Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2018, №4, Том 10 / 2018, No 4, Vol 10 https://esj.today/issue-4-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/26ECVN418.pdf Статья поступила в редакцию 20.07.2018; опубликована 07.09.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Иванова О.Е., Лешенок М.Н. Оценка влияния внешних факторов на объем продаж хлебобулочной продукции // Вестник Евразийской науки, 2018 №4, https://esj.today/PDF/26ECVN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Ivanova O.E., Leshenok M.N. (2018). Evaluation of the influence of external factors on the sales of bakery products. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(10). Available at: https://esj.today/PDF/26ECVN418.pdf (in Russian)
УДК 338.2 ГРНТИ 06.75.55
Иванова Оксана Евгеньевна
ФГБОУ ВО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия», поселок Караваево, Россия
Заведующий кафедрой «Бухгалтерского учета, анализа и аудита»
Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=704990
Лешенок Мария Николаевна
ФГБОУ ВО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия», поселок Караваево, Россия
Студентка 4 курса направления подготовки 38.03.01 «Экономика» Профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономический» факультет
E-mail: [email protected]
Оценка влияния внешних факторов на объем продаж хлебобулочной продукции
Аннотация. Выручка от продажи продукции является ключевым показателем хозяйственной деятельности организации для обеспечения устойчивого ее положения, экономических отношений с партнерами, стратегии дальнейшего развития. В современных условиях деятельность организации должна обеспечивать максимум эффективности финансово-хозяйственной деятельности как в текущей, так и в долгосрочной перспективе, что актуализирует проблему аналитического обеспечения управления процессом продаж во всех его аспектах. В настоящее время разработано значительное количество методик для проведения анализа продаж, раскрывающих результаты деятельности организации. Статья носит как теоретический, так и практический характер и посвящена рассмотрению возможности использования предлагаемых внешних факторов, влияющих на объем продаж хлебобулочной продукции, для построения пессимистического и оптимистического прогнозов. Авторами отражено, что деление значительного ассортимента выпускаемых видов хлебобулочной продукции на основе АВС-анализа позволяет выделить количество объектов исследования по их доле в структуре выручки и ассортименте. Результаты анализа в дальнейшем применялись для построения уравнения регрессии с учетом выделенных внешних факторов, влияющих на объем продаж хлебобулочной продукции. На основании полученной информации авторами представлены оптимистический и пессимистический прогнозы изменения суммы выручки, данные которых могут быть использованы при разработке долго-, средне- и краткосрочных перспектив в области управления процессом продаж. Авторы приходят к выводу, что применение общеизвестных методик анализа продаж целесообразно объединять исходя из
целей, которые хочет достичь организация, формируя информационную базу стратегического менеджмента в современных условиях.
Ключевые слова: хлебобулочная продукция; продажи; выручка; АВС-анализ; группа; фактор; уравнение; прогноз
В современном мире каждое предприятие стремится получать наибольшую выручку от продажи продукции, которое определяет производственную и финансовую деятельность организации. От этой задачи не отличаются и предприятия, которые выпускают хлеб и хлебобулочные изделия. Хлебобулочные изделия это - продукты первой необходимости, которые содержат необходимые для нормальной жизнедеятельности человека пищевые вещества, среди которых белки, углеводы, липиды, витамины, минеральные вещества и пищевые волокна. Для того, чтобы выручка от продажи хлебобулочной продукции была велика необходимо, контролировать ценовую политику, а также вести контроль качества выпускаемой продукции.
Цель анализа процесса продаж состоит в решении набора аналитических задач, причем, наиболее важной составляющей для анализа результативных показателей является качественная исходная информация. Успешно эта цель может быть достигнута в рамках результативного управления производственным процессом организации. При этом необходимо не только оценить тенденции роста и спада продаж, но и выявить перспективные и бесперспективные виды продукции, а также товары, для продвижения на рынок которых следует приложить определенные усилия [5, 7]. В современных динамических условиях методы и модели анализа процесса продаж продолжают оставаться вопросом дискуссионным, не до конца исследованным экономической наукой, требуя углубленного изучения. В связи с этим необходимо развивать и исследовать теоретико-методические подходы к анализу процесса продаж с позиции системности имеющейся информации.
Процесс продажи продукции, работ и услуг предполагает не только определение финансового результата, но и формирование затрат, связанных с ней, так как сам процесс продаж так же требует определенных расходов. Для процесса продаж важнейшим фактором увеличения прибыли является повышение объема производства и продажи продукции, а также внедрение научно-технических разработок, и, следовательно, увеличение производительности труда, сокращение себестоимости, усовершенствование качества продукции. Основной источник доходов предприятий - выручка от продажи продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и продажу продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта - получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования. Так как объем выручки формирует финансовый результат хозяйственной деятельности организации, следует отметить, что выручка формируется из двух слагаемых: результаты продажи, предоставления работ и услуг, а также от хозяйственных операций, составляющих предмет деятельности предприятия, например, такие как: сдача в платную аренду основных средств, вложения средств в уставный капитал других организаций и другие. Эти показатели формируют объем выручки. Значимость темы продаж продукции будет всегда иметь актуальный характер [10].
А вот для продажи хлеба и хлебобулочных изделий общеустановлены максимальные сроки их реализации. По ГОСТам они могут быть проданы в магазине, занимающемся продажей хлеба и хлебобулочных изделий сразу после их выпекания: ржаной хлеб - не больше, чем через 36 часов; пшеничный хлеб - не больше, чем через 24 часа; мелкие хлебные изделия
(до двухсот грамм) - не больше, чем через 16 часов 1. Кроме того, российский рынок хлебобулочной продукции находится на сложной стадии развития. С начала XXI века наблюдается тенденция сокращения и потребления хлебобулочных изделий. Хлеб перестает быть основным продуктом питания россиян, каким он являлся ранее [6]. Так, согласно Федеральной службе государственной статистике в целом по Российской Федерации производство хлебобулочных изделий недлительного хранения в 2015 году по сравнению с уровнем 2010 года снизилось на 7,4 п.п., и в 2015 году составило 6309 тыс. т. Причем по данной категории наблюдается снижение по всем видам изделий, кроме роста производства сдобных упакованных изделий и пирогов, пирожков и пончиков соответственно на 10,6 п.п. и 35,5 п.п. (рисунок 1)2.
Рисунок 1. Производство хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения и сухих хлебобулочных изделий длительного хранения по видам в целом по Российской Федерации, тыс. т (составлено/разработано автором)
Относительно производства хлебобулочных изделий длительного хранения в целом, за представленный период времени наблюдается рост на 20,4 п.п. Так, производство:
• упакованных хлебобулочных изделий длительного хранения возросло с 91,7 тыс. т в 2010 году до 118 тыс. т в 2015 году, т.е. на 28,7 п.п.;
• хлебобулочных изделий с пониженной влажностью (сухари, гренки, хрустящие хлебцы, бублики, баранки, сушки, соломка, палочки хлебные) - на 17,3 п.п.;
• полуфабрикатов хлебобулочных - на 19,2 п.п.;
• прочей хлебобулочной продукции (галеты, крекеры и другое) - на 17,2 п.п.
1 ГОСТ 31752-2012 Международный стандарт. Изделия хлебобулочные в упаковке. Технические условия (введен в действие приказом Госстандарта от 29.11.2012 № 1498-ст).
2 Промышленное производство в России. 2016: Стат. сб. / Росстат. - М., 2016. - 347 с.
26ECVN418
Но по данным Федеральной службе государственной статистике объем потребления хлебобулочных изделий на душу населения в целом по Российской Федерации (в среднем на потребителя в год, кг) снижается с каждым годом. В 2012 году средняя доля потребления хлебобулочных изделий составляет 94 кг, в 2013-2014 гг. она составляет 91 кг, в 2015-2016 гг.
- 89 кг (рисунок 2).
На наш взгляд для комплексного исследования объема потребляемых хлебобулочных изделий необходимо оценить влияние внешних факторов, влияющих на объем продаж хлебобулочных организаций. Продажа хлебобулочных изделий - это своего рода продажа, которая является основной деятельностью любого коммерческого предприятия. Объем продаж
- один из важнейших показателей эффективности работы организации. Изменение этого показатели в ту или иную сторону может свидетельствовать об изменениях тенденций развития рынка, недостатках в работе организации, что при отсутствии своевременного реагирования, может привести к серьезным проблемам. Во избежание этих проблем необходимо регулярно проводить мониторинг продаж. Основным показателем продаж является выручка, исходя из которой формируется дальнейший финансовый результат - прибыль или убыток предприятия [1].
Рисунок 2. Объем потребления хлебобулочных изделий на душу населения (в среднем на потребителя в год кг) (составлено/разработано автором)
Рассмотри анализ продаж хлебобулочных изделий на примере экономического субъекта, функционирующего на территории г. Кострома - ООО «Хлебозавод №4». Основным видом экономической деятельности является производство сухарей, печенья и прочих сухарных хлебобулочных изделий, производство мучных кондитерских изделий.
Изучение уровня продаж хлебобулочный изделий за последние три года позволяет сделать вывод, что уровень продаж хлебобулочных изделий увеличился на 2547,59 ц или на 64,1 %. Как показала практика деятельности ООО «Хлебозавод №4» наибольшим спросом пользуется хлеб следующего наименования: хлебобулочное изделие «Умница», батон «Нарезной», хлеб «Дарницкий». Рост продажи печенья в 2017 году по сравнению с уровнем 2015 года составил 147,59 ц или 8,1 %. Наиболее популярны следующий вид печенья: «Милова» классическое, «Милова» классическое с узором, «Милова» начинка вареная сгущенка. Произошло снижение продаж пряников на 1215,56 ц или на 33,9 %. Пользуются спросом пряники следующих видов: «Милова» шоколадные, «Милова» фруктово-ягодная начинка, «Милова» мятные. Осталась не изменна за анализируемый период продажа сухарей. Наиболее популярны следующие наименования сухарей: «Милова» с изюмом в сахаре, «Милова» ванильные, «Милова» с орехами, «Милова» с изюмом.
За анализируемый период денежная выручка по продукции печенье возросла на 13,9 % и составила 16207,01 тыс. руб. Рост денежной выручки по продукции печенье связан с увеличением количества проданной продукции на 1,5 %, но следует отметить, что возросла и средняя цена продажи 1 ц продукции на 1770,26 руб. или на 12,3 %. Денежная выручка по продукции пряники за анализируемый период сократилась на 16,75 % и составила 15791,24 тыс. руб. Сокращение денежной выручки произошло за счет уменьшения проданного количества продукции на 26,4 %, но возросла средняя цена продажи 1 ц продукции на 1836,18 руб. или на 13 %. Финансовый результат (прибыль) от продаж хлебобулочной продукции в период с 2015 года по 2017 год в организации увеличился на 24,5 %. Так, при увеличении количества проданной продукции на 27,41 ц финансовый результат от продажи продукции печенья увеличился на 80,87 тыс. руб. При возрастании себестоимости 1 ц продукции печенья на 307 руб. финансовый результат сократился на 557,34 тыс. руб. При увеличении средней цены продаж 1 ц продукции на 975,13 руб. финансовый результат вырос на 1770,26 тыс. руб. Прибыль от продаж пряников сократилась на 9,2 %. Данное обстоятельство объясняется тем, что уменьшился объем продаваемых пряников на 850,66 ц, что повлекло снижение прибыли на 1567,63 тыс. руб. При возрастании себестоимости 1 ц пряников на 343,98 руб. финансовый результат сократился на 814,28 тыс. руб. При увеличении средней цены продаж 1 ц продукции на 775,67 руб. финансовый результат вырос на 1836,18 тыс. руб.
Используя данные Костромастат за первую половину 2018 года нами были изучены цены на хлеб и хлебобулочные изделия на территории Костромской области за 2018 год, что отражено графически на рисунке 3. В целях государственного регулирования цены на хлеб для защиты интересов потребителей, создания экономической заинтересованности участников продовольственного рынка, а также для обеспечения стабильных условий его функционирования, в регионе наблюдается незначительный рост средних потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия за первые четыре месяца 2018 - с среднем на 1,1 п.п.
85
80 75 70 65 60 55 50 45 40
/:>, /0 Д- Jd, lb -*- id, H -A-- 75,29
« 11 56 94 56 94
-■- -■
44,67 44,63 44,39 45,11
-Хлеб из ржаной муки и из смеси муки ржаной и пшеничной
-Хлебобулочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов
Хлебобулочные изделия из пшеничной муки высшего сорта
ЯН 2018 ФЕВ 2018 MAP 2018 AHP201S
Рисунок 3. Средняя потребительская цена на хлеб и хлебобулочные изделия по Костромской области в 2018 г., руб./кг (составлено/разработано автором)
Ценовая политика хлебобулочной продукции в ООО «Хлебозавод №4» менялась на конец 2017 г. Так, например, цена по категории печенье изменилась на 10 %, цена по категории сухари изменилась на 15 %, по категории пряники цена изменилась на 8 %, цена по категории хлебобулочные изделия изменилась на 5 %. Поэтому, для нахождения факторов, влияющих на размер выручки, необходимо определится с набором показателей, которые оказывают зависимость на результативный индикатор. Так для определения плотности распределения в регионе нами проведена сравнительная характеристика деятельности ООО «Хлебозавод №4» с основным его конкурентом по выпуску хлебобулочных изделий ОАО «Русский хлеб». Выручка
ООО «Хлебозавод №4» по сравнению с ОАО «Русский хлеб» не особо велика и составила десятую долю от объема продаж конкурента (рисунок 4).
800 000,00 700 000,00 600 000,00 500 000,00 400 000,00 300 000,00 200 000,00 100 000,00 0,00
501 413,00
668 155,00
705 138,00
670 020,00
VvV
—^уу;-
vyy vyy vyy
43 161,00
viXlXi_
-
wv;
171.
ЛЛА
-ЛЛЛ__
00
-vw-
.Х^Х-У'
,00
_WV_
Ш62 527
467 536,00
-WW
-■■ixix^ -■■ixix^ --i-i-i— -^хх^
-^ХХ^ —
,00^57 795,00
■-^хх^-
. ш*» . шаа . шйи
2013
2014
2015
2016
2017
£ Выручка тыс.руб Русский хлеб. о Выручка тыс.руб. Хлебозавод №4
Рисунок 4. Динамика выручки от продажи хлебобулочной продукции, тыс. руб. (составлено/разработано автором)
Для хлебобулочных организаций, имеющей определённую базу состава и наличия хлебобулочной продукции, необходимо в первую очередь определить частоту определенных экономических явлений на основе качественной оценки и значимости отдельно взятого хлебобулочного изделия, с применением АВС-анализа, основанного на методе В. Парето. При использовании данного инструментария возможно распределить совокупность потенциально возможных объектов на группы по удельному весу того или иного показателя. Этот метод предполагает деление объектов анализа на три группы:
• группа А - незначительное количество объектов, с высоким удельным весом по выбранному показателю;
• группа В - среднее количество объектов, со средним удельным весом по выбранному показателю;
• группа С - большое количество объектов, с невысоким удельным весом по выбранному показателю [2].
Проведенное исследование на основе имеющейся информации отражает, что по продукции печенья:
• на группу А приходится на структуру выручки 77 %, но на структуру ассортимента приходится лишь 8 % (печенье «Калорийное» в/с, «Милова» классическое в/с);
• на группу В приходится на структуру выручки 18 %, но на структуру ассортимента 14 % (печенье «Милова» начинка варенная сгущенка, классическое в сахаре, традиционное, «Костромичка»);
• на группу С приходится на структуру выручки лишь 5 %, но на структуру ассортимента 78 % (печенье «Юбилейное», «Загадка», «Кокосовое», «Костромские дали», «Гороскоп», «Восточное», «Солнышко», «Малютка»).
Это наглядно показано на рисунке 5.
Рисунок 5. АВС-анализ по продукции печенья (составлено/разработано автором)
По продукции пряники (рисунок 6):
• на группу А приходится на структуру выручки 79 %, но на структуру ассортимента приходится 25 % (пряники «Овсяное Костромское», «Астра», «Сливочные», «Шоколадные», «Мятные», «Ночка», «Имбирные»);
• на группу В приходится на структуру выручки 16 %, но на структуру ассортимента 20 % (пряники «Идеал», «К чаю», «Ароматные», «Пчелка», «Осенние», «Светлячок»);
• на группу С приходится на структуру выручки лишь 5 %, но на структуру ассортимента 55 % (пряники «Милова» мятные, натуральные с имбирем, овсяные, молочные, шоколадные, ванильные с орехами, со вкусом топленого молока, «Южанка, «Старорусские», «Мечта», «Медок», «Клюква», «Днепровские», «Молочные», «Ночка», «Шоколадные»).
Рисунок 6. АВС-анализ продукции пряники (составлено/разработано автором) По продукции хлебобулочные изделия (рисунок 7):
• на группу А приходится на структуру выручки 78 %, но на структуру ассортимента приходится 22 % (хлеб «Дарницкий», «Белый из пшеничной муки», «Горчичный», «Умница», батон «Молочный нарезной», «Нарезной»);
на группу В приходится на структуру выручки 17 %, но на структуру ассортимента 23 % (хлеб «Горчичный» (нарезка), «Белый из пшеничной муки» в/с, «Дарницкий» круглый», батон «Умница» с йодом в/с);
на группу С приходится на структуру выручки лишь 5 %, но на структуру ассортимента 55 % (хлеб «Пшеничный формовой», «Заволжский», «Дарницкий» (сухарики), «Целебный», «Полезный», «Пикантный», батон «Солнечный», куличи, булочка «С кунжутом», «С изюмом», «Сдобная»).
Рисунок 7. АВС-анализ продукции хлебобулочные изделия (составлено/разработано автором)
По продукции сухари (рисунок 8):
• на группу А приходится на структуру выручки 78 %, но на структуру ассортимента приходится 24 % (сухари «С изюмом», «Киевские», «Лесные», «Осенние», «Милова» с изюмом в сахаре, «Панировочные», «С ванилином»);
• на группу В приходится на структуру выручки 16 %, но на структуру ассортимента 17 % (сухари «Горчичные», «Лесные», «Милова» с орехами в сахаре, ванильные фасованные, горчичные);
• на группу С приходится на структуру выручки лишь 6 %, но на структуру ассортимента 59 % (сухари «Киевские», «Милова» ванильные, с орехами, ванильные мелкие, «Лимонные», «Орешек», «Ароматные»).
Рисунок 8. АВС-анализ продукции сухари (составлено/разработано автором) Страница 8 из 12
В настоящие время с помощью математических методов возможно принять различные модели, которые помогут спрогнозировать показатель в динамике. Методический инструментарий анализа продаж хлебобулочной продукции включает в себя совокупность методов и приемов, которые могут обеспечить решение важнейших задач проведения анализа и соответственно достижение его цели. В работе нами применен корреляционный и регрессионный анализ для определения факторов, влияющих на величину выручки [4, 8, 9]. Целью данного анализа выступает формирование аналитического обеспечения принятия текущих решений в области управления процессом продаж хлебобулочной продукции. Основными этапами построения регрессионной модели являются: построение системы показателей (факторов); выбор вида модели и оценка ее параметров; проверка качества модели; прогнозирование на основе модели регрессии [10].
Организации необходимо самостоятельно разрабатывать и модернизировать систему управления процесса продаж исходя из влияющих концептов в процессе управления. В качестве результативного показателя (у) выступает выручка по группам А, В, С по видам хлебобулочной продукции. В качестве влияющих факторов нами определены следующие компоненты:
• Х1 - средняя численность населения по городам (чел.);
• х2 - эластичность спроса на хлебобулочные изделия;
• хз - плотность распределения хлебобулочных в регионе % [3].
Для первого фактора были взяты основные города куда поступает хлебобулочная продукция ООО «Хлебозавод №4» такие как, Ярославль, Череповец, Рыбинск, Вологда, Иваново, Волгореченск, Кострома, Буй, Санкт-Петербург.
Для выявления факторов, влияющих на каждую из групп необходимо выполнить корреляционный анализ, который состоит в том, чтобы вычислить коэффициенты корреляции каждого фактора, т. е. связь переменных. Для каждой выделенной группы определено, что на результативный показатель у влияют факторы х1, х2, х3, т. е. средняя численность населения по городам (чел.), эластичность спроса на хлебобулочные изделия и плотность распределения хлебобулочных в регионе %, соответственно. Коэффициент детерминации Я2 = 0,99, показывает, что на 99 % результативный фактор у зависит от всех факторов.
Уравнения регрессии имеют следующий вид:
по группе А: у = -417215,006 + 0,5254173x1 + 6972,62116x2 + 3333,65287хз (1)
по группе В: у = -58524,9 + 0,088653х1 - 10413,6х2 + 473,2041хз (2)
по группе С: у = -196088 + 0,295507х1 - 34702,3х2 + 1577,321хз (3)
После построения уравнений регрессий для обозначенных групп хлебобулочной продукции необходимо определиться как будет менять сумма выручки в зависимости от уровня изменения выделенных факторов. Определение величины результативного показателя с методической точки зрения должно осуществляться, как правило, путем предварительной подборки величины выделенных факторов с последующим обсуждением и достижением согласия в ходе совещания. Факторы, влияющие на результативный показатель - выручку от продаж хлебобулочной продукции, возможно комбинировать с данными бизнес-плана организации. Поэтому, авторами исследования построен оптимистический и пессимистический прогноз изменения выручки от продаж хлебобулочной продукции в зависимости от варьирования величины выделенных факторов в большую или меньшую сторону от фактического значения результативного признака 2017 года.
Для построения прогноза необходимо подставить в ранее составленные уравнения регрессии ожидаемою величину факторов х. Результаты представлены на графике. Таким образом, по пессимистическому прогнозу для хозяйствующего субъекта в прогнозном периоде по группе «А» получаем выручку в размере 54045 тыс. рублей; по оптимистическому прогнозу - выручка составит 57961 тыс. рублей; по группе «В»: по пессимистическому прогнозу -выручка 9991 тыс. рублей, по оптимистическому - 11167 тыс. рублей; по группе «С» в будущем году организация может получить по пессимистическому прогнозу выручку в размере 3378 тыс. рублей, по оптимистическому прогнозу 3623 тыс. рублей. Полученные данные представлены на рисунке 9.
70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0
57961 54236 54045
А
tt фактический У оптиместический im пессимистический
10169 11167 9991
33903623 3378
В
С
Рисунок 9. Пессимистическое и оптимистическое прогнозирование выручки по группам, тыс. руб. (составлено/разработано автором)
Резюмируя приведенные выше расчеты, следует отметить, что при построении прогнозов на будущий год под влиянием определенных факторов объем выручки либо снизится, либо повысится в среднем: в группе «А» на 3725 тыс. рублей; в группе «В» на 998 тыс. рублей; в группе «С» на 233 тыс. рублей. Полученные данные помогут организации выстроить определенный план действий дальнейшего развития своей деятельности, с целью увеличения суммы выручки, а тем самым улучшить положение организации в целом. Применение АВС-анализа, экономико-математического инструментария в практической работе хлебобулочных организаций позволит более эффективно управлять товарными ассортиментом, что повлечет ускорению товарооборачиваемости, повысит долю высоко прибыльных хлебобулочных изделий, оценит проводимую товарную политику и ожидаемый прогноз значимых показателей.
Для определения дальнейшего развития необходимо определиться с перечнем мероприятий, имеющим тесную привязку к целям организации. Проведенное исследование позволило выделить следующие этапы реализации аналитической функции процесса продаж хлебобулочной продукции:
• постановка цели анализа и оценка процесса продаж экономического субъекта;
• формирование информационной базы для осуществления исследования;
• определение методов и приемов реализации аналитической функции;
• принятия решения на основании результатов проведенного исследования.
Подобное применение результатов исследования позволит управленческому персоналу и собственникам организации проследить соответствие качества хлебобулочной продукции с требованиями потребителей, наличие надежного потребительского сервиса, эффективность рекламных мероприятий и др. Реализация теоретических и практических результатов исследования направлена на формирование и совершенствование оценки внешних факторов, влияющих на сумму выручки от продаж продукции, контроль, управление и прогнозирование результатов хозяйственной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Башева, А.В. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / А.В. Башева, М.В. Фирсов; Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2014. - 79 с.
2. Иванова, О.Е. Аналитическое формирование системы управления лекарственными средствами: монография / Иванова О.Е., Солдатова Л.И., Кривцова И.Н. и др. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 89 с.
3. Иванова, О.Е. Оценка внешних факторов влияющих на объем продаж хлебобулочной продукции / О.Е. Иванова, М.Н. Лешенок // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции - Стерлитамак: АМИ, 2018. - С. 146-149.
4. Иванова, О.Е. Стратегический анализ внешней и внутренней среды организации / О.Е. Иванова, М.А. Козлова, Е.И. Швакова // Материалы международной научно
- практической конференции «Научные исследования и разработки в эпоху глобализации». - Уфа: ООО «Аэтерна», 2016. - С. 153-156.
5. Колачева, Н.В. Финансовый результат предприятия как объект оценки и анализа / Н.В. Колачева // Вестник НГИЭИ - 2015 - № 1 (44). - С. 12-23.
6. Нилова, Л.П. Оптимизация ассортимента хлебобулочных изделий на основе анализа структуры потребительского рынка в г. Санкт-Петербурге и Челябинске / Л.П. Нилова, Н.В. Науменко, И.В. Калинина, К.Ю. Маркова // Вестник ЮУрГУю
- № 8. - 2011. - С. 183-189.
7. Рачек, С.В. Бухгалтерский учет и анализ: учебное пособие / С.В. Рачек, И.В. Еремина - Екатеринбург: УрГКПС, 2016. - 411 с.
8. Солдатова, А.П. Экономико-математическое моделирование, как метод управления производственными процессами организации / А.П. Солдатова, Л.И. Солдатова // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Экономика и менеджмент: от теории к практике», 2014. - С. 119-122.
9. Солдатова Л.И. Источники финансирования организации / Л.И. Солдатова // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Научно-технический прогресс как фактор развития современной цивилизации», Стерлитамак: АМИ, 2017. - С. 163-167.
10. Царев, В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций): теория и методология: учебное пособие / В.В. Царев, А.А. Кантарович, В.В. Черныш -М.: Юнити-Дана. - 2015. - 799 с.
Ivanova Oksana Evgenievna
Kostroma state agricultural academy, village Karavayevo, Russia
E-mail: [email protected]
Leshenok Maria Nikolaevna
Kostroma state agricultural academy, village Karavayevo, Russia
E-mail: [email protected]
Evaluation of the influence of external factors on the sales of bakery products
Abstract. Proceeds from the sale of products is a key indicator of the economic activity of the organization to ensure its sustainable position, economic relations with partners, and strategies for further development. In modern conditions, the activities of the organization should ensure maximum efficiency of financial and economic activities in the current and in the long term, which actualizes the problem of analytical support of the management of the sales process in all its aspects. Currently, a significant number of methods have been developed for analyzing sales that reveal the results of the organization's operations. The article is both theoretical and practical and is devoted to the consideration of the possibility of using the proposed external factors affecting the sales of bakery products to build pessimistic and optimistic forecasts. The authors reflect that the division of a significant assortment of produced bakery products on the basis of ABC analysis allows us to identify the number of research objects by their share in the revenue structure and assortment. The results of the analysis were subsequently used to construct the regression equation taking into account the selected external factors affecting the sales of bakery products. Based on the information received, the authors presented optimistic and pessimistic forecasts of changes in the amount of revenue, which data can be used to develop long, medium and short-term prospects in the field of managing the sales process. The authors come to the conclusion that application of well-known methods of sales analysis is expedient to be combined on the basis of the goals that the organization wants to achieve, forming the information base of strategic management in modern conditions. Proceeds from the sale of products is a key indicator of the economic activity of the organization to ensure its sustainable position, economic relations with partners, and strategies for further development. In modern conditions, the activities of the organization should ensure maximum efficiency of financial and economic activities in the current and in the long term, which actualizes the problem of analytical support of the management of the sales process in all its aspects. Currently, a significant number of methods have been developed for analyzing sales that reveal the results of the organization's operations. The article is both theoretical and practical and is devoted to the consideration of the possibility of using the proposed external factors affecting the sales of bakery products to build pessimistic and optimistic forecasts. The authors reflect that the division of a significant assortment of produced bakery products on the basis of ABC analysis allows us to identify the number of research objects by their share in the revenue structure and assortment. The results of the analysis were subsequently used to construct the regression equation taking into account the selected external factors affecting the sales of bakery products. Based on the information received, the authors presented optimistic and pessimistic forecasts of changes in the amount of revenue, which data can be used to develop long, medium and short-term prospects in the field of managing the sales process. The authors come to the conclusion that application of well-known methods of sales analysis is expedient to be combined on the basis of the goals that the organization wants to achieve, forming the information base of strategic management in modern conditions.
Keywords: bakery products; sales; revenue; ABC-analysis; group; factor; equation; forecast