5. Абдулгалимов РМ. Современные проблемы становления специалиста медицинского профиля. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 59-1: 4 - 8.
6. Абдулгалимов РМ. Образовательный процесс в формировании мировоззрения будущего врача в медицинском вузе. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 59-2: 4 - 7.
7. Тихонова Н.К., Тихонов В.Г. Пути повышения качества подготовки студентов медицинского вуза. Смоленский медицинский альманах. 2019; № 2: 112 - 116.
8. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: учебное пособие. Москва, 2006.
9. Yerkes R., Dodson J. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit - formation. J. Comp. Neurol. Psychology. 1908; № 18: 459 - 482.
10. Шейман И.М., Шевский В.И. Кадровая политика в здравоохранении: сравнительный анализ российской и международной практики. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015; № 1: 143 - 167.
11. Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. Формирование конкурентоспособности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе. Available at: http:// www.science-education.ru/ru/article/view7id
12. Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему конкурентоспособности. Вестник ВГМУ. 2016; Т. 15, № 1: 114 - 127.
13. Хазова С.А. Конкурентоспособность специалистов как акмеологическая категория. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009; № 3: 298 - 306.
14. Данакин Н.С., Шутенко А.И. Конкурентоспособность выпускников как показатель эффективности работы современного вуза. Available at: http://www.science-education.ru/pdf/2014/6/596.pdf
15. Лаврентьев ГВ., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Ч. 2. Available at: http:// www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch1/glava_1_1.html
16. Рачковская Н.А. Психологические механизмы управления эмоциональным состоянием человека. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2008; № 4: 12 - 17.
17. Рачковская Н.А. Развитие эмоциональной культуры будущего социального педагога в вузе: методология, теория, практика. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2012.
18. Гребенщикова А.В. Философско-методический аспект формирования информационной компетентности выпускников вузов. Вестник ЧГПУ. 2012; № 11: 38 - 47.
19. Мещеряков Д.В. Педагогическое обеспечение информационной компетентности выпускника военного вуза. Гаудеамус. Психолого-педагогический журнал. 2020; Т. 19, № 3 (45): 18 - 24.
20. Решетников А.В., Присяжная Н.В., Павлов С.В., Морозов А.П., Петров М.А., Кутакова Ю.Ю., Морозов П.Н., Лакунин К.Ю. Молодой медицинский специалист на рынке труда: ожидания работодателей. Социология медицины. 2017; № 16 (1): 32 - 44.
References
1. Lavrent'ev S.Yu., Krylov D.A. Formirovanie konkurentosposobnosti buduschego specialista v processe professional'noj podgotovki v vuze. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view7id
2. Abdulgalimov R.M. Konceptual'naya model' razvitiya professional'nogo mirovozzreniya studenta sovremennogo vuza. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019; № 4: 112.
3. Abdulgalimov R.M., Gusejnov M.K., Kasimov A.K., Abdulgalimova G.N. Problemy i perspektivy ispol'zovaniya interaktivnyh obrazovatel'nyh tehnologij v sovremennom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 266 - 268.
4. Abdulgalimov R.M., Abdulgalimova G.N. Aktualizaciya antropologicheskogo podhoda k processu formirovaniya professional'nogo mirovozzreniya buduschego vracha. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 248 - 251.
5. Abdulgalimov R.M. Sovremennye problemy stanovleniya specialista medicinskogo profilya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 59-1: 4 - 8.
6. Abdulgalimov R.M. Obrazovatel'nyj process v formirovanii mirovozzreniya buduschego vracha v medicinskom vuze. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 59-2: 4 - 7.
7. Tihonova N.K., Tihonov V.G. Puti povysheniya kachestva podgotovki studentov medicinskogo vuza. Smolenskij medicinskij al'manah. 2019; № 2: 112 - 116.
8. Bakshaeva N.A., Verbickij A.A. Psihologiya motivaciistudentov: uchebnoe posobie. Moskva, 2006.
9. Yerkes R., Dodson J. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit - formation. J. Comp. Neurol. Psychology. 1908; № 18: 459 - 482.
10. Shejman I.M., Shevskij V.I. Kadrovaya politika v zdravoohranenii: sravnitel'nyj analiz rossijskoj i mezhdunarodnoj praktiki. Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. 2015; № 1: 143 - 167.
11. Lavrent'ev S.Yu., Krylov D.A. Formirovanie konkurentosposobnosti buduschego specialista v processe professional'noj podgotovki v vuze. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view7id
12. Cerkovskij A.L. Sovremennye vzglyady na problemu konkurentosposobnosti. Vestnik VGMU. 2016; T. 15, № 1: 114 - 127.
13. Hazova S.A. Konkurentosposobnost' specialistov kak akmeologicheskaya kategoriya. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2009; № 3: 298 - 306.
14. Danakin N.S., Shutenko A.I. Konkurentosposobnost' vypusknikov kak pokazatel' 'effektivnosti raboty sovremennogo vuza. Available at: http://www.science-education.ru/ pdf/2014/6/596.pdf
15. Lavrent'ev G.V., Lavrent'eva N.B., Neudahina N.A. Innovacionnye obuchayuschie tehnologii v professional'noj podgotovke specialistov. Ch. 2. Available at: http://www2.asu.ru/ cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch1/glava_1_1.html
16. Rachkovskaya N.A. Psihologicheskie mehanizmy upravleniya 'emocional'nym sostoyaniem cheloveka. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki. 2008; № 4: 12 - 17.
17. Rachkovskaya N.A. Razvitie 'emocional'noj kul'tury buduschego social'nogo pedagoga v vuze: metodologiya, teoriya, praktika. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.
18. Grebenschikova A.V. Filosofsko-metodicheskij aspekt formirovaniya informacionnoj kompetentnosti vypusknikov vuzov. Vestnik ChGPU. 2012; № 11: 38 - 47.
19. Mescheryakov D.V. Pedagogicheskoe obespechenie informacionnoj kompetentnosti vypusknika voennogo vuza. Gaudeamus. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal. 2020; T. 19, № 3 (45): 18 - 24.
20. Reshetnikov A.V., Prisyazhnaya N.V., Pavlov S.V., Morozov A.P., Petrov M.A., Kutakova Yu.Yu., Morozov P.N., Lakunin K.Yu. Molodoj medicinskij specialist na rynke truda: ozhidaniya rabotodatelej. Sociologiya mediciny. 2017; № 16 (1): 32 - 44.
Статья поступила в редакцию 05.05.21
УДК 371
Kerimov M.M., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia);
Professor, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Okunev S.A., postgraduate, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia), E-mail: [email protected]
DIDACTIC POSSIBILITIES OF HUMANITARIAN TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF FORMATION OF LEGAL KNOWLEDGE AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS. The article examines the role of humanitarian technologies in the process of forming legal knowledge among high school students. Humanitarian technologies provide interaction with students, which has a purposeful impact on their behavior through the use of resources related to humanitarian knowledge about the individual (needs, interests, motives), which leads to an increase in the effectiveness of the pedagogical task being solved at the moment. The use of humanitarian technologies in the process of teaching law to students of secondary classes of general education schools creates a didactic environment imbued with such categories as "respect for an individual", "value of life", "existence, human development", "quality of life" and contributes to the qualitative development of all subject results by them. The authors come to the conclusion that the high level of technological competence of the teacher determines successful construction of the educational process, effective achievement of goals and expected results, holistic and reasonable application of the selected humanitarian technologies.
Key words: humanitarian technologies, legal knowledge, students, teacher, educational process, technological competence of teacher.
ММ Керимов, д-р филос. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
С.А. Окунее, аспирант, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: [email protected]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В статье исследуется сущность гуманитарных технологий в процессе формирования правовых знаний у старшеклассников. Гуманитарные технологии обеспечивают взаимодействие с учащимися, которое оказывает целенаправленное влияние на их поведение за счет использования ресурсов, связанных с гуманитарными знаниями о личности (потребности, интересы, мотивы), что приводит к повышению эффективности решаемой в данный момент педагогической задачи. Применение гуманитарных технологий в процессе обучения праву обучающихся средних классов общеобразовательной школы создает дидактическую среду, пропитанную такими категориями, как «уважение личности», «ценность жизни», «существование, развитие человека», «качество жизни» и способствует качественному освоению ими всех предметных результатов. Авторы приходят к мнению, что от высокого уровня технологической компетенции учителя зависит успешное построение учебного процесса, эффективное достижение поставленных целей и предполагаемых результатов, целостное и обоснованное применение выбранных гуманитарных технологий.
Ключевые слова: гуманитарные технологии, правовые знаний, учащиеся, учитель, образовательный процесс, технологическая компетентность учителя.
Гуманитарные технологии занимают отдельное место среди педагогических технологий. С одной стороны, они обладают всеми свойствами педагогических технологий, с другой стороны - имеют свои особенности. Принято считать, что педагогические технологии по своей сути гуманитарны, то есть направлены на человека обучающегося. Но, как показал наш анализ, не все педагогические технологии можно отнести к гуманитарным. Гуманитарные технологии должны отвечать всем признакам и требованиям, присущим педагогической технологии [1 - 6].
Рассмотрим различные интерпретации понятия «гуманитарные технологии».
М.С. Пак и И.А. Орлова указывают, что «гуманитарные технологии в педагогическом понимании - это социальные технологии, реализующие программы обучения, воспитания и духовного развития личности на основе комплексного использования знаний о человеке и его духовной культуре» [1, с. 8].
Однако сегодня все чаще гуманитарные технологии не рассматриваются как разновидность социальных, а выступают по отношению к ним как равнозначные. К социальным технологиям, по мнению Б.Г Юдина, следует обращаться тогда, когда приходится иметь дело с обществом в целом или с отдельными социальными группами [6]. Гуманитарные же технологии нацелены, как правило, на отдельную личность, гораздо реже - на несколько человек.
Исходя из последнего утверждения формирует свое представление и Н.Д. Узлов, который отмечает, что «гуманитарные технологии - это технологии, ориентированные на развитие человеческой личности и создание соответствующих условий для этого» [3, с. 64].
Весьма развернутое и глубокое определение понятия «гуманитарные технологии» в образовании на данный момент представлено в работе А.Е. Митина и С.О. Филипповой, где они рассматриваются как «последовательность действий педагога, специально организованных для конкретной педагогической ситуации и обеспечивающих такое взаимодействие с учащимися или воспитанниками, которое оказывает целенаправленное влияние на их поведение за счет использования ресурсов, связанных с гуманитарными знаниями о личности (потребности, интересы, мотивы), что приводит к повышению эффективности решаемой в данный момент педагогической задачи (обучения, воспитания, развития и т.д.)» [4, с. 258].
Таким образом, проанализировав вышеуказанное, можно выделить основные признаки, присущие гуманитарной технологии в педагогике:
1) гуманитарные технологии опираются на комплексные знания о личности, ее внутреннем мире;
2) они направлены на всестороннее и свободное развитие обучающихся, на создание способствующих этому условий;
3) гуманитарные технологии нацелены прежде всего на эффективное решение поставленных педагогических задач;
4) гуманитарные технологии в процессе применения подразумевают диа-логичность, которая влияет на характер индивидуально-личностных отношений учителя и обучающегося. Диалогичность направлена на то, чтобы участники педагогического процесса пришли к взаимопониманию, выработали общий язык общения, что в конечном итоге позволит достичь поставленную цель.
В настоящее время в образовательной практике могут активно применяться такие гуманитарные технологии, как:
1) скэффолдинг, или технология «угасающей помощи». Основной ее чертой является «угасающая помощь» со стороны учителя, то есть уменьшение степени интенсивности оказания помощи до момента, когда ученик становится совершенно самостоятельным в решении учебных задач. Она помогает совершенствовать уровень интеллектуального развития, расширять кругозор и эрудированность; глубину, гибкость, критичность, прогностичность и аналитические способности мышления; настойчивость и уверенность в себе, умение контролировать ход и результаты деятельности и др.;
2) технология развития критического мышления - способствует развитию логики, обоснованности суждений, применения принятых решений к различным ситуациям;
3) технология проектной деятельности. Ориентирована в первую очередь на личность обучающегося и предполагает самостоятельную работу над теоретическим и творческим проектом [6].
Гуманитарные технологии положительно себя зарекомендовали в профессиональной подготовке специалистов, а в школьной практике, на наш взгляд, они особенно эффективны при обучении старшеклассников праву в рамках учебной дисциплины «Обществознание».
Приведём пример применения гуманитарных технологий, которые успешно были использованы при формировании у учащихся 9 классов правовых знаний в рамках дисциплины «Обществознание». Для укрепления и углубления получаемых знаний и умений была применена технология проектов. Она была направлена на организацию самостоятельной групповой работы обучающихся над выбранной темой проекта.
Всего класс был разделен на восемь групп, в каждую из которых входило по три человека.
Работа над проектами была организована в четыре основных этапа: этап подготовки, этап планирования, исследовательский этап и этап представления полученных результатов (относится к третьему этапу формирующего эксперимента).
На этапе подготовки проекта были реализованы следующие задачи:
1) сформированы группы из учеников;
2) выбраны темы проектов из предложенного списка или по согласованию с преподавателем. Был предложен следующий перечень тем проектов:
- Права и свободы граждан РФ;
- Уголовная ответственность несовершеннолетних;
- Трудовые права несовершеннолетних;
- Образование: право и обязанность?
- Административная ответственность несовершеннолетних;
- Основы семейного права;
- Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет;
- Имущественная ответственность гражданина;
3) определены цели, задачи, структура проектов;
4) изучены источники по выбранным темам.
На этапе планирования были реализованы следующие задачи:
- очерчены сроки представления промежуточных и конечных результатов;
- обсуждены возможные результаты работы над проектом.
На исследовательском этапе были реализованы следующие задачи:
- осуществлен сбор и обработка информации из различных источников;
- подготовлены и сопоставлены с задачами выводы;
- подготовлен отчет в виде презентации.
Отчет о выполненном проекте состоял из введения, основной части, заключения и списка источников.
Во введении:
- отражена актуальность выбранной темы;
- определены объект, предмет, цель и задачи проекта.
В основной части:
- раскрыто основное содержание работы;
- описана суть проблемных вопросов.
В заключение:
- представлены основные выводы в соответствии с задачами проекта;
- сформированы пути решения проблем.
На этапе представления результатов (относится к третьему этапу формирующего эксперимента) были реализованы следующие задачи:
- публичное выступление с проектной работой, примерно, на 12 - 15 минут;
- обсуждение выполненного проекта;
- оценка работы проектной группы в целом и каждого её участника.
Как показал анализ опыта применения, гуманитарные технологии позволяют получить обучающимся необходимые знания, навыки и умения, выработать полезные ценностные установки.
Применение гуманитарных технологий в процессе обучения праву обучающихся средних классов общеобразовательной школы создает дидактическую среду, пропитанную такими категориями, как «уважение личности», «ценность
жизни», «существование, развитие человека», «качество жизни» и способствует качественному освоению ими всех предметных результатов.
Эти категории всецело отражены и в самой сущности «гуманитарных технологий». Все это вытекает из самой дефиниции слова «гуманитарный», которая придает ему следующий смысл: обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека [3; 4].
В настоящее время преподавателю недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо еще и умение применять их в практической деятельности.
Для успешной реализации гуманитарных технологий в процессе обучения необходимо создание и выполнение ряда условий:
- понимание учителем сущности гуманитарной технологии;
- учет индивидуальных качеств учителя при подборе гуманитарной технологии, поскольку от этого зависит ее эффективность;
- реализация гуманитарной технологии целиком, так как эффект достигается при полной реализации всех ее компонентов;
- развитие технологической компетентности учителя, которая предполагает анализ собственных профессиональных знаний, умений и навыков, анализ педагогического процесса, определение цели деятельности, знание преподавателем теоретических положений в области педагогической технологии;
- наличие высокого уровня развития педагогического мастерства, которое включает в себя мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности обучающихся; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности; мастерство владения педагогической техникой, сформированной эмоциональной культурой учителя [7; 8];
Библиографический список
- наличие у учителя высокого уровня развития технологической культуры.
Технологическая компетентность учителя - это «динамическая система педагогических ценностей, технологических умений (педагогической техники и образовательной технологии) и творческой индивидуальности» [5, с. 16]. Уровень развития технологической компетентности определяется степенью сформиро-ванности ее компонентов, таких как педагогическая позиция и профессионально-личностные качества учителя, технологические знания и культура его педагогического мышления; технологические умения и опыт творческой деятельности.
Также для успешного применения гуманитарных технологий учителю необходимо:
- уметь чётко формулировать учебные задачи и предполагаемый результат учебной деятельности и определять соответствие гуманитарных технологий поставленным задачам;
- уметь отбирать материал, связанный с гуманитарными знаниями о личности (потребности, интересы, мотивы),
- владеть комплексными знаниями личности обучающихся;
- ориентироваться в процессе преподавания на выработку диалогично-сти с учащимися, направленную на взаимопонимание, выработку общего языка общения, что в конечном итоге позволит достичь предполагаемого результата;
Применение гуманитарных технологий в процессе обучения диктует выполнение всех вышеперечисленных условий, предъявляемых ко всем педагогическим технологиям. От высокого уровня технологической компетенции учителя зависит успешное построение учебного процесса, эффективное достижение поставленных целей и предполагаемых результатов, целостное и обоснованное применение выбранных гуманитарных технологий.
1. Пак М.С., Орлова И.А. Гуманитарное обновление химического образования. Санкт-Петербург: МИРС, 2010.
2. Юдин Б.Г От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям. Знание. Понимание. Умение. 2005; № 3: 129 - 138, № 4: 104 - 110.
3. Узлов Н.Д. Настоящее и будущее гуманитарных технологий. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011; № 4: 62 - 70.
4. Митин А.Е., Филиппова С.О. Гуманитарные технологии: обоснование основных положений применения в образовании. Знание. Понимание. Умение. 2013; № 3: 255 - 262.
5. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А., Казачкова Т.Б., Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. Санкт-Петербург, 2015.
6. Сорокопуд Ю.В., Окунев С.А., Лапшова И.А. Применение гуманитарных технологий в процессе формирования профессионально важных качеств будущих юристов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 76 - 77.
7. Рачковская Н.А. Психологические механизмы управления эмоциональным состоянием человека. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2008; № 4: 12 - 17.
8. Рачковская Н.А. Развитие эмоциональной культуры будущего социального педагога в вузе: методология, теория, практика. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2012.
References
1. Pak M.S., Orlova I.A. Gumanitarnoe obnovlenie himicheskogo obrazovaniya. Sankt-Peterburg: MIRS, 2010.
2. Yudin B.G. Ot gumanitarnogo znaniya k gumanitarnym tehnologiyam. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2005; № 3: 129 - 138, № 4: 104 - 110.
3. Uzlov N.D. Nastoyaschee i buduschee gumanitarnyh tehnologij. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya. 2011; № 4: 62 - 70.
4. Mitin A.E., Filippova S.O. Gumanitarnye tehnologii: obosnovanie osnovnyh polozhenij primeneniya v obrazovanii. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2013; № 3: 255 - 262.
5. Dautova O.B., Ivan'shina E.V., Ivashedkina O.A., Kazachkova T.B., Krylova O.N., Mushtavinskaya I.V. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii osnovnoj shkoly v usloviyah FGOS. Sankt-Peterburg, 2015.
6. Sorokopud Yu.V., Okunev S.A., Lapshova I.A. Primenenie gumanitarnyh tehnologij v processe formirovaniya professional'no vazhnyh kachestv buduschih yuristov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 76 - 77.
7. Rachkovskaya N.A. Psihologicheskie mehanizmy upravleniya 'emocional'nym sostoyaniem cheloveka. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki. 2008; № 4: 12 - 17.
8. Rachkovskaya N.A. Razvitie 'emocional'noj kul'tury buduschego social'nogo pedagoga v vuze: metodologiya, teoriya, prakiika. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.
Статья поступила в редакцию 04.06.21
УДК 378.147
Kondrakhina N.G., Cand. of Sciences (Philology), Professor, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Yushakova N.E., senior teacher, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
DISTINGUISHING FEATURES OF INDIVIDUALIZATION WITHIN THE FRAMEWORK OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO STUDENTS. The article examines a problem of individualization of foreign language training within the framework of foreign language teaching of students. Attention is drawn to the essence of the phenomenon of individualization of education, the analysis of this concept and its refinement are carried out. Various forms of implementation of training individualization and their correlation with the conditions of the effectiveness of training individualization have been studied. Key aspects and specificity of the individual-ization of foreign language training within the framework of foreign language teaching of students, conditions for individualization of foreign language education are considered. Particular attention is paid to the relationship between distance learning and individualization of learning, as coherently implemented technologies within the educational process. Attention is drawn to significant technologies that provide individualization of foreign language teaching at a university, in particular distance learning technologies, case technologies, broadcast technologies and network technologies.
Key words: individualization of teaching, foreign language training, higher school, distance learning, student age.
Н.Г. Кондрахина, канд. филол. наук, доц., проф., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]
Н.Е. Южакова, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]
Эбб