Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методы обучения / школьник / система преподавания / эффективность / методическая комиссия / образовательное учреждение / урок / личность / практическая деятельность / коллективизм / teaching methods / student / teaching system / efficiency / methodical commission / educational institution / lesson / personality / practical activity / collectivism

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В В. Иохвидов, С В. Корецкая

Статья посвящена совершенствованию методов обучения. Авторами отмечается актуальность исследования, так как за последнее время выбранная тема изучалась недостаточно. Улучшение качества обучения, совершенствование образовательных технологий, повышение эффективности учебных занятий является актуальными педагогическими проблемами в связи с введением в школах профильного обучения, использованием рейтинговой системы контроля и самоконтроля с применением тестов, компьютеризацией учебных занятий, направленностью обучения на самообразование и внедрение методов самооценки знаний, рационализацией контроля успешности обучения, усилением действенности обратной связи в обучении. Именно урок позволяет проводить занятия по определенной программе, твёрдому расписанию, с постоянным составом учеников под руководством учителя, применять при этом индивидуальные и коллективные способы обучения. На уроке создаются благоприятные условия для овладения школьниками системой научных знаний, развития их познавательных творческих сил и способностей, формирования основ научного мировоззрения, воспитания общечеловеческих качеств личности, её духовности и нравственности. Функция урока состоит в достижении конкретной учебно-воспитательной цели. Проведенное исследование показывает, что работа по совершенствованию методов обучения и повышению эффективности урока имеет положительный результат благодаря созданию методической комиссии, посещению уроков, обмена опытом. Информация, представленная в статье, будет интересна специалистам начального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING TEACHING METHODS IN PRIMARY SCHOOL

The article is dedicated to the improvement of teaching methods. The authors note the relevance of the study, since recently the chosen topic has not been enough studied. Improving the quality of education, improving educational technologies, improving the effectiveness of training sessions are urgent pedagogical problems in connection with the introduction of specialized training in schools, the use of a rating system of control and self-control with the use of tests, computerization of training sessions, the focus of training on self-education and the introduction of self-assessment methods of knowledge, rationalization of monitoring the success of training, strengthening the effectiveness of feedback in training. It is the lesson that allows you to conduct classes according to a certain program, a firm schedule, with a permanent composition of students under the guidance of a teacher, while using individual and collective methods of teaching. The lesson creates favorable conditions for students to master the system of scientific knowledge.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Таким образом, современные тенденции постепенно меняют процесс обучения. При этом уровень преподавательской деятельности должен вырасти с уровня «рассказать о чем-то» до уровня «самоорганизация и управление учебным процессом, создание стратегии донесения знаний, обладание релевантными навыками во всей сфере». Но что самое главное - предмет, который преподает учитель, начнет влиять на личность ученика, станет частью его развития как части общества.

Педагогическое образование должно максимально коррелировать с будущей профессиональной деятельностью. Только таким образом гарантирован прогресс стандартов образования и всех образовательных процессов в школах 21 века. Это будет невозможно, если в школах будут возникать проблемы, связанные с чрезмерной формальностью в методиках обучения, когда цель состоит не в создании здоровой и эффективной среды для развития ребенка как личности, а просто в донесении информации. Также необходимо заниматься оптимизацией самого рабочего процесса преподавателя: отходить от неэффективных задач в сторону более целевых. Необходимо и пересматривать цели работы с детьми: работать не на цифры (ЕГЭ, общий балл), а на потенциал учеников как

Библиографический список

части общества и будущих профессионалов. Нельзя равнять все учебные заведения под один образец, нужно учитывать творческие особенности учащихся, внеучебную деятельность, которую может позволить школа, а также индивидуальность самих педагогов.

Обстановка вокруг учителя играет немаловажную роль в процессе обучения. На данный момент уже не представить школу без компьютеров, Интернета и гаджетов. И если раньше урок по скайпу казался чем-то диковинным, сейчас дистанционное обучение стало частью нормальной педагогической деятельности. Современный учитель должен уметь не только грамотно и интересно выстраивать урок, но и адаптировать его под современные он-лайн-условия.

Соответственно, в профессиональную подготовку будущих учителей добавляются дисциплины, касающиеся онлайн-обучения, информационных технологий, Интернета и др. И помимо этого важнейшей целью становится обучить педагога организовывать уроки в условиях низкой заинтересованности, неравномерных технических возможностей и в отсутствии строгих временных рамок у учеников.

1. Aндреев В.И. Концептуальная педагогическая прогностика: монография. Казань: ЦИТ, 2G1G: 50-67.

2. Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций. Открытое образование. 2G18; № 22 (3): 61-73.

3. Ларионова ИА Структура и смысл решения педагогической задачи. Мир образования - образование в мире. 2GG7; № 4 (28): 30-34.

4. Дьячковская Е.Н., Егорова РИ. Реализация дистанционных образовательных технологий в условиях удаленного обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2G21; № 72-4: 95-97.

5. Aсадуллин РМ., Aрасланова A.I, Бахтиярова В.Ф., Набиева Т.В. Теоретические аспекты подготовки учителя как субъекта педагогической деятельности в условиях трансформации профессионального образования. Сибирский педагогический журнал. 2G15; № 6: 58-67.

6. Остякова Г.В., Ковязина И.В. Деятельность классного руководителя в современных условиях: проблемы и пути преодоления. Современное педагогическое образование. 2G2G; № 5: 172-176.

7. Грицкевич Н.К., Решотка Ю.Н., Рождественская A.K Развитие профессионального самоопределения обучающихся в условиях современной образовательной среды. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2G19; № 5 (27): 142-149.

8. Гордеева И.В., Царик ИА Инновационная подготовка будущего учителя к воспитательной работе: теоретико-методологические основания. Научные труды республиканского институты высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2G22; № 22 (4): 56-61.

9. Вербицкий A.A. Теория и технологии контекстного образования. Москва, 2G17. 1G. Атлас новых профессий 3.0. Москва: Aльпина ПРО, 2G21.

References

1. Andreev V.I. Konceptuai'nayapedagogicheskaya prognostika: monografiya. Kazan': CIT, 2G1G: 5G-67.

2. Kalimullina O.V., Trocenko I.V. Sovremennye cifrovye obrazovatel'nye instrumenty i cifrovaya kompetentnost': analiz suschestvuyuschih problem i tendencij. Otkrytoeobrazovanie. 2G18; № 22 (3): 61-73.

3. Larionova I.A. Struktura i smysl resheniya pedagogicheskoj zadachi. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2GG7; № 4 (28): 3G-34.

4. D'yachkovskaya E.N., Egorova R.I. Realizaciya distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v usloviyah udalennogo obucheniya. Probiemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2G21; № 72-4: 95-97.

5. Asadullin R.M., Araslanova A.T., Bahtiyarova V.F., Nabieva T.V. Teoreticheskie aspekty podgotovki uchitelya kak sub'ekta pedagogicheskoj deyatel'nosti v usloviyah transformacii professional'nogo obrazovaniya. Sibirskij pedagogicheskijzhurnai. 2G15; № 6: 58-67.

6. Ostyakova G.V., Kovyazina I.V. Deyatel'nost' klassnogo rukovoditelya v sovremennyh usloviyah: problemy i puti preodoleniya. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2G2G; № 5: 172-176.

7. Grickevich N.K., Reshotka Yu.N., Rozhdestvenskaya A.N. Razvitie professional'nogo samoopredeleniya obuchayuschihsya v usloviyah sovremennoj obrazovatel'noj sredy. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. Pedagogicai Review. 2G19; № 5 (27): 142-149.

8. Gordeeva I.V., Carik I.A. Innovacionnaya podgotovka buduschego uchitelya k vospitatel'noj rabote: teoretiko-metodologicheskie osnovaniya. Nauchnye trudy respubiikanskogo instituty vysshej shkoly. Istoricheskie i psihologo-pedagogicheskie nauki. 2G22; № 22 (4): 56-61.

9. Verbickij A.A. Teoriya i tehnoiogii kontekstnogo obrazovaniya. Moskva, 2G17. 1G. Atias novyh professij 3.0. Moskva: Al'pina PRO, 2G21.

Статья поступила в редакцию 02.11.22

УДК 37.09

lohvidov V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Essentuki Branch of Stavropol State Pedagogical Institute (Essentuki, Russia),

E-mail: [email protected]

Koretskaya S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Essentuki Branch of Stavropol State Pedagogical Institute (Essentuki, Russia),

E-mail: [email protected]

IMPROVING TEACHING METHODS IN PRIMARY SCHOOL. The article is dedicated to the improvement of teaching methods. The authors note the relevance of the study, since recently the chosen topic has not been enough studied. Improving the quality of education, improving educational technologies, improving the effectiveness of training sessions are urgent pedagogical problems in connection with the introduction of specialized training in schools, the use of a rating system of control and self-control with the use of tests, computerization of training sessions, the focus of training on self-education and the introduction of self-assessment methods of knowledge, rationalization of monitoring the success of training, strengthening the effectiveness of feedback in training. It is the lesson that allows you to conduct classes according to a certain program, a firm schedule, with a permanent composition of students under the guidance of a teacher, while using individual and collective methods of teaching. The lesson creates favorable conditions for students to master the system of scientific knowledge.

Key words: teaching methods, student, teaching system, efficiency, methodical commission, educational institution, lesson, personality, practical activity, collectivism.

B.В. Иохеидое, канд. пед. наук, доц., филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки,

E-mail: [email protected]

C.В. Корецкая, канд. пед. наук, доц., филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки,

E-mail: [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена совершенствованию методов обучения. Авторами отмечается актуальность исследования, так как за последнее время выбранная тема изучалась недостаточно. Улучшение качества обучения, совершенствование образовательных технологий, повышение эффективности учебных занятий является актуальными педагогическими проблемами в связи с введением в школах профильного обучения, использованием рейтинговой системы контроля и самоконтроля с применением тестов, компьютеризацией учебных занятий, направленностью обучения на самообразование и внедрение методов самооценки знаний, рационализацией контроля успешности обучения, усилением действенности обратной связи в обучении. Именно урок позволяет проводить занятия по определенной программе, твёрдому расписанию, с постоянным составом учеников под руководством учителя, применять при этом индивидуальные и коллективные способы обучения. На уроке создаются благоприятные условия для овладения школьниками системой научных знаний, развития их познавательных творческих сил и способностей, формирования основ научного мировоззрения, воспитания общечеловеческих качеств личности, её духовности и нравственности. Функция урока состоит в достижении конкретной учебно-воспитательной цели. Проведенное исследование показывает, что работа по совершенствованию методов обучения и повышению эффективности урока имеет положительный результат благодаря созданию методической комиссии, посещению уроков, обмена опытом. Информация, представленная в статье, будет интересна специалистам начального образования.

Ключевые слова: методы обучения, школьник, система преподавания, эффективность, методическая комиссия, образовательное учреждение, урок, личность, практическая деятельность, коллективизм.

Актуальность исследования заключается в том, что за последнее время вопрос о повышении эффективности обучения не поднимался. В связи с этим нами было принято решение на базе филиала СГПИ в г Ессентуки создать методическую комиссию, прикрепленную к кафедре общей педагогики и педагогических технологий и кафедре математики и информатики, основной целью которой является совершенствование методов обучения в начальных классах. На заседаниях комиссии обсуждались доклады, раскрывающие содержание отдельных принципов эффективности уроков, например: «Методы и формы активизации деятельности обучающихся на уроках». «Формы и методы организации самостоятельной деятельности работы детей на уроках», «Методика опроса обучающихся на всех этапах урока», «Принципы воспитывающего обучения», «Роль наглядности в повышении эффективности урока». После обсуждения каждого доклада преподавателя и учителя начальной школы происходило обсуждение практического разрешения обсуждаемых проблем. Большую роль в обмене опытом играют открытые уроки и взаимопосещение. Администрация института и руководство школы совместно с председателем комиссии от кафедр хорошо знают, у кого из педагогов уроки более полноценные, и отправляют к ним учителей, кому еще не удалось достичь эффективности в обучении.

Цель статьи заключается в исследовании методов обучения, их совершенствовании и практическом применении в начальной школе.

Основные задачи статьи определяются следующим образом:

- создать методическую комиссию на кафедре общей педагогики и педагогических технологий и кафедре математики и информатики основной;

- предложить рекомендации по совершенствованию методов обучения.

Методы исследования в процессе написания данной статьи включали теоретические (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические аспекты (беседа с председателем методической комиссии по вопросам повышения эффективности обучения, с преподавателями кафедр и учителями).

Научная новизна статьи определяется выявлением дополнительных возможностей использования смешанного типа обучения в вузе с целью более гибкого реагирования на изменяющиеся условия во всех сферах человеческой жизни. Теоретическая значимость исследования заключается в расширенном знании о совершенствовании методов обучения и, тем самым, повышении эффективности урока.

Практическая значимость видится нам в дальнейшем совершенствовании методов обучения. Так, еще не все учителя умело связывают преподавание с жизнью, нередки случаи на уроках, когда педагоги сами приводят достаточное количество примеров, иллюстрирующих тот или иной вывод, правило, но не предлагают обучающимся дополнить эти примеры фактами из их собственных наблюдений.

Важную роль в распространении положительного опыта, безусловно, играют совещания методической комиссии. Например, на совещании по вопросу эффективности урока выступал руководитель методической комиссии и рассказал о том, каким учителям удается перестроить уроки, в чем их эффективность; выступали и сами учителя, обменивались опытом своей работы; ответственные делали анализ посещенных уроков. Но особенно большой эффект произвела специально организованная выставка наглядных пособий, с помощью которых учителя совместно с преподавателями кафедры повышают эффективность урока. Также на совещании обсуждался вопрос, касающийся роли личности учителя в борьбе за эффективность учебно-воспитательной работы. В выступлениях были вскрыты положительные и отрицательные моменты, влияющие на повышение эффективности обучения: как завоевывается авторитет, любовь и уважение обучающихся. Данное обсуждение нашло отражение в виде методического пособия, которое было выпущено на кафедре. Следует сказать, что в борьбе за полноценный урок исключительно велика роль руководителей школы. Именно они организуют и вдохновляют учителей и преподавателей на творческую работу. Благодаря грамотным руководителям по крупицам собирается опыт лучших учителей, методистов и внедряется в практику учебного процесса [1].

Изучение системы преподавания позволило нам распространить в нашем коллективе эффективные методы и приемы: комментированное письмо (которое заняло основное место на уроках во всех классах, начиная с первого), разнообразные виды коротких творческих работ обучающихся. Учителя совместно с преподавателями научились разнообразно и интересно строить свои уроки, на которых повторяется материал или проводится работа над ошибками. Необходимо отметить, что еще недавно молодые учителя боялись этих уроков и огорчались, когда мы приходили к ним. Подчеркнем, что, к примеру, на уроках русского языка творческие работы, особенно короткие рассказы и сочинения на темы, связанные с жизнью, стали повседневным явлением. Также нами была изучена система работы учителей математики, после чего на практике был применен прием комментированного решения примеров и задач, позволяющий активизировать мыслительную деятельность на уроке всех обучающихся, экономить время, систематически повторять правила и применять их при решении задач и примеров. Широкое распространение в коллективе получили разнообразные приемы проверки домашних работ обучающихся, в результате чего на нее затрачивается очень мало времени, и ведется она в новой, интересной для детей форме.

Преподаватели и учителя начальной школы пользуются теми приемами оформления записи условия и решения задач, которые применяются с целью экономии времени на уроке. Большая часть наших преподавателей, следуя вышеуказанному примеру, во время проведения самостоятельных работ пользуются добавочным резервным материалом для тех обучающихся, которые быстро выполняют общее задание. По примеру преподавателя нашей кафедры Толмачевой Т.В. (внешний совместитель, учитель МБОУ СОШ № 5) учителя практикуют составление задач самими обучающимися на материале из окружающей их жизни. В качестве примера приведем урок, хорошо отражающий, с нашей точки зрения, то новое, что внесла Татьяна Владимировна в практическую деятельность [5].

Собираясь побывать на уроке у данного преподавателя, мы сообщили ей об этом и попросили план урока. В плане детально были указаны ход урока, примеры и задачи, которые будут предложены обучающимся на разных этапах, вопросы для фронтального опроса, задание на дом, оборудование урока наглядными пособиями. Посмотрев план, мы задались вопросом: можно ли выполнить за урок все намеченное в нем?, ведь классе 35 обучающихся. Далее рассмотрим сам ход урока. На доске написана дата и примеры. Дежурный докладывает, что домашнее задание выполнено всеми. Татьяна Владимировна в целях проверки качества выполнения домашнего задания предложила обучающимся решить примеры, записанные на доске; одновременно она посмотрела домашние задания. Убедившись в правильности решения новых примеров, перешла к фронтальному опросу, выясняя знания обучающихся о компонентах вычитания, умножения и деления и их соотношении. Повторение - это прочность знаний, умений и навыков обучающихся. Вопросы учителя на уроке активизируют мыслительную деятельность обучающихся. Дети находили на уроке неизвестный множитель, вычитаемое, уменьшаемое, проводили проверку действия деления. Затем следует устный счет, который учитель проводила по таблице-плакату десятичных дробей, изготовленной совместно с классом. Подобного вида деятельность дает возможность, сокращая время, спросить большую часть класса. Указывая на ту или иную десятичную дробь, учитель может ставить вопросы следующего характера: «Что нужно делать, с запятой при уменьшении или увеличении дроби в 10, 100, 1000 раз при округлении чисел?». Перейдя к главной части урока, учитель дала обучающимся задачу, составленною ею на основе материала экскурсии, совершенной с классом на местный хлебозавод. Задачи подобного рода, связанные с жизнью, с практической деятельностью людей, которые окружают обучающихся, вызывают у них большой интерес. Таким образом учитель стремится втянуть в работу весь класс и добивается этого тем, что за последовательностью решения обязательно должен следить каждый обучающийся. Некоторых обучающихся она вызывала к доске, остальные самостоятельно решали задачи, придумывали их сами из жизни класса, школы на нахождение числа и числа от дроби. Учитель похвалила детей за придуманные задачи, коротко подвела итог урока,

объявила отметки пяти обучающимся. Оценка выставлялась с учетом выполнения обучающимися домашней работы, участия их в ответах во время фронтального опроса и коллективом решении задач и примеров, а также самостоятельной работы на уроке. Посетив урок, мы пришли к выводу, что на предыдущих уроках наших коллег было затягивание опроса 2-3 обучающихся до 20 и более минут при бездействии всего класса, когда у педагога не было убежденности в том, что все обучающиеся усвоили изучаемый материал, по сравнению с тем временем и теми уроками посещенное занятие было намного эффективнее [11].

Таким образом, можно сделать выводы о том, что проведенное исследование показывает, что работа по совершенствованию методов обучения и повышению эффективности урока дала положительный результат благодаря созданию методической комиссии, посещению уроков, обмена опытом. Наши лучшие учителя проводят учет знаний обучающихся на всех этапах урока, соединяя в

Библиографический список

единый процесс обучение и проверку усвоенного материала, что способствует повышению внимания, старательности и активности обучающихся. Также положительным является и то, что учителя совместно с преподавателями широко используют наглядные пособия на всех этапах урока. Активизация познавательной деятельности детей на полноценных уроках помогает устранению перегрузки их домашними заданиями, так как новый материал в основном осваивается на уроке. Это позволило нам совместно с учителями русского языка и математики довести объем домашних работ до одной трети сделанного на уроке. Знания обучающихся стали более прочными, осознанными. Повышая эффективность уроков, мы, тем самым, усиливаем связь теории с практикой, с жизнью. Происходит укрепление сознательной дисциплины обучающихся, чувство коллективизма. Значительно сократилось ее нарушение на уроках, так как обучающиеся заняты работой, им некогда отвлекаться.

1. Алдакимов А.Н. Тенденции развития современной системы образования в России: историко-педагогический и социальный аспекты. Проблемы современного педагогического образования. 2017; № 57-3: 3-9.

2. Андреева Т. А. Модернизация системы образования в России. Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2017; № 1-2: 438-444.

3. Безуглая Т.И. Содержание понятия «образование». Евразийский союз ученых. 2017; № 11-2 (44): 16-19.

4. Давлатмуродов Ш.Ш. Концепция образования в современной России. Аллея науки. 2017; Т. 1, № 14: 312-316.

5. Иохвидов В.В., Иохвидов В.М. Системный подход к использованию методов, приемов и средств обучения. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016; Т. 22, № 2: 22-25.

6. Кричевский В.Ю. Качественная оценка реформы системы образования в России. Непрерывное образование. 2017; № 3 (21): 8-14.

7. Матвеев В.В. Реформа высшего образования в России и перспективы молодых специалистов. Вестник Удмуртского университета. 2019; № 2: 43-52.

8. Осипова М.Б. К проблеме создания системы школьной оценки качества образования. Научный журнал Дискурс. 2018; № 1 (15): 95-110.

9. Соколова Е.В. Модернизация российской системы образования в современных условиях развития общества. Дельта науки. 2020; № 1: 82-84.

10. Яковлева Л.Р Управление системой образования на уровне муниципального района. Белгородский экономический вестник. 2019; № 2 (86): 124-133.

References

1. Aldakimov A.N. Tendencii razvitiya sovremennoj sistemy obrazovaniya v Rossii: istoriko-pedagogicheskij i social'nyj aspekty. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017; № 57-3: 3-9.

2. Andreeva T.A. Modernizaciya sistemy obrazovaniya v Rossii. Vestnik fakulteta upravleniya SPbG'EU. 2017; № 1-2: 438-444.

3. Bezuglaya T.I. Soderzhanie ponyatiya «obrazovanie». Evrazijskij soyuz uchenyh. 2017; № 11-2 (44): 16-19.

4. Davlatmurodov Sh.Sh. Koncepciya obrazovaniya v sovremennoj Rossii. Alleya nauki. 2017; T. 1, № 14: 312-316.

5. lohvidov V.V., lohvidov V.M. Sistemnyj podhod k ispol'zovaniyu metodov, priemov i sredstv obucheniya. VestnikKostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2016; T. 22, № 2: 22-25.

6. Krichevskij V.Yu. Kachestvennaya ocenka reformy sistemy obrazovaniya v Rossii. Nepreryvnoe obrazovanie. 2017; № 3 (21): 8-14.

7. Matveev V.V. Reforma vysshego obrazovaniya v Rossii i perspektivy molodyh specialistov. Vestnik Udmurtskogo universiteta. 2019; № 2: 43-52.

8. Osipova M.B. K probleme sozdaniya sistemy shkol'noj ocenki kachestva obrazovaniya. Nauchnyjzhurnal Diskurs. 2018; № 1 (15): 95-110.

9. Sokolova E.V. Modernizaciya rossijskoj sistemy obrazovaniya v sovremennyh usloviyah razvitiya obschestva. Del'ta nauki. 2020; № 1: 82-84.

10. Yakovleva L.R. Upravlenie sistemoj obrazovaniya na urovne municipal'nogo rajona. Belgorodskij 'ekonomicheskij vestnik. 2019; № 2 (86): 124-133.

Статья поступила в редакцию 07.11.22

УДК 378

Kondrakhina N.G., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Professor, Department of Language Training, Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Yuzhakova N.E., senior teacher, Department of Language Training, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

MEDIATION AS A LEVELING METHOD IN THE FRAMEWORK OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY. Mediation in education is based on a process, in which the one who forms prerequisites for mutual understanding and the ability he is who finds a compromise. Mediation in education is a negotiation in which a mediator acts as an organizer who helps to ensure the parties of the conflict to make the most reasonable and adequate decision due to the implementation of which the conflict will be overcome. Based on this definition, it can be testified that the mediator not only implements the mediation function, but also helps the opposing parties to find the right solution that suits all opponents. Mediation services are aimed at a teaching basic content, structure, methods, tasks, etc. The subjects of the educational process (students, teaching staff, parents) should be able to correctly apply knowledge and skills in the prevention or resolution of interpersonal conflict. Therefore, the paper asserts that mediation is an effective way to resolve conflicts at a university.

Key words: language education, foreign language education, conflict management, conflict leveling, non-linguistic university.

Н.Г. Кондрахина, канд. филол. наук, доц., проф., Департамент языковой подготовки Финансового университета

при правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]

Н.Е. Южакоеа, ст. преп., Департамент языковой подготовки Финансового университета при правительстве Российской Федерации, г. Москва,

E-mail: [email protected]

МЕДИАЦИЯ КАК МЕТОД НИВЕЛИРОВАНИЯ В РАМКАХ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Медиация в образовании выстраивается на базе процесса, в рамках которого тот, кто ее осуществляет, формирует предпосылки для взаимопонимания и способности находить компромисс. Медиация в образовании представляет собой переговорный процесс, в рамках которого медиатор выступает в качестве организатора, своими действиями способствуя тому, чтобы участники конфликта приняли наиболее разумное, адекватное и отвечающее потребностям обеих сторон решение, благодаря реализации которого конфликт будет преодолен. На основании данного определения можно свидетельствовать о том, что медиатор не только реализует посредническую функцию, но и помогает противоборствующим сторонам найти правильное решение, которое устраивает всех оппонентов. Созданные на базе образовательных учреждений службы медиации прежде всего направлены на обучение данной процедуре: базовому содержанию, структуре, методам, задачам и т. д. в связи с тем, что субъекты образовательного процесса (обучающиеся, педагогические работники, родители (законные представители) должны уметь корректно применять эти знания и умения в профилактике или разрешении межличностных конфликтов. Следовательно, мы имеем возможность утверждать, что медиация как процедура является эффективным способом урегулирования конфликтов в вузе.

Ключевые слова: языковое образование, иноязычное образование, управление конфликтами, нивелирование конфликтов, неязыковой вуз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.