УДК 372.8+614.8
Совершенствование некоторых научно-методологических подходов к обеспечению безопасности населения при чрезвычайных ситуациях
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2012
А.Ф. Хоруженко, Н.В. Твердохлебов, М.Е. Норсеева
Аннотация
Рассмотрены аспекты безопасности населения, предотвращения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС). Показана необходимость совершенствования работы по повышению культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ) населения, особенно у детей и молодежи, а также других научно-методологических подходов и, в том числе, понятийного аппарата, для повышения эффективности мер по предупреждению, локализации и ликвидации ЧС. Даны предложения по совершенствованию классификации ЧС.
Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности; совершенствование понятийного аппарата; чрезвычайная ситуация; обеспечение безопасности населения; классификация чрезвычайных ситуаций.
Improvement of Some Scientific and Methodological Approaches to Providing Safety of the Population at Emergency Situations
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2012
A. Khoruzhenko, N. Tverdokhlebov, M. Norseeva
Abstract
Aspects of safety of the population, and also ways of prevention, localization and elimination of emergency situations are considered. Need of improvement of work on increase of culture of safety of life activity of the population, especially at children and youth, and also other scientific and methodological approaches and the conceptual device for increase of efficiency of measures for the prevention, localization and elimination of emergency situations is shown. Offers on improvement of classification of emergency situations are given.
Key words: culture of safety of life activity; improvement of the conceptual device; emergency situation; providing of population safety; classification of emergency situations.
Анализ состояния обеспечения безопасности населения от ЧС выявил несколько обстоятельств, влияющих на уровень защищенности людей.
Первым и главным из них, на наш взгляд, является недостаточно активная работа по формированию КБЖ. Влияние формирования КБЖ на снижение индивидуальных, социальных и глобальных рисков никем не оспаривается. Есть понимание и того, что формирование КБЖ должно осуществляться на протяжении всей жизни человека, и в нем должны принимать активное участие семья, школа, органы местного самоуправления, органы государственной власти всех уровней, а также общественные организации [1].
Вместе с тем, единого мнения среди ученых и практиков по структуре и направлениям формирования КБЖ пока нет. В большинстве случаев искусственно выделяется ее часть, посвященная вопросам безопасности в ЧС, чем нарушается исходная идея единого пространства и совместных усилий по формированию КБЖ.
Однако гибель людей и материальный ущерб, связанные с иными опасностями, в том числе и несоблюдением норм здорового образа жизни, во многом превышают потери от ЧС. Так, в России гибель от убийств, самоубийств, отравлений алкоголем, транспортных и производственных травм, случаев утопления в 2009 г. составила 224,6 тыс. человек. За 2010 год в нашей стране на 100 тыс. человек умерло в результате транспортных травм 18,9 чел., отравлений алкоголем — 10,1, самоубийств — 24,7, убийств — 13,2 чел. [2]. По оценкам МОТ [2] ежегодно умирает и погибает 190 тыс. человек вследствие работы в опасных условиях, из них 15 тыс. — в результате несчастных случаев. Еще 180 тыс. человек вынуждены досрочно выходить на пенсию из-за профзаболеваний и несчастных случаев на производстве. Большая часть этих потерь связана с ухудшением нравственного и физического здоровья общества. Они, в свою очередь, оказывают существенное влияние на обеспечение безопасности населения при ЧС.
По-видимому, одной их главных причин такого положения дел является недостаточное внимание общества к формированию КБЖ людей с их самого раннего детства. Кроме того, эту работу действительно надо вести непрерывно на протяжении всей жизни человека.
Видимо, важность начала работы по формированию КБЖ именно у детей самого раннего возраста в настоящее время недооценивается.
Личностные качества любого человека формируются именно в младенческом возрасте, когда он, в основном, пребывает в семье. Ребенок вбирает в себя семейную атмосферу, учится жизни и общению с другими людьми на примере собственных родителей. Поэтому очень важно, чтобы дети с раннего возраста росли в крепких семьях, где царит атмосфера любви,
добра и справедливости. Эти добрые отношения они впитывают и воспроизводят в своей последующей жизни.
Таким образом, в деятельности по повышению КБЖ требуется значительно усилить нравственное воспитание людей, особенно детей и молодежи, а также лиц, работающих с ними.
Второй важной проблемой, влияющей на эффективность обеспечения безопасности населения при ЧС и требующей новых научно-методических подходов к ее разрешению, является несовершенство понятийного аппарата. Оно затрудняет деятельность органов управления РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС, получению и обобщению систематизированной аналитической информации о ЧС, вносит путаницу при разработке проектов нормативных правовых актов, а также при ведении статистического учета ЧС, усложняет проведение научных исследований различных аспектов безопасности жизнедеятельности.
Здесь, прежде всего, следует указать на недостаточно четко очерченное содержание понятия «чрезвычайная ситуация».
Отсутствие основополагающего определения для обозначения фактически сложившихся правовых конструкций в области ЧС привело, на наш взгляд, даже к тому, что в статье 72 Конституции Российской Федерации, устанавливающей предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, говорится о совместном ведении при осуществлении мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидации их последствий, а не о совместном ведении при осуществлении мер по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий, что наиболее полно отражало бы существующую действительность, закрепленную, в том числе, и в федеральных законах [3, 4].
Понятие ЧС сформулировано в различной учебной литературе, словарях, ГОСТах [5—8], а ЧС природного и техногенного характера — в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В основном, под ЧС понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. При этом ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 22 декабря 1994 г. № 327, толкует понятие ЧС в широком смысле слова, так как в примечании указывается, что различают чрезвычайные ситуации по характеру источника
(природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам (локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные).
Все имеющиеся определения понятия ЧС не позволяют однозначно относить к ним террористические акты, некоторые социальные бедствия, дорожно-транспортные происшествия и пожары. Поэтому, даже в государственных докладах о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от ЧС природного и техногенного характера, которые готовятся ежегодно на основании [9] и являются официальным правительственным документом, крупные пожары и ДТП с тяжелыми последствиями то включаются в состав ЧС техногенного характера (2008 г.), то исключаются (2010 г.) [10]. При этом ссылка на критерий отнесения ДТП к ЧС (погибло 5 и более человек или пострадало 10 и более человек [11]) — не совсем оправданна. ДТП как событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб (Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»), в ряде случаев должны быть отнесены к ЧС даже при отсутствии погибших и пострадавших. Прежде всего, это такие ДТП, в ходе ликвидации последствий которых необходимо: деблокировать пострадавших, ликвидировать вторичные факторы поражения (возгорание транспортного средства, утечку горючего или перевозимых нефтепродуктов, АХОВ, радиоактивных веществ и их компонентов), то есть осуществлять действия в районе ДТП по спасению людей, материальных ценностей, локализации или доведения до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов и на людей, и на природную среду. Аналогичные рассуждения справедливы для пожаров и террористических актов (на сегодня к ЧС техногенного характера относят только те пожары в зданиях и сооружениях, в которых число погибших составляет 2 и более человек, число госпитализированных 4 и более человек, а прямой материальный ущерб составляет 1500 МРОТ и более, и, кроме того, крупные террористические акты) [12].
Определение понятия ЧС было бы более содержательным при учете следующих моментов.
Во-первых, возникновение любой ЧС требует, по меньшей мере, принятия мер по оказанию помощи людям, находящимся в зоне ЧС, а также по локализации или уменьшению до приемлемого уровня опасных факторов, воздействующих на человека, материальные ценности и природную среду. А, исходя из Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», действия по спасению людей, материальных ценностей, локализации или доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных
факторов для людей и природной среды относятся к аварийно-спасательным работам (АСР) (пункт 4 статьи 1).
Следовательно вопрос отнесения того или иного события к ЧС должен устанавливаться не только по количеству пострадавших и нанесенному материальному ущербу, но и по таковому ключевому признаку, как необходимость проведения АСР. Тогда не все ДТП, социальные бедствия, в том числе и террористические акты даже с гибелью людей, а также ряд бедствий, произошедших на производстве, надо будет относить к ЧС.
Во-вторых, при определении понятия ЧС следует учитывать социальные угрозы и опасности, которые являются результатом имеющихся и формирующихся в самом обществе и в межгосударственных отношениях противоречий. Это обусловливается и тем, что в условиях снижения авторитета государственной власти и последствий финансового кризиса в стране в ближайшие годы возрастет социальная напряженность, алкоголизация населения и уличная преступность [12].
Исходя из изложенного, предлагается следующее определение понятия ЧС: «Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, иного события, произошедших в ходе деятельности человека, а также опасного природного явления, или социально опасного действия, повлекших (могущих повлечь) человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или природной среде, материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей, и требующая проведения аварийно-спасательных работ».
В приведенном определении в состав причин, вызывающих ЧС, включены социально опасные действия, т.к. возрастают их количество и тяжесть последствий, а также противоречивость характера. Социальные угрозы и опасности являются результатом имеющихся и формирующихся в самом обществе или в межгосударственных отношениях противоречий. Противоречивы также причины их появления. С одной стороны, главная предпосылка появления социальных катаклизмов — несовершенство человеческой природы; с другой, — социально-экономические процессы, протекающие на данном историческом этапе развития в обществе. Социальные катаклизмы непосредственно связаны с деятельностью людей и в силу своего сознательного, целенаправленного и планомерного характера являются более опасными и разрушительными.
Еще одним изъяном существующего понятийного аппарата в области ЧС, затрудняющим деятельность по организации защиты населения, материальных и культурных ценностей, природной среды от опасностей, возникающих при ЧС, определение и разграничение функций и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по их
предупреждению и ликвидации, а также выбор и применение наиболее эффективных способов защиты, является недостаточно четкая и однозначная систематизация ЧС по группам на основе установления сходства и различия между ними, то есть — классификация [13].
Говоря о классификации ЧС, необходимо отметить, что статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что установление классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации. Однако на сегодня Правительством РФ такая классификация установлена только по масштабам ЧС [14,15]. Нормативно определенной классификации ЧС по источникам и сфере возникновения пока нет, в том числе и для ЧС природного и техногенного характера. Поэтому даже в нормативных правовых документах происходит некоторая путаница. Так, в статье 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» сказано: «Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения ...».
Исходя из содержания подпункта «б» 3 статьи этого закона, чрезвычайные экологические ситуации не относятся к ЧС природного и техногенного характера, а эпидемии и эпизоотии наоборот — относятся к чрезвычайным экологическим ситуациям. Но ведь на самом деле это не так.
Кроме того, в этом пункте почему-то отсутствуют эпифитотии, хотя они по своим последствиям могут быть не менее опасными, чем эпизоотии.
Причинами чрезвычайных экологических ситуаций могут быть как опасные природные явления, так и аварии, катастрофы или иные события, произошедшие в ходе деятельности человека. Ущерб от них также может быть нанесен непосредственно как природной среде, так и здоровью людей. Таким образом, одна часть из них должна относиться к природным, а другая — к техногенным ЧС.
Исключение ЧС, вызванных массовым распро-
странением инфекционных болезней людей, сельскохозяйственных животных или растений, значительно превышающим обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости, из ЧС природного и техногенного характера (по существующей классификации эпидемии, эпизоотии, эпифитотии включены в биолого-социальные ЧС) также не вполне обоснованно. Эпидемии, эпизоотии и эпифитотии обусловлены жизнедеятельностью болезнетворных микроорганизмов. Проявление их действия может быть вызвано нарушением биологического равновесия между микроорганизмами, нарушением экологического равновесия в природе, снижением защитных функций человека, животных и растений за счет образования новых микробов в результате мутаций и др. причинами. Если последние возникают в результате природных явлений (спонтанных, не зависящих от деятельности людей), то они относятся к природным ЧС, а если от причин, связанных с деятельностью человека — выбросом, утечкой микробов из лабораторий в ходе производственных процессов в окружающую среду, а также специальным заносом на какую-либо территорию, то они относятся к антропогенным ЧС.
Человек, перестраивая окружающий мир, нередко подвергает себя различным угрозам и опасностям, в том числе и социальным. При возникновении социальных угроз и опасностей, превышающих уровень приемлемого риска, развивается социальная ЧС с разнообразными социальными последствиями.
Включение в состав ЧС так называемых «ЧС военного характера», что повсеместно встречается в учебной литературе [6—8] и в ранее упоминавшемся ГОСТ Р 22.0.02-94, не правомерно. Это произошло, видимо, по причине того, что в понятие ЧС включалась и обстановка, которая может сложиться в результате не только стихийных, но и других бедствий. А в ряде словарей под словом «бедствие» понимается и война. Так в [16] «бедствие» в первом значении — это тяжелое жизненное испытанине, большая беда; во втором значении — это события, приводящие к тяжелым последствиям (наводнения, землетрясения, войны и т.п.); в 3 значении — это крушение, несчастный случай, связанные с материальным ущербом или жертвами. Безусловно войны как формы разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с сознательным применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты), в обход используемых средств защиты, приводят к гибели людей и ущербу для их здоровья, нарушениям природной среды и условий жизнедеятельности людей, к материальным потерям и требуют проведения мероприятий по защите населения. Но выполнение этих мероприятий возложено не на систему РСЧС, а на систему гражданской обороны. Особый
правовой режим при этом устанавливается не введением чрезвычайного положения, а введением военного положения в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении». Исходя из изложенного, крупномасштабные, региональные и локальные войны, а также вооруженные конфликты из ЧС должны быть исключены.
Все ЧС могут быть классифицированы по значительному числу признаков, описывающих сложившуюся обстановку с различных сторон, но с учетом природы и свойств явления, ее вызвавших.
На сегодня существующая классификация ЧС по масштабам [14] особых возражений не вызывает.
Недостатки существующей классификации ЧС по источникам происхождения, сферам возникновения, объектам воздействия и природе первоначальных поражающих факторов, воздействующих на человека, окружающую среду или материальные средства (природные, техногенные, биолого-социальные ЧС и террористические акты [5—9]), рассматривались выше.
Исходя из практической значимости и в интересах улучшения обеспечения защиты от ЧС населения, материальных и культурных ценностей, природной среды, а также статистического учета ЧС, классификацию их целесообразно построить по группам исходя из учета:
связи возникновения ЧС с деятельностью людей; сферы возникновения ЧС и характера происхождения (что лежит в их основе);
объекта воздействия источника случившегося события, инициирующего ту или иную ЧС;
природы первоначальных поражающих факторов (физической, химической, биологической), воздействующих на человека, окружающую среду или материальные средства;
количества погибших и пострадавших людей, размеров ущерба и площади зоны ЧС.
Эти признаки, на основе которых предлагается классифицировать все ЧС, являются необходимыми и достаточными. Систематизация ЧС по ним будет наиболее практичной, так как раскрывает сущность и масштабы явлений, определяющих ЧС, что будет способствовать выработке однозначных решений по их предупреждению, локализации и ликвидации.
Исходя из этого, было бы целесообразно, в первую очередь, разделить все ЧС на две большие группы по принципу связи с деятельностью людей, то есть, на неантропогенные (природные) ЧС и антропогенные.
Таким образом, выстраивается следующее первоначальное градирование ЧС:
1. Неантропогенные (природные) ЧС — это обстановка на определенной территории (акватории), не связанная с деятельностью людей, а сложившаяся в результате опасного природного явления, которое
может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или природной среде, материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей, требующая проведения аварийно-спасательных работ.
2. Антропогенные ЧС — это обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся в результате деятельности человека, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или природной среде, материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей, требующая проведения аварийно-спасательных работ.
3. Неантропогенные ЧС могут подразделяться на:
ЧС, при которых в результате резкого изменения
(с частичным разрушением) сред Земли (атмосферы, гидросферы, литосферы, ближайшего космического пространства) возникает обстановка на определенной территории (акватории), могущая повлечь или повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или природной среде, материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей, требующая проведения аварийно-спасательных работ;
ЧС, не связанные с такими изменениями (разрушениями), но при которых возникает обстановка на определенной территории (акватории), могущая повлечь или повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или природной среде, материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей, требующая проведения аварийно-спасательных работ.
4. Антропогенные ЧС могут подразделяться на:
техногенные ЧС, при которых в результате аварии, катастрофы, неконтролируемого горения, ДТП (в техногенной среде) возникает обстановка, могущая повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или природной среде, материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей, требующая проведения аварийно-спасательных работ, в том числе аварийного выброса вредных микробов в окружающую среду — техногенная биологическая ЧС;
социальные ЧС, при которых в результате опасных действий индивида или группы лиц в социальной среде возникает обстановка, могущая повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или природной среде, материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей, требующая проведения аварийно-спасательных работ, в том числе специального вброса вредных микробов в окружающую среду — социальная биологическая ЧС.
Указанное деление может быть обусловлено тем, что причиной, например, чрезвычайных экологических ситуаций являются опасности, вызванные как «естественным путем» (без участия человека, напри-
мер, опасным природным явлением), так и аварией, катастрофой или иным событием, произошедшим в ходе деятельности человека. Ущерб от них также может быть нанесен непосредственно и природной среде, и здоровью людей. Поэтому одна часть таких ЧС должна относиться к природным, а другая — к антропогенным.
В свою очередь, все названные выше ЧС, исходя из объекта их локализации, с определенной степенью условности могут быть еще больше детализированы.
Например, природные ЧС, связанные с резким изменением сред Земли (с частичным разрушением природных объектов), по локализации этих объектов могут быть геофизическими, метеорологическими, гидрологическими, космическими (например, падение метеорита), экологическими. Сюда же относятся природные пожары.
Природные же ЧС, не связанные с резким изменением сред Земли (частичным разрушением природных объектов), по локализации могут быть космическими (например, магнитная буря), биологическими (в результате естественной мутации микробов массовое возникновение неизвестных заболеваний людей, животных, растений) и др.
Техногенные ЧС могут быть подразделены на транспортные, энергетические, коммунально-бытовые, производственные, экологические.
Социальные ЧС можно разделить на ЧС, связанные с физическим насилием, большим скоплением людей, и прочие ЧС.
Далее, в качестве источников ЧС можно рассматривать первоначальные поражающие факторы, воздействующие на человека, окружающую среду или материальные средства. Например, природные, техногенные или социальные биологические ЧС — на эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, массовое распространение вредителей растений;
природные или техногенные экологические ЧС — на литосферные, гидросферные, атмосферные (изменение состояния литосферы, гидросферы или атмосферы в результате опасного природного явления или деятельности человека — деградация почвы, разрушение озонного слоя, заражение или загрязнение АХОВ, радиоактивными веществами, тяжелыми металлами, нефтью, нефтепродуктами и т.п.);
природные ЧС, связанные с резким изменением сред Земли, можно разделить на:
геофизические — землетрясения, извержения вулканов, оползни, лавины;
гидрологические — наводнения, цунами, штормы; метеорологические — ураганы, бури, смерчи, грады, ливни, сильную жару, сильные метели, обледенения;
природные пожары — лесные, торфяные, степные. Техногенные ЧС — на механические (разрушение), химические, радиационные (заражения, загрязнения), тепловые (взрывы, пожары, размораживание).
Социальные ЧС, связанные с физическим насилием — на разбой, погромы, бандитизм, терроризм, драки, захват заложников и пр.
Социальные ЧС, связанные с большим скоплением людей — на массовые беспорядки, несанкционированные митинги и шествия, сопровождающиеся захватом чужой собственности, угрозами, другими негативными явлениями и прочие.
Безусловно, данная классификация может быть еще более детализирована и продолжена. Но для нормативного обеспечения организации защиты населения, материальных, культурных ценностей и территорий от опасностей, возникающих при ЧС, а также определения и разграничения функций и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по их предупреждению и ликвидации, практического выбора и применения наиболее эффективных способов и мер защиты она представляется вполне достаточной.
Подводя итог сказанному, необходимо еще раз отметить, что изучение всех аспектов безопасности, а также способов предотвращения, локализации и ликвидации ЧС всех типов невозможно без совершенствования работы по повышению КБЖ всего населения страны, особенно у детей и молодежи, а также без совершенствования других научно-методологических подходов и, в том числе, понятийного аппарата. Существующие термины в области ЧС нуждаются в аутентическом толковании, позволяющем избежать как неоднозначности в понимании смысла нормативных актов, так и несвоевременности, а также неадекватности принимаемых мер по предупреждению, локализации и ликвидации ЧС всех типов, видов и характера. Представленный подход к решению данной проблемы, естественно, требует обсуждения, развития, дальнейших исследований и закрепления в нормативных документах.
Литература
1. Твердохлебов Н.В. Основные направления формирования культуры безопасности жизнедеятельности в сфере полномочий МЧС России и пути их реализации. Выступление на Международной научно-практической конференции «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: опыт, проблемы, поиски решения»: Материалы. Казань, 26 февраля, 2010. Казань: изд-во ГУ «НЦБЖД», 2010.
2. Попов Н.П. Вымирает ли Россия? // Вестник Российской Академии наук. 2012. № 1.
3. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
5. ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий».
6. Белов С.В., Девисилов В.А., Ильницкая А.В. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов / Под общ. ред. С.В. Белова. 8-е изд., стереотипное. М.: Высшая школа, 2009.
7. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учеб. для вузов. 5-е изд., перераб. М.: Академия, 2008.
8. Буланенков С.А., Воронов С.И., ГубченкоП.П. и др. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Учеб. пособ. / Под общ. ред. М.И. Фалеева. Калуга: ГУП «Облиздат», 2001.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 1995 г № 444 «О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
10. Государственные доклады о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. М.: МЧС России; ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011.
11. Приказ МЧС России от 8 июля 2004 г № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях».
12. Проект государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности». ИПр://\ммм. mvd.ru/ — официальный сайт МВД России.
13.Хоруженко А.Ф. Некоторые вопросы классификации ЧС // Технологии гражданской безопасности. 2012. № 1.
14. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
15. Постановление Правительства РФ от 21.08.2000 г № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
16. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой. М.: «Русский язык», 2006—2011. Т 3.
Сведения об авторах
Хоруженко Александр Федорович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), гл. н. с.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7. Тел.: (495) 449-90-76. Е-таН: [email protected]
Твердохлебов Николай Власович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7. Тел.: (495) 449-90-76. Е-таН: [email protected]
Норсеева Мария Евгеньевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с. 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7. Тел.: 8 (495) 449-90-76. Е-таН: [email protected]
Разработки ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Научно-методические основы развития системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях / Под общ. ред. А.П. Чуприяна; МЧС России. М: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. 284 с.: ил.
ISBN 578-5-93970-058-0
В монографии изложены вопросы безопасности дорожного движения в Российской Федерации, аналитические сведения о состоянии системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, основные направления ее совершенствования. Рассмотрены вопросы нормативного, организационного, технического и методического обеспечения повышения эффективности деятельности МЧС России в области ликвидации последствий автоаварий, освещены вопросы научной деятельности в данной области и реализации целевых программ. Приведены сведения по техническому оснащению и профессиональной подготовке подразделений МЧС России, привлекаемых к ликвидации последствий ДТП, образовательной и пропагандистской деятельности. Монография рассчитана на специалистов в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, а также на широкий круг читателей, которых интересуют проблемы безопасности дорожного движения.
В подготовке монографии принимали участие Афанасьева Е.В., Колеганов С.В., Костров А.В., Кусилов В.К., Матвиенко Е.С., Пляскина И.В., Свиридок Е.В., Сломянский В.П., Тимакова В.В.
Комплексная безопасность
человека
Допущено Министарством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве учебного пособия для адъюнктов, аспирантов, студентов, курсантов и слушателей образовательных учреждений МЧС России
УДК 351.78(07)
ББК 68.903Я7
В75
Рецензенты:
А.А. Таранов, к.т.н., заместитель директора ДГЗ МЧС России.
С.А. Мельков, д.полит.н., заведующий кафедрой государственного и муниципального управления ФГОУ ВПО «Академия гражданской защиты мЧс России».
Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Комплексная безопасность человека: Учебное пособие; МЧС России. М: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),
2011.360 с.: ил.
ISBN 978-5-93970-051-1
В учебном пособии изложен материал, отражающий вопросы комплексной безопасности человека в условиях существования различных угроз и опасностей в современном мире. Безопасность тесно связана со всеми сторонами жизни человека и общества, коренной задачей которой является обеспечение существования и развития человечества.
В пособии раскрыто понятие «безопасность» и отражены вопросы обеспечения безопасности, в том числе в чрезвычайных ситуациях.
Отдельная глава пособия посвящена вопросам сущности и содержания национальной безопасности Российской Федерации и доктрин национальной безопасности ряда зарубежных стран. Большой раздел пособия посвящен раскрытию вопросов безопасности личности, общества и государства на современном этапе. В пособии рассмотрена тема международной безопасности, включая отражение вопросов безопасности человека в условиях существования и развития глобальных проблем человечества. В отдельном разделе пособия анализируется проблема безопасности человека в условиях глобального изменения климата.
Данное учебное пособие адресовано слушателям учебных заведений МЧС России, работникам органов управления гражданской обороны и спасательным службам всех уровней, а также широкому кругу лиц, интересующихся вопросами безопасности человека в современном мире.
Содержание
Глава 1. Понятие «безопасность».
1.1. Анализ термина «безопасность».
1.2. Ретроспектива понятия «безопасность».
1.3. Взаимосвязь понятий в сфере безопасности.
1.4. Безопасность как социальное явление.
1.5. Теория рисков в оценке безопасности.
Глава 2. Вопросы безопасности в нормативных правовых документах Российской Федерации.
2.1. Конституция Российской Федерации — нормативная правовая основа безопасности личности, общества и государства.
2.2. Закон Российской Федерации «О безопасности»
2.3. Использование понятия «безопасность» в нормативных правовых актах Российской Федерации.
2.4. Правовые основы обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Глава 3. Сущность и содержание национальной безопасности.
3.1. Анализ понятия «национальная безопасность».
3.2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.
3.3. Обеспечение безопасности через устойчивое развитие.
3.4. Современные зарубежные доктрины национальной безопасности.
Глава 4. Безопасность человека.
4.1. Понятия «человек» и «личность».
4.2. Безопасность личности.
4.3. ООН о безопасности человека.
4.4. Новые угрозы безопасности человека в современном обществе.
4.5. Угрозы безопасности человека, создаваемые глобализацией.
4.6. Безопасность человека при чрезвычайных ситуациях.
Глава 5. Безопасность общества.
5.1. Понятие «общество».
5.2. Гражданское общество.
5.3. Риски современного общества.
5.4. Безопасность российского общества на современном этапе.
5.4.1. Угрозы и вызовы в сфере демографии.
5.4.2. Угрозы и вызовы в экономической сфере.
5.4.3. Угрозы и вызовы в сфере образования и науки.
5.4.4. Угрозы и вызовы в социальной сфере.
5.4.5. Угрозы и вызовы в сфере коррупции.
Глава 6. Безопасность государства.
6.1. Государство.
6.2. Общая характеристика российского государства.
6.3. Государственные интересы.
6.4. Государственная безопасность.
6.5. Нормативное правовое обеспечение различных видов безопасности Российской Федерации.
Глава 7. Международная безопасность.
7.1. Термин «международная безопасность».
7.2. Право международной безопасности.
7.3. Вопросы международной безопасности Российской Федерации.
7.4. Глобальная экологическая безопасность.
7.5. Глобальные бедствия и международная безопасность.
Глава 8. Безопасность человека в условиях изменения климата.
8.1. Изменение климата как глобальная проблема современности.
8.2. Причины изменения климата.
8.3. Изменение климата в России в XXI веке.