Научная статья на тему 'Совершенствование стратегии развития экономики региона'

Совершенствование стратегии развития экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
822
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожкова Анжела Юрьевна

В статье исследованы приоритеты государственной региональной политики. Определены условия, с учетом которых должно осуществляться государственное регулирование региональной экономикой и социальной сферой. На основе анализа современного социально-экономического состояния Ростовской области определены приоритетные направления стратегии экономического и социального развития. Обоснованы также мероприятия институционального характера, необходимые для формирования и реализации стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование стратегии развития экономики региона»

Совершенствование стратегии развития экономики региона

Рожкова Анжела Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент,

профессор кафедры таможенного дела Факультет повышения квалификации Ростовского филиала Российской таможенной академии Rozhkova Anzhela Urievna, the Candidate of Economic science, Associate Professor

The Professor of Customs Business Department The Department of refresher courses Rostov Branch of Russian Customs Academy

Аннотация

В статье исследованы приоритеты государственной региональной политики. Определены условия, с учетом которых должно осуществляться государственное регулирование региональной экономикой и социальной сферой. На основе анализа современного социально-экономического состояния Ростовской области определены приоритетные направления стратегии экономического и социального развития. Обоснованы также мероприятия институционального характера, необходимые для формирования и реализации стратегии.

Ключевые слова: регион; регулирование; стратегия; социально-экономическое

развитие.

The summary

In article priorities of the state regional policy are investigated. Conditions with which account state regulation by regional economy and social sphere should be carried out are defined. On the basis of the analysis of a modern social and economic condition of the Rostov region priority directions of strategy of economic and social development are defined. The actions of institutional character necessary for formation and realization of strategy are proved also.

Keywords: region; regulation; strategy; social and economic development.

Одной из активных форм реализации управления является долгосрочное планирование, направленное на разработку стратегий социальноэкономического развития регионов.

Институты в совокупности образуют институциональную структуру экономики, которая характеризуется определенной самостоятельностью. Опыт рыночных преобразований показал, что сосредоточение только на социальноэкономических, рыночных реформах привело к недооценке институциональных преобразований, что обусловило целый ряд отрицательных проявлений и

процессов.

Институты - это способ мышления и действия, воплощенный в социальных обычаях, установках, правилах и привычках. Они характеризуются значительным разнообразием и сложной внутренней структурой. Их классификация базируется на большом количестве критериев, среди которых формальные, закрепленные в законодательных и других нормативных актах и означают обязательность их соблюдения. К ним относятся институты делового поведения, регулирующие отношения людей в процессе хозяйственной деятельности [2].

Наличие природных ресурсов, количества и плотности трудоспособного населения, предложение новейших технологий, которые повышают производительность труда, не являются ключевыми факторами объяснения темпов экономического роста и увеличения ВВП. Поэтому, с одной стороны, целью экономического анализа выступают исследования институтов, которые с помощью механизмов транзакционных расходов и спецификации прав собственности, определяют цели и стимулы для продуктивного поведения индивидов и организаций. С другой стороны, не менее важной задачей является анализ тех институтов, которые создают в экономике "проблемные зоны" и ведут к ее торможению [3].

Несогласованность формальных и неформальных институтов приводит к долгосрочному экономическому спаду, диспропорциям фискального характера и возникновению псевдорыночных отношений. Эти отношения лишь имитируют рынок. Лидеры тех политико-олигархических группировок, которые перманентно побеждают, используя возможности ассиметричной информации, максимизируют получение ренты с одновременным жестким контролем над конкурентами. Фактами рентных отношений периода постсоветской трансформации является несоответствие рыночных и государственных цен; субсидии, связанные с заниженными процентными ставками в государственных кредитных учреждениях; нецелевое использование денежных средств государственного бюджета; приватизация с использованием трансфертного ценообразования; существование жестких стандартов, которых невозможно

придерживаться в хозяйственной деятельности; экспортный и импортный контроль; налоговые льготы и неплатежи; незаконное возмещение НДС; прямые дотации подконтрольным предприятиям.

На рубеже веков при обсуждении основных проблем в экономической политике государства проводилась полемика о приоритете регулирования или дерегулирования хозяйственной деятельности. Мировой опыт показывает, что только с помощью государства возможно построение цивилизованного рыночного хозяйства.

Важнейшей функцией государственной власти является стратегическое планирование, которое должно осуществляться с помощью разработки и принятия государственных программ, определяющих наиболее важные и в тоже время достижимые цели социально-экономического развития страны. Следует отметить, что в условиях рыночной экономики речь идет именно о программировании, а не о всеобъемлющем директивном планировании в том виде, в котором оно реализовывалось в советский период. В государственном же секторе, который сохраняется в современной российской экономике, стратегическое государственное планирование объективно необходимо. В рыночном секторе экономики может применяться индикативное планирование в территориальном и отраслевом разрезе. Одновременно бизнес-планирование для отдельных предприятий также остается важнейшим инструментом формирования средне - и долгосрочных целей экономического развития. Таким образом, план как политэкономическая категория "переживает" стадию реабилитации. Планирование в той или другой форме будет применяться, пока существует государство независимо от того, какие отношения (рыночные или нерыночные) характерны для общества.

Трансформационная экономика является специфическим объектом государственной экономической стратегии. Ей присущ ряд системных особенностей, среди которых: институциональная недостаточность и

динамичность производственных отношений; потеря целостности экономической системы; деструктивная мотивация хозяйствующих субъектов; распространение нелегитимных регуляторов экономической сферы; нарушение

воспроизведенных процессов на микроуровне и процесса общественного воспроизводства [1]. Указанные особенности закладывают фундамент важных диспропорций в экономической стратегии государства, ограничивают ее действенность, чем влияют на снижение эффективности саморегулирующихся механизмов экономической системы. Это разногласие составляет один из парадоксов трансформационного периода. При таких условиях именно последовательность, взвешенность и обоснованность государственной стратегии являются ключевыми факторами производительности переходных процессов

Как свидетельствует макроэкономическая динамика последних лет, в России происходит формирование новой целостной общественноэкономической системы, способной быть объектом последовательной государственной экономической стратегии.

Основной целью государственной региональной политики на современном этапе развития является создание условий, которые дадут возможность регионам полностью реализовать имеющийся потенциал, сделать максимальный вклад в национальную экономику, получить конкурентные преимущества на внешнем рынке.

Для реализации вышеназванных принципов государственное регулирование региональной экономикой и социальной сферой должно осуществляться с учетом таких условий: тесное взаимодействие

администрации региона с исполнительными органами местного самоуправления в целях проведения единой экономической политики; оптимальное объединение государственного регулирования и рыночной самоорганизации; обеспечение рационального баланса экономического и социального развития территории; развитие и активное взаимодействие органов власти с негосударственными объединениями, которые выполняют квазиуправленческие функции (союзами, ассоциациями и т.п.) и способны решать отраслевые и межотраслевые задачи; развитие экономики с учетом процессов глобализации, инновационной направленности субъектов экономики, усиление конкуренции с привлечением капитала; расширение

инновационной деятельности, направленной на увеличение доли конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции, разработка и внедрение в производство импортозамещающей продукции, использование ресурсо- и энергосберегающих технологий; приведение структуры мощностей и производства в соответствие со структурой спроса, повышение финансовой устойчивости предприятий.

Выполнение этих условий во многом определяется наличием солидарной ответственности правительства, региональных органов государственной власти и местного самоуправления, а также бизнеса, деятельность которого осуществляется на конкретной территории

Целью реализации стратегии является создание реальных условий для улучшения благосостояния населения, решение неотложных социальных проблем на основе повышения эффективности функционирования региональной экономики через структурную реорганизацию, более эффективное использование экономического, естественно-ресурсного и человеческого потенциала на принципах постепенного достижения европейских стандартов жизни [4].

На основе анализа современного социально-экономического состояния Ростовской области определены 7 приоритетных направлений стратегии:

1) реструктуризация и диверсификация экономики региона;

2) развитие отраслей с высоким инновационным потенциалом;

3) развитие рыночной среды; поддержка малого и среднего предпринимательства;

4) реформирование жилищно-коммунального хозяйства, реконструкция и развитие инженерной и транспортной инфраструктуры;

5) развитие трудового потенциала: улучшение демографической ситуации; обеспечение рациональной занятости населения, повышение эффективности использования трудовых ресурсов; развитие сферы социальных услуг; построение культурного пространства; поддержка социально незащищенных слоев населения;

6) рациональное использование и восстановление природных ресурсов,

охрана окружающей среды;

7) совершенствование территориальной структуры экономики, решение проблем монофункциональных городов.

В стратегии по всем приоритетным направлениям должны быть указаны операционные цели третьего уровня, которые могут быть отражены в ежегодных программах экономического и социального развития региона, целевых и других региональных программах, определены инструменты ее реализации, а именно организационно-управленческая, инвестиционная, инновационная и бюджетно-финансовая составляющие, индикаторы реализации стратегии.

Исследование показало, что инструменты организационного обеспечения рыночных преобразований в экономике региона, которые используются в стратегиях, не подкреплены соответствующими формальными актами и неформальными правилами. В связи с этим, необходимо в процессе рыночных преобразований экономики в регионе предусмотреть введение таких норм и правил: обязательность предоставления экономическими субъектами региона независимо от форм собственности предложений относительно объемов производства и сбыта продукции (работ, услуг); установление для субъектов хозяйствования объемов участия в развитии региона; разработка и использование правил конкуренции, предотвращение банкротства и обострения социальных отношений; подотчетность субъектов хозяйствования, выполняющих мероприятия стратегии, органам местного самоуправления и экономическая ответственность за их осуществление; создание корпоративного органа экономического развития региона; систематическая разработка планов-предложений для субъектов хозяйствования относительно корпоратизации деятельности и создание неформальных ассоциаций (кластеров). В этом заключаются основные целевые установки формирования организационного обеспечения рыночных преобразований в экономике региона.

Указанные предложения основаны на свойстве учреждений одновременно влиять на элементы и функции организационных, экономических,

хозяйственных механизмов.

Например, введение обязательности предоставления субъектам хозяйствования региона предложений относительно объемов производства и сбыта продукции, работ и услуг, что позволит совершенствовать такие инструменты стратегии, как формирование эффективной межотраслевой структуры производства, создание конкурентной среды в регионе, разработка общей политики развития региона, совершенствование отношений собственности.

Для формирования и реализации стратегии необходимо осуществить и другие мероприятия институционального характера. Формирование целостной системы управления экономикой региона должно предусматривать дополнительную регламентацию: организационных условий относительно

взаимодействия центральных органов, их подразделений, региональных, местных органов власти, практики распределения между ними полномочий и ответственности с использованием элементов маркетинговой, управленческой и прогностической деятельности; правовых условий, с целью контроля деятельности предпринимательских структур; экономических условий для повышения обеспеченности региона собственными финансовыми средствами; информационных условий, которые обеспечивают получение достаточный информации о хозяйственном комплексе региона и подготовке предложений по корпоратизации производственной деятельности.

Должна быть скоординирована работа региональной и городской администраций, органов государственной налоговой службы для осуществления в полном объеме поступлений в бюджеты всех уровней. Дополнительные поступления в местные бюджеты могут быть обеспечены за счет увеличения среднемесячной заработной платы, ликвидации задолженности по выплате заработной платы, выполнения программ занятости населения Ростовской области, сокращения уровня зарегистрированной безработицы.

Институциональный подход позволит предотвратить имеющиеся в стратегии недостатки.

В стратегии было бы целесообразно:

- включить самостоятельные разделы «Национальные интересы в стратегическом курсе экономического, социального и экологического развития региона», а также «Уровень жизни населения», в котором следовало бы проанализировать доходы и расходы населения, условия проживания, расслоение населения по уровням материального благосостояния, пути ликвидации бедности;

- раздел «Проблемы, возможности и угрозы стратегического развития Ростовской области» дополнить проблемами энергоснабжения;

- раздел «Приоритетные задачи и направления в сфере социальноэкономического развития» дополнить такими позициями: «реструктуризация промышленности»; «развитие высокотехнологичного сельхозмашиностроения».

Кроме того, необходимы направления, связанные с дальнейшим развитием агропромышленного комплекса и легкой промышленности. Необходимо включить ряд задач, например, создание инновационных кластеров.

В приоритете должны быть: «Реформирование жилищно-коммунального хозяйства, реконструкция и развитие инженерной и транспортной инфраструктуры» необходимо такое важное и необходимое направление реформирования, как создание транспортных коридоров.

Учитывая то, что Стратегия экономического и социального развития Ростовской области до 2015 г. объединяет государственные и региональные приоритеты, схема мониторинга должна формироваться в два этапа:

1 этап - мониторинг показателей достижения целей по государственным приоритетам относительно развития региона;

2 этап - мониторинг показателей относительно выполнения региональных стратегических целей.

По мнению Мельникова М., система мониторинга должна строиться на объективных и субъективных показателях [5].

Объективные показатели связаны с особенностями развития современной социально-экономической ситуации в стране, динамикой структурных изменений, реформированием собственности, состоянием природоохранной

деятельности, созданием рыночных механизмов и рыночных институтов, соответствующих законодательной базе. К субъективным показателям принадлежат, в частности: отношение населения к процессам реформирования собственности; оценка им как общей социально-экономической ситуации, так и условий своей жизни; уровень понимания хозяйственными руководителями и работниками сути социально-экономических изменений, путей преодоления современного кризиса, задач, которые стоят перед страной, трудовым коллективом, каждым работником того или другого региона.

Построение динамического ряда отмеченных показателей в их взаимосвязи и взаимодействии составляет суть социально-экономического мониторинга. Целью мониторинга, его главной задачей является объективная оценка реальной социально-экономической ситуации, анализ главных тенденций ее развития, прогнозирование перспективных направлений социальноэкономической политики, внесение необходимых корректив в концептуальную модель и практику рыночных преобразований. Сложность создания общегосударственной программы социально-экономического мониторинга связана, прежде всего, с особенностями региональных народнохозяйственных комплексов, с отличиями в темпах структурных преобразований, отраслевой спецификой, структурой собственности, другими факторами, которые значительно усложняют типологизацию и унификацию социальноэкономических процессов.

В то же время, чрезвычайно актуальной и перспективной, прежде всего с практической точки зрения, является разработка и реализация региональной (областной) программы социально-экономического мониторинга, которая бы позволяла фиксировать в системе объективных и субъективных показателей разнообразные аспекты социально-экономической ситуации в регионе, своевременно отслеживать тенденции ее развития, предусматривать возможные социальные и экологические последствия и вносить необходимые коррективы в практическую деятельность местных органов управления.

Состояние региональной экономики, экономических отношений в индикативной модели может быть определено с помощью показателей ВРП на

душу населения, уровня роста (падения) производства, соотношения накопления и потребления, доли ассигнований на науку и других показателей.

Обобщающими социальными показателями можно считать показатели качества жизни: естественный прирост населения, доля населения в

трудоспособном возрасте, средняя продолжительность жизни, уровень реальных доходов на душу населения, уровень безработицы, социальная мобильность населения, уровень социальной защищенности.

Оценка состояния экологической ситуации и природопользования в регионе осуществляется с помощью таких индикаторов, как уровень загрязнения окружающей среды, динамика уровня обеспеченности природными ресурсами, степень утилизации отходов и вторичных ресурсов, удельный вес продукции, которая произведена с применением ресурсосберегающих, экологически чистых технологий.

Действие социально-политических факторов на развитие региона оценивается с помощью показателей потенциальной конфликтности общества, а именно: формы, массовости и динамики проявления социальной

напряженности (акции протеста, митинги, забастовки); уровень доверия населения к властным структурам; проявление отрицательного поведения (преступность, суицид, алкоголизм, наркомания, психическая патология).

Важно отметить, что такие индикаторы, как состояние здоровья населения, бедность и прочие, могут выражаться как объективными, так и субъективными показателями, которые порождают проблему наложения, объединения этих групп показателей в систему мониторинга. Например, бедность как недостаток средств для существования и показатель антогонизации социальной структуры измеряется, как правило, соотношением доходов 10% богатейших и 10% беднейших граждан. Тем не менее социологи считают не менее объективными показатели относительной бедности, которые отображают материальное состояние респондентов, чьи жизненные стандарты ниже чем стандарты референтной группы [6].

Социально-экономический мониторинг как инструмент региональной политики дает возможность следить за динамикой интегральных показателей

развития и осуществлять корректирующее воздействие.

Таким образом, научно обоснованная политика регионального развития в современных условиях становится реальным гарантом экономической, социальной и экологической безопасности. Поэтому в мониторинг необходимо кроме приоритетов и их индикаторов включать объективные и субъективные показатели по таким группам: состояние экономики региона; социальные показатели региона; социально-политические факторы; духовная жизнь общества. Институциональные условия нужно дополнить такими показателями: количество принятых нормативных актов для развития экономики конкретной территории; ликвидация задолженности по выплате заработной платы; сокращение безработицы; налоговые поступления; источник финансирования стратегии (государственный бюджет, областной бюджет, собственные ресурсы субъектов хозяйствования, привлеченные средства, заемные ресурсы).

На основе мониторинга стратегии реально будут отслеживаться конкретные действия органов власти по ресурсному обеспечению, срокам выполнения, исполнителям, источникам и объемам финансирования и ожидаемым результатам.

Литература

1. Жалило Я. Японский опыт государственного регулирования экономики // Экономика. - 2010. - № 3. - С. 72-73.

2. Чухно А. Институционализм: теория, методология, значение // Вопросы экономики. - 2011. - №6. - С. 4-13.

3. Пустовыйт Р. Теоретический анализ процесса институализации в постсоциалистических экономиках // Экономист. - 2009. - №6. - С. 14-26.

4. Стратегия экономического и социального развития Ростовской области на период до 2015 года // http: www.donland.ru.

5. Мельников Н. Социально-экономический мониторинг как инструмент

региональной политики ускоренного развития // Новые производственные системы и ускоренное развитие регионов: материалы Междунар.

экономического форума (г. Ростов н/Д, 16 окт. 2009 г.).

6. Соколова Г.Н. Экономическая социология. - Спб.: Высш. шк., 2010. -368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.