УДК 347
ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ В РОССИИ
LEGAL DESCRIPTION OF MANAGEMENT OF JOINT STOCK COMPANIES IN RUSSIA
Е. О. ДМИТРИЕВ, Л. А. ЗИНЧЕНКО (E. O. DMITRIEV, L. A. ZINCHENKO)
Проанализированы принципы корпоративного управления, функции и порядок формирования органов управления акционерных обществ, а также приведена классификация и раскрыто содержание органов акционерных обществ Российской Федерации.
Ключевые слова: управление акционерным обществом, правовой акт юридического лица, общее собрание акционеров, исполнительные органы акционерного общества, ревизионная комиссия.
In article principles of corporate governance, function and an order of formation of governing bodies of joint-stock companies are analysed, and also classification is given and the maintenance of bodies of joint-stock companies of the Russian Federation is opened.
Key words: management of joint-stock company, legal act of the legal entity, general shareholder meeting, executive bodies of joint-stock company, audit commission.
Понятие «управление» применительно к юридическим лицам - это ориентация деятельности управляемого объекта на достижение определённых ранее поставленных целей и задач [1]. Данное положение близко к определению сущности управления в акционерных обществах.
В Федеральном законе «Об акционерных обществах» [2] термин «управление» применяется в основном к органам управления, однако само понятие в законе не раскрывается. Управление в акционерных обществах - это ориентация деятельности органа управления на достижение целей, поставленных акционерами или законодательством.
Под процессом корпоративного управления понимается деятельность органов хозяйственных обществ по выработке (подготовке и принятию) конкретного управленческого решения, его исполнению (реализации) и проверке его выполнения. При этом «процесс» означает «и деятельность, и систему последовательных действий, имеющих свою внутреннюю логику, и структуру» [3].
© Дмитриев Е. О., Зинченко Л. А., 2012
Управление акционерными обществами можно представить как установленные законами и внутренними документами правила принятия, исполнения и проверки решений властных органов, обеспечивающих функционирование и достижение поставленных акционерным обществом целей.
Понятие «управление акционерными обществами» можно охарактеризовать и как систему выработки, принятия и реализации решений, ставящих своей целью получение акционерным обществом прибыли и выполнение им законодательно установленных обязательств. При этом цель акционерного общества как коммерческой организации -это получение прибыли. А под обязательствами акционерного общества следует понимать обязательства перед государством по уплате налогов, по уплате взносов в различные государственные фонды, по выплате заработной платы, обязательства, вытекающие из договоров или нормативных актов.
Применительно к рассматриваемой теме нельзя не указать принципы, на которых
строится управление акционерными обществами, и основные функции управления.
Известный дореволюционный общественный деятель Российской Империи
М. М. Сперанский выделял следующие
принципы управления [4]:
1) принцип твердых начал,
2) соответствие системы управления духу времени,
3) приоритет объекта управления перед субъектом,
4) наличие самоуправления.
С. Д. Могилевский относит к основным принципам следующие [5]:
• принцип централизации управления,
• принцип децентрализации,
• принцип координации деятельности,
• принцип законности,
• принцип участия акционеров в работе их органов управления,
• принцип информационного обеспечения корпоративного управления.
Следует указать, что принципы корпоративного управления разработаны и Организацией экономического сотрудничества и развития, которая объединяет 30 государств Европы, Северной Америки, Азии и Океании [6]. В России механизм соблюдения этих принципов активно разрабатывается и реализуется Ассоциацией по защите прав инвесторов.
При этом ОЭСР подходит к определению принципов корпоративного управления несколько иначе, чем российские исследователи. По мнению экспертов ОЭСР, принципы корпоративного управления должны быть следующими:
- защита прав акционеров в структуре корпоративного управления;
- обеспечение равного отношения к акционерам, включая мелких и иностранных акционеров;
- возможность всех акционеров получить эффективную защиту в случае нарушения своих прав;
- признание предусмотренных прав заинтересованных лиц в структуре корпоративного управления;
- поощрение активного сотрудничества между корпорациями и заинтересованными лицами в создании богатства и рабочих мест и обеспечении устойчивости финансового благополучия предприятий;
- обеспечение своевременного и точного раскрытия информации по всем существенным вопросам, касающимся корпорации, включая финансовое положение, результаты деятельности собственности и управление компанией;
- обеспечение в структуре корпоративного управления стратегического управления компанией, эффективного контроля за администрацией со стороны правления, а также подотчётности правления перед компанией и акционерами.
Исследуя понятие «управление», учёные выделяют и функции корпоративного управления. Так Т. В. Кашанина относит к функциям управления: планирование, т. е. разработку программ деятельности, организацию (разработку структуры управления), мотивацию как стимулирование усилий работников на выполнение поставленных задач, координацию, контроль, инновационную функцию, связанную с внедрением новых технологий, маркетинговую функцию [7].
Некоторые исследователи кроме общих и специальных функций, выделяют ещё вспомогательные управленческие функции [8]. Данные функции сводятся к обеспечению работы только лишь аппарата управления.
Указанные функции характерны для деятельности органов управления большинства акционерных обществ.
Любое юридическое лицо выражает свою волю вовне через свои органы. Такой подход согласуется и с действующим законодательством. При этом дееспособность юридических лиц выражается в действиях определённых физических лиц, представителей, действующих от имени юридического лица. Действия таких представителей считаются действиями самого юридического лица.
Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Именно органы юридического лица формируют и выражают вовне его волю как самостоятельного субъекта права, поэтому именно через них, т. е. посредством совершаемых ими действий, оно и приобретает указанные гражданские и иные права и принимает на себя обязанности. Их действия рассматриваются как действия самого юридического лица.
Орган юридического лица должен быть каким-либо образом оформлен, дабы с абсолютной точностью в нём усматривался именно «инструмент» юридического лица, кроме того, органы управления реализуют волю, осуществляя юридически значимые действия [9].
Орган юридического лица - совокупности лиц физических - может быть составлен таким образом, что или несколько физических лиц составляют орган юридического лица, или все лица, входящие в состав юридического лица, в совокупности составляют его орган.
Права и обязанности легальных юридических лиц всегда строго и точно ограничены определённой сферой компетенции, которая указывается в их уставе или статуте. Как правоспособность, так и дееспособность этих лиц ограничены строго определёнными рамками. Вообще всякое легальное юридическое лицо может совершать только те действия, на которые его уполномочивает устав, утвержденный подлежащей властью [10].
Следовательно, пределы активности органов чётко корреспондируются, с одной стороны, с правоспособностью и дееспособностью самого юридического лиц, с другой, - с компетенцией и полномочиями органов юридического лица, устанавливаемых как законом, так и учредительными документами.
Орган акционерного общества как орган юридического лица можно охарактеризовать следующими положениями:
1. Орган юридического лица - это организационно оформленная часть юридического лица, представленная либо одним, либо несколькими физическими лицами.
2. Орган юридического лица образуется в соответствии с порядком, определённым законом и учредительными документами.
3. Орган юридического лица обладает определёнными полномочиями, реализация которых осуществляется в пределах собственной компетенции.
4. Волеобразование и волеизъявление юридического лица оформляется посредством принятия специальных актов органов юридического лица, виды которых определяются законодательством.
Для чёткого представления понятия органа юридического лица необходимо более
подробно рассмотреть каждый из указанных признаков.
1. Орган юридического лица - это организационно оформленная часть юридического лица, представленная либо одним, либо несколькими физическими лицами.
Возможность такого обособления части юридического лица или появления физического лица для указанных целей заложена в организационной структуре самого юридического лица.
При этом организация представляет собой совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры.
Главная характеристика юридического лица - определённая внутренняя организационная структура, выражающаяся в наличии у него определённых органов, а при необходимости и соответствующих подразделений для выполнения установленных задач.
2. Орган юридического лица образуется в соответствии с порядком, определённым законом и учредительными документами.
Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ органы юридического лица либо назначаются, либо избираются. При этом порядок назначения или избрания определяется законом и учредительными документами.
Исходя из буквального толкования этих терминов, назначение можно определить как возможность какого-либо органа юридического лица согласно его компетенции и полномочиям поставить физическое лицо на какую-то должность или работу, избрание -выбор кем-либо, имеющим на это полномочия, предпочитаемой кандидатуры из некоего количества кандидатур предложенных. Соответственно либо в законе, либо в учредительных документах должна быть описана процедура как первого, так и второго варианта формирования органа юридического лица.
Порядок формирования органов юридических лиц зависит от их разновидности. В некоторых случаях этот порядок с абсолютной определённостью установлен нормами закона, в других случаях этой определённости нет.
Так, согласно ст. 66 Федерального закона «Об акционерных обществах» совет ди-
ректоров (наблюдательный совет) избирается, а в обществе с ограниченной ответственностью согласно п. 2 ст. 32 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» [11] порядок образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) определяется уставом общества. Таким образом, создаётся правовая база для иного формирования совета директоров, нежели избрание.
Исполнительный орган, например, в унитарном предприятии согласно ст. 113 ГК РФ назначается, а в акционерных обществах согласно ст. 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» исполнительные органы образуются, что даёт возможность как избирать, так и назначать эти органы.
3. Орган юридического лица обладает определёнными полномочиями, реализация которых осуществляется в пределах собственной компетенции.
Под компетенцией понимается круг полномочий какого-либо органа или должностного лица или круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом [12].
При этом полномочие можно определить как, во-первых, субъективное право одного лица (представителя), основанное на доверенности, административном акте, законе, совершать сделки от имени другого (представляемого), тем самым создавая, изменяя или прекращая права и обязанности представляемого,
и, во-вторых, как составную часть компетенции и статуса органа, должностного лица, лица управляющего, выполняющего управленческие функции в организации, а также некоторых лиц, реализующих функции, предусмотренные для них законодательством и иными правовыми актами [13].
Следовательно, сущностными характеристиками компетенции органов являются:
- наличие у органов юридического лица определённого набора неких прав;
- возникновение самих этих прав, связанное с фиксацией их либо в законе, либо в иных правовых актах, включая их учредительные документы.
ГК РФ применительно ко всем видам юридических лиц устанавливает аналогичную норму, согласно которой компетенция органов юридического лица, а также порядок принятия ими решений и выступления от его
имени определяются в соответствии с ГК РФ, законами, регулирующими деятельность этих видов юридических лиц, и их учредительными документами.
Специальные законы, регулирующие порядок организации и деятельности конкретных видов юридических лиц, конкретизируя эти положения, чётко определяют компетенцию каждого органа юридического лица. Так, в Федеральном законе «Об акционерных обществах» этому посвящены ст. 47, 48, 65, 69, 70, 85 и др.
Таким образом, под компетенцией органа юридического лица понимается совокупность установленных законом или иным правовым актом прав, позволяющих органам юридического лица осуществлять определённые действия по решению вопросов его внутренней организации и по его представлению вовне, реализуя при этом волю самого юридического лица, и тем самым приобретать от его имени и для него гражданские права и принимать от его имени гражданские обязанности.
4. Волеобразование и волеизъявление юридического лица оформляется посредством принятия специальных актов органов юридического лица, виды которых определяются законодательством.
Воля юридического лица, безусловно, выражается через его органы, которые действуют на основании положений учредительных документов. Например, уставом юридического лица может быть определено, каким именно должно быть большинство голосов, чтобы решение органа считалось действием юридического лица: 2/3 или даже 3/4 голосов должны быть согласны на какую-либо меру, и тогда только определение органа получает силу [14].
Волеобразование и волеизъявление юридического лица всегда нуждается в некоем законченном оформлении. В качестве окончательного оформления этой воли и выступает правовой акт юридического лица. Поскольку задачи и функции юридического лица реализуются в деятельности его органов, то соответственно акты юридического лица представляют собой акты органов юридического лица. Правовые акты юридического лица (или правовые акты органов юридического лица) характеризуют следующие
наиболее значимые качества, определяющие их юридическую природу:
1) представляют собой юридический вариант управленческого решения, поскольку через него орган юридического лица решает тот или иной вопрос, возникающий в процессе деятельности юридического лица в интересах достижения его целей;
2) исходят только от органов юридического лица, обладающих таким статусом как по закону, так и в соответствии с учредительными документами юридического лица, в пределах их компетенции, определённой законом и учредительными документами;
3) юридически закрепляют результат процесса волеобразования или волеизъявления юридического лица;
4) являются односторонним волеобразо-ванием или волеизъявлением юридического лица, предопределённым началами, характеризующими его как самостоятельного субъекта гражданско-правовых отношений;
5) могут либо создавать основу для возникновения, изменения или прекращения гражданско-правовых отношений, в которых юридическое лицо выступает субъектом, либо служить юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые отношения подобного типа;
6) порождают права и обязанности только у тех субъектов, которым он адресован;
7) являются подзаконными, т. е. должны соответствовать действующему законодательству и иным правовым актам, включая учредительные и иные документы самого юридического лица;
8) занимают определённое место в иерархической системе такого рода актов, что означает соответствие акта данного органа юридического лица актам вышестоящих звеньев системы органов юридического лица, т. е., например, акт единоличного исполнительного органа всегда должен соответствовать акту собрания как высшего органа юридического лица;
9) оформляются, как правило, в виде письменного юридического документа, но могут быть выражены и без оформления специального документа, например, путём использования механизма «молчание - знак согласия»;
10) вырабатываются, принимаются и оформляются с соблюдением определённых официально установленных законом или иными правовыми актами, включая учредительные и иные документы юридического лица, правил (процедур), предусматривающих порядок их подготовки, обсуждения и принятия;
11) могут быть в установленном действующим законодательством порядке опротестованы или обжалованы [15].
С помощью правового акта органа юридического лица «переводится» в правовой документ воля самого юридического лица. Но задачи, которые при этом будут решаться, могут быть разными и по характеру, и по содержанию, следовательно, разными будут и сами правовые акты юридического лица, что создаёт основу для их классификации по различным критериям.
По форме выражения правовые акты органов юридического лица могут подразделяться на:
- решения - родовое понятие всех актов органов юридического лица, оформленные в письменном виде. К ним можно отнести акты органов волеобразующих и волеизъявляющих;
- действия - конкретная деятельность органов юридического лица от его имени, к которым можно, например, отнести представление юридического лица перед третьими лицами, совершение сделок и т. д.;
- документы - совокупность норм, детализирующих порядок формирования и организации работы какого-либо органа юридического лица либо содержащих описание процедуры принятия каких-либо правовых актов органов юридического лица. К ним можно отнести, например, внутренние документы, определяющие порядок организации и деятельности органов управления юридического лица, такие как положения об общем собрании, совете директоров, исполнительных органах и т. д.
По юридической значимости правовые акты юридического лица подразделяются на правовые акты волеобразующих органов и правовые акты волеизъявляющих органов. Акты волеизъявляющих органов всегда должны соответствовать и приниматься во исполнение актов органов волеобразующих.
Так, решение правления всегда должно соответствовать решениям собрания или совета директоров [16].
По наименованию правовые акты органов юридических лиц подразделяются на решения, приказы, указания. Так, общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) принимают решения, а исполнительный орган акционерного общества издаёт приказы и даёт указания.
Таким образом, правовой акт юридического лица есть основанное на законе и иных правовых актах волеобразование или волеизъявление юридического лица, выработанное и оформленное по установленной процедуре в виде специального акта органа юридического лица и направленное на установление локальных правовых норм или возникновение, изменение и прекращение гражданско-правовых отношений в интересах достижения целей, ради которых юридическое лицо создано [17].
Орган акционерного общества - это организационно оформленная часть акционерного общества, представленная одним либо несколькими физическими лицами, образуемая в соответствии с порядком, определённым законом и учредительными документами этого общества, обладающая определёнными полномочиями, реализация которых осуществляется в пределах собственной компетенции посредством принятия специальных правовых актов, виды которых устанавливаются законодательством, и реализует волю акционерного общества [18].
Для того чтобы в полной мере представить все разновидности органов акционерных обществ и выявить характерные черты каждого из них, их можно классифицировать по различным критериям:
1) по наименованию;
2) в зависимости от того, формирует орган акционерного общества его волю или изъявляет её вовне;
3) по количеству входящих в органы лиц;
4) по порядку формирования органов или способу приобретения ими полномочий;
5) по характеру полномочий и задач органов, что определяет их место в иерархии органов хозяйственных обществ;
6) по выполняемым функциям;
7) по срокам деятельности.
Акционерное общество - одна из наиболее сложных организационно-правовых форм юридического лица. В нём предполагается наличие сразу нескольких органов управления, органов внутреннего и внешнего контроля, распределение между ними компетенции, установление порядка принятия этими органами решений, определение возможности действия их от имени общества, определение и порядок возложения ответственности. Поэтому ещё при создании акционерного общества необходимо выбирать оптимальную для каждого конкретного общества структуру органов управления или рационально распределять между ними полномочия.
Классификация органов акционерного общества может быть представлена в следующем виде.
По наименованию органы акционерного общества подразделяются на следующие виды:
- общее собрание акционеров;
- совет директоров (наблюдательный совет);
- единоличный исполнительный орган (президент, генеральный директор, директор и др.);
- коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и др.);
- ревизионная комиссия (ревизор);
- счётная комиссия.
Здесь необходимо отметить как минимум три момента, которые определяют особенность этой классификации [19].
Во-первых, определённые виды органов чётко поименованы в законодательных актах, при этом закон фиксирует лишь одно название органа. К их числу относятся общее собрание акционеров и общее собрание участников, ревизионная комиссия общества, ревизор общества. Федеральный закон «Об акционерных обществах» всегда использует только эти названия органов для акционерных обществ, причём делает это в императивной форме и тем самым исключает возможность для акционеров назвать их в учредительных документах как-то иначе.
Во-вторых, некоторые органы хотя и поименованы в законодательных актах, но участникам предоставляется возможность выбора из двух альтернативных вариантов. Это касается совета директоров, который
может иметь также наименование «наблюдательный совет». Законом представлены два варианта, но это исчерпывающий перечень названий и участники могут выбирать только из них.
В-третьих, имеются органы, которые могут именоваться самими участниками в учредительных документах, а закон лишь определяет их родовое понятие, устанавливающее их место в иерархии органов управления акционерных обществ. Это относится к единоличному и коллегиальному исполнительным органам акционерного общества. В качестве единоличного исполнительного органа закон в обязательном порядке называет генерального директора, директора, однако может называться, например, президентом, председателем правления, исполнительным директором.
Аналогичным образом решается вопрос и в отношении коллегиального исполнительного органа. К наиболее часто используемым относятся правление и дирекция, зачастую коллегиальный исполнительный орган носит название президиум, бюро и т. д.
Надо отметить, что, несмотря на императивность этих положений для акционерных обществ, на практике нет серьёзного отношения к выполнению норм Федерального закона «Об акционерных обществах», определяющих названия для исполнительных органов. Нет на этот счёт и судебной практики, которая бы ограничивала самодеятельность акционеров в этих вопросах.
Общее собрание акционеров в соответствии со ст. 103 ГК РФ и ст. 47 Федерального закона «Об акционерных обществах» является высшим органом управления обществом. Наличие такого органа управления объективно обусловлено самой сущностью акционерного капитала и, соответственно, статусом акционеров как лиц, имеющих право на участие - через общее собрание - в управлении делами общества [20].
В Федеральном законе «Об акционерных обществах» определена компетенция общего собрания акционеров. Федеральный закон «Об акционерных обществах» установил и пределы компетенции, за которые общее собрание акционеров выходить не вправе.
Компетенция общего собрания является исключительной, так как п. 2 ст. 48 устанав-
ливает, что вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение иным органам общества.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции Федеральным законом «Об акционерных обществах».
Однако в указанной статье содержится положение об отнесении к компетенции общего собрания акционеров, помимо 19 вопросов, указанных в перечне, и решение иных вопросов, предусмотренных Федеральным законом «Об акционерных обществах». То есть можно утверждать, что сама ст. 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» устанавливает лишь частичную компетенцию общего собрания акционеров, а полная компетенция определяется не только этой, но и другими статьями Федерального закона «Об акционерных обществах» [21].
Многие акционеры и руководители акционерных обществ считают, что общее собрание, как высший орган управления, вправе рассматривать вообще любой вопрос о деятельности общества, что является большим заблуждением [22]. Компетенция общего собрания акционеров жестко ограничена законом.
Для того чтобы оценить значение общего собрания, проанализированы основные вопросы его компетенции, установленные в действующем законодательстве РФ.
1. Вопрос о внесении изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции.
Согласно ст. 98 ГК РФ в акционерных обществах устав - учредительный документ, определяющий порядок жизнедеятельности общества. Решение данного вопроса в соответствии с п. 4 ст. 49 Федерального закона «Об акционерных обществах» принимается общим собранием акционеров в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.
2. Вопрос о реорганизации общества.
Решение данного вопроса на основании
п. 4 ст. 49 Федерального закона «Об акцио-
нерных обществах» принимается общим собранием акционеров в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.
Реорганизация, согласно действующему законодательству, возможна путём слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
3. Вопрос о ликвидации общества, назначении ликвидационной комиссии и утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов.
Решение данного вопроса также принимается общим собранием акционеров в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.
Согласно ст. 21 Федерального закона «Об акционерных обществах» и ст. 61 ГК РФ ликвидацией акционерного общества является его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Основания и порядок ликвидации акционерного общества установлены в действующем законодательстве РФ.
4. Определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий.
Согласно ст. 66 Федерального закона «Об акционерных обществах» количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров, но не может включать менее пяти членов.
Для общества с числом акционеров -владельцев голосующих акций общества более одной тысячи количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества не может быть менее семи членов, а для общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более десяти тысяч - менее девяти членов.
Выборы членов совета директоров (наблюдательного совета) общества осуществляются кумулятивным голосованием. Это означает, что число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в совет
директоров (наблюдательный совет) общества, и акционер вправе отдать полученные таким образом голоса полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами.
Необходимо отметить, что возможность кумулятивного голосования предусмотрена далеко не во всех странах мира. Кумулятивное голосование в странах «Большой семёрки» предусматривается только законодательством США, такое голосование допускается законодательством Таиланда, Аргентины, Филиппин и Тайваня. Поэтому многие исследователи указывают, что наличие в российском законодательстве возможности кумулятивного голосования оказывает «положительное влияние на права акционеров» [23].
5. Определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями.
Решение по этому вопросу принимается общим собранием в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании.
6. Увеличение уставного капитала общества путём увеличения номинальной стоимости акций или путём размещения дополнительных акций, если уставом общества в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» увеличение уставного капитала общества путём размещения дополнительных акций не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Данный вопрос компетенции относится к числу тех, которые могут быть переданы на рассмотрение совету директоров (наблюдательному совету) общества. Такое право предоставлено самим Федеральным законом «Об акционерных обществах», соответственно, аналогичный вопрос включен и в компетенцию совета директоров. Решение по этому вопросу принимается на общем собрании акционеров простым большинством голосов.
7. Уменьшение уставного капитала общества путём уменьшения номинальной стоимости акций, путём приобретения обществом части акций в целях сокращения их общего количества, а также путём погашения приобретенных или выкупленных обществом акций.
Решение по данному вопросу применяется простым большинством голосов от числа лиц - владельцев голосующих акций, участвующих в собрании акционеров.
Уменьшение уставного капитала общества путём приобретения и погашения части акций возможно только в том случае, если это предусмотрено в уставе общества.
8. Образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Решение по данному вопросу принимается большинством (простым) голосов акционеров - владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании. Это важнейшее право, предоставляющее возможность крупнейшему акционеру избрать или досрочно прекратить полномочия исполнительных органов.
9. Избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий.
Необходимо указать, что такая формулировка сохранилась со времен принятия Федерального закона «Об акционерных обществах» без изменений. Вопрос решается простым большинством голосов.
10. Утверждение аудитора общества.
Этот вопрос компетенции общего собрания акционеров не претерпел изменений со времени принятия Федерального закона «Об акционерных обществах». Вопрос решается простым большинством голосов.
10.1. Выплата (объявление) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года.
Данный пункт введён федеральным законом № 134-ФЗ [24], решения по нему принимаются простым большинством акционеров.
11. Утверждение годовых отчётов, годовой бухгалтерской отчётности, в том числе отчётов о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года.
Для решения этого вопроса достаточно простого большинства голосов акционеров, участвующих в работе собрания.
12. Определение порядка ведения общего собрания акционеров.
Решение по указанному вопросу принимается простым большинством голосов. На практике при проведении общего собрания возможно возникновение многочисленных ситуаций, не урегулированных действующим законодательством. Например, может возникнуть ситуация, когда акционеры для ознакомления с информационными материалами по вопросам повестки дня собрания предложат объявить перерыв в его работе. Причём перерыв не на час или два, а на неделю или более продолжительный срок.
В таком случае для предотвращения неблагоприятных последствий в виде неявки акционеров, зарегистрированных в реестре на дату проведения собрания и принявших участие в самом собрании, но не явившихся на собрание после перерыва, порядок ведения собрания целесообразно регулировать внутренним документом общества, который должен определять как можно большее число вопросов, связанных с порядком ведения собрания акционеров.
13. Избрание членов счётной комиссии и досрочное прекращение их полномочий.
Решение по этому вопросу принимается простым большинством голосов.
Счётная комиссия создаётся в акционерных обществах с числом акционеров более ста. На момент подсчёта голосов счётная комиссия приобретает черты и осуществляет некоторые функции органа управления акционерным обществом.
14. Дробление и консолидация акций.
Указанный вопрос решается простым
большинством голосов.
Статья 74 Федерального закона «Об акционерных обществах» определяет, что допускается «консолидация размещенных акций, при которой две или более акций общества конвертируются в одну новую акцию той же категории (типа). При этом в устав общества вносятся соответствующие изменения относительно номинальной стоимости и количества размещенных и объявленных акций общества соответствующей категории (типа)».
Дробные акции могут изначально образоваться только у лица, которое уже является акционером. Дробная акция предоставляет акционеру - её владельцу права, предоставляемые акцией соответствующей категории (типа) в объёме, соответствующем части целой акции, которую она составляет. Дробные акции обращаются наравне с целыми акциями. В случае, если одно лицо приобретает две и более дробные акции одной категории (типа), эти акции образуют одну целую и (или) дробную акцию, равную сумме этих дробных акций.
Вопросы дробления и консолидации акций являются одними из тех, решение которых часто сопровождалось нарушением права мелких акционеров. Решение такого вопроса требует глубокого и всестороннего изучения предлагаемых акционерам схем дробления и консолидации акций, специальных знаний в области экономики и права.
15. Принятие решений об одобрении сделок в случаях, предусмотренных ст. 83 Федерального закона «Об акционерных обществах», т. е. сделок, в отношении которых имеется заинтересованность.
Решение по данному вопросу принимается простым большинством. Статья 83 Федерального закона «Об акционерных обществах» устанавливает порядок одобрения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность.
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, не требует одобрения общего собрания акционеров в случаях, если условия такой сделки существенно не отличаются от условий аналогичных сделок, которые совершались между обществом и заинтересованным лицом в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности общества. Указанное исключение распространяется только на сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, совершённые в период с момента, когда заинтересованное лицо признается таковым, и до момента проведения следующего годового общего собрания акционеров.
В судебной практике актуален вопрос о квалификации сделок с заинтересованностью (в случае несоблюдения установленных правил их заключения) как ничтожных или оспоримых. Так как законодательство даёт возможность признания такой сделки недействи-
тельной и не определяет сделку такой императивно, следовательно, подобные сделки могут быть квалифицированы как оспоримые.
16. Принятие решений об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных ст. 79 Федерального закона «Об акционерных обществах».
Определение крупной сделки дано в ст. 78 Федерального закона «Об акционерных обществах», согласно которой крупной считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определённой по данным его бухгалтерской отчётности на последнюю отчётную дату, за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, сделок, связанных с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, и сделок, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества. Уставом общества могут быть установлены также иные случаи, при которых на совершаемые обществом сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок, предусмотренный настоящим Федеральным законом.
Решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50 % балансовой стоимости активов общества, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров -владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.
Совершенно естественно отнесение вопроса об утверждении столь крупных сделок к компетенции высшего органа управления акционерным обществом, так как подобные сделки могут поставить под вопрос сам факт существования акционерного общества.
17. Приобретение обществом размещённых акций в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об акционерных обществах».
Для решения данного вопроса необходимо большинство в три четверти голосов
акционеров - владельцев голосующих акций, участвующих в собрании.
Исследователи отмечают, что решение общества о приобретении акций создаёт право требовать заключения соответствующих сделок в равной мере у всех владельцев акций определённых категорий (типов). Общество не вправе принять решение о приобретении акций у отдельных акционеров [25]. Более того, в случае принятия решения о приобретении размещённых акций арбитражная практика признает сделки по приобретению акций только у отдельных акционеров недействительными.
18. Принятие решения об участии в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций.
Решение по данному вопросу может быть принято простым большинством голосов.
Необходимо отметить, что в практике многих акционерных обществ указанное требование о необходимости утверждения на общем собрании акционеров решения об участии в объединениях коммерческих организаций, зачастую не соблюдается. Например, это возможно, когда при смене единоличного исполнительного органа, он создаёт «под себя» какую-то ассоциацию и хочет, что бы в неё вступило акционерное общество, которое он возглавлял.
19. Утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества.
Как правило, внутренние документы регламентируют многочисленные важнейшие вопросы деятельности органов управления и другие не менее важные. Т. В. Каша-нина считает, что корпоративный нормативный акт является основным источником корпоративного права [26].
Решение по данному вопросу принимается простым большинством голосов.
20. Решение иных вопросов, предусмотренных Федеральным законом «Об акционерных обществах». Очень важное положение, которое указывает, что компетенция общего собрания акционеров не ограничивается вопросами, указанными в ст. 48 Федерального закона «Об акционерных обществах».
Общее собрание акционеров может в этой связи принимать следующие решения:
о порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции и (или) иные ценные бумаги создаваемых обществ; о порядке и об условиях осуществления преобразования, о выплате годовых дивидендов, размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа); о проведении проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности общества по итогам деятельности общества за год или в любое другое время; о расширении перечня документов, которые общество обязано хранить, обеспечивать к ним доступ акционеров и по их требованию предоставлять им копии за плату.
Общее собрание акционеров может быть ежегодным и внеочередным в случае необходимости решения серьёзных вопросов в жизни общества, не дожидаясь годового собрания.
Согласно ст. 47 Федерального закона «Об акционерных обществах» годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года.
Общие собрания могут проводиться в форме совместного присутствия (в очной форме), и путём заочного голосования (опросным путём).
Акционер имеет право участвовать в общем собрании лично или через своего представителя. Акционер может в любое время заменить представителя или лично принять участие в собрании.
Исполнительные органы акционерного общества. В акционерных обществах может функционировать единоличный исполнительный орган или одновременно и единоличный и коллегиальный исполнительные органы.
Единоличным исполнительным органом акционерного общества (директором, генеральным директором, президентом, председателем правления) или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией) осуществляется руководство текущей деятельностью общества. Исполнительные органы подотчётны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров, т. е. в первую очередь исполнительные органы
подотчётны совету директоров (наблюдательному совету), что указывает на то, что происходит постепенное возрастание значения совета в структуре органов управления.
Уставом общества, предусматривающим наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция коллегиального органа. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа общества.
По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.
К компетенции исполнительного органа акционерного общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества. Исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Единоличный исполнительный орган общества осуществляет целый ряд полномочий: без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издаёт приказы и даёт указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.
Основным вопросом компетенции исполнительного органа является руководство обычной хозяйственной деятельностью общества, т. е. заключение сделок по основным видам деятельности, определённым в уставе общества.
Российская практика идёт по пути детализации компетенции исполнительных органов во внутренних документах акционерного
общества. Кроме того, зачастую указываются предельные суммы, в пределах которых единоличный исполнительный орган может заключать сделки без решения других органов управления, и эти суммы иногда в десятки раз меньше, чем суммы сделок, которые подлежат обязательному рассмотрению на общем собрании акционеров или совете директоров (наблюдательном совете) по ФЗ об АО.
Ревизионная комиссия выполняет в основном функции финансового контроля над деятельностью общества и к категории органов управления её можно отнести достаточно условно.
Однако, ст. 55 Федерального закона «Об акционерных обществах» устанавливает, что общее собрание акционеров может быть проведено по решению совета директоров на основании требования ревизионной комиссии. То есть при наличии у ревизионной комиссии оснований для вынесения какого-либо вопроса на рассмотрение общего собрания акционеров, она вправе потребовать проведения собрания. При этом право ревизионной комиссии требовать проведения общего собрания акционеров аналогично праву акционера, причём не любого, а имеющего не менее 10 % акций общества. Данные аргументы говорят о наличии у ревизионной комиссии некоторых управленческих функций, оставаясь при этом органом контроля за деятельностью акционерного общества.
В зависимости от того, формирует орган акционерного общества волю общества или изъявляет её вовне, органы подразделяются на волеобразующие и волеизъявляющие.
Следует признать достаточно обоснованной позицию, уже сформулированную в литературе, о том, что органы юридического лица могут создаваться для формирования его воли (волеобразующие органы) и для одновременного выражения его воли вовне, по отношению ко всем третьим лицам - участникам имущественного оборота (волеизъявляющие или исполнительные органы [27].
Таким образом, можно говорить о том, что различаются органы, созданные только для формирования воли юридического лица, и те, которые одновременно выражают его волю вовне. Последние для совершения сделок от имени юридического лица не нуждаются в доверенности, однако лишь при условии, если
они действуют в рамках предусмотренной законом, иным правовым актом или учредительными документами компетенции.
По числу лиц, входящих в органы акционерных обществ, деление возможно на коллегиальные и единоличные.
Коллегиальный орган - это группа физических лиц, избранных или назначенных в порядке, определённом законом и учредительными документами, и принимающих решение согласно определённой процедуре, описанной в законе и учредительных документах, по вопросам своей компетенции коллективно, путём совместного обсуждения [28].
Таким образом, к коллегиальным органам могут быть отнесены общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), правление (дирекция), ревизионная комиссия. Эта группа органов может иметь внутреннее деление. В одном случае члены группы имеют по одному голосу и не могут иметь большего количества голосов. В другом случае закон не устанавливает требования о равенстве количества голосов между акционерами (участниками). К таким органам относится общее собрание акционеров (участников) акционерного общества, где количество голосов зависит от размера пакета голосующих акций у акционера, а голосование на общем собрании осуществляется по принципу «одна голосующая акция общества
- один голос» (ст. 59 Федерального закона «Об акционерных обществах»). Соответственно чем больше пакет голосующих акций, тем больше количество голосов.
В практике деятельности акционерных обществ зачастую возникают вопросы о количестве лиц в коллегиальном органе.
Требования о количественном составе коллегиального исполнительного органа, ревизионной комиссии в законодательстве не установлены.
К единоличным органам можно отнести единственного акционера общества, который будет воплощать в себе общее собрание акционеров, и единоличного исполнительного органа, т. е. физическое лицо, назначенное или избранное в порядке, определённом законом и учредительными документами, которое самостоятельно и единолично принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции [29].
Главными отличительными особенностями единоличного исполнительного органа являются:
- олицетворение лицом физическим
- избирание или назначение.
По порядку формирования или способу приобретения полномочий органы акционерных обществ могут быть выборными и назначаемыми.
В соответствии со ст. 66 и 85 Федерального закона «Об акционерных обществах» к выборным органам относятся: совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионная комиссия (ревизор).
Относительно единоличного и коллегиального исполнительных органов можно заметить, что общее собрание акционерного общества (или совет директоров (наблюдательный совет), если это отнесено уставом к его компетенции) вправе как выбирать, так и назначать личный состав исполнительного органа общества (коллегиального и единоличного исполнительного органа).
Если при образовании единоличного исполнительного органа в бюллетене для голосования указаны фамилии нескольких кандидатур, то в этом случае происходит избрание. В том случае, когда представлена кандидатура одна, то это назначение [30].
По характеру полномочий и задач органы хозяйственных обществ подразделяются на органы управления (руководящие и исполнительные) и контрольные органы.
Это очень важная классификация, поскольку она определяет место органов хозяйственных обществ в их иерархии, а также то, какие органы акционерного общества обладают полномочиями по осуществлению управления, а какие нет [31].
В соответствии со своей внутренней структурой органы управления подразделяются на руководящие и исполнительные. Федеральный закон «Об акционерных обществах» к руководящим органам относит общее собрание акционеров и совет директоров (наблюдательный совет). При этом общее собрание акционеров является высшим органом управления акционерного общества, что определяет его место на вершине управленческой пирамиды. Совет директоров (наблюдательный совет) занимает второе место после общего собрания; основной его задачей
является осуществление общего руководства деятельностью общества. Таким образом, и общее собрание, и совет директоров (наблюдательный совет) являются руководящими органами акционерного общества.
Исполнительные органы общества подразделяются на коллегиальные и единоличные. Предназначение исполнительных органов - организация текущей деятельности хозяйственного общества. Называя эти органы исполнительными, законодатель подчёркивает исполнительный характер их деятельности в отличие от деятельности руководящих органов - общего собрания и совета директоров (наблюдательного совета).
1. Лозовский Л. Ш., Райзенберг Б. А., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. - М. : Инфра-М, 2010. - С. 72.
2. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 1.
3. Могилевский С. Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ : учебно-практическое пособие. - М. : Дело, 2004. - С. 140.
4. Сперанский М. М. Проекты и записки. - М. ; Л., 1961. - С. 420.
5. Могилевский С. Д., Самойлов И. А. Корпорации в России. Правовой статус и основы деятельности : учебное пособие. - М. : Дело, 2007. - С. 169-170.
6. По материалам сайта www.oecd.org.
7. Кашанина Т. В. Корпоративное право : учебное пособие. - М. : Юрайт-Издат, 2010. -С. 446-447.
8. Агеев А. Б. Создание современной системы корпоративного управления в акционерных обществах: вопросы теории и практики. -М. : Волтерс Клувер, 2010. - С. 246.
9. Полетаев Ю. Н. Материально ответственные лица: трудовые права, обязанности, ответственность : справочное и практическое пособие. - М., 1998. - С. 49.
10. Ярков В. Защита прав акционеров по закону «Об акционерных обществах» с помощью косвенных исков // Хозяйство и право. -1997. - № 11, 12. - С. 32.
11. Федеральный закон РФ от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СЗ РФ. - 1998. - № 7. -Ст. 785.
12. Могилевский С. Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ : учебно-практическое пособие. - М. : Дело, 2004. - С. 29.
13. Харченко С. В. Охрана прав акционеров нормами договорного права // Законодательство.
- 2001. - № 5. - С. 31.
14. Могилевский С. Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ : учебно-практическое пособие. - М. : Дело, 2004. - С. 75.
15. Савенко Л. И. Практика рассмотрения корпоративных споров // Вестник ФАС СевероКавказского округа. - 2004. - № 1. - С. 23.
16. Хныкин В. И. Ответственность органов управления акционерного общества. - М. : ИД «Граница», 2006.
17. Могилевский С. Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ : учебно-практическое пособие. - М. : Дело, 2004. - С. 87.
18. Предпринимательское право Российской Федерации / отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. -М. : Юристъ, 2005. - С. 214.
19. Могилевский С. Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ : учебно-практическое пособие. - М. : Дело, 2004. - С. 92.
20. Комментарий к федеральному закону «Об акционерных обществах» (постатейный). -3-е изд., перераб. и доп. / под ред. Г. С. Шап-киной. - М. : Юстицинформ, 2002. - С. 153.
21. Могилевский С. Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ : учебно-практическое пособие. - М. : Дело, 2004. - С. 180.
22. Санин К. С. Вопросы компетенции общего собрания акционеров как высшего органа управления общества // Право и экономика. -
2004. - № 11. - С. 41.
23. Абакшин А. Н. Осуществление контроля над финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества // Банковское право. -
2005. - № 4. - С. 42.
24. Федеральный закон РФ от 31 октября 2002 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. - 2002. - № 45. -Ст. 4436.
25. Добровольский В. И. Судебная защита прав акционера (участника) - вопросы правоприменения // Вестник ВАС РФ. - 2005. - № 4, 5.
- С. 24.
26. Кашанина Т. В. Корпоративное право : учебное пособие. - М. : Юрайт-Издат, 2010. - С. 239.
27. Беневоленская З. Э. Доверительное управление имуществом в сфере предпринимательства. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Волтерс Клувер, 2005. - С. 79.
28. Козлова Н. В. Правосубъектность юридического лица. - М. : Статут, 2005. - С. 157.
29. Горячев А. С. Особенности дисциплинарной ответственности руководителя // Право и экономика. - 2005. - № 4. - С. 27.
30. Вавулин Д. А. Новые требования к порядку раскрытия информации об аффилированных лицах акционерного общества // Право и экономика. - 2003. - № 9. - С. 52.
31. Могилевский С. Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ : учебно-практическое пособие. - М. : Дело, 2004. - С. 200.