ECONOMICS
Ways to improve the efficiency of the monetary mechanism of socio-economic
processes
Omurkulova N. (Republic of Kyrgyzstan) Пути повышения эффективности работы денежно-кредитного механизма регулирования социально-экономических процессов Омуркулова Н. М. (Кыргызская Республика)
Омуркулова Нуриза Мусаевна / Omurkulova Nuriza - кандидат экономических наук, доцент, кафедра денежно-кредитных отношений и налогов,
Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассмотрены денежно-кредитная политика Кыргызской Республики, меры, направленные на улучшение денежно-кредитной политики, а также основные принципы денежно-кредитной политики на 2016 год в Кыргызской Республике. Abstract: the article deals with the monetary policy of the Republic of Kyrgyzstan, the measures aimed at improving monetary policy, as well as the basic principles of monetary policy for 2016 in the Republic of Kyrgyzstan.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, инфляция, экономический рост, банковский сектор.
Keywords: monetary policy, inflation, economic growth, the banking sector.
Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально -экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора, который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.
Механизм государственного финансового регулирования Кыргызской Республики нацелен на достижение основных параметров социально-экономического развития, которые являются общепринятыми в мировой практике. Это - обеспечение устойчивого долгосрочного экономического роста, стабильность цен, стабильность платежного баланса и максимальная занятость населения.
В условиях рыночной экономики проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом.
Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов [1, с. 23].
Денежно-кредитная политика Кыргызской Республики направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение
нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Кыргызской Республики исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.
Динамика обменного курса имеет существенное значение для регулирования внутренних цен. Соответственно Национальный банк, как и центральные банки целого ряда стран, применяет курсовую политику в качестве одного из основных каналов достижения цели по сдерживанию инфляции [2, с. 48].
В условиях роста инфляции, как известно, возникают инфляционные источники увеличения государственных доходов и соответствующее инфляционное расширение объемов государственных расходов. При снижении инфляции наблюдается противоположная картина. Поэтому смена инфляционной конъюнктуры должна в полной мере учитываться при формировании параметров общегосударственных фондов денежных средств [2, с. 12].
В целом же считаем правильной позицию тех финансистов, которые считают, что современный этап развития страны требует комбинированного проведения жесткой финансовой и более свободной экспансионистской денежной политики, нацеленной на рост инвестиций и общий подъем экономики, что предполагает:
• преодоление перелива (утечки) капитала из сферы материального производства. Этот отток вызывается сохранением «ножниц» между банковским процентом и нормой прибыли, вложениями капитала в сферу спекулятивных операций с недвижимостью и массовой убыточностью предприятий производственных отраслей, неплатежеспособностью;
• повышение нормы накопления за счет капитализации чистой (остающейся после уплаты налогов) прибыли путем введения временного режима инвестиционного контроля в приватизированном и государственном секторах экономики, государственной поддержки капитала реального сектора, в том числе путем четкой селективной политики промышленного роста, долгосрочными целевыми бюджетными инвестициями, государственными гарантиями, кредитными линиями, безусловного и своевременного выполнения финансовых обязательств по госзаказам;
• создание финансовых, юридических и учетно-контрольных условий для начисления и использования по целевому экономическому назначению фондов амортизационных отчислений;
• аккумулирование рублевых и валютных сбережений населения в реальный промышленный и финансовый капитал;
• снятие преград и создание условий сращивания отечественного банковского и промышленного капиталов и формирование мощных финансово-промышленных групп (картелизация производства);
• обеспечение капитализации доходов от реализации акций приватизированных предприятий, находящихся в собственности трудовых коллективов, управленческой номенклатуры, сторонних держателей и государственных органов [3, с. 5].
По мере дальнейшей стабилизации денежно-кредитной сферы нормативы обязательного резервирования планируется постепенно снижать, что обеспечит улучшение условий привлечения банками средств населения и организаций, а также повысит конкурентоспособность отечественных банков в целом.
В современных условиях на базе новых технологий возникают новые виды производства товаров и услуг, новые виды ведения бизнеса (инновационное предпринимательство, электронный бизнес, электронные операции), т.е. меняется структура хозяйства, возникает новый сектор экономики и трансформируется традиционный сектор. Это все оказывает большое влияние на цели и методы денежно-кредитного регулирования.
Основные принципы денежно-кредитной политики на 2016 год учитывают тенденции развития отечественной экономики и денежно-кредитной сферы, предусматривают комплекс переменных индикаторов финансовой сферы и систему мер монетарной политики,
направленных на обеспечение стабильности национальной денежной единицы, содействие восстановлению экономики и устойчивости банковской системы [3, с. 3].
В целях повышения эффективности проводимой денежно-кредитной политики предполагается совершенствование инфраструктуры финансового рынка. Национальный банк и другие коммерческие банки республики должны способствовать формированию финансовых институтов, аккумулирующих долгосрочные денежные ресурсы, созданию законодательной базы ипотечного кредитования, развитию рынка срочных финансовых инструментов и расширению их спектра. Для повышения качества управления ликвидностью и эффективности применения инструментов денежно-кредитной политики Правительство и Национальный банк должны усилить координацию денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, в частности в области обмена информацией о проводимых операциях на финансовом рынке.
Следовательно, совершенствование таких составляющих системы государственного регулирования экономики Кыргызской Республики как денежно-кредитная и фискальная политика должно производиться исходя из повышения их роли в регулировании экономики и необходимости обеспечения дальнейшего устойчивого экономического развития государства в целом.
Реализация денежно-кредитной и фискальной политики в Кыргызской Республике осуществляется в целом успешно; результатом реализации являются рост ВВП, снижение ставки рефинансирования и налоговой нагрузки на предприятия, а также сдерживание темпов инфляции.
Доля фонда обязательного резервирования, используемая банками в рамках усредненного поддержания его уровня, увеличится, что повысит роль данного механизма в регулировании банковской ликвидности.
Должна продолжиться работа по повышению эффективности использования бюджетных средств. Главными задачами в этой области являются:
- постепенный переход к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов деятельности государственных органов и бюджетных организаций;
- переход к среднесрочному бюджетному планированию, что позволит повысить качество принимаемых решений о государственных расходах и предсказуемость структуры бюджетных расходов.
Денежно-кредитная политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики. Являясь основой для обеспечения устойчивости сома, низкая инфляция способствует формированию позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов.
Эффективному функционированию денежного механизма способствовала прозрачность монетарной политики для общественности, согласованность действий Национального банка и органов Правительства Кыргызской Республики, направленных на реализацию задач социально-экономического развития на 2016 год.
Литература
1. Романовский М. В., Врублевской А. В., Сабанти В. М. Финансы. М. Юрайт-М, 2011.
150 с.
2. Стратегия инновационной модернизации экономического развития КР на период до 2020
года. Бишкек, 2008. С. 104-120.
3. Основные направления денежно-кредитной политики на среднесрочный период.
Национальный банк Кыргызской Республики, 2014. 5 с.