РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ КАК ОСНОВА МОДЕЛИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
© Фролова Т.П.*
Пермский институт ФСИН России, г. Пермь
Статья посвящена вопросу речевой ситуации и ее моделированию на занятиях по иностранному языку. Автор дает определение понятия «ситуация», в частности «речевая ситуация» в рамках личностно-дея-тельностного подхода к обучению иностранному языку. А также рассматривает возможности оптимизации процесса обучения иностранному языку с использованием моделирования ситуаций будущей профессиональной деятельности и общения.
Реализация личностно-деятельностного подхода применительно к обучению иностранному языку профессиональной направленности предполагает моделирование ситуаций будущей профессиональной деятельности и общения. На первый план при таком подходе выходит деятельность и личность, а основой учебного процесса становится не только усвоение иноязычных знаний, умений и навыков, но и способы организации и усвоения учебного материала, развитие познавательных сил и творческого потенциала будущего специалиста средствами иностранного языка. Вопрос речевой ситуации и ее моделирование на занятиях по иностранному языку занимает одно из ведущих мест как в научно-методической литературе, так и в практике преподавания иностранных языков.
Теоретические и методические аспекты функционирования ситуации и ее роль как основной единицы процесса обучения иностранным языкам рассматриваются в работах А.А. Алхазишвили, В.А. Артемова, И.М. Берма-на, В.А. Бухбиндера, Н.И. Гез, И.А. Зимней, С.И. Королева, А.А. Леонтьева, М.В. Ляховицкого, Е.А. Маслыко, Е.И. Пассова, Т.С. Серовой, Г.А. Рубинштейна, Т.Е. Сахарова, В.Л. Скалкина и др.
Понятие ситуации обладает множеством признаков и допускает самые различные толкования. В «Словаре лингвистических терминов» под редакцией О.С. Амановой ситуация определяется как «контекст речи, то есть те условия (обстоятельства, цель и т.п.), в которых осуществляется данное высказывание» [3, с. 413]. В «Толковом словаре» под редакцией Д.Н. Ушакова дает следующее определение: ситуация - это «совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение» [4, с. 195].
Основываясь на этих двух определениях, ситуацию рассматривают как явление социально-психологического плана, включающее в себя следующие
* Преподаватель кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
304
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
компоненты: обстоятельства, при которых совершается общение; отношения между предметами и явлениями действительности; социальные характеристики участников общения.
Но не всякая ситуация вызывает речь. Многие авторы различают речевую ситуацию, которая вызывает речевую деятельность, и ситуацию вообще. Скалкин В.Л. и Рубинштейн Г.А. отмечают: «Не любая ситуация действительности содержит стимул к речи, то есть является речевой. Многие ситуации действительности, какими бы естественными и реальными они ни были, не выступают как речевые». «Речевой можно назвать лишь такую ситуацию действительности, которая выполняет ту или иную речевую реакцию» [2].
Однако для возникновения речи одной ситуации недостаточно. Ситуация необязательно должна вызывать речь, она может лишь создавать благоприятные условия для ее возникновения. В повседневной жизни человека встречается масса ситуаций, которые не сопровождаются речью, хотя все условия для этого созданы.
Итак, в широком смысле под учебной речевой ситуацией понимают совокупность жизненных условий, побуждающих к высказыванию мнений и использования при этом языкового материала. В речевой ситуации происходит апробация образцов и моделей реального иноязычного общения, формируется речевое поведение студентов, мобилизуется их внимание и развивается воображение, оживляется процесс обучения. Эти характеристики ситуации как коммуникативной упражнения полной мере касаются профессионально ориентированного обучения, поскольку через призму моделирования процесса общения в коммуникативных ситуациях можно воссоздать многогранный смысл будущей профессиональной деятельности студентов.
Основой речевой ситуации является определенная проблема, которая отражается в коммуникативном задании, которое, в свою очередь, позволяет эффективно направить речевое поведение студентов для достижения цели общения. Для того, чтобы процесс порождения речи состоялся Т.Н. Никулина определяет следующие условия:
- Знание предмета беседы (темы);
- Наличие стимула (заинтересованности вести беседу на данную тему) и определенных коммуникативных целей для достижения в ходе беседы (проинформировать, опровергнуть чью-либо точку зрения, отстоять свою, узнать о чем-либо и т.д.);
- Знание речевого материала для участия в беседе [1].
Для преподавателя важно понять, как ставить коммуникативную задачу, какими стимулами и поощрениями вызвать у студентов и реализовать речевые намерения, какой результат можно ожидать. Поэтому на современном этапе актуальным остается создание на занятиях по иностранному языку таких условий и постановки таких коммуникативных задач, которые бы поощряли студентов к сознательному усвоению знаний и творческого применения приобретенных умений и навыков, что возможно лишь при моде-
Современные методы и модели в преподавании иностранных языков
305
лировании проблемных ситуаций в обучении. Лишь при таких обстоятельствах студенты будут развивать свое мышление, тренировать память, мобилизовать свой творческий и профессиональный потенциал, что актуально в контексте профессиональной ориентации будущих специалистов определенной отрасли. В связи с этим возникает потребность в моделировании коммуникативных ситуаций и реализации их в ролевых и деловых играх, которые дают возможность студентам как субъектам учебной деятельности осознать процессуальный и содержательный аспекты профессионально-ориентированного общения, проявить свою творческую индивидуальность, усовершенствовать свои коммуникативные и организационные способности.
Таким образом, активное применение такого методического приема как моделирование коммуникативных ситуаций отвечает потребностям дня, так как позволяет преподавателю обеспечить высокое качество и эффективность учебной деятельности, создать условия для получения студентами фундаментальных теоретических и практических знаний в вузе. Принимая активное участие в структурированной учебной деятельности типа ролевых и деловых игр и симуляций, студенты генерируют идеи, направленные на эффективное решение проблем реального деловой жизни, осваивают культуру делового общения, проявляют себя как личности, учатся брать на себя ответственность и преодолевать трудности.
Список литературы:
1. Никулина Т.Н. Ситуативно-тематический подход при обучении устной речи в неязыковом вузе // Вопросы методики и психологии обучения иностранным языкам (обучение иноязычной речевой деятельности). Сборник научных трудов. - М., 1976. - 252 с.
2. Скалкин В.Л., Рубенштейн Г. А. Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи // «Иностранные языки в школе». - 1966. - № 4.
3. Словарь лингвистических терминов / Под ред. О.С. Ахмановой. - М., 1969.
4. Толковый словарь. Т. IV / Под ред. Д.Н. Ушакова.