы — 240 зачетных единиц. При этом предусмотрена возможность сокращенной (до 2 лет) программы бакалавриата для лиц со средним медицинским образованием соответствующего профиля. Так, лица, имеющие среднее медицинское образование по специальностям: «сестринское дело», «лечебное дело», «акушерское дело» могут продолжить обучение по основной образовательной программе бакалавриата, начиная с 3-го курса. Предусмотрено освоение основной образовательной программы бакалавриата и по очно-заочной (вечерней) форме обучения.

Проект стандарта предусматривает следующие основные виды профессиональной деятельности медицинской сестры-бакалавра:

• лечебно-диагностическую;

• реабилитационную;

• медико-профилактическую;

• организационно-управленческую;

• исследовательскую.

В то же время конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится

бакалавр, могут определяться высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

Определены следующие задачи профессиональной деятельности бакалавров:

В области лечебно-диагностической деятельности:

• участие в лечебно-диагностической помощи пациентам различных возрастных групп в условиях стационара и поликлиники;

• организация и осуществление сестринского ухода в стационаре и на дому;

• оценка состояния пациента и оказание неотложной доврачебной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях;

• медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения.

В области реабилитационной деятельности:

• проведение реабилитационных программ и мероприятий;

• организация сестринского обеспечения реабилитационной работы.

В области профилактической деятельности:

• проведение мер по укреплению и поддержанию здоровья населения различных возрастных групп;

• организация обучения и контроль обучен-ности пациента и его окружения;

• выявление физических, психических, социальных, экологических, этнических факторов риска для здоровья пациента и консультирование населения по вопросам уменьшения их влияния на здоровье;

• обеспечение безопасной больничной среды; обучение пациента и его семьи поддержанию здоровья в различные возрастные периоды, уходу и самоуходу, здоровому образу жизни;

• обеспечение работы отделения (кабинета) профилактики, центра здоровья.

В области организационно-управленческой деятельности:

• ведение учетно-отчетной медицинской документации;

• организация работы сестринских служб различных уровней;

• внедрение инновационных технологий в сестринской деятельности;

• организация сбора и обработки медико-статистических данных;

• разработка методических и обучающих материалов для подготовки и профессионального развития сестринских кадров.

В области исследовательской деятельности:

• анализ научной литературы и официальных статистических обзоров;

• проведение научно-практических исследований в области сестринского дела и общественного здоровья.

ФГОС нового поколения по специальности «сестринское дело» (квалификация «бакалавр») существенным образом отличается по направленности, содержанию и методологии от хорошо известного нам, действующего в настоящее время ГОС ВСО второго поколения. Существенные особенности имеет профессиональная подготовка будущих сестер-бакалавров. Так, профессиональный блок дисциплин включает в себя как предметы базовой подготовки медицинской сестры (в соответствии с утвержденным ФГОС СПО нового поколения по специальности «сестринское дело»), так и дисциплины, входящие в программу подготовки специалиста с ВСО (из стандарта второго поколения): психология в профессиональной деятельности, педагогика с методикой преподавания, теория управления, менеджмент в сестринском деле, маркетинг в здравоохранении, медицинское и фармацевтическое товароведение, организация профилактической работы с населением, статистический учет в здравоохранении, стандартизация в здравоохранении, общественное здоровье.

В специальный блок дисциплин входят в основном дисциплины базовой подготовки медицинской сестры: теория сестринского дела; основы сестринского дела; сестринское дело в терапии, педиатрии, хирургии, акушерстве и гинекологии, психиатрии и курсе наркологии, гериатрии, при инфекционных болезнях и курсе ВИЧ-инфекции; основы реабилитации.

Положительные стороны практической реализации ФГОС нового поколения по специальности «сестринское дело». На сегодняшний день во всех регионах РФ имеется дефицит кадров специалистов сестринского дела, в связи с этим подготовка медицинских сестер-бакалавров, начиная со школьной скамьи, позволит частично восполнить дефицит сестринских кадров.

Подготовка бакалавров по сокращенной программе из числа специалистов со средним медицинским образованием (специальности «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело») позволит сохранить их в здравоохранении и развиться в профессиональном плане.

Изменение критериев приема на бакалавриат позволит осуществлять перевод в установленном порядке со специальности на специальность тех студентов, которые по каким-либо причинам не способны продолжать обучение на врачебных факультетах. Это нововведение также дает возможность получения ВСО как второго высшего образования.

В стратегическом плане введение бакалавриата должно привести к модернизации среднего медицинского образования. При введении в образовательную систему прикладного бакалавриата, апробация которого в других специальностях сейчас проводится Минобрнауки России, ведущие медицинские колледжи смогут претендовать на право реализации таких программ.

Место бакалавров сестринского дела в системе здравоохранения

Как указывалось выше, в мировой практике уровень бакалавра рассматривается в большинстве случаев как уровень базовой, общей сестринской подготовки. Очевидно, что российская модель не должна отклоняться от основных мировых тенденций.

В связи с этим может возникнуть вопрос о необходимости бакалавриата как такового. При 4-летнем обучении сестер-бакалавров против 3-летней подготовки медицинских сестер в системе СПО различие в структуре и содер-

жании основных образовательных программ будет заключаться в первую очередь в объеме гуманитарно-социальной и фундаментальной подготовки. В течение 3-го и 4-го года обучения студентам даются глубокие знания по блокам психолого-педагогических и административно-управленческих дисциплин. В результате мы получим медицинскую сестру с более развитыми общекультурными и социально-личностными компетенциями, а в профессиональном плане — владеющую навыками работы в коллективе и руководства данным коллективом.

Однако нужно учитывать, что целью высшего сестринского образования должно быть не только обеспечение отрасли высококвалифицированными сестринскими кадрами.

Помимо готовности к выполнению своих профессиональных обязанностей, современная медицинская сестра должна обладать способностью к быстрой адаптации к инновационным изменениям в медицине, что обеспечивается уровнем общекультурного и личностного развития и глубиной фундаментальной подготовки. Получение высшего образования ведет к повышению социального статуса медицинской сестры, что способствует повышению лояльности к профессии.

Роль и место бакалавров в здравоохранении должны определять содержание их подготовки. Бакалавры—это будущие медицинские сестры для высокотехнологичной помощи, медицин-ские сестры, работающие автономно: школьная медицина, профессиональная медицина; медицинские сестры общественного здравоохранения — специалисты по укреплению здоровья и профилактике.

Из медицинских сестер-бакалавров может формироваться первичный уровень управленческого звена сестринской службы — старшие медицинские сестры. Следующее возможное направление деятельности — профилактическая работа с населением, в первую очередь в создаваемых в настоящее время школах здоровья. Бакалавры могут претендовать на должности в соответствии с действующим приказом Минздравсоцразвития России № 415н и 451н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.