Научная статья на тему 'Совет директоров в системе органов управления хозяйственного общества'

Совет директоров в системе органов управления хозяйственного общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1872
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ / ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА / ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ АКЦИОНЕРОВ / СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ / ЕДИНОЛИЧНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / JOINT STOCK COMPANY / LIMITED LIABILITY COMPANY / THE CONTROL OF THE ECONOMIC SOCIETY / THE GENERAL MEETING OF SHAREHOLDERS / BOARD OF DIRECTORS / THE SOLE EXECUTIVE BODY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пушкарев Игорь Петрович

Исследуются проблемные вопросы построения современной модели управления российских хозяйственных обществ, анализируются действующее корпоративное законодательство и проект изменения норм, определяющих правовое положение совета директоров в системе органов управления организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Board of management in commercial company

The article explores the problematic issues of building modern management Russian business companies, analyzed the existing corporate law and project changes the rules governing the legal position of the Board of Directors in the management of the organization.

Текст научной работы на тему «Совет директоров в системе органов управления хозяйственного общества»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 1. С. 257-260.

УДК 347.191.6 И.П. Пушкарев

СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА

Исследуются проблемные вопросы построения современной модели управления российских хозяйственных обществ, анализируются действующее корпоративное законодательство и проект изменения норм, определяющих правовое положение совета директоров в системе органов управления организации.

Ключевые слова: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, орган управления хозяйственного общества, общее собрание акционеров, совет директоров, единоличный исполнительный орган.

В системе рыночных отношений хозяйственные общества занимают центральное место. Их популярность, в первую очередь, обусловлена возможностью объединять капиталы нескольких субъектов для реализации крупных бизнес-проектов, ограничивая их риск размерами вкладов в уставный капитал, предоставляя возможность участвовать в управлении данными организациями. При этом объем прав участия каждого члена хозяйственного общества в его управлении прямо пропорционален вкладу, внесенному им в уставный капитал юридического лица. При таком подходе к распределению прав и ответственности участников хозяйственных обществ на первый план выходят вопросы эффективности управления данными юридическими лицами. Указанный фактор представляется решающим как для обеспечения рентабельности функционирования самого юридического лица, так и для удовлетворения имущественных потребностей участников хозяйственного общества. В этой связи при обсуждении различных вариантов совершенствования законодательства о юридических лицах данному вопросу уделяется повышенное внимание. Так, например, относительно регулирования вопросов управления хозяйственным обществом в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации справедливо отмечается, что в ГК РФ следует закрепить более четкую структуру органов акционерного общества с ясным разделением функций управления и контроля [1].

Полагаем, что данное положение Концепции развития законодательства

о юридических лицах можно считать одним из ключевых в процессе совершенствования системы органов управления хозяйственного общества.

В соответствии с действующим законодательством структура органов управления хозяйственных обществ может быть представлена следующим образом: общее собрание членов общества, совет директоров (наблюдательный совет) общества и исполнительные органы общества. При этом общее собрание представляет собой орган, формирование которого происходит при приобретении участниками гражданского оборота акций или долей хозяйственного общества, в силу чего они становятся членами данного юридического лица и получают право голоса на общем собрании пропорционально количеству приобретенных акций или долей. Общее собрание как высший орган управления хозяйственного общества осуществляет формирование совета директоров (наблюдательного совета) общества путем избрания его членов, которые акционерами (участниками) данного общества могут и не являться, а также формирование исполнительных органов общества, если уставом общества решение данного вопроса не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Кроме того, общее собрание не только формирует иные органы управления хозяйственного общества, но и осуществляет контроль

© И.П. Пушкарев, 2013

за их деятельностью. Так, согласно п. 1 ст. 69 Закона об акционерных обществах [2] и п. 4 ст. 32 Закона об обществах с ограниченной ответственностью [3] исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров (участников) общества. Ни Закон об акционерных обществах, ни Закон об обществах с ограниченной ответственностью не содержат аналогичной нормы в отношении совета директоров общества, хотя предоставляют право общему собранию членов хозяйственного общества в любое время прекратить полномочия любого члена (всех членов) совета директоров (наблюдательного совета) общества. При этом общее собрание и совет директоров (наблюдательный совет) общества являются органами, осуществляющими общее руководство деятельностью юридического лица, в частности в принятии решений по таким вопросам, как определение направлений развития общества, увеличение уставного капитала, формирование исполнительных органов, одобрение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность и др., но не вмешиваются в руководство текущей деятельностью, которое осуществляется единоличным и коллегиальным исполнительными органами или только единоличным исполнительным органом. Причем единственным из названных органов хозяйственного общества, наделенным правом выступать в гражданском обороте от имени юридического лица, является единоличный исполнительный орган. Данный орган соединяет в себе как волеобразующие функции по вопросам, не отнесенным к компетенции иных органов общества, так и волеизъявляющие функции по всем вопросам участия общества в гражданском обороте.

В целях же закрепления более четкой структуры органов хозяйственного общества в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации предлагается отказаться от терминологической путаницы в названии контрольного органа. Он должен именоваться наблюдательным советом, а не «советом директоров (наблюдательным советом)». Для разделения данных функций авторами Концепции предлагается также установление в ГК и в законе о хозяйственных обществах запрета совмещения должностей в наблюдательном совете и правлении акционерного общества. Предложенные новеллы, по мнению авторов Концепции, можно также распространить и на общества с ограниченной ответственностью, в которых создается наблюдательный совет [4].

Указанное предложение свидетельствует об очевидном желании авторов Концепции придать наблюдательному совету статус контрольного органа. Полагаем, что закрепление за советом директоров (наблюдательным советом) статуса контрольного органа возмож-

но не столько посредством устранения «терминологической путаницы», сколько путем наделения данного органа конкретными контрольными полномочиями, однако в Концепции отсутствуют конкретные полномочия, которыми мог бы быть наделен наблюдательный совет хозяйственного общества.

Действующее законодательство о хозяйственных обществах следующим образом подходит к распределению полномочий между органами управления общества.

Так, согласно абз. 2 ч. 2 ст. 48 Закона об акционерных обществах вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение совету директоров (наблюдательному совету) общества, за исключением вопросов, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В силу п. 1 ст. 65 указанного Закона в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества входит решение вопросов общего руководства деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров. Следовательно, перечень вопросов, составляющих в силу Закона об акционерных обществах компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества, может дополняться теми вопросами, которые уставом общества передаются ему из компетенции общего собрания акционеров и иными, предусмотренными уставом вопросами. В этой связи анализ Закона об акционерных обществах позволяет выделить те вопросы, которые в силу закона относятся к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. К ним относятся:

1) определение приоритетных направлений деятельности общества;

2) созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров;

3) утверждение повестки дня общего собрания акционеров;

4) определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другие вопросы, связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров;

5) приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Законом об акционерных обществах;

6) рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора;

7) рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;

8) использование резервного фонда и иных фондов общества;

9) утверждение внутренних документов общества, за исключением внутренних до-

Совет директоров в системе органов управления хозяйственного общества

259

кументов, утверждение которых отнесено Законом об акционерных обществах к компетенции общего собрания акционеров, а также иных внутренних документов общества, утверждение которых отнесено уставом общества к компетенции исполнительных органов общества;

10) создание филиалов и открытие представительств общества;

11) одобрение крупных сделок в случаях, предусмотренных главой X Закона об акционерных обществах;

12) одобрение сделок, предусмотренных главой XI Закона об акционерных обществах;

13) утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним;

14) иные вопросы, предусмотренные Законом об акционерных обществах и уставом общества.

К иным, входящим в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества и предусмотренным Законом об акционерных обществах вопросам, относятся следующие полномочия:

1) вынесение для решения общим собранием акционеров общества, осуществляющего реорганизацию в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования общества, вопроса о реорганизации, а также вопроса об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества (обществ), создаваемого (создаваемых) в результате слияния, разделения, выделения (ч. 2 ст. 16, ч. 2 ст. 17, ч. 2 ст. 18, ч. 2 ст. 19, ч. 3 ст. 19.1, ч. 2 ст. 20 Закона об акционерных обществах);

2) вынесение в случае добровольной ликвидации общества на решение общего собрания акционеров ликвидируемого общества вопроса о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии;

3) созыв внеочередного общего собрания (ст. 55 Закона об акционерных обществах);

4) определение цены выкупаемых обществом акций (ч. 3 ст. 75 Закона об акционерных обществах);

5) утверждение отчета об итогах предъявления акционерами требований о выкупе принадлежащих им акций (ч. 4 ст. 76 Закона об акционерных обществах).

Кроме того, Законом об акционерных обществах предусмотрен ряд полномочий, которые совет директоров обязан осуществить при наличии определенных условий:

1) совет директоров (наблюдательный совет) общества при подготовке к годовому общему собранию акционеров обязан включить в состав годового отчета общества раздел о состоянии его чистых активов, если по окончании второго финансового года или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала (ч. 4 ст. 35 Закона об акционерных обществах);

2) совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан рассмотреть поступившие предложения и принять решение о включении их в повестку дня общего собрания акционеров или об отказе во включении в указанную повестку дня (ч. 5 ст. 53 Закона об акционерных обществах);

3) после получения открытым обществом добровольного или обязательного предложения совет директоров (наблюдательный совет) открытого общества обязан принять рекомендации в отношении полученного предложения (абз. 2 ч. 1 ст. 84.3 Закона об акционерных обществах).

Подобный подход мы наблюдаем и при закреплении полномочий совета директоров (наблюдательного совета) общества с ограниченной ответственностью. Так, к полномочиям совета директоров (наблюдательного совета) указанного юридического лица, которые не могут быть отнесены к компетенции других органов общества, относятся:

1) установление размера вознаграждения и денежных компенсаций единоличному исполнительному органу общества, членам коллегиального исполнительного органа общества, управляющему;

2) принятие решения об участии общества в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

3) создание филиалов и открытие представительств общества;

4) решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества;

5) иные предусмотренные Законом об обществах с ограниченной ответственностью вопросы.

Справедливости ради необходимо отметить, что Закон об обществах с ограниченной ответственностью, помимо указанных выше, не содержит дополнительных полномочий, которые были бы присущи только совету директоров (наблюдательному совету) общества.

Анализ полномочий, которые составляют исключительную компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества, при всем желании не позволяет отнести их к разряду полномочий по контролю за деятельностью исполнительных органов общества, хотя, по смыслу закона, именно эти полномочия могут принадлежать только совету директоров (наблюдательному совету) общества как некоему особому органу хозяйственного общества.

27 апреля 2012 г. Государственной Думой в первом чтении был принят внесенный Президентом Российской Федерации Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 47538-6 (далее Проект), который содержит ряд новаций

в области регулирования вопросов построения системы органов управления хозяйственного общества. Например, в силу ч. 3 ст. 65.3, предлагаемой к включению в ГК РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иным законом или уставом корпорации, в ней может быть образован постоянно действующий коллегиальный орган (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность ее исполнительных органов. В состав указанного органа коммерческой корпорации не могут входить единоличный исполнительный орган корпорации и члены ее коллегиальных исполнительных органов [5].

В данном случае мы наблюдаем последовательную позицию по реализации указанных выше положений Концепции развития законодательства о юридических лицах по устранению «терминологической путаницы» в обозначении указанного органа, а также видим желание придать наблюдательному совету статус органа, контролирующего деятельность исполнительных органов общества. Однако далее отсутствует даже намек на те контрольные полномочия, которыми должен быть наделен наблюдательный совет для выполнения своей контрольной миссии. Напротив, в силу предлагаемой ч. 3 ст. 66.3 ГК РФ по единогласному решению участников (учредителей) непубличного общества1 в устав общества могут быть включены следующие положения:

1) о передаче на рассмотрение наблюдательного совета или коллегиального исполнительного органа вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества за исключением вопросов:

- внесения изменений и дополнений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;

- реорганизации или ликвидации хозяйственного общества;

- определения количественного состава наблюдательного совета и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;

- определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

- увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;

- утверждения внутреннего регламента хозяйственного общества;

2) о закреплении за наблюдательным советом общества полностью или в части функций коллегиального исполнительного органа общества либо об отказе от образования ис-

полнительного органа, если его функции осуществляются наблюдательным советом;

3) о передаче единоличному исполнительному органу функции коллегиального исполнительного органа и (или) наблюдательного совета.

Исходя из смысла проекта ст. 65.3 ГК РФ к непубличным хозяйственным обществам относятся все общества с ограниченной ответственностью (как юридические лица, не имеющие права выпускать акции), закрытые акционерные общества и открытые акционерные общества, которые не отвечают признакам публичного.

Таким образом, в Проекте изменений Гражданского кодекса Российской Федерации, с одной стороны, отсутствует указание на какие-либо конкретные контрольные полномочия наблюдательного совета, образуемого в публичном акционерном обществе, с другой стороны, возможность передачи наблюдательному совету части полномочий высшего органа управления хозяйственного общества, а также возможность выполнения наблюдательным советом непубличного общества функций исполнительного органа и, наоборот, полностью стирает границы между исполнительными и контрольными органами. При этом наблюдательный совет, не смотря на его громкое название, так и остается номинальным органом, у которого отсутствуют как реальные полномочия по управлению хозяйственным обществом, так и полномочия по контролю за исполнительными органами юридического лица.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 В силу ч. 1 ст. 66.3 Проекта публичным обществом является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. М. : Статут, 2009. С. 60.

[2] Об акционерных обществах : Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.

[3] Об обществах с ограниченной ответственностью : Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785.

[4] Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. С. 60.

[5] О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Проект Федерального закона от 8 апреля 2012 г. № 47538-6. URL: http://www.rg.ru/ 2012/04/06/gk-popravki-site-dok.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.