Социальная педиатрия и организация
здравоохрaнения
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 удк 614.2:364.42/.44-053.2-056.266
С.Б. Лазуренко, Л.С. Намазова-Баранова, С.Р. Конова, А.Г. Ильин
медико-психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья: пути совершенствования
ФГБУ Научный центр здоровья детей РАМН, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2/62
Представлены данные о состоянии здоровья детей раннего возраста г. Москвы и Российской Федерации, результаты анализа амбулаторно-поликлинической помощи детям первых лет жизни и оценки эффективности включения современных технологий раннего педагогического воздействия на психическое развитие детей первых лет жизни, а также потребностей детского населения в комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации в условиях первичного звена здравоохранения. Сформулированы рекомендации по оптимизации и повышению качества медико-психолого-педагогического обеспечения детей раннего возраста в условиях первичного звена здравоохранения.
Ключевые слова: дети раннего возраста, раннее вмешательство, реабилитация (абилитация), медико-психолого-педагогическая помощь, коррекционно-педагогическое воздействие, психическое развитие, совершенствование амбулаторно-поликлинической службы
S. B. Lazurenko, L. S. Namazova-Baranova, S. R. Konova, A. G. Win
MEDICAL, PCHYHOLOGICAL AND EDUCATIONAL ASSISTANCE TO HANDICAPPED CHILDREN
Federal State Budgetary Institution "Scientific Center of Child Healthcare" of the Russian Academy of Medical Sciences, 2/62, Lomonosov avenue, Moscow, 119991
There are presented data of analysis of the condition of medical and psycho-educational assistance to young children in primary health care unit. It is shown that the dynamics of the indices of health state of young children should not be uniquely defined as negative. It was found that congenital anomalies may be classified as socially important pathologies, as they lead to the formation of disability in children, define its structure and are one of the leading causes of infant mortality. Among children of 1 year of age detection rate of diseases of the genitourinary system increased by by 48.3%, congenital anomalies - by 43.2%, diseases of the nervous system - by 42.2%, diseases of the eye and adnexa - by 33.4%. The authors propose to create and introduce into the practice of medicine the multilevel system of complex rehabilitation of children with chronic pathology and handicapped children.
Key words: congenital anomalies, the detection rate ofpathology, health state of young children, the system of the complex rehabilitation of children with chronic disease and handicapped children
новое тысячелетие Россия вступила с большим количе ством нерешенных социальных проблем. К числу наиболее значимых можно отнести демографический кризис, одним из проявлений которого стало снижение численности детского населения: 1999 г. - 34,9 млн человек в возрасте от 0 до 17 лет, а в 2010 г. - 25,4 млн человек, а также высокий уровень заболеваемости новорожденных и детей первого года жизни. На протяжении последних пяти лет ежегодно до 38% детей рождаются больными или заболевают в период новорожденности. Каждые 10 лет число детей в возрасте до 4 лет с ограниченными возможностями здоровья различной этиологии и степени тяжести увеличивается на 5,2% [2, 3]. Сложившаяся ситуация
Для корреспонденции: Лазуренко Светлана Борисовна, канд. пед. наук, доц.,зав. лаб. специальной психологии и коррекционного обучения НЦЗД РАМН
является следствием неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов, ухудшения психического и соматического здоровья, наличия хронических болезней у родителей, а также связана с интенсивным развитием технологий реанимации и выхаживания новорожденных детей [1, 3, 6, 12, 15].
В связи с этим особое внимание уделяется повышению эффективности пре - и неонатальной медицинской помощи, популяризации среди населения профилактических медицинских мероприятий [1,3]. своевременное формирование морфологических и функциональных систем детского организма определяется не только генетической программой, но и условиями жизни ребенка. Нормальное функционирование головного мозга, физическое здоровье ребенка, сохранность органов чувств и благополучие социальной среды, в том числе правильное воспитание, обеспечивают оптимальный темп психофизического развития на каждом возрастном этапе [5].
Дети с функциональными расстройствами здоровья и особенно дети с нарушениями в развитии нуждаются в создании с первых месяцев жизни специальных условий окружающей среды и применении специальных средств педагогического воздействия для обеспечения своевременного развития, реализации заложенного генетически психологического потенциала и успешной социальной адаптации [2, 8, 9].
Для определения мер по повышению качества комплексной медико-психолого-педагогической помощи необходимо решить несколько первоочередных задач: проанализировать состояние здоровья детей раннего возраста, изучить организацию медицинской и психолого-педагогической помощи детям первых лет жизни с проблемами здоровья и нервно- психического развития в учреждениях системы здравоохранения и образования, оценить преемственность в их работе, а также особые образовательные потребности детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья [4,10,11].
В современных условиях детская поликлиника является тем учреждением первичного звена здравоохранения, в рамках которого возможно оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям в соответствии с особенностями их жизнедеятельности и режима дня [3,15]. Именно в этом учреждении реализуется до 90% всех видов профилактической, диагностической и лечебной помощи детям от рождения до 17-летнего возраста. При этом ключевым вопросом совершенствования этих видов помощи детскому населению является увеличение объёма профилактических мероприятий в первые годы жизни ребенка, разработка и внедрение эффективных медицинских и педагогических технологий для укрепления и восстановления здоровья, активизации темпа психического развития и реализации индивидуального психологического потенциала ребенка на протяжении всего периода детства.
В связи с этим нами проведен анализ состояния медико-психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в учреждениях первичного звена здравоохранения для разработки предложений по совершенствованию ее качества и эффективности.
В исследовании использовались клинико-экспер-тный, аналитический, статистический методы. Были изучены данные отдела социально-гигиенического мониторинга здоровья населения Департамента здравоохранения г. Москвы и результаты медико-статистической обработки показателей, характеризующих здоровье детей раннего возраста г. москвы и Российской Федерации за 2010 г., проанализированы "Карты новорожденного ребенка, роженицы и семьи" (Приложение №1 к приказу Комитета здравоохранения Москвы от 24.03.00 № 117) за 2010 г., "Карты экспертной оценки состояния здоровья и оказания лечебно-профилактической помощи ребенку первого года жизни" (Приложение №3 к приказу Комитета здравоохранения г. Москвы от 24.03.00 № 117), данные медико-статистической обработки показателей состояния здоровья новорожденных и детей младенческого возраста Российской Федерации (стат. формы № 31 и 32), материалы научных исследований и
результаты собственной экспертной оценки ранней медико-психолого-педагогической помощи детям первых лет жизни, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в учреждениях здравоохранения Москвы и России: "Истории развития ребенка" форма 112/у о состоянии здоровья 478 детей Москвы, а также "Истории болезни" 115 детей-сирот, воспитанников домов ребенка, поступивших на лечение в ФГБУ НЦЗД РАМН из различных регионов страны, и "Медицинские карты ребенка, воспитанника Дома ребенка" форма №112 - 1/у - оо 143 детей-сирот Москвы, "Истории болезни" 323 иногородних детей раннего возраста, получающих высокотехнологичную медицинскую помощь в ФГБУ НЦЗД РАМН.
Проведенные исследования свидетельствуют, что динамику показателей, характеризующих состояние здоровья детей раннего возраста в РФ, нельзя однозначно определить как негативную. Ряд параметров продолжает ухудшаться, некоторые стабилизировались, а в части наметилась положительная динамика. Одним из основных показателей здоровья новорожденных является масса тела при рождении. Доля маловесных детей в популяции новорожденных в 2009 г. составила 5,75%, а к концу 2010 г. этот показатель снизился до 5,3%. Заболеваемость новорожденных за период с 2004 по 2010 г. снизилась на 10,4%, а заболеваемость детей первого года жизни не превышает 2650 - 2750 человек на 1000 малышей, достигших в данном году возраста одного года. Наблюдается стабилизация численности здоровых младенцев на уровне 5300-5400 на 10 тыс. новорожденных [5, 10]. Вместе с тем в последние годы отмечается более чем двукратное увеличение частоты респираторных расстройств, врожденных пороков развития, которые в структуре заболеваемости новорожденных занимают одно из ведущих мест.
Анализ заболеваемости детей Москвы в 2010 г. показал, что врожденные пороки развития выявляются у 9,8% новорожденных. При проведении комплексного обследования детей в родильном доме врожденные пороки развития обнаруживаются лишь у 4% новорожденных. У детей с врожденными пороками в 67% случаев патология была установлена в течение первого года жизни, у 29% детей - в дошкольном возрасте [7,11]. Структура врожденных пороков развития новорожденных Москвы представлены в таблице.
Врожденные аномалии развития могут быть отнесены к числу социально значимых форм патологии, так как они в значительной степени приводят к формированию инвалидности у детей, во многом определяют ее структуру и являются одной из ведущих причин младенческой смертности [11,12,13].
Наряду с врожденными аномалиями у новорожденных детей увеличивается число расстройств, являющихся следствием нарушений компенсаторных свойств организма, отмечено увеличение частоты выявления синдрома респираторных расстройств, которая составила в 2005 г. - 1867 на 10 тыс. новорожденных, а в 2010 г. - 3894 на 10 тыс. родившихся живыми.
среди детей первого года жизни значительно увеличилась частота болезней нервной системы (на
Структура врожденных пороков развития у новорожденных детей Москвы
Врожденные аномалии (пороки развития) Доля, %
Пороки развития нервной системы, в том числе головного мозга 2,8
Пороки развития глаза 1,7
Пороки развития системы кровообращения 53,5
Расщелина губы и неба 1,2
Пороки развития мочевой системы 7,0
Пороки развития и деформации костно-мышечной системы 21,1
Множественные врожденные аномалии 0,9
Хромосомные аномалии 2,8
Прочие 9,0
Всего... 100,0
42,2%), болезней глаза и его придаточного аппарата (на 33,4%), патологии мочеполовой системы (на 48,3%), врожденных аномалий развития (на 43,2%). При этом частота выявления болезней эндокринной системы, инфекционных болезней, болезней уха и сосцевидного отростка, органов дыхания снизилась соответственно на 20,5, 18,3, 10,8 и 4,2%.
Нарушения здоровья и развития новорожденных и младенцев являются факторами, которые в дальнейшем определяют формирование инвалидности и становятся причиной снижения уровня социальной адаптации, препятствием для своевременной последующей интеграции ребенка в коллектив сверстников[8, 9].
В последние годы отмечается увеличение числа детей раннего возраста с впервые установленной инвалидностью. В 2010 г. их доля в возрастной структуре первичной инвалидности составила почти 40%. первое место среди причин впервые установленной инвалидности у детей раннего возраста в течение ряда лет занимают врожденные аномалии развития. Они составили почти четверть всех причин инвалидности у детей, на 2-м месте болезни нервной системы, затем последствия инфекционных и соматических болезней, далее психические расстройства. Следует отметить, что среди врожденных аномалий развития наибольший вклад вносят аномалии сердечнососудистой системы, центральной нервной системы, хромосомные аномалии и наследственные болезни.
по заключениям неонатологов родовспомогательных учреждений Москвы установлено, что в разные годы были рождены и признаны здоровыми (без определения группы здоровья) на момент выписки от 69,0 до 71,0% новорожденных.
До 30% новорожденных в связи с тяжестью состояния были переведены из родильного дома в отделения интенсивной терапии или отделения второго этапа выхаживания детских стационаров.
Анализ записей показал, что при постановке на учет в поликлинике по месту жительства к 1-й группе здоровья были отнесены только 10% детей. У остальных (90%) на первом месяце жизни выявлялись различные отклонения в развитии, заболевания или функциональные расстройства.
Ко 2-й группе здоровья были отнесены 31,5% детей с факторами риска перинатальной патологии без клинических признаков патологии в раннем неона-тальном периоде, которые вследствие клинических особенностей течения раннего неонатального периода имели некоторые факторы риска развития патологического процесса в постнатальном периоде.
К 3-й группе здоровья отнесены 34,5% новорожденных, входящих в группу риска по развитию у них расстройств ЦНС различной этиологии и степени тяжести, возникших в первые 72 ч жизни и поддающихся коррекции в постнатальном периоде. У детей этой группы в первые месяцы жизни выявлены различные отклонения развития, задержка его темпов, особенности формирования статико-моторных функций. Это связано с неблагоприятным воздействием различных патогенных факторов на нервную систему в интер- и неонатальном периодах, что в дальнейшем
проявляется в виде различных отклонений в развитии головного мозга в целом и высших психических функций в частности.
4-я и 5-я группы здоровья объединяли 24% больных детей с верифицированными диагнозами, с выраженной неврологической и соматической патологией, генетическими и хромосомными нарушениями. Из них 7% детей страдали тяжелыми формами патологии в активной стадии, заболеваниями в стадии нестойкой клинической ремиссии, зачастую с ограниченными функциональными возможностями. 2,6% детей имели врожденные пороки развития или перенесли в периоде новорожденности оперативные вмешательства с неполной компенсацией функций. Все эти больные нуждались в длительной комплексной реабилитации.
В соответствии с действующими стандартами профилактической работы независимо от группы здоровья все дети, начиная с периода новорожденно-сти, находятся под наблюдением педиатра. основой системы медицинского обеспечения детей является контроль их развития, осуществление своевременных профилактических, лечебных, реабилитационных, в том числе психолого-педагогических мероприятий с целью коррекции возникающих нарушений и снижение влияния неблагоприятных факторов [5, 13, 14]. В большинстве случаев именно участковый врач-педиатр оценивает состояние здоровья и разрабатывает индивидуальную программу оздоровления и реабилитации.
Согласно приказу № 307 "О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни" и приказу № 151 "инструкция по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов" для детей раннего возраста консультации и помощь специалистов с высшим педагогическим образованием, знаниями в
вопросах развития детской психики не предусмотрены. Первичная консультация учителя-логопеда проводится при достижении ребенком возраста трех лет. До этого времени сохранение здоровья и психических возможностей детей, в том числе с нарушениями развития, осуществляется в амбулаторных условиях. Индивидуальная оценка нервно-психического развития малыша в раннем возрасте осуществляется участковым врачом-педиатром и неврологом. Должности педагогов-дефектологов для детей раннего возраста в штате не предусмотрены. В отделениях медико-социальной помощи в штатное расписание введены лишь должности медицинского психолога и логопеда. В детской поликлинике современные коррекционно-педагогические технологии, способные активизировать темп психического развития детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья практически не применяются. В связи с чем существующая организация амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению не позволяет оказывать систематическое последовательное комплексное воздействие на состояние психического здоровья детей раннего возраста. именно из-за этих причин упускается перспективный онтогенетический этап развития, не используются компенсаторные возможности детского организма, не создаются условия для реализации психологического потенциала ребенка. Это приводит к тому, что систематическая медико-психолого-педагогическая помощь становится доступной детям только в дошкольном возрасте, когда особенности психического развития и поведения вследствие нарушений здоровья оказываются выраженными, а дети - социально дезадаптированнымия [7, 11].
Анализ показал также, что существующий кадровый состав и материально-технический потенциал детских поликлиник не позволяет в полной мере обеспечить восстановительное лечение детей с ограниченными возможностями здоровья. поэтому при обострении основного заболевания дети с нарушениями здоровья и психического развития направляются лечащим врачом на диагностику и восстановительное лечение в многопрофильные консультативно-диагностические центры или стационары различных уровней. По нашим данным, 15-20% детей с ограниченными возможностями здоровья проходят дополнительные обследования и направляются на долечивание в профильные стационары.
Комплексная реабилитация детей с перинатальной патологией ЦНС включает в себя медикаментозные и немедикаментозные методы воздействия, одним из которых является коррекционно-педагогическое воздействие на ход психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Однако коррекционному процессу в существующих городских стационарах отведена второстепенная роль. Только в половине стационаров Москвы коррекционно-педагогическую помощь детям оказывают специалисты с высшим специальным педагогическим образованием, в других - она осуществляется средним медицинским и педагогическим персоналом без создания специальных развивающих условий среды, использования современного технического обору-
дования и средств, дидактического инструментария. Чаще всего в 65% случаев она организована в виде логопедической коррекции и лишь в 25% случаев в форме занятий по развитию сенсорного восприятия и основных видов деятельности. Вместе с тем в процессе комплексной реабилитации применяются новые методы и способы педагогической реабилитации (абилитации), используются инновационные технологии психолого-педагогического воздействия на состояние психического здоровья: приемы кондуктивной и поведенческой терапии, когнитивной психологии, арт-и холдингтерапии.
Динамика состояния здоровья детей в период раннего детства убедительно доказывает, что включение в деятельность учреждений здравоохранения современных методов педагогического воздействия на ход психического развития детей раннего возраста с перинатальной патологией ЦНс в процесс лечения зачастую происходит бессистемно и не дает ожидаемого результата. Данная ситуация обусловлена тем, что не разработаны показатели качества и эффективности их применения, отсутствуют стандарты оказания психолого-педагогической помощи в учреждениях здравоохранения, не определен порядок их применения в зависимости от этиологии и степени тяжести нарушений здоровья, возраста ребенка, социальной ситуации его развития.
Кроме того, существующая нормативная база по организации комплексной реабилитации детей раннего возраста все еще недостаточна. содержание деятельности учреждений здравоохранения различного профиля для проведения эффективной комплексной реабилитации требует модернизации, разработки и внедрения стандартов диагностики нарушений здоровья и восстановительного лечения с использованием психолого-педагогических технологий развития познавательного потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья в период раннего детства. Необходима разработка алгоритмов совместной деятельности специалистов медицинского и педагогического профиля по контролю роста и развития детей.
Очевидно, что с целью совершенствования качества работы амбулаторно-поликлинической службы необходимо:
- разработать нормативную, правовую и методическую базу, обеспечивающую внедрение современных технологий медико-психологической помощи детскому населению в широкую педиатрическую практику, в том числе в учреждения первичного звена здравоохранения;
- создать и внедрить в медицинскую практику многоуровневую систему комплексной реабилитации детей с хронической патологией и детей-инвалидов, в том числе родившихся недоношенными, с низкой, очень низкой и экстремально низкой массой тела, на ранних этапах онтогенеза;
- усовершенствовать систему поэтапного восстановительного лечения и реабилитации детей раннего возраста с учетом состояния здоровья, обеспечить применение современных достижений медицинской науки и практики;
- разработать и внедрить стандарты по восстано-
вительной медицине и комплексной реабилитации детей, в том числе раннего возраста;
- укомплектовать учреждения (отделения) первичного звена здравоохранения квалифицированными кадрами для практической реализации комплексного подхода к восстановлению здоровья детей раннего возраста, расширить штатный состав отделений детских поликлиник (инструкторов ЛФК, специалистов по физиотерапевтическому лечению, массажистов, педагогов-психологов и учителей-логопедов) с учетом потребности в восстановительном лечении детей с ограниченными возможностями здоровья;
- разработать и внедрить в практику схемы и алгоритмы межведомственного взаимодействия медицинской и психолого-педагогической службы на всех уровня оказания медицинской помощи детям различных возрастов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Яковлева Т.в., Иванова A.A., Модестов A.A. Основные направления модернизации системы оздоровления детей и подростков. Российский педиатрический журнал. 2011; 3: 37-9.
2. Баранов а. а., Альбицкий в.Ю., Зелинская Д.И. Инвалидность детского населения России. М. : Центр развития межсекторальных программ; 2008.
3. Баранов A.A. Альбицкий в.Ю. Социальные и организационные проблемы педиатрии. М.; Династия; 2003.
4. выготский Л. с. Проблемы общей психологии. Собрание сочинений. Т. 2. М. : Педагогика; 1982.
5. Карачевцева Т. в., волков в. П. Детские санатории. М.: Медицина; 1986.
6. Кожевникова Е. в., Мухамедрахимов Р. Ж., Чистович Л. А. Санкт-Петербургская программа "абилитации младенцев" - первая в России программа раннего вмешательства. Педиатрия. 1998; 1: 88-90.
7. Лазуренко с.Б. Анализ структуры патологических состояний новорожденных детей, приводящих к инвалидизации, и их отдаленные последствия. Российский педиатрический журнал. 2009; 1: 49-51.
8. Лильин Е. Т., Доскин в. А. Детская реабилитология. М.; 1997.
9. Баранов А,А., Ильин А.Г. Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2011; 4: 7-12.
10. Малофеев н.н. Модернизация системы специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции: на примере Российской Федерации. В кн.: Интегративные тенденции современного специального образования. М.: Полиграф Сервис; 2003: 12-28.
11. Лазуренко с.Б. организация коррекционно-педагогической помощи в домах ребенка при сочетанной перинатальной патологии у детей раннего возраста. Российский педиатрический журнал. 2011; 4: 59-64.
12. Яцык Г.в., Зайниддинова Р.с. Реабилитация новорожденных детей с перинатальной патологией - профилактика нарушений здоровья в подростковом возрасте. Российский педиатрический журнал. 2011; 5: 4-7.
13. стребелева Е.А. ред. Специальная дошкольная педагогика : учебное пособие. М. : Академия; 2001.
14. Елизарова Т.в., Зрячкин н.И. Медико-социальные факторы, определяющие физическое развитие детей грудного и раннего возраста. Российский педиатрический журнал. 2012; 2: 26-9.
15. Ильин А.Г., Конова с.Р., Чумакова О.в., Романова Т.А. Организационные аспекты деятельности детской поликлиники. В кн.: Баранов А.А., ред. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии. М.: ГЭОТАР- Медиа; 2006.
references
1. Yakovleva ТУ., Ivanova АА., МосЬя^ А.А. Main lines of modernization of the health-improving system for children and adolescents. Rossiyskiy Pediatricheskiy Zhurnal. 2011; 3: 37-9 (in Russian).
2. BaranovА. А. Disability of children's population in Russia. М., 2008 (in Russian).
3. Baranov А. А., Аl'bytskiy V.Yu. Social and organizational questions in pediatry. М.,2003 (in Russian).
4. Vygotskiy L.S. Problems of general psychology. Collected edition. T. 2. М., 1982 (in Russian).
5. Каrachenceva T.V., Volkov V.P. Children's health resorts. М., 1986 (in Russian).
6. Коzhevnikova E.V., Muchamedrachimov R.Zh., Chistovich L.А. St. Petersburg's program of "Infants Abilitation" - the first program of early interventions in Russia. Pediatria n.a.Speransky G.N., 1998; 1: 88-90 (in Russian).
7. Lazurenko S.B. Structural analysis of pathological conditions in infants, resulting in their disability, and their long-term effects Rossi-yskiy Pediatricheskiy Zhurnal, 2009; 1: 49-52 (in Russian).
8. Lil'inЕ. Т., Doskin VА. Pediatric rehabilithology. М., 1997 (in Russian).
9. Baranov А.А., Il'in А.G. Children's health preservation and promotion in the Russian Federation: Topical problems. Rossiyskiy Pediatricheskiy Zhurnal. 2011; 4: 7-12 (in Russian).
10. M&lofeev N.N. Modernization of special educational system: problems of correction, rehabilitation, and integration: with specific reference to Russian Federation. М.; 2003. 12-28 (in Russian).
11. Lazurenko S.B. Organization of correction-pedagogical care for infants with perinatal comorbidity at the child houses. Rossiyskiy Pe-diatricheskiy Zhurnal, 2011; 4: 59-64 (in Russian).
12. YatsykG.V., ZainiddinovaR.S. Rehabilitation of neonatal infants with perinatal pathology is to prevent adolescent health impairments. Rossiyskiy Pediatricheskiy Zhurnal, 2011; 5: 4-7 (in Russian).
13. Strebeleva E.A. Special preschool pedagogics. М. , 2001 (in Russian).
14. Elizarova T.V., Zryachkin N.I. Sociomedical factors that determining the physical activity of babies and infants. Rossiyskiy Pediatriches-kiy Zhurnal, 2012; 2: 26-9 (in Russian).
15. Il'in А.G., Коnova S.R., Chumakova O.V., Romanova Т.А. Organizational aspects of children's polyclinic's activities. Manual of children's polyclinic's pediatriae. 2006 (in Russian).
Поступила 14.11.12
Сведения об авторах:
Намазоеа-БараноеаЛейла Сеймуровна, д-р мед. наук, проф.,член-
корреспондент РАМН, директор НИИ ПП и ВЛ ФГБУ НЦЗД РАМН;
Конова Светлана Романовна, д-р мед. наук, гл. науч. сотр. НЦЗД
РАМН; Ильин Александр Геннадьевич, д-р мед. наук, проф., зам. директора по научной работе НИИ ПП и ВЛ ФГБУ нЦзД РАМН.