Научная статья на тему 'К вопросу разработки программы формирования психологической готовности к профессиональной деятельности студентов специальности «Акушерское дело»'

К вопросу разработки программы формирования психологической готовности к профессиональной деятельности студентов специальности «Акушерское дело» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
214
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSYCHOLOGICAL READINESS / COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL READINESS / THE PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL PREPARATION / PSYCHOLOGICAL SUPPORT SKILLS / MIDWIFERY STUDENTS / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ / ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / НАВЫКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ / СТУДЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АКУШЕРСКОЕ ДЕЛО»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шумовская Ольга Александровна

Введение. Известно, что акушерское направление в медицинской деятельности является особой областью, в которой психологическая компетентность специалистов влияет не только на деонотологические аспекты профессиональной деятельности, но и на эффективность лечебного процесса. При этом в настоящее время наблюдается противоречие между современными тенденциями в развитии здравоохранения, направленными на учёт психологических факторов в лечебном процессе, и системой профессионального образования специалистов данного профиля, не предусматривающей необходимой психологической подготовки. Методы и материалы. Для исследования данной проблемы был проведён анализ научно-теоретических аспектов формирования программы психологической готовности к профессиональной деятельности студентов специальности «Акушерское дело». Результаты исследования. В результате проведённого исследования было выявлено, что психологическая готовность как комплексное образование предусматривает системный подход к разработке программы по её формированию. Основные составляющие программы должны соответствовать основным компонентам психологической готовности. В результате анализа литературы на исследуемую тему была разработана программа формирования психологической готовности будущих акушеров(-к) с учётом современных научно-теоретических аспектов данной проблемы. Заключение. Системный подход к разработке программы психологической подготовки будущих акушеров(-к) позволяет включить дополнительные знания и навыки в уже существующую систему психологической подготовки будущих акушеров(-к), где раздел медицинской и перинатальной психологии логично будет следовать за разделом общей психологии и психологии общения, предусмотренный действующим образовательным стандартом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шумовская Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of Developing a Program for the Formation of Psychological Readiness of Midwifery Students for the Professional Activity

Introduction . Obstetrics is known to be a special area of medical science, in which psychological competence of experts influences not only the deontological aspects of professional activity but also the effectiveness of treatment. At present, however, there is a contradiction between the current trends in the development of health care aimed at considering psychological factors in the treatment process and the system of professional education of specialists in this field, which does not provide the necessary psychological training. Methods and materials. To study this problem, the scientific and theoretical aspects of the development of psychological readiness of midwifery students for professional activity were analyzed. Research result. The study has revealed that psychological readiness as part of the comprehensive education provides a systemic approach to the development of the program for its formation. The main components of the program should correspond to the main components of psychological readiness. Based on an analysis of the literature on the topic in question, a program was developed for the formation of psychological readiness of future obstetricians, given the modern scientific and theoretical aspects of this issue.Conclusion. The systemic approach to the development of the training program for future obstetricians allows including additional knowledge and skills in the already existing system of psychological training of future obstetricians, where the section of medical and perinatal psychology will logically follow the section of general psychology and psychology of communication according to the current educational standard.

Текст научной работы на тему «К вопросу разработки программы формирования психологической готовности к профессиональной деятельности студентов специальности «Акушерское дело»»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 159.9+618

К вопросу разработки программы формирования психологической готовности к профессиональной деятельности студентов специальности «Акушерское дело»

О. А. Шумовская

Иркутская городская клиническая больница № 1, г. Иркутск

Аннотация. Введение. Известно, что акушерское направление в медицинской деятельности является особой областью, в которой психологическая компетентность специалистов влияет не только на деонотологические аспекты профессиональной деятельности, но и на эффективность лечебного процесса. При этом в настоящее время наблюдается противоречие между современными тенденциями в развитии здравоохранения, направленными на учёт психологических факторов в лечебном процессе, и системой профессионального образования специалистов данного профиля, не предусматривающей необходимой психологической подготовки. Методы и материалы. Для исследования данной проблемы был проведён анализ научно-теоретических аспектов формирования программы психологической готовности к профессиональной деятельности студентов специальности «Акушерское дело». Результаты исследования. В результате проведённого исследования было выявлено, что психологическая готовность как комплексное образование предусматривает системный подход к разработке программы по её формированию. Основные составляющие программы должны соответствовать основным компонентам психологической готовности. В результате анализа литературы на исследуемую тему была разработана программа формирования психологической готовности будущих аку-шеров(-к) с учётом современных научно-теоретических аспектов данной проблемы. Заключение. Системный подход к разработке программы психологической подготовки будущих акушеров(-к) позволяет включить дополнительные знания и навыки в уже существующую систему психологической подготовки будущих акушеров(-к), где раздел медицинской и перинатальной психологии логично будет следовать за разделом общей психологии и психологии общения, предусмотренный действующим образовательным стандартом.

Ключевые

слова: психологическая готовность, компоненты психологиче-

ской готовности, программа психологической подготовки, навыки психологической поддержки, студенты специальности «Акушерское дело».

Для цитирования: Шумовская О. А. К вопросу разработки программы формирования психологической готовности к профессиональной деятельности студентов специальности «Акушерское дело» // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 2 (43). С. 113-123. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-113123

Благодарности Автор выражает благодарность рецензентам ста-

тьи.

Дата поступления статьи в редакцию:

14 ноября 2018 г. Введение. Современные тенденции развития медици-

ны, развитие психосоматического подхода к лечению ряда заболеваний предъявляют особые требования к психологической подготовке специалистов медицинского направления и, в частности, требуют включения в образовательную программу не только обучения навыкам медицинской помощи, но и элементарной психологической.

Акушерское направление в медицинской деятельности является областью, в которой психологическая компетентность специалистов влияет не только на эффективность лечебного процесса, но и нередко на его безопасность [4]. Ряд публикаций свидетельствует о том, что информационная и эмоциональная поддержка женщин во время беременности, родов и после родов способствуют профилактике психосоматических нарушений, в частности таких, как слабость и дискоординация родовой деятельности, послеродовые транзиторные психоэмоциональные нарушения и т. д. [14; 17]. Профессиональная деятельность акушеров-гинекологов, акушеров(-к), по мнению авторов, должна включать в себя элементы психологической помощи, особенно в кризисных перинатальных ситуациях.

Анализируя законодательные документы Министерства здравоохранения РФ, можно отметить, что современная стратегия оказания помощи в родах направлена на повышение естественности протекания физиологических родов, послеродового периода с учётом психологических потребностей пациентов, что также требует особого внимания к психологической подготовке специалистов акушерского направления [11; 12]. При этом важно отметить,

что основные виды деятельности, к которым готовят специалистов, согласно государственному образовательному стандарту специальности «Акушерское дело», направлены на осуществление медицинской и социальной помощи, однако осуществление элементов психологической помощи не предусмотрено. Кроме того, требования образовательного стандарта к содержанию психологических дисциплин ограничиваются основами общей и социальной психологии с акцентом на работу в конфликтных ситуациях. Информация об основах медицинской и перинатальной психологии в программах данных дисциплин отсутствует [13].

Таким образом, в настоящее время наблюдается противоречие между современными тенденциями в развитии здравоохранения, направленными на учёт психологических факторов в лечебном процессе, и системой профессионального образования специалистов данного профиля, не предусматривающей необходимой психологической подготовки.

Целью настоящей работы является рассмотрение научно-теоретических аспектов и практических рекомендаций, которые можно использовать при разработке программы по формированию психологической готовности студентов специальности «Акушерское дело» к профессиональной деятельности.

Обзор литературы. Всё чаще исследователи обращают своё внимание на психологическую готовность студентов медицинских образовательных учреждений как специалистов помогающей профессии. При этом феномен психологической готовности рассматривается большинством авторов как комплексное проявление личности, имеющее динамическую структуру, между компонентами которой существуют функциональные зависимости [10]. Выделяют следующие основные структурные компоненты «готовности» к профессиональной деятельности: мотивационный, или ценностно-мотивационый; эмоциональный, когнитивный, операционально-деятельностный. При этом ряд авторов отмечает доминирующую роль мотивационного компонента в качестве направляющего образования в целостной структуре готовности [5; 6; 8; 16].

Психологическая готовность специалистов акушерско-гинекологической службы является малоизученной областью. Отдельные аспекты психологической готовности специалистов акушерско-гинекологической службы рассматривают Ж. Р. Гарданова, Т. К. Глебова, Д. Хаджиделева, М. С. J. Doma. М. S. ^еЬу и др. [2; 3; 15; 18; 19].

Специфика профессиональной деятельности медицинских работников аку-шерско-гинекологической службы заключается в необходимости выстраивать и поддерживать контакт с пациентами в эмоционально-напряжённых ситуациях. При этом, по мнению ряда авторов, важными профессиональными способностями являются способности к проявлению эмпатии, с одной стороны, и контроль своих чувств и поведенческих реакций, с другой стороны. Кроме того, современные исследования отмечают необходимость формирования у работников акушерской службы навыков оказания психологической поддержки пациентам [1].

Таким образом, основные направления психологической подготовки будущих акушеров(-к) должны включать в себя развитие профессионально важных личностных качеств и способностей, а также развитие навыков оказания психологической поддержки пациентам. При этом результатом данной подготовки

является формирование психологической готовности к выполнению предстоящей деятельности.

Согласно теоретическим положениям психологическая готовность как комплексное образование предусматривает системный подход к разработке программы по её формированию. Основные составляющие программы, на наш взгляд, должны соответствовать основным компонентам психологической готовности. Таким образом, можно отметить следующие основные направления программы по формированию психологической готовности студентов специальности «Акушерское дело»:

- ценностно-мотивационное направление (включает в себя формирование профессиональных ценностей и мотивов);

- эмоциональное направление (включает в себя способность к самоконтролю, способности к проявлению эмпатии, эмоциональное отношение к профессиональной деятельности, в целом, и к отдельным профессиональным обязанностям, в частности);

- когнитивное направление (психологические знания);

- операционально-деятельностное направление (психологические умения и навыки).

Ряд авторов выделяет мотивационный (или ценностно-мотивационный) компонент психологической готовности как центральный в структуре психологической готовности к профессиональной деятельности, поэтому ценност-но-мотивационное направление может рассматриваться как центральное и системообразующее в структуре данной программы. Таким образом, реализация ценностно-мотивационного направления программы должна осуществляться в ходе реализации каждого из направлений (эмоциональное, когнитивное, опе-рационально-деятельностное).

Методы и материалы. С целью исследования проблемы психологической готовности студентов специальности «Акушерское дело» был проведён анализ современной литературы, а также методических рекомендаций в рамках разработки программ по формированию психологической готовности студентов медицинских специальностей.

Результаты. В результате анализа литературы на исследуемую тему была разработана программа формирования психологической готовности будущих акушеров(-к) с учётом современных научно-теоретических аспектов данной проблемы.

Основная цель программы - достижение оптимального уровня психологической готовности к профессиональной деятельности студентов специальности «Акушерское дело». Под оптимальным уровнем психологической готовности мы понимаем сформированность основных её компонентов: ценностно-моти-вационного, эмоционального, когнитивного, операционально-деятельностно-го.

Рассмотрим основные показатели сформированности компонентов в структуре психологической готовности будущих акушеров.

Показатели сформированности ценностно-мотивационного компонента:

- в иерархии жизненных ценностей будущей акушерки, на наш взгляд, среди приоритетных должна быть ценность материнства. Это обусловлено, по нашему мнению, тем, что ценности как внешнее, социально обусловленное яв-

^ГАУДПОПГОГ

ление только в случае признания субъектом их личностной значимости могут выступать в качестве мотива поведения. Соответственно, признанная ценность материнства, вероятно, будет способствовать формированию профессионального мотива, побуждающего к оказанию психологической поддержки женщинам во время беременности, родов, послеродового периода и т. д.;

- сформированность и конструктивность профессиональных мотивов. Конструктивность профессиональных мотивов проявляется в их общественной значимости (желание лечить людей, ослабить страдания пациентов и т. д.).

Показатели сформированности эмоционального компонента:

- проявление в большей степени положительных эмоций по отношению к профессии, в целом, и медицинскому сопровождению беременности, родов, послеродового периода, в частности;

- развитая способность к проявлению эмпатии, данные способности являются необходимыми для оказания психологической поддержки пациентам;

- развитая способность к самоконтролю. На наш взгляд, данный показатель является важным для возможности оказания психологической поддержки не только в ходе планового медицинского сопровождения, но и в экстренных ситуациях.

Показатели сформированности когнитивного компонента:

- знание основ медицинской и перинатальной психологии;

- знание теоретических основ оказания психологической поддержки (основные виды, методы, приёмы психологической поддержки);

- знание специфических особенностей оказания психологической поддержки в кризисных и экстренных перинатальных ситуациях.

Показатели сформированности операционально-деятельностного компонента:

- общие коммуникативные навыки; навыки коммуникации с пациентами, находящимися в состоянии изменённого состояния сознания; навыки разрешения конфликтных ситуаций;

- навыки оказания психологической поддержки пациентам в кризисных и экстренных перинатальных ситуациях.

С учётом вышеперечисленных показателей программа формирования психологической готовности к профессиональной деятельности студентов специальности «Акушерское дело», на наш взгляд, должна включать в себя следующие блоки:

1. Основы общей психологии и психологии общения (данный блок предусмотрен действующим образовательным стандартом специальности «Акушерское дело»).

2. Основы медицинской психологии и навыки психологической поддержки.

3. Основы перинатальной психологии и специальные навыки психологической поддержки в рамках акушерства и гинекологии.

Каждый блок имеет определённые задачи соответственно направлениям программы формирования психологической готовности. Задачи 1 блока представлены в действующем образовательном стандарте [13]. Задачи 2 и 3 блока представлены в таблицах 1, 2.

Таблица 1

Задачи 2 блока «Основы медицинской психологии и навыки психологической поддержки»

Table 1

Objectives 2 of the block «Fundamentals of medical psychology and psychological support skills»

Направления блока Задачи

Ценностно-мотивационное 1. Формирование профессиональных ценностей и мотивов, связанных с потребностью применения знаний медицинской психологии в ходе осуществления медицинской помощи. 2. Формирование профессиональных ценностей и мотивов, связанных с оказанием психологической поддержки в ходе осуществления медицинской помощи

Эмоциональное 1. Развитие эмпатических способностей. 2. Развитие навыков самоконтроля

Когнитивное 1. Формирование знаний о медицинской психологии как науке. 2. Формирование знаний о психосоматическом направлении как разделе медицинской психологии в рамках акушерства. 3. Формирование знаний о теоретических основах психологической поддержки

Операционально-деятельно стно е Формирование основных навыков психологической поддержки

Таблица 2

Задачи 3 блока «Основы перинатальной психологии и специальные навыки психологической поддержки в рамках акушерства и гинекологии»

Тable 2

Objectives 3 of the block «Basics of perinatal psychology and special skills of psychological support in the framework of obstetrics and gynecology»

Направления блока Задачи

Ценностно-мотивационное 1. Формирование профессиональных ценностей и мотивов, связанных с потребностью применения знаний перинатальной психологии в ходе осуществления медицинской помощи. 2. Формирование профессиональных ценностей и мотивов, связанных с оказанием специальной психологической поддержки в ходе осуществления акушерской помощи

Ж

^[ЧУДГО ПГО.г

Эмоциональное 1. Развитие навыков проявления эмпатии в кризисных и перинатальных ситуациях. 2. Развитие навыков самоконтроля в кризисных и экстренных перинатальных ситуациях

Когнитивное 1. Формирование знаний о перинатальной психологии как науке. 2. Формирование знаний о психологических особенностях периода беременности. 3. Формирование знаний о психологических особенностях периода родов, о естественных способах обезболивания в родах. 4. Формирование знаний о психологических особенностях послеродового периода, о психологических особенностях новорождённого. 5. Формирование знаний об основах оказания психологической поддержки женщинам в перинатальных кризисных и экстренных ситуациях

Операционально-деятельно стно е 1. Формирование навыков оказания психологической поддержки женщинам в период беременности. 2. Формирование навыков оказания психологической поддержки женщинам (семейной паре) в период родов. 3. Формирование навыков оказания психологической поддержки в послеродовой период. 4. Формирование навыков оказания психологической поддержки женщинам в перинатальных кризисных и экстренных ситуациях

Для комплексной реализации указанных направлений психологической подготовки, на наш взгляд, необходимо использование различных видов обучения. Каждый блок психологической подготовки предполагает включение лекций и семинаров для изучения теоретической части, практическая часть блока предусматривает проведение занятий в тренинговой форме.

Более подробно остановимся на использовании тренинга как одного из видов обучения. Современные исследователи отмечают эффективность применения профессионально-психологического тренинга, обеспечивающего формирование важных профессиональных умений и навыков, а также способствующего развитию профессионально важных качеств. При этом авторы нередко обращают своё внимание на широкий спектр приёмов, техник, упражнений, используемых в тренинговой форме обучения, что является важным условием для комплексного решения поставленных задач [7; 9].

Реализация профессионального обучения в форме тренинга основывается на следующих принципах: научная обоснованность и целесообразность, си-

стематичность, последовательность, ответственность и активность участников и т. д. [9].

В настоящее время как отечественные, так и зарубежные авторы указывают на повышение эффективности психологической подготовки медицинских специалистов при включении тренинговых форм обучения в систему профессионального образования. Данная форма обучения, по мнению авторов, имеет ряд преимуществ: возможность неоднократно отработать и закрепить практические навыки взаимодействия с пациентом, расширение репертуара коммуникативных пациент-ориентированных моделей, осуществление подготовки как к стандартным, так и к экстремальным ситуациям и т. д. [20; 21].

Обучение будущих акушеров(-к) практическим навыкам оказания психологической поддержки предусматривает использование в тренинге таких обучающих элементов, как моделирование профессиональных ситуаций в парах и тройках, отработка отдельных навыков психологической поддержки в индивидуальных упражнениях, решение проблемных задач, а также психологические техники и упражнения, направленные на развитие профессионально важных качеств и способностей.

Эффективность реализации практической части программы психологической подготовки для будущих акушеров(-к) предполагает учёт следующих условий:

- активация профессиональных ценностей и мотивов на протяжении всей программы;

- моделирование ситуаций будущей профессиональной деятельности;

- активное участие студентов в выполнении практических заданий;

- использование приёмов рефлексии в ходе обсуждения результатов выполнения практических заданий.

Заключение. Таким образом, предложенные нами рекомендации к разработке программы психологической подготовки студентов специальности «Акушерское дело» обеспечивают поэтапное формирование психологической готовности к профессиональной деятельности от развития базовых психологических навыков и умений к использованию специальных приёмов оказания психологической поддержки в кризисных и экстренных перинатальных ситуациях. При этом важно отметить системность и комплексность предлагаемой программы, в которой предусмотрен тренинг по развитию навыков оказания психологической поддержки, также включены теоретические и практические основы оказания психологической поддержки в ходе осуществления медицинской помощи, кроме того, предполагается развитие профессионально важных качеств личности и способностей. Такой подход позволяет включить дополнительные знания и навыки в уже существующую систему психологической подготовки будущих акушеров(-к), поскольку за разделом общей психологии и психологии общения будет логично следовать раздел медицинской и перинатальной психологии, предусмотренный действующим образовательным стандартом.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Ж

^ГАУДПОПГОГ

Список литературы

1. Айламазян Э. К., Цвелев Ю. В. Медицинская этика, деонтология и юридическое право в работе акушера-гинеколога // Журнал акушерства и женских болезней. 2004. Т. LIII. Вып. 1. С. 111-115.

2. Гарданова Ж. Р., Есаулов В. И., Кектеева Ю. И. Особенности эмоционально-личностной сферы при развитии синдрома эмоционального выгорания у врачей акушеров-гинекологов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: www.science-education.ru (дата обращения: 26.09.2018).

3. Глебова Т. К., Шапошникова Е. В. Биоэтические аспекты работы врача акушера-гинеколога // Медицинский альманах. 2017. № 6 (51). С. 21-24.

4. Добряков И. В. Перинатальная психология. СПб. : Питер, 2010. 272 с.

5. Емельяненко Л. М. Формирование у студентов-медиков мотивационной готовности к профессиональной деятельности // Среднее профессиональное образование. 2011. № 2. С. 35-38.

6. Жукова В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» // Известия Томского политехнического университета. 2012. Т. 320. № 6. С. 117-121.

7. Кашапов М. М. Психология творческого мышления профессионала : монография. М. : ПЕР СЭ, 2006. 688 с.

8. Комолкина О. И., Чернецкая Н. И. Профессиональные ценностные ориентации студентов и особенности их становления в процессе обучения в медицинском колледже // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 2. С. 105-117.

9. Криволапчук В. А. Концептуальные подходы к разработке программы формирования профессиональной психологической надежности сотрудников криминальной милиции МВД Украины // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 3 (54). С. 63-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Кучерявенко И. А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2011. № 12 (35). Т. 2. С. 60-62.

11. О методическом письме «Кесарево сечение в современном акушерстве» [Электронный ресурс] // Письмо Минздравсоцразвития РФ от 13 марта 2008 г. № 1813-ВС. URL: https://www.lawmix.ru/medlaw/9887 (дата обращения: 18.09.2018).

12. Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» [Электронный ресурс] // Приказ Министерства здравоохранения от 1 ноября 2012 г. № 572н. URL: https://base.garant.ru/70352632/#friends (дата обращения: 10.10.2018).

13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.02 Акушерское дело [Электронный ресурс] // Приказ Минобрнауки России от 11 августа 2014 г. № 969. URL: https://base.garant.ru/70737280/ (дата обращения: 25.09.2018).

14. Сорокина Н. Ю. Сестринский процесс в палатах «Мать и дитя» родильного дома // Медицинская сестра 2010. № 7. С. 17-20.

15. Хаджиделева Д., Гарнизов Т. Необходимость развития профессионального общения в акушерстве // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. № 2. С. 106-116.

16. Чернецкая Н. И. Особенности ценностно-смысловых ориентаций личности у

представителей профессий системы «человек - человек» // Известия Иркутского государственного университета, серия : Психология. 2016. Т. 16. С. 57-66.

17. Шатилова Ю. А., Жаркин Н. А., Гумилевский Б. Ю. Прогнозирование течения и исхода родов при преждевременном излитии околоплодных вод // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2012. № 1 (41). С. 78-81.

18. Doman J. Paterson J., Dawson D., Pincombe J., Grech C., Rogers A. E. Sleep, stress and compensatory behaviors in Australian nurses and midwives // Revista de Saúde Pública. 2011. Vol. 45. No 5. Pp. 922-930.

19. Kateby M. S., Khadivzadeh T., Shamloo Z. S., Esmaily H. Evaluating midwives communication skills from the perspective of parturient women attending to hospitals for delivery // Journal of Midwifery& Reproductive Health. 2017. 5(2). Pp. 882-889. DOI: 10.22038/ jmrh.2016.8019.

20. Patel S., Pelletier-Bui A., Smith S., Roberts M. B., Kilgannon H. J., Trzeciak S., Roberts B. W. Curricula and methods for physician compassion training: protocol for a systematic review [Electronic resource] // BMJ Open. 2018. Vol. 8. Issue 9. URL: https:// bmjopen.bmj.com/content/8/9/e024320 (mode of access: 25.09.2018). DOI: 10.1136/bmjop-en-2018-024320.

21. Quail M., Brundage S. B., Spitalnick J., Allen P. J. Student self-reported communication skills, knowledge and confidence across standardised patient, virtual and traditional clinical learning environments [Electronic resource] // BMC Medical Education. 2016. 27 February. URL: www.bmcmededuc.biomedcentral.com (mode of access: 18.07.2018). DOI: 10.1186/s12909-016-0577-5.

Ж

^[ЧУДГО ПГО.г

On the Issue of Developing a Program for the Formation of Psychological Readiness of Midwifery Students for the Professional Activity

Olga A. Shumovskaya

Irkutsk City Clinical Hospital № 1

Abstract. Introduction. Obstetrics is known to be a special area of medical science, in which psychological competence of experts influences not only the deon-tological aspects of professional activity but also the effectiveness of treatment. At present, however, there is a contradiction between the current trends in the development of health care aimed at considering psychological factors in the treatment process and the system of professional education of specialists in this field, which does not provide the necessary psychological training.

Methods and materials. To study this problem, the scientific and theoretical aspects of the development of psychological readiness of midwifery students for professional activity were analyzed.

Research result. The study has revealed that psychological readiness as part of the comprehensive education provides a systemic approach to the development of the program for its formation. The main components of the program should correspond to the main components of psychological readiness. Based on an analysis of the literature on the topic in question, a program was developed for the formation of psychological readiness offuture obstetricians, given the modern scientific and theoretical aspects of this issue.

Conclusion. The systemic approach to the development of the training program for future obstetricians allows including additional knowledge and skills in the already existing system of psychological training offuture obstetricians, where the section of medical and perinatal psychology will logically follow the section of general psychology and psychology of communication according to the current educational standard.

Keywords: psychological readiness, components of psychological readiness, the program of psychological preparation, psychological support skills, midwifery students.

Шумовская Shumovskaya

Ольга Александровна Olga Aleksandrovna

медицинский психолог Medical Psychologist

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1061-6322

ORCID:https://orcid.org/0000-0002-1061-6322

Иркутская городская клиническая Irkutsk city clinical hospital № 1

больница № 1, Поликлиника № 1

664046, г. Иркутск, ул. Волжская, 1

1 Volzhskaya St, Irkutsk, 664046

тел.: +7(3952)512362 e-mail: [email protected]

tel.: +7(3952) 512362 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.