ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Батсуурь Оюунаа
Аннотация. В статье рассмотрена проблема профессионального становления преподавателя высшей школы. Раскрыты теоретические предпосылки изучения становления личности учителя, выявлены позиции ученых и исследователей по отношению к профессиональному становлению педагога. Дано авторское определение профессионального становления преподавателя высшей школы.
Ключевые слова: становление личности, профессиональное становление, профессиональное саморазвитие, профессионализм, профессионализация.
Summary. The article examines the issue of a university teacher's professional development. The author discusses theoretical preconditions of studying a teacher's personality development, and presents the positions of different scholars and researchers on a teacher's professional development. The author also gives their own definition of a university teacher's professional development.
Ф #
Keywords: individuality development, professional development, professional self-development, professionalism, professionalization.
В современных условиях проблема профессионального становления стала одной из наиболее интенсивно обсуждаемых в связи с изменениями в обществе, инновациями в системе образования. Эти изменения требуют преподавателей, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности, что в свою очередь предполагает выявление условий и средств, способствующих становлению профессионализма преподавателей высшей школы.
Остановимся более подробно на самом понятии «становление». Вот некоторые подходы к его пониманию. «Становление, - объясняют в словаре русского языка Ожегова, - это возник-
новение, образование чего-то в процессе развития» [1, с. 662]. Е. М. Бори- 65 сова считает, что в большинстве случаев становление понимается как то, что уже возникло, но далеко от своего завершения, «как развернутый во времени процесс овладения профессией» [2, с. 12]. В. И. Слободчиков рассматривает становление как составляющую процесса развития и как формирование, и как преобразование, «переход от одного определенного состояния к другому - более высокого уровня» [3]. С. В. Попов считает, что более действенен термин становление, чем развитие, так как процесс становления, который проявляется посредством смены ситуаций, вызывается естественны-
66
ми и искусственными процессами. Таким образом, учитывая вышесказанные трактовки, становление можно рассматривать как образование в процессе развития личности.
Проблема личности рассматривалась в трудах К. А. Абульхановой-Славской, Г Айзенка, Б. Г. Ананьева, Б. С. Брату ся, В. П. Зинченко, А. Мас-лоу, Р. Мэя, Р. Кеттелла, А. Н. Леонтьева, В. С. Мерлина, В. С. Мухиной,
A. В. Петровского, К. К. Платонова, К. Роджерса, С. Л. Рубинштейна,
B. В. Слободчикова и др.
Становление личности для С. И. Гес-сена - это работа над осуществлением целей и заданий, но для достижения своей индивидуальности личность должна задаваться «сверхличными задачами». Не отбрасывая других, он отдавал приоритет в образовании самой личности, ее мотивационно-деятель-ностному началу, саморазвитию.
По мнению С. Л. Рубинштейна, мотивы и мотивация составляют фундамент становления и развития, "проблема направленности - это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами" [4, с. 623].
У В. С. Леднева становление личности заключается «в прогрессивном изменении качеств человека, то есть включает в себя: развитие функциональных механизмов психики; усвоение опыта личности; воспитание типологических свойств личности» [5, с. 16].
В процессе общего становления личности важное место занимает ее профессиональное становление, которое можно рассматривать как процесс овладения профессией.
Самой популярной за рубежом теорией профессионального развития является концепция Д. Сьюпера, где профессиональное становление понимается как длительный, целостный процесс развития личности. Д. Сьюпер подчеркивает, что в процессе профессионального развития основное внимание должно быть перенесено на изменение поведения человека, «на эволюцию поведения человека в плане профессионального развития и способов постановки, уяснения, изменения и реализации им своих решений. Развитие человека в профессиональном отношении продолжается в течение всей его жизни. Оно является одним из активов его общего развития...» [6, с. 120].
Профессиональное становление личности рассматривается в работах многих авторов (И. С. Алексеева, Е. М. Борисова, С. Б. Елканов, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, Ю. П. Поваренков, И. С. Алексеева, К. В. Сергеева, Л. А. Новоселова, Л. Ф. Обухов, У. Ордон, В. Д. Ща-дриков, А. И. Щербаков и др.), а многие стороны формирования личности преподавателя в процессе профессионального становления в вузовской педагогике стали предметом исследования таких ученых, как А. В. Барабанщиков, В. А. Беляева, Л. Ф. Бенидито-ва, Н. В. Бордовская, Л. Е. Варфоло-меева, С. Г. Годник, В. И. Горова, Л. И. Гурье, А. В. Дмитриев, С. Б. Елка-нов, С. Ф. Есарева, С. П. Желтобрюх, В. Г. Иванов, С. Г. Измайлов, В. Е. Иноземцева, С. В. Кабачова, А. А. Кирсанов, М. И. Кряхтунов, Н. В. Кузьмина, Е. А. Леванова, Т. В. Лисовский, А. К. Маркова, Г. У. Матушанский, А. В. Никитин, М. И. Плугина, В. Г. Пря-никова, А. А. Реан, Л. И. Романкова,
В. А. Сластенин, Ю. Н. Сопильняк, О. Ю. Тришина, А. Н. Ходусов, Р. Х. Шакуров и т.д.
С. Г. Вершловский исследует профессиональное становление личности с момента вхождения и активного освоения ею профессиональной деятельности.
Т. В. Кудрявцев рассматривает профессиональное становление как длительный процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности.
Профессиональное становление, по Э. Ф. Зееру, - это развитие личности в учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, направленное на формирование устойчивых положительных мотивов профессиональной деятельности, социально значимых и профессионально важных качеств личности: готовности к постоянному профессиональному росту, нахождение оптимальных приемов и способов качественного и творческого выполнения профессиональной деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности специалиста. Он выделяет в целостном непрерывном процессе профессионального становления личности семь стадий, где, по нашему мнению, наиболее широко представлены основные психологические новообразования: аморфная оптация, оптация, профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализации, профессиональное мастерство [7, с. 66].
Е. А. Климов предложил периодизацию развития человека как субъекта труда, здесь последняя шестая стадия развития профессионала (от 16-
23 лет до пенсионного возраста) характеризуется дальнейшим вхождением человека в систему данной профессиональной общности и развитием всех элементов структуры субъекта деятельности. Данную стадию автор подразделяет на фазы интернала, мастерства, авторитета и наставничества [8, с. 423].
Опираясь на классификации Е. А. Климова и Э. Ф. Зеера, мы предполагаем, что профессиональное становление преподавателя раскрывается как поэтапный, непрерывный процесс, проявляющийся в различные периоды жизни человека и обеспечивающий преподавателю возможность совершенствовать уровни реализации профессиональной деятельности под влиянием социальной ситуации.
Ю. П. Поваренков в своей концепции профессионального становления личности в отличие от других периодизаций, основанных на хронологическом возрасте личности, составил периодизацию, основанную на «профессиональном возрасте» личности, то есть на длительность ее профессионализации.
В последние годы в Психологическом институте РАО происходит активное исследование профессионального становления личности учителя, проводящееся под руководством Л. М. Мити-ной, которая рассматривает этот процесс как «врастание» человека в профессию. Она отделяет профессиональное развитие от профессионального становления по следующему критерию: доминирующими в профессиональном развитии являются внутренние факторы, в профессиональном становлении - внешние. По ее мнению, на профессиональное становление педагога можно оказывать искус-
67
ственно-техническое воздействие через организацию самоидентификации и рефлексии, а одним из основных внешних условий профессионального становления педагога является профессиональное образование.
Понятие «профессиональное становление» А. Р. Фонарев рассматривает в несколько ином варианте: «если развитие может быть только положительным, то есть способствовать наиболее эффективному выполнению деятельности, то профессиональное становление может быть "искривленным", деформирующим личность, и потому как способствовать, так и препятствовать освоению профессии» [3, с. 92]. А. Р. Фонаревым разработана концепция модусной детерминации личностного становления профессионала независимо от возраста и стажа работы по специальности [там же]. Он разработал три модуса человеческого существования, которые являются этапами становления профессионала: обладания, социальных достижений и служения. Каждый модус характеризуются такими параметрами, 68 как отношение личности к себе, отношение к другим, отношение к делу.
К изучению профессионализации как целостного процесса относится также концепция системогенеза профессиональной деятельности В. Д. Ша-дрикова. Он рассматривает становление профессионала как процесс освоения профессиональной деятельности, развития профессионально значимых личностных качеств.
Одной из самых разработанных проблем профессионализации является проблема профессионального самоопределения. Психологическую концепцию профессионализации труда педагога разрабатывает А. К. Мар-
кова. Ею описаны возможные варианты различных соотношений социализации и профессионализации на примере личностного и профессионального самоопределения на различных этапах жизни человека.
Профессиональное самоопределение, считает Е. М. Борисова, это «процесс развития личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуально-психологических возможностей» [1, с. 7].
Т. В. Кудрявцев и В. Ю. Шегурова определяют профессиональное самоопределение «как устойчивое положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности» [10, с. 53].
В. А. Толочек важнейшим условием становления профессионала назвал направленность личности, включающую: мотивы, ценностные ориентации, профессиональную позицию, профессиональное самоопределение.
В. А. Сластенин считал направленность учителя на саморазвитие одним из составляющих мотиваци-онного компонента подструктуры творческого стиля педагогической деятельности в профессиональном становлении [11].
Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская рассматривают процесс профессионального становления педагога через изменение его профессионализма и профессионального мастерства.
Профессионализация - процесс становления профессионала. Не всякий процесс профессионализации означает подлинное профессиональное развитие, - писал А. А. Деркач. «Развитие профессионала есть сложный многоуровневый процесс. Не вся-
кий субъект деятельности достигает уровня квалифицированного специалиста, не всякий специалист вырастает в профессионала» [12, с. 308].
В процессе профессионального становления учителя как личности важное влияние оказывает профессиональное саморазвитие учителя. На основе изучения процесса саморазвития М. И. Кряхтунов построил аксиологическую модель профессионального саморазвития учителя, состоящую из нормативно-деятельност-ного, личностного и организационного компонентов [13, с. 181]. Основываясь на этой модели профессионального саморазвития учителя, мы поддерживаем позицию, согласно которой профессиональное саморазвитие представляет собой процесс освоения учителем системы ценностей - ценности собственной личности учителя, ценности предметной деятельности и ценности личности ученика - и предполагаем, что на профессиональное становление преподавателя высшей школы оказывают значительное влияние такие психолого-педагогические условия профессионального саморазвития учителя как обнаруживание себя, доверие к себе, выявление собственных психологических трудностей в педагогической деятельности, самостоятельная работа, преодоление самим психологических кризисов. Потребность в достижении ценностного образа является одним из источников профессионального саморазвития, а сам процесс саморазвития является одной из категорий акмеологии как науки о вершине творческого расцвета личности, профессионализма. В этом отношении профессиональное саморазвитие обеспечивает профессионализм.
Большой интерес представляет собой изучение профессионального становления в рамках акмеологии. Профессионализм как основополагающая категория акмеологии исследуется такими учеными, как А. Н. Рыбников, Б. Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А. А. Деркач, М. И. Плу-гина, И. А. Сушко и др.
Акмеология различает профессионализм деятельности и профессионализм личности. Профессионализм деятельности отражает высокий уровень профессиональной компетентности, а профессионализм личности -высокий уровень развития субъекта труда профессионально-значимых и личностно-деловых качеств. «Педагогический профессионализм, - пишет В. А. Сластенин, - есть внутреннее свойство личности, ее готовность самостоятельно и продуктивно осуществлять профессиональную деятельность и получать соответствующие качественные результаты» [14, с. 7].
По мнению В. А. Сластенина, Е. А. Левановой, А. В. Мудрика, А. Б. Серых, С. Б. Серяковой, профессионализм педагога как результат его творческой деятельности предполагает формирование такой личности, которая была бы способна продуктивно, грамотно решать социальные, профессиональные и личностные задачи [11, с. 15].
М. И. Плугина разработала акмео-логическую концепцию профессионального становления преподавателей высшей школы и дала авторское определение понятию «профессиональное становление», которое понимается как «сложный, динамический, поэтапный процесс возникновения, закрепления и преобразования содержательных характеристик потреб-ностно-мотивационной, когнитивной,
69
70
личностной и эмоционально-волевой подструктур, обеспечивающих субъекту деятельности возможность проявлять социальную и профессиональную активность, направленную на решение конкретных задач, преодоление профессиональных проблем; определять вектор и содержание жизненной стратегии в соответствии с содержанием и требованиями социальной ситуации профессионального становления; соотносить реальный образ с эталоном и проектировать оптимальную модель деятельности профессионала; определять точки вершинных достижений на каждом этапе» [15, с. 12].
Поддерживая основные идеи Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, Л. М. Ми-тиной и опираясь на исследования М. И. Кряхтунова и М. И. Плугиной, можно считать, что профессиональное становление преподавателя высшей школы - это сложный, динамический, поэтапный, непрерывный процесс, проявляющийся в различные периоды жизни человека и обеспечивающий субъекту профессиональной деятельности возможность совершенствовать профессионально значимые качества педагога под влиянием внешних воздействий и саморазвития, определять точки вершинных достижений на каждом этапе профессионального становления и интегрировать приобретенный опыт для вершинного достижения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. чл.-кор. АН СССР Н. Ю. Шведовой. - М., 1986.
2. Борисова Е. М. Профессиональное самоопределение: Личностный аспект: Ав-
тореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1995.
3. Фонарев А. Р. Психология личностного становления профессионала: Монография. - М., 1998.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1946.
5. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М.: Высш. шк., 1991.
6. Митина Л. М., Кричевский Р. Л. Проблемы профессиональной социализации личности. - Кемерово, 1996.
7. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие. -Москва-Воронеж, 2003. - 480 с.
8. КлимовЕ. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д: Феникс, 1996.
9. Борисова Е. М. Профессиональное самоопределение: Личностный аспект: Авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1995.
10. Кудрявцев Т. В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения // Вопросы психологии. - 1983. - № 2.
11. Сластенин В. А., Леванова Е. А., Му-дрик А. В., Серых А. Б., Серякова С. Б. Технология профессионально-личностного развития будущего учителя, его готовности к организации воспитательного процесса в образовательном учреждении: Научно-методические рекомендации. -М., 2003.
12. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. - Москва-Воронеж, 2004.
13. Кряхтунов М. И. Профессиональное саморазвитие учителя: теория, модель, технология. Монография. - М., 2002.
14. Сластенин В. А., Сушко И. А. Становление профессионализма учителя в системе муниципального образования. - М., 2003.
15. Плугина М. И. Акмеологическая концепция профессионального становления преподавателей высшей школы: Авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2009. ■