3. Christensen C. M. The Innovator's Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail. 1st ed. Boston, Harvard Business Review Press, 1997.
4. Gitelman L. Always Already New: Media, History and the Data of Culture. Cambridge, Mass.: The MIT Press, 2006.
5. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. Серия: Современная институционально-эволюционная теория. М. Дело. 2002.
Improving public financial management systems in the Kyrgyz Republic Omurkulova N. (Republic of Kyrgyzstan) Совершенствование системы управления государственными финансами в Кыргызской Республике Омуркулова Н. М. (Кыргызская Республика)
Омуркулова Нуриза Мусаевна / Omurkulova Nuriza - кандидат экономических наук, доцент, кафедра денежно-кредитных отношений и налогов,
Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: рассматриваются основные направления совершенствования
финансовой системы Кыргызской Республики: совершенствование системы
управления государственными финансами.
Abstract: the main directions of improvement of the Kyrgyz Republic’s financial system: improving the public financial management system.
Ключевые слова: государственный бюджет, дефицит бюджета, финансовая политика, социальные процессы.
Keywords: the state budget deficit, fiscal policy, social processes.
Идеальное исполнение государственного бюджета - это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, то есть превышение доходов над расходами. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для долгосрочных выплат или перевести его в доход бюджета следующего года.
Однако природа дефицита государственного бюджета существует во многих странах с развитой рыночной экономикой. В условиях относительно устойчивого экономического положения бюджетные дефициты не рассматриваются как катастрофически отрицательные финансовые показатели [6, с. 90].
Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное - эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. Его не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства. При этом количество не должно переходить в отрицательные качество, то есть сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокрушением социальных программ [2, с. 180].
Основные формы в области финансирования дефицита государственного бюджета покрываются государственными займами - внутренними и внешними. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и в порядке получения кредитов у международных организаций, банков (эта форма финансирования бюджетного дефицита часто практикуется странами СНГ) [7, с. 154].
55
В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран всемирно избегает неопределенной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный блок - предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной власти. Эмиссионный банк обязан финансировать правительство, таким образом, ставится заслон инфляционному взрыву, который мог бы произойти, если деньги печатались по желанию правительства.
Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны. Во-первых, в определенных ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг и нарушает, таким образом, рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если даже правительство создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами правительственных ценных бумаг, то есть государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частным фирмам.
Крайне отрицательные последствия (финансовые, экономические, социальные) огромного бюджетного дефицита настоятельно требуют осуществление системы мер по его преодолению, проведения активной финансовой политики, использования общепринятых в мировой практике методов борьбы с дефицитом. Стремление к равновесию бюджетных доходов и расходов путем сбалансированности государственного бюджета - это одна из главных задач. Только решая ее, можно проводить целенаправленную финансовую политику [4, с. 144].
При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо руководствоваться следующим:
1) бюджетный дефицит - зло, но еще большим злом для экономики и финансов страны является мнимое, его устранение путем чисто математических операций, ибо в этом случае вместо «лечения» экономики ее болезнь переходит вскрытие формы, бороться с которым гораздо труднее;
2) баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично развивающейся экономики. Мировой опыт убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим бюджетный дефицит;
3) величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого размера, определяемого 2-3 % валового национального продукта. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует осуществления таких мер, которые привели бы к её быстрейшему сокращению.
4) для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные формы государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего);
5) для преодоления бюджетного дефицита необходимо "лечение" самой экономики, ибо без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры ни применялись при этом.
Перечисленные принципы должны обязательно реализовываться при разработке конкретных программ и мер по снижению бюджетного дефицита.
Также в мировой практике для снижения бюджетного дефицита широко используются такая форма, как привлечение в страну иностранного капитала (инвестиции). С его помощью решается сразу несколько задач, причем не только фискального, но и экономического характера; сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и
56
услуг, появляется новый налогоплательщик (следовательно, увеличиваются доходные поступления в бюджет), улучшение состояние платежного баланса [4, с. 81].
Нестабильная ситуация в кыргызской экономике, сложившаяся в силу многих обстоятельств, таких как политическая обстановка, внешнеэкономическая конъюнктура, проблемы с промышленным развитием страны и многие другие, а также влияние мирового финансового кризиса, оказывают негативное влияние на экономику нашей страны, и, конечно, на состояние финансовой системы.
В условиях углубления рыночных реформ должна происходить перестройка всей системы финансовых отношений в стране.
Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.
Сегодняшняя бюджетная система Кыргызстана достаточно противоречива и нуждается в доработке.
Необходимо решение следующих ключевых проблем:
> высокая степень концентрации финансовых ресурсов в республиканском бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов;
> действующая практика формирования территориальных бюджетов, при которой сохранен в своей основе механизм централизованно устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты;
> тенденция переведения расходов вниз без соответствующего подкрепления доходами, что приводит к дотации ранее сбалансированных местных бюджетов;
> принятие органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;
> доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкой долей закрепленных за территориями налоговых платежей.
> недопоступления налоговых платежей, главными причинами которого стали: рост неплатежей в народном хозяйстве; ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете; прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средством расчетов за наличные деньги).
Эти проблемы могут быть разрешены путем:
> теоретической разработки и обоснования принципов построения бюджетной системы Кыргызской Республики.
> создания реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике.
Большая часть финансовых отношений в странах с развитой рыночной экономикой находится вне управления государством, потому что основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению. На основе кругооборота капитала осуществляется деятельность частных предприятий, поэтому их денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. Государство влияет на эту сферу финансовых отношений только через налоговую политику, регулирование финансового рынка, регламентацию кредитных отношений, формирование амортизационного фонда и систему государственной поддержки. Происходит не управление финансами со стороны государства, а воздействие через финансы, т.е. реализация финансовой политики. Анализируя экономическую политику, государство или устанавливает, или ослабляет свое вмешательство в регулирование экономических и социальных процессов.
57
Таким образом, для преодоления проблем управления финансами необходимо: развитие и совершенствование правовой базы, а также выработка предложений по принятию тех законодательных норм, которые способствовали бы более эффективному и стабильному функционированию финансового рынка, и, в частности, рынка госдолга. Развитие инфраструктуры фондового рынка, с появлением новых, более разнообразных и инвестиционно-привлекательных инструментов, а также созданием системы хеджирования рисков. Повышение степени надежности государственных долговых обязательств, гарантий своевременных выплат и приемлемого уровня доходности. Выстраивание такой долговой политики, которая бы отражала не только текущее состояние в экономике, но и соответствовала долгосрочным задачам социально-экономического развития, отвечала интересам граждан и предприятий нашей страны [1, с. 144].
Для реализации вышеуказанных задач необходимо обеспечить фискальную стабильность и достичь следующих целевых показателей:
Во-первых, обеспечить сбор налоговых поступлений в бюджет на уровне 20 % ВВП. Во-вторых, в среднесрочной перспективе принять меры по обеспечению сбалансированности бюджета и ежегодному сокращению дефицита бюджета на 1,5 % ВВП.
Финансовая система должна постоянно совершенствоваться. Главной задачей этого процесса является усиление ее воздействия на стабилизацию и последующее социально-экономическое развитие страны, обеспечение неуклонного роста валового национального продукта, финансовых ресурсов, укрепление коммерческого и хозяйственного расчета во всех звеньях общественного производства. Предстоит повысить действенность государственного управления финансами на основе усиления централизованных начал в сочетании с широким внедрением экономических методов руководства, самостоятельности хозяйствующих субъектов, местных органов власти в производственном и социальном развитии [3, с. 126].
Таким образом, состоянием финансов определяется положение дел в обществе, и поэтому программы стабилизации и развития должны предусматривать реализацию в первую очередь общеэкономических мер по повышению эффективности экономики.
Литература
1. Лившиц А.Я. Основные ориентиры финансовой политики // Финансы, №1, 2014.-С. 70.
2. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М., Финансы и статистика, 2012.-С. 154.
3. ЖаманкуловЖ.Ж., Турсунова С.А. Экономика стран Центральной Азии. - Б., 2009.-С. 126.
4. Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация // Вопросы экономики, № 8, 2012. - С. 81.
5. Назаров В.С. Основные ориентиры финансовой политики// Финансы, №1, 2014. С. 144.
6. Финансы: Практ. пособ. Л.А. Ханкевич. - Мн.: Молодёжное научное общество, 2013. С. 98.
7. Финансы: Учебник. 2-е изд. / Под ред. проф. В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 2013. - С. 180.
58