УДК 339.13:664.6
Солдаткина О.В.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ СТРУКТУРОЙ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ХЛЕБОПЕКАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОРОМ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
В статье изучается структура товарного ассортимента хлебопекарного предприятия и ее влияние на конкурентоспособность. В условиях все возрастающей конкуренции предприятие должно определить для себя такой товарный ассортимент, который будет пользоваться спросом у покупателей и позволит ему стать успешным на рынке. Данную цель можно достичь путем реализации комплекса мероприятий, составляющих ассортиментную политику предприятия.
Ключевые слова: ассортимент, структура ассортимента, товарный ассортимент, конкурентоспособность хлебопекарного предприятия, хлеб, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, ранговый анализ, АВС - анализ, ассортиментная политика.
Современное социально-экономическое развитие экономики России характеризуется ростом и усилением конкуренции. Усиление конкуренции на рынке способствует повышению качества производимых товаров и оказываемых услуг, позволяет повысить эффективность производственной деятельности на основе инноваций, путем применения знаний и опыта в этой сфере и обеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей потенциальных покупателей [10].
Повышение конкурентоспособности является стратегической целью каждого предприятия. Для того чтобы решить эту задачу, предприятиям необходимо разрабатывать свою концепцию управления конкурентоспособностью, которая должна быть основана на пересмотре традиционных подходов к организации производства, на переходе к маркетинговым методам управления производством и на формировании принципиально новых организационных условий на предприятиях.
Предприятие добивается успеха на рынке в том случае, если оно, изучив свои факторы конкурентоспособности и конкурентные преимущества, определяет круг задач по повышению конкурентоспособности [1].
Для предприятий хлебопекарной промышленности повышение конкурентоспособности зависит от возможности предлагать рынку тот товар, который будет востребован покупателем, и отвечать его запросам, по цене, качеству, разнообразию, то есть управлять структурой ассортимента [7].
Ассортимент хлебобулочных изделий в РФ отличается большим разнообразием (включает
около 900 наименований) и представлен следующими основными группами: хлеб из пшеничной муки; хлеб из ржаной муки и из смеси ржаной и пшеничной муки; булочные, сдобные, бараночные, сухарные и другие изделия, однако весьма низок уровень производства хлебобулочных лечебно-диетических изделий и хлеба с повышенными пищевыми и биологическими профилактическими качествами. Кроме того хлебобулочные изделия имеют важную особенность, они легко взаимозаменяемы в пределах вида и сорта, так например, потребность в хлебе покупатель может удовлетворить купив ржаной или ржано-пшеничный хлеб, а потребность в булочных изделиях - приобретением слойки или булочки. Эта особенность обусловливает видовую и предметную конкуренцию между производителями хлебобулочных изделий [2].
Управление структурой ассортимента хлебопекарного предприятия базируется на разработке предприятием ассортиментной концепции, которая заключается в построении оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, учитывающего как потребительские предпочтения определенных групп, так и эффективного использование ресурсов предприятия для минимизации издержек. Ключевым показателем успешности управления ассортиментом является маржинальный доход, который рассчитывается без учета постоянных издержек предприятия и затрат, связанных с реализацией (скидки, бонусы сетям и т.д.). Данный показатель показывает, то насколько успешно руководство предприятия управляет ассортиментом [9].
Ассортимент хлебобулочных изделий в каждом регионе формировался веками и обусловлен традициями, условиями жизни, возможностями и вкусами населения. Алгоритм формирования ассортимента может быть представлен в следующем виде:
определение набора товаров, пользующихся спросом у покупателей;
изучение потребительских предпочтений к товарам, упаковке, методам продажи, сервису;
оценка существующих товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами;
сегментация рынка и выбор целевых рыночных сегментов;
разработка новых или улучшенных товаров учитывающих требования покупателей;
анализ производственных возможностей предприятия;
определение оптимального соотношения набора товаров;
разработка ассортиментной модели и стратегии реализации товаров.
Для прибыльного размещения выпускаемой продукции и успешного приспособления ее к условиям, складывающимся на рынке, предприятие может провести следующие действия с ассортиментом: расширение; углубление; ограничение; упорядочение.
- расширение ассортимента заключается в том, что в ассортимент включаются дополнительные виды продукции или группы товаров, при этом происходит формирование широкого ассортимента;
Таблица 1. Показатели товарного ассортимента
- углубление ассортимента основано на том, что потребителю предлагаются некоторые виды или типы продукции в различных модификациях, удовлетворяющих уникальные желания потребителей;
- ограничение ассортимента означает то, что производитель не проводит дифференциацию и расширение своего ассортимента в связи с тем, что существующий ассортимент обеспечивает платежеспособный спрос и необходимые финансовые показатели, а значит и не нуждается в дальнейшем его расширении. Также отказ в расширении ассортимента может быть по причине ограниченных производственных, финансовых и кадровых возможностей предприятия;
- упорядочение ассортимента основано на том, что производитель товара периодически пересматривает свой ассортимент и, например, с помощью скидок производит распродажу ставших нерентабельными частей ассортимента, а если продукция более высокого, чем у конкурентов, качества то ее могут реализовать по более высоким ценам, или же увеличит долю рынка [4].
Показатели ассортимента одного из предприятий действующего на рынке хлебобулочных и кондитерских изделий города Оренбурга представлены в таблице 1.
В условиях рынка к формированию ассортиментной политики нужно подходить не только с учетом анализа ассортиментной структуры в данный момент, сколько с позиции ее улучше-
ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» за 2014 г.
Ширина ассортимента
Хлебные изделия Булочные изделия Бараночные изделия Кондитерские изделия
Хлеб из муки в/с Булка с посыпкой Сушка «Малютка» Торт «Маска»
из муки 1/с Булка «Осенняя» «Горчичная» «Орешек»
а из муки 2/с «Аппетитная» «Чайная» «Букет цветов»
т к е «Дарницкий» Рулетик с маком «С маком» «Оренбургский»
м к т «Губернский» Батон «Отрубной» «К пиву» Пирожное «Прага»
а о «Десертный» «Юбилейный» «Пирамида»
о Л «Отрубной» «Горчичный» «Нежное»
а к к «Монастырский» «Молочный» Бублик «Ванильный» Печенье «Загадка»
л ч «Никитский» Вафли «Оксана»
«Столичный» Слойка «Любимая» Пряник «Медовый»
Итого - 22 позиции Итого - 40 позиций Итого - 6 позиций Итого - 150 позиций
ния исходя из выявления будущих потребностей покупателя и возможностей производства.
Анализ структуры ассортимента проводился следующими методами:
- анализ рентабельности ассортиментной группы товаров;
- АВС - анализ;
- ранговый анализ.
Анализ рентабельности ассортиментной группы товаров основан на расчете показателя рентабельности, который относится к оценочным показателям помогающим определить эффективность производства каждой ассортиментной группы. Результатом данного анализа будет решение о целесообразности производства какой-либо ассортиментной группы. Расчет этого показателя для группы товаров позволяет оценить эффективность изменений, происходящих в номенклатуре.
АВС-анализ, или функционально - стоимостной анализ. Данный вид анализа относится к методам структурного анализа и основан на ранжировании объектов (отдельные товары, группы товаров, заказы, клиенты, регионы и каналы сбыта) по выбранным показателям (объем сбыта, прибыль, покрытие затрат). Достоинством метода «АВС» - анализа является количественное измерение доли отдельных видов продукции в сбыте и прибыли. С его помощью можно четко показать абсолютное и относительное значение групп продуктов, включаемых в производственную программу предприятия в перспективе. Недостатком этого метода является его сравнительно высокая трудоемкость.
Ранговый анализ структуры ассортимента основан на выявление удельного веса выпуска товарной группы в общем объеме, рентабельности товарной группы, определении ранга выпуска по удельному весу (наибольшему значению удельного веса присваивается ранг 1), ранга по рентабельности, разницы рангов по удельному весу и рентабельности. Если разница рангов небольшая, то это означает, что структура ассортимента экономически рациональна, когда же ранг выпуска существенно ниже ранга рентабельности, т.е., когда продукт, имеющий высокий показатель рентабельности, выпускается в малых объемах, то при наличии устойчивого спроса на него целесообразнее будет увеличить
объем или же снизить цену в интересах повышения спроса.
Метод рангового анализа более прост в применении, однако не учитывает показатели реализации, себестоимость продукции и его результаты не позволяют точно определить те продукты, которые можно исключить из производственной программы [6].
Далее изучим структуру ассортимента хлебопекарных предприятий города Оренбурга с целью определения ее оптимальности, то есть насколько имеющийся ассортимент позволяет предприятию быть доходным, а следовательно и конкурентоспособным на рынке. Объектом нашего изучения будет ЗАО «Хлебопродукт N° 2» и ОАО «Оренбургский хлебокомбинат». Оба эти предприятия известны на рынке и их продукция пользуется спросом у населения г. Оренбурга. Следует отметить, что ЗАО «Хлебопродукт № 2» ориентирован на производство узкого ассортимента, в основном это хлебобулочные товары, ОАО «Оренбургский хлебокомбинат», наоборот, выпускает очень широкий товарный ассортимент, в его продуктовом портфеле более 150 позиций различных ассортиментных групп. В ходе исследования мы сравним как оба эти предприятия управляют своим ассортиментом.
Для получения более точной информации о структуре ассортимента анализируемых предприятий проведем АВС - анализ по следующим критериям:
а) удельный вес реализуемой продукции (сбыт по сумме и объему);
б) доля в объеме затрат (себестоимость);
в) доля прибыли (рентабельность).
В таблице 2 приведены результаты АВС -анализа по указанным критериям в сопоставлении с ассортиментом хлеба и хлебобулочных изделий.
Из информации, представленной в таблице 2, можем сделать вывод, что при анализе ассортимента ЗАО «Хлебопродукт №2» по сбыту (реализации, в рублях) из 18 наименований продукции - 12 дают 90,6 % реализации и составляют 66,7 % в общем объеме, эти ассортиментные группы мы отнесем к группе «А», которая вносит большой вклад (свыше 1 %) в общий сбыт (эту группу составили все виды хлеба и батоны). Средний вклад в общий сбыт вносят продукты
группы «В» (булочки, хлебцы «Докторские»), их удельный вес составляет от 0,11 до 1,00%. В эту группу попали 5 продуктов, и их доля в ассортименте равна 27,8%, а в сбыте - 8,8%. В группу «С» попал один продукт - кекс, его доля в сбыте составляет 0,6 %.
«АВС» - анализ по объему дает аналогичные результаты. Здесь наблюдается уменьшение числа продуктов группы «А» теперь их количество насчитывает 10 единиц (включает все виды хлеба) - доля их в общем объеме 94,4 %. Тем самым подтверждается информация о том, что данное предприятие завоевывает рынок хлеба г. Оренбурга. Анализ сбыта по сумме затрат и прибыли свидетельствует о том, что продуктовый портфель ЗАО «Хлебопродукт J№2» включает рентабельные изделия, которые пользуются спросом населения. Для большей достоверности результатов АВС-анализа проводился ранговый анализ ассортимента, который основан на выявлении удельного веса
товарной группы в общем объеме; рентабельности товарной группы; определении ранга выпуска по удельному весу (наибольшему значению удельного веса присваивается ранг-1).
Итоги произведенного нами рангового анализа ассортимента ЗАО «Хлебопродукт №№2» (по итогам I -ого полугодия 2014 г.) представим в таблице 3.
Исходя из представленной в таблице 3 информации, мы видим, что ранг выпуска пшеничного - «Новый» (5) на много позиций больше ранга рентабельности (17), в этом случае предприятию целесообразнее будет снизить себестоимость при условии устойчивого спроса на данную группу товаров или же заменить изделие новым, более высокого качества и более рентабельным. В том случае, когда имеется тенденция к снижению спроса, то рекомендуется уменьшить объем выпуска. Ранг выпуска батона «Юбилейный» (10) ниже ранга рента-
Категории «АВС» групп Предприятие
ЗАО «Хлебопродукт № 2» ОАО «Оренбургский хлебокомбинат»
Кол-во наименований продукции, ед. Доля в ассортименте, в % к итогу Доля в сбыте, затратах, прибыли, в % к итогу Кол-во наименований продукции, ед. Доля в ассортименте, в % к итогу Доля в сбыте, затратах, прибыли, в % к итогу
а) Анализ по сбыту (реализации), руб.
«А» - большой вклад в общий сбыт (свыше 1 %) 12 66,7 90,6 10 10,4 80,4
«В» - средний вклад (0,11 - 1,00%) 5 27,8 8,8 32 33,3 11,3
«С» - небольшой вклад (до 0,11%) 1 5,5 0,6 54 56,3 8,3
Итого 18 100,0 100,0 96 100,0 100,0
б) Анализ по сбыту (в объеме), кг
«А» - большой вклад в общий сбыт (свыше 1 %) 10 55,6 94,4 13 13,5 86,5
«В» - средний вклад (0,11-1,00%) 6 33,3 5,59 35 36,5 8,7
«С» - небольшой вклад (до 0,11%) 2 11,1 0,01 48 50,0 4,8
Итого 18 100,0 100,0 96 100,0 100,0
в) Анализ сбыта по сумме затрат (себестоимости), руб.
«А» - доля в затратах (свыше 1 %) 5 27,8 88,6 8 60,4 73,1
«В» - доля в затратах (0,11-1,00%) 7 38,9 11,1 30 31,3 20,5
«С» - доля в затратах (до 0,11%) 6 33,3 0,3 58 8,3 16,4
Итого 18 100,0 100,0 96 100,0 100,0
г) Анализ сбыта по сумме прибыли, руб.
«А» - доля в прибыли (свыше 1 %) 17 94,4 95,4 23 24,0 83,6
«В» - доля в прибыли (0,11-1,00%) 1 5,4 4,6 55 57,3 19,8
«С» - доля в прибыли (до 0,11%) - 18 18,7 - 3,4
Итого 18 100,0 100,0 96 100,0 100,0
Таблица 2. АВС - анализ структуры ассортимента хлебобулочных изделий исследуемых предприятий
(по итогам I -ого полугодия 2014 г.)
бельности (7) - т.е. изделие, которое имеет высокий уровень рентабельности, выпускается в малых объемах - ситуация свидетельствует о целесообразности увеличения объема и, возможно, снижения цены в интересах повышения спроса. Также мы предлагаем уменьшить объем выпуска некоторых видов хлеба, (хлеб пшеничный «Новый», «Восточный», «Раменский», «Пеклеванный») и увеличить объем выпуска мелкоштучных изделий (булочек) и кекса.
Далее проведем ранговый анализ по некоторым ассортиментным позициям ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» (по итогам 1-ого полугодия 2014 г.), полученный данные занесем в таблицу 4.
Проведенный ранговый анализ продукции ОАО «Оренбургский хлебокомбинат (таблица 2) и «АВС» - анализ (таблица 4) показывают, что структура ассортимента данного предприятия требует улучшения, так как предприятие
Таблица 3. Ранговый анализ ассортимента ЗАО «Хлебопродукт №2» (по итогам I -ого полугодия 2014 г.)
Продукция Структура выпуска, % Рентабельность, % Ранг выпуска, Рв Ранг рентабельности, Рр Разность рангов, Рв-Рр Возможные мероприятия
Хлеб
в/с 24,67 0,96 2 18 -16 Снизить себестоимость, улучшить качество
1/с 18,90 3,72 3 9 -6 Увеличить объем выпуска, снизить себестоимость
пшеничный «Новый» 3,32 1,50 5 17 -12 Снизить себестоимость или заменить
«Казачий» 3,31 7,27 6 3 3 Увеличить выпуск
«Дарницкий» 26,78 6,38 1 5 -4 Улучшить качество, снизить себестоимость
«Южноуральский» 2,80 6,63 8 4 4 Увеличить выпуск, снизить себестоимость
«Юбилейный» 2,16 5,00 10 7 3 Увеличить выпуск
«Восточный» 3,04 2,60 7 12 -5 Уменьшить объем выпуска или заменить
«Раменский» 1,37 1,76 12 16 -4 Уменьшить объем выпуска или заменить
«Пеклеванный» 1,63 1,96 11 15 -4 Заменить
Хлебобулочные изделия
Батон «Аппетитный» 7,32 2,83 4 13 -9 Уменьшить объем выпуска, снизить себестоимость
Батон с изюмом 2,27 19,05 9 1 8 Увеличить объем выпуска, улучшить качество
Хлебцы «Докторские» 0,23 2,95 17 11 6 Увеличить объем выпуска
Сайка с изюмом 0,35 3,10 15 10 5 Увеличить объем выпуска, снизить себестоимость
Булочка «Рогалик» 0,67 5,00 14 8 6 Увеличить объем выпуска, снизить себестоимость
Булочка «Колосок» 0,29 5,50 16 6 10 Увеличить объем выпуска, снизить себестоимость
Булочка «Солнышко» 0,90 2,51 13 14 -1 Улучшить качество, снизить цену
Кондитерские изделия
Кекс 0,01 8 18 2 16 Увеличить объем выпуска, снизить себестоимость, улучшить качество
сконцентрировало свои усилия на выпуске низкорентабельных и убыточных изделий (хлеб). Анализ сбыта показывает, что из 96 выпускаемых изделий - 10 составляют 80,4 % в общем объеме производства. Предприятие, выпуская хлеб массовых сортов, не имеет возможности повышать цену и выживает за счет производства булочных и мучных кондитерских изделий.
Проанализировав информацию, полученную в ходе исследования конкуренции на рынке и перспектив его развития, приходим к выводу, что предприятию необходимо произвести тщательный отбор изделий, входящих в продуктовый портфель и сократить количество наименований выпускаемых изделий, сконцентрировав свои усилия на выпуске булочных и кондитерских изделий [5].
Схема формирования оптимальной ассортиментной политики предприятия, функционирующего на продовольственном рынке представлена на рисунке 1.
Чтобы данные мероприятия не сказались отрицательно на интересах покупателей, прежде чем принимать решения по исключению из производственной программы убыточных изделий, необходимо тщательно изучить существующие потребности и спрос потребителей, реакцию рынка на изменение ассортимента. Особенно необходимо изучить поведение потребителя в сети розничной торговли. Оптимальная структура ассортимента хлебопекарного предприятия должна включать не только конкурентоспособные товары, но и товары с низким уровнем конкурентоспособности, по-
Таблица 4. Ранговый анализ по некоторым ассортиментным позициям ОАО «Оренбургский хлебокомбинат»
(по итогам 1-ого полугодия 2014 г.)
Продукция Структура выпуска, % Рентабельность, % Ранг выпуска, Рв Ранг рентабельности, Рр Разность рангов, Рв-Рр Возможные мероприятия
хлеб в/с 25,10 - 1,96 2 18 -16 Уменьшить объем выпуска или заменить
хлеб 1/с 10,16 - 1,72 3 17 -14 Уменьшить объем выпуска или заменить
хлеб «Дарницкий» 30,34 0,50 1 16 -15 Уменьшить объем выпуска, снизить себестоимость
бублик «Сдобный» 2,11 2,27 5 13 -7 Уменьшить объем выпуска, снизить себестоимость
бублик «Украинский» 2,15 1,38 4 15 -11 Уменьшить объем выпуска, снизить себестоимость
сушка «Чайная» 1,18 1,63 6 14 -8 Уменьшить объем выпуска, снизить себестоимость
баранка «Сдобная» 1,10 15,00 7 3 +4 Уменьшить объем выпуска, снизить себестоимость
печенье «Новинка» 0,11 12,60 16 6 +10 Увеличить объем выпуска, снизить себестоимость
печенье «Юбилейное» 0,36 11,76 8 8 0 Увеличить объем выпуска, снизить себестоимость
печенье «ржаное» 0,26 11,96 11 7 +4 Увеличить объем выпуска, снизить себестоимость
торт «сказка» 0,05 22,00 18 1 +17 Увеличить объем выпуска, снизить себестоимость
Маркетинговое исследование рынка
Анализ товарного ассортимента предприятия:
- анализ фактической структуры ассортимента;
-анализ факторов ассортиментной политики;
- принятие решений по улучшению структуры ассортимента.
-изучение потребительского спроса; -изучение товаров предприятий-конкурентов;
- сравнение конкурентоспособности товаров предприятия и конкурентов;
- исследование ассортимента представленного в розничных торговых точках и привлекательности розничной торговой сети;
- выявление внешних и внутренних факторов влияющих на формирование ассортимента.
включение в I исключение из
ассортимент (а) товаров
+конкурентоспособных; +рентабельных; + пользующихся спросом.
-не конкурентоспособных; -с низким уровнем рентабельности (ниже среднеотраслевого уровня).
Оптимал ьная структура ассортиме пах прибыли предприятш ;нта =>
составляют 80 - 90% в объеме сбыта. составляют 10 - 20% в объеме сбыта.
Формирование оптимальной ассортиментной политики
Анализ изменения
конкурентоспособности
предприятия
положение предприятия на рынке улучшилось
положение предприятия на рынке ухудшилось
Разработка товарной стратегии предприятия с учетом внутренних ограничений
Внутренние ограничения:
- по производственной мощности;
- по дефициту оборотных средств;
- по выпуску отдельных видов продукции.
Рисунок 1. Схема формирования оптимальной ассортиментной политики предприятия, функционирующего на продовольственном рынке
скольку при исключении последних, могут пострадать интересы покупателя. В любом случае для определения оптимального ассортимента необходимо тщательно изучить предпочтения потребителей [3].
В современных условиях рынка и с учетом возможностей выбора существенными факторами привлечения потребителей являются такие факторы как: улучшение вкусовых и потребительских свойств изделий, повышение качества изделий [8].
На основе проведенного исследования структуры ассортимента рассмотренных предприятий, с точки зрения влияния на прибыль, нами были установлены процентные соотношения, которые характерны для предприятий функционирующих как в хлебопекарной отрасли, так и на продовольственном рынке.
Для повышения эффективности управления структурой ассортимента хлебопекарного предприятия необходимо систематически решать следующие задачи:
- вести постоянные наблюдения за реализацией производимой продукции и обобщать полученные результаты, определяя при этом степень удовлетворения потребностей населения;
- проводить маркетинговые исследования покупательских предпочтений и выявлять мнения покупателей об ассортименте выпускаемой продукции, об уровне оптимальной цены и качестве продукции;
- производить сбор, обработку, анализ и накопление информации о конъюнктуре рынка, потребностях торгующих организаций и об изменениях требований населения к ассортименту и качеству вырабатываемой продукции;
- определять потребности покупателей в новых видах продукции, например, улучшенных по питательной ценности или с использованием новых компонентов;
- создавать условия для эффективного ввода новинок на рынок, обеспечивая при этом необходимую конкурентоспособность и рентабельность;
- определять содержание, время и формы проведения рекламных мероприятий, а также
Список литературы:
экономических мер по стимулированию и регулированию спроса [6].
Практическая значимость данной работы заключается в том, что реализация основных положений, выводов и рекомендаций, представленных в статье позволит повысить конкурентоспособность хлебопекарных предприятий на основе выбора оптимальной ассортиментной политики как одного из конкурентных преимуществ.
25.11.2014
1. Дасаева Д. Р. Оценка факторов конкурентоспособности на рынке хлебобулочной продукции / Д. Р. Дасаева // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 2011. - № 4 (53). - С. 99 - 107.
2. Калинин Р. Г. Ключевая составляющая роста прибыли - управление ассортиментом предприятия / Р. Г. Калинин // Хлебопродукты. - 2014. - № 11. - С. 46 - 49.
3. Куценко Е. И. Формирование стратегической карты инновационных процессов региональной системы / Е.И. Куценко // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2014. - № 4 (48). - С. 200 - 203.
4. Солдаткина, О. В. Ассортиментная политика в управлении конкурентоспособностью предприятия : монография / О. В. Солдаткина. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ 2010. - 139 с. - ISBN 978-5-9723-0057-0
5. Солдаткина, О. В. Результаты маркетингового исследования потреби-тельских предпочтений на рынке хлебобулочных и кондитерских товаров г. Оренбурга / О.В. Солдаткина // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - №
5. - С. 59 - 63.
6. Солдаткина, О. В. Разработка маркетинговой стратегии хлебопекарного предприятия / О.В. Солдаткина // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 8. - С. 130 - 135.
7. Солдаткина, О. В. Особенности оценки конкурентоспособности продовольственных товаров / О.В. Солдаткина // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - № 8. - С. 59 - 66.
8. Чубенко Н.Т. Ассортимент хлеба. Оценка, действительность и задачи / Н. Т. Чубенко // Хлебопечение России. - 2013. - №
6. - С. 15 - 18.
9. Фасхиев Х. А. Определение конкурентоспособности предприятия / Х. А. Фасхиев // Маркетинг в России и за рубежом. -2009. - № 4. - С. 39 - 43.
10. Фасхиев Х. А. Как оценить и управлять качеством и конкурентоспособностью товаров и услуг / Х. А. Фасхиев // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 3. - С. 67 - 81.
Сведения об авторе:
Солдаткина Ольга Валерьевна, доцент кафедры государственного и муниципального управления и менеджмента Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент
460018, г Оренбург, пр. Победы, 13, ауд. 6102, тел. (3532) 372442, e-mail: [email protected]