The role of finance during the stabilization measures of socio-economic policy Omurkulova N. (Republic of Kyrgyzstan) Роль финансов при проведении стабилизационных мероприятий социально-экономической политики Омуркулова Н. (Кыргызская Республика)
Омуркулова Нуриза Мусаевна / Omurkulova Nuriza - кандидат экономических наук, доцент, кафедра денежно-кредитных отношений и налогов,
Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: проведен анализ стабилизационных мероприятий социально-экономической политики, рассмотрены основные факторы, вызывающие дестабилизацию банковской системы, а также проблемы банковской системы.
Abstract: the analysis of stabilization measures of socio-economic policy, the basic factors causing destabilization of the banking system, as well as problems in the banking system.
Ключевые слова: банковская система, денежная политика, дефицит бюджета. Keywords: banking system, monetary policy, the budget deficit.
Экономике любой страны - сложному образованию, представляющему собой комплекс разнообразных отраслей и видов деятельности, - свойственна неравномерность развития, тогда как нормальное функционирование общественной системы предполагает наличие органической увязки между всеми ее подразделениями.
Ориентация производителя на получение максимальных доходов (как критерий эффективности деятельности и необходимости ее расширения), конечно, способствует приспособлению структуры производства к структуре потребностей и рационализации распределения общественного продукта между потреблением и накоплением. При этом объективность макроэкономических пропорций, устанавливаемых рыночным ценовым механизмом, обеспечивается как конкуренцией между производителями одного и того же товара, так и межотраслевым соперничеством, ведущим к переливу капиталов из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с более высокой. Размер дохода определяется степенью общественной заинтересованности в данном виде продукции. При нарушении объективности ценообразования (например, при монополизме) или в результате неадекватного в конкретной ситуации вмешательства государства может происходить искажение естественных макроэкономических пропорций.
В качестве важнейшей причины цикличности в экономике стало рассматриваться колебание соотношения между потреблением и инвестициями, ибо считалось, что в основе периодичности спадов и подъемов лежит, прежде всего, неравномерный процесс инвестирования и обновления средств производства. Соответственно государству рекомендовалось так стимулировать совокупный спрос, чтобы подтянуть его к предложению и уравновесить рынки. Предполагалось, что именно это позволит избежать спадов и придать экономическому росту большую устойчивость [1, с. 65].
Главным способом антикризисного регулирования стала экспансионистская денежная политика. В целях достижения краткосрочной стабильности использовались, безусловно, и такие методы воздействия на потребительский и инвестиционный спрос, как внесение изменений в налогообложение и регулирование государственных расходов. При приближении спада следовало уменьшать налоговое бремя, подстегивая, таким образом, текущий спрос; в периоды подъемов требовалось действовать противоположным образом. Если денежное и налоговое регулирование не позволяло достичь нужных результатов в уравновешивании рынков, государство само должно было создавать дополнительный спрос: увеличивать бюджетные расходы, причем при необходимости рекомендовалось даже выходить за пределы доходов.
Расширение совокупного платежеспособного спроса достигалось во многом за счет дефицита бюджета. Отказ от золотого стандарта предоставил возможность удовлетворять потребности в дополнительной (излишней) денежной массе, возникающие в связи с бюджетным дисбалансом. Вместе с тем переход к кредитным деньгам, утратившим связь с золотом, создал условия для хронических дефицитов государственных бюджетов, чрезмерного переполнения деньгами каналов обращения. Характерной особенностью экономики стала инфляция, в условиях которой ослабевает стимулирующая роль цены как регулятора производства [2, с. 33].
Принимая решение о выборе того или иного источника средств для финансирования дефицита бюджета, необходимо всегда учитывать то, что во время кризиса поступление налогов сокращается из-за производственного спада, что на нынешнем этапе очень актуально для КР. Увеличение налогов может окончательно подорвать стимулы развития производства, что еще больше усилит процессы стагнации. Попытка решить вопрос за счет повышения косвенных налогов усугубит социальную напряженность в обществе. Альтернатива покрытия дефицита бюджета посредством эмиссии денег - прямой путь к дестабилизации денежного обращения и всей финансовой системы через рост инфляции. Прямой кредит НБКР правительству также имеет негативные последствия и ведет к усилению инфляционных процессов, поскольку это кредитная эмиссия по существу казначейская эмиссия, которая идет на покрытие дефицита бюджета.
Внешнее финансирование не всегда удается получить в нужном объеме и в необходимое время. Нередко платой за эти заимствования является ограничение собственной независимости в принятии экономических решений. Поэтому государственные заимствования на отечественном рынке являются одним из целесообразных способов покрытия дефицита бюджета, а операции на открытом рынке являются одним из эффективных инструментов денежно-кредитной политики Национального банка КР.
С каждым годом отечественная банковская система все больше интегрируется в мировое банковское пространство, и эта интеграция сопровождается и негативным воздействием внешних шоков на банковский сектор республики. Наиболее отчетливо кризисные явления проявились в банковской системе республики, поскольку большая часть суммарного капитала отечественных банков обеспечивается иностранным капиталом.
Влияние внешних шоков на банковский сектор способствовало снижению платежеспособности заемщиков банков, в результате возросли проблемные кредиты и отчисления на возможные потери и убытки. Отечественные коммерческие банки сократили объемы кредитных ресурсов и ужесточили контроль за предоставляемыми кредитами.
Основными факторами, вызывающими дестабилизацию банковской системы, являются:
• увеличение банком высокорискованных операций и инвестиций;
• падение уровня капитализации;
• расширение системного риска посредством банковских транзакций.
В то же время можно выделить ряд проблем, с которыми сталкивается отечественная банковская система. К ним можно отнести:
1. низкая привлекательность депозитных услуг для населения и высокий уровень процентных ставок на кредиты. Низкий уровень депозитов объясняется недоверием населения к банкам, высоким уровнем инфляции и низкими процентами по депозитам. В то же время, высокий уровень процентных ставок по кредитам, обуславливается высоким уровнем рисков, инфляцией, что отрицательно влияет на рост экономики в целом. С одной стороны, сохраняется значительная потребность населения в кредитных ресурсах. С другой -высокий уровень процентных ставок, и малый размер кредитов не дает возможности получить ресурсы в требуемом объеме и на необходимый срок. А это, в свою очередь, тормозит развитие экономики в целом [2, с. 10].
2. неразрешенность вопросов, связанных с возможным вступлением Кыргызской Республики в Таможенный союз, и происходящим сокращением реэкспорта товаров через Кыргызскую Республику в страны Таможенного союза. Ухудшение
экономического положения основных внешнеторговых партнеров косвенным образом может затронуть и банковскую систему Кыргызской Республики, поскольку кредиты в основном выдаются в сферу торговли.
3. низкая капитализация банковского сектора. К слабым сторонам коммерческих банков относится все еще остающийся низким, с точки зрения возможности конкуренции с зарубежными банками, уровень капитализации. Необходимость роста капитализации коммерческих банков предопределяется несколькими факторами. Повышение уровня капитализации позволит повысить и соотношение собственных средств к привлеченным, тем самым увеличить стабильность коммерческих банков.
4. обеспечение доступа населения к банковским услугам, особенно в регионах республики. Расширение филиальной сети коммерческих банков позволит привлечь население, что позволит пополнить ресурсную базу банков.
Соответственно целям обеспечения финансовой безопасности денежно-кредитная политика направляется на сдерживание монетарных факторов инфляции посредством применения инструментов денежно-кредитной политики. При этом первоочередной задачей является формирование адекватных инфляционных ожиданий.
В случае усиления давления на обменный курс Национальный банк Кыргызской Республики будет избегать значительного сокращения международных резервов, управление которыми осуществляется с соблюдением основных принципов обеспечения ликвидности и безопасности
В условиях кризиса возрастает уровень кредитного риска. Это риск неисполнения клиентами своих обязательств в соответствии со сроками и условиями договора. При предоставлении кредита банк тщательно оценивает социальный портрет клиента, показатели его деятельности, залоговое обеспечение и т.д. В предкризисный период в банках были сосредоточены значительные финансовые ресурсы, что стимулировало предоставление кредитов населению даже без должной оценки их проектов. Фактически кредиты получали все лица, обратившиеся в банки. Как известно, финансовые проблемы заемщиков, их неплатежеспособность повышают долю проблемных кредитов в банковском портфеле. Накопление плохих долгов послужило основной причиной возникновения кризисных проявлений в банковском секторе.
Одной из особенностей развития отечественного банковского сектора является высокий уровень кредитования сферы торговли, при недостаточном финансировании реального производства.
Литература
1. Радионова В. М. Финансы. М.: Финансы и статистика, 2013. 245 с.
2. Сенчагова В. К., Архипова А. И. Финансы, денежное обращение, кредит». М.: Проспект, 2012. 330 с.
3. Оторбаев К., Койчуманов Т. Экономика Кыргызской Республики. Бишкек, 2008. 156 с.
4. Койчуев Т. К. Избранные сочинения. Том I. Б: ЦЭС при ПКР. ОО «Экономисты за реформу», 2007. 200 с.