УДК 657.3:330
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО
МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВОМ
О.В. Гонова, A.A. Малыгин, В.А. Буйских
Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. К. Беляева
В статье рассматриваются методологические подходы к инновационному менеджменту предприятий, специализирующихся на производстве хлебобулочной продукции. Авторами предлагается внедрение учетно-аналитического механизма, включающего факторный анализ затрат при производстве хлебобулочных изделий для целей управленческого учета, модельное обоснование организационного плана выпуска хлебобулочной продукции, формирование бухгалтерского (управленческого) баланса и отчета о прибылях и убытках на среднесрочную перспективу.
Ключевые слова: инновационное управление, себестоимость продукции, экономико-математическое моделирование, учетно-аналитический механизм.
В современных экономических условиях бухгалтерского учета, все большего приближения стандартов отчетности российских организаций к международным стандартам, а также ведения управленческого учета хозяйствующими субъектами, возникает необходимость получения достоверной информации о формировании экономических, бухгалтерских и иных показателей, используемых организациями для достижения поставленных целей [2]. Поэтому разработка рекомендаций по совершенствованию механизма учета затрат на основе экономико-математического моделирования с целью инновационно - перспективного управления - задача номер один на этапе интеграции российской экономики во всемирное торговое пространство.
Процесс формирования эффективной системы инновационного управления зависит от уровня инновационного потенциала предприятия - его возможностей в достижении поставленных инновационных целей. Реализация этих целей в глобальных масштабах выступает как средство получения достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, повышении конку-
рентных возможностей на рынке, решении кризисной проблемы и проблемы выживания в целом [1]. На уровень развития инновационного потенциала предприятия оказывают большое влияние группы различных факторов, одно из ведущих мест в этом списке принадлежит сокращению затрат на производство продукции.
Объектом научного исследования выступает типичное предприятие пищевой промышленности, специализирующееся на производстве хлебобулочной продукции. Выбор объекта не случаен, он обосновывается стратегическими позициями национальной экономики, направленными на достижение продовольственной независимости и безопасности государства. Авторами были изучены статистические данные об объеме производства хлеба и хлебобулочных изделий за 2007-2011 г.г., как по рынку России в целом, так и по отдельным федеральным округам. Последние годы отмечены тенденцией сокращения объема российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий. За анализируемый период рынок потерял в объемах около 700000 т. (рис.1).
За 4 года, в период с 2008 по 2011 г.г., в Центральном федеральном округе производство хлебобулочных изделий сократилось на 5%, в Приволжском - на 8%. По 10% потеряли Сибирский и Уральский округа. Колоссальное сокращение объема выпуска данной продукции произошло в Южном федеральном округе. Наметившиеся тенденции требу-
□ Северо-Западный ФО
■ Сибирский ФО
■ Центральный ФО
ют глубокого аналитического изучения, как на уровне отдельного региона, так и на уровне субъекта хозяйствования. Необходимо учитывать, что конечным звеном производственно-экономической цепочки выступает цена, складывающаяся на основе себестоимости продукции, рассматриваемой в разрезе статей калькуляции и экономических элементов.
■ Южный ФО
■ Приволжский ФО
о
2011
2010
2009
2008
500000 1000000 1500000 2000000 2500000
Объем производства, т.
Рис. 1. Динамика производства хлеба и хлебобулочных изделий в крупнейших федеральных округах
РФ в 2008-2011 г.г.,т
На примере общества с ограниченной ответственностью «Агроальянс» г. Вичуга Ивановской области, основным видом деятельности которого выступает производство хлеба и хлебобулочных изделий (рис. 2), осуществим разработку учетно-аналитического механизма обоснования производства продукции, который может быть положен в основу инновационного управления предприятием. В среднем за изучаемый период наибольший удельный вес в структуре товарной продукции предприятия был выявлен у хлеба Дарницкого - 44,29% и сайки -32,41%.
В соответствии с разработанным алгоритмом расчета, на первоначальном
этапе, изучению авторами был подвержен обобщающий показатель себестоимости, характеризующий затраты на 1 рубль товарной продукции, который является универсальным, так как может рассчитываться в любой отрасли производства, и, вместе с тем, он наглядно показывает прямую связь между затратами и прибылью. Вывод, полученный в результате факторного анализа, свидетельствует о том, что снижение показателя затрат на 1 рубль товарной продукции имело место, в основном, за счет изменения структуры выпущенной продукции, а также за счет снижения себестоимости отдельных видов продукции. В то же время, повышение цен на материалы и тарифы, а также
снижение оптовых цен на продукцию данного предприятия, увеличили затраты на 1 рубль товарной продукции.
Для углубления аналитических расчетов на следующем этапе проведен фак-
6000 5000 4000 3000 2000 1000
торный анализ по каждому элементу себестоимости, результаты которого отображены в табл. 1,2,3.
Рис. 2. Состав и объем товарной продукции ООО «Агроальянс»
Таблица 1
Затраты материалов на выпуск изделия Формула для расчета Сумма, тыс. руб.
а) по плану 2 (УВП1ПЛ. * УР1ПЛ. * Ц1ПЛ.) 1580
б) по плановым нормам и плановым ценам на фактический выпуск продукции 1(УВП1ф. *УР1ПЛ. *Ц1ПЛ.) 1562
в) фактически по плановым ценам 2 (УВП1Ф. * ур1ф. * Ц1ПЛ.) 1527
г) фактически 2 (УВП1Ф. * ур1ф. * Ц1ф.) 1457
где ПШ) - объем производства 1-го вида продукции, УР) - удельный расход материала, - цена.
Таблица 2
где VBПi - объем производства ¡-го вида продукции, УР1 - удельный расход материала, Цi - цена.
Таблица 2
_Анализ прямых трудовых затрат на производство изделия «Хлеб Дарницкий»_
Затраты труда на выпуск изделия Формула для расчета Сумма, тыс. руб.
а) по плану 2 (УВП1ПЛ. * УТЕ; пл. * ОТ; пл.) 85,96
б) по плановому уровню затрат на фактический выпуск продукции 2 (УВП1ф. * УТЕ; пл. * от, пл.) 85,00
в) фактически при плановом уровне оплаты труда X (УВП;ф. * УТЕ;ф. * ОТ; пл.) 86,91
г) фактически X (УВП;ф. * УТЕ;ф. * ОТ;ф.) 84,60
где VBПi - объем производства ¡-го вида продукции, УР1 - удельная трудоемкость, ОГ, - уровень оплаты труда за 1 чел.-ч.
Таблица 3
Наименование расходов Плановые расходы на единицу продукции, руб. Фактические расходы на единицу продукции, руб. Условный показатель
Алгоритм расчета Результат
Топливо и электроэнергия 2,80 2,44 2,80 * 270000 / 267005 2,83
Общезаводские расходы 3,35 3,17 3,35 * 270000/267005 3,39
Внепроизводст-венные расходы 0,01 0,007 0,01 * 270000/267005 0,01
Итого 6,16 5,617 - 6,23
номия косвенных затрат, что обусловлено отклонением расходов от сметы затрат.
С целью минимизации производственных затрат по различным видам продукции, на третьем этапе авторами разработана экономико-математическая модель оптимального плана производства (табл.4).
Таблица 4
Числовая экономико-математическая модель организационного плана выпуска
Расчеты показывают, что при производстве Хлеба Дарницкого произошла экономия материальных затрат, уменьшение показателя прямых трудовых затрат за счет сокращения объема выпуска продукции, а также за счет снижения уровня оплаты труда. Имела место эко-
Объем производства, шт. Левая часть ограничения Тип Правая часть ограничения
Переменные Хлеб Дарницкий (хО Сайка (х2) Булка сдобная (Хз) Булка с изюмом (Х4) Булка с маком (х5) ограничения
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Значение переменных 164948 100000 200000 100000 100000
Целевая функция 11,66 6,04 5,34 6,8 5,91 4866299
1. По объему материальных затрат 5 3,25 2,18 3,5 3 2235742 < 3500000
2. По объему затрат на оплату труда 0,35 0,31 0,4 0,69 0,4 277732 < 598000
3. По объему отчислений на соци- 0,15 0,12 0,15 0,25 0,15 106742 < 203000
альные нужды
4. По объему амортизации 2,28 0,88 1,03 0,88 0,88 846082 < 2000000
5. По объему прочих затрат 3,88 1,48 1,58 1,48 1,48 1400000 < 1400000
6. По объему производства «Хлеб Дарницкий» 1 0 0 0 0 164948 > 300000
7. По объему производства «Сайка» 0 1 0 0 0 100000 > 100000
Окончание таблицы 4
1 2 3 4 5 6 7 8 9
8. По объему производства «Булка 0 0 1 0 0 200000 > 200000
сдобная»
9. По объему производства «Булка с 0 0 0 1 0 100000 > 100000
изюмом»
10. По объему производства «Булка с 0 0 0 0 1 100000 > 100000
маком»
11. По общему объему производства 1 1 1 1 1 664948 < 950000
По результатам построенной модели, минимальные затраты на производство хлебобулочной продукции составили 4 866 299 руб., что меньше показателя фактических затрат на 384 ООО руб. Для того, чтобы это уменьшение имело место, ООО «Агроальянс» ежегодно необходимо производить заданные объемы продукции определенных видов: «Хлеб Дар-ницкий» - 164 948 шт., «Сайка» - 100 ООО шт., «Булка сдобная» - 200 ООО шт., «Булка с изюмом» - 100 000 шт., «Булка с маком» - 100 000 шт.
Бюджет
На заключительном этапе разработки алгоритма учетно-аналитических процедур на основе организационного плана, полученного в ходе экономико-математического моделирования выпуска продукции были сформированы управленческий баланс и отчет о прибылях и убытках предприятия. В результате реализации которых ООО «Агроальянс» в среднесрочной перспективе сможет получить прибыль от основной деятельности в размере 494 тыс. руб. (табл. 5,6,7).
Таблица 5
продаж
№ Виды продукции Количество, шт. Цена за ед., руб. Итого, руб.
1 Хлеб Дарницкий 164 948 13,00 2 144 324
2 Сайка 100 000 7,00 700 000
3 Булка сдобная 200 000 6,00 1 200 000
4 Булка с изюмом 100 000 8,00 800 000
5 Булка с маком 100 000 6,40 640 000
Всего X 800 000 X 5 484 324
Таблица 6
Прогноз прибылей и убытков
№ п/п Показатель Сумма, руб.
1 Выручка 5 484 324
2 С ебестоимость 4 866 299
3 Валовая прибыль (убыток) 618 025
4 Налог на прибыль (20%) 123 605
5 Чистая прибыль (убыток) 494 420
Таблица 7
Управленческий баланс, тыс. руб.___
Показатель 2011 год Прогноз
1 2 3
АКТИВ
А1
Денежные средства 15 31
ИТОГО по разделу 15 31
А2
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в те-
чение 12 месяцев после отчетной даты)
ИТОГО по разделу - -
АЗ
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более 254 150
чем через 12 месяцев после отчетной даты)
В том числе покупатели и заказчики 254 150
авансы выданные - -
прочая задолженность - -
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более
чем через 12 месяцев после отчетной даты) за минусом авансов вы- 254 150
данных
Запасы 1 763 1 951
НДС по приобретенным ценностям 50 50
Прочие оборотные активы - -
Долгосрочные финансовые вложения 57 57
ИТОГО по разделу 2 124 2 058
В том числе оборотные активы 2 082 2 032
А4
Нематериальные активы - -
Основные средства 176 127
ИТОГО по разделу 176 127
БАЛАНС 2 315 2 216
ПАССИВ
П1
Кредиторская задолженность 1 591 1 280
ИТОГО по разделу 1 591 1 280
Кредиторская задолженность за минусом авансов полученных 1 591 1 280
П2
Краткосрочные займы и кредиты - -
Окончание таблицы 7
1 2 3
Прочие краткосрочные обязательства - -
ИТОГО по разделу - -
ПЗ
Долгосрочные займы и кредиты 1 132 850
ИТОГО по разделу 1 132 850
П4
Уставной капитал 975 975
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) - 1 383 - 889
ИТОГО по разделу -408 86
БАЛАНС 2 315 2216
Таким образом, реализация намеченных мероприятий по проекту позволит предприятию выйти на новый уровень развития производства и достичь в перспективном периоде финансовой устойчивости.
На наш взгляд, разработанный учетно-аналитический алгоритм является основой инновационного управления деятельностью хозяйствующих субъектов. Он позволяет выявлять себестоимость отдельного наименования изделия; определять выручку и прибыль (убыток) производства, способствует обоснованному выбору ассортимента выпускаемой продукции. Инновационное развитие менеджмента затрат, предложенное авторами, позволяет упорядочить информационные потоки, протекающие на предприятии и обеспечить необходимую базу для
эффективного принятия управленческих решений и выработки рекомендаций по их корректировке. Это обусловливает его практическое использование как управленческой инновации улучшающего типа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гвазава Д.Г., Ильченко А.Н. Эффективность наукоемких технологий в антикризисном управлении аграрным производством. М., 2005. -С. 228.
2. Гонова О.В., Грачев Е.В., Малыгин A.A. Методология учета и анализа реализации продукции в отраслях АПК //Монография. - Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing is a trademark of:AV Akademikerverlag GmbH& Co. KG Saarbrücken, Germany, 2013. - C. 156.
Рукопись поступила в редакцию 5.11.13.
INNOVATIVE PRODUCTION MANAGEMENT ACCOUNTING AND ANALYTICAL MECHANISM
IMPROVEMENT
O. Gonova, A. Malygin, V. Bujskikh
In the article methodological approaches to innovative management of enterprises specializing in bakery production are researched. The authors offer the introduction of accounting and analytical mechanism including factor analysis of costs in bakery production for the purposes of management accounts and also the model substantiation of organization plan of bakery production, balance sheet formation and profit-and-loss report on medium-term prospect.
Key words: innovative management, production price, economical and mathematical modelling, accounting and analytical mechanism.