ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗБИТИЕМ РЕГИОНА
А. Х. ИВАЗОВ
Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН, кандидат экономических наук, доцент, докторант КБР, г. Нальчик, ул. И. Арманд, 37а;
А. М. МАСАЕВ
Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН
экономист КБР, г. Нальчик, ул. Мечиева, 100
В статье обосновано, что стратегия управления развитием конкретного региона должна предусматривать выбор оптимальных путей социально-экономического прогресса в условиях возрастающей конкуренции.
Ключевые слова: управление; методы; конкуренция; социально-экономическое развитие; регион.
Коды классификатора JEL: R11, R13, R51.
Рыночные условия хозяйствования требуют выработки новых форм и методов управления социально-экономическими процессами в регионе.
Государственное регулирование, являясь составной частью деятельности региональных администраций по управлению процессами социально экономического развития региона, способно оказывать разноплановые воздействия на многие явления, условия и тенденции. Вместе с тем обоснованное госрегулирование не должно вести к подавлению либеральных начал в экономике, скорее наоборот: возрастание его роли предполагает проявление в создании целостной системы рыночных институтов, правил хозяйствования, кодексов поведения хозяйствующих субъектов и, естественно, самих региональных органов управления. Решение этой важной задачи включает обеспечение правовой, организационной, экономической, общественно-идеологической защиты позитивных либеральных ценностей в системе регионального воспроизводства.
Укрепление роли государства в регулировании региональной экономики и социальной сферы не следует понимать как политику, направленную на наращивание объектов госсобственности в обновляющейся хозяйственной среде или гораздо большее участие органов регионального управления в рыночных процессах.
Задача состоит в том, чтобы построить более четкую и экономически эффективную систему отнесения тех или иных объектов под непосредственное управление государства, создать детально регламентированный механизм управления и контроля региональной собственности, сформировать механизм госрегулирования экономических процессов развития регионального хозяйства, усовершенствовать организационные структуры и формы регионального управления.
Государственная политика в области совершенствования системы регионального управления должна преследовать такие важные цели, как: развитие деловой активности всех хозяйствующих субъектов, независимо от формы собственности, включая домашние хозяйства и различные категории населения; повышение конкурентоспособности предприятий и организаций различных форм собственности, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и освобождения их от несвойственных функций; оптимизация структуры госсобственности на региональном уровне в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для социально-экономического развития; максимизация доходов бюджета на основе эффективного управления госсобственностью; использование всевозможных государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики; повышение результативности принимаемых решений в органах регионального управления.
Управление как среда профессиональной деятельности является объектом изучения целого ряда различных научных дисциплин: экономики, социологии, политологии, правоведения, психологии, информатики и т. д.
© А. Х. Ивазов, А. М. Масаев, 2009
Как известно, значения русского слова «управление» и английского «менеджмент» близки, однако их нельзя трактовать однозначно. Понятие управления вообще и государственного управления, в частности, намного шире принятого в России понятия «менеджмент». Государственное управление, а тем более социальное управление, применяется к самым различным видам человеческой деятельности.
Принципиальным концептуальным положением формирования системы управления социально-экономическим развитием региона является использование методов системного подхода (с точки зрения ресурсов и потенциала) к функционированию различных сфер экономики региона и социальной сферы и их пропорционально сбалансированному развитию.
Стратегия управления развитием конкретного региона должна предусматривать выбор оптимальных путей социально-экономического прогресса в сложившихся, порой не совсем благоприятных условиях, а также максимально возможного повышения конкурентоспособности региона.
Повышение конкурентоспособности региона является наиболее актуальной проблемой, предполагающей рост конкурентных преимуществ как отдельных предприятий, отраслей, территорий, так и всей их совокупности.
В экономической литературе конкурентоспособность обычно рассматривается на макро-и микроуровне. Значительно менее исследованной является конкурентоспособность на мезо-уровне, причем обычно это понятие связывалось с отдельными отраслями экономики [2; 5]. В то же время применительно к региональной экономике понятие конкурентоспособности пока не имеет однозначного и общепринятого толкования. Продолжающиеся дискуссии по поводу определения конкурентоспособности региона в системе национальной экономики пока не выработали достаточно четкого подхода, хотя экономическая конкуренция в нашей стране не только существует, но и разносторонне усиливается, несмотря на весьма заметную дифференциацию в уровне развития регионов.
Эволюция взглядов на сущность конкурентоспособности региона состоит в том, что если раньше основными показателями считались выгодное географическое положение, наличие богатых природных запасов, сравнительно низкие цены на основные элементы производства (прежде всего на труд и природные ресурсы), то в настоящее время акценты смещаются в сторону таких факторов, как высокая производительность, качество жизни основной массы населения, использование новейших технологий, а также экономическая среда, способствующая технологическому лидерству и выработке успешной глобальной конкурентной стратегии [5].
Среди факторов конкурентоспособности региона наибольшее значение в современных условиях имеют следующие параметры экономического потенциала: объем и структура внутреннего платежеспособного спроса; наличие конкурентоспособных на российском и мировом рынках видов продукции; наличие и возможность реализации инновационного потенциала: наличие ядра финансово здоровых и устойчиво функционирующих предприятий, благоприятная для деловой активности экономическая среда. В целом конкурентоспособность региона может характеризоваться как наличие, усиление, преумножение и развитие конкурентных преимуществ в условиях обостряющегося динамичного межрегионального и международного экономического соперничества, в котором главную роль играют инновации, обеспечивающие рыночные успехи, опережения и выигрышные позиций.
К ключевым факторам повышения конкурентоспособности региона посредством государственного влияния в настоящее время следует относить: развитие человеческого потенциала; активизацию инновационной деятельности; возрастающий объем инвестиций в производство; формирование благоприятной общественно-политической, институциональной, рыночной и социальной среды; повышение общественной безопасности; рост доли высококвалифицированной рабочей силы; повышение эффективности регионального управления. Значительное влияние на рост конкурентоспособности региона оказывает также состояние межрегиональных хозяйственных связей, степень открытости и готовности для развития внешнеэкономических отношений, наличие и возможности расширения экспортного потенциала. Изучение факторов и особенностей конкурентоспособности региона позволяет рассматривать это явление как состояние, готовность и возможности субъектов РФ к устойчивому социально-экономическому развитию в условиях экономического соревнования с другими регионами и странами. Следовательно, конкурентоспособность региона — это способность социально-экономической системы стабильно функционировать в условиях открытого рыночного пространства и обеспечивать при этом населению высокое и постоянно повышающееся качество жизни на основе эффективного использования собственного потенциала, имеющихся преимуществ, внешних связей и рыночной конъюнктуры [4].
Реально говорить о конкурентоспособности регионов можно только по отношению к тем из них, у которых устойчиво функционирует экономика, сохраняется определенный баланс политических и социальных сил, наблюдается прозрачность финансовых потоков.
Низкоконкурентными или неконкурентными признаются регионы, характеризующиеся общественно-политической нестабильностью, депрессивностью, отсталостью, кризисным состоянием.
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
По нашему мнению, повышение конкурентоспособности региона может быть достигнуто при реализации следующих основных системных элементов: мобилизации регионального потенциала; осуществления структурной перестройки; расширения инновационности; роста инвестиционной привлекательности; создания условий для деловой активности; формирования социальной консолидации. Все эти составные элементы должны основываться на соответствующей правовой и институциональной базе и получать отражение в стратегии развития региона.
Другой актуальной для управления развитием региона задачей является создание благоприятной среды для повышения деловой активности различных субъектов экономической деятельности. Это требует формирования равных условий и правил поведения для участников рыночных отношений, устранения необоснованных привилегий, смягчения и преодоления монополистических тенденций и в то же время расширения стимулирующих мер воздействия на развитие предпринимательской активности и деловых инициатив.
Важным компонентом системного социально-экономического развития региона следует считать инновационную активность. Механизм повышения эффективности инновационной деятельности предполагает, прежде всего, активизацию научно-исследовательских работ по наиболее приоритетным направлениям научно-технического прогресса и эффективную реализацию накопленного инновационного потенциала посредством быстрого внедрения научных разработок в различные сферы экономики региона с привлечением частного и акционерного капитала. Необходимо также осуществить, насколько это возможно, коммерциализацию научных исследований и переориентацию научных организаций на потенциальных потребителей инноваций. Определенная часть отраслевых НИИ и проектных институтов может быть реконструирована в инжиниринговые фирмы с развитой финансово-экономической, маркетинговой и коммерческой структурой. Необходимо также развитие инфраструктуры инновационной деятельности, государственная поддержка перспективных проектов, совершенствование федеральных и региональных программ инновационного развития. Задача, таким образом, состоит в том, чтобы инновационная составляющая присутствовала в деятельности практически всех предприятий и организаций, во всей системе регионального хозяйства [1].
Известно, что инновационная деятельность находится в прямой зависимости от инвестиций. Как уже отмечалось, достижению высоких темпов роста инвестиций в основной капитал препятствует ряд обстоятельств, прежде всего — низкая инвестиционная привлекательность предприятий, высокие инвестиционные риски, слабые стимулы для долговременных капитальных вложений.
Разработка эффективного механизма повышения инвестиционной активности в регионе должна предусматривать меры по региональной поддержке инвестиционных проектов и формированию их рынка, развитию системы венчурного инвестирования в научно-технической сфере, поддержке венчурного бизнеса со стороны администрации, развитию инвестиционной инфраструктуры и т. п.
Еще одним важным элементом системы управления социально-экономическим развитием региона является наличие солидарной ответственности региональной и местной власти, населения и бизнеса, функционирующего на конкретной территории. Следует подчеркнуть, что бизнес, деловые круги региона должны нести ответственность за сохранение социальной стабильности на соответствующей территории, поскольку, прежде всего они заинтересованы в этом важнейшем условии благоприятного предпринимательского климата. Социальная консолидация в регионе предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, в частности: формирование системы социального партнерства между региональными администрациями, бизнесом (предпринимательскими слоями) и территориальным сообществом; создание нормативных рамок поведения этих групп в экономике и социальной сфере; расширение базы социальной поддержки региональных властей на основе ее принципиальной ответственности за достижение социально значимых целей (в частности, роста качества жизни населения); участие предпринимательских структур и различных, категорий населения в выборе и реализации стратегий развития своего региона.
Формирование системы социального партнерства означает создание определенных взаимодействий, где баланс между бизнесом и местным сообществом строится по принципу социально ответственного предпринимательского поведения в обмен на общественную поддержку его интересов, намерений, действий, согласующихся с целями и задачами регионального развития.
Социальная консолидация приводит к синергическому эффекту и способна сыграть ключевую роль в повышении деловой активности на территории и реализации стратегических задач управления развитием региона.
С учетом изложенного можно сформулировать основные цели управления социальноэкономическим развитием региона.
В настоящее время большинство специалистов солидарны в том, что необходимо радикальное изменение методов управления региональным социально-экономическим развитием. Непрофессионализм, недостаточно высокий уровень управленческой и организационной куль-
туры государственных служащих резко снижают их ответственность, инициативу и предприимчивость, что отрицательно сказывается на качестве жизни граждан. Поэтому среди различных отраслей знания особое значение приобретает социальный менеджмент — область управления, формирующая будущих специалистов, способных эффективно управлять на данной территории с учетом ее особенностей, пользоваться методами современной науки и изменить положение к лучшему [3].
Управленческая деятельность по своей специфике пронизана социальным взаимодействием. Управление общественной жизнью в любых ее проявлениях, будь то производство или организация досуга, происходит во взаимодействии двух групп людей: тех, кто управляет, и тех, кем управляют. И первая, и вторая группы ощущают на себе взаимное влияние. При этом первая группа, реализуя полномочия и функции управления, воздействует на вторую, но, в свою очередь, испытывает на себе и воздействие второй. Это воздействие может выражаться или в готовности второй группы исполнять управленческие решения первой, или в противодействии первым в реализации их функций. В любом случае управляющие и управляемые вступают в социальные взаимодействия, которые проявляются во всем: взаимодействие между начальником и подчиненным, учителем и учеником, продавцом и покупателем, тележурналистами и зрителями, государственными органами и гражданами, общественными организациями и их членами и т. п. Они связывают не только группы лиц, участвующих в этом взаимодействии, но и лиц, взаимодействующих внутри отдельной группы, так как они имеют общие цели, единые задачи и функции.
Объектами управления социально-экономическим развитием региона являются экономическая, социальная и политическая сферы. Такое управление должно рассматриваться не только как средство реализации планов и программ социально-экономического развития региона, но и средство решения проблем, обеспечивающих не просто выживание, а и развитие местного сообщества и создающих лучшие условия для жизни населения.
Специалисты и служащие, работающие в органах регионального управления, должны хорошо владеть методами и средствами, направленными на реализацию не только функций планирования, руководства, координации, контроля, мотивации, но также функциями, изучение которых пока не в полной мере представлены в вузовских учебных программах подготовки государственных и муниципальных специалистов — менеджеров. К таким функциям относятся: управление проблемами (предвидение и выявление проблем, анализ и исследование проблем, подготовка решений, анализ результатов решений); правовое и структурное регулирование (обновление институциональной среды); управление культурой (формирование и введение новых культурных ценностей).
Анализ практики показывает, что указанные функции в той или иной мере выполняются каждой действующей системой социально-экономического управления, однако делается это недостаточно осознанно, без использования научных методов. Предвидением и выявлением социальных проблем практически никто не занимается, так как зачастую не хватает средств на решение насущных проблем («латание дыр»). Проблемы выявляются, как правило, не путем проведения регулярных социологических опросов населения, а стихийно, в основном благодаря письмам населения, средствам массовой информации или жалобам. Оценка и выбор наиболее важных для решения проблем нередко осуществляется в результате лоббирования интересов различных политических групп, партий и движений. Принятие решений и подготовка соответствующих программ, как правило, осуществляются без глубокой научной проработки. Редко проводится анализ результатов принятых решений, что приводит к частому повторению одних и тех же ошибок.
Подобные недостатки относятся не только к функциям управления социальными проблемами, но и к другим указанным выше функциям социально-экономического управления. Устранение этих недостатков должно привести к совершенствованию системы социального управления и повышению ее эффективности.
Любое управленческое воздействие требует системного, целостного и перспективного восприятия жизни. Например, рациональное освоение ресурсов региона предполагает знание не только экономики, финансов, права, социального общения людей, но и законов взаимодействия природы и общества, ресурсов человеческого фактора, социальных организаций.
Без целостной картины динамичного мира, умений и навыков управлять «самим собой» нет управленца-менеджера современного типа, нет личности, способной адекватно реагировать на современные вызовы жизни, поэтому необходима современная модель формирования как управленческих знаний, концепций, так и самой личности управленца. Однако такая теоретическая модель личности современного управленца пока фрагментарна, призрачна и требует существенной доработки.
Необходимость развития инновационных технологий в области регионального управления обусловлено следующими причинами.
Во-первых, важность применения социального менеджмента доказана зарубежным опытом и ходом всей управленческой эволюции. Такой механизм управления позволяет адекватно
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
отвечать на современные сложные требования времени и обеспечивать своим гражданам достойные условия жизни.
Во-вторых, накопленный опыт, полученный в ходе проводимых экспериментов как в России, так и за рубежом, позволяет утверждать, что поставленные задачи регионального развития имеют весьма эффективные методы решения — обучающие и развивающие инновационные технологии.
В-третьих, применение на практике регионального управления инновационных методов профессиональной работы дает положительный конечный результат — позволяет формировать профессиональные и личностные качества управленцев разного профиля, способные изменить жизнь к лучшему, обеспечить выход из кризиса, сформировать современную стратегию развития на федеральном, региональном и местном уровнях управления.
Таким образом, в настоящее время имеются необходимые теоретические и научнопрактические предпосылки для широкого развертывания работ по совершенствованию управления социально-экономическим развитием регионов и реализации соответствующих планов и программ, что требует не только усилий руководства регионами, но и поддержки со стороны государственных органов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алехнович С. О. Федеративные отношения и безопасность регионального развития // Право и политика. 2007. № 4. С. 28-36.
2. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
3. Лексин В. Н. Швецов, А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регули-
рования территориального развития. М.: УРСС, 2000.
4. Пути стабилизации экономики России / под ред. Г. Б. Клейнера. М.: Информэлектро, 1999.
5. Фатхутдинов Р. Стратегическая конкурентоспособность и экономика России // Общество и экономика. 2003. № 1. С. 33-42.