Научная статья на тему 'Современная система профессиональной ориентационной работы'

Современная система профессиональной ориентационной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левенец Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная система профессиональной ориентационной работы»

тем, чтобы при продуцировании речи их основное внимание было направлено на ее содержание; предусматривать формирование одной из разновидностей речи, различающейся по протяженности, подготовленности, инициативности, коммуникативному содержанию, цели речевого поступка и так далее; обеспечивать естественное речевое поведение учеников в соответствии с их социально-коммуникативной позицией, ориентировку в коммуникативной общности беседующих для выбора темы разговора, его направления и так далее.

Сущность упражнений II типа (коммуникативных) - «нерегулируемая, конкретно-ненаправляемая активизация языкового материала в условиях речевой практики при решении коммуникативных и содержательных задач» [3, с. 68]. Результатом этого рода активизации должна стать так называемая «устноязычная компетентность», операционная готовность включения в реальную устную коммуникацию.

При этом, что касается психологический различий между I и II типами упражнений, то в общих чертах направление всех выполняемых обучающимися учебных действий характеризуется автором следующим образом: от упражнений, в которых внимание учащегося направлено на языковую форму высказывания, - к упражнениям, в которых его внимание сосредоточено на содержании высказывания.

Анализ методической литературы показывает, что одной из актуальных проблем современной методики обучения иностранным языкам была и остается разработка и теоретическое обоснование подсистемы упражнений в «пользовании речью» или таких приемов работы, «...которые позволили бы преподавателю тренировать учеников в экспромтной мобилизации языковых знаний, умений и навыков для выражения собственных мыслей и чувств» [6, с. 18].

В рамках коммуникативно-направленных упражнений предложение используется говорящим для построения высказывания с той или иной действенной функцией. Такие речевые акты как утверждение, просьба, вопрос, извинение - есть единица обучения языку в целом. Коммуникативная значимость структурных элементов речевого акта (слов, словосочетаний, предложений) выявляется в связном тексте, который определяет их функции и отношения. Язык используется с учетом ситуации общения и влияния на речевое поведение пишущего/говорящего,

слушающего/читающего, то есть с учетом прагматического эффекта. Таким образом, мы приходим к выводу, что использование в учебном процессе коммуникативно -направленных упражнений совершенствует прагматические характеристики языковой личности обучающихся.

Литература

1. Гез, Н.И., Ляховицкий, М.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий. -М.: Высшая школа, 1982. - 373 с.

2. Гурвич, П.Б. Обучение неподготовленной речи [Текст] / П.Б. Гурвич // Иностранные языки в школе. - 1964. - №1. - С.3-9

3. Лапидус, Б.А. К вопросу о сущности процесса обучения иноязычной устной речи и типологии упражнений [Текст] / Б.А. Лапидус // Иностранные языки в школе - 1970. - №1. - С.58-68

4. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов пед. вузов и колледжей [Текст] / М.Р. Львов. - М: Наука, 1999. - 272 с.

5. Обносов, Н.С. К вопросу о содержании понятия неподготовленной речи и классификации упражнений, направленных на ее развитие [Текст] / Н.С. Обносов // Иностранные языки в школе. - 1968. - №3. - С. 51-57

6. Скалкин, В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке [Текст] / В.Л. Скалкин. - М.: Наука, 1983. - С.17-19

7. Сысоева, Е.Э. Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранным языкам [Текст] / Е.Э. Сысоева // Иностранные языки в школе. - 2007. - №5. - С.6-15

8. Царькова, В.Б. Типологические признаки речевых упражнений [Текст] / В.Б. Царькова // Иностранные языки в школе. - 1980. - №3. - С.49-55

9. Черепанова, Л.В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку [Текст] / Л.В. Черепанова. - Новосибирск: Наука, 2006. -324 с.

10. van Ek, J.A., Objectives for foreign language learning, Volume I: Scope [Text] / J.A. van Ek. - Strasbourg: Council of Europe, 1986. - pp. 36-37

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Исторический опыт российской профессиональной школы второй половины XIX - начала ХХ веков показывает, что институт профессионального образования должен выступать активным субъектом становления цивилизованного рынка. Такая возможность на настоящее время может быть реализована посредством:

- сохранения базы профессионального образования;

- ориентации целей, средств и критериев качества профессионального образования на становление нового типа работника;

- развития системы непрерывного профессионального образования.

Левенец Светлана Сергеевна

ННГАСУ, г. Нижний Новгород

Развитие общества зависит от состояния образования в государстве и образованности людей, которая начинается в школе. Формы профессиональной ориентацион-ной работы многочисленны и разнообразны. Анализ библиографических источников показал, что они перечисляются и описываются бессистемно, беспорядочно. В этой работе должна быть своя система, как того требуют законы педагогики. Системный подход отражает общую связь и взаимообусловленность процессов и явлений окружающей действительности. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Такой подход

требует реализации принципа единства педагогической теории и практики.

Научной основой создания системы профессиональной ориентационной работы служили следующие подходы:

- личностный подход, включающий в себя ориентацию педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности;

- деятельностный подход, предполагающий рассмотрение деятельности как основы, средства и решающего условия развития личности. [2, с.477]

Первым компонентом этой системы определено изучение личности (как того требуют теоретические концепции профессиональной ориентационной работы), следующим компонентом является профессиональная информация как информационная основа, на которой базируется профессиональная ориентационная работа. На основе профессиональной информации строится профессиональная пропаганда и профессиональная агитация, которая, в свою очередь, дает не только информационный материал, но и посыл для выполнения профессиографиче-ских исследований, профессиографических работ, встреч, экскурсий, профессиональных ориентационных уроков.

Схематическое изображение системы изображено на рис. 1.

Рис. 1 Последовательность реализации форм профессиональной ориентационной работы

Заключающим компонентом в этой системе может быть профессиональная консультация, когда педагог может консультировать школьника, который получает достаточно большой объем информации, тогда у учащегося будет возможность выбрать из всей информации интересующую его часть.

В профессиональной деятельности школы мотива-ционную доминанту формируют профессиональные ори-ентационные уроки. Они несколько отличаются от традиционных уроков. Целью их является поиск способа решения конкретных жизненных задач, важных с общественной точки зрения и значимых для личности. [3, с.120]

Самостоятельному изучению учащимися конкретной профессиональной деятельности служат профессио-графические исследования. Этот вид работы может быть включен в систему специально разработанных профессиональных ориентационных уроков. При подготовке к проведению профессиографического исследования привлекаются те знания, которые учащиеся получили на предыдущих уроках (о структуре профессий). По форме проведения профессиографическое исследование выделяется

в самостоятельный вид профессиональной информационной работы. Самостоятельное изучение профессий формирует у учащихся умение анализировать трудовую деятельность и готовит их к активному участию в других видах профессиональной ориентационной работы. [4, с.336]

Предполагая максимальную инициативу и самостоятельность учащегося, профессиональное исследование представляет в их распоряжение обширную информацию о профессии, которая была получена им в творческом поиске ответов на поставленные вопросы. Роль учителя при этом - обеспечить широкий простор самодеятельности школьников, создать у них оптимизм первооткрывателей. Среди различных форм профессиональной ориентацион-ной работы видное место занимают профессиографиче-ские встречи. Хорошо организованная встреча оставляет глубокий след в сознании учащихся, воспитывая у них познавательную активность. Полнота и объективность информационного материала, получаемого школьниками вовремя профессиографической встречи, способствует формированию у них правильного представления об изучаемой профессии, о ее привлекательных сторонах, встре-

чающихся трудностях, творческих моментах деятельности, о возможности соответствующих перспектив при наличии определенных профессиональных качеств уровня интеллектуального развития. [5, с.120]

Одной из форм профессиональной ориентацион-ной работы является профессиографическая экскурсия на промышленные предприятия. Такие экскурсии значительно активизируют профессиональное самоопределение школьников. Основной задачей экскурсий можно определить создание профессиограмм различных профессий на основе увиденного и изученного материала. В соответствии с задачами таких мероприятий схема анализа профессии содержит следующую информацию: общие сведения о профессии; характеристику процесса труда; психофизиологическую характеристику профессиональной деятельности; санитарно-гигиенические условия труда.

Эффективному проведению профессиональной ориентационной работы в школе способствует разработанная нами система (от греч. systema - порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи). [1, с.234]

Литература

1. Большой словарь иностранных слов. М.: Юнвес. 2004. 771с. Высшая школа. 1988. 234с.

2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. М.: Гардарики. 2006. 477с.

3. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. - М., молодежи. М., Высшая школа. 1988. 336с. РЦРО, 1995. 120с.

4. Сейтешев А.П. Пути профессионального становления учащийся молодежи. М., Высшая школа. 1988. 336с.

5. Федорова Е.А. Как подготовиться к аттестации. Новгород. Изд-во РЦРО, 1995. 120с.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Черникова Ирина Владимировна Луговая Ольга Михайловна

Канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры социальной работы СКФУ, г. Ставрополь

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены современные подходы к профилактике зависимого поведения детей и подростков и перспективы использования информационных технологий в системе первичной профилактики. ABSTRACT

In the article the modern approaches to the prevention of addictive behavior of children and adolescents, and the prospects for the use of information technology in primary prevention.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, первичная профилактика, информационные технологии. Keywords: addictive behavior, primary prevention, information technology.

В настоящее время все большее распространение среди детей и подростков приобретают современные формы аддиктивного поведения: интернет-зависимость, кибернетическая лудомания, гаджет-зависимость.

Существующая система первичной профилактики аддиктивного поведения не в полной мере учитывает особенности работы с данными формами зависимости и поэтому является недостаточно эффективной. Решение этой проблемы требует, как всестороннего анализа современных форм зависимого поведения, так и разработки, и внедрения инновационных технологий их профилактики. Данные технологии должны базироваться на позитивно-ориентированной стратегии профилактики и быть направлены на развитие адаптационного потенциала детей и подростков, формирование у них конструктивных стратегий социальной адаптации.

При этом необходимо учитывать, что профилактическая работа должна быть ориентирована на подростков в возрасте 11-15 лет, поскольку данный возраст является особым и чрезвычайно важным периодом в развитии личности, который характеризуется резко происходящими качественными изменениями, затрагивающими практически все сферы жизни подростка и ведущими к кардинальной перестройке всей системы отношений с окружающими. Поэтому с одной стороны подросток становится наиболее восприимчивым к негативным влияниям социальной среды, а с другой стороны целый ряд новообразований, свойственных данному периоду создают

положительную среду для формирования личной ответственности за свое поведение. Кроме того, развитие адаптационного потенциала и способности к построению и реализации конструктивных адаптационных стратегий именно в данный период во многом предопределяет дальнейшую жизненную ориентацию подростка и его устойчивость к появлению склонности к аддиктивному поведению [1, с.29].

Существует объективная необходимость в обмене и распространении опыта профилактической деятельности, отвечающего потребностям современной образовательной практики, а именно:

- профилактические мероприятия должны носить универсальный и комплексный характер и быть направлены на развитие адаптационных ресурсов подрастающего поколения;

- необходимо использовать инновационные технологии профилактики, и в первую очередь Интернет-технологии;

- разработки в данной области должны носить универсальный характер, обладать вариативностью и иметь возможность эффективного воспроизводства в массовой практике.

На наш взгляд современная система профилактики зависимого поведения должна базироваться на использовании инновационных технологий работы с подростками и в частности Интернет-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.