АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
И.Е. Карякина, канд. экон. наук, доцент Д.А. Питиляк, старший преподаватель Р.Н. Мухамедшина, студент Сахалинский государственный университет (Россия, г. Южно-Сахалинск)
Аннотация. В данной статье рассматривается современное состояние производства и потребления хлеба и хлебобулочных изделий в Сахалинской области; динамика производства и потребления, издержки производства. Для изучения предпочтений потребителей было проведено исследование в виде социологического опроса, результаты которого позволяют сделать вывод о высокой доле хлеба и хлебобулочных изделий в продуктовой корзине. Хлебобулочное производство в Сахалинской области является социально значимым и будет развивается успешно не только благодаря весомой доле хлеба в пищевом рационе жителей области, но и благодаря высокому качеству и широкому ассортименту выпускаемой продукции. Этому способствует отсутствие серьезных ограничивающих факторов.
Ключевые слова: хлеб, хлебобулочные изделия, хлебобулочное производство, пищевая промышленность, Сахалинская область, социологический опрос.
Актуальность исследования производства и потребления хлеба и хлебобулочных изделий обусловлена принадлежностью их к товарам повседневного спроса, присутствующим в рационе значительной доли населения. Хлеб содержит почти все вещества, необходимые для жизнедеятельности и нормального развития живого организма. Значительная часть населения Сахалинской области потребляет хлеб и хлебобулочные изделия достаточно часто и в большом количестве, из чего можно сделать вывод о важности этих продуктов на региональном рынке [1. С. 19].
Проблемы управления и перспективы развития производства хлеба и хлебобулочных изделий в России и регионах исследовались многими авторами.
Калинин Н. Н. уделял особое внимание изучению источников статистической информации о производстве хлеба и хлебобулочных изделий в субъектах РФ, в рамках которых выделил группы регионов с традиционно высоким, средним и низким уровнем потребления, также сделал вывод о необходимости расширения существующей системы статистических показателей для комплексного анализа развития производ-
ства хлеба и хлебобулочных изделий [2. С. 96-105].
Солдаткина О. В. рассматривала потребительские предпочтения на рынке хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий и разработала рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятий-производителей [3. С. 59-63].
Муравьева Л. Г. исследовала особенности развития предприятий пищевых производств Сахалинской области, на основании чего выявила проблемы их функционирования с учетом территориальной специфики. Основные проблемы - ограниченные возможности предприятий в участии распределения ресурсов; большие потери первичного сырья ввиду отсутствия достаточных перерабатывающих мощностей; нехватка инвестиций; усиливающаяся конкуренции; рост цен на сырье. [4. С. 123-125].
Вместе с тем в настоящее время вопросам статистического исследования закономерностей и тенденций развития производства хлеба и хлебобулочных изделий уделено недостаточно внимания.
Территориальное размещение хлебобулочных предприятий в Сахалинской области изображено на Рисунке 1 [5].
Рис. 1. Территориальное размещение хлебобулочных предприятий в Сахалинской
области в 2017 г.
Размер маркера на рисунке зависит от количества хлебобулочных предприятий в муниципальном образовании. Максимальное число производителей в городе Южно-Сахалинске - 10, в Холм-ском и Южно-Курильском городских округах - 6. Анализ территориального размещения предприятий показывает, что во всех муниципальных образованиях Сахалинской области есть хлебо-
1999 2000 20012002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 20112012 2013 2014 2015 2016
годы
Рис. 2. Динамика объемов производства хлебобулочных изделий в Сахалинской области по месяцам за 1999-2016 гг., тыс. т
булочные предприятия, которые вносят значительный вклад в пищевую промышленность области. Насчитывается более 50-ти основных производителей хлеба, не считая мелких пекарен.
На Рисунке 2 показана динамика производства хлебобулочных изделий в Сахалинской области за период с 1999 по 2016 гг. по месяцам.
Из анализа Рисунка 2 можно сделать вывод, что объем производства хлебобулочных изделий в Сахалинской области с 1999 по 2016 год значительно снизился. Основными причинами данного сокращения были уменьшение численности населения и рост доходов, который обусловливал снижение потребления обычного хлеба и хлебобулочных изделий и рост потребления более дорогостоящих продуктов питания с
высокой пищевой ценностью. Несмотря на сокращение объемов производства, хлеб и хлебобулочные изделия входят в ту категорию товаров, спрос на которую относительно стабилен.
Также можно выявить характерные сезонные колебания объема производства. Для более подробной картины проведен анализ сезонности, изображенный на Рисунке 3.
■волна сезонности ........равноигерное значение
Рис. 3. Динамика индекса сезонности производства хлебобулочных изделий в
Сахалинской области по месяцам
Индекс сезонности показывает фактические сезонные колебания производства продукции по месяцам за весь исследуемый период. Они связаны с неравномерностью спроса на хлеб: он имеет сезонные, недельные и праздничные колебания [6. С. 68-70].
Линия на рисунке показывает средний уровень производства хлебобулочных изделий. Можно заметить, что в зимнее время производится меньше хлебобулочных изделий, это связано с новогодними праздниками и выходными во время которых употребление до-
машней еды намного превышает потребление уже готовых продуктов, в том числе хлеба. А летом производство увеличивается, в связи с сезоном выездов на дачи и природу. В течение недели спрос также подвержен колебаниям: он значительно возрастает в будние дни, а в выходные падает. В праздничные дни спрос на хлеб возрастает [7. С. 63].
Динамика объема производства хлебобулочных изделий в Сахалинской области за 2010-2016 гг. представлена на Рисунке 4.
годы
Рис. 4. Динамика объема производства хлебобулочных изделий в Сахалинской области за 2010-2016 гг., тыс. т
Анализ Рисунка 4 показывает сокращение объема производства хлеба за период с 2010 по 2016 годы на 2,4 тыс. т. В 2014 году производство относительно стабилизировалось. В 2016 году производство хлебобулочных изделий в
Сахалинской области составляет 20,3 тыс. тонн хлеба.
При анализе производства хлебобулочных изделий стоит учесть издержки, их динамика представлена на Рисунке 5.
годы
Рис. 5. Динамика материальных затрат хлебобулочных предприятий Сахалинской области в пересчете на тонну готовой продукции за 2010-2016 гг., млн руб./т
Данные Рисунка 5 включают в себя расходы на приобретение сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий для производства и продажи продукции, расходы на топливо, энергию, воду. Показано, что материальные затраты за исследуемый период снижаются от пика 31,9 млн руб./т в 2013 году до минимума 13,3 млн руб./т в 2016 году. Это связано с тем, что производители в периоды эко-
номического спада и снижения покупательной способности доходов населения экономят и используют более дешевое сырье - в данном случае муку. За счет этого происходит диверсификация (расширение ассортимента выпускаемой продукции) и производство в большем объеме дешевых изделий.
Далее на Рисунках 6 и 7 рассмотрим динамику затрат на электрическую энергию и оплату труда.
0 98 ^ 1,03 0,99 1,02 n on '--—T *--- -л
~ 5 0,73
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
годы
Рис. 6. Динамика расходов на электрическую энергию хлебобулочных предприятий Сахалинской области в пересчете на тонну готовой продукции за 2010-2016 гг., млн
руб./т
Расходы на электроэнергию производства тонны хлеба стабильны, но наблюдается постепенный рост с 2010 года. Это связано с нарастанием выпуска
диверсифицированной продукции, требующей разного режима работы оборудования, печей и тестомесительных машин.
350 300 250 200 150 100 50 0
296,5 9^1 Q
'--^ 218 2 228,7 241,9 207 4
— -
i i i i i
2010
2011
2012
2013
2014
2015
годы
Рис. 7. Динамика расходов на оплату труда хлебобулочных предприятий Сахалинской области за 2010-2015 гг., млн руб.
Расходы на оплату труда к 2015 году сокращаются, что может быть связано с уменьшением среднесписочной численности работников на хлебобулочных предприятиях и общего количества производственных предприятий.
В рамках оценки эффективности использования фонда оплаты труда пред-
полагается, что в норме темпы прироста выручки больше темпов прироста затрат. Также все динамики должны быть положительными. Динамика темпа прироста затрат на оплату труда и выручки от продаж хлебобулочных предприятий Сахалинской области изображена на Рисунке 8.
70 б0 50 40 30 20 10 0 -10 -20 -30
60,9
-3
-4,9
-19'2
2011
2012
2013
2014
2015
годы
■ Темп прироста выручки от продаж
Темп прироста затрат
Рис. 8. Динамика темпа прироста затрат на оплату труда и выручки от продаж хлебобулочных предприятий Сахалинской области за 2011-2015 гг., %
В данном случае темпы роста затрат на большей части исследуемого периода опережают темпы роста выручки при отрицательной динамике. Это неблагоприятная тенденция, свидетельствующая о неэффективном развитии производства и работы в условиях конкуренции. Для исправления положения на предприятиях должны быть пересмотрены вопросы ценообразования, ассор-
тиментной политики и системы контроля затрат на производстве.
Но тем не менее, в 2015 году темпы прироста выручки и затрат находятся на примерно одинаковых уровнях.
Финансовое состояние предприятий хлебобулочной промышленности могут быть оценены с точки зрения динамики кредиторской и дебиторской задолженности, которые представлены на Рисунке 9.
Рис. 9. Динамика кредиторской и дебиторской задолженности хлебобулочных предприятий Сахалинской области за 2010-2017 гг., млн руб.
Общий объем задолженности снижа- меньше 1. Значительное превышение
ется, что является положительной тен- кредиторской задолженности над деби-
денцией. При этом соотношение деби- торской создает угрозу финансовой ус-
торской и кредиторской задолженности тойчивости предприятий.
Известно, что доходы населения зависят от уровня цен. Основная задача государственной политики цен и доходов - учесть связь роста цен с уровнем дохода населения и достичь определенного баланса между этими показателями.
Основным способом контроля и привязки зарплаты к растущим ценам явля-
ется индексация. Она представляет собой компенсацию потерь, которые терпит население в результате повышения собственных затрат на продукты, услуги и прочие товары.
На Рисунке 10 показана динамика средних потребительских цен на хлебобулочные изделия в Сахалинской области.
ю 95 а 90 85 80 75 70 65 60 55 50
89,21
84,73
81,61
72,28
2013
2014
2015
2016
2017
годы
-Южно-Сахалинск Корсаков--Поронайск
Рис. 10. Динамика средних потребительских цен на хлебобулочные изделия в городах Сахалинской области за 2013-2017 гг., руб.
Из анализа Рисунка 10 можно сделать вывод, что рост цен на хлеб и хлебобулочные изделия происходит постоянно, однако инфляция на эту продукцию начала ускоряться с ноября 2014 года. Самая высокая цена на хлебобулочные изделия сложилась в Охе, самая низкая - в Поронайске. На росте цен в значительной мере сказывается уровень материальных затрат и затрат на оплату труда.
Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднемесячных денежных доходов населения. Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения Сахалинской области показана на Рисунке 11.
г 700
600 500 400
«i 552 590 644 ^- 650 -♦
495
i i i i i
2012
2013
2014
2015
2016годы
Рис. 11. Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения Сахалинской области за 2012-2016 гг., кг хлебобулочных изделий/мес.
В Сахалинской области покупательная способность растет и составляет в 2016 году 650 кг хлебобулочных изделий на человека в месяц, что связано с ростом заработных плат и материальной обеспеченности населения. Но этот
показатель меньше, чем в среднем по России - 705 кг на человека.
Далее представлена динамика потребления населением области основных продуктов питания с 1997 по 2015 гг. (Рисунок 12).
000
м
800 600 400 200
® Картофель ■ Мясо и мясопродукты о Рыба и рыбопродукты
11 Молоко и молочные продукты ^ Овощи и бахчевые — Фрукты и ягоды
Рис. 12. Потребление основных продуктов питания в Сахалинской области (в расчете на душу населения) за 1997-2015 гг., кг
годы
0
С 1997 по 2013 годы наблюдается умеренный рост объема потребления. Большую долю составляют углеводы -картофель, хлеб, молочная продукция. Белки в виде мяса и рыбы, также фрукты и овощи занимают меньшую долю в структуре потребления. Так, в 2013 году наблюдался пик объема потребления, составляющий 870 килограммов продуктов на человека в год. С 2014 объем всех продуктов, кроме картофеля, снижается, что может быть связано с уменьшением численности населения, растущим с каждым годом потребительским интересом к здоровому образу жизни и, соответственно, здоровому питанию. Удельный вес хлеба из всего объема потребления продуктов питания за 2015 год составляет 28% и за анализируемый период 1997-2015 г. изменялся незначительно.
В погоне за лидерством, на рынке хлебобулочного производства появляются товары-заменители, которые формируют отдельный сегмент потребителей. Стремительный рост товаров-заменителей, разнообразия моделей,
модификаций, типов и размеров одной и той же продукции, наблюдаемая в отрасли, углубляет сегментацию рынка. В свою очередь, это приводит не только к появлению новых потребителей, но и переориентирует уже существующие различные группы покупателей с традиционных хлебобулочных изделий на альтернативные. В данной ситуации предприятия получают отдельный более узкий слой потребителей, что приводит к повышению уровня спроса на продукцию определенного предприятия и закрепления бренда на рынке, но с другой стороны происходит постепенный отток потребителей от стандартных хлебных изделий [8. С. 122-125].
На данный момент, с учетом текущего потребления на уровне 90 кг хлебобулочных изделий в год, следует говорить о присущему области умеренному потреблению хлебных продуктов. Суточное потребление хлебобулочных изделий на человека составляет 200-300 грамм, что соответствует рекомендуемому нормативному значению Всемирной Организации Здравоохранения [9].
Также для более подробного изучения потребления хлебобулочных изделий в Сахалинской области было проведено маркетинговое исследование предпочтений потребителей за период март-апрель 2018 г. Исследование включало следующие аспекты:
Определение частоты потребления и покупки хлебобулочных изделий.
Определение наиболее популярных у населения видов хлеба и хлебобулочных изделий.
В качестве метода сбора первичной информации был использован интернет-опрос посредством анкеты, созданной
на основе сервиса «Google Формы». Это не только современный и инновационный, но и быстрый метод сбора и обработки сведений для анализа, позволяющий привлечь большое число респондентов за короткий промежуток времени.
В опросе приняли участие 385 человек с разных районов Сахалинской области и разного возрастного диапазона.
На Рисунке 13 и Рисунке 14 изображена информация о потреблении и частоте покупки хлебобулочных изделий.
2% 9%
10%
51%
1-2 раза в неделю Очень редко
9%
19%
3-4 раза в неделю 18 Каждый день
Рис. 13. Распределение потребителей по частоте потребления хлебобулочных изделий в Сахалинской области, % опрошенных
3%
21%
' 1-2 раза в неделю Каждый день
23%
38%
2-3 раза в неделю Не покупают хлеб
Рис. 14. Распределение потребителей по частоте покупки хлебобулочных изделий в
Сахалинской области, % опрошенных
По итогам исследования больше половины опрошенных (51%) употребляют хлеб каждый день, 19% наоборот,
очень редко. Частота покупки хлебных изделий - преимущественно 2-3 раза в неделю (38%). 23% ответили, что при-
обретают хлеб 1-2 раза в неделю, еще 21% - покупают этот продукт каждый день. 15% - очень редко. В ходе исследований выяснено, что покупатели предпочитают приобретать хлеб в магазинах возле дома/работы (52%), в хлебном магазине (31,7%) и в супермаркете (26%).
При выборе хлеба наибольшее внимание покупателей направлено на
19%
21%
внешний вид (49,9%), производителя (38,4%), срок годности (30%) и состав (29,4%) хлеба. Данные позволяют сделать вывод о значительной зависимости популярности хлеба от определенных местных производителей.
Структура предпочтений потребителями видов хлеба изображена на Рисунке 15.
25%
7%
■ Батон, багет
■ Бездрожжевой Пшеничный (белый) Цельнозерновой с добавками
20%
7%
т Тостовый / нарезной
■ Не употребляют хлеб
■ Ржаной (черный)
Рис. 15. Предпочитаемые виды хлеба в Сахалинской области, % опрошенных
Наиболее популярными видами хлеба на рынке являются почти в равной степени хлеб ржаной (21%), хлеб из пшеничной муки (высшего и первого
сорта) (20%), батонные изделия (25%), цельнозерновой хлеб (19%).
Наиболее популярные виды булочных изделий изображены на Рисунке 16.
39%
25%
23%
С начинкой ^ Другие
■ Сдобные Слоеные Рис. 16. Популярные булочные изделия в Сахалинской области, % опрошенных
По данным опроса, 80% опрошенных довольно часто употребляют булочные изделия, особенно с начинкой (56%), сдобные (36,1%) и слоеные (32,5%).
В то время, когда производитель делает упор на такие характеристики качества хлеба и хлебобулочных изделий, как состояние замеса, количество влаги, пористость, сор муки, вкус, запах, потребители при выборе товара опираются на свежесть изделия, цену, упаковку и внешний вид. Потребитель отдаст предпочтение тем хлебным производи-
телям, чей продукт будет на их взгляд в наибольшей мере удовлетворять его потребностям, а именно быть вкусным, мягким, долго не черстветь. Весомое влияние оказывает ценовой фактор: даже если продукт будет полностью соответствовать желаниям потребителя, высокая цена может оттолкнуть покупателя от свершения покупки [10. С. 16-20].
Выбор покупателями хлебной продукции зависит от конкретных производителей, это изображено на Рисунке 17.
6%
11%
VVVVVV.J
8%
sss/ss/s* vs/s/ss/sS VSS/S/SS/SS, ////////,■/.■■//. SSSSSSSSSSSSSSS. ////////////.■■.■■/.■■.■■ ////////////////.■■/.■
■ "SSSSSSSSSJ *
.V.V.1
20%
13%
■■ "Мельница" ^ "Кондитерская лавка" "Корсаковский хлебокомбинат"
■ Ю-Сахалинский хлебокомбинат "Долинский хлебокомбинат" "Фабрика вкуса" 11 Другие производители
Рис. 17. Популярные производители хлебобулочной продукции в Сахалинской области, % опрошенных
Популярными производителями хлебобулочной продукции в Сахалинской области являются «Южно-Сахалинский хлебокомбинат» (24%;), «Мельница» (20%), «Долинский хлебокомбинат» (18%), и местные малые производители.
Последними тенденциями на рынке стал рост спроса на хлеб с добавками злаков, сыра, и эксклюзивные виды хлеба. Но обычный черный и батон не теряют своей популярности.
Компании-производители значительно расширяют ассортимент хлебобулочных изделий, стремятся производить качественную продукцию и при этом
быть «ближе» к покупателю. Потребители же часто покупают хлебные новинки и готовы платить большую цену за более качественный, вкусный и полезный продукт.
Таким образом, в настоящее время потребитель хлеба и хлебобулочных изделий стремится покупать высококачественные изделия широкого ассортимента, не затрачивая усилия на поиск места покупки, приобретает их в непосредственной близости к дому или работе, но при этом обращая внимания на производителя и внешний вид.
Однако в настоящее время существуют проблемы, препятствующие развитию хлебопекарных предприятий в Сахалинской области. Это связано с такими факторами, как подорожание сырьевых ресурсов, физический и моральный износ основных производственного оборудования, устаревание технологий производства, низкий уровень механизации, высокий процент применения ручного труда и появление конкурентов в отрасли.
Можно выделить несколько путей решения этих проблем: поиск новых поставщиков выгодного сырья, изучение потребителя и поиск конкурентных преимуществ, выявление свободных ниш и самое главное - усовершенствование технологии производства, переоснащение энергоэффективным и экологическим оборудованием.
На данный момент в Сахалинской области реализуется государственная программа Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского
хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы». В рамках программы действует подпрограмма «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности». Ответственный исполнитель подпрограммы: Министерство торговли и продовольствия Сахалинской области.
Цель подпрограммы - создание условий для формирования устойчивого и конкурентоспособного регионального комплекса по производству пищевых продуктов.
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы составляет 1,299 млрд рублей. Объем средств областного бюджета составит 534 млн рублей. Прогнозная оценка привлечения средств за счет внебюджетных источников - 765 млн рублей.
Подпрограмма включает следующие основные мероприятия, представленные на Рисунке 18.
Рис. 18. Основные мероприятия подпрограммы «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области на 2014 - 2020 гг.»
Осуществление подпрограммы создаст предпосылки для дальнейшего развития предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности региона.
Основные направления реализации подпрограммы представлены на Рисунке 19 [11].
5 к a a
% I
M £
6
3 £
к a
Государственная поддержка предприятий в сфере пищевой переработки посредством предоставления бюджетных инвестиций, субсидий, организационного и информационного сопровождения
Инвестиционная и инновационная деятельность на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, реализация мер по внедрению энергосберегающих и малоотходных ресурсосберегающих технологий
Ускоренное обновление основных производственных фондов, технологического оборудования через механизмы субсидирования затратной части
Снижение восприимчивостипредприятий от воздействия внешних и внутренних факторов через механизмы субсидирования затратной части, направленной на закупку топлива для печей и транспортные расходы по цоставке сырья (д.ля хлебопекарных предприятий)
Рис. 19. Основные направления реализации подпрограммы «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области на 2014 - 2020 гг.»
На конец 2017 года по подпрограмме достигнуты высокие результаты по всем показателям эффективности. Кассовые расходы на исполнение подпрограммы - 64,348 млн руб. Степень достижения планового значения (отношение кассового исполнения к уточненному плану) составляет 0,999, что соответствует высокому уровню [12].
Подводя итог, можно сделать вывод, что производство хлеба в Сахалинской области в значительной мере удовлетворяет потребности потребителей как по количеству, так и по качеству. Еже-
ставляют свою хлебную продукцию на всероссийских конкурсах и конференциях, где завоевывают призовые места. Представленные на смотр изделия подтверждали высокий профессиональный уровень предприятий хлебопечения и глубокое понимание потребностей современного российского продовольственного рынка. Хлеб и хлебобулочные изделия составляют основу потребительской корзины, и в связи с их значимостью можно считать, что этот продукт будет стабильно пользоваться спросом у потребителей.
годно сахалинские производители пред-
Библиографический список
1. Сахалинская область: цифры и факты 2015-2016 гг.: Краткий статистический справочник / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области (Сахалинстат), Южно-Сахалинск, 2017. - 44 с.
2. Калинин, Н.Н. Статистическое исследование потребления хлеба и хлебобулочных изделий в Российской Федерации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. № 5-1. - 463 с.
3. Солдаткина, О. В. Результаты маркетингового исследования потребительских предпочтений на рынке хлебобулочных и кондитерских товаров г. Оренбурга // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - №5. -115 с.
4. Муравьева, Л. Г. О проблемах развития предприятий пищевых производств Сахалинской области // Транспортное дело России, 2009. № 3. - 320 с.
5. Перечень предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства торговли и продовольствия Сахалинской области. URL: http://trade.sakhalin.gov.ru/index.php?id=83 (дата обращения: 07.04.2018).
6. Сизова, Т.М. Статистика. - СПб: Университет ИТМО, 2016. - 125 с.
7. Костюкова, Е. И. Совершенствование системы управленческого учета на хлебопекарных предприятиях: монография / Е. И. Костюкова, Т. А. Башкатова. -Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2013. - 168 с.
8. Сысоева, Е. И. Анализ потребления хлеба и хлебобулочных изделий // Научно-методический журнал «Концепт». - 2017. - Т. 24. - 132 с.
9. Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс] // www.who.int/ru (дата обращения: 08.04.2018).
10. Цыганова, Т.Б Современные подходы к формированию качества хлебобулочных изделий // Материалы докладов XIII Международной конференции «Хлебопекарное производство в России - 2017» - М.: 2017. - 95 с.
11. Постановление Правительства Сахалинской области от 6 августа 2013 г. № 427 (ред. от 12.05.2017 № 419) «Об утверждении государственной программы Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 -2020 годы» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
12. Сводный доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Сахалинской области за 2017 год / Министерство экономического развития Сахалинской области - г. Южно-Сахалинск, 2018. - 238 с. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
ANALYSIS OF BAKERY PRODUCTION AND CONSUMPTION IN THE SAKHALIN REGION
I.E. Karyakina, candidate of sciences, associate professor
D.A. Pitilyak, senior lecturer
R.N. Mukhamedshina, student
Sakhalin state university
(Russia, Yuzhno-Sakhalinsk)
Abstract. This article discusses the current state of the production and consumption of bread and bakery products in the Sakhalin region; dynamics of production and consumption, the costs of production. For studying of preferences of consumers research in the form of sociological poll which results allow to draw a conclusion about the big importance of bread and bakery products for the population of area was carried out. Bakery production in the Sakhalin region is social and will be developed successfully not only thanks to a significant share of bread in the food diet of residents of the region, but also due to high quality and a wide range of products. This is facilitated by the absence of serious constraints.
Keywords: bread, bakery products, bakery industry, food industry, the Sakhalin region, opinion poll.