Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к выработке стратегических векторов развития внутригосударственных социально-экономических систем в современной России'

Концептуальные подходы к выработке стратегических векторов развития внутригосударственных социально-экономических систем в современной России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
491
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ТАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / STRATEGY DEVELOPMENT / STRATEGIC PLANNING / REGIONAL DISPARITIES / REGIONAL POLICY / TACTICAL DEVELOPMENT / ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Козлов Аркадий Артемьевич

Предлагается обоснование концепции выработки стратегии развития внутригосударственных социально-экономических систем. Рассматриваются принципы целенаправленного государственного экономического воздействия на регионы. Выявляются закономерности региональной хозяйственной динамики. Прослеживается корелляция государственной региональной политики и уровня развития экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL APPROACHES TO STRATEGIC VECTOR DEVELOPMENT OF DOMESTIC SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS IN MODERN RUSSIA

The justification of the development strategy concept of domestic socio-economic systems is offered. The principles of purposeful state of the economic impact on the regions are considered. The regularities of regional economic dynamics are revealed. The correlations of regional policy and level of economic development of region is observed.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к выработке стратегических векторов развития внутригосударственных социально-экономических систем в современной России»

УДК 338.974

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ВЫРАБОТКЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВЕКТОРОВ РАЗВИТИЯ ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© Аркадий Артемьевич КОЗЛОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кафедра географии, доктор экономических наук, профессор, директор научно-образовательного центра географических исследований, e-mail: [email protected]

Предлагается обоснование концепции выработки стратегии развития внутригосударственных социально-экономических систем. Рассматриваются принципы целенаправленного государственного экономического воздействия на регионы. Выявляются закономерности региональной хозяйственной динамики. Прослеживается корелляция государственной региональной политики и уровня развития экономики региона.

Ключевые слова: стратегирование развития; стратегическое планирование; межрегиональные диспропорции; региональная политика; тактические цели развития; экономическая политика.

Социально-экономические системы -целостные территориальные образования, обладающие определенной устойчивостью и многими специфическими (или уникальными) чертами. Для осуществления каких-либо действий в системе необходимо выполнение ряда важнейших условий, среди которых:

- сохранение целостности системы на протяжении всех циклов преобразований;

- обеспечение устойчивости перехода во времени из одного динамически равновесного состояния в другое (эволюционным, плановым или скачкообразным путем) по градиенту целенаправленных преобразований соответствующего уровня внутреннего строения.

Для процесса организации и самоорганизации системы характерны общность и раз-ветвленность ее структур с наличием вертикальных и горизонтальных гибких связей.

Согласно концепциям общей философии, движение внутренних структур, элементов систем осуществляется по спиралевидным траекториям, что определяется градиентами целенаправленного развития. Данные рассуждения приводят к мысли об объективной необходимости, более того, неизбежности определенного внешнего воздействия на любые системы. Следовательно, если речь идет об антропогенных системах и, в частности, о региональных социально-экономических системах, мы вправе говорить об объективной необходимости, неизбежности внешнего, целенаправленного воздействия на них. К конкретным формам подобного воздействия следует отнести создание региональных программ и стратегий, региональное планирование и регулирование. Причем речь, конечно, идет о государственном, административном воздействии на процессы развития и функ-

ционирования региональных экономических структур.

Государство - общественно-политический феномен, который с момента возникновения в силу своего предназначения как института, призванного выражать и реализовывать всеобщую волю населения и его интересы, выполняет ряд социальных и экономических функций. Подобные функции осуществлялись и осуществляются любым государством, в условиях любой общественно-экономической формации. В любом обществе государство призвано выражать и защищать совокупные интересы всех членов общества, что возможно путем его определенного воздействия, в т. ч. на экономическую (базисную) сферу.

Определенная экономическая роль государства существовала даже на первом этапе буржуазного предпринимательства в условиях господства таких хозяйственных укладов, как мануфактурное производство и капитализм свободной конкуренции. На начальном этапе в позднефеодальном государстве буржуазное предпринимательство было свободно от всех форм внеэкономического принуждения. В условиях господства формулы laissez-faire (свободная конкуренция) смыслом его была реализация собственных интересов предпринимателя. Такое положение господствовало до середины XIX в. Однако классическая экономическая теория допускала некоторое участие государственных структур в экономической жизни. Качественно другие формы приобрело государственное планирование - регулирование экономического и социального развития в советское время.

В СССР функции государства заключались в планировании материальных пропорций и потоков, распределении материальных ресурсов, административном управлении производством и потреблением. В соответствии с общим характером планового экономического развития в советское время существовала определенная региональная экономическая политика, которая находила свое конкретное воплощение, в т. ч. и в региональных программах.

Структурно-плановая экономика представляет собой полностью иерархизирован-ную систему. Через цепочку иерархических связей государство может проводить свою

волю путем непосредственных административных воздействий на любое звено народного хозяйства. Главным фактором, обеспечивающим единство системы, являются вертикальные связи, тогда как горизонтальные носят второстепенный характер и в значительной мере устанавливаются под воздействием органов управления. В такой системе программы служат средством разрешения противоречия между относительной стабильностью отраслевой и территориальноадминистративной иерархий и динамичностью проблем, возникающих в процессе развития, которые «не признают» отраслевых и территориальных границ.

Разработка стратегий развития региональных социально-экономических систем заключается в том, чтобы определить комплекс мероприятий, обеспечивающий решение проблем и сроки их выполнения. При этом мероприятия привязываются к конкретным исполнителям, т. е. проектирование процесса решения проблемы осуществляется одновременно и во взаимосвязи с синтезом целереализующей системы.

В ходе реформ в России произошла смена парадигмы экономического развития, подверглись трансформации общие и частные принципы государственного влияния на социально-экономические процессы и явления. В.М. Юрьев дает определение современного государственного регулирования экономики как воздействия государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма. Этот процесс включает в себя процедуру разработки экономической политики, обоснование ее положений, выбор средств и методов ее проведения. В условиях транзитарной экономики появились, сформировались и продолжают развиваться новые подходы к выработке и воплощению в жизнь региональной экономической политики, а также принципы государственного регулирования экономического и социального развития [1, с. 49].

Применительно к современной России преждевременно говорить о существовании сложившихся принципов регионального стратегирования. При этом многие эксперты считают, что роль федеральных властей в социально-экономическом развитии регио-

нов должна быть обозначена более четко. Прокладывая собственные пути решения стратегических задач, Россия в определенной мере опирается на мировой опыт выработки региональных экономических политик и их реализации.

Цели стратегического планирования развития внутригосударственных социальноэкономических систем могут различаться по отдельным странам и макрорегионам, но цели ее достаточно унифицированы и универсальны. К их числу относят: выравнивание внутригосударственных территориальных диспропорций для достижения экономической эффективности, политической и социальной стабильности; влияние на демографические показатели и экономическую активность населения; развитие сырьевой периферии; улучшение использования ресурсов путем снижения безработицы и неэффективной занятости в ходе повышения предпринимательской активности и развития современных отраслей.

Центральная власть должна выбирать между выравниванием межрегиональных диспропорций и достижением общеэкономических целей. При этом цели и масштабы региональной политики различаются как по странам, так и по временным периодам в рамках одних и тех же стран.

Анализируя зарубежный опыт региональной политики с точки зрения его эффективности, мы приходим к выводу о сложности вопроса выбора критериев оценки. В качестве результата региональной политики обычно выступает такой показатель, как уменьшение разрывов в уровнях социальноэкономического развития регионов. Эта цель и является основной, особенно в промышленно развитых странах.

Оценивая результаты региональной политики, необходимо учитывать два других обстоятельства. Во-первых, эта политика, осуществляемая в условиях рыночной экономики, ограничивает вмешательство государства, которое может происходить только в той мере, в какой оно не препятствует нормальному функционированию рынка. Во-вторых, оценка результатов политики всегда в достаточной степени субъективна. Последнее обстоятельство вытекает из того, что на развитие региона всегда воздействует целый комплекс факторов, среди которых, помимо

региональной политики: общеэкономическая политика, изменения в размещении отраслей под влиянием научно-технического прогресса, меняющийся спрос на разные виды продукции и т. д. В современной России постепенно создаются теоретико-методологические принципы и функциональная система государственного регулирования экономического и социального развития. В этом процессе страна опирается на свой собственный небогатый опыт, частично экстраполируя на себя и опыт зарубежных стран. Неразрывно и взаимопроникающе связаны между собой отраслевое и территориальное регулирование, причем последнее представлено, прежде всего, государственным регулированием экономического и социального развития регионов. Выработка стратегии данного регулирования представляет собой важнейшую задачу, стоящую и перед исследователями, и перед практиками.

В рамках стратегий зарождаются и региональные программы, и планы конкретных государственных шагов по воздействию на социально-экономическую сферу регионов. Их можно определить в качестве атрибутов, более того, ипостасей региональной политики. Акцент делается на определении и обосновании основных задач и приоритетов региональной политики; рассмотрении теоретических принципов, проблем и стратегии государственного регулирования экономического развития регионов; выявлении смысла и механизмов регулирования регионального развития; осмыслении специфики региональных программ в условиях рыночной экономики.

В современной России целесообразным является пересмотр системы оценок региональных ситуаций, для которого существуют, по меньшей мере, четыре повода. Во-первых, при директивном руководстве практически не ощущалось потребности в объективных оценках региональных ситуаций и в развернутых обоснованиях принимаемых решений с позиций региональных интересов. Во-вторых, с последовательным обретением регионами самостоятельности, сформировалась принципиально новая - собственно региональная - сфера интересов, действий и ответственности. В-третьих, в условиях перехода к паритетным меж- и внутрирегиональным отношениям требуется принципи-

ально новый уровень доказательности, убедительности и системности оценок и обоснований. В-четвертых, требуется открытость и доступность представления информации.

В целом проблема функционирования информационного поля стратегий развития регионов осложняется спецификой региональных процессов в условиях транзитарной экономики.

Информационный базис для определения направлений социально-экономических стратегий может быть укреплен, если:

- будет работать система учета, способствующая формированию представлений о собственном потенциале территорий и региональных задачах (интересах, целях) его развития;

- в законах окончательно закрепятся нормы, определяющие возможность проведения собственной региональной политики, основанной на интересах и целях;

- полностью будут реализовываться права органов исполнительной власти на безвозмездное получение от предприятий, учреждений и организаций, расположенных на соответствующей территории, сведений, необходимых для анализа ее социальноэкономического развития [2, с. 168].

Система анализа оценок региональных проблем и обоснования региональной политики должна выстраиваться на основе таких показателей и характеристик, которые позволили бы оценить последствия реформацион-ных действий с позиции региональных интересов и целей региональной политики. Наряду с региональными интересами, важным критерием оценки хода реформационных преобразований и обоснования принимаемых решений являются цели регионального развития. В основу кладется четкий критерий -отвечает ли принимаемое в рамках региональной политики решение общерегиональным целям. Цель следует понимать как конкретизацию региональных интересов в форме, доступной для системы регионального управления процессом их реализации.

Важным моментом всего целеполагания в региональном развитии должно стать четкое дифференцирование, ранжирование его целей по принципу их важности, очередности, характера механизма их действия. Предлагается выделение пяти основных групп целей регионального развития, которые на-

зывались нами выше: 1) стратегически-дейст-венного характера; 2) стратегически-стаби-лизационного плана (сохранение и поддержание сложившейся ситуации, эволюционные преобразования в хозяйственной сфере и т. д.); 3) аналогично применительно к отдельным отраслям регионального ведения (здравоохранение, жилищное строительство и т. д.); 4) среднесрочного отраслевого и функционального свойства (коммерциализация социальной сферы, создание региональной службы занятости и т. д.); 5) тактические (конкретные задания по развитию отдельных служб, систем регионального хозяйства, объектов и т. д.). Однако нам представляется, что выделенные группы целей логически сложно объединить в единую систему. Смешиваются принципы их выделения, поскольку группы целей имеют отношение к этапам развития (первая и вторая), отраслям хозяйства (третья), срокам решения проблем (четвертая), конкретным институциональным структурам (пятая). Так, цели стратегически-действенного и стратегически-стабилиза-ционного плана, по видимому, должны представлять собой единую группу, поскольку выведение региона из депрессивного состояния, стабилизация развития как и экономический «рывок» вперед определяются единой, но многоуровневой целью - ускоренного комплексного экономического развития региона.

Возможно выделение трех базовых групп целей, каждая из которых структурно охватывает региональную социально-экономическую систему определенного ранга -региональную, отраслевую, субъектно-хозяйственную (конкретный субъект хозяйственной деятельности, например, предприятие). В каждой группе возможно появление уровней, выделяемых в зависимости и в соответствии с конкретными задачами. Кроме того, может быть определена система субцелей (подцелей), зависящих от характера и путей реализации целей.

Обоснуем нашу точку зрения конкретным примером подходов к выделению целей региональной политики, определяющих

стратегию развития региона.

1. Цели ускоренного комплексного развития региональной социально-экономической системы. Они делятся на уровни в зависимости от конкретных задач - стабили-

зация развития, выход из депрессивного состояния, опережающее развитие и т. д. Подцели (способы реализации целей) функционального свойства - приватизация, деприватизация, внешнеэкономическая деятельность, коммерциализация социальной сферы, создание региональной службы занятости и т. д.

2. Цели развития отдельных хозяйственно-социальных отраслей региона (отраслевые региональные социально-экономические системы). В них также выделяется система уровней и подцелей.

3. Цели развития социально-экономической системы в рамках отдельных организаций, предприятий и т. д. Также возможно выделение уровней и подцелей [3, с. 72].

Подобная региональная политика также должна охватывать многообразные сферы экономических отношений: отношения собственности; финансово-кредитную, налогово-бюджетную системы; организационноуправленческие, производственно-экономические, аграрные отношения; недропользование; социальные и этнические процессы; законодательство.

Эти отношения должны осуществляться в рамках конституционно-правовых норм и строиться на следующих принципах:

- реальное равенство всех субъектов федерации в отношениях с центром и между собой;

- однотипность условий (правовых, налоговых, имущественных) и возможностей (организационных, инфраструктурных) деятельности каждого регионального субъекта;

- учет особенностей территориальной специализации каждого региона в зависимости от природных ресурсов, климатических, транспортных, кадровых и иных условий;

- самостоятельность в мерах и действиях регионов по обеспечению полной или максимально возможной самодостаточности финансово-бюджетных ресурсов и их целевого использования;

- взаимодействие по расширению сотрудничества между регионами в целях укрупнения общего товарного рынка, технологического и информационного пространства;

- согласование действий по взаимопомощи регионов в освоении природных ресурсов, решении экологических проблем, занятости, социально-этнических задач;

- справедливость в разрешении споров и противоречий между субъектами федерации, возникающих по различным вопросам;

- ответственность руководителей региональных органов власти за принятые или своевременно не принятые решения и действия;

- неангажированность региональных субъектов власти в распределении бюджетных и внебюджетных средств, в поддержке частного сектора, в борьбе с преступностью и коррупцией в региональных и местных органах власти.

Эти принципы определяют выбор методов реализации региональной политики. Среди этих методов следует отметить: системное прогнозирование; постановку реальных среднесрочных целевых задач ступенчатого решения долгосрочных целей; инициативный поиск финансовых, технологических и интеллектуальных ресурсов; многофункциональное регулирование экономических и социальных процессов; координацию целей и действий на всех уровнях отношений; действенный оперативный контроль.

Говоря о теоретических основах государственной региональной экономической политики, необходимо отметить, что, несмотря на повышенный интерес к региональной проблематике, в вопросах определения принципов данной политики существует много не до конца выясненных вопросов. Часть их имеет непосредственное отношение к проблемным, дотационным регионам. Например, это возможность с помощью региональной политики стимулировать ускоренное (или опережающее) развитие экономически отсталых регионов. Отсюда вытекает вопрос об инструментах региональной политики, в наибольшей степени способствующей достижению ускоренного роста социальноэкономической сферы регионов-реципиентов. Отвечать на поставленные вопросы следует, опираясь на соответствующие теории, мировой опыт, российскую практику последних полутора десятилетий.

Теории государственного регулирования экономического развития социально-экономических систем регионов должны давать ответ на два основных вопроса:

1) какими должны быть цели и объекты региональной политики, другими словами -экономическое развитие каких регионов

должно стимулироваться государством и зачем;

2) какими должны быть методы стимулирования экономического развития выбранных регионов [4, с. 105].

Изучению региональных теорий в России уделяется не так много внимания. Теории региональной политики формируют направления государственного регулирования экономического развития регионов, но сами они по большей части основываются на теориях экономического роста регионов.

Существуют два основных подхода к созданию теорий регионального роста. Первый - это применение к регионам моделей экономического роста, аналогичных моделям, разработанным для объяснения роста экономики страны в целом. Второй базируется на анализе поведения отдельных субъектов экономических отношений (в т. ч. предприятий, фирм), поскольку их деятельность определяет развитие регионов. Причины, по которым компании выбирают для своей деятельности тот или иной регион, рассматриваются теориями размещения.

Следует отметить, что набор мер государственного регулирования регионального экономического развития не подчиняется единой теоретической концепции и различается по отдельным территориям в зависимости от характерных для них проблем. Меры по повышению привлекательности регионов для инвесторов можно разделить на две группы.

1. Привлечение инвестиций за счет улучшения свойств территории - совершенствования инфраструктуры, которая понимается в широком смысле как синтетический показатель условий хозяйствования в данном регионе.

2. Повышение инвестиционной привлекательности региона за счет предоставления инвесторам определенного набора льгот.

Первый метод следует считать более предпочтительным, т. к. он дает стабильный и долгосрочный эффект. Налоговые льготы целесообразно использовать применительно к наиболее отсталым регионам, где создание инфраструктуры может потребовать непомерно больших затрат.

Ведя речь о смысле и механизмах государственного регулирования регионального экономического развития, его роли и мас-

штабах, необходимо учитывать, что ряд принципиальных вопросов пока остаются без ответа. Среди подобных вопросов можно выделить следующие:

- могут ли сократиться диспропорции в уровне экономического развития территорий, если федеральные власти России не будут контролировать регулирование регионального развития;

- может ли региональная политика достигнуть такой цели, как стимулирование ускоренного (по сравнению со средним по стране) экономического роста в наиболее отсталых, проблемных регионах;

- какие инструменты региональной политики в наибольшей степени могут способствовать достижению ускоренного роста в экономически отсталых регионах - налоговые льготы, инвестиции в инфраструктуру, методы бюджетного выравнивания.

Необходимо заявить, что, во-первых, передача средств в пользу слаборазвитых регионов, носящая благотворительный характер, вступает в противоречие с задачей повышения эффективности производства и ведет к потере регионом конкурентных позиций; во-вторых, перераспределение инвестиций из высокоразвитых в слаборазвитые регионы вступает в противоречие с задачами обеспечения большей эффективности капиталовложений в производство. Понятно, что для ряда субъектов РФ образуется замкнутый круг противоречий, когда для получения инвестиций нужна эффективность и прибыльность производства, а для их возможного достижения (или даже для начала движения в этом направлении) нужны инвестиции.

В то же время многие специалисты считают, что современная российская модель и содержание государственного управления региональным хозяйством обеспечивают возможность применения экономических методов регулирования процессов регионального развития. Переход к реальному федерализму в России сопровождается тем, что каждый субъект федерации становится экономической подсистемой с сильной взаимосвязанностью своих основных элементов. Значительно возрастает влияние доходов и платежеспособного спроса на региональное производство, потребление и инвестиции, развитие социальной сферы, а также влияние производства на доходы и занятость. Регион

как рынок испытывает влияние внешних конкурирующих факторов, поскольку региональный обмен осуществляется на рыночной основе. Заметим, что укрупненные элементы и связи регионального экономического механизма в рыночной и плановой экономиках в основном совпадают. Но в условиях рыночной экономики изменяется сила и сущность связей между элементами регионального механизма и внешней экономической средой -федеральными регулирующими системами, экономиками других регионов и мировыми рынками [5; 6].

Важным вопросом выработки региональных стратегий является выбор наиболее важных программ и критериев отбора программных проблем. К числу таких критериев следует отнести:

- особо важную значимость программы для национальной экономики региона, связь с крупными структурными преобразованиями, повышением эффективности хозяйства и уровня жизни населения, обеспечением экологической безопасности и рационального природопользования и т. д. (приоритетность проблемы);

- межотраслевой и многоплановый характер, наличие многих участников решения, необходимость координации их действий;

- принципиальная новизна и прогрессивность технических, организационных и других программных мероприятий, ожидаемые высокие народнохозяйственные результаты.

При определении программных проблем акцент делается на их отбор по принципам ранжирования по количеству баллов, «собираемых» каждой проблемой в данном регионе или каждым регионом в стране по данной проблеме. Признаками для отбора первоочередных проблем развития в региональном разрезе (равно как и отбора приоритетных регионов для вывода из кризиса) могут быть сравнительная острота кризисной ситуации и дефицита собственных финансовых ресурсов для ее ликвидации.

Однако методы определения приоритетных признаков разработаны недостаточно и требуют уточнения. Считаем, что в число обязательных признаков необходимо включить сравнительную эффективность хозяйственного регионального комплекса и его «от-

зывчивость» на рыночную конъюнктуру и рыночные механизмы воздействия.

Узким местом в региональном программировании остается оценка эффективности программ. Результативность разработки и реализации региональной программы (экономическая, социальная, научно-техническая, экологическая эффективность) выражается абсолютными, относительными, стоимостными, натуральными показателями итогов достижения программной цели. Следует анализировать соотношение результатов и затрат хозяйственной деятельности, которое отражается в общих и частных показателях экономической эффективности. Следует учитывать показатели не только абсолютной, но и сравнительной эффективности - национальный доход на душу населения, соотношение фондов накопления и фондов потребления и т. д. [7, с. 30]. В зависимости от типа программы для оценки ее эффективности рекомендуется использовать и такие показатели, как производительность труда, удельные капиталовложения, срок окупаемости, а также объемы производства важнейших видов конечной продукции, ввод в действие производственных мощностей и объектов непроизводственной сферы, развитие науки и техники, ресурсо- и импортозамещение и др. В социальных и экологических программах применяются характеристики качественных изменений - увеличение продолжительности жизни, улучшение половозрастной структуры населения и структуры питания, оздоровление окружающей среды.

1. Юрьев В.М., Смолина Е.Э., Радюкова Я.Ю. Государственное регулирование экономики. Тамбов, 2003.

2. Козлов А.А. Гносеология создания региональной экономической стратегии: автореф.

дис. ... д-ра эконом. наук. Тамбов, 2008.

3. Козлов А. А. Гносеологический базис обоснования и создания стратегии социальноэкономического развития региона: монография. Тамбов, 2008.

4. Козлов А.А. Общие подходы к выработке региональной социально-экономической политики // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 3 (59). С. 102-106.

5. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М., 1966.

6. Планирование и финансирование экономического развития регионов / под ред. Т.Ф. Басса. Н. Новгород, 1993.

7. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Смысл и механизмы государственного регулирования терри-

ториального развития // Российский экономический журнал. 1997. № 3. С. 25-42.

Поступила в редакцию 12.09.2012 г.

UDC 338.974

CONCEPTUAL APPROACHES TO STRATEGIC VECTOR DEVELOPMENT OF DOMESTIC SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS IN MODERN RUSSIA

Arkadiy Artemyevich KOZLOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Geography Department, Doctor of Economics, Professor, Director of Scientific Educational Center of Geographic Researches, e-mail: [email protected]

The justification of the development strategy concept of domestic socio-economic systems is offered. The principles of purposeful state of the economic impact on the regions are considered. The regularities of regional economic dynamics are revealed. The correlations of regional policy and level of economic development of region is observed.

Key words: strategy development; strategic planning; regional disparities; regional policy; tactical development; economic policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.