Научная статья на тему 'Современные подходы к проблеме личностно-профессионального становления музыканта-педагога: психолого-педагогический аспект'

Современные подходы к проблеме личностно-профессионального становления музыканта-педагога: психолого-педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
788
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ / СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ / PERSONALITY / PROFESSIONAL COMPETENCE / FORMATION OF THE PERSONALITY / PROFESSIONAL FORMATION OF THE PERSONALITY / PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION OF THE PERSONALITY / ACKMEOLOGICAL / APPROACHES: PERSONAL / SINERGETIC / DIACHRONIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гетьман Виктория Викторовна

В статье рассмотрены современные подходы (акмеологический, антропологический, субъектно-деятельностный) к проблеме личностно-профессионального становления музыканта-педагога. В психолого-педагогическом аспекте раскрыты понятия: личность, профессиональное становление личности, сформулировано понятие личностно-профессиональное становление музыканта-педагога. Автором осуществлен анализ подходов к определению этапов становления, дана их характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY APPROACH TO THE METHODS OF PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION OR THE MUSIC TEACHER: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS

Different approaches (ackmeological, sinergetic, personal activity, diachronic) to the problem of the formation of the music teacher are reviewed in the article. In the context of the psychological and pedagogical aspects such aspects as personality,and formation of the personality are reviewed, different means of the formation of the teacher is introduced. Different approaches to the question of the formation are analyzed, the formation of the teacher is considered.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к проблеме личностно-профессионального становления музыканта-педагога: психолого-педагогический аспект»

ТЕМА НОМЕРА: МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В.В. Гетьман

УДК 378

Современные подходы к проблеме личностно-профессионального становления музыканта-педагога: психолого-педагогический аспект

В статье рассмотрены современные подходы (акмео-логический, антропологический, субъектно-деятельност-ный) к проблеме личностно-профессионального становления музыканта-педагога. В психолого-педагогическом аспекте раскрыты понятия: личность, профессиональное становление личности, сформулировано понятие лич-ностно-профессиональное становление музыканта-педагога. Автором осуществлен анализ подходов к определению этапов становления, дана их характеристика.

Ключевые слова: личность, становление личности, профессиональное становление личности, профессиональная компетентность, личностно-профессиональное становление, акмеологический, антропологический, субъектно-дея-тельностный подходы.

Личность музыканта-педагога в своей основе имеет сложную интегративную природу, ибо существует глубокая взаимозависимость между процессами становления личности человека и формированием профессиональной компетентности. При этом обретение профессионального мастерства музыкантом-педагогом синтезирует в себе ценности и смыслы гуманитарной культуры, которые так же способствуют и развитию личности. Иначе говоря, личностно-профессиональное становление музыканта-педагога осуществляется на основе принципа взаимодополнения, где личностное и профессиональное являют собой части единого целого.

Важную роль в личностно-профессиональном становлении музыканта-педагога играет фактор способностей (общих и специальных), а иногда и одаренности человека к данному роду деятельности, музыкально-педагогической профессии. Не является секретом, что можно иметь хорошие знания, теоретически владеть различными технологиями, но на практике быть абсолютно беспомощным. А мастерство педагога, в конечном счете, определяется не методиками, ибо в руках каждого мастера они приобретают свою «окраску», но,

© Гетьман В.В., 2016

скорее, особой способностью интуиции, способностью чувствовать и определять, что именно и как нужно сделать в каждом отдельном случае. Эта сущностная особенность педагогической деятельности и позволяет называть такого педагога мастером — профессионалом, а его деятельность — искусством.

Наряду с традиционными требованиями к профессиональной подготовке музыканта-педагога, сегодня спектр его функциональных возможностей определяется реалиями современного социокультурного и образовательного пространства, потребностями рынка труда, научно-исследовательскими и материально-техническими ресурсами образования. Соответственно и требования, предъявляемые к музыканту-педагогу, носят полифункциональный характер. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС ВО) последнего поколения (уровень бакалавра и магистра), а также утвержденным и действующим Профессиональным стандартам («Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего и основного общего образования) (воспитатель, учитель)», приказ № 544н от 25 декабря 2014 года; «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», приказ № 613 от 8 сентября 2015 года), молодой специалист, получивший профессиональное музыкальное образование по направлению «Педагогическое образование», должен соответствовать квалификационной характеристике специалиста, в частности, уровень бакалавра, по следующим параметрам:

— область профессиональной деятельности: образование, социальная сфера, культура;

— объекты профессиональной деятельности: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы;

— виды профессиональной деятельности: педагогическая, научно-исследовательская, проектная, методическая, управленческая, культурно-просветительская;

— решать профессиональные задачи в: педагогической, научно-исследовательской, просветительской, методической, управленческой, культурно-просветительской видах деятельности;

— в результате освоения основной образовательной программы выпускник должен овладеть комплексом компетенций, включающим: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные (то есть, специальные — музыкально-профессиональные) [12].

Таким образом, процесс подготовки будущего музыканта-педагога носит комплексный характер, объединяя гуманитарно-культурологический, психолого-педагогический и музыкально-профессиональный блоки, которые выступают основой его личностно-профессионального становления в современных условиях культурно-образовательного пространства.

В данном случае остановимся на современных подходах к решению обозначенной проблемы в контексте психолого-педагогического аспекта. Сегодня он приобрел особую актуальность, что обусловлено следующим.

В современном российском обществе после длительного периода недооценки и даже забвения феномена личности, наступил этап возрождения и пристального изучения ее сущности и роли в развитии общества, культуры, образования и, главное, саморазвития и становления. Перед современной личностью встают сложные проблемы, которые чаще всего не имеют готовых решений. Человек постоянно вынужден разрешать противоречие между внешней социальной детерминацией и внутренними потребностями, желаниями, способностями и т. д.

Сегодня социальная детерминация в нашем обществе определяется не столько определенностью, сколько, напротив, ее непредсказуемостью, противоречивостью. Это, в свою очередь, обусловило одну из главных проблем — поиск соразмерности социальных жизненных изменений личностным свойствам человека. В этом случае актуально замечание Б.Г. Ананьева, который высказал мысль о необходимости в процессе профессионального образования подготавливать человека к жизни в разных ее проявлениях, а не только передавать ему необходимую систему знаний [9, с. 329]. Таким образом, современная личность, чтобы соответствовать социокультурному состоянию общества, его потребностям и быть конкурентно способной, должна сочетать в себе свойства высоко квалифицированного профессионала и одновременно обладать комплексом способностей, позволяющих действовать, думать, общаться в неординарных, а иногда экстремальных условиях, сохраняя при этом «свое лицо, позицию, уверенность» [9, с. 328]. Весь комплекс этих проблем в равной мере касается и студентов творческих специальностей, в частности, музыкальной сферы, будущих музыкантов-педагогов, которые чаще всего оказываются неподготовленными к тем условиям профессиональной деятельности, с которыми им приходится сталкиваться в реальной действительности.

В отечественной психологии традиции профессионального развития человека начали складываться в начале ХХ века. Исследования велись по следующим направлениям: профессиональное становление, формирование профессионализма и профессионализация субъекта деятельности, профессиональное самоопределение личности [3, с. 4].

Они строились на основе субъектно-деятельностного подхода, где активность личности рассматривалась основным фактором — «сценаристом своей успешной профессиональной жизни» [3, с. 4]. Следовательно, основное внимание уделялось изучению психологических механизмов и закономерностей продуктивного профессионального развития человека.

В конце ХХ века, а точнее, в 1980 году, в психологии профессионального развития выделилось новое научное направление — акмеология, занимающееся вопросами ценности личности, ее совершенствования, профессионального становления и реализации в социокультурной среде. Учитывая трактовку «акме» как высшую ступень развития человека, можно сказать, что акмеология исследует процесс целенаправленного, прогрессивного раз-

вития личности к ее вершине, «звездному пику», который обусловлен ее самосовершенствованием, профессиональным становлением и самореализацией в социокультурном пространстве. Таким образом, акцент сделан на личностно-профессиональном становлении человека в целом, и педагога в частности, через характеристику его определенных свойств.

Данными вопросами в отечественной психологии занимались и занимаются такие ученые, как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульхано-ва-Славская, С.А. Рубинштейн, В.М. Дьячков, А.К. Маркова, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.А. Мироедов, В.Н. Кузнецов, С.Б. Наседкин, Э.Ф. Зеер и др.

Рассмотрим проявление акмеологического подхода к обозначенной проблеме, опираясь на основные его дефиниции: личность, профессиональное становление и личностно-профессиональное становление.

В отечественной психологии существует много подходов к определению понятия и структуры личности. Наиболее распространенной является «деятельностная теория личности» (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский). В этом случае ядром и источником ее развития выступает целенаправленная, созидательная деятельность, которая понимается как сложная динамическая система взаимодействия и жизнедеятельности человека, в процессе которой и формируются свойства личности.

В акмеологии личность рассматривается как целостное системное явление с внутренней подвижной иерархией различных его компонентов в процессе жизнедеятельности. Иными словами, личность есть «система личности как субъект деятельности (труда, профессии, творчества и жизнедеятельности в целом), который "распоряжается" не только своими психическими способностями и личностными качествами, но и волей, характером для решения жизненных и профессиональных задач на достигнутом им уровне внутреннего согласования и совершенства этих задач» [9, с. 333].

Существующее многообразие определений дефиниции личности свидетельствует об идентичном разнообразии ее структурных моделей. В значительной степени это связано с тем, что «структурные концепции строго гипотетичны по своей природе. Их невозможно увидеть под микроскопом, как, скажем, нейроны мозга» [7, с. 270].

Однако нас в данном случае интересует практический аспект рассмотрения личностной структуры, а именно определение педагогических средств становления личности музыканта-педагога. Для этого нами рассмотрена «базовая психологическая модель человека», разработанная Б.А. Сосновским, которая включает шесть подструктур, или «комплексных параметров»: направленность субъекта; самосознание и психологические проекции жизненного пути человека; способности; темперамент и характер; особенности психических процессов и состояний; опыт субъекта [7, с. 275].

Данная модель отражает целостную природу личности, в которой внутренние и внешние факторы развития взаимообусловлены интегратив-

ным характером жизнедеятельности как на личностном, так и профессиональном уровнях.

Понятие «становление» является сегодня наиболее распространенным в философии, философии образования и педагогике. Так, в педагогике наиболее часто оно рассматривается во взаимосвязи с дефинициями развития и формирования, где последние являются составными частями первого либо выступают синонимами, подменяя друг друга. Особенно часто это происходит в контексте проблемы становления личности. В частности, «становление — приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию» [5]. «Развитие личности — стадиальный процесс становления типологических социально значимых качеств человека и его индивидуальности» [10]. «Развитие личности — объективный процесс становления и обогащения физических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его внутреннего потенциала, его сущности и назначения, процесс изменения индивида в результате его социализации» [1]. «Формирование личности — процесс становления социально значимых качеств личности, его убеждений, взглядов, способностей, черт характера» [2].

Исходя из вышесказанного, становление личности рассматриваем как непрерывный, открытый процесс целенаправленного, прогрессивного изменения личности под влиянием социально-культурного и образовательного воздействия и собственной активной жизнедеятельности, направленный на самосовершенствование и самореализацию.

Профессиональное становление личности в контексте психолого-педагогической литературы также рассматривается по-разному.

В педагогической антропологии (Б.М. Бим-Бад, Ш.А. Амонашви-ли, А.А. Мелик-Пашаев, Е.В. Бондаревская, В.И. Максакова и др.) личность современного педагога-воспитателя трактуется как единство высокого уровня личностного развития и педагогического профессионализма. В.И. Максакова в данном случае замечает, что «обществу сегодня необходим педагог, стремящийся и способный к целостному самосовершенствованию, а также к совершенствованию своего педагогического мировоззрения в направлении его антропологизации» [6, с. 71]. В профессиограмме современного учителя выделены два основных структурных компонента: антропологическое мировоззрение педагога и технологическая культура. Наряду с этим, высокий профессионализм также предполагает наличие следующих качеств: открытость миру, культуре, людям, высокий уровень самоанализа, исследовательской культуры, то есть сочетание профессиональных качеств с общечеловеческими и научно-исследовательскими.

Антропологическое мировоззрение педагога, по мысли В.А. Максаковой, — это восприятие и понимание каждого ребенка как самостоятельной целостной человеческой личности, обладающей индивидуальными особенностями и способностями, которое «достигается» в процессе теоретической и практической деятельности. Иначе говоря, в процессе овладения

«интегрированным знанием о человеке», опираясь на антропологическое научное и прикладное знание в педагогике, психологии и т. д. Исходя из этого, В.А. Максаковой выделены следующие элементы антропологического мировоззрения педагога:

— органичная ориентированность на каждого ребенка как на человека, представляющего собой ценность, имеющего неотъемлемые права и обязанности;

— признание антропологических ценностей (жизнь, здоровье ребенка, соблюдение его прав и свобод и др.) в качестве приоритетных;

— формирование ценностного отношения к каждому периоду его развития, как самоценному этапу становления человека;

— осознание и принятие гуманистических целей воспитания;

— установка на воспитание как основу образовательного процесса, где взаимодействие взрослого и ребенка строится по принципу диалога;

— анализ состояния и проблем воспитанника является предметом самоанализа воспитателя [6, с. 72].

Реализация элементов антропологической направленности мировоззрения педагога осуществляется средствами «технологической культуры», а точнее, технологическим мастерством [6, с. 73], включающим следующие компоненты:

— владение методами организации групповой деятельности, а также свободного и ответственного выбора детьми целей, содержания и методов своих действий;

— повышение доли игры в воспитании;

— насыщение воспитательного пространства импровизацией и творчеством;

— создание и поддержание атмосферы взаимного уважения, терпимости, доверия, открытости в общении и совместной деятельности;

— интеграция разнообразных педагогических позиций: защитника, опекуна, друга, эксперта и др. (А.В. Мудрик);

— овладение логикой сотрудничества;

— овладение методом педагогической интерпретации (толкования) (Б.М. Бим-Бад);

— умение адаптировать для ребенка среду в актуальное пространство его развития;

— владение временем как значимым фактором воспитания и самовоспитания [6, с. 73].

Таким образом, можно говорить о том, что антропологическая направленность мировоззрения в образе современного педагога и требования к нему коррелируют с антропологическим подходом. Это, в свою очередь, вносит новый аспект в профессиограмму личности педагога, наполняя ее интегрированным характером человековедения, понимания и взаимопонимания в процессе диалога «педагог — учащийся».

В контексте акмеологического подхода, опираясь на работы Т.В. Кудрявцева, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера, В.А. Бодрова, Ю.П. Поварёнкова и др., можно говорить о том, что профессиональное становление личности есть движение личности в профессионально-образовательном пространстве и времени профессиональной жизни к вершинам профессионализма, профессионального мастерства и является свидетельством состоявшейся личности [3, с. 90].

Основываясь на единстве личности и деятельности, профессионализм складывается из двух интегрированных подсистем: «профессионализм личности и профессионализм деятельности», находящиеся в диалектическом единстве [3, с. 15]. Следовательно, под профессионализмом личности в ак-меологии (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин) понимается качественная характеристика личностно-профессиональных качеств человека — «акмеологичес-ких вариантов профессионализма»: креативность, совершенствование стиля деятельности, личностно-деловых качеств (инициатива, организованность, ответственность), раскрытие потенциала личности, мобильность мотиваци-онной и ценностной сфер, — направленные на прогрессивное развитие, самосовершенствование и самореализацию. Профессионализм деятельности, соответственно, — это качественная характеристика, отражающая высокий уровень профессиональной компетентности человека, включающая: систему эффективных профессиональных знаний, умений и навыков, основанных на творческих решениях и новых технических и информационных технологиях; владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач; повышение ауто- и психолого-педагогической компетентности. Следовательно, можно говорить о том, что подсистемы, раскрывающие профессионализм как интегральное качество человека, характеризующее уровень его профессиональной компетентности, вместе с тем представляют модель его личностно-профессионального становления.

Любой процесс подразумевает стадиальность или этапность его протекания. Соответственно, процесс становления также включает определенные этапы, которые проходит личность в своем профессиональном совершенствовании к достижению профессионализма. Сегодня существует различные подходы к дифференциации профессиональных этапов. Так, например, Е.А. Климов выделил пять фаз или этапов:

— оптант (фаза оптаната, оптации) — фаза выбора профессии;

— адепт (фаза адепта) — человек, определившийся с профессией и начавший осваивать ее;

— адаптант (фаза адаптации) — фаза адаптации предполагает вхождение в специфику профессии, привыкание человека к ее особенностям;

— интернал (фаза интернала) — данная фаза характеризует человека, который погружен в профессию, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями и обязанностями, иначе говоря, фаза самостоятельного овладения знаниями и навыками профессионального мастерства;

— авторитетный мастер — фаза, когда человек обладает профессиональным опытом, с которым считаются, уважают и который выступает авторитетом и наставником для других [4].

К.М. Левитан выделил три стадии:

— довузовская — связана с выбором профессии;

— начальная (вузовская) — связана с формированием профессиональных основ и развитием качеств личности будущего учителя;

— основная (послевузовская) — стадия развития всех сущностных сил личности учителя, направленных на самореализацию в педагогической деятельности, во время которой и происходит истинное становление личности педагога-профессионала [5].

Дифференциация, представленная Т.В. Кудрявцевым и Э.Ф. Зеером, опирается на акмеологический подход, где выделены четыре этапа профессионального становления личности учителя:

— формирование профессиональных намерений: осознанный выбор личностью своей будущей профессии на основе следующих факторов (индивидуальные психо-физиологические особенности и способности, престиж профессии, влияние семьи, востребованность в обществе и др.);

— профессиональная подготовка (связана с процессом профессионального обучения: колледж, вуз): освоение системы профессиональных знаний, умений, навыков; развитие профессиональных способностей, мотивации, интереса к будущей профессии; формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя. Психологическими новообразованиями на данном этапе являются: профессионально-педагогическая направленность, педагогическое умение и способности: профессионально-ценностные ориентации, педагогическая готовность к профессиональной деятельности;

— профессионализация — (может проходить в процессе профессионального обучения, так и после него) адаптация к профессиональной деятельности в реальной педагогической деятельности; освоение и приобретение педагогического опыта; развитие профессиональных свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;

— мастерство — (стадия профессионального становления, происходящая после профессионального обучения) профессиональная состоятельность личности; качественное творческое выполнение профессиональной деятельности на основе интеграции личностных и профессионально значимых качеств; формирование индивидуального стиля деятельности; педагогическая деятельность становится потребностью самовыражения и самореализации личности [3].

Таким образом, в профессиональном становлении личности, в частности музыканта-педагога, можно выделить три основных этапа:

— предпрофессиональный, когда осуществляется выбор профессиональной направленности, формируется мотивационная и ценностная ориентация на профессию;

— этап профессиональной подготовки, который связан с процессом профессионального образования и формирования целостной личности будущего педагога, формированием всего комплекса знаний, умений и навыков (ЗУН), профессионально значимых качеств, овладением комплексом компетенций (общекультурных, профессиональных, специально профессиональных), началом реализации личности в профессиональной деятельности;

— постпрофессиональный этап, наступает после окончания профессионального образования и проходит в ходе педагогической деятельности и повышения квалификации. Именно на этом этапе формируется педагогическое мастерство и профессионализм как вершина личностно-професси-онального становления педагога, в том числе музыканта-педагога.

Непосредственно этап профессиональной подготовки, чаще всего вузовский период, также подразумевает несколько уровней или подэтапов личностно-профессионального становления. В частности, О.В. Стукалова в педагогической модели профессионального становления будущих специалистов в сфере культуры и искусства выделила четыре таких этапа:

— этап формирования образа будущей профессии;

— этап развития профессионально значимых качеств личности;

— этап повышения творческой активности;

— этап профессионализации [11, с. 242].

С.А. Петелин, опираясь на концепцию В.А. Сластенина, выделил четыре уровня профессионально-личностного становления учителя музыки как «субъекта профессионально-педагогической деятельности и жизнедеятельности» [8, с. 48]:

— адаптивный уровень становления: введение в учебно-профессиональную деятельность;

— профессионально-репродуктивный уровень становления: освоение профессиональных знаний и умений;

— личностно-продуктивный уровень становления: выявление и принятие личностного смысла учебной и профессиональной деятельности;

— субъектно-креативно-профессиональный уровень становления: практическая реализация профессионально-личностного становления будущего учителя музыки [8; с. 48—50].

Таким образом, выделенные этапы и уровни становления отражают динамику целостного процесса становления личности будущего специалиста — музыканта-педагога как профессионала. При этом очень трудно провести четкие границы между ними, так как на каждом из этапов осуществляется приращение личностных и профессиональных новообразований, которые актуализируются субъектом на уровне личностного смысла в процессе погружения в профессиональную музыкально-педагогическую деятельность. Выделенные этапы в полной мере проецируются на процесс личностно-профессионального становления музыканта-педагога и рассматриваются нами как основные.

Как было замечено ранее, особенность акмеологического направления в подходе к вопросу личностно-профессионального становления, в частности музыканта-педагога, заключается в том, что системообразующим фактором и движущей силой развития является сама личность, а механизмом — процессы само-: самоактуализации, саморегуляции и самоорганизации, самореализации и т. д. [9, с. 328]. Иными словами, в культурно-образовательном процессе учащийся — музыкант (будущий педагог) должен овладеть механизмами рефлексии, умениями и навыками саморегуляции, научиться понимать самого себя и управлять собой, что и будет способствовать его личностно-профессиональной реализации. Кроме того, процесс совершенствования, по сути, становится самосовершенствованием, так как строится на признании приоритета внутренних движущих сил, потенциальных возможностей, механизмов, условий и т. д.

Исходя из этого, смещается акцент и в трактовке образования, которое рассматривается как «формирование личности профессионала в конкретной предметной области», где конечная цель — целостная личностно-психологическая готовность выпускника к работе музыкантом-педагогом [9, с. 319, 324]. В новом контексте образование понимается как качественное преобразование — «образовывание» человека, содействие его развитию как субъекту учения, воспитания, созданию модели профессионально-педагогической деятельности и поведения, то есть целенаправленное обеспечение целостного становления, самосовершенствования и самоизменения.

Важное, а иногда решающее значение в этом процессе имеет моти-вационная готовность и направленность личности на овладение навыками педагогического мастерства и «секретами» искусства музыканта-педагога. Однако такая направленность и готовность не являются данностью, они есть результат соответствующей планомерной и длительной подготовки как особого процесса. Ибо для того, чтобы творчески и профессионально работать, учащийся — студент — прежде всего должен научиться творчески учиться. При этом последнее во многом определяется уровнем и качеством преподавания в вузе. Особенно это касается творческих специальностей, в том числе музыкальной, где большая часть учебно-воспитательного процесса строится на основе индивидуального общения и индивидуально-творческой деятельности.

С этой точки зрения, фактор творческого и личностного общения-деятельности имеет исключительно важное, даже определяющее значение. Взаимодействие учителя и ученика в таком процессе строится на основе интереса, взаимопонимания, диалога как по поводу музыки, так и субъ-ектно-личностных потребностей. При этом, если на первом этапе знания мастерство и авторитет личности педагога является доминирующим, то со временем диалог педагога и ученика приобретает характер равноправных участников творческого процесса. Особенность духовно-творческого общения-деятельности заключается также и в том, что она всегда несет эмоци-

она льно-положительную энергию созидания и возвышения человека. Кроме того, именно в таком процессе и происходит истинное со-переживание и осознание личностного смысла постигаемого предмета, а его результатом становится приращение потребностей, способностей, личностно-профес-сионального опыта. Таким образом, процесс профессионального образования будущих педагогов, в частности музыкантов, — это процесс целостной психолого-педагогической подготовки, в котором необходимо видеть психологию личности в целом и моделировать профессиональную траекторию его деятельностного развития во всем комплексе ее проявлений.

Из вышесказанного следует, что процесс личностно-профессионально-го становления является продолжительным во времени и обусловлен как объективными, так и субъективными причинами. Личностно-профессио-нальное становление музыканта-педагога, в отличие от других специальностей, начинается не в вузе или колледже, а чаще всего в музыкальной или школе искусств (предпрофессиональный этап). Поэтому, когда студент-музыкант приходит в вуз, он уже имеет определенный эмпирический опыт музыкально-профессиональной деятельности. Однако прежде всего это связано с исполнительской, художественно-сценической стороной, а основам профессионально-педагогического мастерства по-настоящему он начинает овладевать только в вузе. Таким образом, профессиональная сторона музыканта-педагога интегрирует в себе комплекс профессионально значимых качеств (компетенций), характеризующий его как музыканта-художника-исполнителя и, вместе с тем, как музыканта-педагога-психолога.

Глубокая взаимосвязь этих двух сторон определяет специфику музыкально-педагогической специальности, ее отличие от других. Данный аспект необходимо учитывать в организации целостного образовательного процесса. Тогда профессиональное образование, наполняясь духовно-творческими ценностями, преобразуется в личностно-профессиональное становление будущего музыканта-педагога.

Обобщая вышесказанное, делаем следующий вывод. Современный психолого-педагогический аспект личностно-профессионального становления музыканта-педагога:

— опирается на традиции отечественной педагогики и психологии профессионального образования, традиции антропологического направления в подходе к воспитанию и становлению личности педагога;

— в современной культурно-образовательной практике профессиональной подготовки будущего музыканта-педагога реализуется посредством взаимосвязи антропологического, акмеологического и субъектно-де-ятельностного подходов;

— направлен на формирование профессионально значимых психолого-педагогических качеств (антропо-педагогическое сознание и профессионально-педагогическая мотивация, профессиональные потребности и интересы, навыки общения-диалога, способность к рефлексии и самореф-

лексии и др.), общепрофессиональных компетенций, как неотъемлемой составляющей целостного личностно-профессионального становления музыканта-педагога.

Литература

1. Брушлинский А.В. Психология субъекта. М.: Институт психологии РАН; СПб.: Аллетейя, 2003. 272 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь: ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999. 538 с.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. 3-е изд. М.: Академия, 2009. 240 с.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.

5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. 176 с.

6. Максакова В.И. Педагогическая антропология. М.: Издательский центр Академия, 2001. 208 с.

7. Николаева А.И. Стилевой подход в фортепианно-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта: монография. М.: Прометей, МПГУ, 2003. 352 с.

8. Петелин А.С. Психолого-педагогическая модель становления учителя музыки. Монография. Воронеж: ВГПУ, 2004. 121 с.

9. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учебное пособие для студентов музыкальных факультетов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Г.М. Цыпина. М.: Академия, 2003. 368 с.

10. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 554 с.

11. Стукалова О.В. Высшее профессиональное образование в сфере культуры и искусства: Дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2011. 429 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). [Электронный ресурс] URL: http:// www^^ нобрнауки.рф/документы/5034/файл/4029/Рпк^_№_1505_от_21.11.2014.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.