/20 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 2 (44) УДК 005.52, 005.334
Приоритеты Хиогской рамочной программы действий на 2005—2015 годы и совершенствование борьбы с бедствиями в Российской Федерации
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2015
М.А. Балер, В.В. Крапухин, И.Ю. Олтян
Аннотация
Приведены основные задачи и приоритеты Хиогской рамочной программы действий и их реализация в деятельности МЧС России в 2005—2015 годах. Итогом работы явилось создание на всех уровнях управления России эффективной системы предупреждения бедствий и реагирования на них. Реализация этой программы действий послужила основой новой Сендайской рамочной программы действий на период 2015—2030 годы.
Ключевые слова: Хиогская рамочная программа действий; уменьшение опасности бедствий; чрезвычайные ситуации; мониторинг; безопасность жизнедеятельности; международное взаимодействие; обеспечение безопасности.
Priorities of the Hyogo Framework for Action 2005—2015 and Improving Disaster Management in Russia
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2015
M. Baler, V. Krapuhin, I. Oltyan
Abstract
The article presents the main challenges and priorities of the Hyogo Framework for Action and their implementation in the activity of the EMERCOM of Russia in the 2005—2015 years. The main result of this work was the creation at all levels of state and municipal government of Russia effective disaster prevention and response. Implementation of the Hyogo Framework for Action was the basis of the new Sendai Framework for Action for the period 2015—2030 years.
Key words: The Hyogo Framework for Action; disaster risk reduction; emergency; monitoring; life safety; international cooperation; security issue.
C 14 по 18 марта в г. Сендай префектуры Мияго (Япония) прошла III Всемирная конференция ООН по уменьшению опасности бедствий, на которой были подведены итоги реализации приоритетов Хиогской рамочной программы действий (ХРПД) и принята новая Сендайская рамочная программа уменьшения риска бедствий на 2015—2030 годы [1]. В конференции приняла участие межведомственная российская делегация во главе с министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А. Пучковым. На конференции были подведены итоги выполнения ХРПД и оценен прогресс, достигнутый в снижении опасности бедствий при ее реализации на локальном, национальном, региональном и глобальном уровнях. Организаторы и участники конференции высоко оценили итоги реализации в России ХРПД в 2005—2015 годах [2].
Хиогскую рамочную программу действий на 2005—2015 годы «Создание потенциала противодействия бедствиям на уровне государств и общин» приняли в январе 2005 г. в г. Кобе префектуры Хиого (Япония) на Всемирной конференции по уменьшению опасности бедствий, проведенной по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН, в которой участвовало 168 государств, включая Россию.
Программой действий для государств были установлены следующие стратегические цели:
включение задачи уменьшения опасности бедствий в стратегию устойчивого развития страны, планирование на всех уровнях с особым вниманием к предотвращению и уменьшению воздействия бедствий, усиление готовности к реагированию на них и снижение уязвимости;
развитие и укрепление институтов, механизмов и потенциала повышения устойчивости к риску бедствий на всех уровнях государственной власти и, в особенности, на уровне органов самоуправления населения;
систематическое включение методов управления риском в разработку и выполнение программ подготовки, реагирования на чрезвычайные ситуации и восстановления жизнедеятельности пострадавшего от бедствия населения.
ХРПД до 2015 года содержит пять приоритетных направлений действий [3] по снижению уязвимости и рисков, связанных с природными катаклизмами и антропогенными процессами, включая следующие:
1. Совершенствование законодательной базы в области уменьшения опасности бедствий как на национальном, так и на местном уровнях.
2. Выявление, оценка и мониторинг факторов риска бедствий и улучшение предупреждения.
3. Использование знаний, новаторских решений и образования для создания безопасных условий жизнедеятельности населения и потенциала противодействия катастрофам.
4. Уменьшение основополагающих факторов риска.
5. Повышение готовности к бедствиям в целях эффективного реагирования на всех уровнях.
Ко времени принятия ХРПД в 2005 году в Российской Федерации уже действовала основная законодательная база в области уменьшения опасности бедствий. Функционирующая в России единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций вместе с Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности под председательством Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий составляет Национальную платформу по уменьшению опасности бедствий.
Прошедшее десятилетие в Российской Федерации было отмечено рядом крупномасштабных природных и техногенных катастроф и аварий:
2005 г. Крупная авария на электросетях Москвы;
2007 г. Обрушение здания Басманного рынка в Москве;
2007 г. Разлив нефти в Керченском проливе;
2009 г. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС;
2010 г. Лесные пожары в центральном регионе России;
2011 г. Крушение теплохода «Булгария»;
2011 г. Землетрясение в Туве;
2012 г. Катастрофическое наводнение в г. Крым-ске Краснодарского края;
2013 г. Катастрофическое наводнение на Амуре;
2014 г. Природные пожары на территории Дальневосточного, Сибирского и Центрального ФО.
Для принятия комплекса дополнительных мер по уменьшению опасности бедствий оперативно осуществляется анализ причин аварий и катастроф, действий по реагированию и последующей ликвидации последствий ([4, 5, 6, 7]). Так, в научно-методическом труде «Катастрофическое наводнение 2013 года в Дальневосточном федеральном округе» [3] приведен анализ действий сил и средств МЧС России, территориальной и функциональной подсистем РСЧС по проведению спасательной операции в Дальневосточном федеральном округе. Отдельная глава посвящена анализу международного опыта предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных наводнениями. Накопленный опыт реагирования на чрезвычайные события природного и техногенного характера наряду с научным анализом причин и последствий бедствий способствует выявлению факторов риска, проведению мероприятий по совершенствованию системы предупреждения и минимизации последствий ЧС.
Рис. 1. Научно-методический труд «Катастрофическое наводнение 2013 года
в Дальневосточном федеральном округе»
/22 ^П SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 2 (44)
Анализ деятельности по уменьшению опасности бедствий при реализации ХРПД показал [8], что все цели и приоритетные направления принятого плана последовательно и эффективно реализовы-вались Российской Федерацией, а основной показатель этой деятельности — уменьшение в два раза за последние 10 лет количества погибших в крупномасштабных природных ЧС и в техногенных пожарах.
В рамках функционирования РСЧС активно реализуется государственная политика внедрения во все звенья управления социально-экономическим развитием страны технологий снижения рисков, включающих создание нормативно-правовой базы, картирование различных рисков и опасностей по территории страны, декларирование безопасности объектов и регионов, достаточно эффективную работу распределенной системы мониторинга и прогноза бедствий, формирование и выполнение на федеральном, региональном и субъектовом уровнях целевых программ по снижению риска, плановое проведение научных исследований и т.д.
Основным итогом проделанной работы явилось создание на всех уровнях государственного и муниципального управления России эффективной системы предупреждения бедствий и реагирования на них. Результаты осуществления этой политики доступны населению и структурам гражданского общества.
Среди результатов необходимо выделить основные действия по реализации приоритетов ХРПД:
для совершенствования законодательной базы в области уменьшения опасности бедствий разработано и принято свыше 27,5 тыс. нормативных правовых актов в области защиты от ЧС;
увеличен общий объем выделяемых ресурсов для выполнения планов по уменьшению опасности бедствий: в 2014 г. он составил в субъектах Российской Федерации 15,2 млрд рублей, а в рамках федеральных целевых программ за последние 7 лет превысил 34 млрд руб.;
возросло участие населения в предотвращении ЧС и ликвидации их последствий, число организованных волонтеров в пожарно-спасательных объединениях в стране стало более одного миллиона человек;
повысилась активность участия страны в региональных или субрегиональных программах и проектах в области снижения риска бедствий: ежегодно оказывалась гуманитарная помощь более 20 государствам;
четко выполнялась общегосударственная стратегия оповещения, что позволило охватить системами оповещения более 87 % населения городских и сель-
Рис. 3. Группа пожарных волонтеров в национальном парке "Мещера" (Владимирская область, 2011 г.) Фото: jesusembassy.org
Рис. 4. Спасательная операция на о. Гаити, пострадавшем от разрушительного землетрясения Фото: http://www.mchs.gov.ru/
ских поселений, обеспечить возможность вызова экстренных оперативных служб с мобильных телефонов по номеру «112» в 1983-х субъектах Российской Федерации (98,4 % населения Российской Федерации);
в 2014 году охват населения общероссийской комплексной системой информирования и оповещения населения в местах массового пребывания населения (ОКСИОН) возрос до более 76 млн человек, а количество населения, находящегося в зонах комплексной системы экстренного оповещения (КСЭОН), превысил 100 млн человек;
вопросы снижения риска бедствий и обеспечения безопасности жизнедеятельности включены в основные образовательные программы, которые реализуются на всех этапах образования от начальной школы до вуза;
проведены фундаментальные и прикладные исследования, направленные на разработку и внедрение научных и методических основ прогноза рисков ЧС: в 2014 году выполнено более 66 работ по 6 федеральным целевым программам на сумму 370,397 млн рублей, доля федеральных целевых программ, затрагивающих вопросы защиты от ЧС, составляет 22 % от общего количества программ, реализуемых в России;
в практику современных способов и технологий проведения аварийно-спасательных работ внедрены
Рис. 2. Отчет по проведению аварийно-спасательных операций на Саяно-Шушенской ГЭС [6]
Рис. 5. Реализация ФЦП «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения
в сейсмических районах Российской Федерации»
только в 2014 году 5 новых образцов технических средств, оборудования и технологий и 8 программно-аппаратных комплексов;
реализованы социальные программы, направленные на снижение уязвимости населения в зонах риска, переселено из опасных зон в зоны, наименее подверженные риску, более 100 тыс. человек;
реализованы механизмы оценки риска бедствий на ряде крупных объектов инфраструктуры, осуществлены новое строительство и реконструкция имеющейся инфраструктуры, за последние 5 лет разработано и принято более 50 документов по стандартизации в области ГО и защиты от ЧС;
разработаны на всех административных уровнях планы готовности к реагированию на бедствия, в итоге в 2014 году органы управления и силы РСЧС реагировали на 262 ЧС, более 4,3 тысяч происшествий и на все крупные пожары; при ЧС, авариях и катастрофах спасено более 275 тыс. человек, количество ЧС уменьшилось на 21,8 %, количество пожаров — на 2 %, происшествий на водных объектах — на 5,8 %.
Опыт, накопленный Российской Федерацией при реализации ХРПД в 2005—2015 годах, будет использован при реализации новой Сендайской рамочной программы действий по уменьшению опасности бедствий на 2015—2030 годы, основная цель которой — последовательное снижение риска бедствий, потерь людей, их здоровья и источников существования. Для оценки и самооценки реализации этой цели на глобальном и национальном уровнях предложено использовать следующие показатели (относительно уровня 2015 года):
снижение смертности от стихийных бедствий; снижение числа пострадавших от стихийных бедствий на 100 000 человек населения;
уменьшение прямых экономических потерь (в долях ВВП);
снижение разрушений и повышение устойчивости критической инфраструктуры и основных социальных сервисов, к которым относятся медицинские и образовательные учреждения;
наличие национальной стратегии по уменьшению риска бедствий к 2030 году;
развитие международной кооперации с развивающимися странами путем адекватной и устойчивой поддержки в дополнение к их национальным действиям по реализации этой программы;
расширение возможностей и доступности систем раннего предупреждения об опасности бедствий и оценки их для населения.
Новой Сендайской рамочной программой действий определены следующие приоритеты деятельности национальных и глобальных платформ по уменьшению опасности бедствий на период 2015— 2030 годы:
Приоритет 1. Анализ и оценка риска бедствий.
Приоритет 2. Усиление роли государственного руководства в управлении риском бедствий.
Приоритет 3. Инвестирование в повышение устойчивости для уменьшения опасности бедствий.
Приоритет 4. Повышение готовности к эффективному реагированию и реализация принципа «Строить лучше» в процессе восстановления, реабилитации и реконструкции.
Работа по реализации этих приоритетов в рамках Национальной платформы Российской Федерации по уменьшению опасности бедствий при ведущей роли МЧС России должна обеспечить безопасность жизнедеятельности населения и внести вклад в устойчивое социально-экономическое развитие страны на долгосрочный период.
Литература
1. Sendai Framework for Disaster Risk Reduction 2015—2030, 18 March 2015 http://www.wcdrr.org/uploads/Sendai_Framework_ for_Disaster_Risk_Reduction_2015-2030.pdf
2. Пресс-релиз МЧС России от 18.03.15. http://www.mchs.gov.ru/ dop/info/ smi/news/item/3568103/
3. Хиогская рамочная программа действий на 2005—2015 годы: Создание потенциала противодействия бедствиям на уровне государств и общин. Принята на Всемирной конференции по уменьшению опасности бедствий (Кобе, Хиого, Япония, 18— 22 января 2005 года). http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/hyogoframework.shtml.
4. Катастрофическое наводнение 2013 года в Дальневосточном федеральном округе. Т. I. Уроки и выводы: Науч.-метод. труд. М.: МЧС России; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013. 154 с.: ил.
5. Отчет по проведению аварийно-спасательных операций на Саяно-Шушенской ГЭС. М.: МЧС России; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010. 124 c.
6. Отчет «Анализ действий сил и средств РСЧС при проведении аварийно-спасательной операции в районе затопления ди-
/24 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 2 (44)
зель-электрохода «Булгария». М.: МЧС России; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. 49 с.
7. Анализ прохождения пожароопасного сезона 2013 года на территории Российской Федерации. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014. 254 с.
8. Отчет по НИР «Научно-методическое сопровождение деятельности МЧС России по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с учетом международного взаимодействия» М.: МЧС России; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014. Этап 1. П.1.2 (инв. № 6852). 40 с.
Сведения об авторах
Балер Мария Алексеевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (499) 216-90-20. E-mail: baler@vniigochs.ru SPIN-код — 5322-9094.
Крапухин Вячеслав Всеволодович: к. ф.-м. н., ФГБУ
ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
Тел.: (499) 216-90-11.
E-mail: krapuhin@vniigochs.ru
SPIN-код — 4663-7700.
Олтян Ирина Юрьевна: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),
нач. научно-исслед. центра.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
Тел.: (499) 233-25-70.
E-mail: oltan@vniigochs.ru
SPIN-код — 3476-5213.
Information about authors
Baler Maria A.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Junior Researcher.
1121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 216-90-20. E-mail: baler@vniigochs.ru SPIN-scientific — 5322-9094.
Krapuhin Vyacheslav V.: PhD (Physics and Mathematics Sc.), Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Leading Researcher. 1121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 216-90-11. E-mail: krapuhin@vniigochs.ru SPIN-scientific — 4663-7700.
Oltyan Irina Y.: PhD (Technical Sc.), Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Head of Research Center. 1121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 233-25-70. E-mail: oltan@vniigochs.ru SPIN-scientific — 3476-5213.