Научная статья на тему 'Информационные технологии в системе профилактики аддиктивного поведения детей и подростков'

Информационные технологии в системе профилактики аддиктивного поведения детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ADDICTIVE BEHAVIOR / ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / PRIMARY PREVENTION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова Ирина Владимировна, Луговая Ольга Михайловна

В статье рассмотрены современные подходы к профилактике зависимого поведения детей и подростков и перспективы использования информационных технологий в системе первичной профилактики.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the modern approaches to the prevention of addictive behavior of children and adolescents, and the prospects for the use of information technology in primary prevention.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в системе профилактики аддиктивного поведения детей и подростков»

чающихся трудностях, творческих моментах деятельности, о возможности соответствующих перспектив при наличии определенных профессиональных качеств уровня интеллектуального развития. [5, с.120]

Одной из форм профессиональной ориентацион-ной работы является профессиографическая экскурсия на промышленные предприятия. Такие экскурсии значительно активизируют профессиональное самоопределение школьников. Основной задачей экскурсий можно определить создание профессиограмм различных профессий на основе увиденного и изученного материала. В соответствии с задачами таких мероприятий схема анализа профессии содержит следующую информацию: общие сведения о профессии; характеристику процесса труда; психофизиологическую характеристику профессиональной деятельности; санитарно-гигиенические условия труда.

Эффективному проведению профессиональной ориентационной работы в школе способствует разработанная нами система (от греч. systema - порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи). [1, с.234]

Литература

1. Большой словарь иностранных слов. М.: Юнвес. 2004. 771с. Высшая школа. 1988. 234с.

2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. М.: Гардарики. 2006. 477с.

3. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. - М., молодежи. М., Высшая школа. 1988. 336с. РЦРО, 1995. 120с.

4. Сейтешев А.П. Пути профессионального становления учащийся молодежи. М., Высшая школа. 1988. 336с.

5. Федорова Е.А. Как подготовиться к аттестации. Новгород. Изд-во РЦРО, 1995. 120с.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Черникова Ирина Владимировна Луговая Ольга Михайловна

Канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры социальной работы СКФУ, г. Ставрополь

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены современные подходы к профилактике зависимого поведения детей и подростков и перспективы использования информационных технологий в системе первичной профилактики. ABSTRACT

In the article the modern approaches to the prevention of addictive behavior of children and adolescents, and the prospects for the use of information technology in primary prevention.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, первичная профилактика, информационные технологии. Keywords: addictive behavior, primary prevention, information technology.

В настоящее время все большее распространение среди детей и подростков приобретают современные формы аддиктивного поведения: интернет-зависимость, кибернетическая лудомания, гаджет-зависимость.

Существующая система первичной профилактики аддиктивного поведения не в полной мере учитывает особенности работы с данными формами зависимости и поэтому является недостаточно эффективной. Решение этой проблемы требует, как всестороннего анализа современных форм зависимого поведения, так и разработки, и внедрения инновационных технологий их профилактики. Данные технологии должны базироваться на позитивно-ориентированной стратегии профилактики и быть направлены на развитие адаптационного потенциала детей и подростков, формирование у них конструктивных стратегий социальной адаптации.

При этом необходимо учитывать, что профилактическая работа должна быть ориентирована на подростков в возрасте 11-15 лет, поскольку данный возраст является особым и чрезвычайно важным периодом в развитии личности, который характеризуется резко происходящими качественными изменениями, затрагивающими практически все сферы жизни подростка и ведущими к кардинальной перестройке всей системы отношений с окружающими. Поэтому с одной стороны подросток становится наиболее восприимчивым к негативным влияниям социальной среды, а с другой стороны целый ряд новообразований, свойственных данному периоду создают

положительную среду для формирования личной ответственности за свое поведение. Кроме того, развитие адаптационного потенциала и способности к построению и реализации конструктивных адаптационных стратегий именно в данный период во многом предопределяет дальнейшую жизненную ориентацию подростка и его устойчивость к появлению склонности к аддиктивному поведению [1, с.29].

Существует объективная необходимость в обмене и распространении опыта профилактической деятельности, отвечающего потребностям современной образовательной практики, а именно:

- профилактические мероприятия должны носить универсальный и комплексный характер и быть направлены на развитие адаптационных ресурсов подрастающего поколения;

- необходимо использовать инновационные технологии профилактики, и в первую очередь Интернет-технологии;

- разработки в данной области должны носить универсальный характер, обладать вариативностью и иметь возможность эффективного воспроизводства в массовой практике.

На наш взгляд современная система профилактики зависимого поведения должна базироваться на использовании инновационных технологий работы с подростками и в частности Интернет-технологий.

Предпосылками использования Интернет-технологий в профилактической работе с детьми и подростками, являются следующие факторы:

1. Интернет играет значительную роль в жизни современного подростка, большинство из них проводят в киберпространстве несколько часов в день.

2. В Интернет-пространстве подростки чувствуют себя комфортно, склонны к самопознанию и самораскрытию, что позволяет повысить эффективно -сть психолого-педагогического воздействия, осуществляемого посредством Интернет-технологий.

3. Высокая степень доверия к информации, полученной в Интернете.

Проведенный нами анализ позволил выделить основные виды Интернет-технологий в системе профилактики зависимого поведения:

1. Создание специализированных сайтов профилактической направленности. Их условно можно разделить на следующие группы: информационно-публицистические ресурсы; интернет-ресурсы государственных организаций; интернет ресурсы общественных и религиозных организаций и информационные сайты, созданные частными лицами.

2. Создание разделов, посвященных профилактике зависимого поведения на сайтах образовательных учреждений.

3. Распространение через Интернет продукции (видео, графическая, социальная реклама, электронные учебники, электронный диагностический инструментарий и т.д.) профилактической направленности.

4. Проведение конкурсов области профилактики зависимого поведения.

5. Проведение ОпНпе-конференций, круглых столов.

6. ОпНпе-консультирование специалистами различного профиля по различным проблемам, связанным с развитием и лечением зависимого поведения.

7. Создание в социальных сетях специализированных страниц групп, посвященных профилактике зависимого поведения.

Наибольшим потенциалом в данной сфере обладает создание комплексных Интернет-ресурсов по профилактике аддиктивного поведения, которые позволят решить целый ряд актуальных задач:

- сформировать фонд электронных ресурсов по проблемам профилактики аддиктивного поведения и обеспечить его доступность всем специалистам, вовлеченных в профилактическую работу;

- оперативно обмениваться наиболее востребованной информацией;

- осуществлять взаимные консультации и консультации экспертов с заинтересованными специалистами в Online - режиме;

- проводить конференции, мастер-классы, круглые столы в Online - режиме;

- осуществлять пропаганду здорового образа жизни, формировать общественное мнение, мобилизиро-вать усилия общественности в профилактической деятельности;

- систематизировать и популяризировать информацию о деятельности различных субъектов профилактической работы.

Список литературы

1. Митрофанова С.В., Смирнова Е.В., Черникова И.В. Профилактика аддиктивного поведения в общеобразовательных учреждениях: современные подходы и технологии: монография. - Ставрополь: издательство Ставропольского института имени В.Д. Чурсина, 2013. - 260 с.

МОДЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Люрья Надежда Абрамовна,

д.филос.н., проф., ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», г.Томск

Малиновская Светлана Михайловна,

к.и.н., доц., ФГБНУ «Институтразвития образовательных систем РАО», г.Томск

Полиэтнический, мультикультурный состав Российской Федерации создает большую сложность в выполнении задач по определению приоритетов и направлений развития межкультурных связей и укреплению взаимовыгодного сотрудничества. Кроме того, большую актуальность приобретает создание основ для взаимного культурного сотрудничества различных сообществ, народов, стран в условиях многонационального государства, когда имеются налицо разные верования, идеологии, ценностные ориентации. Все это актуализирует задачу формирования этнокультурного самосознания с позиций соотношения самых различных его аспектов: самосознания этноса в современной культуре, его национальных особенностей (соотношение национального и этнокультурного самосознания), этнопсихологических качеств и т. д.

Перед современным образованием и обществом стоят актуальные задачи приобщения детей к мировым ценностям культуры с условием сохранения и развития

потенциала всех входящих в состав государства наций, этносов, культур, а также посредством моделирования этнокультурного компонента общеобразовательной практики как условия их решения. Последние двадцать лет социокультурная и ценностно-нормативная среда личности испытывает значительные изменения под воздействием глобализации и трансформации всех сторон развития общества. Механизмом взаимодействия личности и общества, прежде всего, является общение как способ приобретения новой социальной идентичности и сохранение личностной самобытности.

Что касается системы ценностей, то она характеризуется новым набором востребованных обществом ценностных ориентаций, новой иерархией ценностей. В поликультурной среде учет соотношения этнических традиций и современных культурных ценностей играет большую роль в социализации, зависящей от региональных особен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.