88
социальная педиатрия
С
оциальная педиатрия
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2019 УДК 614.2:616-058.862-082
Лазуренко С.Б., Фисенко А.П., Конова С.Р.
ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОщИ В ДОМАх РЕБЕНКА
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей», 119991, г Москва, Россия, Ломоносовский проспект, 2, стр. 1
Представлены результаты анализа и сопоставления данных официальной статистики и выборочных исследований состояния здоровья детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребенка и в детской популяции за последнее десятилетие. Установлено, что состояние здоровья воспитанников домов ребенка по характеру и структуре нарушений отличается от состояния здоровья детей в популяции. Авторы предлагают реализовать ряд мероприятий, обеспечивающих совершенствование качества медицинской и психолого-педагогической помощи детям с сочетанными формами патологии; внедрить в домах ребенка современные технологии медико-психолого-педагогической помощи тяжелому контингенту детей на основе междисциплинарного взаимодействия, усовершенствовать систему поэтапного восстановительного лечения и комплексной медицинской реабилитации детей первого года жизни с учетом структуры нарушений здоровья.
Ключевые слова: дети-сироты; дети-инвалиды раннего возраста; дом ребенка; состояние здоровья; физическое развитие; психическое развитие; медико-психолого-педагогическая помощь; модернизация системы здравоохранения.
Для цитирования: Лазуренко С.Б., Фисенко А.П., Конова С.Р. Пути модернизации медико-социальной помощи в домах ребенка. Российский педиатрический журнал. 2019; 22(2): 88-92. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2019-22-2-88-92.
Lazurenko S.B., Fisenko A.P., Konova S.R.
WAYS OF MODERNIZATION OF MEDICAL AND SOCIAL ASSISTANCE IN CHILDREN'S HOMES
National Medical Research Center of Children's Health, 2, Lomonosov avenue, Moscow, 119991, Russian Federation
Results of the analysis and comparison of official statistics and selective studies of the health status of young children brought up in children's homes and in the children's population over the past decade are presented. It has been established that The state of health of charity-children of children's homes by the nature and structure of disorders was established to differ from the state of health of children in the population. The authors propose to implement a number of measures to ensure the improvement of the quality of medical and psychological-pedagogical assistance to children with combined forms ofpathology; to introduce in the child's homes modern medical-psychological-pedagogical assistance to a severe contingent of children based on interdisciplinary interaction, to improve the system of gradual rehabilitation treatment and comprehensive medical rehabilitation of children of the first year of life, taking into account the structure of health disorders.
Keywords: orphans; children with disabilities; young children; orphanage; health status; physical development; mental development; medical-psychological-pedagogical assistance; modernization of the health care system.
For citation: Lazurenko S.B., Fisenko A.P., Konova S.R. Ways of modernization of medical and social assistance in children's homes. Rossiyskiy Pediatricheskiy Zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2019; 22(2): 88-92. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2019-22-2-88-92.
For correspondence: Svetlana B. Lazurenko, Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogics. Head of the Department of Psychological and Pedagogical Assistance of the National Medical Research Center of Children's Health, 2, Lomonosov avenue, Moscow, 119991, Russian Federation
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
Acknowledgment. The study had no sponsorship.
Received 16.04.2019 Accepted 30.04.2019
В
период реализации Национальной стратегии действий в интересах детей в 2012-2017 гг. в нашей стране произошел ряд серьезных
преобразований в медицинской и социальной сфере. Преемницей этой стратегии охраны здоровья детей стала заявленная президентом страны программа
Для корреспонденции: Лазуренко Светлана Борисовна, доктор пед. наук, член-корр. РАО, руководитель центра психолого-педагогической помощи в педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» МЗ РФ, главный научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО», Москва, Россия.
Russian pediatric journal (Russian journal). 2019; 22(2) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2019-22-2-88-92
social pediatrics
«Десятилетие детства», которая будет действовать до 2027 г. Основополагающими направлениями программы являются обеспечение здоровья, качества и доступности образования, всестороннего развития каждого живущего в России ребенка. Проект «Десятилетие детства» с 2018 г. ориентирует специалистов государственных ведомств на создание условий, способствующих укреплению института семьи, сохранению здоровья и психическому развитию маленьких российских граждан.
При постоянном увеличении детской популяции в России, наблюдается снижение частоты отказов от новорожденных в родильных домах, благодаря чему число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, значительно уменьшилось [1, 2]. Одновременно с этим сохраняются демографические риски, связанные с увеличением числа детей с врожденными пороками развития, наследственными и хроническими болезнями, многие из которых в первые месяцы жизни будут переданы родителями под опеку государства [3, 4].
Свидетельством этого являются данные статистики. Согласно им, только 3% воспитанников домов ребенка являются истинными сиротами. Дети, оставшиеся без попечения родителей, так называемые «социальные сироты» составляют около 50%. Нарушения здоровья представляют собой ведущую причину отказа родителей от своих прав и сохранения «социального» сиротства, наряду с такими как: слабость нравственных устоев, социальная дезорганизация института семьи и рождение ребенка вне брака; рождение детей у недееспособных или деградирующих личностей (взрослые с умственной отсталостью или расстройствами психики, алкоголики, наркоманы); неудовлетворительные социально-экономические условия, материальные и жилищные трудности родителей [1].
Нередко решение об отказе от ребенка родители принимают под влиянием ряда факторов. В связи с этим в настоящее время в дома ребенка, как правило, поступают нежеланные дети, с ограниченными возможностями здоровья из асоциальных семей и/или больных родителей, т.е. с отягощенным социально-биологическим анамнезом [1, 4]. Многие из них рождены раньше срока: 36,6-48,8 % (в зависимости от региона), при этом глубоко недоношенные составляют 5,7%. Количество отказных новорожденных с задержкой внутриутробного развития достигает 50% от всех недоношенных. Практически все дети-сироты имеют перинатальную патологию различной этиологии и степени тяжести, вследствие которой у 80% младенцев формируются разные формы патологии [2, 5, 6]. При этом состояние здоровья детей-сирот крайне неоднородно. Данная ситуация требует дифференцированного подхода при организации и определении комплекса медицинских реабилитационных мероприятий, без которых невозможно добиться восстановления здоровья и осуществить последовательное нервно-психическое развитие ребенка, воспитывающегося вне семьи.
Сложившееся положение определяет необходимость поиска оптимизации медицинской помощи
детям-сиротам, внедрения современных технологий и методов реабилитации, совершенствования порядка оказания коррекционно-педагогической и психологической помощи детям, особенно в период раннего детства. Очевидна потребность модернизации деятельности домов ребенка (учреждений для детей-сирот), эффективного использования кадрового и материально-технического потенциала для достижения государственных целей, улучшения качества жизни и здоровья детей, оставшихся без попечения родителей [6-8].
Материалы и методы
Для определения мероприятий, с помощью которых можно повысить качество медико-социальной помощи в учреждениях для детей-сирот нами был проведен сравнительный анализ структуры и динамики состояния здоровья детей, воспитывающихся в домах ребенка и детей, воспитывающихся в семье. При этом были использованы данные представленные в следующих статистических формах: № 41 «Сведения о доме ребенка»; № 12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения»; № 32 «Сведения о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам»; № 19 «Сведения о детях-инвалидах». Указанные формы были использованы для решения следующих задач: обобщить статистические данные и выявить изменения в состоянии здоровья детей-сирот раннего возраста в домах ребенка; провести сравнительный анализ состояния здоровья детей раннего возраста в популяции и воспитывающихся в домах ребенка; разработать предложения по модернизации медицинской и коррекционно-педагогической помощи детям с целью рационального использования ресурсного потенциала домов ребенка в сохранении здоровья и реализации психологического потенциала детей, оставшихся без попечения родителей. Структура и методы данного исследования были одобрены локальным этическим комитетом. Все полученные данные обработаны статистически с использованием прикладных пакетов Statistica 6.0 (StatSoft.Inc).
Результаты
По данным статистики на 01.01.2016 г. в Российской Федерации функционировал 161 дом ребёнка, в которых воспитывалось около 9 тыс. детей. Анализ статистической информации и выборочных исследований подтвердил, что состояние здоровья воспитанников домов ребенка характеризуется высокой заболеваемостью, инвалидностью и смертностью [9]. Заболеваемость детей-сирот в домах ребенка от рождения до 4 лет за десятилетний период (2006-2016 гг.) увеличилась на 35%. Причем её рост в домах ребенка был отмечен практически по всем классам болезней, но сложилась определенная структура заболеваемости воспитанников домов ребенка. Первое место, по-прежнему, занимают болезни органов дыхания, причем в 90% случаев это ОРВИ. Показатель болезней
социальная педиатрия
органов дыхания у детей-сирот увеличился за этот период на 22% [1, 9].
Заболевания нервной системы занимают второе место и число детей с данной патологией постепенно увеличивается. Общий показатель болезней нервной системы вырос на 4%: в 2016 г. данный показатель составил 16% в структуре заболеваемости, а в 2006 г. - 12%. Среди болезней нервной системы лидирующую позицию занимает детский церебральной паралич, он был диагностирован у 60% детей. Доля детей с задержкой психического развития различной степени тяжести достигла 67%, причем почти в 40% случаев она сочеталась с задержкой физического развития. Доля детей-инвалидов среди воспитанников домов ребенка за последние десять лет уменьшилась до 21,3% (2013-31,4%), но этот показатель превышает общероссийский на 5%. В 2016 г. доля детей-инвалидов в возрасте 0-4 г. составила 16,2% (2006-12,8%), причем в структуре первичной инвалидности этот показатель достиг 43,3% от впервые выявленных детей-инвалидов в России [8-10].
Обращает на себя внимание, что в структуре заболеваемости большую долю 13% занимают прочие заболевания, а в 2006 г. было 11,5%. Врожденные пороки развития, болезни эндокринной системы, отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде, располагаются на следующих ранговых местах.
Необходимо отметить, что более высокий рост (на 27%) отмечается по классу болезней глаза и его придаточного аппарата, хотя в структуре заболеваний данная патология занимает одно из последних мест. Наблюдается увеличение на 22% числа детей с болезнями мочеполовой системы, крови - на 19%, отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде, обнаруживаются на 15% чаще, частота выявления врожденных пороков развития увеличилась на 10%.
Анализ данных профилактических медицинских осмотров показал, что алиментарно-зависимые заболевания, по-прежнему, остаются на высоком уровне. Доля детей с расстройствами питания достигала 24,3% в 2016 г. (в 2006 г. - 21,8%), причем среди детей, страдающих расстройствами питания, дети-сироты в возрасте от 1 до 3-х лет составили 23,5%. При этом установлено некоторое снижение заболеваемости детей рахитом П-Ш ст. за последние 10 лет. Рахит П-Ш ст. зафиксирован у 8% (2006 г. - 12%), анемия - у 22% воспитанников домов ребенка (2006 г. - 19,3%). Анализ диспансеризации детей-сирот в 2016 г. показал, что в среднем у одного ребенка выявлено 2,9 заболеваний, (2013 г. - 2,5).
Анализ заболеваемости детей-сирот первого года жизни выявил рост данного показателя в период с 2006 г. по 2016 г. на 19,5%. В 2016 г. он составил 8785,3 на 1000 детей, что примерно на 15% выше показателя общей заболеваемости детей-сирот возраста 0-4 г.
Первое место в структуре заболеваемости также занимают болезни органов дыхания, число детей с данной патологией составляет 30%. На втором месте болезни нервной системы - 14,6%, затем врожден-
ные пороки развития - 11%, далее прочие болезни, отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде. При этом у младенцев лидирующая роль принадлежит врожденным аномалиям развития. По данным профилактических осмотров среди детей первого года жизни анемия зарегистрирована у 40% воспитанников, что в 2 раза чаще, чем у детей в возрасте 0-4 г.
Сравнение данных статистики о состоянии здоровья детей-сирот в домах ребенка в возрасте 0-4 г, в том числе первого года жизни, показало, что государственные материальные инвестиции в оснащение домов ребенка, повышение квалификации и регулярное обучение персонала, внедрение современных реабилитационных технологий не обеспечивают восстановления здоровья воспитанников [11].
При существующей системе медико-социальной помощи в домах ребенка у детей-сирот раннего возраста ухудшаются показатели физического и нервно-психического развития, степень отставания от возрастного норматива постепенно увеличивается, со-магические нарушения здоровья имеют сложную структуру и характеризуются полиморфизмом.
Сравнение показателей здоровья детей-сирот первого года жизни и детей, воспитывающихся в семье, зафиксировало различия в частоте выявления и структуре его нарушений [12, 13].
Заболеваемость в популяции составила 2465,8% на 1000 детей в возрасте до 1 года, что в 3,5 раза ниже, чем у воспитанников домов ребенка. По ряду заболеваний, таких как расстройства питания, рахит, анемия частота встречаемости среди детей дома ребенка выше в 2-4 раза. Согласно анализу медицинской документации, воспитанники домов ребенка в течение года переносят по 6-7 заболеваний, тогда как домашние сверстники болеют не чаще 2-3 раза в год.
Первое ранговое место, как и у детей-сирот, занимают болезни органов дыхания - 48,3%, второе - отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде - 10,6%, далее - болезни нервной системы - 9,1%, болезни органов пищеварения, кожи и подкожной клетчатки.
Одним из важнейших показателей состояния здоровья детей, воспитывающихся в домах ребенка, и качества медицинской помощи является показатель смертности воспитанников.
Смертность детей первого года жизни в домах ребенка в 2016 г. составила 28,4 на 1000 детей среднесписочного состава данного возраста (в 2006 г. - 35/39). Младенческая смертность составила 6 на 1000 родившихся живыми.
Показатель смертности детей в возрасте 0-4 года имеет положительную динамику и достиг в 2016 г. 15,5 на 1000 детей среднесписочного состава (в 2007 г. - 18,9). Несмотря на значительное снижение показателя смертности среди воспитанников домов ребенка в течение последних 10 лет на 22%, он превышает в 2 раза смертность детей, воспитывающихся в семье [1, 14].
Показатель смертности детей в возрасте 0-4 года в популяции составил 7,3 на 1000 детей соответствующего года рождения (в 2006 г. - 13,0), т.е. за аналогич-
Russian pediatric journal (Russian journal). 2019; 22(2) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2019-22-2-88-92
social pediatrics
ный период он уменьшился в 1,8 раза. Изучение причин смертности детей в домах ребенка выявило ряд особенностей по сравнению с причинами смертности детей, воспитывающихся родителями. Среди заболеваний, явившихся причиной смерти детей в возрасте 0-4 года (по медицинским данным ряда домов ребенка), ведущее место занимают врожденные аномалии развития. Пороки, несовместимые с жизнью, указаны как причина летального исхода в 50-60% случаев, на втором месте болезни нервной системы - до 20%
[14].
В популяции детей 0-4 года (по данным официальной статистики) ведущими причинами смертности являются отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде - 42%, врожденные аномалии - 21,3%, болезни нервной системы и органов дыхания - по 5,3%.
О бсужде ние
Анализ показателей, характеризующих состояние здоровья (заболеваемость, физическое и психическое развитие, инвалидность, смертность) детей, воспитывающихся в домах ребёнка и семье, свидетельствуй о наличии у детей-сирот значительно более сложной структуры нарушений здоровья в сравнении с домашними сверстниками [1, 2]. Состояние здоровья воспитанников домов ребенка имеет свои особенности. Это сочетанная патология органов и систем соматического и/или неврологического генеза, незрелость, снижение функции зрительного анализатора, нарушения двигательной сферы. Все они в совокупности оказывают негативное влияние на психофизическое развитие детей-сирот и их социализацию [12].
Особенности этиологии и структуры нарушений здоровья, инвалидности и смертности, характер и степень тяжести отклонений психического развития детей-сирот следует учитывать при организации комплекса восстановительных мероприятий, включающих консервативное, а при необходимости и хирургическое лечение, немедикаментозные технологии и специальные виды психолого-педагогического воздействия. В сохранении и укреплении здоровья детей важную роль играет мониторинг их морфо-функционального развития и физического здоровья, который позволяет решать такие важные задачи, как создание базы данных о различных компонентах здоровья, установление факторов, оказывающих на него негативное влияние, разработка организации и реализации оздоровительных и профилактических мероприятий. Успешному проведению мониторинга морфофункционального развития и здоровья детей в домах ребенка будет способствовать использование современных информационных технологий [13].
Анализ проблем в оказании ранней помощи детям группы риска и детям с уже выявленными нарушениями здоровья показал, что создание инфраструктуры службы реабилитации на базе домов ребенка позволило бы эффективно решать задачи по первичной, вторичной и третичной профилактике, предотвращению детской инвалидности и значительно улучшить качество, эффективность и скоординированность
реабилитационных мероприятий. Построение реабилитационной программы в доме ребенка должно основываться на следующих принципах: мероприятия должны начинаться с первых дней пребывания ребенка в учреждении и проводиться непрерывно при условии систематического контроля эффективности работы и внесения при необходимости корректив в содержание программы; мероприятия должны быть комплексными, разносторонними, но однонаправленными; программа должна быть индивидуальной для каждого воспитанника с учетом нозологической формы и характера течения заболевания, а также возрастных и психологических потребностей, индивидуальных возможностей ребенка. Заключительным этапом и показателем высокой эффективности комплексной реабилитации является возвращение детей к обычной для раннего детского возраста деятельности или устойчивая компенсация нарушений, максимальная социализация, стабильное состояние здоровья [11].
Восстановление здоровья детей-сирот должно быть начато с первых дней жизни и построено в виде комплексного воздействия как на органическую природу болезни или патологическое состояние, так и на социальную составляющую психического развития [9, 10]. Исходя из этого, система медико-социальной помощи детям-сиротам должна обеспечить контроль развития каждого ребенка, осуществление своевременных профилактических, диагностических, лечебных, реабилитационных, в том числе психолого-педагогических мероприятий с целью формирования здоровья на разных возрастных этапах и коррекции возникающих нарушений, снижение влияния управляемых неблагоприятных факторов. Комплексная медико-психолого-педагогическая реабилитация/ абилитация детей-сирот на ранних этапах онтогенеза может эффективно использовать пластические компенсаторные возможности растущего организма и механизмы регенерации для сохранения и укрепления здоровья, а также является средством профилактики вторичных отклонений в их развитии, значительно снижая риск инвалидизации [12, 13].
Сегодня в большинстве регионов страны дома ребенка - это современные медицинские учреждения с развитой реабилитационной базой, которая позволяет формировать систему междисциплинарного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем существующая система медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям, оставшимся без попечения родителей, не решает вопросов восстановления сочетанных нарушений здоровья детей и удовлетворения их особых социальных потребностей, не может предотвратить негативные тенденции их развития в условиях эмоциональной депривации. Это определяет необходимость поиска адекватных форм организации медицинской помощи детям домов ребенка, разработки мер, направленных на оптимизацию медико-психолого-педагогической реабилитации/абилита-ции детей-сирот с учетом достижений педиатрии и коррекционной педагогики [11].
Состояние здоровья воспитанников домов ребен-
социальная педиатрия
ка и существующие методы их работы определяют необходимость модернизации целей и задач таких учреждений, разработку нового положения о доме ребенка и порядка оказания медицинской помощи детям в домах ребенка. Для предупреждения ухудшения здоровья детей в домах-ребенка необходимо: разработать нормативную, правовую и методическую базы, обеспечивающие совершенствование качества медицинской и психолого-педагогической помощи детям с сочетанной патологией; внедрить современные технологии медико-психолого-педагогической помощи тяжелому контингенту детей на основе междисциплинарного взаимодействия; усовершенствовать систему поэтапного восстановительного лечения, комплексной медицинской реабилитации детей первого года жизни с учетом структуры нарушений здоровья; разработать и внедрить стандарты по восстановительной медицине и комплексной реабилитации младенцев и детей раннего возраста; разработать положение по оказанию паллиативной помощи детям в условиях дома ребенка; разработать критерии (показатели) эффективности деятельности домов ребенка.
Реализация предложенных направлений модернизации деятельности домов ребенка, подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов домов ребенка, предоставляющих услуги по оказанию медицинской помощи детям с высоким риском ин-валидизации, позволит обеспечить высокий уровень состояния здоровья, качества жизни и всестороннего развития каждого ребенка.
Конфликт интересов. Авторы данной статьи подтвердили отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.
■
ЛИТЕРАТУРА
■
1. Альбицкий В.Ю. Социальные сироты как медико-социальная проблема. социальные и организационные проблемы педиатрии. М.; Издательский дом «Династия». 2003.
2. Ершова О.Н., Макарова Н.В. Детская инвалидность на уровне региона европейской части России: вопросы профилактики. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. 2014; 32(4): 99-110.
3. Касимова Д.А., Маматкулов Б.М. Комплексное изучение состояние здоровья, прогнозирование факторов риска и разработка многоуровневой программы профилактики детской инвалидности. Молодой ученый. 2015; 95(15): 283-7.
4. Кузьмина О.М. Кузьмина О.В. Ранняя профилактика детской инвалидности. вестник научных конференций. 2015; 2-6 (2): 66-8.
5. Лазуренко С.Б. Организация коррекционно-педагогической помощи в домах ребенка при сочетанной перинатальной патологии у детей раннего возраста. Российский педиатрический журнал.2011; 4: 59-61.
6. Кожевникова О.В., Смирнов И.Е. Факторы риска сердечнососудистой патологии у детей: свойства сосудов и атеросклероз. Российский педиатрический журнал. 2015; 18 (4): 36-42.
7. Дементьева Н.Ф., Мирзаян Э.И., Морозова Е.В. Социальная работа в учреждениях медико-социальной экспертизы (социально-экспертная диагностика). Медико-социальные проблемы инвалидности.2013; 1: 43-54.
8. Ганузин В.М., Голубятникова Е.В. Детская инвалидность, профилактика, реабилитация и абилитация детей с ограниченными возможностями. вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017; 17(2): 55-6.
9. Лазуренко С.Б., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г., Конова С.Р. Медико-психолого-педагогическая помощь детям с огра-
ниченными возможностями здоровья: пути совершенствования. Российский педиатрический журнал. 2013; 2: 39-43.
10. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г., Конова С.Р Организация профилактической и лечебной работы в домах ребенка. Методические рекомендации. М.; 2012.
11. Ильин А.Г., Конова С.Р., Лазуренко С.Б. Совершенствование порядка организации медицинской помощи в домах ребенка Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2015; 18(4): 56-60.
12. Вдовина М.В. Социальное взаимодействие семей с детьми-инвалидами раннего возраста. Инновационная наука. 2016; 2-5(14): 144-50.
13. Плигина Е.В., Федотова Г.Г. Динамика физического развития детей за период пребывания в доме ребенка. Морфологические ведомости.2009; 1: 98-9.
14. Конова С.Р Медико-социальные проблемы смертности воспитанников домов ребенка.вопросы современной педиатрии.2007; 6(1): 12-4.
■
REFERENCES
■
1. Albitskiy V.Yu. social orphans as a medical and social problem. social and organizational problems of Pediatrics [sotsialnye siroty kak mediko-sotsialnaya problema]. Moscow; Izd. Dom «Dinastiya».2003.
2. Ershova O.N., Makarova N.V. Children's disability at the level of a region of the european part of Russia: problems of prophylaxis. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Meditsinskie nauki. 2014; 32(4): 99-110. (in Russian)
3. Kasimova D.A., Mamatkulov B.M. Complex studying state of health, forecasting of risk factors and development of the multilevel program of prevention of children's disability. Molodoy uchenyy. 2015; 95(15): 283-7. (in Russian)
4. Kuz'mina O.M. Kuz'mina O.V. Early prevention of children's disability. Vestnik nauchnykh konferentsiy. 2015; 2-6 (2): 66-8. (in Russian)
5. Lazurenko S.B. Organization of correctional and pedagogical assistance in children's homes in case of combined perinatal pathology in young children. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2011; 4: 59-61. (in Russian)
6. Kozhevnikova O.V., Smirnov I.E. Risk factors for cardiovascular pathology in children: the properties of blood vessels and atherosclerosis. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2015; 18 (4): 36-42. (in Russian)
7. Dementeva N.F., Mirzayan E.I., Morozova E.V. Social work in the institutions of medical and social expertise (socio-expert diagnosis). Mediko-sotsialnye problemy invalidnosti. 2013; 1: 43-54. (in Russian)
8. Ganuzin V.M., Golubyatnikova E.V. Children's disability, prevention, rehabilitation and abilitation of children with limited opportunities. Voprosy psihicheskogo zdorov'ya detey i podrostkov. 2017; 17(2): 55-6. (in Russian)
9. Lazurenko S.B., Namazova-Baranova L.S., Ilin A.G., Konova S.R. Medical, psychological and pedagogical assistance to children with disabilities: ways to improve. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 2: 39-43. (in Russian)
10. Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Ilin A.G.,Konova S.R. organization of preventive and curative work in children's homes. Metodicheskie rekomendatsii. Moscow, 2012.
11. Ilin A.G., Konova S.R., Lazurenko S.B. Improving the organization of medical care in children's homes of the Russian Federation. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2015; 18(4): 56-60. (in Russian)
12. Vdovina M.V. Social interaction of families with children with disabilities of early age. innovationnaya nauka. 2016; 2-5(14): 144-50 (in Russian)
13. Pligina E.V., Fedotova G.G. Dynamics of physical development of children during the period of stay in the child's home. Моrfologicheskie vedomosti. 2009; 1: 98-9. (in Russian)
14. Konova S.R. Medical and social issues of mortality among orphans. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2007; 6(1): 12-4. (in Russian)
Поступила 16.04.2019 Принята в печать 30.04.201
Сведения об авторах:
Фисенко Андрей Петрович, доктор мед. наук, проф., директор
ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» МЗ РФ; Конова Светлана Романовна, гл. специалист ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» МЗ РФ.