Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕДИАТРИИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕДИАТРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
317
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПЕДИАТРИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ИНВАЛИДНОСТИ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / РАННЯЯ ПОМОЩЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЬИ / СОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / CHILDREN WITH DISABILITIES / MENTAL DEVELOPMENT DISORDERS / PREVENTIVE PEDIATRICS / COMPREHENSIVE REHABILITATION / DISABILITY PREVENTION / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / SOCIAL ADAPTATION / QUALITY OF LIFE / EARLY CARE / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / PSYCHOLOGICAL COUNSELING OF FAMILIES / SOCIAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лазуренко Светлана Борисовна

Представлены история становления психолого-педагогической помощи как одного из направлений реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, этапы ее развития в России и современное состояние отрасли. Раскрываются основные понятия, цель, задачи и содержание психолого-педагогической деятельности в процессе восстановления здоровья детей. Указано, что приоритетными направлениями этой работы являются психолого-педагогическая диагностика, консультирование детей и родителей (или законных представителей), медицинских и педагогических работников, коррекционные и общеразвивающие занятия с детьми и родителями с целью успешной социальной адаптации каждого оказавшегося в тяжелой жизненной ситуации, профориентация хронически больных подростков и сопровождение в период овладения профессией и самостоятельной интеграции в социум. Описан вклад ученых ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России в научно-методическое обеспечение психолого-педагогической помощи в педиатрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лазуренко Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATUS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE IN PEDIATRICS

The article presents the history of the formation of psychological and pedagogical assistance as one of the directions of habilitation of children with disabilities, the stages of its development in Russia, and the current state of the industry. There are clued main concepts, purpose, tasks, and content of psychological and pedagogical activity in the process of restoring children’s health. The priorities of this work are indicated to be as follows: psychological-pedagogical diagnostics; counselling for children and parents (or legal representatives), medical and pedagogical workers; and correctional-developing work with children and parents for successful social adaptation of each who find themselves in difficult life situations; vocational guidance chronically ill adolescents and support during the period of vocational training and integrate into society. There is described the contribution of scientists of the National Medical Research Center for Children’s Health into Russian scientific and methodological support of psychological and pedagogical assistance in Pediatrics.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕДИАТРИИ»

148

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Оригинальные статьи

© ЛАЗУРЕНКО С.Б., 2020

УДК 616.831-007-053.1-06:616.89-053.3]-07

Лазуренко С.Б.1-3

Современное состояние и перспективы развития психолого-педагогической помощи в педиатрии

'ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, 119121, г. Москва, Россия; 2ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, 119991, г Москва, Россия;

3ФГБНУ «Российская академия образования», 119121, г. Москва, Россия

Представлены история становления психолого-педагогической помощи как одного из направлений реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, этапы ее развития в России и современное состояние отрасли. Раскрываются основные понятия, цель, задачи и содержание психолого-педагогической деятельности в процессе восстановления здоровья детей. Указано, что приоритетными направлениями этой работы являются психолого-педагогическая диагностика, консультирование детей и родителей (или законных представителей), медицинских и педагогических работников, коррекционные и общеразвивающие занятия с детьми и родителями с целью успешной социальной адаптации каждого оказавшегося в тяжелой жизненной ситуации, профориентация хронически больных подростков и сопровождение в период овладения профессией и самостоятельной интеграции в социум. Описан вклад ученых ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России в научно-методическое обеспечение психолого-педагогической помощи в педиатрии.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья; нарушения психического развития; профилактическая педиатрия; комплексная реабилитация; профилактика инвалидности; особые образовательные потребности; социальная адаптация; качество жизни; ранняя помощь; психолого-педагогическое сопровождение; психологическое консультирование семьи; социальные ресурсы.

Для цитирования: Лазуренко С.Б. Современное состояние и перспективы развития психолого-педагогической помощи в педиатрии. Российский педиатрический журнал. 2020; 23(3): 148-153. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2020-23-3-148-153 Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Svetlana B. Lazurenko1-3

Current status and development prospects of psychological and pedagogical assistance in Pediatrics

'Institute of Correctional Pedagogy, Moscow, 119121, Russian Federation;

2National Medical Research Center for Children's Health, Moscow, 119991, Russian Federation;

3Russian Academy of Education, Moscow, 119121, Russian Federation

The article presents the history of the formation of psychological and pedagogical assistance as one of the directions of habilitation of children with disabilities, the stages of its development in Russia, and the current state of the industry. There are clued main concepts, purpose, tasks, and content of psychological and pedagogical activity in the process of restoring children's health. The priorities of this work are indicated to be as follows: psychological-pedagogical diagnostics; counselling for children and parents (or legal representatives), medical and pedagogical workers; and correctional-developing work with children and parents for successful social adaptation of each who find themselves in difficult life situations; vocational guidance chronically ill adolescents and support during the period of vocational training and integrate into society. There is described the contribution of scientists of the National Medical Research Center for Children's Health into Russian scientific and methodological support of psychological and pedagogical assistance in Pediatrics.

Keywords: children with disabilities; mental development disorders; preventive Pediatrics; comprehensive rehabilitation; disability prevention; special educational needs; social adaptation; quality of life; early care; psychological and pedagogical support; psychological counseling of families; social resources.

For citation: Lazurenko S.B. Current status and development prospects of psychological and pedagogical assistance in Pediatrics. Rossiyskiy Pediatricheskiy Zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2020; 23(3): 148-153. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2020-23-3-148-153

Для корреспонденции: Лазуренко Светлана Борисовна, доктор пед. наук, проф. РАО, член-корр. РАО, гл. науч. сотр. ФГБНУ «ИКП РАО»; начальник центра психолого-педагогической помощи в педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. E-mail: [email protected]

ORIGINAL ARTICLE

For correspondence: Svetlana B. Lazurenko, MD, Ph.D., DSci., prof. RAE, corresponding member of RAE, Chief researcher of the Institute of Correctional Pedagogy, Moscow, 119121, Russian Federation; Head of the Center for Psychological and Pedagogical Assistance in Pediatrics of the National Medical Research Center for Children's Health, Moscow, 119991, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Information about the author:

Lazurenko S.B., http://orcid.org/0000-0003-0642-8545

Acknowledgement. The study had no sponsorship. Conflict of interest. The author declares no conflict of interest.

Received 03.06.2020 Accepted 18.06.2020 Published 08.07.2020

Развитие психолого-педагогической реабилитации

динство физического и психического, души и тела человека признавалось во все времена. Врачи Древней Греции и Рима, исследуя влияние физических факторов на здоровье человека, обнаружили взаимосвязь между проявлениями болезни и душевным состоянием больного. В эпоху Ренессанса в Европе началось научное изучение влияния социальных факторов на физическое и психическое здоровье человека, опубликованы первые научные трактаты и учебники [1]. В начале XVIII в. российские государственные деятели и врачи инициировали создание системы медико-социальной помощи детям, что было отражено в учебнике С.Ф. Хотовицкого «Педиятри-ка» (1847). В дальнейшем проводилось исследование своеобразия течения болезней у детей разного возраста и множества причин, вызывающих высокую детскую заболеваемость и смертность. Эти подходы активно развивались и дополнялись Г.Н. Сперанским в Центральном НИИ охраны материнства и младенчества. В 1923 г. Н.М. Щеловановым были определены особенности онтогенеза психического развития ребенка раннего возраста, разработана система воспитания, обеспечивающая полноценное нервно-психическое и физическое развитие в первые 3 года жизни. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и созданная на ее основе возрастная периодизация процесса детского развития стали научной базой российской системы воспитания и обучении детей. Одновременно с определением научных основ системы воспитания здоровых детей решались задачи реализации психического потенциала больных детей, в том числе с психическими и интеллектуальными расстройствами.

Многими поколениями педиатров и психологов в нашей стране была создана система комплексной медико-психолого-педагогической помощи, которая реализуется во всех институтах: медицинских стационарах, детских садах и школах, исправительных учреждениях, а также в семье [2]. В 1970-е гг. были изучены взаимосвязи психологического и физического состояния больных детей. В НИИ педиатрии АМН СССР Ю.А. Макаренко были инициированы исследования особенностей развития эмоциональной сферы и личности детей с хроническими соматическими болезнями [3]. Именно в эти годы разрабатывалась концепция внутренней картины болезни, основателем которой является А.Р. Лурия. Рядом ведущих психологов страны были созданы концептуальные подходы и принципы психологического изучения больных детей, которые обеспечили возможность создания персонифицированных программ психолого-педагогической помощи больным детям в процессе лечения [4]. В 1990-е гг. под руководством И.П. Брязгунова в отделении психосоматической патологии Института педиатрии были

впервые проведены исследования посттравматического стрессового расстройства у детей, определены особенности проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, синдрома хронической утомляемости, состояний психогенного происхождения. Был обоснован и внедрен индивидуальный подход к разработке комплексной реабилитации с применением различных методов коррекции — фармакологической, физиотерапевтической, психологической и педагогической [5]. Особо следует отметить целостную концепцию восстановления психического здоровья Б.С. Братуся, основанную на индивидуально-личностном подходе к выбору содержания с целью оптимизации деятельности, смысловых образований, самооценки, уровня притязаний, соотношения реальных и идеальных жизненных установок больного ребенка [6].

Так рождались современные направления психолого-педагогической реабилитации и определялись специальные условия для уменьшения негативного влияния соматической болезни на развитие детской психики. Междисциплинарные исследования обеспечили надежную методологическую основу дифференцированного содержания и методов реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, которая, по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, считалась одной из передовых и совершенных в мире [7].

Нормативное регулирование в России

Данные многолетних психолого-педагогических исследований явились основой для внесения изменений в современную нормативно-законодательную базу. Так, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказ МЗ РФ от 29.12.2012 № 1705н «О Порядке организации медицинской реабилитации» определяют медицинскую реабилитацию как «систему мероприятий медицинского и психологического характера...». Согласно Закону № 323-ф3 в процесс реабилитации обязательно включаются родители больного ребенка. Участие родителей в лечебном процессе играет важную роль в нормализации эмоционального состояния больного ребенка, делает период пребывания в стационаре более безопасным и комфортным. В этот закон были внесены дополнения и изменения (п. 9 ст. 5 Закона № 419-ФЗ1), в частности, появилось новое понятие «абилитация», когда усилия специа-

1Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 № 419-ФЗ.

150

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

листов в основном направлены не на восстановление, а на формирование и развитие функций пораженного органа либо системы организма и реализуются по тем же правилам, что установлены для программ реабилитации бюро медико-социальной экспертизы. Обновленный регламент проведения медицинской реабилитации детей был изложен в проекте Порядка организации медицинской реабилитации детского населения, опубликованного 25.03.2019 для всеобщего обсуждения. В нем были учтены изменения действующего законодательства и определены состав мультидисциплинарной команды специалистов (психологи, логопеды, дефектологи, кинезио- и физиотерапевты, врач-реабилитолог), реабилитационный маршрут больного ребенка в соответствии со стадией заболевания и характером его течения [8]. Ожидаемые результаты реабилитации и реабилитационный прогноз определялись по критериям Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья.

Организация психолого-педагогической помощи

По нашим данным, психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с хроническим течением болезни должна начинаться с момента выявления у малыша нарушений здоровья и продолжаться на протяжении всего периода детства, включать в себя регулярный мониторинг процесса формирования психики и обеспечения соответствия социальных условий среды психологическим индивидуальным потребностям и потенциальным возможностям ребенка [9, 10].

Для решения практических и научных задач психолого-педагогической помощи детям в НИИ педиатрии АМН СССР впервые было создано отдельное структурное подразделение, которое включало научную лабораторию и отделение практической психолого-педагогической помощи. Такая структура позволила осуществлять научно-исследовательскую, консультативную, прикладную, организационно-методическую, экспертную работу в области специальной, возрастной и клинической психологии, кор-рекционной и общей педагогики.

Нами была сформулирована цель психолого-педагогической помощи в процессе комплексной реабилитации больного ребенка — создание специальных условий окружающей среды и применение разнообразных методов и приемов психолого-педагогического воздействия для снижения степени негативного влияния болезни на процесс психического развития и формирования детской личности, содействия ее последовательной социальной адаптации [2, 11].

Влияние социальных условий среды (системы воспитания и обучения) на физическое и психологическое состояние ребенка определяет необходимость гармоничного включения в лечебный процесс его социального окружения. Семья остается основным социальным институтом, который обеспечивает своим членам социальную и физическую безопасность. Поэтому современные программы реабилитации детей включают в себя методы психолого-педагогической работы как с ребенком, так и с его родителями [12, 13].

Психолого-педагогическая реабилитация реализуется по следующим направлениям:

• различные виды психолого-педагогической диагностики;

• консультирование детей и родителей (законных представителей), медицинских и педагогических работников;

• коррекционные и общеразвивающие занятия с детьми и родителями для успешной социальной адаптации каждого оказавшегося в тяжелой жизненной ситуации;

• профориентация подростков, сопровождение в период овладения профессией и самостоятельной интеграции в социум [8, 14].

Установлены структура и организация деятельности специалистов психолого-педагогического профиля в многопрофильном медицинском центре, найдены эффективные формы психолого-педагогической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, гармонично встраиваемые в систему комплексной реабилитации.

Достижения отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики в области ранней помощи детям с риском возникновения и нарушениями психического развития составили основу разрабатываемой стратегии коррекционно-педагогиче-ского сопровождения семьи ребенка с перинатальной патологией в педиатрической практике с учетом контекста развития целостной системы образования и возможной преемственности с последующими этапами оказания медико-социальной помощи [10, 15]. В ней содержится порядок диагностики, реализации и оценки эффективности коррекционно-педагогической помощи ребенку и педагогического просвещения родителей в процессе реализации комплексной реабилитации [10].

Стратегия запатентована и реализуется более 10 лет в практике медико-социальной реабилитации в государственных социальных институтах: здравоохранение, образование, социальная защита и семья. Показателем ее эффективности и целесообразности распространения в учреждениях различной ведомственной принадлежности на территории России является то, что примерно у 25% детей с функциональными и хроническими соматическими нарушениями здоровья реализуется догоняющее развитие, по темпу и качеству сопоставимое с развитием здоровых сверстников. Наряду с этим в 73% случаев удается избежать инвалидизации за счет предотвращения хронизации соматической патологии у ребенка. Эти разработки в совокупности способствуют уменьшению числа детей с тяжелыми отклонениями психического развития, психическими расстройствами и нарушениями поведения [10, 16].

Разработка алгоритмов, формы, содержания и мероприятий по оптимизации социальной ситуации развития, способствующих повышению педагогической компетентности родителей детей с риском возникновения и нарушениями психического развития, — еще одно из направлений деятельности психолого-педагогической службы. Рекомендуется использовать психолого-педагогическое просвещение и обучение; тренинги внутрисемейного общения и оптимизации стиля воспитания; групповые занятия по восстановлению эмоциональных ресурсов, развитию навыков саморегуляции и копинг-стратегий; краткосрочное психологическое консультирование. Содержание, объем и формы психолого-педагогической помощи родителям больного ребенка определяются актуальным эмоциональным состоянием родителей, личностными особенностями, анализом общей жизненной ситуации и наличием ресурсов (временных, финансовых, физических, эмоциональных) [17, 18]. Психолого-педагогическое про-

ORIGINAL ARTICLE

свещение должно быть доступно семье на каждом новом этапе психического развития ребенка в соответствии с изменениями в состоянии его здоровья и реабилитационного прогноза.

Основная цель психолого-педагогической поддержки членов семьи — расширение педагогического кругозора взрослых, оптимизация их установок по отношению к лечению и воспитанию больного ребенка, повышение мотивации к сотрудничеству и соблюдению рекомендаций специалистов, за счет чего взрослые и сам ребенок становятся более самостоятельными и могут более успешно адаптироваться к жизни в современном социуме [19]. Важным принципом работы с родителями является их ориентация на социальную адаптацию ребенка. Необходимо указывать им ближайшие, конкретные и достижимые цели ухода и воспитания ребенка, фиксировать внимание на текущей жизненной ситуации, т.к. течение болезни и прогноз дальнейшей жизни ребенка являются факторами с высокой долей неопределенности. Содержание, направления и формы оказания психолого-педагогической помощи семье во время лечения ребенка в стационаре могут быть использованы при разработке профессионального стандарта деятельности семейного психолога в учреждениях педиатрического профиля [20].

Профессиональная психологическая помощь детям и родителям в отделении реанимации и интенсивной терапии, а также в хирургическом стационаре позволяет обеспечить оптимальный уровень психологического комфорта пациента и его близких, смягчить эмоциональные реакции на госпитализацию и оперативное вмешательство, сформировать положительное отношение и повысить мотивацию к лечению. Содержание психологической работы с детьми и родителями на послеоперационном этапе зависит от актуального физического и психологического состояния каждого, индивидуальных психологических потребностей. В целом, главная цель психологического сопровождения детей после высокотехнологичной операции заключается в восстановлении психического функционирования и социальной активности в объеме, соответствующем физическим возможностям. Профессиональная психологическая помощь детям и родителям в отделении реанимации и интенсивной терапии и хирургическом стационаре позволяет обеспечить оптимальный уровень психологического комфорта пациента и его близких, смягчить эмоциональные реакции на госпитализацию и оперативное вмешательство, сформировать положительное отношение и повысить мотивацию к лечению [10].

Нами установлено, что психологическое сопровождение в хирургическом стационаре и отделении реанимации и интенсивной терапии является одним из действенных методов сохранения психического здоровья ребенка и должно войти в стандарт оказания высокотехнологической медицинской помощи. Данная перспектива поддержана и отражена в изменениях, которые были внесены в Федеральный закон от 29.05.2019 № 119-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»».

Для полноценного обеспечения конституционных прав детей-инвалидов разрабатывается комплекс эффективных мер, которые могли бы уменьшить тяжесть ин-валидизации и тем самым расширить возможности их

социальной адаптации. Исследованы потенциальные возможности психического развития детей с болезнями нервной системы различной этиологии и степени тяжести [9, 21]. Установлено, что психическое развитие реализуется в медленном, крайне медленном или минимальном темпе. При обострении болезни может наблюдаться регресс психического развития.

Темп психического развития определяется общим клиническим состоянием, этологией, тяжестью и структурой поражения головного мозга. Нами совместно с Фондом поддержки слепоглухих «Соединение» изучены клинические и психолого-педагогические данные более 100 слепоглухих детей разного возраста. Анализ показал, что у всех слепоглухих детей имеется тяжелая сочетанная неврологическая и соматическая патология, реже генетические/наследственные болезни. Темпы их психического развития, как и у других детей с множественными нарушениями развития, определяются тяжестью клинического состояния [21, 22].

Важной стороной нашей профессиональной деятельности стало обеспечение социальной адаптации школьников и подростков с болезнями нервной системы, в том числе с тяжелыми и сочетанными нарушениями развития. Эта работа проводилась комплексно по нескольким направлениям: развитие познавательной деятельности и самосознания, навыков коммуникации и самостоятельности в быту; помощь в личностном самоопределении школьников, овладении трудовыми навыками и профессиональной ориентировкой. Наш опыт учтен коллегами при разработке адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также при создании «Концепции психологической службы в системе образования». Высокая распространенность хронической соматической патологии в детской популяции, большие потенциальные возможности успешной социальной интеграции таких детей и перспективы трудовой реализации определили актуальность изучения их особых психологических и образовательных потребностей для разработки персонифицированных программ медико-социальной помощи.

Согласно нашим данным, тяжесть и длительность течения основного заболевания определяют нарушения физического функционирования, характер психической активности и степень искажения актуальной социальной ситуации развития ребенка от той, что имела место до манифестации или обострения болезни и может рассматриваться как нормативная/привычная [9]. Этиология, характер течения болезни, физическое состояние и ограничения жизнедеятельности — это те «первичные нарушения», которые необходимо учитывать при определении объема психолого-педагогической реабилитации, системы воспитания и обучения ребенка в семье, а также формы и условий обучения в образовательной организации. Нами выявлены и описаны относительно благоприятные и неблагоприятные индивидуально-личностные состояния в ситуации болезни и траектории психического развития. Относительно благоприятные психологические состояния в ситуации болезни формируются у детей с легким и среднетяжелым течением. У детей с тяжелым течением болезни чаще выявляются неблагоприятные психологические состояния, а благоприятные реакции не зафиксированы [10, 20]. Психолого-педагогическая поддержка необходима ребенку с

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

хронической соматической болезнью и его родителям с момента постановки диагноза и начала лечения на всех этапах оказания медицинской помощи. Это позволяет создать оптимальные социальные условия для реализации его психологического потенциала и развития личности, за счет чего предупредить появление отклонений психического развития социальной природы или сделать их менее глубокими.

Заключение

Благодаря синтезу медицины, психологии и педагогики удается получить всестороннюю информацию об актуальном медико-социальном состоянии, рисках и перспективах восстановления здоровья каждого больного ребенка, максимально точно определить объем и методы индивидуальной программы реабилитации, осуществить полноценную социальную интеграцию ребенка и родителей в общество [10, 23].

В современной клинической педиатрии активно работает перспективная научная школа психолого-педагогической помощи больным детям. В связи с этим нужно продолжить исследования взаимосвязи клинических и социальных факторов, возрастных, психологических и образовательных потребностей детей с хроническими формами соматической патологии, разработать методологическую базу и утвердить единый терминологический аппарат медико-психолого-педагогической помощи [24]. Необходимо проводить широкую профессиональную подготовку специалистов психолого-педагогического профиля для работы в педиатрических учреждениях, принять участие в создании нормативов и критериев оценки качества их профессиональной деятельности.

Совместные усилия должны быть направлены на создание единой системы медико-психолого-педагогической помощи ребенку на протяжении всего периода детства (с рождения до 17 лет), в которой будут использованы и последовательно реализованы современные научные достижения педиатрии, педагогики и социальной гигиены, что позволит обеспечить рост социального благополучия человека с ограниченными физическими возможностями, качество его адаптации к условиям окружающего мира, позитивное самоощущение в обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ждан А.Н. История психологии. М.: Изд-во МГУ, 1990.

2. Венгер А.Л. Психолого-педагогическая служба в педиатрии. Альманах Института коррекционной педагогики. 2017; 31. URL: https://andef.ru/ra/articles/almanac-no-31/the-contradictions-in-communicative-behavior-of-young-children-with-down-syndrome.

3. Ефимова А.А. Медицинская наука - детям. Актовая речь. М., 1978.

4. Ткачева В.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. М.: Академия, 2013.

5. Брязгунов И.П., Михайлов А.Н., Столяров Е.В. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков. М.: Медпрактика-М, 2008.

6. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии. Вопросы психологии. 2007; 5: 9-11.

7. Научно-практическая программа по оптимизации здоровья детей в Российской Федерации. М., 2015.

8. Ачкасова Е.Е., Творогова Н.Д. Психологические аспекты медицинской реабилитации. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018.

9. Павлюкова Е.В., Давыдова И.В., Лазуренко С.Б., Яцык Г.В., Ко-нова О.М., Зимина Е.П. Возможности профилактики и восстановительного лечения последствий перинатального поражения

центральной нервной системы у недоношенных детей. Педиатрическая фармакология. 2018; 15(2): 159-67. https://doi.org/10.15690/pf.v15i2.1872.

10. Лазуренко С.Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте. М.: Логомаг, 2015.

11. Буслаева А.С., Венгер А.Л., Лазуренко С.Б. Задачи психологической помощи тяжело больному ребенку и его родителям. Культурно-историческая психология. 2016; 12(1): 56-65.

12. Яковлева Т.В., Иванова А.А., Альбицкий В.Ю. Механизмы формирования единой профилактической среды в Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2015; 18(3): 28-31.

13. Лисина М.И. Общение, психика и личность ребенка. М.: Институт практической психологии; Воронеж. 1997.

14. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М., 2008.

15. Лазуренко С.Б. Особенности формирования психики у младенцев с нарушением здоровья различной этиологии. Российский педиатрический журнал. 2015; 18(1): 4-9.

16. Чубаровский В.В., Лабутьева И.С., Кучма В.Р. Пограничные психические расстройства у обучающихся подростков: распространенность, факторы риска, основы психогигиены. Российский педиатрический журнал. 2018; 21(3): 161-7. DOI: http:// dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-3-161-167.

17. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб., 2003.

18. Свиридова Т.В., Лазуренко С.Б., Венгер А.Л., Комарова Е.В., Потапов А.С., Буслаева А.С. Исследование психологических особенностей детей и подростков с заболеваниями органов пищеварения. Вестник РАМН. 2015; 20(5): 519-26.

19. Бабич Е.Г., Тактаров В.Г. Совладающее поведение в семье: социально-психологические особенности совладающего поведения родителей, воспитывающих детей-инвалидов. М.-Берлин, 2015.

20. Ртищева М.С. Особенности эмоционального состояния матерей, воспитывающих детей первого года жизни с последствиями перинатального поражения ЦНС. Дефектология. 2019; 5; 62-70.

21. Яцык Г.В. (ред). Диагностика и комплексная реабилитация перинатальной патологии новорожденных детей. М., Педиатръ, 2012.

22. Лазуренко С.Б., Павлова Н.Н. Структура нарушений здоровья младенцев с сочетанными сенсорными нарушениями. Сб. матер. IVмеждународной научно-практ. конф. М.: ИНФРА-М, 2018.

23. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. М.: Просвещение, 2009.

24. Добряков И.В. Перинатальная психология. СПб, 2010.

REFERENCES

1. Zhdan A.N. History of psychology. [Istoriyapsikhologii]. Moscow: MGU Publishing house, 1990. (In Russian)

2. Wenger A.L. Psychological and pedagogical service in pediatrics. Al-manakh instituta korrektsionnoy pedagogiki. 2017; 31. URL: https:// alldef.ru/ru/articles/almanac-no-31/the-contradictions-in-communica-tive-behavior-of-young-children-with-down-syndrome. (In Russian)

3. Efimova A.A. Medical science for children. Aktovaya rech. [Medi-tsinskaya nauka - detyam. Aktovaya rech']. Мoscow, 1978. (in Russian)

4. Tkacheva V.V. Psychological and pedagogical support of the family of a child with disabilities. [Psikhologo-pedagogicheskoe sopro-vozhdenie sem'i rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdo-rov'ya]. Moscow: Akademiya, 2013. (In Russian)

5. Bryazgunov I.P., Mikhailov A.N., Stolyarov E.V. Posttraumatic stress disorder in children and adolescents. [Posttravmaticheskoe stressovoe rasstroystvo u detey i podrostkov]. Moscow: Medprakti-ka-M, 2008. (In Russian)

6. Bratus B.S. On the problem of man in psychology. Voprosy psy-khologii. 2007; 5: 9-11. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Scientific and practical program to optimize the health of children in the Russian Federation. [Nauschno-praktischeskaya programma po optimizatsii zdorovya detey v Rossiyskoy Federatsii]. Moscow, 2015. (in Russian)

8. Achkasova E.E., Tvorogova N.D. Psychological aspects of medical rehabilitation. [Psikhologicheskie aspekty meditsinskoy reabilitat-sii]. Moscow: GEOTAR-Media, 2018. (In Russian)

9. Pavlyukova E.V., Davydova I.V., Lazurenko S.B., Yatsyk G.V., Konova O.M., Zimina E.P. Opportunities for Prevention and Rehabilitation Treatment of the Consequences of Perinatal Central

153

ORIGINAL ARTICLE

Nervous System Damage in Premature Infants. Pediatricheska-ya farmakologiya. 2018; 15(2): 159-67. https://doi.org/10.15690/ pf.v15i2.1872 (In Russian)

10. Lazurenko S.B. Mental development of children with health disorders at an early age. [Psikhicheskoe razvitie detey s narusheniyami zdo-rov'ya v rannem vozraste]. Moscow: Logomag, 2015. (In Russian)

11. Buslaeva A.S., Venger A.L., Lazurenko S.B. Tasks of psychological assistance to a seriously ill child and his parents. Culturno-istori-cheskayapsikhologiya. 2016; 12(1): 56-65. (In Russian)

12. Yakovleva T.V., Ivanova A.A., Albitskiy V.Yu. Mechanisms of formation of the uniform preventive environment in the Russian Federation. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2015; 18(3): 28-31. (In Russian)

13. Lisina M.I. Communication, psychology and personality of the child. [Obshchenie, psikhika I lichnost rebenka]. Moscow: Institute of practical psychology; Voronezh, 1997. (In Russian)

14. Levchenko I.Yu., Tkacheva V.V. Psychological assistance to a family raising a child with developmental disabilities. [Psikhologi-cheskayapomoshch'sem'e, vospityvayushchey rebenka s otkloneni-yami v razvitii]. Moscow, 2008. (In Russian)

15. Lazurenko S.B. Features of the formation of the psyche in infants with health disorders of various etiologies. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2015; 18(1): 4-9. (In Russian)

16. Chubarovsky V.V., Labuteva I.S., Kuchma V.R. Border mental disorders in training teenagers: prevalence, risk factors, foundations of psychohygiene. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2018; 21(3): 161-7. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-3-161-167. (In Russian)

17. Mukhamedrakhimov R.Zh. Mother and infant: psychological interaction. [Mat' i mladenets: psikhologicheskoe vzaimodeystvie]. Saint Petersburg, 2003. (In Russian)

18. Sviridova T.V., Lazurenko S.B., Venger A.L., Komarova E.V., Potapov A.S., Buslaeva A.S. Research of psychological features of children and adolescents with digestive diseases. Vestnik RAMN. 2015; 20(5): 519-26. (In Russian)

19. Babich E.G., Taktarov V.G. Coping behavior in the family: so-cio-psychological features of coping behavior of parents raising disabled children. [Sovladayushchee povedenie v sem'e: sotsi-al'no-psikhologicheskie osobennosti sovladayushchego povedeniya roditeley, vospityvayushchikh detey-invalidov]. Moscow-Berlin, 2015. (In Russian)

20. Rtishcheva M.S. Features of Emotional State of Mothers Raising Infants with Outcomes of Perinatal Injury of CNS. Defektologiya. 2019; 5; 62-70. (In Russian)

21. Yatsyk G.V. (ed). Diagnostics and comprehensive rehabilitation of perinatal pathology of newborn children. [Diagnostika i kom-pleksnaya reabilitatsiya perinatal'noy patologii novorozhdennykh detey]. Moscow, Pediatr, 2012. (In Russian)

22. Lazurenko S.B., Pavlova N.N. The structure of the health disorders in infants with associated sensory impairments. Sat. mater. IV international scientific and practical conference. [Struktura narusheniy zdorov'ya mladentsev s sochetannymi sensornymi narusheniyami. Sbornik materialov IV mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii]. Moscow: INFRA-M, 2018. (In Russian)

23. Malofeev N.N. Special education in a changing world. [Special'noe obrazovanie v menyayushchemsya mire]. Moscow: Prosveshche-nie, 2009. (In Russian)

24. Dobryakov I.V. Perinatal psychology. [Perinatalnaya psikhologi-ya]. Sankt-Peterburg, 2010. (In Russian)

Поступила 03.06.2020 Принята к печати 18.06.2020 Опубликована 08.07.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.